Научная статья на тему 'Влияние индоариев на восточнославянскую цивилизацию в свете данных исторической лингвистики и этнографии'

Влияние индоариев на восточнославянскую цивилизацию в свете данных исторической лингвистики и этнографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
215
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДОАРИИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА / "РИГВЕДА" / "АВЕСТА" / САНСКРИТ / ВЕДЫ / "РУСЬ" / "АРИИ" / ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ОБЩНОСТЬ / INDO-ARYANS / HISTORICAL LINGUISTICS / "RIGVEDA" / "AVESTA" / SANSKRIT / VEDAS / "RUS'" / "AR-YANS" / EASTERN SLAVIC CIVILIZATION / INDO-EUROPEAN SPEAKING COMMUNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дическул В.М., Тюкалов М.В.

Изложены основные итоги авторского исследования, посвящённого уточнению этнолингвистических условий начального этапа глобализационных трансформаций, связанных с этноисторическим влиянием индоариев на процесс становления восточнославянской цивилиза-ции. Анализируются некоторые процессы формирования культуротворческого потенциала евразийской территории, предметом изучения является наследие этнокультурного генезиса как результат многовековых социокультурных и мифопоэтических ассимиляций. Используемый сравнительно-исторический метод изучения основывается на данных исторической лингвистики и этнографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние индоариев на восточнославянскую цивилизацию в свете данных исторической лингвистики и этнографии»

5. Маняхина, М. Р. Конфессиональная культура Алтая в Новое время // Регионы России: художественные процессы Нового и Новейшего времени : сб. науч. ст. - Санкт-Петербург : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2001. - С. 87-100.

6. Кан-Алтай: алтайские героические сказания в записях XIX-XX вв. / сост. А. Преловский. -Барнаул : Пять плюс, 2012. - 216 с.

7. Маадай-Кара: алтайский героический эпос / поэт. пер. А. Плитченко. - Горно-Алтайск : Ак Чечек, 1995. - 207 с.

8. Чирков, В. П. Пространственно-временное бытие произведения искусства (на материале изобразительного искусства Сибири середины XX - начала XXI века): к постановке проблемы // Омский научный вестник. - 2007. - № 1. - С. 187-191.

9. Философия сознания в образах и понятиях : моногр. / под ред. С. А. Ан, В. В. Маркина. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. пед. ун-та, 2015. - 167 с.

Svetlana А. An, Dr. of Philosophical Sciences, Professor Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)

fil-fik@altspu.ru

"SPACE" IS A KEY CHARACTERISTIC OF THE ALTAIANS' ARTISTIC AND EPIC CONSCIOUSNESS

Abstract. The article considers originality of the Altaian ethnic culture from the point of view of peculiarity of the Altai native people's artistic and epic consciousness. The author shows that the basic element of forming of the Altaian ethnic family's culture code is geographical location of their nomading and settlement. Hugeness of space and grandeur of surrounding nature spread from steppes to mountain backs have formed a dominant characteristic of the Altaians' worldview, have determined the ethnos' attitude towards the nature.

Keywords: space, dominating idea, Altaian epos, artistic consciousness, an ethnos, shamanism, cultural heritage.

УДК 314.122.66: [81-112.2+39](=21+16)

В. М. Дическул, кандидат исторических наук, доцент, Международный Соломонов Университет (Киев, Украина)

vmdicheskul@ukr.net

М. В. Тюкалов, кандидат исторических наук, Volunteers India Education Development and Help in Asia (Гоа, Индия)

vtyukalov@ukr.net

ВЛИЯНИЕ ИНДОАРИЕВ НА ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ В СВЕТЕ ДАННЫХ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ЭТНОГРАФИИ

Аннотация. Изложены основные итоги авторского исследования, посвящённого уточнению этнолингвистических условий начального этапа глобализационных трансформаций, связанных с этноисторическим влиянием индоариев на процесс становления восточнославянской цивилизации. Анализируются некоторые процессы формирования культуротворческого потенциала евразийской территории, предметом изучения является наследие этнокультурного генезиса как результат многовековых социокультурных и мифопоэтических ассимиляций. Используемый сравнительно-исторический метод изучения основывается на данных исторической лингвистики и этнографии.

Ключевые слова: индоарии, историческая лингвистика, «Ригведа», «Авеста», санскрит, веды, «русь», «арии», восточно-славянская цивилизация, индоевропейская общность.

Великое множество племён и народов на земле назывались по месту их преимущественного обитания. Восточнославянские раннесредневековые поляне - это «жители полей», дреговичи -«жители болот», древляне - «жители дебрей, лесов». Однако различия существовали только для них самих, и все они с незапамятных времён селились вдоль рек. Исходя из требования исторической лингвистики, топонимики, истории и логики, если «руса» - это «река» - извечное место поселения наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования, «рус» -праславянский корень, образовавший большое гнездо слов в русском, украинском языках, «Рус» -уже полузабытое мифическое божество, то обобщённый этноним «русы» или «руссы» издревле значило - «живущие на реках», «жители рек», «речной народ»[1, c. 459]. Одно из глубочайших заблуждений, идущее от первого историка славян Нестора, очевидца возвеличивания Киевской Руси, но ограниченного в своих знаниях о древности, что на Днепре славяне появились в V веке нашей эры во главе с князем Кием. У Нестора нет дат. И гипотеза о том, что все славяне расселились с Балкан - не более как гипотеза. «Киевская Русь» IX-XIII вв. была только одним из позднейших фактов истории Руси, стародавняя же история и культура её ещё ждут широких исследований.

Наши отдалённые предки всегда жили на Днепре, они были автохтонами, то есть коренными жителями приволжских и причерноморских степей и прилегающих районов Европы. Мило градская культура Среднего Поднепровья (VII-II вв. до н. э.), более поздние зарубинецкая и черняховская (II-V вв. н. э.) несли в себе немало элементов, доказывающих их славянскую принадлежность.

Доказательством того, что пять тысяч лет назад в причерноморских степях жили далёкие предки славян, могут служить упоминания о мифической реке Rasa «великая матерь», текущей на дальнем северо-западе, на старой родине, в древне-индийских гимнах «Ригведы» [2, c. 283]. А в «Авесте», священной книге древних персов, говорится о реке Ranka, где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже, у персов, это река Raha, отделяющая Европу от Азии [2, c. 314].

В публикации историка Ф. И. Кнауэра «О происхождении имени народа Русь» высказана интересная гипотеза. На основе филологического анализа исследователь доказывает этимологическое тождество названий «Ranka» и «Raha» с древним именем Волги - «Ра», которое обрело впоследствии такие формы, как «Рос» у греков и арабов, «Рось, Русь, Роса, Руса» у славян.

Последними топонимами были названы многочисленные северо-западные реки на новых местах расселения народа, вышедшего в глубокой древности на свои исторические пути с Волги, так же как и другие древние индоевропейцы [3, c. 19]. Последние переселились с Волги на юго-восток, назвав один из притоков Инда именем той же реки - прародительницы Rasa.

Таким образом, появилась гипотеза, что имя народа «русь» чисто славяно-русского происхождения, и точная передача слова означает не что иное, как «приволжский народ». Названия всех рек с главными гидронимами Причерноморья - «ди», «дъи» - Дон, Донец (Северский), Днепр, Днестр, Дунай образовались от одного понятия. Это понятие принадлежало древнейшему народу - ариям, то есть индоевропейцам. «Этноним арии, - пишет современный исследователь Л. В. Чеснов в сборнике «Этнографы рассказывают», - многие тысячелетия назад означал «пахари», а затем стал названием господствующего народа в древней Индии» [4, c. 21]. Существует научная версия, что между словом «арии» и общим в своей коренной основе для всех балто-славянских народов словом, означающим его исходное понятие, есть связь.

Литовская, например, форма слова «пахать» - «arti, ariu», на родном говоре «пахарь» -«angas», латышская - «art, ar'u», сербохорватская - «ораты», польская - «ораё», чешская -«орати», старорусская - орати. В Индии же слово «ariya» приобрело значение «благородный», «верный» [5, c. 132-135]. Если возвратиться к названиям причерноморских рек, то в древнейшем памятнике арийской культуры «Ригведе» слово «дану» обозначает реку вообще. В поздних произведениях санскритской священной литературы, появившихся в Индии, это слово-реликт не встречается. В ходе нашего исследования возникает несколько проблемных вопросов. А именно: что такое «Ригведа»? Когда и где она написана? Какое отношение имела древнейшая индийская литература к Причерноморью? Какая вообще может быть связь между народами, столь отдалёнными исторически, и районами, столь отдалёнными географически?

Веды - памятники древнеиндийской литературы, написанные ещё до возникновения буддизма. Слово «веды» переводится как «знание». «Ригведа», «веда гимнов» - колоссальный, по объёму

превосходящий «Илиаду и Одиссею», вместе взятые, сборник лирико-мифологических священных песен, созданный в районе Афганистана - Пенджаба в последней четверти II тысячелетия до нашей эры ариями-скотоводами, которые переселялись в Индию на протяжении пяти столетий. Откуда? - Из степной и лесостепной Восточной Европы, с междуречий Волги - Дона-Днепра-Днестра, где в III тысячелетии до нашей эры сложилась индо-иранская или арийская (индоевропейская) языковая и культурная общность [6, с. 49]. Арии тесно соседствовали или даже составляли близкородственную общность с протобалтославянскими племенами. Одно из главных научных подтверждений этого факта - поразительное сходство санскрита ведических ариев со славянскими, особенно, восточнославянскими языками - по основному лексическому фонду, грамматическому строю, роли формантов и множеству других частностей. Об этом написано много исследований, но тема ограничивает несколькими наиболее показательными примерами. Санскритское иаЬЬа, иаЬЬаса - это место обитания богов, пространство, несущее солнце и облака, рождающее зной и дождь, имеет соответствия во многих индоевропейских языках, но наиболее близкое этому понятию русское, украинское «небо», «небеса», выраженному в удивительно сходной лексической форме [5, с. 132]. Учёные давно также сопоставляют санскритсковедическое «bhaga» (милостивый бог, покровитель, добрая судьба) со славянским словом и понятием «Бог». Персонифицированная божественная надмирная сила в санскрите обозначается словом «дева» - от ведического «&у», что сопоставимо со славянским «диво», и вполне может быть, что полуторастолетние споры филологов о том, кто такой «дивь» в «Слове о полку Игореве» («Дивь» Екатерининской копии), который «връжеся на землю» после поражения князя Игоря, когда-нибудь завершатся этим сопоставлением [7, с. 358-364].

И ещё два интересных примера «Агни - бог огня». Неисчислимое множество гимнов вед посвящено «Агни» и его ипостаси. Все жертвенные ритуалы, начиная с ведических времён, проводятся перед огнём. А в русском язычестве были широко распространены «моления огневи» под овином, возжигание купальских костров и другие обрядовые действия, связанные с культом огня [8, с. 160]. С давних времён на Украине на праздник Ивана Купалы девушки и молодые юноши выходят из сёл с радостными песнями, раскладывают костры на горе или в лесу недалеко от реки, танцуют вокруг огня и прыгают через костёр [9, с. 409-410]. В Индии же одним из древнейших культов, перешедших в индуизм от ариев, был и остаётся культ реки и воды [6, с. 53]. Установленный факт, что у ариев и славян существовал обычай захоронения погибшего воина с его конём, что славянский культ рода, настолько древний, что его истоки невозможно датировать, имел параллели в арийско-индуистских культах. На Дону и Днепре найдено много статуэток, изображавших богинь-матерей, относящихся к эпохе энеолита. Скульптурные же изображения многоглавых индуистских богов, в частности, пятиглавого или позже четырёхглавого Вишну, имели поразительные соответствия в культовой скульптуре славян. Индийские историки и археологи Д. Д. Касамби, С. К. Дикшит и другие пришли к выводу, что именно арии принесли в Индию коневодство и железную металлургию [10, с. 112]. Изучая индуизм, историки пришли к заключению, что арии принесли с собой свои религиозные представления, нормы обычного права и социально-этические установления. Они распространяли ведизм в Индии, воспринимая многие элементы культуры и религии местного населения.

В результате настоящего исследования можно сделать следующий вывод: последние достижения науки говорят, что индоевропейская общность формировалась в степях юго-восточной Европы, и данные археологии, которая относит это время к периоду так называемой срубной культуры, а также данные сравнительной лингвистики, этнографии, антропологии, истории позволяют сделать вывод о несомненной общности того большого этнического массива, в котором будущие ведические арии-скотоводы теснее других соседствовали с праславянами-пахарями.

Список литературы

1. Шафарик, П. И. Славянские древности : Часть историческая / Соч. П. И. Шафарика ; пер. с чеш. О. Бодянского. - 2-е изд., испр. - Т. 1. Кн. 1-2. - Москва : Унив. тип., 1848.

2. Зарубiжна лггература : матер. до вивчення лггератур сходу : хрестомапя / упоряд. Л. В. Грицик. -Киев : Изд-во «Кшвський Ушверситет», 2006. - 689 с.

3. Труды одиннадцатого археологического съезда в Киеве : в 2 т. / под ред. графини Уваровой и С. С. Слуцкого. - Москва : Типогр. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1901-1902.

4. Чеснов, Л. В. Название народа: откуда оно? // Этнографы рассказывают. - Москва : Наука,1978. -С. 14-31.

5. Кочергина, В. Санскрит : учебник. - Москва : Изд-во ин-та общего среднего образования Рос. акад. образования, 2001. - 336 с.

6. Watson, F. India: a Concise History. - New-York : Thames and Hudson, 1979.

7. Лихачёв, Д. С. Исследование по древнерусской литературе. - Ленинград : Наука, 1986. - 405 с.

8. Гусева, Н. Р. Индуизм. - Москва : Наука, 1977. - 328 с.

9. Воропай ,О. Звича! нашого народу. - Киев : Обериг, 1993. - 592 с.

10. De Bary, W. T. Sources of Indian Tradition. - New-York : Columbia University Press, 1969. - No inf.

Vera М. Dicheskul, Ph D. in History, Associate Professor King Solomon International University (Kiev, Ukraine)

vmdicheskul@ukr.net

Mikhail V. Tyukalov, Ph D. in History Volunteers India Education Development and Help in Asia (Goa, India)

vtyukalov@ukr.net

INDO-ARYANS' INFLUENCE ON EASTERN SLAVIC CIVILIZATION IN THE FACE OF HISTORICAL LINGUISTICS AND ETHNOGRAPHY DATA

Abstract. The key results of the authors' research elaborate some ethnic and linguistic conditions of the first stages of globalization processes related with Indo-Aryans' ethnic and historical influences on genesis of the Eastern Slavic civilization are outlined. The authors analyze processes of the Eurasian area culture creative potential forming. The study subject is heritage of ethnic and cultural genesis which is a result of centuries-long social and cultural, and mythic and poetical assimilations. The authors of the paper use comparative scientific method based on the data given by historical linguistics, ethnography.

Keywords: Indo-Aryans, historical linguistics, "Rigveda", "Avesta", Sanskrit, Vedas, "Rus'", "Aryans ", the Eastern Slavic civilization, Indo-European Speaking Community.

УДК 579.254:929.51:130.2(4/5)

М. А. Носоченко, кандидат культурологии, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

caperucita. amarilla2016@gmail.com

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОСМЫСЛЕНИИ ФЕНОМЕНА ЕВРАЗИЙСТВА

Аннотация. Статья посвящена теме исторической судьбы народов Евразии. Автор даёт характеристику новому научному направлению - ДНК-генеалогии, оценивает гносеологическую состоятельность этой сферы научной мысли для формирования междисциплинарного подхода к изучению истории Евразии; рассматривает значение новых научных данных, полученных методами ДНК-генеалогии, для исследований в области гуманитарных наук: этнологии, истории, философии, лингвистики.

Ключевые слова: ДНК-генеалогия, евразийство, гаплогруппа, гаплотип.

В настоящее время тема исторической судьбы и будущего народов Евразии снова выходит на первый план. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, современный мир переходит от эпохи глобализации к эре глокализации, в связи с чем для народов, населяющих евразийское пространство, возникает насущная потребность выстроить единую социокультурную идентичность в целях создания цивилизационного кластера, в рамках которого будет происходить экономическое, социальное и политическое развитие региона в ближайшие десятилетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.