Научная статья на тему 'Формирование диалогической установки участников педагогического общения'

Формирование диалогической установки участников педагогического общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / DIALOGIC ATTITUDE / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / EDUCATIONAL SITUATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES / PEDAGOGICAL ANALYSIS / EDUCATIONAL TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарева Ольга Васильевна

В статье исследуется проблема формирования диалогической установки у студентов. Педагогическая деятельность рассматривается как особый процесс общения, который выстраивается по типу диалога. Приводится методика анализа проблемных педагогических ситуаций, которая помогает студентам формировать диалогическую установку в процессе обмена высказываниями. Отмечается, что в процессе решения педагогических задач студенты расширяют свое представление о педагогической компетентности современного учителя, а также приобретают необходимые профессиональные умения. Подчеркивается значимость методологической оснащенности и аксиологической направленности в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF DIALOGICAL ATTITUDE IN THE PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL COMMUNICATION

The article focuses on the objective to form the dialogic attitude in the students. Education is seen as a special communication process based on dialogue. The method of analyzing pedagogical situations is proposed, which helps students to form a dialogical attitude during the exchange of statements. Solving pedagogical problems is a way to broaden the students’ knowledge of the pedagogical competence and acquire the needed professional skills. Particular attention is paid to the significance of the diverse teaching and learning methods and value orientation of the educational process.

Текст научной работы на тему «Формирование диалогической установки участников педагогического общения»

ББК 88.37

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЖИДАНИЙ

формирование диалогической установки участников педагогического общения

О. В. Бочкарева

В статье исследуется проблема формирования диалогической установки у студентов. Педагогическая деятельность рассматривается как особый процесс общения, который выстраивается по типу диалога. Приводится методика анализа проблемных педагогических ситуаций, которая помогает студентам формировать диалогическую установку в процессе обмена высказываниями. Отмечается, что в процессе решения педагогических задач студенты расширяют свое представление о педагогической компетентности современного учителя, а также приобретают необходимые профессиональные умения. Подчеркивается значимость методологической оснащенности и аксиологической направленности в процессе обучения.

Ключевые слова: диалогическая установка,

педагогическое общение, педагогическая ситуация, педагогическая деятельность, педагогический анализ, педагогическая задача.

Об авторе:

Бочкарева Ольга Васильевна

д-р пед. наук, доцент кафедры теории и методики музыкальнохудожественного воспитания ФСБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского».

Адрес для переписки: Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108. E-mail:

O VBoshkare va@yandex. ru

В настоящее время отношения между людьми все более перемещаются в область прибыли, денежных отношений, коммерческих устремлений. Образ «национальной элиты», для которой характерен определенный уровень образования, культуры и воспитания, постепенно стирается. Понятие «преуспевающий» человек связывается с образом бизнесмена, политика, шоумена, модели и переходит в разряд коммерческих отношений. Военные конфликты, масштабы коррупции захлестывают мир и направляют его в разрушительную сторону. Социальный фон современной ситуации угрожает миру, так как в некоторых странах возникает понимание свободы как права на забвение истории, осквернение чужих святынь, лишение жизни детей и взрослых и т. д. Важно отметить и параметры негатив-

124

О. В. Бочкарева

ного фона современной ситуации, в которой действует современный учитель:

- социальная напряженность (ожидание неблагоприятных событий, рост тревог и страхов, резкое увеличение агрессии одних социальных групп по отношению к другим);

- эмоциональная неустойчивость, приводящая к разрушению психологосоциальных механизмов связи личности с обществом (потеря ценностных ориентаций, рост внутреннего и внешнего напряжения);

- виртуализация сознания, когда разрушаются естественные для человека виды общения, нарушаются высшие психические функции памяти, внимания, речи (устной и письменной) и т. д.;

- негативное влияние виртосферы, которое порой сопровождается ки-бербуллингом (намеренное преследование и оскорбление человека через размещение информации в сети Интернет), хакерством (взлом закрытой информации, геймерством (зависимость от компьютерных игр) и др. ;

- культивирование категории «безобразного» в масс-медиа коммуникациях и др. ;

- криминализация и беспринципность сознания, «размытость» ценностей, преобладание низкопробных образцов массовой культуры в сознании молодежи, когда глянец и гламур обнаруживают себя в тождестве смысла и пустоты;

- имитация дела в отсутствии настоящего дела, когда «поколение Pepsi» создает сомнительные жизненные сценарии, игры-перевертыши, пропитываясь цинизмом и потребительской психологией «красивой жизни».

Отмеченные противоречия приводят к тому, что на современном этапе актуализируется проблема осмысления отношения «я — мир» как высшей ценности и цели творчески созидающего человека, проблема формирования диалогической установки во взаимодействии и общении людей, соотнесенности их интересов в деятельности, универсальной и одновременно уникальной, связанной с пониманием роли общих смыслов в социальном движении современной жизни. ценность установки на диалог исходит из реалий объективной действительности, что позволяет рассматривать ее с позиции единства интересов людей, вступающих во взаимодействие и общение. Необходимо отметить, что сознание отдельного индивида имеет диалогическую природу и соответственно социальную детерминацию. чем ярче проявляется взаимообусловленность личности с миром, тем выше мера развитости сознания, мера диалогичности, активности и творческого начала. человек, сочетающий в себе конечность и бесконечность, когда он выходит за рамки замкнутой субъективности, проявляет себя в творческой деятельности, открывая себя в диалоге с миром, в диалоге с культурой.

Осознание проблемы исследования позволило сформулировать предмет исследования: методологическое осмысление диалогической установки участников общения и условия ее формирования в процессе профессионально-педагогической подготовки учителя. Диалогическая установка не может быть привнесена извне, она осознается таковой внутри бытийного существования человека, внутри диалога. Формирование установки на диалог позволяет рассматривать процесс профессио-

125

Социальные явления. 2015 (3)

нально-педагогической подготовки учителя как непрестанное становление — восхождение личности, обозначенное в следующей схеме: «Я» — «Другой» — «я другой». В диалоге с другим человеком изменяется он сам.

человек, развивающийся как субъект деятельности, не только присваивает социальные нормы, формы, установки и уровни конкретно-исторической действительности, но и является носителем всех отношений и связей действительности. человек находится внутри бытия, его система отношений к миру задает вектор устремленности в будущее как событийное представление в постоянно изменяемом им, как субъектом действия, мире. В формировании системы отношений «я — мир» важная роль принадлежит представлениям об идеале, которые в свою очередь влияют на социальные ожидания субъекта. «эффективность социализирующей деятельности образовательных институтов должна определяться, прежде всего, способностью адекватного включения в жизнь своего субъекта, умеющего не только осваивать и отстаивать имеющиеся социально-культурные ценности, но и созидать и реализовывать в своей жизнедеятельности идеалы новых этапов развития общества», — считает Е. И. тихомирова Тихомирова 2010, 158].

Ожидания субъекта, связанные с прогнозированием явлений реальной действительности, основаны на социальных установках: ролевых, гендерных, этнических и др. Однако деятельность человека, понимаемая как вид социального движения, обусловливает взаимодействие общезначимых смыслов (смысл не только для меня, но и для Другого), реализует особые взаимосвязи и взаимоотношения субъектов. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «субъект в своих действиях, актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но в них создается, и созидается, и определяется» [Рубинштейн 1989, 94].

Установка на диалог, как совокупности связей и отношений во взаимодействии и общении, приобретает для субъекта особый смысл, так как связывает его с действительной родовой сущностью. человек в реальности формирования диалогических отношений представлен в особой системной субъектной сущности — в особом единстве, проявляющемся в постоянном разрешении противоречия: непрерывности своей социальной сущности и разрыва — прерывности в индивидуальном воплощении.

Можно утверждать, что личность, опираясь на самопознание, на полноценную рефлексию, на глубокие связи между своими социальными ролями («внешним я») и своим мировоззрением («глубинное я»), становится открытой для диалога с другой личностью. человек находит подтверждение своей жизни в отношении к другому человеку. Диалог является реализацией отношения «я» — «Другой» в рамках социума. Многомерное мышление современной социальной ситуации связано с объединением, взаимодействием субъектов как равновеликих и равноценных величин. На этом условии основаны поиски глубинных связей проблемы тождества и различия, идея проводимости разных смыслов образования и культуры. при этом центральной образующей в этом поле смыслов оказывается не столько взаимоотношение между «я» и «Другим», сколько понимание «я» через «Другого», что и определяет характер этого отношения. Выявление смысла человеческой жизни через

126

О. В. Бочкарева

совместное бытие людей означает диалогическое понимание установки на общение, на совместную деятельность. Л. фейербах утверждал: «человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между «я» и «ты» [фейербах 1995, 325].

Идея диалога в образовании утверждает концепцию «существования» в конкретной множественности или полифонии, так как личность не может существовать только «для себя», она существует «для кого-то». Можно понять систему диалогических отношений и в качестве разносторонней, многообразной реальности взаимодействия ценностных смыслов, реализуемых в педагогической действительности. философ М. Бубер, выстраивая свою концепцию, отмечает присущие реальной ситуации неустранимые противоречия:

«...наличное бытие (человека) отличается своей сущностной и неустранимой противоречивостью. Сущность этой противоречивости — в ее неразрешимости. Тот, кто принимает тезис, а антитезис отклоняет, — тот разрушает смысл ситуации. Пытающийся мыслить синтез также разрушает смысл ситуации. Стремящийся сделать противоречивость относительной — уничтожает смысл ситуации. Тот, кто хочет вынести противоборство как-то иначе, чем с самой жизнью, — идет против смысла ситуации. Смысл ситуации состоит в том, что она во всей противоречивости переживается и только переживается снова и снова непредвиденным, непредмыслимым, непредсказуемым образом» [бубер 1993, 143].

главной целью теории коммуникативной этики, «диалога сознаний» ученого Ю. Хабермаса является создание новых подходов к социальной реальности, а также выявление новых норм, ценностей и содержащихся в них культурных смыслов, которые могли бы послужить ориентирами в развитии общества и человека. Он отмечает, что для личности, выстраивающей оптимальный стиль коммуникации, характерен высокий уровень критической рефлексии, понимание ситуации через верную ориентацию в мире, способность к социальному прогнозированию. коммуникация в учении Ю. Хабермаса приобретает роль смысловой установки, парадигмы, то есть образца методологического подхода к решению проблемных ситуаций, прежде всего социальных, и выступает как особый вид познавательной практики, аккумулирует опыт жизнедеятельности. по мнению В. Л. Шульца, критика ученого заострена против произвола ценностно-целевых установок и требует осмысленности целей на основе позитивного человеческого опыта [Шульц 1995].

Необходимо отметить, что педагогическая деятельность строится по законам общения, человеческой коммуникации. педагогическое общение в общей психологической структуре деятельности учителя выражает собственно коммуникативную природу этой деятельности и является ее смысловым компонентом. В ходе общения реализуются все основные функции педагогической деятельности, поэтому можно говорить о связи педагогического общения и педагогической деятельности.

проблема педагогического общения специалистами в области психологии и педагогики рассматривается в различных направлениях и аспектах.

В одних исследованиях общение педагога с учащимися видится как

127

Социальные явления. 2015 (3)

условие организации учебно-воспитательного процесса, когда в центр рассмотрения ставятся социально-психологические, социально-нравственные аспекты общения, его функционально-познавательные цели и эмоционально-психологические характеристики.

В других исследованиях акцентируется собственно педагогическая составляющая, формирующая смысл общения учителя с учащимися. В этом случае оно рассматривается как условие и становление целостной личности, а потому принципиальное значение приобретают социальные и культурные аспекты общения и такой диалог, в котором его участники выступают как представители (субъекты) культуры, а предметом их диалога становятся ценностные, смысловые проблемы человеческого бытия.

В настоящее время изменяются подходы к анализу самого взаимодействия: гносеологический подход уступает место социокультурному, при котором обучение рассматривается как способ трансляции культуры и его образующей личность функции. Дидактическое взаимодействие обеспечивает понимание предмета учебной деятельности его участниками (мотивы, ценностные ориентации, методы, стиль мышления и др). Л. ф. Спирин, М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, В. В. Юдин и др. подчеркивают, что гуманизация педагогического образования включает следующие компоненты: обретение педагогами гуманистической

педагогической культуры; ориентация на духовный диалог при продвижении к цели; становление субъектной позиции участников взаимодействия. Авторы утверждают, что диалогическая установка на педагогическую деятельность, на выстраивание межсубъектного взаимодействия связана, с одной стороны, с возможностью видения себя «разного» в роли учителя, видения себя как субъекта гуманистических изменений в процессе самосовершенствования, саморазвития, с другой — это установка на Другого с позиции его самоценности, которая проявляется в признании личности субъектом собственного развития и воспитания, саморазвития и самовоспитания.

Стратегия реализации педагогического диалога связана с категориями «свобода» и «творчество». Участники диалога способны к сопряжению ценностей профессионально-педагогической деятельности и общечеловеческих ценностей. О. В. бочкарева утверждает, что «диалогическая культура «распахнута», ее границы открыты для разных сознаний. педагогическая культура — это совокупность ценностных ориентиров педагога, которые позволяют расширить представление о педагогической действительности и обеспечивают готовность ее восприятия во всех разнообразных проявлениях» [бочкарева 2007, 143]. Моделирование деятельности педагога как члена социума с высоким уровнем профессионально-педагогической культуры позволяет выявить разнообразные компоненты его компетентности, которые встраиваются в содержательный пласт педагогических задач и формируют готовность студентов к реализации «я» в профессиональной деятельности на основе подлинной гуманности, творчества и созидания. педагогические задачи фиксируют наличие концептуальной содержательности, актуализируют проблемность, структурную неопределенность системных компонентов знания. представить предметное содержание как диалог, как

128

О. В. Бочкарева

форму развивающегося и обновляющегося знания — в этом состоит одна из задач учебного процесса.

Успешность решения педагогических задач, моделирующих содержательно-смысловой диалог учителя со школьниками, убеждает студентов в перспективности следования принципам полицентричности, бинарности, пронизанными гуманистическими установками. Регулируемое эвристическим полем — полем проблематизации — содержание дидактического диалога через расширение и включение новых связей системных и межсистемных ассоциаций связано с обретением контекстного видения педагогической ситуации в процессе обучения, который влияет на развитие креативного потенциала его участников. В нем проявляются особенности диалектического развития многоуровневой системной организации дидактического диалога, которая качественно обогащается и совершенствуется на каждом новом витке профессионального и личностного развития.

Активность участников, мотивированная направленностью на будущую профессию, влияет на содержание, ход, интенсивность дидактического диалога и в целом формирует образ себя как учителя. Специальный подбор педагогических задач, отражающих специфику деятельности учителя, вызывает интерес, концентрацию внимания на обсуждаемой проблеме, осознание противоречий в современной действительности. при этом необходимо отметить, что наиболее интенсивно и продуктивно дидактический диалог протекает в том случае, если педагогическая задача является изначально трудной, если возникает проблемная ситуация, отражающая реалии сегодняшнего дня. Студентами выдвигаются гипотезы, осуществляется их коррекция и проверка, уточняется «эталон» деятельности и общения учителя. Совместная разработка проблемы позволяет соотносить результаты своей деятельности с результатами деятельности других и усиливает мотивационные, когнитивные, креативные, рефлексивные установки, повышая эмоциональное самочувствие и самоконтроль личности.

повседневность педагогической реальности кажется ясной и понятной не потому, что таковой является, а потому, что ускользает от рефлексии. Обычные педагогические будни не анализируют до тех пор, пока их не нарушит какое-нибудь событие, не прервется плавный темп жизни. Столкнувшись с таким нарушением, «перерывом», участники педагогического взаимодействия стремятся «нормализовать» ситуацию, ввести ее в рамки повседневности, приступить к исследованию нарушающего ход нормальной деятельности фактора.

В результате моделирования, анализа, прогнозирования, интерпретации, проигрывания педагогической ситуации происходит ее переосмысление. Будучи переопределенной, педагогическая ситуация «нормализуется». Между педагогическим действием как эмпирическим фактом и социальной средой существует пространство субъективного смысла, субъективной интерпретации, истолкования и понимания реальности. С проблемными ситуациями сталкивается каждый педагог. Наиболее характерна ситуация, когда партнер действует непредсказуемо, вопреки ожиданиям, соответствующим данным обстоятельствам. проблемная си-

129

Социальные явления. 2015 (3)

туация — это ситуация «перерыва» повседневности, «перерыва» педагогических будней. процесс трансформации образной модели в модель проблемной ситуации возможен в свернутом виде, в этом случае извлечение смысла, в том числе и оценка сложного педагогического явления, происходит прежде ее детального анализа. эта способность мгновенной реакции на смысл, на проблему весьма актуальна для педагога, когда действительность сталкивает с неожиданными ситуациями в условиях ограничения времени и требует моментального на них реагирования.

таким образом, диалогическая установка вбирает в себя противоречие «отождествление — обособление», позволяющее личности прирастать новыми ценностными смыслами, усваивать содержание, смысловой опыт другой личности, пропуская его через призму собственного «я». Решая педагогические задачи, нацеливая себя на овладение профессией, студенты расширяют свое представление о профессионально-педагогической компетентности современного учителя, требующей от них овладения разнообразными умениями. при анализе разнообразных проблемных ситуаций актуализируются и корректируются установки участников диалога о современном образовательном процессе, об ученике, об учителе, о себе в роли учителя и др.

Основными условиями формирования диалогической установки участников педагогического общения являются следующие:

- развитие педагогического мышления, основанного на соотнесенности содержания педагогической ситуации с реальной педагогической практикой, позволяющего осуществлять эффективный перенос учебного опыта в профессиональную область;

- генерирование в совместном поиске новых педагогических идей и инноваций;

- взаимодополнительность и взаиморазвитие всех установок, содержаний, ценностных смыслов, создающих более благоприятное пространство для саморазвития всех участников диалога;

- углубленное восприятие высказываний друг друга, позволяющее аккумулировать не только свои знания и опыт, но и знания и опыт группы в целом;

- выстраивание проблемного поля дидактического диалога с учетом понимания актуальных педагогических проблем, отражающих диалектические противоречия профессионального труда учителя в реальной социальной ситуации;

- создание атмосферы эмпатии, благоприятного психологического микроклимата в ходе дидактического диалога, дающего возможность самораскрытия каждому участнику и максимального развития своего творческого потенциала;

- осуществление последовательной логики этапов анализа педагогических ситуаций, развивающей умение видеть педагогический процесс целостно, системно.

Студенты убеждаются в том, что профессионально-педагогическая компетентность современного учителя предполагает высокую культуру, эрудицию и образованность личности. Методологическая оснащенность,

130

О. В. Бочкарева

установка на диалог, глубокие психолого-педагогические знания и сформированные умения, высокий уровень специальной подготовки, владение новейшими технологиями, развивающими способность к целеполаганию, проектированию и организации образовательного процесса в школе, — это те требования, которые в настоящее время необходимы современному учителю.

Список литературы

1 Бочкарева О. В. Пространство дидактического диалога как смысл культуры // Сибирский педагогический журнал. 2007. №7. С. 139-144.

2 Бубер, М. Я и Ты / пер. с нем.; послесл. П. С. Гуревича. — М.: Высшая школа, 1993. 173 с.

3 Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989. №4. С. 88-95.

4 Тихомирова Е. И. Становление субъектной позиции школьника-лидера в воспитывающей среде // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2010. Т 16. С. 155-161.

5 Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2 т. / общ. ред. М. М. Григорьяна. — М.: Госполитиздат, 1995. Т 2. 943 с.

6 Шульц В. Л. От диалектики к диалогу: социально-философская концепция Ю. Хабермаса // Диалог в философии: традиции и современность: сб. науч. тр. / ред. М. Я. Корнеев. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. — С. 42-52.

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.