УДК 398.1:298.4:009
И.Е. Пестрикова, I.E. Pestrikov, e-mail: [email protected]
Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия
Omsk State Technical University, Omsk, Russia
ИСТОРИКО-КЛИМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АРКТИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЫ HISTORICAL CLIMATIC ASPECT ARCTIC HYPOTHESIS
В статье рассмотрена историография историко-климатического аспекта арктической гипотезы Б.Г. Ти-лака и его отечественных последователей.
The article deals with the historiography of historical and climatic aspects of the Arctic hypothesis astray freight Tilak and his Russian followers.
Ключевые слова: Веды, арктическая гипотеза, межледниковье, арии.
Keywords: the Vedas, the Arctic hypothesis, interglacials, Aria.
Многие ученые, специализирующиеся на изучении религиозных текстов, склоны считать, что ведические мифы являются самым древним и самым объективным источником. О времени и месте их создания до сих пор идут споры, и всеми признается лишь одно утверждение: завершающая часть Ригведы, главной из четырех Вед, была сложена во второй половине II тысячелетия до н.э. на землях северо-запада Древней Индии. Книги известного индийского ученого Б.Г. Тилака посвящены анализу исторических и астрономических данных, содержащихся в Ведах, сборниках религиозных гимнов.
Первая из книг Тилака «Орион, или Исследование древности Вед» вышла в 1893 г., и в ней автор опровергает те данные специалистов по Ведам, согласно которым относят возникновение этих памятников к 2400 г. до н.э. Тилак выявил в Ведах астрономические указания на то, что стояние описанного в них созвездия Орион должно датироваться 4500 годом. Ряд западных специалистов поддержали это толкование, а после выхода в свет в 1903 году его второй книги «Арктическая родина в Ведах» многие ученые стали по-новому оценивать историю сложения древнеарийских племен.
Б.Г. Тилак был первым, кто отразил в своем труде возможность сопоставления мифов Вед с данными геологии. Он соотнес суть мифических сюжетов с периодами оледенений и пришел к выводу, что и самих изначальных арьев, и их древнейшую религию, как процесс одушевления предметов и явлений природы, следует связывать с эпохой межледниковья, разделявшей два последних оледенения. Словом «арья, арий» обозначается принадлежность к этносу арьев. Уход последнего ледника он датирует Х-УШ тысячелетиями до н.э., что близко к данным современных ученых. Отечественные специалисты считают, что последнее межледниковье завершилось около 30 тысяч лет назад, и оно было периодом развития культуры кроманьонцев («людей разумных»), которых Б.Г. Тилак называет предками арьев и создателями Вед [2, с. 6-7]. Арктическая гипотеза, которая предполагает расположение прародины индоевропейцев (или ариев) в северных районах Евразии (Кольский полуостров, Карелия, Беломорье, Таймыр) была сформулирована им в 1903 году.
Анализируя данные Вед, расшифровывая суть гимнов, их строф, строк и даже слов, Б.Г. Тилак находил в этом материале подтверждение своей гипотезы. Даже современная наука не располагает данными, достаточными для того, чтобы принимать или решительно отрицать такую точку зрения.
Например, в книге Б. Джона «Зимы нашей планеты» говорится, что «за последние 2 млн. лет насчитывается до 17 различных оледенений» и что мы живем сейчас в эпоху последнего межледни-ковья, так как «впредь климат будет постепенно ухудшаться вплоть до очередного развития ледниковых покровов на Земле» [1, с. 13-18]. В этой же книге есть слова, которые можно прямо соединить с мыслями Тилака и его оценкой значения воздействия оледенений на жизнь человека: «Значение ледяного покрова Земли постепенно осознается исследователями, работающими в различных областях науки». Он утверждал, что «арийские расы» зародились во времена последнего межледниковья, дат которого он выяснить тогда не мог, но современные английские и канадские ученые, авторы указанной книги, пишут: «Часто говорят, что человек - продукт нынешнего ледникового периода. Однако, может быть, более древние ледниковые периоды подобным же образом стимулировали развитие растений и животных?» [2, с. 20]. Они правильно указывают на то, что даже наши современники «с трудом представляют себе условия, существовавшие на поверхности Земли более ста лет назад», чем объективно высоко оценивают заслуги автора «Арктической родины в Ведах». По последним определениям геологов и палеоантропологов, человек как биологический вид зародился во времена плейстоцена четвертичной эры, что относится ко времени до 1 млн. лет назад, и в эти же века наступило последнее оледенение. В книге Тилака мы видим рассмотрение отраженного в Ведах влияния этого оледенения на людей, предков «арийской расы».
Тексты Вед явно подтверждают исторический факт существования родины (или «прародины») арьев в арктическом регионе. Расселение с севера предков всех народов-носителей индоевропейских языков подтверждают и большинство западных мифологов, лингвистов и фольклористов. Исследования в области сходства словарного запаса и ряда грамматических форм санскрита с языками народов Европы широко развернулись в ХХ веке, и наши отечественные лингвисты стали все шире сопоставлять санскрит со славянскими языками. Было обнаружено, что в этих последних выявляется гораздо большее, по сравнению с западными языками, число сходных или даже точно совпадающих с санскритом слов, в том числе гидронимов, теонимов и топонимов [2, с. 9].
Причина близости индоевропейцев, в том числе и славян, к арьям состоит в том, что далекие предки всех индоевропейцев жили некогда в ближайшем соседстве - если не были единым массивом - на указываемых Тилаком землях Приполярья. Было ли это, как он думает, в период последнего межледниковья, или они постепенно скопились там после исчезновения последнего ледника? Академик Б.А. Рыбаков говорит в своем труде «Язычество древних славян», что вслед за уходящим к северу последним ледником двигались по хорошо обводненным пастбищам животные, а за ними шли группами (семейными или уже семейно-родовыми) охотники. Ледник ушел в океан, а люди стали расселяться по его побережью, где установился теплый климат [3, с. 44].
Прав Тилак, говоря о том, что здесь в глубокой древности вместе с арьями «жили и другие расы». Взаимные контакты там укреплялись с каждым веком. Возможно, они частично были и брачны-
ми, но определенно и военными, и мирно-хозяйственными. Когда, в какой из этих двух периодов сложилась близость языков, неизвестно пока никому. По предположению Тилака, вытесняемые с севера последним оледенением «арийские расы» расселялись по северным землям Европы, но как и когда они возвратились на свою исходную родину, он не говорит, хотя, как уже указывалось, датирует постледниковый период развития их культуры временем около X-VШ тысячелетий до н.э., что сближается в известной степени с указаниями отечественных геологов на уход ледника в XШ-XI тысячелетиях до н.э. Вероятно, и климат потеплел не сразу, и выявленная палеоботаниками богатая растительность появилась здесь не за короткий промежуток времени, поэтому эти указания не очень расходятся.
Новое расселение предков индоевропейцев в сторону юга, четко указанное в Авесте (собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским»), началось, по мнению Тилака, с наступлением сильного похолодания около VП-VI тысячелетий до н.э. Межплеменные контакты в процессе переселений должны были и укрепляться между близкими потоками мигрантов, и ослабевать между расходящимися по новым землям группами. Исходя из факта сложившейся особой близости языков и верований славян и арьев, можно думать, что они и в период пребывания на севере, и в процессе миграции к югу, и при частичном расселении по территории Восточной Европы славянских племен долго сохраняли свои связи. Достигнув Причерноморья, арьи стали постепенно двигаться мимо Южного Урала на восток и дошли до Индии. Их группы стали появляться там в конце III и во II тысячелетии до н.э. Именно в это время арийские брахманы и принесли в Индию изустно заученные ими Веды, сохранявшиеся ими бесконечно долго благодаря отмеченной Тилаком целеустремленной «полировке» их памяти.
Здесь мы ведем речь о предках индийских арьев и Ведах. А та ветвь, которая известна как иранские арьи, уходила с севера к югу не по землям Восточной Европы, а в основном по Зауралью, где их потомки создали так называемую андроновскую культуру, широко распространившуюся по Сибири и Казахстану. Их жрецы были создателями Авесты, которая легла в основу религии зороастризма, окончательно оформившейся уже на территории Ирана. В книге Тилака содержится интереснейшая глава «Свидетельства Авесты», в которой анализируются исторические данные этого памятника [2, с. 12].
Одним из первых русских ученых, откликнувшихся на труд Тилака, был известный биолог и детский писатель начала XX века Е.А. Елачич, опубликовавший книгу «Крайний север, как родина человечества, на основании новых исследований естественноисторических и филологических наук». Приведем здесь небольшие, но выразительные отрывки из этой забытой всеми книги: «До самого конца третичной системы на всем севере был теплый, и даже жаркий климат. <...> Только одна гипотеза о северном происхождении человека дает удовлетворительные ответы. <...> Веды являются драгоценнейшим памятником человеческой мысли. <...> Целый ряд их стихов был недоступен уже индусам. <...> Для современных же исследователей многое оставалось неясным, даже просто нелепым. <... > И вот немалую заслугу Тилака составляет его вдумчивое исследование этих темных мест с новой, чисто натуралистической точки зрения. <...> Исходя из этой гипотезы о северном происхождении индоевропейцев, оказалось возможным объяснить множество доселе никому непонятных мест этих священных книг» [4, с. 61].
К числу отечественных сторонников арктической гипотезы Тилака относятся Н.Р. Гусева, В.Н. Демин, С.В. Жарникова, научные труды которых отражают историко-климатический и культурологический аспекты арктической гипотезы.
Крупнейший российский индолог, доктор исторических наук Н.Р. Гусева в своей книге «Русский Север - прародина индославов» доказывает наличие общих предков у арьев и славян в эпоху палеолита. Особое внимание в своем исследовании она уделяет взаимообусловленности культурно-исторических процессов от чередования геофизических условий. Книга Н.Р. Гусевой «Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория» посвящена выявлению общих и сходных черт в языке и культуре предков древних славян, в том числе русских, и предков арийских племен, в книге идет речь о теории сложения общих групп в арктических областях [5].
В.Н. Демин - доктор философских наук, автор теории о Гиперборее - древней цивилизации на Русском Севере, - активно занимается исследовательской работой в области истории и предыстории России, результатом чего стали открытия на территории Русского Севера артефактов, связанных с
древнейшей цивилизацией, и многочисленные публикации на данную тему. В книге «Тайна русского народа. В поисках истоков Руси» отстаивается и развивается полярная концепция происхождения народов России в контексте истории и предыстории мировой цивилизации. Аргументация основывается на системе доводов, заимствованных из археологии, языкознания, этнографии, мифологии и фольклора, свидетельствующих в пользу существования в древнейшую эпоху на Крайнем Севере (в иных, нежели теперь, климатических условиях) архаичной культуры, традиционно именуемой гиперборейской, которая частично исчезла, а частично растворилась в традициях, обычаях и верованиях современных народов Земли [6].
С.В. Жарникова, кандидат исторических наук, искусствовед и этнограф более двух десятилетий отдала изучению традиционной народной культуры Русского Севера. Ее книга «Золотая нить» посвящена древнейшим корням русской народной культуры. Традиции и обряды, художественное творчество и песенный фольклор населения Русского Севера рассматриваются с позиций «полярной гипотезы» Б.Г. Тилака. С.В. Жарникова, разделяя взгляды выдающегося индийского ученого, внесла свой вклад в дальнейшую разработку и подтверждение «полярной гипотезы» и превращение ее из гипотезы в «теорию полярной прародины индоевропейцев», которая определяет местонахождение легендарных «священных северных гор» арьев, воспетых в мифах и преданиях, повествует о сложившихся в глубокой древности на севере Восточной Европы и унесенных арьями в III-II тысячелетиях до н.э. на территорию Ирана и Индостана обрядах и обычаях, доживших до наших дней в одинаковых формах как в Индии, так и на севере России. Многие из них впервые получают объяснение на основе древних арийских текстов [7].
В наши дни «полярная гипотеза» Б.Г. Тилака приобретает все большее количество сторонников среди ученых разных стран. Анализ работ Тилака и его последователей сыграли и сыграют в будущем огромную роль в разрешении вопроса о происхождении человечества. В настоящее же время полного и ясного ответа во всех подробностях на этот вопрос еще не получили, и достигнуть этого можно только путем объединения усилий представителей естественнонаучного и гуманитарного знания.
Библиографический список
1. Зимы нашей планеты / Б. Джон [и др.] ; пер. с англ. / под ред. Б. Джон. - М. : Мир, 1982. -
336 с.
2. Тилак, Б. Г. Арктическая родина в Ведах / Б. Г. Тилак ; пер. с англ. Н. Р. Гусевой. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 528 с.
3. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. - М. : Наука, 1981. - 406 с.
4. Елачич, Е. А. Крайний север, как родина человечества, на основании новых исследований естественно-исторических и филологических наук / Е. А. Елачич. - СПб., 2010. - 99 с.
5. Гусева, Н. Р. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория / Н. Р. Гусева. - М. : Белые альвы, 2007. - 240 с.
6. Демин, В. Н. Тайна русского народа. В поисках истоков Руси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mreadz.net/new/index.php?id=156718 (дата обращения: 7.08.2014).
7. Жарников, С. В. Золотая нить / С. В. Жарников. - Вологда, 2003. - 221 с.