Научная статья на тему 'Пространственные границы дома: приватное и публичное'

Пространственные границы дома: приватное и публичное Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1253
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО ДОМА / ОППОЗИЦИЯ ПРИВАТНОЕ-ПУБЛИЧНОЕ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вербина О. В.

В данной статье на основе культурологического анализа рассматривается концепт «дом» как особое пространство взаимоотношения человека с внешним миром, разграничивающего пространство повседневности человека на публичное и приватное. Дается описание оппозиции приватное/публичное в контексте теории повседневности, социологии постмодернизма, гендерного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL BOUNDARIES OF THE «HOUSE»: PRIVATE AND PUBLIC

This article is about concept «house» as special space of the relationship between man with the outside world, a delimiting space of the everyday person into public and private; describes the opposition private/public into the context of the theory of everyday life, sociology of postmodernism, the gender approach. This research was founded on the basis of cultural analysis.

Текст научной работы на тему «Пространственные границы дома: приватное и публичное»

220

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 130.2

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ ДОМА: ПРИВАТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ

О.В. Вербина

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: oksverb@rambler.ru

В данной статье на основе культурологического анализа рассматривается концепт «дом» как особое пространство взаимоотношения человека с внешним миром, разграничивающего пространство повседневности человека на публичное и приватное. Дается описание оппозиции приватное/публичное в контексте теории повседневности, социологии постмодернизма, гендерного подхода.

Ключевые слова: пространство дома, оппозиция приватное-публичное, повседневность, гендерный подход.

В современную эпоху глобализации происходит кардинальное изменение традиционных пространственных параметров человеческого бытия. С одной стороны, наблюдается тенденция безграничного расширения социального пространства человека, связанное с его интеграцией посредством разнообразных каналов в окружающий мир, с другой же стороны, имеет место сужение личного пространства человека практически до минимальных пределов его физического существования. Этот парадокс современности актуализирует проблему научного исследования особенностей личного и социального пространств человека через призму культурологического анализа оппозиций приватное/публичное и поиска универсальной философско-феноменологической доминанты как отправной точки для измерения этих оппозиций.

В этом аспекте актуальным является тезис А. Щюца о том, что «дом есть нулевая точка системы координат, которую мы приписываем миру, чтоб сориентироваться в нем»1. Действительно, дом, выступая тем местом, где живет человек, является и своеобразным медиатором между внутренним и внешним миром человека, определяющим взаимодействие противоположностей: приватное /публичное,

свое/чужое, близкое /далекое, привычное /непривычное и т.п.

1Шюц. А. Смысловая структура повседневнего мира /сост. А.Я. Алхамасов. М., 2003. С. 209.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

221

Предметом исследования в данной статье является культурологический анализ категории «дом» в оппозициях приватное/публичное. При этом мы будем рассматривать дом как особое пограничное пространство взаимоотношения человека с внешним миром.

Первичная семантика дома как освоенного жилого пространства в историческом аспекте видоизменялась в направлении семантической дифференциации и иерархизации. Этот процесс шел параллельно с разложением традиционных родоплеменных связей, появлением первых цивилизаций, оформлением городской культуры, усложнением социально-экономических отношений между людьми.

Именно в этот исторический период фиксируется первое крупное деление освоенного пространства на два уровня: в границах участка (двора) с домом -внутреннее пространство, в границах поселения (деревни, города) - переходное пространство от своего, внутреннего, к чужому, внешнему. Визуальными маркерами внутреннего пространства являются забор, ограда, стена, переходного пространства -борозда, вал, ров, крепостная (городская) стена и т.п. В этот период дом и двор, усадьба, еще не дифференцируются, составляют единое семантическое, экономическое и пространственное целое. Этот исторический синкретизм зафиксирован в

мифологических воззрениях разных народов. Например, древниевикинги представляли мир людей большой усадьбой, соответственно называя егоМидгардом - «то, что расположено в пределах изгороди», свое. Мир великанов и страшных чудовищ, лежащих вокруг него, получил названиеУдгард, «находящееся за оградой». Человек и усадьба были неразрывно связаны между собой.2

К концу XIII века появляется новое понятийное явление дома как пространства здания. Границы внутреннего пространства человека сужаются до стен здания (с окнами и дверьми) и крыши. Именно стены и крыша отграничивают, отделяют человека от внешнего пространства, создавая объем внутреннего пространства дома, защищают то, что внутри, от непогоды и враждебных явлений извне.3Дом как «здание», «жилище человека» становится отличным от двора как места сосредоточения скота и хозяйственных построек. Двор (подворье, участок) маркируется уже как переходное пространство, противостоящее в то же время вместе с домом как «свое» пространство лесу (полю) как «чужому» пространству. Своеобразие пространственного восприятия дома и двора в их единстве и противопоставлении сохраняется в европейской культуре вплоть до настоящего времени.

Уже эти исторические примеры показывают, что дом, как пространство ограниченное, закрытое, безопасное, внутреннее противопоставлен окружающему миру как пространству безграничному, открытому, опасному, внешнему.

В то же время концепт дома на пространственном уровне воспроизводит картину мира, моделируя микрокосмос: четыре стены дома - четыре стороны света, три основных элемента дома - три уровня вселенной (преисподняя — земля — небо).

Это наглядно прослеживается на примере анализа

особенностейдомостроительства. Традиционно основной формой структурирования пространства дома на Руси являлся квадрат. Квадрат как четырехчленная форма дома несет в себе идею устойчивости. Четыре стороны, четыре стены, четыре угла жилищаолицетворяют четырехчленные модели мира: четыре стороны света, четыре времени года, четыре стадии движения солнца.

Кроме горизонтальных противопоставлений «внешний - внутренний», образующихся в процессе строительства дома, существует вертикальное трехчастное противопоставление «низ - верх».Две границы (пол; потолок/ крыша) делят дом на три

2 Культуры мира. Ч.2. «Аванта+». М., 2004. С. 372.

3 Лелеко В.Т. Пространство повседневности в европейской культуре. Спб., 2002. С. 189.

222

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

части, соответствующие космической вертикали: чердак - небо; жилое пространство -дом; подполье-подземелье.Крыша выступает не только как фронтир между верхом (небом) и низом (миром людей), но и между внешним и внутренним применительно к вертикальной плоскости, которуюмоделируют стены.

Горизонтальные и вертикальные границы дома не только разъединяют, но и соединяют. Культурные функции связи, объединения внутреннего, своего, домашнего и внешнего, чужого, дворового пространства выполняют в пространстве дома проемы входа-выхода с дверьми и проемы для световых окон.

Дверь (и порог, в частности), обеспечивая основную функцию входа в дом и выхода из него, в традиционной славянской культуре рассматривается в семантическом контексте как граница двух миров: внутреннего (своего, жилого) и внешнего (чужого, нежилого) пространства. Закрытая дверь, являясь как бы частью стены, отгораживает вместе с ней внутреннее пространство дома от внешнего мира. Отрывающаяся дверь в конструкции дома, наоборот, связывает его жилое пространство с внешним миром.

Традиционная семантика двери, как и окна - «открывающая», но нормой повседневной жизни считается закрытая дверь. Закрытость внутреннего пространства дома охранялась обычаем и законом, поддерживалась охранительной магией. Так, в европейской культуре XVI-XVIII веках нарушение границы дома считалось преступлением. Оскорбительное слово, брошенное хозяину в окно или в дверь с улицы, было более тяжким оскорблением, чем подобное действие на улице. Нападение на хозяина в его доме рассматривалось как более серьезное преступление, чем покушение вне дома.

Открытая дверь, иногда даже снятая с петель - знак неповседневного, праздничного (свадьба), или связанного с пребыванием на грани жизни и смерти события, такого как роды, агония, смерть. Поэтому в верованиях и фольклоре открытые двери нередко символизируют несчастье и опасность.

В обрядовой практике дверь служит объектом и локусом магических действий, направленных на обитателей дома и относящихся к важнейшим моментам семейной жизни и повседневному быту. Утилитарное значение двери предусматривает как соблюдение, так и преодоление границы; последнее по народным традициям опасно для человека и требует особой регламентации и предупредительных мер предосторожности.

Разнообразны были способы и средства магической охраны жилища. Особое внимание при защите дома уделялось двери, прежде всего порогу и другим деталям, «ответственным» за проникновение внутрь (ручке, петлям, скважине и прочему). Для этого использовались охранительные знаки (кресты, символы), колющие и режущие предметы (ножи, вилы, обломки серпов и кос, которые втыкались в дверь), конские подковы. Некоторые из этих обычаев, формул речи и поведения живы до сих пор. Это и обычай обозначать остановкой и молитвой вход и выход из дома, и обычай присаживаться перед дальней дорогой, правило для отъезжающего говорить последние слова остающимся перед порогом, рекомендация встречать гостя за порогом и пускать впереди себя через порог, запрете здороваться, подавать руку через порог, сидеть, стоять, есть на пороге.

В динамическом аспекте дверь (порог) есть предел, остановка движения. Ритуальная формула остановки перед порогом существует и в естественном, разговорном языке: «Быть на пороге», «достичь порога» значит: подойти к какому-то рубежу; достичь предела чего-то, исчерпать какие-то возможности. 4

4 Красноперова А.В. Символика крестьянского быта вкультуре Древней Руси. Studiaculturae. Выпуск 2. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета СПбГУ. СПб., 2002. С.131.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

223

Окно в доме появляется исторически позже, чем дверь, которая первоначально выполняла и его функции. В традиционных культурах, фольклоре образ окна представлен слабо или вовсе отсутствует. В контексте «человек - дом - мир» в традиционной культуре окно соответствует глазу и солнцу. Это отражено в солярной символике орнамента оконных наличников, а также в загадках: «Красная девушка в окошко глядит», «Из окна в окно золото бревно». Концепт «окно» до сих пор несет в себе отпечаток глобально-космической ориентации: привязанность к зрению, солнцу и свету ориентирует размещение окна на юг и восток, столь важных в традиционной культуре.

Концептуальные изменения смысла окна происходят в XX веке.5Новые конструктивные решения, появление сплошной прозрачной завесы как альтернативы глухой стены с проемами, рождают и новую эстетику оконного сооружения, несущий в себе образ легкости, хрупкости и прозрачности. Такие новые окна, особенно «окностена», по-новому решают проблему взаимодействия внутреннего пространства помещения и внешнего пространства. Сплошная прозрачность таких стен создает ощущение полной открытости, отсутствия границы, единения пространства внутри и вне стен.

С концептом «дом» связано не только функция маркирования пространства на свое, внутреннее и чужое, внешнее. Дом, в не последнюю очередь благодаря стенам и крыше, устанавливает границу и между миром приватным, частной жизни, и миром публичным.

Мир приватного в социальной реальности - это мир дома, мир повседневности, быта, жизни, пропитанной родовой культурой. Границы приватного пространства, как правило, сужены и локализованы в конкретном месте (доме). Публичное пространство рассматривается традиционно как противопоставление дому с его правом на частную жизнь. Мир за внешними границами дома традиционно рассматривается как публичное пространство.

Климова С.В. считает, что оппозиция приватное/публичное имеет более сложное маркирование, нежели оппозиция внутреннее/внешнее. На первый взгляд, антитеза приватного и публичногоможет сводиться к разнице между вещами, которые должны быть сокрыты, для которых нужна потаенность (интимность) и вещами, которые предназначены для публичности.6 Однако, соотношение приватного и публичного не всегда определяется только границами дома как маркерами внутреннего и внешнего пространств. Социальные тенденции современности привносят определенные изменения в разграничение социального пространства человека на приватное и публичное, делая оппозицию приватное/публичное переменными величинами.

Так, одним из критериев разграничения пространства приватного и пространства публичного выступает индивидуальность личности самого человека как существа социального, особенности его социально-политической идентификации и самоидентификации. Всё актуальнее становится проблема доминирования одной стороны в ущерб другой. Тоталитарные политические системы, монополизм экономических систем, процессы аккультурации расширяют границы публичного пространства, превращая отдельные элементы дома, квартиры в места общего пользования.

Однако имеют место и обратные тенденции в отношении приватного пространства. В эпоху постмодернизма усиливается рост физической приватности индивида, обеспечивающей такие функции, как эмоциональная разрядка и индивидуальная автономность. Но еще М. Хайдеггер заметил, что приватное бытие «не

5 Лелеко В.Т. Пространство повседневности в европейской культуре. Спб., 2002. С. 206.

6 Климова С.В. Дом и мир: проблема приватного и публичного // URL:

http://anthropology.ru/ru/texts/klimova/public.html.

224

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

обязательно есть подлинное, то есть, свободное человеческое бытие. Оно коснеет,

замыкаясь в бесплодном отрицании публичности. Оно остается зависимым от нее ..............и

питается пустым уклонением от всего публичного».7

Соотношение приватного/публичного имеет и гендерный нюанс, определяемый конструирование отношением власти между полами. Дом как пространство традиционно приватное изначально имеет женскую функциональность и одновременно является источником подавления женского опыта. Так, Ксенофонт в «Домострое» указывает на подобные гендерные различия в силу обычая:«женщине приличнее сидеть дома, чем находится вне его. А мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах».8Действительно, в сущность дома вложено больше женственно-материнского, чем мужского, больше статично-оседлого, сложившегося именно в эпоху матриархата, чем динамично-кочевого. Но дом нельзя понимать только как место для реализации женского начала. Дом должен нести в себе, прежде всего, гармонии женского и мужского единства. Только в случае совокупности женской заботы и мужского труда домашнее бытие принимает необходимую функциональную окраску.

Таким образом, приватное и публичное - специфическое отражение картины окружающего мира. В аспекте разграничения пространств приватного и публичного особая роль принадлежит концепту «дом»: границы дома разграничивают пространство повседневности человека на публичное и приватное, очерчивая круг интересов общественного порядка и личной, интимной жизни.

Список литературы

1. Климова С.В. Дом и мир: проблема приватного и публичного [Электронный ресурс] С.В. Климова. - Электрон.текст дан. - URL: http://anthropology.ru/ru/texts/klimova/public.html.

2. Красноперова А.В. Символика крестьянского быта в культуре Древней Руси / А.В. Красноперова //Studiaculturae. Выпуск 2. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета СПбГУ. - СПб., 2002. - С. 131.

3. Ксенофонт. Домострой // Воспоминания о Сократе. М., 1993. - С.221.

4. Культуры мира. Ч.2. «Аванта+». М., 2004. - С.372.

5. Лелеко В.Т. Пространство повседневности в европейской культуре / В.Т. Лелеко. - СПб., 2002. -С. 206.

6. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдегер. - М., 1993. - С.194.

7. Шюц А. Смысловая структура повседневнего мира /сост. А.Я. Алхамасов.- М.: Ин-тфонда «Общественноемнение», 2003. - с. 209.

spatial boundaries of the «house»: private and public

O.V. Verbina

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: oksverb@rambler.ru

This article is about concept «house» as special space of the relationship between man with the outside world, a delimiting space of the everyday person into public and private; describes the opposition private/public into the context of the theory of everyday life, sociology of postmodernism, the gender approach. This research was founded on the basis of cultural analysis.

Key words: the space of house, the opposition private-public, everyday life, the gender approach.

7 Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С.194.

8Ксенофонт. Домострой// Воспоминания о Сократе. М., 1993. С.221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.