Научная статья на тему 'Подходы к развитию региона с экономикой периферийного характера (на примере Республики Дагестан)'

Подходы к развитию региона с экономикой периферийного характера (на примере Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ПЕРИФЕРИЙНОГО ХАРАКТЕРА / СТРАТЕГИЯ / СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СВЯЗЕЙ / ФАКТОРЫ ПОБУЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сагидов Ю.Н.

В статье отмечается, что в числе причин хронического отставания в экономическом развитии части регионов страны находится стремление к формированию их хозяйства на основе воссоздания пространственных ограниченных векторов экономических связей с ведущими предприятиями центральных регионов страны, а также неудовлетворительное состояние качества общественной среды, не способствующее включению экономических механизмов развития. На примере Республики Дагестан рассматриваются меры по учету указанных причин и преодолению отставания в экономическом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к развитию региона с экономикой периферийного характера (на примере Республики Дагестан)»

29 (260) - 2012

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 332+338

подходы к развитию региона с экономикой периферийного характера (на примере республики дагестан)

ю. н. сагидов,

доктор экономических наук, профессор, директор Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАИ E-mail: iedscras@rambler. ru

В статье отмечается, что в числе причин хронического отставания в экономическом развитии части регионов страны находятся стремление к формированию их хозяйства на основе воссоздания пространственных ограниченных векторов экономических связей с ведущими предприятиями центральных регионов страны, а также неудовлетворительное состояние качества общественной среды, не способствующее включению экономических механизмов развития. На примере Республики Дагестан рассматриваются меры по учету указанных причин и преодолению отставания в экономическом развитии.

Ключевые слова: экономика периферийного характера, стратегия, структура хозяйства, пространственная диверсификация связей, факторы побуждения развития.

Наличие больших различий в уровнях социально-экономического развития регионов России обусловливает слабую реализацию эффектов эмерджентности и синергии и является существенным препятствием в развитии как страны, так и регионов. Длительное сохранение подобного состояния чревато антисинергией, снижением уровня безопасности страны и потерей ею федеративной целостности. И, наоборот, движение всех регионов по пути гарантированного достижения экономической состоятельности является важным

условием сохранения социальной стабильности и снижения конфликтогенности. В целевых установках и задачах экономического развития, а также в условиях преодоления кризисных явлений в регионах с разными экономическими уровнями может быть отличающаяся конкретика в подходах. Далее на примере одного из наиболее отстающих в экономическом развитии регионов страны - Республики Дагестан - будут рассматриваться возможные концептуальные подходы к активизации развития республики.

Регионы России в дореформенный период имели различия в уровнях экономического развития. Однако последовавший демонтаж централизованной системы управления экономикой, отказ от государственной политики формирования в каждом регионе хозяйства индустриально-аграрного типа с одновременным решением задач обеспечения полной занятости экономически активной части населения привели к тому, что субъекты Федерации в одночасье оказались регионами с более глубокой дифференциацией по уровням экономической состоятельности [1]. Республика Дагестан оказалась в числе регионов с запредельной периферийной экономикой.

Понятие «регион с периферийной экономикой» не адекватен понятию «регион с депрессивной экономикой». Первое понятие отражает состояние

экономики с более высокой степенью сложности решения проблем развития. Если регион с депрессивной экономикой определяет временное преходящее значение, связанное с преодолением экономического кризиса в регионе и в целом в экономике всей страны, то регион с периферийной экономикой подразумевает системное и устойчивое во времени отставание в экономическом развитии. Поэтому, по мнению автора, следует задуматься: правомерно ли называть многие регионы России депрессивными, а не регионами с экономикой периферийного характера.

Периферийность экономики того или иного региона не является географическим понятием. Это понятие включает как периферийный характер организации хозяйства региона, так и «минусовую удаленность» показателей уровня экономического развития региона от средних показателей по России и, тем более, от показателей динамично развивающихся регионов.

На примере Республики Дагестан как таковой тип периферийной экономики можно определить следующими факторами:

1) некомплексной структурой хозяйства, в которой преобладает слабый аграрный сектор;

2) отсутствием в республике предприятий, которые могли бы быть технологически головными в производстве продукции с конечной готовностью;

3) ограниченной пространственной направленностью кооперационных связей предприятий республики преимущественно с географически удаленными головными предприятиями центральных регионов страны и неустойчивым характером связей;

4) отсутствием гарантий обеспечения предприятий республики государственными заказами;

5) монополией федерального центра и крупного внешнего (относительно данного региона) частного капитала на природную ренту, извлекаемую из наиболее доходных видов производства (гидроэнергетика, нефтедобыча, использование морских биологических ресурсов);

6) зависимостью развития республики во многом от решений органов власти центра и, соответственно, расчетом органов управления республики на его патронаж, следованием руководства республики в русле решений федеральных органов власти даже при негативном характере воздействия решений последних на экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных регионов.

В Республике Дагестан эти факторы обусловили следствия, которые дополняют суть экономики периферийного характера:

1) разительно низкий по сравнению со средним по стране уровень развития.

2) существенное преобладание технологического отставания и деиндустриализации почти во всех секторах хозяйства, снизившийся уровень образования и здравоохранения, отвлеченная от интересов хозяйственного развития направленность научных исследований;

3) разрыв большинства существовавших экономических связей предприятий республики с головными предприятиями;

4) дотационность республики при одновременном наличии латентного (скрытого) оттока «вверх» ресурсов в виде денежных «откатов» и различных видов дорогих подношений;

5) уровень безработицы, превышающий средний по России, и низкая стоимость труда;

6) тенденция к миграции наиболее активной части населения в другие регионы страны и в зарубежье, предпочтение заниматься предпринимательской или иными видами деятельности не в своей республике;

7) наличие проявлений социальной нестабильности, конфликтогенность экстремистского характера.

Возобновляющиеся время от времени волны кризисов побуждают Правительство Республики Дагестан (как и правительства других субъектов Федерации) разрабатывать планы мероприятий по предотвращению влияния этих волн на экономику и социальную сферу региона, которые во многом носят формальный характер. Для Республики Дагестан с большой натяжкой можно говорить о каких-либо этапах или волнах кризиса. Кризис обрушился на экономику республики еще в начале 1990-х гг., когда произошел обрыв кооперационных связей предприятий Республика Дагестан с географически удаленными головными предприятиями, находящимися преимущественно в центральных районах страны. Полностью прекратили существование заводы электронной техники, радио- и приборостроительные заводы, большинство предприятий химической промышленности, и в 4-6 раз сократился объем продукции машиностроения. В результате Республика Дагестан по показателю валового дохода на душу населения оказалась одним из трех аутсайдеров среди всех регионов России.

нынешние кризисные явления - следствие того же кризиса изначальной организации производства по периферийному типу. Их влияние на фоне предшествовавшего падения производства и в целом на состояние экономики малозаметно. Поэтому меры «пожарного» характера или «латания дыр» по своей сути определяют инерцию ожидания выхода из кризисного состояния экономики России в целом, а затем, как следствие, и Республики Дагестан. Это путь сохранения периферийного состояния экономики. Необходимо не простое реагирование на текущие (негативные) явления, а становление региона на долговременный стратегический путь преодоления периферийного состояния экономики, суть которого может быть сформулирован так: активизация и постоянное наращивание экономической деятельности в республике с включением на основе инновационных технологий в созидательную деятельность всей экономически активной части населения.

То есть постоянный рост валового объема работ на душу населения (пусть в период всеобщего кризиса замедленный, а затем ускоренный) будет определять становление республики на один и тот же путь как преодоления кризисных явлений, так и преодоления периферийности экономики. При этом неуклонный рост занятости до уровня полной будет индикатором достижения указанных целей. Вообще в хронически трудоизбыточном регионе в качестве критериального показателя предпочтительно принять показатели роста трудозанятости, а не рост валового продукта. Логика проста: при росте трудозанятости рост валового продукта окажется производным результатом [2].

Следует отметить, что ставящиеся перед Республикой Дагестан цели и задачи [3] не находятся в области фантазий. Рассматривая мировой опыт развития стран и регионов, можно увидеть, что некоторые страны, находившиеся на крайне низком уровне экономического развития, сумев определить ход научно-технического прогресса, стремительно «седлали» на основе преобладающего заимствования мировых новаций новую технологическую волну экономического роста [4]. Так, используя существующие у развитых стран мира новации и учитывая логику их воспроизведения, вырвались вперед так называемые «азиатские тигры», в том числе некоторые из них - Гонконг и Тайвань - это не страны, а отдельные регионы страны. Что касается жителей Республики Дагестан, то выявленный

исследованиями, выполненными в ИСЭИ ДНЦ РАН, экономико-психологический портрет среднего дагестанца, так же, как и других народов Северного Кавказа, позволяет утверждать, что при создании благоприятных условий его созидательная деятельность может быть такой же эффективной, как и у китайца, японца или немца.

Из сказанного следуют два вывода:

- во-первых, обществу и органам государственного управления надо захотеть выйти из периферийного состояния;

- во-вторых, этот выход можно обеспечить только на основе обязательного перехода подавляющего большинства субъектов экономической и неэкономической деятельности на использование достижений науки и техники как в областях электроники и информатики, так и предстоящих новаций на основе нанотехнологий и молекулярной биологии. Не исключается, что дагестанские ученые самостоятельно или в кооперации с внешнерегио-нальными научными структурами смогут сконцентрировать ресурсы и выполнить 1-2 региональных инновационных проекта. Но ставить задачу охвата собственными инновационными проектами обеспечение развития в целом всего хозяйства республики амбициозно и нецелесообразно. Что-либо всеобъемлющее в новациях могут создавать только страны - лидеры технологических укладов или особо развитые страны и на основе опоры на консолидированный опыт международных научных достижений. Перед учеными отдельных регионов, таких как Республика Дагестан, должна быть поставлена задача разработки ограниченного круга инновационных проектов, учитывающих контрастные особенности региона. Но в большей мере они должны быть переориентированы от отвлеченных исследований на оказание научного содействия развитию хозяйства и культуры республики на основе заимствований существующих мировых достижений в области инновационных технологий и культурного прогресса.

В таком же ключе должны быть поставлены задачи системе образования: качество среднего и высшего образования должно отвечать требованиям долговременной активизации экономического развития.

Одной из причин отставания регионов в экономическом развитии является то, что крупные предприятия этих регионов тщетно пытаются восстановить те пространственно однонаправленные и

географически удаленные кооперационные связи с предприятиями ВПК, которые существовали в советский период. Иногда это удается, но настолько же часто они обрываются. Сохраняющаяся инерция постоянно воспроизводит ситуацию следования стереотипу ночных бабочек, которые, неосознанно стремясь к свету, сгорают в огне костра. Нечастое исключение составляют те предприятия, которые сумели адаптироваться к сложившимся условиям, сумели на основе использования передовых технологий наладить выпуск продукции, пользующейся высоким спросом.

Из сказанного следует вывод о том, что для активизации экономического развития региона с экономикой периферийного характера необходимо коренным образом изменить подход к формированию структуры его хозяйства для того, чтобы добиться ее переустройства преимущественно по «центровому» принципу. Республика Дагестан находится в весьма выгодном геостратегическом положении. Она является приграничным регионом страны, расположенным в международном транспортном коридоре «Север - Юг» с инфраструктурой всех без исключения видов транспортных коммуникаций. Это позволяет хозяйствующим субъектам перейти от нынешней ограниченной пространственной направленности экономических связей к широкому круговому фронту предпринимательских связей с окружающими регионами страны и со странами зарубежья. Речь идет прежде всего о странах морского и сухопутного приграничья: регионы ЮФО, Казахстан, Туркменистан, Иран, Азербайджан, Грузия и, если целесообразно, далее.

При определении секторальной структуры хозяйства Республики Дагестан необходимо руководствоваться критерием возможности достижения конкурентной устойчивости видов производственной деятельности, т. е. наличием реальной возможности занять экономические ниши нарын-ках страны и зарубежья. Вообще, если говорить о потенциальной возможности размещения того или иного производства в регионе, то достаточно иметь только два первичных ресурса: рабочую силу и воду, все остальное, что определяет субстанцию продукта: различные материалы, станки и оборудование и даже энергетические ресурсы, можно доставлять извне. Но такое производство не всегда будет устойчивым. Подтверждением этому являются полное падение и прекращение в Республике Дагестан деятельности заводов, о которых говорилось

ранее, не только из-за их удаленности от головных предприятий, но и из-за того, что составляющие их продукции почти полностью доставлялись извне.

Деятельность предприятий в регионе будет устойчивой, если кроме ресурсов рабочей силы и воды она будет еще связана с использованием, как минимум, одного или двух других видов местных сырьевых или иных невещных естественных условий, которых нет (или они находятся в дефиците) в других регионах. Например, добыча нефти и ее переработка при прочих равных условиях будет устойчивой, если в регионе есть достаточные запасы нефти; гидроэнергетика тоже будет устойчивой, так как базируется на использовании местного энергоносителя - воды. Само собой, разумеется, что необходим еще один фактор - наличие внутреннего или внешнерегионального спроса на продукцию или услуги.

По указанному критерию в развитии и размещении крупной промышленности в Республике Дагестан одним из важных хозяйственно системообразующих видов деятельности может стать судостроение, для которого, кроме местного ресурсного обеспечения рабочей силой, водой и электроэнергией, про-дуктообразующим природным условием является наличие в регионе глубоководной незамерзающей части Каспийского моря. Этот ресурс позволяет при относительно небольших капиталовложениях на основе загрузки части простаивающих с 1990-х гг. производственных площадей многих предприятий промышленности создать судостроительный холдинг по производству мало- и среднетоннажных судов. Наряду с их производством в однокорпусном исполнении холдинг может быть специализирован на тримараностроении, что окажется конкурентно профилирующим фактором в масштабах страны.

По природным условиям (климат, почва, море, горы и пр.) к разряду потенциально устойчивых видов деятельности в Республике Дагестан можно также отнести сельскохозяйственные, рекреационные и другие смежные с ними производства и услуги.

Собственно, геостратегическое положение Республики Дагестан само по себе тоже является особо важным ресурсом экономического развития. То, что Республика Дагестан находится в южной приграничной части международного транспортного коридора «Север - Юг», позволяет создать:

- центр организации международных транспортных перевозок на всем протяжении коридора от Индии до Скандинавских стран;

- совместные со странами Каспийского региона центры международной торговли;

- финансовые институты (например, общий прикаспийский банк);

- общий банк инвестиционных и интеграционных проектов и др.

Можно повториться и по поводу того, что это условие является предпосылкой к созданию веер-но поляризованной организации интеграционных связей.

Однако указанный ресурсный подход не должен быть панацеей. Могут быть и комбинации других критериев, например таких, как значительность в продукции доли трудовых затрат при относительно небольших долях стоимости, веса и номенклатурного множества привозных составляющих, как исторически сложившаяся традиционность в профессиональной ориентации части населения, как постоянно высокий спрос на какой-либо вид продукции. Для примера можно сказать о возможности развития как таковых ювелирных и лекарственных производств на уровне их индустриальной организации, предприятий народных художественных изделий и др. Многие виды возможных производств могут быть выявлены, если для изучения конъюнктуры спроса и предложения Правительством Республики Дагестан будут организованы экономические экспедиции в регионы страны и в страны Прикаспия.

Можно конечно не прикладывать никаких усилий и следовать по инерции в ожидании выхода из кризисного состояния экономики России. Однако это путь к сохранению и депрессивного, и периферийного состояния экономики. Путь активизации экономического развития, без ожидания окончания кризиса в мире и в России, более предпочтителен. Но одно дело - иметь такие намерения, другое -представить реально возможным движение по такому пути. Следовать по этому пути можно только при постоянном нарастании предпринимательской активности.

С этой позиции следовало бы отметить, что определение видовой структуры секторов хозяйства региона и разработку соответствующих программ и стремлений не следует возводить в ранг, имеющий ориентационное значение. Есть и другие не менее важные инструментарии управления экономикой, отвлечение внимания от которых было бы неразумно. В советский период централизованного управления экономикой программные установки

стратегического, среднесрочных и текущих периодов территориального и отраслевого развития, действительно, представляли собой инструментарии прямого экономического воздействия, так как вместе с планами их централизованного инвестиционного обеспечения они составляли единое целое в управлении хозяйством страны. В настоящее время, когда инвестиционное обеспечение зависит не от единого государственного центра, а от множества частных инвесторов, основная роль программ формирования структуры хозяйства в большей мере является информационной. Они имеют важное значение в отражении намерений разной срочности, руководствуясь которыми субъекты экономической деятельности могут избегать больших поисковых ошибок и издержек. Но намного большее значение в активизации экономического развития имеет создание благоприятной среды для экономической деятельности1. Если среда будет благоприятной, то экономически активная часть населения станет не просто следовать в русле программных структурных намерений, но и сама рационализирует и обогатит эти намерения. С развитием ситуации субъекты всех видов деятельности сами будут находить дополнительные приоритеты и меры экономического развития, которые трудно учесть в процессе единовременной разработки долговременных и среднесрочных программ.

Благоприятная среда для экономической деятельности видится во взаимодействующем влиянии трех полей:

1) поле состояния культуры экономического поведения людей;

2) административно-правовое поле;

3) поле гражданских отношений.

Характеристика экономического поведения людей. Среднестатистический экономико-психологический портрет дагестанцев во многом определяется значением для них института семьи. Эта значимость является одной из самых высоких среди регионов России. Ради достатка в семье, содержания престарелых родителей и обеспечения будущего своим детям дагестанцы могут быть энергичными добытчиками, находя в этом самоутверждение в качестве состоявшейся личности. Но насколько будет эта энергия созидательной, зависит от складывающихся условий. Объективно

1 В понятие «благоприятная среда экономической деятельности» автором вкладывается более широкий смысл, чем в понятие «благоприятный инвестиционный климат».

люди склонны к получению благ посредством созидательного труда. однако такая направленность не бесспорна во всех без исключения случаях. На поведенческий настрой дагестанцев последних 20 лет отрицательное влияние оказали хищническая приватизация государственной и колхозной собственности, а также происходящие до настоящего времени ее переделы. В самом начале этого периода были утрачены основы идеологии созидания и соответствующих правовых установок, ограничивавших стремление к получению людьми доходов, не эквивалентных созидательному вкладу. И в то же время, несмотря на довольно интенсивное обращение людей в постсоветский период к религии, не стали довлеющими ее поведенческие догматы, извечно ограничивающие антиобщественный характер поведения человека, в том числе его негативного экономического поведения.

Административно-правовое поле. В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г., разработанной с участием Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, даны основные принципы управления ее реализацией. они определяют необходимым политическое, программное и проектное обеспечение данной стратегии. Важное значение придается реформированию государственного управления в стратегическом ключе, предложены технологический принцип организации структур государственной власти республики и меры по повышению качества государственного управления. однако требуется еще и «приземленное» видение конкретики.

Первыми реформаторами начального периода перестроек (да иногда и в настоящее время) была запущена в действие программа удаления государства из экономики. Это мотивировалось тем, что рыночные отношения сами автоматически все поставят на место. Реформаторы отождествили то, что государство не должно быть единственным монопольным собственником и менеджером с тем, что оно вообще не должно заниматься экономическим управлением.

Государство, как известно, - это аппарат силового воздействия. Без такового невозможно поставить заслон безнравственным сторонам экономического поведения людей, неадекватности нормативно-правовых установок, низкому уровню правосудия. Наличие и сила безнравстененых побуждений людей, с одной стороны, и действенность

административной воли созидательного характера, с другой, в Республике Дагестан находятся в обратно пропорциональной зависимости. Это определяет явную необходимость совершенствования и усиления системы управления. Рассмотрим только некоторые необходимые меры, имеющие особо важное значение.

На выездном заседании Совета безопасности России, состоявшемся в г. Махачкале в июне 2009 г., рассматривая причины терроризма в Республике Дагестан, в качестве основных были названы: «огромные масштабы коррупции, просто чудовищные масштабы коррупции, системные деформации в государственном управлении на региональном уровне, когда эффективность органов власти является крайне низкой» [5]. Трудно отрицать, что эти характеристики действительно имеют место. Но для пользы дела, для их реального устранения вначале нужно определить, где находятся больные корни этих явлений. Можно подумать, что «чудовищные масштабы коррупции» являются порожденными в самой республике. однако практически все основные органы государственного контроля и правопорядка (прокуратура, силовые структуры, налоговая служба, федеральный суд и др.) являются структурами федерального, а не регионального подчинения. Здесь явно видно, что необходимо как совершенствовать работу федеральных структур, так и изыскивать формы воздействия и влияния региональной администрации на федеральные структуры государственного управления в регионе. В противном случае имеющее место определенное обособление интересов федеральных органов управления в регионе от интересов развития самого региона, как одна из корневых причин коррупции, будет сохраняться.

Немаловажное значение видится в дальнейшем улучшении работы Народного Собрания Республики Дагестан и представителей Республики Дагестан в обеих палатах Федерального Собрания. Представляется, что первому не стоит, ссылаясь на установку о непротиворечии региональных правовых актов федеральным, слепо и безынициативно следовать в фарватере копирования нормативно-правовых актов, устанавливаемых Федеральным Собранием. Тем более, что его установки не всегда мудры, так как их принятие порою зависит от лоббистских воздействий групп с эгоистическими интересами. Иначе чем объяснить, что и богатый, и бедный платят подоходный налог по одному и

тому же тринадцатипроцентному нормативу? Или как относиться к тому, что за разные по масштабам хищения ценностей - на сотни рублей и сотни миллионов рублей - устанавливаются несоразмерно близкие меры наказания, причем в последнем случае без конфискации наворованного. Подобные подходы трудно найти в других странах мира. Представителям Республики Дагестан в Федеральном Собрании желательно было бы усилить акценты на законотворческой деятельности, направленной на более высокую масштабность совершенствования федеральных правовых отношений, которые позволили бы активизировать экономическую и инвестиционную деятельность в регионах. Непонятно, например, почему практически невесомы в бюджете республики отчисления от таможенных сборов? Или почему нет нормативных актов, позволяющих свободную приграничную торговлю, подобную дальневосточной? Компетенцией депутатов и сенаторов должно быть также и создание в регионах условий для созидательно однонаправленной взаимосвязи в деятельности федеральных и региональных органов власти.

Поле гражданских отношений. Какие бы совершенные правовые акты экономического механизма ни придумывались, он не будет эффективным стимулятором, если не окажется действенной политическая воля инициатора и постоянного регулятора этого механизма - государственной власти - в выполнении функций, от которых власть не должна открещиваться. В нетоталитарном государстве действенность этой воли зависит от степени ответственности органов государственного управления перед обществом. Эта ответственность, в свою очередь, зависит от того, насколько общество может влиять на формирование органов государственного управления и воздействовать на их деятельность, т. е. от степени зрелости демократии и развитости гражданских отношений в этом обществе. Было и осталось очень убедительным противопоставление успехов в развитии экономики стран, имевших и не имевших демократического обустройства и развитости гражданских отношений: США и СССР, ФРГ и Восточная Германия, Северная Корея и КНДР, Тайвань и Китай, Таиланд и Вьетнам и др. Первые всегда были пионерами в развитии, а вторые - в лучшем случае - догоняющими.

В идеале можно было бы представить наличие справедливой системы выборов, реальности импичмента в случаях несоответствия деятелей их

назначению, свободы самоорганизации различных негосударственных гражданских движений, объединений, сообществ, союзов и прочих форм общности интересов людей, не обремененных узкогрупповыми эгоистическими и криминальными интересами и имеющими созидательно-конструктивную направленность. Такие гражданские структуры могут находиться как в едином русле интересов с государством, так и в оппозиции к нему. Однако выражение интересов всех структур будет направлено на активизацию общественной деятельности граждан, на содействие органам государственного управления в выборе наиболее эффективных решений, окажется действенным заслоном злоупотреблениям и коррупции власти, а также одним из генераторов созревания экономической культуры людей.

Но все это в идеале. На самом деле общественность Республика Дагестан не проявляет должной активности в самоорганизации гражданских структур и гражданских отношений. Объясняется это тем, что на протяжении многих десятилетий вплоть до настоящего времени государством жестко подавлялась в зародыше всякая гражданская инициатива. Она всегда воспринималась ревниво, как покушение на абсолютную власть с соблюдением принципа: народ для власти, а не власть для народа. Именно поэтому в Республике Дагестан нет даже профессиональных союзов, и некому защитить квалифицированного работника завода, который получает всего 6-10 тыс. руб. в месяц и которого могут практически в любое время уволить. Те профсоюзы, которые перешли из советских времен в нынешнее и стали именоваться «независимыми», фактически никакого отношения к интересам трудового человека не имеют. Они просто монополизировали право на профсоюзные взносы людей, пока еще не осознавших, что эти профсоюзы давно стали паразитирующими структурами.

Тем не менее среди части руководства страны наблюдается понимание необходимости развития гражданского общества, зарождения негосударственных структур. Именно этим объясняется создание по инициативе государства в центре и на местах общественных палат. Но жизнь показывает, что государство не должно создавать негосударственные структуры. На деле создание тех же общественных палат оказалось неуклюжей мерой, так как они стали придатками системы государственной власти. Государство должно, во-первых, определить четкие критерии отнесения возможных структур

к общественно приемлемым и неприемлемым, конструктивным или экстремистским. Во-вторых, государству необходимо не создавать, а просто не препятствовать возникновению общественно полезных гражданских структур и гражданских движений, поощрять конструктивные и подавлять экстремистские. В жизни наблюдается иное: руководством региона жестко подавляется любая оппозиция, и объясняется это необходимостью сохранения стабильности.

Итак, рассматриваемое состояние всех трех перечисленных составляющих общественной среды не отвечает требованиям обеспечения успешности в активизации экономического развития Республики Дагестан. Требуются титанические усилия по достижению благоприятной экономической среды, которые затронут необходимость пересмотра имеющихся неформальных установок и действующих нормативно-правовых актов и республиканского, и федерального уровней. Выход регионов с экономикой периферийного характера на путь ускоренного развития всецело зависит от создания такого качества общественной среды, при котором каждый экономически активный субъект проникнится как

необходимостью, так и возможностью созидательной деятельности.

Список литературы

1. Абалкин Л. И. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики. 2006. № 12. С. 4-20.

2. Глазьев С. Ю. Возможности и ограничения социально-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике: научный доклад. ооН РАН. М.: 2008.

3. Дагестанская правда. 10 июня 2009. № 187-188.

4. Матишов Г. Г. Социально-политический и экономико-географический анализ проблем развития Южного макрорегиона: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы социально -экономического и научно-технологического развития южных регионов». 21-22 сентября 2009 г. / ЮНЦ РАН. Р-н/Д. 2009. С. 5-7.

5. СагидовЮ. Н. Инвестиционная емкость региона // Инвестиции в России. 1999. № 7. С. 30-35.

6. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2025 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.