Научная статья на тему 'Историко-климатический аспект арктической гипотезы'

Историко-климатический аспект арктической гипотезы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
393
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДЫ / VEDAS / АРКТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА / THE ARCTIC HYPOTHESIS / МЕЖЛЕДНИКОВЬЕ / INTERGLACIALS / АРИИ / ARIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пестрикова И. Е.

В статье рассмотрена историография историко-климатического аспекта арктической гипотезы Б.Г. Тилака и его отечественных последователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL CLIMATIC ASPECT ARCTIC HYPOTHESIS

The article deals with the historiography of historical and climatic aspects of the Arctic hypothesis astray freight Tilak and his Russian followers.

Текст научной работы на тему «Историко-климатический аспект арктической гипотезы»

УДК 398.1:298.4:009

И.Е. Пестрикова, I.E. Pestrikov, e-mail: [email protected]

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

ИСТОРИКО-КЛИМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АРКТИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЫ HISTORICAL CLIMATIC ASPECT ARCTIC HYPOTHESIS

В статье рассмотрена историография историко-климатического аспекта арктической гипотезы Б.Г. Ти-лака и его отечественных последователей.

The article deals with the historiography of historical and climatic aspects of the Arctic hypothesis astray freight Tilak and his Russian followers.

Ключевые слова: Веды, арктическая гипотеза, межледниковье, арии.

Keywords: the Vedas, the Arctic hypothesis, interglacials, Aria.

Многие ученые, специализирующиеся на изучении религиозных текстов, склоны считать, что ведические мифы являются самым древним и самым объективным источником. О времени и месте их создания до сих пор идут споры, и всеми признается лишь одно утверждение: завершающая часть Ригведы, главной из четырех Вед, была сложена во второй половине II тысячелетия до н.э. на землях северо-запада Древней Индии. Книги известного индийского ученого Б.Г. Тилака посвящены анализу исторических и астрономических данных, содержащихся в Ведах, сборниках религиозных гимнов.

Первая из книг Тилака «Орион, или Исследование древности Вед» вышла в 1893 г., и в ней автор опровергает те данные специалистов по Ведам, согласно которым относят возникновение этих памятников к 2400 г. до н.э. Тилак выявил в Ведах астрономические указания на то, что стояние описанного в них созвездия Орион должно датироваться 4500 годом. Ряд западных специалистов поддержали это толкование, а после выхода в свет в 1903 году его второй книги «Арктическая родина в Ведах» многие ученые стали по-новому оценивать историю сложения древнеарийских племен.

Б.Г. Тилак был первым, кто отразил в своем труде возможность сопоставления мифов Вед с данными геологии. Он соотнес суть мифических сюжетов с периодами оледенений и пришел к выводу, что и самих изначальных арьев, и их древнейшую религию, как процесс одушевления предметов и явлений природы, следует связывать с эпохой межледниковья, разделявшей два последних оледенения. Словом «арья, арий» обозначается принадлежность к этносу арьев. Уход последнего ледника он датирует Х-УШ тысячелетиями до н.э., что близко к данным современных ученых. Отечественные специалисты считают, что последнее межледниковье завершилось около 30 тысяч лет назад, и оно было периодом развития культуры кроманьонцев («людей разумных»), которых Б.Г. Тилак называет предками арьев и создателями Вед [2, с. 6-7]. Арктическая гипотеза, которая предполагает расположение прародины индоевропейцев (или ариев) в северных районах Евразии (Кольский полуостров, Карелия, Беломорье, Таймыр) была сформулирована им в 1903 году.

Анализируя данные Вед, расшифровывая суть гимнов, их строф, строк и даже слов, Б.Г. Тилак находил в этом материале подтверждение своей гипотезы. Даже современная наука не располагает данными, достаточными для того, чтобы принимать или решительно отрицать такую точку зрения.

Например, в книге Б. Джона «Зимы нашей планеты» говорится, что «за последние 2 млн. лет насчитывается до 17 различных оледенений» и что мы живем сейчас в эпоху последнего межледни-ковья, так как «впредь климат будет постепенно ухудшаться вплоть до очередного развития ледниковых покровов на Земле» [1, с. 13-18]. В этой же книге есть слова, которые можно прямо соединить с мыслями Тилака и его оценкой значения воздействия оледенений на жизнь человека: «Значение ледяного покрова Земли постепенно осознается исследователями, работающими в различных областях науки». Он утверждал, что «арийские расы» зародились во времена последнего межледниковья, дат которого он выяснить тогда не мог, но современные английские и канадские ученые, авторы указанной книги, пишут: «Часто говорят, что человек - продукт нынешнего ледникового периода. Однако, может быть, более древние ледниковые периоды подобным же образом стимулировали развитие растений и животных?» [2, с. 20]. Они правильно указывают на то, что даже наши современники «с трудом представляют себе условия, существовавшие на поверхности Земли более ста лет назад», чем объективно высоко оценивают заслуги автора «Арктической родины в Ведах». По последним определениям геологов и палеоантропологов, человек как биологический вид зародился во времена плейстоцена четвертичной эры, что относится ко времени до 1 млн. лет назад, и в эти же века наступило последнее оледенение. В книге Тилака мы видим рассмотрение отраженного в Ведах влияния этого оледенения на людей, предков «арийской расы».

Тексты Вед явно подтверждают исторический факт существования родины (или «прародины») арьев в арктическом регионе. Расселение с севера предков всех народов-носителей индоевропейских языков подтверждают и большинство западных мифологов, лингвистов и фольклористов. Исследования в области сходства словарного запаса и ряда грамматических форм санскрита с языками народов Европы широко развернулись в ХХ веке, и наши отечественные лингвисты стали все шире сопоставлять санскрит со славянскими языками. Было обнаружено, что в этих последних выявляется гораздо большее, по сравнению с западными языками, число сходных или даже точно совпадающих с санскритом слов, в том числе гидронимов, теонимов и топонимов [2, с. 9].

Причина близости индоевропейцев, в том числе и славян, к арьям состоит в том, что далекие предки всех индоевропейцев жили некогда в ближайшем соседстве - если не были единым массивом - на указываемых Тилаком землях Приполярья. Было ли это, как он думает, в период последнего межледниковья, или они постепенно скопились там после исчезновения последнего ледника? Академик Б.А. Рыбаков говорит в своем труде «Язычество древних славян», что вслед за уходящим к северу последним ледником двигались по хорошо обводненным пастбищам животные, а за ними шли группами (семейными или уже семейно-родовыми) охотники. Ледник ушел в океан, а люди стали расселяться по его побережью, где установился теплый климат [3, с. 44].

Прав Тилак, говоря о том, что здесь в глубокой древности вместе с арьями «жили и другие расы». Взаимные контакты там укреплялись с каждым веком. Возможно, они частично были и брачны-

ми, но определенно и военными, и мирно-хозяйственными. Когда, в какой из этих двух периодов сложилась близость языков, неизвестно пока никому. По предположению Тилака, вытесняемые с севера последним оледенением «арийские расы» расселялись по северным землям Европы, но как и когда они возвратились на свою исходную родину, он не говорит, хотя, как уже указывалось, датирует постледниковый период развития их культуры временем около X-VШ тысячелетий до н.э., что сближается в известной степени с указаниями отечественных геологов на уход ледника в XШ-XI тысячелетиях до н.э. Вероятно, и климат потеплел не сразу, и выявленная палеоботаниками богатая растительность появилась здесь не за короткий промежуток времени, поэтому эти указания не очень расходятся.

Новое расселение предков индоевропейцев в сторону юга, четко указанное в Авесте (собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским»), началось, по мнению Тилака, с наступлением сильного похолодания около VП-VI тысячелетий до н.э. Межплеменные контакты в процессе переселений должны были и укрепляться между близкими потоками мигрантов, и ослабевать между расходящимися по новым землям группами. Исходя из факта сложившейся особой близости языков и верований славян и арьев, можно думать, что они и в период пребывания на севере, и в процессе миграции к югу, и при частичном расселении по территории Восточной Европы славянских племен долго сохраняли свои связи. Достигнув Причерноморья, арьи стали постепенно двигаться мимо Южного Урала на восток и дошли до Индии. Их группы стали появляться там в конце III и во II тысячелетии до н.э. Именно в это время арийские брахманы и принесли в Индию изустно заученные ими Веды, сохранявшиеся ими бесконечно долго благодаря отмеченной Тилаком целеустремленной «полировке» их памяти.

Здесь мы ведем речь о предках индийских арьев и Ведах. А та ветвь, которая известна как иранские арьи, уходила с севера к югу не по землям Восточной Европы, а в основном по Зауралью, где их потомки создали так называемую андроновскую культуру, широко распространившуюся по Сибири и Казахстану. Их жрецы были создателями Авесты, которая легла в основу религии зороастризма, окончательно оформившейся уже на территории Ирана. В книге Тилака содержится интереснейшая глава «Свидетельства Авесты», в которой анализируются исторические данные этого памятника [2, с. 12].

Одним из первых русских ученых, откликнувшихся на труд Тилака, был известный биолог и детский писатель начала XX века Е.А. Елачич, опубликовавший книгу «Крайний север, как родина человечества, на основании новых исследований естественноисторических и филологических наук». Приведем здесь небольшие, но выразительные отрывки из этой забытой всеми книги: «До самого конца третичной системы на всем севере был теплый, и даже жаркий климат. <...> Только одна гипотеза о северном происхождении человека дает удовлетворительные ответы. <...> Веды являются драгоценнейшим памятником человеческой мысли. <...> Целый ряд их стихов был недоступен уже индусам. <...> Для современных же исследователей многое оставалось неясным, даже просто нелепым. <... > И вот немалую заслугу Тилака составляет его вдумчивое исследование этих темных мест с новой, чисто натуралистической точки зрения. <...> Исходя из этой гипотезы о северном происхождении индоевропейцев, оказалось возможным объяснить множество доселе никому непонятных мест этих священных книг» [4, с. 61].

К числу отечественных сторонников арктической гипотезы Тилака относятся Н.Р. Гусева, В.Н. Демин, С.В. Жарникова, научные труды которых отражают историко-климатический и культурологический аспекты арктической гипотезы.

Крупнейший российский индолог, доктор исторических наук Н.Р. Гусева в своей книге «Русский Север - прародина индославов» доказывает наличие общих предков у арьев и славян в эпоху палеолита. Особое внимание в своем исследовании она уделяет взаимообусловленности культурно-исторических процессов от чередования геофизических условий. Книга Н.Р. Гусевой «Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория» посвящена выявлению общих и сходных черт в языке и культуре предков древних славян, в том числе русских, и предков арийских племен, в книге идет речь о теории сложения общих групп в арктических областях [5].

В.Н. Демин - доктор философских наук, автор теории о Гиперборее - древней цивилизации на Русском Севере, - активно занимается исследовательской работой в области истории и предыстории России, результатом чего стали открытия на территории Русского Севера артефактов, связанных с

древнейшей цивилизацией, и многочисленные публикации на данную тему. В книге «Тайна русского народа. В поисках истоков Руси» отстаивается и развивается полярная концепция происхождения народов России в контексте истории и предыстории мировой цивилизации. Аргументация основывается на системе доводов, заимствованных из археологии, языкознания, этнографии, мифологии и фольклора, свидетельствующих в пользу существования в древнейшую эпоху на Крайнем Севере (в иных, нежели теперь, климатических условиях) архаичной культуры, традиционно именуемой гиперборейской, которая частично исчезла, а частично растворилась в традициях, обычаях и верованиях современных народов Земли [6].

С.В. Жарникова, кандидат исторических наук, искусствовед и этнограф более двух десятилетий отдала изучению традиционной народной культуры Русского Севера. Ее книга «Золотая нить» посвящена древнейшим корням русской народной культуры. Традиции и обряды, художественное творчество и песенный фольклор населения Русского Севера рассматриваются с позиций «полярной гипотезы» Б.Г. Тилака. С.В. Жарникова, разделяя взгляды выдающегося индийского ученого, внесла свой вклад в дальнейшую разработку и подтверждение «полярной гипотезы» и превращение ее из гипотезы в «теорию полярной прародины индоевропейцев», которая определяет местонахождение легендарных «священных северных гор» арьев, воспетых в мифах и преданиях, повествует о сложившихся в глубокой древности на севере Восточной Европы и унесенных арьями в III-II тысячелетиях до н.э. на территорию Ирана и Индостана обрядах и обычаях, доживших до наших дней в одинаковых формах как в Индии, так и на севере России. Многие из них впервые получают объяснение на основе древних арийских текстов [7].

В наши дни «полярная гипотеза» Б.Г. Тилака приобретает все большее количество сторонников среди ученых разных стран. Анализ работ Тилака и его последователей сыграли и сыграют в будущем огромную роль в разрешении вопроса о происхождении человечества. В настоящее же время полного и ясного ответа во всех подробностях на этот вопрос еще не получили, и достигнуть этого можно только путем объединения усилий представителей естественнонаучного и гуманитарного знания.

Библиографический список

1. Зимы нашей планеты / Б. Джон [и др.] ; пер. с англ. / под ред. Б. Джон. - М. : Мир, 1982. -

336 с.

2. Тилак, Б. Г. Арктическая родина в Ведах / Б. Г. Тилак ; пер. с англ. Н. Р. Гусевой. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 528 с.

3. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. - М. : Наука, 1981. - 406 с.

4. Елачич, Е. А. Крайний север, как родина человечества, на основании новых исследований естественно-исторических и филологических наук / Е. А. Елачич. - СПб., 2010. - 99 с.

5. Гусева, Н. Р. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория / Н. Р. Гусева. - М. : Белые альвы, 2007. - 240 с.

6. Демин, В. Н. Тайна русского народа. В поисках истоков Руси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mreadz.net/new/index.php?id=156718 (дата обращения: 7.08.2014).

7. Жарников, С. В. Золотая нить / С. В. Жарников. - Вологда, 2003. - 221 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.