УДК 82.930.272
С.А. Лупенцова Омская гуманитарная академия
«ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИГРЫ» БОРИСА ВИАНА
Пространственная категория является одной из структурообразующих категорий в романах Бориса Виана. В данной статье рассмотрены различные модификации пространства на материале романа «Пена дней» - знакового для автора. Топосы романа отражают концепцию автора и в совокупности дают ключ к толкованию текста. Проблемы взаимосвязи пространства и героев, топонимических метаморфоз, символические топосы рассматриваются в статье в едином свете эстетики автора.
Ключевые слова: пространственная категория, модификации пространства, топос-символ, сюрреализм, иррациональность.
Категория пространства в романистике Бориса Виана представляется важным элементом построения текста. Смысловая и структурная насыщенность топонимики дает обширный материал для интерпретации художественной модели мира романов.
Иррациональное пространство в текстах Виана имеет искаженную логику, нарушенную геометрию и непрерывность. Выделим важнейшие характеристики пространства на основе материала романа «Пена дней» (1947). Этот роман является наиболее показательными в проблеме вычленения пространственной категории в романистике Бориса Виана. Многочисленные сдвиги локусов, многоуровневость, полюсной тип, пластичность и плотное взаимодействие героев и топоса являются основополагающими характеристиками пространства в произведениях автора.
Проведенный анализ позволяет говорить об идее двойственности, антитетичности, заложенной в пространственной модели романов. Это свойство построения пространства внутри текста как отражает смысловую, мировоззренческую позицию автора, так и используется в качестве структурного приема. Деление пространства на «свое» и «чужое» - давняя культурная традиция. В ней заложены и черты древнего представления о мире, и романтическая традиция противопоставления «земного» и «небесного», «здесь» и «там». В раннем романе автора «Пена дней» это сопоставление и противопоставление звучит наиболее отчетливо. Мир «взрослых» и мир «детей» (по определению Г. Косикова), причем это деление не возрастное, а мировоззренческое, в романе расположен на двух полюсах, эти миры диаметрально противоположны. Мир главных героев: Колена, Хлои, Шика и Ализы - находится в конфронтации с миром рабочих, миром денег и труда. Оппозиции «тепло» - «холод», «дети» -«взрослые», «внутреннее» - «внешнее», «праздность» - «труд» характеризуют два пространственных уровня. Противопоставление топосов ведет к смешению разных стилей и к их пародированию.
В «Пене дней» внешний холодный враждебный мир «взрослых» противостоит теплому веселому и безопасному миру «детей». Идиллия героев может существовать до тех пор, пока они не взаимодействуют с этим чужим миром. В мире Колена нет ничего невозможного: трансформация пространства происходит постоянно, превращая событийный ряд в фантасмагорию. Колен и Хлоя во время прогулки легко прячутся от остальных прохожих в облаке, в свадебном путешествии отгораживаются от мглы с помощью цветных стекол.
Антитетичность пространственных структур в текстах Бориса Виана приводит к неустойчивости конструкций, к появлению пластичного, текучего мира, легко деформирующегося под влиянием героев. Квартира Колена начинает изменяться вместе с болезнью Хлои с малого: тускнеет свет, комнаты сужаются, появляются мрак и сырость. Чем больше чужой мир вторгается в пространство героев, тем страшнее уже необратимое разрушение. «В гостиную уже нельзя было войти. Потолок опустился почти до пола, и между ними протянулись
какие-то полурастительные, полуминеральные стебли, которые бурно разрастались в сыром полумраке. Дверь в коридор больше не открывалась. Оставался только узкий проход, который вел от входной двери прямо в комнату Хлои» [1, с. 79]. Эта живая комната является «телесной» структурой, образом, отражающим деструктивные процессы. «Тело оказывается проекцией на внешний мир, как тот, в свою очередь, проектирует через него свои органы и гармонии» [4, с. 28]. Метрические свойства в этой структуре пространства доминируют.
Пространство и герой органически взаимосвязаны - они одно целое. Тонкая грань между миром и героем представлена в эпизоде, в котором Колен своим теплом должен вырастить стволы для оружия, а на них вырастают белые розы. Через эту экспрессионистскую метафору звучит позиция автора-пацифиста, который говорит читателю, что орудие для убийства может создать только человек, но и только человек может уничтожить его. «Превращение внутреннего во внешнее, а внешнего во внутреннее» [5] - это и есть сюрреалистическая модель пространства, в котором сон и явь находятся в одной плоскости, пересекаясь и на-кладываясь друг на друга.
Библиографический список
1. Виан, Б. Собрание сочинений : в 4 т. / Б. Виан. - Т. 1. - СПб. : Симпозиум, 1997. - 544 с.
2. Ерофеев, В. Борис Виан и «мерцающая эстетика» // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. -М. : Советский писатель, 1990. - С. 238-244.
3. Косиков, Г. О прозе Бориса Виана. // Виан Б. Пена дней. - М. : Художественная литература, 1983. -С. 3-22.
4. Подорога, В. Феноменология тела. Ведение в философскую антропологию / В. Подорога. - М. : Admarginem, 1995. - 339 с.
5. Ямпольский, М. Демон и Лабиринт / М. Ямпольский. - М. : Новое литературное обозрение, 1996. - 313 с.
S.A. Lupentsova, candidate Omsk Academy of the Humanities
"SPATIALGAMES" BYBORISVIAN
One of the key elements in building a surrealist text is the category of space and signs of a topos. Boris Vian often resorting to the surrealistcal techniques in taking full advantage of the space simulation in accordance with the plot changes. In this article the toponymic models and techniques used in the novel "Foam days".
Keywords: topos, space 'dreams a reality, pole space.
References
1. Vian B. Works : 4 V. V.1. SPb, Simpozium, 1997, 544 p.
2. Erofeev V. In the maze accursed questions. Moscow, Sovetskiy pisatel, 1990, pp. 238-244.
3. Kosikov G. On the prose of Boris Vian. In Vian B. Pena days. Moscow, Hudozhestvennaja literatura, 1983, pp. 3-22.
4. Podoroga V. Phenomenology of the body. Introduction to philosophical anthropology. Moscow, Admarginem, 1995, 339 p.
5. YampoFskij M. Demon and the Labyrinth. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 1996, 313 p.
© Лупенцова С.А., 2013
Автор статьи - Светлана Алексеевна Лупенцова, соискатель, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected].
Рецензенты:
Е.В. Беликова, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;
А.В. Ляпина, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.