Научная статья на тему 'Исторические истоки мировосприятия русского этноса'

Исторические истоки мировосприятия русского этноса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
391
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ РУССКОГО ЭТНОСА / ВЫСОКИЕ ЭНЕРГИИ ЛЮБВИ / СИНТЕЗ ЧУВСТВА И РАЗУИМА В СЕРДЦЕ / FEATURES OF RUSSIAN ETHNOS ATTITUDE / HIGH ENERGIES OF LOVE / SYNTHESIS OF FEELLING AND MIND IN HEART

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коренная Алла Борисовна

В статье идет речь о духовных особенностях мировосприятия русского народа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical sources of Russian ethnos attitude

This article tells us about spiritual features of Russian people attitude.

Текст научной работы на тему «Исторические истоки мировосприятия русского этноса»

УДК 17.035.3:39(=161.1)

А. Б.Коренная Исторические истоки мировосприятия русского этноса1

В статье идет речь о духовных особенностях мировосприятия русского народа

Ключевые слова: особенности мировосприятия русского этноса, высокие энергии Любви, синтез чувства и разуима в сердце

A. B. Korennaya The historical sources of Russian ethnos attitude

This article tells us about spiritual features of Russian people attitude.

Keywords: features of Russian ethnos attitude, high energies of Love, synthesis of feelling and mind in heart

В связи с информационным бумом существует возможность по-новому рассмотреть особенности мировосприятия русского этноса (основные черты - душевность, сердечность) и его роль в период перехода человечества на новую ступень развития. Если с позиции географии наши особенности обусловлены положением между Востоком, - наследником предыдущей цивилизации в плане способности тонкого чувствования энергий человека, и живущим рассудком Западом, то в плане историческом существенно утверждающееся в науке положение о том, что именно Восточно-Европейская равнина является местом формирования человека европеоидной расы. Возможно, что из многих народов русский - единственный, основавший государство на своей прародине. Наша задача: усвоив достижени цивилизации, сформировать зародыш нового мира, основанный на соединении разума и чувства в сердце, проявив при этом лучшее из своих этнических черт, обусловленных историей нашей страны, географическим положением и климатом центра России. В эпоху глобального кризиса и кардинальных перемен люди, способные к проявлению тонких психических энергий сердечности, наиболее востребованы и резонируют с идущими из космоса высокочастотными энергиями.

Главная причина трудностей, испытываемых в нашей стране - кризис самоидентичности. Отметим в этой связи, что 2012 год назван Годом истории России.

Настоящая статья - это попытка, используя новейшие научные данные и сочетая их со знаниями мифологическими и эзотерическими, на волне информационного бума, разобраться в пространственных, т. е. географических, и временных -исторических истоках мировосприятия русского этноса, неотъемлемыми чертами которого общепризнанны душевность, сердечность. Обращает на себя внимание расположение центра России на самой большой равнине Евразии, в холодной, с резкими сезонными проявлениями части Европы, между Западом и Востоком.

По эзотерическим представлениям развитие человечества осуществляется путем последовательного развития сохраняющих преемственность цивилизаций2. О существовании на планете предыдущей высокоорганизованной цивилизации свидетельствуют масса артефактов и мифологические источники. Согласно теософии представители предыдущей цивилизации обладали тонким чувствованием энергий тел и пространства, способностями к использованию этих энергий, получению необходимой информации. В этом плане страны Востока являются в большей мере наследниками культуры прежней цивилизации. Глубинные знания Востока касаются тонкоматериального устройства самого человека и развития его энергетических способностей, тогда как наука Запада устремлена к познанию внешнего мира и использованию знаний о нем для нужд материально направленной цивилизации. Задачу современной цивилизации можно видеть в развитии абстрактного мышления, позволяющего логически, разумом достигнуть глубоких представлений о единстве Мироздания, доступных древним (об этом свидетельствуют Веды - средоточие древнейшей философии, положения которой все больше подтверждаются современной наукой). И, надо признать, благодаря развитию европейской науки, она, по сути, преуспела в этом к настоящему времени, приведя, однако, мир к системному кризису. Соответственно, задача следующего витка развития сознания человечества - синтез чувства и разума в сердце, гармонизация между собой полушарий мозга, дальнейшее расширение творческих возможностей человека.

Обратимся к истории. В настоящее время в научных кругах на основании данных данных археологии, антропологии, лингвистики, гляциологии и др. наук все более утверждается положение о том, что Восточно-Европейская равнина является центром формирования и распространения человека европеоидной расы3, хотя о северной прародине человечества исследователи писали и много ранее4. В последние годы установлено, в частности, что древнейшее поселение этого человека соотносятся с археологической культурой на территории России (Воронежская обл., д. Костенки), возраст которой около 50 т. лет5. Выводы основаны на результатах систематических раскопок, произведенных на территории Центральной России в основном в советское время и на детальных исследованиях новейшими методами образцов раскопок. Именно в Костенках найдено древнейшее на планете скульптурное изображение Макоши, датируемое 42 тысячами лет до н. э.

Ученые признают, что особенности космической ритмики неоднократно приводили к катастрофам (в том числе связанным со сдвигом оси вращениия) и резким изменениям климата на планете. Об этом же свидетельствуют мифология и теософия. С. В. Жарникова на основании данных палеогеографии, археологии, гляциологии полагает, что в период межледниковья (70-30 т. л. н.) на Русской равнине имело место настолько выраженное природное изобилие растительного и животного мира, что создались условия для ничем не омрачаемого развития человеческого общества, находящегося в естественном для той поры состоянии матриархата6. (Напомним, что

впервые соотнес эпоху межледниковья с периодом арктической родины индоариев и создания Вед Б. Г. Тилак). Археологические исследования убеждают, что в пределах 40-30т. лет назад вся Русская равнина практически была заселена. Обосновывается миграция с территории Восточной Европы в Западную в доледниковый период, около 35-30т. лет назад. Во время Осташковского оледенения, начавшегося 30 т. лет назад (максимум 20-18 т. л.), когда почти по всей Европе ледники и тундра, и там нет следов человека, на севере Русской равнины существует зона умеренного климата (смешанные и хвойные леса, злаковые луга). С этим периодом на Русской равнине археологи связывают сунгирьскую, зарайскую, юдиновскую культуры и миграцию человека на юго-восток, в Китай и Сибирь. Ледник подтаивал с востока, отходя на запад. 13 т. л. н. граница уже проходила на востоке современной Карелии.

Последующие археологические культуры на территории Восточной Европы (в основном в бассейнах верхней и средней Волги, Оки и Камы (рассетинская, иенев-ская, верхневолжская, волосовская, фатьяновская) сменяют друг друга на протяжении тысячелетий вплоть до исторических времен, сохраняя преемственность и свидетельствуя о сравнительно высоких уровнях развития и плотности населения, превышающей плотность в других районах в периоды мезолита (15-6 тыс. лет назад) и неолита ^МИ тысячелетие до н. э.). Это были люди европеоидной внешности, светловолосые и светлокожие, ростом до 180 см7.

Археологи и антропологи пытаются отследить связь между человеком современного типа - неоантропом и древним человеком палеантропом, следы которого на русской равнине уходят в глубь сотен тысяч лет. С другой стороны, Веды древних арьев, предания ряда европейских народов, греческие легенды повествуют о пращурах, живших на далеком севере, о Богах и Титанах, о легендарной стране Гиперборее за ледяными горами и северными ветрами, где жители воспевали богов и были счастливы. Геохронология свидетельствует о подъеме уровня Северного Ледовитого океана за последние тысячелетия, затоплении шельфа и островов. При этом дата предполагаемого окончательного затопления Арктиды (12 т. л. назад) оказывается близка со временем потопа и датой катастрофы, приведшей к затоплению остатков древней цивилизации Атлантиды. Естественно, древние аркты, если они существовали, как и атланты на юге, осваивали пространства Евразии (и не только) за многие тысячелетия до окончательной гибели своих территорий. Для автохтонного населения они могли стать богами, «входившими к дочерям человеческим», божественными пращурами, способствующими становлению новой цивилизации.

В период таяния ледника в силу развития хозяйственных форм жизни и изменения климата миграции в различных направлениях становятся массовыми. Многие авторы обосновывают на этих фактах единство общеевропейской (и не только) обрядности. Полагают, что среднеминойская, хеттская, древнегреческая культуры, как и культура Трои, имели северное происхождение, хотя указывается и на отсутствие соответствия между протоисторическими культурами Ближнего, Среднего

Востока и Передней Азии и культурой формирующегося индоевропейского сообщества8. В VII-VI столетии до н. э. известны поселения в Скандинавии, культура Винча на Балканах, Триполье. Предполагается, что единство культуры северного ареала цивилизации сохранялось вплоть до столетия до н. э. На всей территории от Балтики и до Урала, по верхней и средней Волге, Оке, низовьям Камы в тысячелетиях до н. э. процветала Волосовская культура, единообразный характер которой подтверждается археологически. Для нее характерно множество небольших неолитических протогородов с кладбищами вне их территорий. (Напомним, что только в это время активно развиваются Египетская и Шумерская культуры).

Переломным моментом в истории цивилизации, по мнению С. В. Жарниковой9, была описанная в Махабхарате битва между родственными племенами в 3102 г. до н. э. Необходимым этапом развития новой цивилизации стал патриархат, в ходе бесконечных войн которого на протяжении пяти тысяч лет формировались личностные проявления тех или иных племен и народностей, народов, наций и этносов. По мнению Е. Е. Кузьминой становлению патриархата способствовало развитие коневодства и кочевого скотоводства10. Полагают, что одомашнивание коня произошло в пределах VI-IV тысячелетия до н. э. на территории от Причерноморья до Урала11.

По данным молодой науки ДНК-генеалогии общий предок русских с маркером ДНК, характерным для 70 % современного мужского населения центральных областей России (гаплогруппаR1a1), жил 4500 лет назад, что говорит о наличии генеалогического стержня русскоязычного этноса. Эта же гаплогруппа представлена в Индии 16 % мужского населения в целом и не менее половиной мужчин в высших кастах, свидетельствуя о северном происхождении, генеалогическом и культурном родстве русских и части индусов12. Об исходе индусов с севера говорится в Ведах. Как показано С. В. Жарниковой, названия десятков рек, озер, селений соотносятся с упоминаемыми в Ведах, сохранившись на нашей земле (Вологодская. Архангель-сая область, Карелия, Центральная Россия, Урал, Предкавказье и др.) с древнейших времен. Например, в Индии «Пур» - город, а на Русском севере известны множество селений с названиями типа Пурино, Пуркино, до 16-го века Пур-наволоком назывался и Архангельск. В Архагельской области есть Ганг-река и два Ганг-озера, Кайлас, 5 рек с названием Падма (лотос), в Пермской области находятся селения Верхний и Нижний Арий, река Арийка и пр. А самая высокая гора Урала носила имя арийского мудреца Нарады до 1928г., пока не была переименована в Народную. Кроме того, в текстах Ригведы, Махабхараты, Авесты такие этнонимы как руса, раса, риши, раша, расьян, криви упоминаются как этнонимы населения Севера, а прародина названа Расаталой13.

Чудом сохраненная веками Влескнига раскрывает перед нами историю и суть верований Славных Русов, племени, судьбой которого было, подобно индоариям (в жизни и тех и других важную роль играло скотоводство), покинуть Родину и веками скитаться по Средней Азии, Ирану, Кавказу, Приазовью и Причерноморью, Кар-

патам и Прибалтике с тем, чтобы потом снова оказаться на Восточно-Европейской равнине и на прародине создать восточнославянскую государственность, дав ей свое имя14. Переводчики Велесовой книги: Ю. Милорадов, С. Лесной (Парамонов), Н. Слатин, В. и Ю. Гнатюки и др. исследователи аргументировано обосновывают истинность этого шедевра древнерусской культуры15. Обратим внимание, что Славные во Влескниге - это эпитет, характеристика Русов, а Русы - арии: «Мы Арийский (народ), пришедший в край Иньский из земель Арийских» (здесь и далее цитируется перевод Н. Слатина16, в котором, на наш взгляд, максимально сохранены настрой и чувства составителя Книги). Самоназвание племени подтверждает заключения ученых о тесных контактах между индоариями и протославянами на Восточно-Европейской равнине на протяжении тысячелетий.

Мы не знаем сегодня наверняка, какова степень связи наших пращуров с представителями легендарных цивилизаций прошлого, но факт, что они обладали глубокими знаниями - ведали. Оказывается, наши предки воспринимали мироздание энергетически и информационно единым, так, как в настоящее время на основе логических заключений представляют его себе прогрессивные ученые. Например, в Ведах, которые устно передавались тысячелетиями, говорится о вездесущей, но очень тонкой и воспринимаемой только при помощи духовных практик среде ака-ши, которая лежит в основе всего и, уплотняясь, становится всем. По признанию передовых исследователей, Вселенная представляется основанной на новом открытии поля акаши ведических традиций в качестве физического квантового вакуума - источника информации17. В Велесовой Книге читаем: «Вот, все, что вокруг нас, силу творит Богам... Зри, русский ум, насколько велик Ум Божеский! Един он с нами.»18. Это высказывание исходит именно из ощущения энергетического и информационного единства мироздания, его плотного и тонкого планов! На этом основывались и ритуалы: быть огнищанами - поклонниками священного небесного огня акаши, славить богов, взаимодействуя с ними энергетически: «не будем нахлебниками, а Славными Русами, которые Славу Богам воспевают!». Из гимнов Ригведы следует, что «нашим предкам известно было о существовании в человеке его нерожденной части»19, т. е. на заре своего развития люди обладали таким мировосприятием, к которому мы приходим только сейчас на основе синтеза обилия современных знаний. В Ведах, верованиях славян, как и в наскальных изображениях Карелии и в культуре Триполья (6-5 т-е до н. э.) утверждается трехярусность мироздания - это Трилока или Правь, Явь и Навь, т. е. единство физического, астрального и ментального планов. Наличие тройственности мироздания, в настоящее время подтверждено наукой: в троице материи, энергии, информации последняя играет роль программы, реализуемой на земном плане. Так чем это отличается от понятия древними Прави, управляющего мира Законов, которая «устроена невидимо» и «творит жизнь - Явь»? Навь - непроявленное, «тот свет», переходный мир, мир тонких энергий.

Основная тема, рефрен Книги: «Мы Русы чистые, светлые, мы не должны быть другими». И вот напутствие Русам Сварога: «Сотворю вас из перстов моих (т. е. будете на Земле, так сказать, орудиями осуществления идей моих)... и будете как дети мои. И Даждьбог будет Отец ваш». Понятие «русый, светлый» означало как внешнее, физическое отличие, так и душевное ощущение связи, единства с Отцами - Пращурами и с источниками вселенского Света - Дедами-Богами: «От Них (Богов) едины мы». Эта духовная связь отразилась в языке: Русы, Световид, Славяне. Далее: «И Богу Светови-ду славу речем мы». Связь со Световидом - по сути: он святой и светлый; она обязывает различать Добро и Зло, быть высоконравственными, дружить: «любите друзей своих и будьте мирными между родами. И не будем, как те, которые, чужое беря, говорят, что делают доброе. И вот - мы отреклись от дурных деяний наших и к Добру пришли мы с вами. Се, отроки с прощением обнимемся!». « И мы Русичи, а враги нет»20. Таким образом, Велесова Книга свидетельствует, что наши пращуры вовсе не были невежественными язычниками. Как и индусы-арийцы, они были носителями мудрейшей ведической философии (вспомним, что, по утверждению Е. П. Блават-ской, арийская раса является сейчас древнейшей на нашей планете). Утраченное впоследствии»космическое религиозно-философское мировосприятие наших пращуров утверждало единство Природы и Человека, Людей и Богов, равенство всех людей между собой и право отстаивать свою землю и волю»21.

Среди праиндоевропейских племен были те, которые жили в лесах и те, которые предпочитали лесостепи или степи. Последние, естественно, кочевали в большей степени. Многое пришлось пережить Славным Русам и родственным племенам за время странствий. Но что значит даже тысячелетнее скитание по сравнению с тысячами лет жизни в родных краях? В Приазовье и Причерноморье, в Прикарпатье, или в Прибалтике и в Приладожье Русы постоянно соприкасались с родственными племенами, находя общий язык, ощущая единую культурную основу. Так родственные связи с полянами, древлянами, кривичами, северянами утверждаются по Влескниге еще до исхода из Края Зеленого, - «за 1300 лет до Германареха» (середина 4-го века), т. е. в 10 веке до н. э. Читаем дальше: «Народ был родственный Ильмерский, сто из двухсот корней. Народ наш и поселился средь Ильмерцев, потому как в землю Русскую пришел он позже. А ведь они братья наши и на нас. похожи. Вече было у них. Вот, что высказано было на Вече, то и было. От полюдья к полюдью избирали они князей, да так и жили, мы же им помощь оказывали. И так мы травы знали, как в очагах сосуды обожженные творить, они же были гончарами хорошими, как скот водить и землю пахать - все понимали»22.

В VIII в. до н. э. в Причернопорье появляются скифы - потомки ариев, мигрировавших на юг по восточному склону уральских гор23 (с ними связана андроновская археологическая культура). Великая Скифия по историческим данным существовала более 500 лет и простиралась от Карпат до Урала, включая и северо-восток Европейской части России. Русы не отделяли себя от скифов. В Велесовой Книге читаем:

«От Ра реки до Непры и Карпатских гор Держава по Родам тем правится родичами и Вечами...была Держава та Русской от Русов и Борусичей... И Русы простираются до моря и гор, до степи полуденной. Так мы остаемся наследники Русские. Кравенцы и Скифы, Анты, Русы, Борусины и Сурожцы» - все одного корня. Один из лейтмотивов Книги: «Не надо. делиться. оттого на Русь усобица приходит.». Чувствуется, что в понятие «Русь» составитель вкладывает понимание единства не только и не столько по племени, сколько по мировосприятию (некое надплемен-ное, наднациональное понимание). Недаром названия Русь, Расены, Рутения, Руги, Рось и другие, близкие по звучанию, были широко распространены. Эгоизм, себялюбие, обозначаемые точным русским словом «себячество» - вот по ВК причина разобщения и страданий народа на протяжении тысячелетий. «И так за двадцать тысяч (две тысячи?) лет мы не могли собраться в Русь!»24 - говорится о многовековом стремлении собраться всем светлым людям! Возможно, что среди других племен племени, которое называло себя Русами, было суждено наиболее четко на протяжении веков хранить свою самоидентичность. Суть восприятия себя русичами по Велесовой Книге - ощущение единства со светлыми богами и пращурами, убежденность в предназначении осуществления на земле божественной воли, патриотизм, различение добра и зла в устремлениях и действиях людей, осуждение себячества-эгоизма как причины разделения и, наконец, стремление не искушаться земными благами.

Результатом многовековых скитаний этого и других родственных племен было проявление многочисленной славянской языковой общности и возникновение в Средней Европе, в частности, в Южной Прибалтике, славянской государственности. Вооруженные опытом отстаивания своей самоидентичности», Русичи пошли от Белой Вежи и от Роси на Непрскую землю, и там Кий создал град Киев. И собрались вместе Поляне, Древляне, Кривичи и Ляхи в кучу Русскую и стали все Русичи». Имеют место убедительные свидетельства западных, новгородских, арабских источников о существовании восточно-славянской государственности задолго до 9-го века. Как следует из Новгородских летописей25, призванный на княжение новгородцами, Рюрик был внуком по женской линии новгородского князя Гостомысла, династия которого правила в Новгороде на протяжении 8-10-ти поколений и сыном погибшего в битве с германцами князя одного из племен славян-ободритов, Годослава, сына князя Витислава. Объединение восточнославянских государств - Киевской Руси и Новгородского княжества под общим названием Русь было основным результатом княжения приемника Рюрика - Олега. Исподволь в этих краях стал закладываться фундамент Руси Московской26. Процессу объединения способствовали единые культурные традиции, складывавшиеся, как следует из вышеизложенного, на Восточно-Европейской равнине на протяжении тысячелетий. Мы хорошо знаем, например, что нашествия в конце 1-го т-я до н. э. и 1-го т-я н. э. кочевых и полукочевых племен с востока совершенно меняли соотношение сил в Европе. Но отража-

лись они, главным образом, на открытых пространствах и страдали от них, прежде всего, племена, в хозяйстве которых важную роль играло скотоводство. Лесистые, болотистые и горные местности были часто недоступны для кочевников. Выплата дани, если она и имела какое-то время место, не вызывала изменения состава населения. Жители имели возможность веками сохранять образ жизни, занимаясь земледелием, охотой, рыбной ловлей, собирательством и используя реки для торговых связей. Заметим, что исторические различия судеб севера и юга России нашли свое явное отражение в народных преданиях и сказках27, способствовали появлению диалектов, но не нарушили единство языкового строя. В наилучшем положении в отношении сохранения языка, культуры оказались северные районы русской равнины. Взаимоотношения с угро-финнскими племенами, начавшими проникать из-за Урала в VII-VI тысячелетиях до н. э., были на протяжении веков мирными - реалии северной жизни не способствовали решению спорных вопросов воинственным путем, да и архетипы, обусловленные особенностями северной равнины, были одинаковыми. «Именно здесь сохранились такие архаичные обряды, традиции которых древнее даже зафиксированных в Ведах»28, - считает С. В. Жарникова. В своих работах она систематизирует в этой связи обширную базу доказательств того, что современные русские жители севера России являются в значительной мере потомками древнейшего населения, тех, которых греки называли «гиперборейцами». Заключения этнографа и искусствоведа Жарниковой основываются, во-первых, как уже упоминалось, на связях топонимики и диалектов русского севера с санскритом (надо сказать, что проявления угро-финской топонимики в Архангельской и Вологодской областях, например, минимальны). Во-вторых, Жарникова демонстрирует в своих работах сходство элементов орнаментов (одежда, деревянные изделия, керамика) с орнаментировкой подобных изделий на севере Индии. В-третьих, автор убеждает в общности мировоззренческих и нравственных основ, отраженных с одной стороны в солнечно-лунной традиции Махабхараты, а с другой в сохранившихся до нашего времени календарных обрядах, сказах и наговорах.

Итак, тысячелетиями на территории северной и в значительной мере средней части Русской равнины имело место мирное сожительство народов и постепенное культурное объединение, в том числе в последнее тысячелетие на почве православия. Надо сказать, что к X веку ведические традиции нуждались в обновлении (об этом мы можем судить по призывам, которыми насыщена Велесова книга - составитель уже в самом начале с горечью восклицает: «стыдимся мы Нави-Прави-Яви знать и все вокруг ведать и понимать»29). Обновление пришло со стороны христианства, суть которого «возлюби Бога и ближнего своего» проросла новыми ростками на русской почве. Основные верования и обычаи были сохранены. Мы знаем, что результатом военного присоединения Казанского и Астраханского царств, с жителями которых нас разделила религия, также стало служение местной элиты русской государственности. По-видимому, само пространство Русской равнины

способствовало и способствует внедрению в сознание народов состояния открытости и ощущения всеединства и делает в душе русским любого человека независимо от рождения, если он сердцем воспринимает нашу природу и культуру.

Этнологи полагают, что этнические характеристики нации непреходящи и проявляются на протяжении всей ее истории. Как известно, еще Монтескье утверждал, что национальный характер обусловлен в большой мере географическими условиями. События истории России, - пишет этнолог Е. М. Щепановская, - обнаруживают постоянное проявление трех архетипов, связанных с природно-территориальны-ми особенностями»30. Среди архетипов первый - пространственный: образ беспредельного простора и близости ко все объединяющим природным стихиям отражается в тенденции к душевной взаимосвязи, несмотря на расстояния, и расширению сознания до общемирового. Второй и третий архетипы связаны с временными, сезонными, характеристиками. Первый из них обусловлен резким переходом от состояния спящей природы к природе расцветающей и щедро плодоносящей: стимулируя связанное с красотой (на внутреннем уровне - с правдой и нравственностью) стремительное обновление, он способствует проявлению образа пастуха-пастыря и ассоциируется с храбростью, волей к победе, объединением народов. Отсюда наша способность увлекаться новыми идеями, нередко перечеркивая старое. Первые два архетипа ярко проявились в период Октябрьской революции, при попытке построения социализма и коммунизма, когда народ был вдохновлен идеей всеобщей гармонии человеческого общества. Третий архетип обусловлен полугодовой спячкой природы, внешней пассивностью в этот период - он неразрывен с понятиями души и судьбы и соотносится со смирением, верой, слиянием с природой, пассивным ожиданием чуда. Все три архетипа сказываются в истории России с древнейших времен, что отражено, в частности, и в таком памятнике нашей истории и культуры, как Велесова Книга. В ней проявлена, на наш взгляд, и еще одна черта - глубочайшая потребность иметь высокого уровня духовного руководителя общества, идущая издревле вера в «царя-батюшку»: недаром, в Книге говорится: «.всякий род имел старого кудесника, который другим Радогощ давал и ими управлял, имея на челе Даждьбога, сообразуясь с Которым поступал»31.

В своих исследованиях Е. М. Щепановская показывает тесную связь философии и архетипов национального характера. Автор «Архетипов России» подчеркивает, преимущественно восточный, особенно близкий к индийской философии, характер русской философской мысли, которая, в отличие от западной, «видит смысл жизни в духовном самосовершенствовании, неотделимом от эволюции общества». Именно в индийской культуре было детально разработано учение о самосовершенствовании - йога - и его терминология. Общность культурных основ Индии и России становится исторически объяснимой в свете общности географических и климатических условий жизни наших предков на протяжении тысячелетий и сохранения ими общего генеалогического стержня. Обладание арьями глубочайшей фи-

лософией на земле в Индии привело к возникновению кастового общества. В России гармония внутреннего мира, состояние сердечной благодати, остались (и до сих пор являются) привилегией простого человека. Об этом говорят наши сказки. Вспомним Иванушку-дурака. Образ силен не земным рассудком, не рациональностью, а душевным чутьем, сердечностью, добросовестностью, связью с природой. Об этом же свидетельствует религия, традиции почитания старчества, калик перехожих, Святых земли Русской, прославленных нестяжательством и целительством. Состояние сердечности, внутренней гармонии, веры в высокие идеалы открывает в наше время у простых людей различные необычные способности. Именно внутренняя близость культур России и Индии была причиной того, что Индия стала второй родиной для семьи Н. К. и Е. И. Рерихов, что именно в этой стране на русском языке создана Агни-Йога - гимн единству человека с Миром Огненным.

Сейчас на волне информационного бума существует поистине историческая возможность глубинно осознать себя. Земля России - Великая Матерь и прародина народов нашей расы. Жизненный опыт много нам дал и от рационализма Запада и идеализма Востока. Рассвет, восход, способность тонко чувствовать - это Восток. Закат, рассудок - Запад. Между ними - Россия - День, Свет. Недаром наш народ сохранил имя русских! Задача наша - проявить лучшее из своих архитипических черт, оставаться самими собой, сохраняя достоинство, не прибедняясь и не искушаясь прелестями потребительской цивилизации. Исторически Россия, на протяжении столетий, проявляя свою суть, ограничивала поползновения агрессоров, разрешая ценой жизней русских людей коллизии континентального масштаба. В свете древнейших архетипов сугубо материальная, связанная с накопительством потребительская культура никоим образом не может стать для большинства русских национальной идеей, определяющей смысл жизни. Для успешного развития общества последняя должна опираться на константы этнического характера и соответствовать, прежде всего, проявленной исторически в России тенденции единения народов на основе общечеловеческих духовных ценностей. Мы умножились душами родственных окружающих народов, создали Державу Великую (как это и было предсказано в Велесовой Книге: «Предречено от древних времен, что предстоит нам соединиться с другими и создать державу великую из родов тех»... - такое вот было нашим, «сотворенным из перстов божьих»32 предкам, предсказание-задание!). Наши предки и арии, и кимры, и скифы, славяне и сарматы, тюркские и угро-финнские племена. Но русский этнос - не аморфная смесь. В его основе, как показано молодой наукой, ДНК-генеалогией, выраженный генеалогический стержень этнических русских. Многие племена расходились с Русской равнины, покидали прародину с тем, чтобы, смешиваясь с местным населением, проявляя и отшлифовывая в условиях соперничества свою самоидентичность, формировать новые народы и народности, диалекты и языки. Десятки из них канули в вечность на этом пути. Возможно, мы - единственный народ, основавший государство, дер-

жаву великую на своей исконной земле, в месте рождения нашего народа и народов нашей расы. Обусловленные пространством Восточно-Европейской равнины наши архетипы - самые древние, так как задействованы с начала формирования расы. Мы сохранили веками свою Душу и Сердце, наше стремление жить по правде (неписаным законам Прави), по совести, в единении с природой, сохранили великий русский язык, свое имя. В период глобального кризиса, потрясения основ цивилизации, государственности, семьи, качества сердечности, душевности наиболее востребованы человечеством. Обладающие ими люди в наибольшей степени резонируют с высокочастотными энергиями, в сфере действия которых находится в настоящее время Земля и Солнечная система, гармонизируясь под их влиянием и восходя на новую ступень развития своего плотного и тонких тел. Ощущение корней своих, Света в себе, и - это то, что есть в глубине души каждого живущего в нашей стране и сердцем воспринимающего нашу природу и культуру, и это - то, что неизбежно будет все больше проявляться и служить людям в эпоху наложения космических ритмов, которую провозвестила около столетия назад великая Дру-гиня. В период глобального кризиса и кардинальных перемен люди, способные к проявлению тонких психических энергий сердечности, наиболее востребованы и в наибольшей степени резонируют с высокочастотными энергиями, гармонизируясь под их влиянием и восходя на новую ступень развития.

В Агни-Йоге сказано: «Первенствующее значение, которое занимал в предыдущую эпоху ум, в наступающую эпоху переходит к сердцу, ибо кончилась эпоха разъединения и началась эпоха синтеза и чувствознания, эпоха сотрудничества и объединения»33. Наша задача - передача эстафеты: усвоив достижения современной цивилизации разума и опираясь на способности проводить высокие психические энергии Любви, сформировать зародыш нового мира, основанного на чувствозна-нии - соединении чувства и рассудка в сердце, проявив при этом лучшее из своих этнических черт, обусловленных историей нашей страны, географическим положением и климатом центра России.

Примечания

1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2012. № 50, дата публикации: 05. 06. 2012. URL: http: // grani. agni-age. net (дата обращения: 30. 11. 2014), а также на сайте «Адамант». URL: http: // lomonosov. org (дата обращения: 30. 11. 2014).

2 Блаватская Е. П. Тайная доктрина; Антропогенезис. Л., 1991; Гендель М. Космоконцепция розенкрейцеров. М.: Литомед, 2004.

3 Гусева Н. Русский Север - прародина индославов. М.: Вече, 2010; Клесов А. А., Тюняев А. А. Происхождение человека по данным археологии, антропологии и ДНК-генеологии. Бостон; М., 2009. Ч. 3 // Организмика: журн., посвящ. фундамент. науке: книги. Т. 3. URL: http: // organizmica.org (дата обращения: 17.12.2014); Жарникова С. В. Золотая нить. Вологда. 2003;

Бонгард-Левин, Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М.: Мысль,1983.

4 Уоррен У. Найденный рай: пер. с англ. М., 2003; Тилак Б. Г. Арктическая Родина в Ведах. М., 2001; То же. М., 2002; Елачич Е. Крайний север - прародина человечества. СПб., 1910.

5 Клесов А. А. Тюняев А. А. Указ. соч.

6 Все о Гиперборее. URL: http: // yperboreia. org (дата обращения: 17.12.2014).

7 Клесов А. А. Тюняев А. А. Указ. соч.

8 Шамбаров В. Е. Русь: дорога из глубин тысячелетий. М., 2009; Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М.: Мысль,1983.

9 Все о Гиперборее.

10 Кузьмина Е. Е. Арии - путь на юг. СПб.: Летний сад, 2008.

11 Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. Указ. соч.

12 Клесов А. А. Тюняев А. А. Указ. соч.

13 Все о Гиперборее; Жарникова С. В. Золотая нить. Вологда, 2003.

14 Прим. ред.: Представители академической науки в подавляющем большинстве своем, вопреки точке зрения автора статьи, полагают, что Велесова книга это фальсификация, вероятным фальсификатором которой является русский эмигрант Ю. П. Миролюбов, публиковавший эти тексты в 50-х гг. XX в. в Сан-Франциско.

15 Лесной. С. Откуда ты, Русь? Ростов н/Д,1995; Слатин Н. В. Влескнига, русский язык и русская история. Омск, 2000; Влесова книга / пер. и коммент. В. и Ю. Гнатюк. М., 2010.

16 Слатин Н. В. Указ. соч.

17 Ласло Э. Теория целостности Вселенной. СПб.: Весь, 2011.

18 Слатин Н. В. Указ. соч.

19 Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Рига: Виеда,1990.

20 Слатин Н. В. Указ. соч.

21 Влесова книга.

22 Слатин Н. В. Указ. соч.

23 Гусева Н. Русский Север - прародина индославов. М.: Вече, 2010.

24 Слатин Н. В. Указ. соч.

25 Шамбаров В. Е. Русь: дорога из глубин тысячелетий. М., 2009; Лесной. С. Указ. соч.

26 Шамбаров В. Е. Указ. соч.

27 Довелесова книга: древнейшие сказания Руси / пер. и коммент. Ю. и В. Гнатюк. М., 2007.

28 Все о Гиперборее.

29 Слатин Н. В. Указ. соч.

30 Щепановская Е. М. Архетипы России // Методология и методы исторической психологии: материалы 26-й междунар. конф. СПб., 2009. С. 58-54. То же. URL: http: // culturnet. ru (дата обращения: 17.12.2014). Полный вариант.

31 Слатин Н. В. Указ. соч.

32 Там же.

33 Цит. по: Клизовский А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.