Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичное администрирование / принцип субсидиарности / субсидиарно-делегированное администрирование / управленческие администрации / public administration / principle of subsidiarity / subsidiary-delegated administration / managerial administrations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимов-Бамматули Хамау Ибрагимович

На основе анализа принципа субсидиарности автор предлагает модель субсидиарно-делегированного администрирования социально экономическим развитием, которое позволит реализовать спецификацию социально-экономического развития в проблемных регионах Республики Дагестан. В целях создания условий для ускоренного социально-экономического развития горных территорий, разрешения противоречий накопленных в области земельных, бюджетных и налоговых отношений, связанных с землями отгонного животноводства на территории центральной равнинной зоны, предлагается осуществлять администрирование программами социального-экономического развития «Горы» и вновь создаваемой программы «Центральный Дагестан» на основе государственных управленческих администраций (дирекций) с полномочиями координации социально-экономического развития муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL DEVELOPMENT OF SOCIAL SOCIETY AND CONDITIONS FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Based on the analysis of the principle of subsidiarity, the author proposes a model of subsidiary-delegated administration of socio-economic development, which will allow to implement the specification of socio-economic development in the problem regions of the Republic of Dagestan. In order to create conditions for the accelerated socio-economic development of mountain territories, to resolve the contradictions accumulated in the field of land, budgetary and tax relations associated with distant pasture lands on the territory of the central lowland zone, it is proposed to administer the social-economic development programs "The Mountains" and the newly created program "The Central Dagestan" on the basis of state management administrations (directorate), with the authority to coordinate the socio-economic development of municipalities.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 352.9 ББК 65.042

DOI 10.24412/2412-2025-2023-1-3-11

Ибрагимов-Бамматули Хамау Ибрагимович - кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Ibragimov-Bammatuli Hamau Ibragimovich - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management, Dagestan State University of National Economy

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

SPATIAL DEVELOPMENT OF SOCIAL SOCIETY AND CONDITIONS FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

На основе анализа принципа субсидиарности автор предлагает модель субсидиарно-делегированного администрирования социально - экономическим развитием, которое позволит реализовать спецификацию социально-экономического развития в проблемных регионах Республики Дагестан.

В целях создания условий для ускоренного социально-экономического развития горных территорий, разрешения противоречий накопленных в области земельных, бюджетных и налоговых отношений, связанных с землями отгонного животноводства на территории центральной равнинной зоны, предлагается осуществлять администрирование программами социального-экономического развития «Горы» и вновь создаваемой программы «Центральный Дагестан» на основе государственных управленческих администраций (дирекций) с полномочиями координации социально-экономического развития муниципальных образований.

Ключевые слова: публичное администрирование, принцип субсидиарности, субсидиарно-делегированное администрирование, управленческие администрации.

Based on the analysis of the principle of subsidiarity, the author proposes a model of subsidiary-delegated administration of socio-economic development, which will allow to implement the specification of socio-economic development in the problem regions of the Republic of Dagestan.

In order to create conditions for the accelerated socio-economic development of mountain territories, to resolve the contradictions accumulated in the field of land, budgetary and tax relations associated with distant pasture lands on the territory of the central lowland zone, it is proposed to administer the social-economic development programs "The Mountains" and the newly created program "The Central Dagestan" on the basis of state management administrations (directorate), with the authority to coordinate the socioeconomic development of municipalities.

Keywords: public administration, principle of subsidiarity, subsidiary-delegated administration, managerial administrations

Введение в проблему. В настоящее время глобальное социально-экономическое общество находится в состоянии фундаментальной трансформации структуры и характера развития. Известный философ Ф. Фукуяма [1] пишет о феномене «конца истории» и наступлении «великого разрыва» между человеком и обществом. Разворачивающееся на наших глазах обострение геополитической конкуренции глобальных игроков указывает на передел сфер влияния и правил игры в международном сообществе.

Классическая модель исторического развития общества, описанная К. Марксом как последовательная смена общественно-экономических формаций в настоящее время сменилась новым типом глобализированного общества - миросистемой - и новым типом развития общества - пространственным развитием общества, которое характеризуется одновременным существованием и развитием всех указанных общественно-экономических формаций и соответствующих форм собственности на средства производства в различных локациях общественного пространства.

Проблема социально-экономического развития современного общества состоит в том, что система административно-территориального управления социально-экономическим развитием, которая была сформирована в рамках парадигмы исторического развития общества в условиях трансформации динамики глобального общества и перехода к пространственному развитию глобализированной ми-росистемы, становится неэффективной и не способна обеспечить устойчивое инклюзивное социально-экономическое развитие.

Глобальный кризис социально-экономического развития носит системный характер и не может быть преодолен в рамках существующей модели развития экономики и общества.

Актуальная парадигма развития общества и экономики — это либерально-рыночная модель экономики, основанная на частной собственности на средства производства. Многие авторы указывают, что данная модель развития уже не соответствует существующей структуре глобализированного общества. В частности, один из крупнейших современных теоретиков в области общественных наук И. Валлерстайн [2] указывает на неминуемость краха либеральной системы, на которой основано современное капиталистическое общество.

Каковы же возможные пути преодоления данного кризиса развития современного общества?

Существует два основных тренда или направления поиска, в рамках которых предлагаются решения по преодолению кризиса и восстановлению стабильности общественного и экономического развития.

Первый - негативный тренд преодоления кризиса - модель новой реальности (глобальной перезагрузки), которая сводится к редукции социально-экономической инфраструктуры и уровня жизни для подавляющей части населения и за счет этого восстановления устойчивости развития общества. Очевидно, что данный способ преодоления кризиса можно только условно считать преодолением кризиса, поскольку кризис

фактически не преодолевается, а объявляется новой реальностью или новой нормальностью.

Указанный негативный тренд может быть остановлен только разработкой и реализацией позитивного тренда преодоления указанного кризиса - поиском новой модели управления социально-экономическим развитием в условиях пространственного развития глобализированной миросистемы.

1. Структура социального общества и проблема администрирования социальным обществом.

В составе общества выделяются публичное общество и социальное общество. Согласно современным представлениям, публичное общество — это неопределенный круг лиц. Публичное общество само по себе не имеет структурной организации, оно организуется административно-территориальной системой управления.

Административно-территориальная система управления (публичное государство) осуществляет унифицированную мобилизацию собственности, порождая публичную собственность, которая принадлежит неопределенному кругу лиц и управляется публичной властью.

Совокупность указанных элементов управления публичным обществом образует публичное государство или публичную власть, которая действует от имени всех граждан и в интересах всего публичного общества как «неопределенного круга лиц».

Данная модель управления адекватна только для решения общественных вопросов, в равной мере относящихся ко всем членам публичного общества или населения, проживающего на данной территории.

Однако реальное общество кроме публичного общества включает в себя также и социальное общество, т.е. общество, в котором реализуются специфические потребности и возможности индивидуумов.

В настоящее время, что называется по умолчанию, считается, что публичное государство или система публичного администрирования вполне приемлема для управления социальным обществом и социально-экономическим развитием. Но так ли это на самом деле? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть структуру социального общества.

Какова же структура социального общества? В связи с нарастанием глобального кризиса социально-экономического развития интерес к изучению структуры социального общества возрастает.

Понятие социальное общество имеет множество аспектов применения, в частности, Википедия дает такое определение: «это человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения».

Если публичное общество имеет территориальную организацию, то социальное общество организовано «отношениями людей между собой» и имеет иную структурную организацию.

Исследователи структуры социального общества указывают на различные аспекты структурной организации социального общества.

В частности, Громакова В.Г. [3] указывает, что «каждый уровень организации социума - будь отдельная личность, малая социальная группа, организация или социальный институт - воспроизводит ряд ха-

рактерных свойств социетальной системы, которая в таком случае представляет собой фрактал». [выделено автором]

Селл Г. [4], говоря об устойчивом развитии региональных и локальных комплексов, подчеркивает значимость влияния на трансформации масштабных социально-экономических систем их средовых параметров, определяемых территориальной спецификой площадок разного уровня [выделено автором].

Гребенникова С.В. [5] отмечает, что одновременно с процессом глобализации международного общества «начало возрастать значение регионов как наднационального, так и субнационального уровня».

Суммируя вышеизложенное, можно отметить, что структура социального общества, по мнению ряда авторов, имеет фрактальный характер, характеризуется многоуровневостью и локализуется на региональном уровне, отличном от публичного.

В настоящее время можно утверждать, что социальное общество имеет структурную организацию, в принципе отличную от публичной организации. Соответственно возникает вопрос насколько оправданным и эффективным является публичное администрирование социально-экономического развития?

2. Пределы публичного администрирования социально-экономического развития.

На основании вышеизложенного, в рамках данного исследования была сформулирована гипотеза: публичное администрирование социально-экономического развития является в принципе неэффективным и, соответственно, устойчивое инклюзивное социально-экономическое развитие требует иной специфической формы администрирования -социального администрирования.

Рассмотрим некоторые аспекты публичного администрирования социально-экономического развития с точки зрения эффективности этого управления.

По нашему мнению, циклы Н.Д. Кондратьева, описывающие кризисное развитие экономики, дают подтверждение указанной гипотезе о влиянии системы иерархически организованной системы публичного администрирования на эффективность социально-экономического развития.

Общепризнано, что реальная экономика, вне зависимости от исторического периода, географического расположения, капиталистической или социалистической системы управления, развивается циклично и периодически переживает кризисы.

Описание этого факта мы находим в работах русского экономиста Н.Д. Кондратьева, который выдвинул теорию циклов экономической конъюнктуры длительностью 40 - 60 лет. В своих исследованиях Н.Д. Кондратьев проанализировал некоторые макроэкономические показатели стран Западной Европы и США с 1790 по 1920 годы и показал, что значения этих показателей синхронно движутся в долгосрочном периоде. Максимумы достигались примерно в 1815 и 1873, а минимумы - в 1845 и 1896 гг.

Кроме того, во время подъема длинной волны возрастало количество войн и восстаний и происходило вовлечение новых стран и регионов в мировую торговлю и мировое разделение труда. На основании этих

наблюдений Н.Д. Кондратьев сделал долгосрочный прогноз до 20102015 гг., предсказав, в частности, Великую депрессию 1930-х годов.

Помимо циклов Кондратьева также описаны циклы Китчина с периодом 3-4 года и циклы Жюгляра с периодом 7-11 лет.

Вопрос о причинах цикличности развития экономики является одним из наиболее важных в экономике. Существует множество исследований в этой области, предлагающих различные теории для объяснения феномена цикличного развития экономики. В частности, в качестве причины цикличного развития экономики называются: технические новшества и усовершенствования, государственные военные расходы, оборот золота и явления денежного обращения, явления в области сельского хозяйства и т.д.

В то же время, до сих пор нет удовлетворительного объяснения феномена цикличности развития экономики. По словам экономиста Э. Хансена: «на протяжении всей истории изучения экономических циклов экономисты снова и снова высказывали мнение, что происхождение их остается неразрешимой загадкой».

В рамках излагаемой концепции мы принимаем, что причина цикличного и неустойчивого развития экономики связана со структурной организацией системы управления собственностью и экономикой. По нашему мнению, иерархически организованная система публичного администрирования экономикой на начальной восходящей фазе развития приводит к концентрации собственности на высших уровнях администрирования, в результате чего происходит блокирование низших уровней администрирования. Результатом чего становится закономерная смена восходящей фазы развития на нисходящую.

Решение проблемы устойчивого роста экономики сопряжено со структурным развитием системы управления собственностью и переходом от публичного администрирования собственностью и экономикой к субсидиарно-делегированному администрированию собственности и социально-экономического развития.

Как известно, система социального обеспечения управляется на основе системы публичного администрирования. Социальные фонды, которые в советской системе управления обозначались как внебюджетные, в настоящее время включаются в единую бюджетную систему.

В то время как реальные доходы населения растут незначительно, финансовая доля системы социального обеспечения неуклонно растет. В то же время, чем больше становится часть населения, жизнеобеспечение которой зависит от системы социального обеспечения, тем меньше остается возможностей для социально-экономического развития.

Существующий в настоящее время индивидуально-адресный подход к предоставлению социальной помощи лишает эту помощь всякого социально-экономического содержания. Задачи, стоящие перед системой социального обеспечения, а именно повышения уровня жизни населения, могут быть решены только на основе создания специфической системы социального администрирования, создания новой модели социального государства и социальной экономики.

3. Субсидиарно-делегированное администрирование как условие инклюзивного социально-экономического развития.

Как мы уже указывали, проблема администрирования социальным обществом и социально-экономическим развитием в настоящее время является весьма актуальной как в масштабе глобального общества, так и применительно к задачам социально-экономического развития Республики Дагестан.

Какова же должна быть модель социально-экономического развития в современных условиях, чтобы на фоне существующих вызовов негативных тенденций общественного, экономического и геополитического развития была возможна реализация устойчивого инклюзивного социально-экономического развития?

В ходе данного исследования мы приходим к пониманию того, что если для публичного общества естественным является территориальное развитие, то условием устойчивого инклюзивного социально-экономического развития является пространственное развитие, т.е. многоуровневая организация социального общества с субъектной организацией локальных региональных обществ. В то же время в современном европейском контексте пространственное развитие обозначает комплекс организованных действий по управлению элементами и связями территорий, т.е. организацию и усложнение администрирования.

В европейской правовой системе - развитой системе с глубокими традициями - имеется определенный опыт осмысления важнейшего принципа государственного управления, а именно принципа субсидиар-ности.

Данный принцип обычно связывают с главой римской католической церкви Пием II, сформулировавшим и обосновавшим необходимость субсидиарных начал в папских энцикликах Quadragesimo Anno и Pacem in Terris: «Основным принципом социальной философии, установленным и неизменным, является то, что никто не должен отбирать у индивидуумов и передавать обществу те возможности, которые они могут реализовывать собственной инициативой и усилиями. Отсюда одновременно несправедливостью, суровым грехом и нарушением правильного устройства будет передача большему по размерам и сложности сообществу тех функций, которые могут быть обеспечены и реализованы нижестоящими и подчиненными структурами. Поскольку любая общественная деятельность по своей природе должна служить средством помощи членам социального образования, она никогда не должнаразрушать или поглощать их (индивидуальность)» [6].

Современное понимание принципа субсидиарности отражено в Докладе Координационного комитета по местным и региональным органам власти (CDRL), согласно которому, если некоторая управленческая функция может быть осуществлена и на вышестоящем, и на нижестоящем уровне, ее следует реализовать на нижестоящем [7]. Тем не менее, ясного понимания методов практического применения принципа субси-диарности в настоящее время не существует.

Принцип субсидиарности указывает, что условием устойчивого управления является спецификация или индивидуализация управления. В то же время основой реальной практики государственного управления выступает публичное унифицированное управление процессами социально-экономического развития.

Проведенное нами исследование показывает, что система эффективного управления социально-экономическим развитием в условиях современного постглобализационного общества должна иметь структурной единицей административно-территориальный кластер, включающий единую публичную администрацию и множество (два и более) субсидиарно-делегированных социальных администраций.

Структурной единицей публичного администрирования является административно-территориальная единица, в то время как структурной единицей социального администрирования является административно-территориальный кластер.

4. Выводы и предложения по совершенствованию управления программами социально-экономического развития Республики Дагестан.

Республика Дагестан уже длительное время находится в состоянии депрессивного социально-экономического развития.

В «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года» делается правильный вывод о необходимости смены парадигмы развития Дагестана, однако эта новая парадигма развития не представлена.

В настоящее время оптимальной стратегией для Республики Дагестан является максимальная поддержка федеральных программ развития инфраструктуры, стимулирование предпринимательства, а также реализация оправданных мер в части сокращения потребления и защиты экосистем и природных ресурсов. Данные меры призваны минимизировать ущерб социально-экономическому развитию Дагестана в условиях кризиса федеральной и мировой экономики.

В то же время реализация устойчивого инклюзивного, т.е. включающего все слои общества, социально-экономического развития предполагает структурные реформы социального общества и государства.

Исходя из вышеизложенного анализа можно утверждать, что переход к устойчивому социально-экономическому развитию Республики Дагестан связан с пространственным развитием - усложнением системы администрирования.

В этих целях предлагается создание субсидиарно-делегированных администраций как структурных элементов социального государства с передачей им полномочий по разработке и реализации программ социально-экономического развития соответствующих экономических зон Республики Дагестан.

Наиболее острой проблемой, блокирующей устойчивое инклюзивное социально-экономическое развитие в Республике Дагестан, является сложившаяся архаичная система управления землями отгонного животноводства. Модернизация указанных земельных и хозяйственно-экономических отношений является одной из приоритетных задач для руководства республики.

В Республике Дагестан традиционно принято выделять следующие территориальные зоны: Северный Дагестан, Центральный Дагестан, Южный Дагестан, Горный Дагестан.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года указано, что подробная работа по уточнению территориального зонирования и выделения соответствующих

экономических подзон будет реализована при разработке Схемы территориального планирования Республики Дагестан (после официального утверждения Стратегии).

Традиционно проблемной территорией является горная зона, однако в настоящее время в связи с проблемами, связанными с управлением землями отгонного животноводства, проблемной территорией в настоящее время является также центральная равнинная зона (Центральный Дагестан).

Международный и отечественный опыт говорит о необходимости и возможности использования для повышения эффективности управления проблемными территориями управленческих округов (администраций).

В частности, в Свердловской области действует 6 управленческих округов. «Каждый округ имеет своего управляющего с небольшим персоналом, которые назначаются губернатором. Округа не имеют собственных бюджетов и представительных органов власти - это часть исполнительной власти области, вариант ее территориальной структуры управления» [8, с. 150]. При управляющих округами формируются советы глав муниципальных образований, которые проводят ежемесячные заседания.

Представляется целесообразным использовать указанные управленческие администрации (округа) в сочетании с программно-целевыми инструментами для реализации эффективной деятельности Программы социально-экономического развития «Горы», а также создать соответствующую Программу социально-экономического развития «Центральный Дагестан».

Указанный подход к решению проблемы реформирования управления землями отгонного животноводства позволит привести существующие земельные и хозяйственно-экономические отношения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и сохранить сложившийся хозяйственный комплекс, а также создать условия устойчивого инклюзивного социально-экономического развития Республики Дагестан.

В соответствии с вышеизложенным, представляется целесообразным провести инвентаризацию и структурную организацию существующих республиканских программ социально-экономического развития и так называемых «инструментов развития» с последующей ликвидацией всех неэффективных бюджетных программ и учреждений в целях систематизации, упрощения и стабилизации системы инструментов социально-экономического развития в Республике Дагестан.

Список литературы:

1. Фрэнсис Фукуяма. Великий разрыв / Пер. с англ. под общ. ред. А.В. Александровой. - М.: АСТ, 2008. 474 с.

2. Валлерстайн Иммануэль. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. - СПб.: Университетская книга, 2001. 416 с.

3. Громакова, В.Г. Фрактальный принцип организации общества как основа воспроизводства и трансформации институциональной системы // Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультурном про-

странстве современного общества / Материалы V Всероссийской научной конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, магистрантов. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Фонд науки и образования». - Ростов-на-Дону, 2021. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46557399_61793343.pdf

4. Szell G. (2014). Regional and local sustainable development. International Review of Sociology, vol. 24, issue 1, pp. 4-12. -https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/03906701.2014.894341

5. Гребенникова, С.В. «Особенности социально-пространственного развития российского социума (на примере Дальневосточного приграничья)»/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук, 2007. - URL: https://www.dissercat.com/content/osobennosti-sotsialno-prostranstvennogo-razvitiya-rossiiskogo-sotsiuma-na-primere-dalnevosto.

6. Основы права Европейского союза: Учеб. Пособие / под ред. Профессора С.Ю. Кашкина. - М.: Белые альвы, 1997, С. 80.

7. Определение и пределы принципа субсидиарности. Доклад Координационного комитета по местным и региональным органам власти (CDRL). - Издание Совета Европы (русская версия), 1994. - 54с.

8. Климов, А. А. Пространственное развитие и проблемные территории: Социально-экономические аспекты. - М.: КомКнига, 2006. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.