Научная статья на тему 'Пространство дидактического диалога как смысл культуры'

Пространство дидактического диалога как смысл культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространство дидактического диалога как смысл культуры»

РАЗДЕЛ II

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.02: 372.8

О. В. Бочкарева

ПРОСТРАНСТВО ДИДАКТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА КАК СМЫСЛ КУЛЬТУРЫ

В современной социокультурной ситуации наблюдается общая тенденция усиления культурологической составляющей педагогического образования. Среди проблем, затрагивающих сущностные стороны подготовки учителя, одно из центральных мест принадлежит вопросам характера и способов взаимосвязи личности с социумом и ее собственной роли в развитии культурного пространства, творческое освоение в нем диалогических отношений, а также их значения для профессионального и личностного роста. Диалог является предметом комплексного изучения многих наук: философии, социологии, культурологии, психологии, педагогики, эстетики, искусствознания.

Как культурологический феномен диалог мыслится с точки зрения возможности объединения, дара, свободного от утилитарных ценностей, как высшее проявление соборности, связанной с эстетикой и красотой (Г1. В. Флоренский, И. Я. Ильин, Н. Бердяев), определяется как «доминанта внимания к другому» (А. А.Ухтомский). Связи диалога с идеями гармонии и единства мира раскрываются в трудах С. Булгакова, Н. Лос-ского, В. Соловьева, Ы. Федорова и др.

Формированию культуры диалога в процессе подготовки будущего педагога посвящены исследования Н. Н. Журавлевой, Л. И. Малыгон, О. А. Мац-кайл овой, Г. Г. Столярова и др.

Условия для развития диалогического общения рассмотрены и получили практическое воплощение в опытно-экспериментальной работе Ш. А. Амо-нашвили, В. С. Библера, Д. А. Белухина, У. Глассера, В. К. Дьяченко, Е. И. Ильина, В. К. Караковского, А. С. Прудченкова, И. А. Тубельского, С. Н. Лысенковой, Г. В. Субботского, Е. Ямбурга, И. Я. Якиманской и др.

Интенсивно разрабатываются педагогические техники на основе диалога, артистизма, импровизации, речевой партитуры школьного урока (Н. Р. Битянова, А. Я. Бродецкий, В. М. Букатов, Е. П. Ершова, С. Ю. Курганов, 3. С. Смелкова, А. Я. Харькин и др.).

Педагогическая культура - это показатель интеграции человеческих качеств и профессионально-педагогических способностей в единое целое,

создающее базисную структуру характера протекания педагогической деятельности, который и определяет индивидуальный стиль каждого педагога.

В характеристике стиля педагогической деятельности важное место занимает категория «меры». Это особое чувство равновесия между идеально мыслимым и реально возможным, между побуждением и потребностью, средством и целью, смыслом и выражением; обеспечивающая гармонию противоречивых тенденций.

Термин «гармония» введен Демокритом и означает состояние мироздания, при котором противоречивые тенденции всего его многообразия и разнообразия выступают причиной и источником обретения им единства и целостности. Гармония выступает показателем меры развития, то есть качественной определенности непротиворечивой целостности. Гармония определяет целесообразность и стабильность любой саморазвивающейся системы.

Педагогическая культура-это показатель способности организовать сложные противоречивые отношения в педагогической системе по законам развивающейся гармонии, актуализируя ее сущность и устанавливая сопричастность, самоопределение каждым себя через утверждение бытия «Другого». Диалогические отношения гармонизируют противоречия, то есть согласуют должное и сущее, предпринимают коррекцию активности личности в сторону утверждения человеческой сущности.

Осмысленная с диалогических позиций, педагогическая культура - это способность «вместить в себя» мир чужой субъективности, пережить и понять его. Это постижение возможно при наличии такого необходимого качества для педагога как рефлексия. Рефлексия реализуется общением в педагогической системе и одновременно выступает формой самообщения. В системе межсубъектных связей общение демонстрирует механизм внут-рисубъектной рефлексии, ее диалогическую природу. Обнаруживается и общий предмет анализа - поступки людей, их взаимоотношения, переживания.

Педагогическая деятельность может осознаваться с культурологической позиции, если постижение ее особенностей идет через смысловые параметры диалогической доминанты. Диалог выступает системным свойством различного рода модификаций педагогических систем, показывающих противоречивый процесс их функционирования и развития. По социальному значению диалог выражает способ преодоления (снятия) необходимости и несвободы, способствуя раскрытию и полной реализации всех компонентов, всех составляющих педагогической системы.

Диалогичность - это показатель уровня развития педагогической системы, это такая система; которая организована по меркам развивающейся гармонии, выражающая содержательную палитру системных свойств с точки зрения идеала и формирующая сущностное качество ее субъек-

тов - свободное движение как способ детерминации, самоопределения и самореализации.

Меру диалогичности педагогической системы может определить аксиологическая структура, выступающая в единстве ценности, оценки и ценностной ориентации. Ценность - ведущая категория, которая выступает выражением смысла педагогической деятельности и является критерием для оценки и ценностной ориентации. Аксиологический аспект педагогической деятельности ответственен не столько за ее осознанность (что? почему?), сколько за ее осмысленность (зачем? во имя чего?). Готовность к ценностной ориентации формирует потребность - превращение мотива в умение - изменять педагогическую систему по диалогическому принципу, то есть выбирать ценности с целью формирования в структуре педагогической деятельности субъекта конкретной поведенческой программы, реализуемой в соответствующих поступках.

Как же категория «диалог», определяющая тип педагогической системы соотносится с личностной структурой? Содержательное наполнение понятия «диалог» находит свое выражение в категории «педагогическая культура», которая в свою очередь является составляющей понятия «духовная культура».

Педагогическая культура - это особый показатель способности корреляции между миром внешним, от которого отталкивается восприятие педагогической действительности и миром внутренним, личностным, где разворачивается его переживание. Это особый род представления событийного образа педагогической ситуации и основанный на нем способ установления связи между миром внешним и внутренним. Это состояние отношения фиксируется сознанием. Диалогичность сознания исходит из самого факта существования отношения между определяющим (личностью) и определяемым (педагогической деятельностью). Сознание выступает как определение отношения к действительности и с действительностью. «Сознание -социальный феномен множественного числа, рождающийся от становления отношения, поскольку может развиваться только параллельно с другими сознаниями»[1, с. 193].

Педагогическая культура - это способ самопознания; это саморазвитие, которое проходит путь отражения в «Другом». В диалоге происходит взаи-моотказ от своего «Я», и эта взаимность восстанавливает утраченное «Я» на новом уровне. Диалог - это преображение себя, потенциальная возможность делать себя Другим, а Другого собой. Истинная цель диалога не сообщение чего-либо другому, спор с другим, его предназначение в сообщении самому себе, в споре с самим собой. Но это происходит через «Другого», через взаимоотношение. «Это открытость тех лучей, которые мы направляем на собеседника и которые, отразившись от него, возвращаются к нам самим. Сами же мы также отражаем чужие лучи, чужой монолог, поскольку

все, что проникло в нас, сразу же становится нами; сразу же со всего чужого стирается надпись «не-я» и пишется «я» [2, с. 119]

Диалогичность понимается диалектически: необходимо осознание своего внутреннего мира, дающего идентификацию с самим собой, но в то же время необходимо осознание причастности себя к некоему единству, внутри которого осуществляется диалог с другими внутренними мирами и миром в целом. Личностный индивидуальный характер проявляется в самотождестве, самосознании, то есть осознании этого тождества, сохраняющегося в непрерывном потоке его изменений. Самотождество неотделимо от сознания единичности, самотождество и есть самосознание. Это сознание включает память - особый путь к объективному со своими подъемами и спадами.

Педагогическая культура - это мера человечности педагога, это то, с чем он сам себя отождествляет в культуре, осваивает, превращая в свое собственное внутреннее достояние. Сложный мир межсубъектных отношений и общения в силу диалогической природы подчинены тенденции к накоплению и интеграции культурных ценностей разных субъектов. Ключевую ценность в этом диалоге можно обозначить термином «человеческая общность». В этом понятии схватывается цель и смысл взаимоотношений между людьми, как с точки зрения формы общения, так и того содержания, которым они могут обогатиться. Способность объективно отнестись к своему субъективному опыту, извлекать общезначимое, не допуская опасности самообмана -важные характеристики развитого самосознания педагога. Однако, осознание своей идентичности не замыкается на ней, так как сама идентичность осознается в рамках единства с многомерным культурным целым. Самосознание включает потенциал культуры как феномен детерминации «изнутри» личности. Исходное в сознании - самосознании - не просто диалогическое бытие, а установка на саморазвитие, самоизменение. «Сознающее я» больше «сознаваемого я» на идею, на шаг саморазвития.

Культура педагога - это умение расширять педагогический опыт, предвидеть перспективы своей деятельности, определять тенденции взаимодействия с участниками педагогического процесса, корректировать результаты. Ценность внутренне переживаемого опыта в том, что он образует индивидуальную целостность способов педагогического творчества. Воображение, возникающее как образы разворачивающихся форм взаимодействия и взаимоотношений - безусловно, необходимое условие творческой деятельности. Творчество означает совершенствование механизмов предвидения, антиципации, планирования и т. д., механизмов, регулирующих опережающее отражение действительности, следовательно, более эффективное с ней взаимодействие.

Педагогическая культура - это есть переживание практического как идеального. Ценностная потребность трансформируется в потребность творческую, в потребность воплощения диалогического типа отношений в дей-

ствительность, в реальные поступки участников педагогического процесса. Это потребность в поиске путей объективации и реализации ценностных переживаний личности, в выборе средств и условий, позволяющих выразить и закрепить задуманное в высказывании, в поступке. Причастность происходящему, это персональная участность, которая характеризуется сознательной включенностью, свободно взятой на себя ответственностью. Действительная педагогическая культура (в отличие от отвлеченного понятия) утверждает себя именно поступком, в котором она уже не только рассуждение об истине, но бытие в истине, не только рассуждение о добре, но и соучастие в нем, не только рассуждение о красоте, но и возможность реально ее создавать.

Педагогическая культура - это показатель диалогической меры в мире отношений участников педагогического процесса. Ценностно-ориентационная потребность переводит само переживание в новое качество, поскольку затрагивается проективно-нормативный аспект педагогической деятельности. Этот качественный эффект характеризуется не только как эмоционально-ценностное переживание, но и как общепозитивный настрой на творческую деятельность. Затрагивая глубинные слои личности, этот настрой представляет собой свернутое выражение потребностей, интересов, установок, целей, программ педагогической деятельности и способов их реализации по принципу диалога. Это не только эмоциональный фон и движущая сила, сколько форма и цель опережающего, прогнозирующего отношения, ориентирующего участников педагогического процесса на смысл диалогического взаимодействия. В этих условиях участники педагогического процесса ощущают свободу своих действий, превращающую необходимость взаимоотношений в реализацию их сущности.

Педагогическая культура-это показатель социальности взаимодействий и общения, определяющий ценностно-содержательный аспект диалога -общее в чувствах, интересах, идеях, взглядах, идеалах, мировоззрении и ценностных ориентациях его участников. Социальная значимость диалога как потенциально общего находит свое выражение в такой форме как сопереживание, которое может трактоваться как усвоение общепонятого, по образному выражению И. Канта, приобщение к «общему чувству».

Педагогическая культура - это уровень способности воспринимать, переживать и осмысливать педагогическую действительность, обогащая содержание и формы выражения своей деятельности. Диалогическая культура «распахнута», ее границы открыты для разных сознаний. Педагогическая культура - это совокупность ценностных ориентиров педагога, которые позволяют расширить представление о педагогической действительности и обеспечивают готовность ее восприятия во всех разнообразных проявлениях. Через смыслы культуры, творчества, ценности и целостности оформляется внутреннее пространство личности, которое выводит индивидуально неповторимое, уникальное во всеобщее [3 с. 77].

Дидактический диалог - это мера и способ творческой взаимосвязи его участников в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание культурных и педагогических ценностей и технологий. Педагогическая деятельность таит в себе богатые потенциальные возможности для развития личности, становления «Я-концепции», позволяющей осознать себя в определенной роли, позиции, связать личностные и профессиональные интересы, ценности, задачи.

Таким образом, рассматривая культуру как смысловую ценность дидактического диалога, мы опираемся на важные теоретические положения:

• дидактический диалог существует через «идентификацию» и «обособление» с существующими смысловыми позициями в проблемном поле образования и культуры;

© личность - активный субъект культуры, мыслящий, творческий, обращенный в будущее. Диалог объединяет разные «голоса» культуры, выводит мышление личности в план самообоснования и выбора. С понятием культуры связывается особый вид реальности, который выступает одним из необходимых условий и оснований саморазвития сущностных сил человека;

• диалог - это способ самопознания. Это саморазвитие, которое проходит путь отражения в Другом. Это связь с миром и, прежде всего, с самим собой. Диалог открывает человеку мир культуры, мир, от начала создаваемый человеком, таким образом, открывается зависимость человека от себя самого, от своей собственной деятельности, способной преобразовывать окружающую действительность [3].

Библиографический список

1. Самохвалова, В. И. Сознание как диалогическое отношение / В.И. Самохвалова // М. М. Бахтин как философ; Под ред. С. С. Аверинцева. -М., - 1992.

2. Соколов, Б. Г. Диалог, монолог, полилог и Деррида / Б. Г.Соколов // Диалог в философии: традиции и современность. Под ред. М. Я. Корнеева. - СПб., - 1995.

3. Бочкарева, О. В. Этико-эстетическая направленность художественного диалога в педагогическом образовании / О. В. Бочкарева // Искусство и образование. - 2006. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.