Бизнес в законе
6’2014
14.5. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИННОВАЦИИ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Леонтьева Лидия Сергеевна, доктор экономических наук, профессор
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»
LLeontieva@mesi.ru
Ильин Андрей Борисович, кандидат экономических наук, ст. преподаватель
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»
ABIlin@mesi.ru
Конотопов Алексей Игоревич, аспирант
Место учебы: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»
mail@konotopov.ru
Аннотация: Алгоритмы внедрения различного вида инноваций как технологий рационального расходования комплексного ресурсного потенциала стран, регионов, компаний, формируются ситуативно и не оцениваются с точки зрения эффективности использования при осуществлении пространственных инноваций.
Частично вопросы оценки эффективности использования пространственных ресурсов и их влияния на инновационное развитие хозяйствующих субъектов разных уровней затрагиваются в трудах И. В. Володченкова, О. В. Иншакова, П. А. Минакира, Б. Б. Шаралдаева, Н. Г. Юшковой.
Модель: В статье представлен авторский «инновационный пространственный социально-экономический комплекс», который предусматривает синергический эффект от взаимодействия территорий мезоуровня и микроуровня с целью увеличения социально-экономического эффекта от рационального использования их пространственных ресурсов.
Выводы: Представленный авторами инновационный пространственный социально-экономический комплекс еще более эффективно будет развиваться посредством использования пространственных инноваций с участием комбинированного землепользования.
Оригинальность/ценность: Теоретическое обоснование и комплексный анализ пространственных инноваций как способов рационального использования пространственных ресурсов для получения социально-экономического эффекта на разных уровнях становятся актуальной темой исследования, направленной на решение конкретной народнохозяйственной задачи
Ключевые слова: пространственные инновации, мезо-уровень, микроуровень, социальный эффект, экономический эффект, производственная инфраструктура
SPATIAL INNOVATION AS A RESOURCE FOR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT
Leontieva Lidia S., The Doctor of Economics, the professor Work place: Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
LLeontieva@mesi.ru
Ilyin Andrey B., Cand. Econ. Sci., the senior teacher
Work place: Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
ABIlin@mesi.ru
Konotopov Alexey I., The post-graduate student Study place: Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
mail@konotopov.ru
Annotation: Task: Algorithms of introduction of different type of innovations as technologies of rational expense of complex resource potential of countries, regions, companies, formed situation and not estimated from the point of view of efficiency of the use during realization of spatial innovations.
Partly the questions of estimation of efficiency of the use of spatial resources and their influence on innovative development of managing subjects of different levels are affected in labours of I. V. Volodchenkova, O. V. Inshakova, P. A. Minakira, B. B. Shar-aldaeva, N. G. Jushkovoj.
Model: an authorial «innovative spatial socio-economic complex» that envisages a sinergistical effect from cooperation of territories of mesolevel and microlevel with the purpose of increase of socioeconomic effect from the rational use of their spatial resources is presented In the article.
Conclusions: the innovative spatial socio-economic complex Presented by authors yet more effectively
Keywords: spatial innovation, meso-, micro-level, social effects, economic effects, industrial infrastructure
Под пространственными инновациями мы понимаем такие технологии использования пространственных ресурсов во всех измерениях, которые создают принципиально новый экономический, социальный или социально-экономический эффект на макро-, мезо- и микроуровнях развития экономики [7].
При этом пространственные инновации на микроуровне представляют собой не только развитие территории в рамках муниципального образования, но и совершенствование функционирования хозяйствующих субъектов, являющихся резидентами определенного населенного пункта Российской Федерации. Такая конгломерация, на наш взгляд, должна выражаться в создании на уровне муниципального образования комплекса, который мы вводим под названием «инновационный пространственный социально-экономический комплекс».
Мы, в свою очередь, подчеркиваем, что предлагаемый нами «инновационный пространственный социально-экономический комплекс» будет иметь также и значительный социальный эффект. Далее рассмотрим предлагаемый нами алгоритм развития пространственных инноваций на микроуровне более подробно.
Любой населенный пункт представляет собой сложную систему, включающую в себя целый комплекс подсистем: население, производство, сферу специального обслуживания, транспортные и инженерные сети, элементы архитектуры, ландшафта, окружающую среду. На основе взаимодействия этих подсистем формируются такие свойства населенного пункта, как: значимость, размер, направленность, перспективы.
В этой связи, социальный эффект от рационального использования пространственных ресурсов будет, на наш взгляд, заключаться в следующем:
1. увеличение количества рабочих мест;
2. увеличение социальных рекреационных зон;
3. увеличение объемов прибыли и, как следствие, доходов в бюджеты от развития сферы услуг;
4. сокращение затрат на транспорт;
204
Леонтьева Л. С., Ильин А. Б., Конотопов А. И.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИННОВАЦИИ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
5. развитие объектов производственной и социальной инфраструктуры.
Предлагаемый нами комплекс представлен на рис. 1.
Во-первых, в результате присоединения к Москве как мезоуровню с населением порядка 12 млн жителей, количество жителей столицы в связи с присоединением «Новой Москвы» как бывшего микроуровня увеличилось на 235 тыс. человек. Помимо этого, в рамках рассматриваемого нами межсубъектного кластера (рис. 1) сюда можно отнести и все население Московской области с отдельными муниципальными образованиями как микроуровнями, которое по состоянию на 01.01.2014 г. по данным Росстата составляет 7 133 620 человек. Таким образом, взаимодействие мезо- и микроуровней в рамках межсубъектного кластера необходимо для качественной жизни порядка 20 млн
экономический комплекс
Рассмотрим каждую составляющую более подробно.
Кроме того, население Москвы и Московской области в современных рыночных условиях становится еще более мобильным, как следствие, увеличивается количество рабочих мест, возникает потребность в новых специалистах. Помимо этого, само развитие пространственных инноваций также будет подразумевать под собой участие новых работников, в частности, в строительстве дорог, метро, новых зданий и сооружений.
Во-вторых, будет необходима организация на новых территориях рекреационного пространства. В литературе понятие «организованное рекреационное пространство» традиционно рассматривается как подсистема с пространственными и временными характеристиками, необходимыми ресурсами по организации отдыха, досуга, восстановления физических, эмоцио-
нальных, интеллектуальных сил основных участников, которые обеспечивают функционирование регионального цикла.
Исходя из данного определения, безусловно, все этапы регионального цикла необходимо рассматривать с точки зрения рекреации, так как требования к условиям организации подразумевают наличие рекреационных условий на каждом этапе мезоуровневого цикла.
Рекреационная составляющая предлагаемого нами инновационного пространственного социально-
экономического комплекса будет сводиться как к социальному эффекту для жителей муниципальных образований непосредственно от главной цели рекреационного функционирования, так и к хозяйствующим субъектам, для которых откроется новая возможность для развития сферы туристических услуг.
В-третьих, развитие новых территорий, новых транспортных развязок, станций метро влечет за собой строительство новых продуктовых сетей, супер- и ми-нимаркетов, развитие бытовых услуг, что, безусловно, будет способствовать пополнению доходной части бюджета территорий.
В-четвертых, развитие транспортной инфраструктуры позволит получить еще один очень важный социальный эффект - это снижение издержек граждан на проезд из дома на работу и обратно.
В-пятых, мы делаем акцент на инфраструктурном комплексе регионов, при этом отдельно отмечаем производственную (транспорт, связь, энергетическое хозяйство, коммунальное хозяйство) и социальную инфраструктуру (учреждения общего и специального образования, учреждения здравоохранения, учреждения культуры и гуманитарных наук, учреждения отдыха и спорта). Хотя, безусловно, нельзя отвергать, что и социальная, и производственная, и прочие инфраструктуры взаимосвязаны между собой.
Определяющими в системе инфраструктур являются производственная и социальная инфраструктуры. От степени их развитости, адекватности друг другу зависит общее состояние экономики региона, его участие в межрегиональной конкуренции, привлекательность инвестиционного климата региона и так далее. Эти инфраструктуры являются базовыми в развитии регионов. Они определяют детали их развития, привлекательность для совместных проектов, для проживания в них населения.
Инфраструктура все более влияет на социальную обстановку в стране, на политику государства и международных сообществ. Чем выше уровень развития инфраструктуры, тем быстрее и охотнее в регион приходят инвестиции, прибывает рабочая сила, ускоряется экономическое развитие, улучшается жизнь и самочувствие людей. И наоборот, чем ниже уровень развития инфраструктуры, тем медленнее или с большими издержками развивается производство, тем тяжелее жизнь людей.
На мезоуровне, а именно, на уровне Москвы можно отметить следующее: Правительство Москвы понимает и интегрирует Программу по градостроительной политике [1] с развитием иных направлений, связанных со строительством новых социальных объектов, развитием культурно-досуговой деятельности, совершенствованием транспортной инфраструктуры и так далее (рис. 2).
205
Бизнес в законе
6’2014
| «Спорт Москвы»
Рис. 2. Взаимоувязка городских программ Правительства Москвы в рамках единой градостроительной политики [6]
В этой связи стоит отметить, что в рамках предлагаемого нами межсубъектного кластера Москвы и Московской области необходимо отладить транспортную инфраструктуру (МКАД, метро, ж/д сообщение между Подмосковьем и Москвой). При увеличении социального эффекта произойдет и эффект экономический, который повысит доходную часть бюджетов мезо- и микроуровней и, как следствие, вновь позволит существенно повысить качество жизни населения и удовлетворить их социальные потребности.
При этом в синтезе происходит развитие пространственных ресурсов. С точки зрения аспектов землепользования, при решении вопросов современного использования земли важно различать необратимые и обратимые виды использования земель.
Под необратимым использованием земель подразумевается процесс, когда вид землепользования в силу радикального изменения состояния поверхности земли практически нельзя изменить. Примером необратимого использования земель могут служить территории, занимаемые городами и индустриальными центрами, автомобильными магистралями, аэродромами, железными дорогами. Обратимые виды использования земель включают такие, при которых почвенный покров не нарушается, примером чего является сельскохозяйственное использование территории. Для современной практики землепользования характерны комбинированные его виды, когда в пределах одной территории сочетаются участки как обратимого, так и необратимого использования земель. Примером комбинированного землепользования могут представить многие города мира, где в частности, для транспортных нужд, строительства метро, торговых центров, складских помещений интенсивно используются не
только поверхность, но и многие подземные пространства, то есть имеет место многоцелевое использование земли.
Таким образом, рассмотренный нами инновационный пространственный социально-экономический комплекс еще более эффективно будет развиваться посредством использования пространственных инноваций с участием комбинированного землепользования.
Важно также отметить, что различия в уровне социально-экономического развития территорий и их инновационного потенциала не являются препятствием к развитию интеграционного взаимодействия между ними, поскольку эффективное использование сильных сторон отдельных муниципальных образований, входящих в комплекс, дает дополнительный эффект и, таким образом, способствует региональным процессам роста. Особенно важно, что субъекты инновационной деятельности, находясь в территориальной близости друг от друга, могут формировать взаимодополняющие инфраструктурные элементы, тем самым экономя время и средства на создание собственных. Так, города, отличающиеся низким значением социально-экономических показателей, как правило, имеют ресурсы, которые потенциально могут быть использованы в проектах инновационного развития: омертвленный капитал убыточных предприятий (производственные фонды и площади); земельные участки, непригодные для сельскохозяйственного использования. Чтобы постоянно пользоваться преимуществами синергического эффекта, необходимо прилагать значительные усилия по стимулированию интеграционных процессов в региональных системах, укрепляя связи между отдельными муниципальными образованиями.
206
Леонтьева Л. С., Ильин А. Б., Конотопов А. И.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИННОВАЦИИ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Иными словами, инновационный пространственный социально-экономический комплекс должен формироваться как некоторая сетевая структура, включающая все территориальные образования.
Список литературы:
1. Об утверждении Государственной программы города
Москвы «Градостроительная политика» на 2012-2018 годы [Текст]: постановление Правительства Москвы от
03.10.2011 г. № 460-ПП (ред. от 10.04.2014).
2. Брюханова В.Б. Формирование организованного рекреационного пространства в региональной социальноэкономической системе [Текст]: автореф. дис... к. экон. наук / В.В. Брюханова. - Улан-Удэ: фГбОу ВПО «ВосточноСибирский государственный университет технологий и управления», 2012. - 20 с.
3. Леонтьева Л.С. Региональный кластер как механизм формирования инновационного потенциала и устойчивого развития территории (часть 1) / Л.С. Леонтьева, А.Б. Ильин, Д.А. Шпилев // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. Научно-практический журнал. - 2012. - № 1. - С. 40-43.
4. Леонтьева Л.С. Региональный кластер как механизм формирования инновационного потенциала и устойчивого развития территории (часть 2) / Л.С. Леонтьева, А.Б. Ильин, Д.А. Шпилев // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. Научно-практический журнал. - 2012. - № 2. - С. 44-47.
5. Шаралдаев Б.Б. Управление социально-экономической системой муниципального образования на основе пространственного потенциала [Текст]: автореф. дис. д-ра. экон. наук / Б.Б. Шаралдаев. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», 2013. - 40 с.
6. Департамент градостроительной политики города Москвы [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://stroi.mos.ru/gradostroitelnaya-politika.
7. Конотопов А.И. Уровни осуществления пространственных инноваций // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №3 (22) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/61EVN314.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
Reference list:
1. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy goroda Mos-kvy «Gradostroitel'naja politika» na 2012-2018 gody [Tekst]: postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 03.10.2011 g. № 4б0-Рр (red. ot 10.04.2014).
2. Brjuhanova V.B. Formirovanie organizovannogo rekreacion-nogo prostranstva v regional'noj social'no-jekonomicheskoj sis-teme [Tekst]: avtoref. dis... k. jekon. nauk / V.V. Brjuhanova. -Ulan-Udje: FGBOU VPO «Vostochno-Sibirskij gosudarstvennyj universitet tehnologij i upravlenija», 2012. - 20 s.
3. Leont'eva L.S. Regional'nyj klaster kak mehanizm formiro-vanija innovacionnogo potenciala i ustojchivogo razvitija territo-rii (chast' 1) / L.S. Leont'eva, A.B. Il'in, D.A. Shpilev // Jekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. Nauchno-prakticheskij zhurnal. - 2012. - № 1. - S. 40-43.
4. Leont'eva L.S. Regional'nyj klaster kak mehanizm formiro-vanija innovacionnogo potenciala i ustojchivogo razvitija territo-rii (chast' 2) / L.S. Leont'eva, A.B. Il'in, D.A. Shpilev // Jekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. Nauchno-prakticheskij zhurnal. - 2012. - № 2. - S. 44-47.
5. Sharaldaev B.B. Upravlenie social'no-jekonomicheskoj siste-moj municipal'nogo obrazovanija na osnove prostranstvennogo potenciala [Tekst]: avtoref. dis. d-ra. jekon. nauk / B.B. Shar-aldaev. - Ulan-Udje: FGBOU VPO «Vostochno-Sibirskij gosudar-stvennyj universitet tehnologij i upravlenija», 2013. - 40 s.
6. Departament gradostroitel'noj politiki goroda Moskvy [jel-
ektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:
http://stroi.mos.ru/gradostroitelnaya-politika.
7. Konotopov A.I. Urovni osushhestvlenija prostranstvennyh in-novacij // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014 №3 (22) [Jel-ektronnyj resurs]-M.: Naukovedenie, 2014.- Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/61EVN314.pdf, svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. rus., angl.
207