Научная статья на тему 'Пространство - доминантная характеристика алтайского художественно-эпического сознания'

Пространство - доминантная характеристика алтайского художественно-эпического сознания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / ДОМИНАНТА / АЛТАЙСКИЙ ЭПОС / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ЭТНОС / ШАМАНИЗМ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / SPACE / DOMINATING IDEA / ALTAIAN EPOS / ARTISTIC CONSCIOUSNESS / AN ETHNOS / SHAMANISM / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ан С.А.

Рассмотрены некоторые аспекты самобытности национальной культуры алтай-цев через призму специфики художественно-эпического сознания коренного этноса Алтая. Пока-зано, что основополагающим элементом в формировании культурного кода большой группы пле-мен алтайского этноса является географическое положение их кочевания и расселения. Обшир-ность географического пространства и величие окружающего природного мира от степей до горных хребтов сформировали доминантную характеристику мировоззрения этого народа, определили характер его отношения к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SPACE” IS A KEY CHARACTERISTIC OF THE ALTAIANS’ ARTISTIC AND EPIC CONSCIOUSNESS

The article considers originality of the Altaian ethnic culture from the point of view of pe-culiarity of the Altai native people’s artistic and epic consciousness. The author shows that the basic el-ement of forming of the Altaian ethnic family's culture code is geographical location of their nomading and settlement. Hugeness of space and grandeur of surrounding nature spread from steppes to mountain backs have formed a dominant characteristic of the Altaians’ worldview, have determined the ethnos' attitude towards the nature.

Текст научной работы на тему «Пространство - доминантная характеристика алтайского художественно-эпического сознания»

Раздел 1

ФЕНОМЕН ЕВРАЗИЙСТВА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

УДК 398.22:159.922:39(=512)

С. А. Ан, доктор философских наук, профессор Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)

fil-fik@altspu.ru

ПРОСТРАНСТВО - ДОМИНАНТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛТАЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭПИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Аннотация. Рассмотрены некоторые аспекты самобытности национальной культуры алтайцев через призму специфики художественно-эпического сознания коренного этноса Алтая. Показано, что основополагающим элементом в формировании культурного кода большой группы племен алтайского этноса является географическое положение их кочевания и расселения. Обширность географического пространства и величие окружающего природного мира - от степей до горных хребтов - сформировали доминантную характеристику мировоззрения этого народа, определили характер его отношения к природе.

Ключевые слова: пространство, доминанта, алтайский эпос, художественное сознание, этнос, шаманизм, культурное наследие.

Рубеж веков обычно становится своеобразной вехой, точкой отсчета в мире художественной культуры. На рубеже XX-XXI столетий обращение к традиционным культурам, этническому творчеству стало одним из способов противостояния глобализму в культуре, техницизму и урбанизации, грозящим стандартизацией художественной культуре.

Если непривычные для европейца отношения между человеком и природой в Х1Х-ХХ веках влекли исследователей и художников к изысканно-утонченным мотивам Востока, то последняя треть XX - начало XXI веков пробудили интерес к совершенству красот реальной природы, которая в нашем регионе выразилась в творчестве художников-пейзажистов, лирике, исследовании алтайских петроглифов и эпоса народов, населявших Алтай.

Эпос алтайских народов - одна из интереснейших страниц его истории и культуры. Язык художественно-эпического сознания включает в себя глубинные, имеющие мифологические основания, представления об «аксиологической иерархии пространственной организации: верх-низ, центр-периферия» [1, с. 58-59]. Кроме того, содержит в себе схемы, модели, связанные с разбивкой универсального пространства и определением границ пространства собственной культуры, отделяющих её от пространства внешнего (свое-чужое). Большинство исследователей алтайского эпического художественного сознания (А. В. Анохин, Н. В. Винницкая, С. С. Каташ, С. С. Суразаков и другие) убедительно доказывают, что сакральное пространство эпоса структурирует мир по вертикали и горизонтали, оно теологично, имеет свой центр и периферию. Позже, в христианской культуре, сакральное пространство получит дополнительную символическую нагрузку, сохраняя представления о центре (храм, земля обетованная).

Алтай многолик: это и географическое понятие, и этнографическая данность, и религиозно-культурное явление. Каждый из этих аспектов в отдельности также представляет собой обширный спектр различных проявлений. В пространственное понятие географического Алтая входят и Алтай горный, и Алтай степной, и Алтай водный, с его многочисленными озерами и реками

Раздел 1. Феномен евразийства в социально-культурологическом контексте

и неповторимым своеобразием флоры и фауны [2, с. 54]. Этногеографический Алтай - это совокупность многих народностей, которых сто лет назад отечественный востоковед В. И. Вербицкий еще объединял одним названием - кыргызы [3], а сегодня их называют, по сеокам, алтайцы, ку-мандинцы, телеуты, теленгиты, шорцы и так далее, объединяя общим названием - алтайцы, при этом разбивая их по географическому признаку и признаку оседлости на северных и южных алтайцев.

Алтайское эпическое сознание описано в отечественной литературе за последние примерно сто пятьдесят лет (ранее оно глубинно не исследовалось) в разных источниках, которые можно разделить на три взаимосвязанные группы. Первую группу источников составили труды известных тюркологов, активно изучающиеся археологами, этнографами и другими специалистами. Среди них: А. В. Анохин, В. В. Радлов, Л. П. Потапов. Во вторую группу трудов включили исследователей алтайской духовной культуры: А. Г. Данилина, С. С. Каташа, С. С. Суразакова, Л. И. Шерстову. Третья группа представлена научным осмыслением мифологических и фольклорных сюжетов как выражения особенности традиционного сознания алтайских тюрков. Это работы Н. А. Баскакова, Н. В. Виницкой, В. П. Дьяконова, Н. К. Репина, Ф. А. Сатлаева, А. М. Са-галаева. Причем в большинстве трудов этой группы акцентирована мысль о необходимости анализа культуры алтайцев как промежуточного звена между мирами Запада и Востока.

Идея открытости духовной культуры Алтая к инокультурным влияниям и её способность оставаться самобытной, аргументированная фактическим материалом, нами была заложена еще в конце 90-х годов в статье «Три исторических этапа создания эпических сказаний «Алтай Буучай», «Маадай-Кара», «Когутэй» [4, с. 69-73]. Также отметим, что по географическому положению Алтай является центром Азии (сейчас его территория поделена между Монголией, Россией, Китаем и Казахстаном). Здесь протекали активные процессы слияния различных этносов (скифы, тюрки, хунны, монголы), поэтому «культурная почва» [5, с. 87] региона необычайно насыщена разнообразными историко-этническими слоями и формами. Примерно с VI в. горную часть Алтая населяли различные уже названные нами племена, говорящие (кроме монголов) на тюркском языке и представляющие собой сложный и своеобразный синкретизм многих этносов, но обладавшие своими наиболее устойчивыми чертами, сформировавшимся комплексом духовной и материальной культуры.

Духовной первоосновой культуры алтайцев, рельефно выразившейся в художественно-эпическом сознании, стало язычество в форме шаманизма, являвшееся самобытным способом освоения человеком природного пространства. Мы, вслед за Л. П. Потаповым, полагаем, что мифологические и религиозные представления алтайцев, которые являются содержанием эпического сознания, получили распространение среди родственных и неродственных племен и позже обнаруживали себя даже в мировых религиях, вследствие чего они не могут считаться собственностью алтайского шаманизма. Тем не менее, алтайский шаманизм внес свой вклад в представление о трех специфических пространствах (сферах, зонах, частях) Вселенной, внедрив идею возможности перехода кама (шамана) из одной части пространства в другую и разработав практику такого перехода. Шаманизм, таким образом, явился системообразующей первоосновой, духовной силой, объединяющей алтайцев, воплощающей архетипы их этнической культуры. Так, например, в ку-мандинском сказании, записанном в ХХ в., выражен архетип трехчастного (небо, высший, серединный, лунно-солнечный, и низший, подземный) мира:

Поскакал наш Димей с перевала, по долинам поехал и снова -по горам, по хребтам, по вершинам. Много дней и ночей миновало, прежде чем, истощившись в дороге, он у края земли очутился -у отверстия, где разверзался

Нижний мир, непроглядный, подземный [6, с. 173].

Или обратимся к тесту героического алтайского эпоса «Маадай-Кара». Дочь Эрлика, владыки подземного мира, размышляет о своей доле, оказавшись в человеческом, лунно-солнечном мире, где ей быть:

Раздел 1. Феномен евразийства в социально-культурологическом контексте

Из мира, где не льется свет, Пришла, живу я под луной. Из-под земли, где солнца нет, Я поднялась, как жить одной? Привыкла к солнцу и луне. В подземный мир не опущусь. Привыкла к этой стороне, К отцу теперь не возвращусь [7, с. 136].

Причем символика пространства трехчастного мира начала свое выражение в художественном творчестве - в фольклоре и декоративно-прикладном искусстве. К примеру, береза, как священное дерево, обозначающее соединение трех миров, - на шаманском бубне, вышивка и другие украшения обуви и одежды шамана выполняли ту же функцию. Устойчивые теологические основы шаманизма на территории Алтая были заложены не только в его верованиях и выражены в героическом эпосе, но и в повседневном сознании, определяя морально-этические нормы поведения и регламентируя разного рода действия человека в пространстве тайги и гор. Религиозно-художественный комплекс алтайцев выступал, благодаря доминантной характеристике пространства, гипотетической моделью мира, фиксирующей систему взглядов человека на мир, удовлетворяющей его своей целостностью и завершенностью, а также сочетающей «главные способы социокультурной трансляции - ценностные и нормативные» [5, с. 88]. Здесь уместно добавить: главной составляющей этой модели выступал приоритет коллективных ценностей над индивидуальным бытием, который сложился под влиянием уникальной природно-географической среды и самобытного исторического прошлого.

Образы и символы архаических культур, выражающих пространственные характеристики, находятся в центре внимания сибирских исследователей. Так, А. В. Эдоков в монографии «Декоративно-прикладное искусство Алтая с древних времен до наших дней» (2006 г.) предложил авторскую концепцию формообразования произведений алтайского декоративно-прикладного искусства, утверждая значение архетипических образов в формировании его стилистики. Ключевые положения о многообразии форм эпического (через этническое) в искусстве Сибири отметим в трудах омского ученого В. Ф. Чиркова. Автор предлагает синтез трех методик для выявления этнической специфики искусства: метод формального анализа, приемы герменевтической интерпретации художественных текстов, метод среднего подхода, в основе которого лежат природный, предметно-средовой, социокультурный, субъектно-личностный, собственно-духовный признаки [8, с. 190]. Есть другие интересные теоретические работы, прокладывающие пути исследований в данном направлении. Проблемы существования и функционирования художественного сознания в современной философско-психологической эстетике разрабатывались коллективом ученых Алтайского госпедуниверситета в монографии «Философия сознания в образах и понятиях» [9].

В целом в последние десятилетия в сибирском философско-искусствоведческом исследовании определились следующие аспекты изучения: 1) исследуется роль мифологического, эпического сознания в формировании и развитии разных видов и жанров искусства, поэзии, литературы; 2) выявляется связь этнической традиции и художественного творчества; 3) разрабатывается идея о том, что в эстетике и искусстве эпико-этническая традиция находит художественное выражение через архетипические, мифологические, символические мотивы, темы, сюжеты, образы, при этом этнический характер является определенным стержнем, системой сознательных и бессознательных установок, сопряженных с доминантами этнического художественного сознания.

Список литературы

1. Красильникова, М. Б. Пространственно-временное измерение русской культуры переходных эпох. - Рубцовск : Изд-во Рубцовского индустриал. ин-та, 2013. - 187 с.

2. Виноградов, Ю. А. «Здесь, у слияния синих вод...». Образ Алтая в творчестве сибирских художников // Культурное наследие Сибири : сб. науч. тр. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. пед. ун-та, 2015. - Вып. 18. -С. 53-94.

3. Вербицкий, В. И. Алтайские инородцы. - Горно-Алтайск : Ак Чечек, 1993. - 272 с.

4. История культуры Алтая : в 3 ч. - Барнаул : Пикет, 1999. - Ч. 1 : Культура Алтая с древнейших времен до начала ХХ века. - 149 с. - (Библиотечка школьника Алтая).

Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). Научный журнал № 2 (16) 2018

5. Маняхина, М. Р. Конфессиональная культура Алтая в Новое время // Регионы России: художественные процессы Нового и Новейшего времени : сб. науч. ст. - Санкт-Петербург : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2001. - С. 87-100.

6. Кан-Алтай: алтайские героические сказания в записях XIX-XX вв. / сост. А. Преловский. -Барнаул : Пять плюс, 2012. - 216 с.

7. Маадай-Кара: алтайский героический эпос / поэт. пер. А. Плитченко. - Горно-Алтайск : Ак Чечек, 1995. - 207 с.

8. Чирков, В. П. Пространственно-временное бытие произведения искусства (на материале изобразительного искусства Сибири середины XX - начала XXI века): к постановке проблемы // Омский научный вестник. - 2007. - № 1. - С. 187-191.

9. Философия сознания в образах и понятиях : моногр. / под ред. С. А. Ан, В. В. Маркина. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. пед. ун-та, 2015. - 167 с.

Svetlana А. An, Dr. of Philosophical Sciences, Professor Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)

fil-fik@altspu.ru

"SPACE" IS A KEY CHARACTERISTIC OF THE ALTAIANS' ARTISTIC AND EPIC CONSCIOUSNESS

Abstract. The article considers originality of the Altaian ethnic culture from the point of view of peculiarity of the Altai native people's artistic and epic consciousness. The author shows that the basic element of forming of the Altaian ethnic family's culture code is geographical location of their nomading and settlement. Hugeness of space and grandeur of surrounding nature spread from steppes to mountain backs have formed a dominant characteristic of the Altaians' worldview, have determined the ethnos' attitude towards the nature.

Keywords: space, dominating idea, Altaian epos, artistic consciousness, an ethnos, shamanism, cultural heritage.

УДК 314.122.66: [81-112.2+39](=21+16)

В. М. Дическул, кандидат исторических наук, доцент, Международный Соломонов Университет (Киев, Украина)

vmdicheskul@ukr.net

М. В. Тюкалов, кандидат исторических наук, Volunteers India Education Development and Help in Asia (Гоа, Индия)

vtyukalov@ukr.net

ВЛИЯНИЕ ИНДОАРИЕВ НА ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ В СВЕТЕ ДАННЫХ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ЭТНОГРАФИИ

Аннотация. Изложены основные итоги авторского исследования, посвящённого уточнению этнолингвистических условий начального этапа глобализационных трансформаций, связанных с этноисторическим влиянием индоариев на процесс становления восточнославянской цивилизации. Анализируются некоторые процессы формирования культуротворческого потенциала евразийской территории, предметом изучения является наследие этнокультурного генезиса как результат многовековых социокультурных и мифопоэтических ассимиляций. Используемый сравнительно-исторический метод изучения основывается на данных исторической лингвистики и этнографии.

Ключевые слова: индоарии, историческая лингвистика, «Ригведа», «Авеста», санскрит, веды, «русь», «арии», восточно-славянская цивилизация, индоевропейская общность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.