Научная статья на тему 'Слабость движущих сил развития общества как причина деградации экономики'

Слабость движущих сил развития общества как причина деградации экономики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
260
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ / ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ / СВЯЗЬ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ И МОТИВАЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ДАЛЬНЯЯ И ТЕКУЩАЯ МОТИВАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБУСТРОЙСТВО / РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / STATE OF THE ECONOMY / DRIVING FORCES OF DEVELOPMENT / CONNECTION OF THE STATE OF PUBLIC ENVIRONMENT AND MOTIVATION / INSTITUTIONAL AND INFORMAL FACTORS / LONG-TERM AND CURRENT MOTIVATION OF DEVELOPMENT / POLITICAL SYSTEM / DEVELOPMENT OF THE CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сагидов Юрий Нурмагомедович

В статье обоснована причина деградации экономики России и регионов как результат слабости движущих сил развития. Выявлены цивилизационные особенности трансформации социальных и экономических процессов развития в России и в ее регионах. Проведен научный анализ сложившихся в стране основ и условий мотивации созидательной деятельности членов общества. Определены характеристики состояния общественной среды с точки зрения оценки побуждения позитивных устремлений. Обоснована необходимость нового подхода к институциональным преобразованиям в политическом, экономическом, социальном и духовном обустройстве общества как условий возрождения и роста эффективности движущих сил развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEAKNESS OF THE DRIVING FORCES OF DEVELOPMENT OF THE SOCIETY AS THE REASON FOR ECONOMIC DEGRADATION

The reason for economic degradation in Russia and regions as a result of weakness of the driving forces of development has been substantiated in the manuscript. Civilizational typical characteristics of transformation of social and economic processes of development in Russia and its regions have been found. A scientific analysis has been performed of the foundations that formed in Russia and conditions of motivation of the creative activity of members of the society. Characteristics of the state of the public environment from the point of view of evaluation of the incentive of positive aspirations have been determined. The need in a new approach to institutional transformations in the political, economic, social and spiritual arrangement of the society as conditions of revival and growth of effectiveness of the driving forces of development of the society have been substantiated.

Текст научной работы на тему «Слабость движущих сил развития общества как причина деградации экономики»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

САГИДОВ ЮН.

СЛАБОСТЬ ДВИЖУЩИХ СИЛ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА КАК ПРИЧИНА ДЕГРАДАЦИИ ЭКОНОМИКИ*

Аннотация. В статье обоснована причина деградации экономики России и регионов как результат слабости движущих сил развития. Выявлены цивилизационные особенности трансформации социальных и экономических процессов развития в России и в ее регионах. Проведен научный анализ сложившихся в стране основ и условий мотивации созидательной деятельности членов общества. Определены характеристики состояния общественной среды с точки зрения оценки побуждения позитивных устремлений. Обоснована необходимость нового подхода к институциональным преобразованиям в политическом, экономическом, социальном и духовном обустройстве общества как условий возрождения и роста эффективности движущих сил развития общества.

Ключевые слова: состояние экономики, движущие силы развития, связь состояния общественной среды и мотивации, институциональные и неформальные факторы, дальняя и текущая мотивация развития, политическое обустройство, развитие гражданского общества.

SAGIDOV УУМ.

WEAKNESS OF THE DRIVING FORCES OF DEVELOPMENT OF THE SOCIETY AS THE REASON FOR ECONOMIC DEGRADATION

Abstract. The reason for economic degradation in Russia and regions as a result of weakness of the driving forces of development has been substantiated in the manuscript. Civilizational typical characteristics of transformation of social and economic processes of development in Russia and its regions have been found. A scientific analysis has been performed of the foundations that formed in Russia and conditions of motivation of the creative activity of members of the society. Characteristics of the state of the public environment from the point of view of evaluation of the incentive of positive aspirations have been determined. The need in a new approach to institutional transformations in the political, economic, social and spiritual arrangement of the society as conditions of revival and growth of effectiveness of the driving forces of development of the society have been substantiated.

Keywords: the state of the economy, driving forces of development, connection of the state of public environment and motivation, institutional and informal factors, long-term and current motivation of development, political system, development of the civil society.

Введение. Несмотря на имеющиеся достижения в построении новой общественной формации в стране и в её регионах, трудно оценить удовлетворительно результативность совокупности всех преобразований. По происшествии четверти века трансформационного периода непрерывная череда стагнаций и рецессий не позволила России не только приблизиться к нарождающемуся в развитых странах шестому технологическому укладу (нанотехнологии, молекулярная биология), но и столкнула с пятого (авиация, электроника), который внедрялся в России в последней четверти двадцатого века [1].

В фабуле смены формации декларировались две основные движущие силы развития: перестройка структуры хозяйства страны и высвобождение труда и предпринимательской активности масс. Основное развитие должны получить отрасли, обеспечивающие устойчивое развитие экономики и рост благосостояния населения. К сожалению, процесс развития во всём реформационном периоде имел вектор отрицательной направленности [2]. Рецессии подверглись практически все отрасли материального производства. И только торговля, ресторанный бизнес и жилищное строительство были в состоянии развития, финансовой основой которого

* Проблема рассматривается в ключе: Россия - объект-система, Республика Дагестан - объект-элемент системы.

послужили доллары от добычи и продажи природных ресурсов.

Нынешний масштабный кризис, спровоцированный внешними экономическими санкциями и падением цены на нефть, оказался вполне закономерным следствием неэффективных реформ. По прогнозам экспертных структур страны и зарубежья Россию в период, как минимум, с 2015 по 2017 годы ожидает снижение валового объёма производства и сокращение реальных доходов населения.

На этом фоне сохраняется и даже углубляется неравномерность развития регионов. Некоторые из них оказались с качествами экономики периферийного характера. К таковым относится Республика Дагестан. По данным «Росстат» экономика республики характеризуется существенно низким уровнем фондовооружённости (в 3 раза меньшим по сравнению со среднероссийскими) и хронической дотационностью бюджета (с колебаниями по годам от 75 до 90 процентов). С 1990 г. самоликвидировались 30% крупных предприятий, все остальные предприятия снизили объёмы производства до 20% дореформенного периода. Это привело к значительному усугублению проблемы занятости населения трудом; не занято более 20% его экономической активной части. 12% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума. По рейтингу уровня благосостояния семей, Дагестан находится на 83 месте среди регионов России.

Благовещенский Ю.Н. и Винюков И.А. классифицируют регионы страны по шести группам уровней финансовой состоятельности: стандартно сильные; нестандартно сильные; динамичная середина; тормозящая середина; средние слабые; слабые по существу. Такое деление определяет относительно разные уровни состояния экономики регионов и подчёркивает неравномерность их развития [3]. Но оно не характеризует общее экономическое состояние страны. Если принять во внимание, что практически ни в одной из классифицированных групп не наблюдается становление регионов на путь инновационного развития, то становится понятным, что экономика в целом страны находится в состоянии деградации, а экономика отдельных регионов имеет качество периферийных.

Причина кроется в несостоятельной реализации другой составляющей фабулы преобразований - включения главной движущей силы развития, являющейся собственно многообразной деятельностью всех членов общества в условиях высвобождения труда и его мотивации на созидание. Эта движущая сила является в ряду классифицируемых природных и общественных сил определяющей во включении всех других движущих факторов[4].

Казалось бы, именно решение проблемы высвобождения труда должна была быть в центре внимания в процессе проведения системных преобразований. Но из излагаемого ниже материала будет видно, что эта проблема не решалась и, более того, постоянно усугублялась. Актуальность решения этой проблемы не вызывает сомнений. Россия и её регионы не выйдут на путь развития, пока не будет решаться проблема мотивации созидательной деятельности носителей труда.

Влияние качественного состояния общественной среды на мотивацию созидательной деятельности. Принято считать, что первоосновой движущих сил развития общества являются человеческие потребности, их рост. Однако потребности могут удовлетворяться не только мотивацией созидательного труда, но и устремлениями аморального характера. В зависимости от превалирования разных устремлений развитие общества может прогрессировать, стагниро-вать, деградировать.

Характерной чертой среднестатистического экономико-психологического портрета дагестанца является культ института семьи1. Свой престиж он видит в материальном самоутверждении, позволяющем построить дом, вырастить и наставить на жизненный путь детей, содержать пожилых родителей. Потребности, связанные с этим культом, могут быть факторами мотивации разного поведения. в зависимости от складывающихся институциональных и неформальных условий. Так, до середины XIX в. Дагестан был заблокирован с севера и северо-запада казацкими заставами и русскими войсками. Нагорная часть республики была обречена на гуманитарное прозябание. Поэтому довольно частыми были набеги, грабежи и похищения горцами людей в соседних территориях в целях получения выкупа. Например, в истории запе-

1 По данным Росстата, уровень разрыва брачных уз в Чеченской Республике, в Республике Ингушетии и Республике Дагестан - самый низкий среди регионов РФ.

чатлено похищение грузинского князя - будущего выдающегося поэта Давида Гурамишвили и княгинь Чавчавадзе и Орбелиани. Первый после неудачной попытки побега в Грузию сумел скрыться на севере у терских казаков. Что же касается княгинь, то за их освобождение родственникам пришлось заплатить выкуп. Этот вынужденный способ решения материальных проблем у дагестанцев был связан со сжатым пространством экономической деятельности.

Иной оказалась институциональная среда после присоединения Дагестана к России. В 1864 г. была установлена одна из самых прогрессивных по тем временам форма административного обустройства - система военно-народного управления, которая обеспечила равновесную интеграцию православной России и мусульманского Кавказа. Все вопросы управления решались в соответствии с местными традиционными адатами (законами) и установками шариата в самих селитебных общинах. И только особо тяжкие преступления рассматривались российскими военными властями Дагестанской области. Результаты нового обустройства позволили увеличить пространство экономической деятельности. Дагестанцы ринулись трудиться на нефтяные и рыбные промыслы, появились промышленные предприятия. Расцвела внутренняя и внешняя торговля. Дагестанский абрикосовый конфитюр достигал рынков Индонезии, а промышленные субпродукты животноводства - рынков Италии2. Во многом отошли в прошлое мотиваци-онные побуждения экономического самоутверждения, несовместимые с нравственностью.

Нынешние институциональные условия хозяйствования в РФ еще нуждаются в совершенствовании. Это, например, касается таможенных установок, зачастую препятствующих интервенции инновационных технологий. Или, другой пример, чрезмерно высокий налог на землю во многом уничижает деятельность крупных промышленных предприятий.

Но недостатки институциональных установок - не единственные причины. Формальные институциональные установки действуют на всём экономическом пространстве России. Законодательные акты регионов, являясь производными от федеральных актов, практически, не имеют особенных отличий. И вместе с тем, на Северном Кавказе относительно устойчиво развиваются Ростовская область и Краснодарский край, а в Республиках Дагестан и Ингушетии сохраняется экономика периферийного характера. Объясняется это обычно ссылкой на разные природно-ресурсные и стартовые условия, сложившиеся на начало постсоветского периода (у первых лучше, а у вторых хуже). Но ведь есть примеры в мировой экономической практике, когда разгромленные войной или не имеющие богатых природных ресурсов страны встали на путь развития и достигли процветания.

Дело в другом - в сложившихся неформальных отношениях, которые влияют на два основных фактора общественного производства - труд и организацию (предпринимательскую способность). Имеется в виду разное отношение к собственности, соотношение альтруизма и эгоизма, преобладание позитивных или негативных способов экономического самоутверждения, определяющих экономическую культуру.

Для нынешнего периода характерно то, что у деятельных субъектов (агентов) нет стремления к приобретению ценностей и благ в соответствии с эквивалентными рыночными отношениями. Можно сказать, что уже потерял силу нравственный постулат «сколько заработал, столько и получи, сочетая личные интересы с интересами партнеров и общества». Перекос в сознании произошел в начале ХХ в. в результате неэквивалентного отъема собственности у промышленников и состоятельных крестьян, а также преобладания в советской хозяйственной системе уравнительной оплаты труда. Но особенное пренебрежение к эквивалентным отношениям укрепилось в постсоветский период в процессе разгосударствления собственности. Собственность захватили люди, которые менее всего заботились о культуре рыночных отношений. В результате присвоения всенародного достояния они за невероятно короткий срок разбогатели. В то же время большинство граждан было лишено накопленных годами личных сбережений, и для этого были использованы методы, весьма отдаленные от рыночных. Насильственное лишение собственности любой формы, будь то частная, личная или государственная, является аморальным деянием. Но так как все эти деяния осуществлялись под патронажем государства, люди восприняли это как норму. Оказалось, что честный труд и заслуги перед обществом не являются средствами и условиями экономического самоутверждения и преуспевания личности. Все это не стимулирует позитивные мотивационные устремления [5].

2 Центральный государственный архив Республики Дагестан. Лист Р-38. 8 www.rppe.ru

Стремление к выгоде обманным путем вошло в норму, необязательность выполнения договорных отношений, невыплата долгов, устранение конкурентов уголовными методами, нездоровый характер самой конкуренции и пр. - все это стало реальностью. Не всегда лучшим образом вели и ведут себя в качестве экономических агентов государство и муниципалитеты. Зачастую они несвоевременно выполняют принятые обязательства или вообще отказываются от них, оказывают влияние на арбитражный суд, что неприемлемо для рыночной экономики. Если экономическими агентами, нарушающими эквивалентность, являются государственные и муниципальные органы, то это незамедлительно отражается на чистоте рыночных отношений. Это своего рода оппортунизм в экономике, с этим фактором связаны многие мультипликативные негативы.

Не способствует развитию эквивалентных рыночных отношений и то, что Республика Дагестан длительное время является дотационным регионом. Республика получает средства, превышающие ее экономический вклад. Дотации приобретают характер хронического допинга, что подавляет стремление к получению доходов от собственной экономической активности населения региона. Дотации и субвенции в тех масштабах, в которых они практикуются, определяют экономику в целом, не соответствующей канонам рыночных эквивалентных отноше-ний3.

Характеристика институциональной среды и экономической культуры в Республике Дагестан позволяет сделать вывод о том, что это территория с неблагоприятной средой и высокими рисками (экономическим и инвестиционным). Именно поэтому наиболее талантливые дагестанцы-интеллектуалы, простые труженики и бизнесмены с их творческим, трудовым потенциалом и инвестиционными ресурсами мигрируют и процветают за пределами республики. Выезжающие за пределы дагестанцы весьма успешны в самореализации, причем практически во всех сферах народно-хозяйственного комплекса.

Так, в стране, а также в ближнем и дальнем зарубежье широко известны в интеллектуальной сфере такие академики, как философ А. Гусейнов и физик А. Асхабов. В сфере музыки признанным авторитетом является композитор М. Кажлаев. Прославился на весь мир и космонавт М. Манаров. В крупномасштабном бизнесе на слуху фамилии С. Керимова, братьев З. и М. Магомедовых. Многие государства ближнего и дальнего зарубежья считают выгодным включение дагестанцев в состав своих спортивных команд. Особенно много дагестанцев, заслуживших высокие профессиональные звания, трудится в сфере медицины. Широко известны достижения строителей, нефтяников и чабанов. Несмотря на природные преимущества, Республика Дагестан воспринимается как «неуютный регион». Разнообразный рельеф, удобное геостратегическое положение, этнотуристическое многообразие, уникальные флора и фауна - все эти природные богатства не приносят выгоды. В результате, миграция населения имеет отрицательный баланс: по отдельным годам выезд превышает въезд почти на 60%. Исход наиболее жизненно - активной части мигрантов оказывается невозвратным, то есть ресурсной и генетической потерей для республики. Но особое беспокойство вызывает то, что недостаток рабочих мест толкает людей в прошлое. Молодые люди, порой, оказываются в рядах преступных группировок за пределами региона (6).

Из сказанного следует, что сложившиеся условия не способствуют раскрытию созидательного потенциала республики и ее становления на путь развития. Но главная причина кроется в несовершенстве локальной цивилизации (культуры) постсоветской России. Необходимы коренные преобразования на уровне страны и регионов, направленные на оздоровление общества и способствующие стимулированию нравственной мотивации труда и экономической деятельности.

Основа механизма нравственной мотивационной ориентации общества. Главной предпосылкой положительных преобразований в экономической среде является наличие фундаментальной определенности будущего. Чем у большего количества людей будет видение понятного и признаваемого образа будущего, тем больше окажется определенности в целевых устремлениях, которые должны носить созидательный характер.

Надо соглашаться с позицией академика Львова Д.С., который считает, что модель характеристики будущего состояния общества должна предваряться формулировкой общей миссии

3 Во-первых, дотационным является подавляющее большинство регионов России. Во-вторых, дотации составляют значительную долю в региональных бюджетах (в Республике Дагестан доходило до 90%)

развития:

- обеспечение всем слоям населения достойного жизненного уровня и условий для его постоянного роста;

- создание социально-экономической основы для истинно демократического развития, отвечающего принципам морали, права и справедливости [7].

В таком звучании миссия определяет направление развития общества по пути его социализации. Это путь, принятый всеми передовыми странами мира. Полное представление о перспективах развития общества дают следующие целевые установки, определяющие суть и направления социально-экономических преобразований: развитие человеческого капитала с целью формирования креативной экономики знаний; формирование нравственности и этики в экономических отношениях, так как безнравственная экономика и развитие общества несовместимы; снижение степени расслоения общества, как главное условие сохранения социальной стабильности; облагораживание и обогащение естественной и искусственно создаваемой среды обитания нынешнего и будущего поколений, переход от нынешнего оборонительного принципа защиты окружающей среды к принципу активного возрождения; активное участие членов общества в государственном управлении.

Однако одного только видения желаемого состояния общества в будущем недостаточно.

Мотивация развития в текущих периодах. Совокупность установок целевой миссии по своей сути представляет собой идеологическую мотивационную основу возможных позитивных движущих сил развития. Эта совокупность имеет значение дальней мотивации, которая должна поддерживаться экономическими и неэкономическими воздействиями в обозримых периодах времени. Если не будет связи между дальней и ближней мотивацией, то вполне возможны катастрофические коллизии. Подтверждением тому служит выдвинутая в начале 60-х годов прошлого века идея построения коммунизма в СССР к началу 1980-х гг., которая не была воплощена в жизнь, что привело общество не только к потере веры общества в реальность коммунизма, но и к разочарованию относительно советского социализма. Последовал развал Советского Союза.

Однако нельзя утверждать, что абсолютно все члены общества пренебрегают моралью. На основе данных социологических опросов [8] можно классифицировать отношение граждан к морали.

К первой группе относятся граждане, которые испытывают отвращение к аморальности. Им присуща внутренняя нравственность, как бы заложенная на генетическом уровне и подкрепленная воспитанием на основе уважения к человеку. Для этих граждан характерны восприимчивость к внешним позитивным регуляторам морали (праву, обычаям, массовым привычкам и т.п.), а также позиция типа «Не желаю позориться» и «Совесть не позволяет» [9]. Второй группе не чужды моральные установки, но их соблюдение или нарушение зависит от степени позитивности складывающихся внешних условий, признания социальной значимости морали или страха угрозы наказания. В третью группу входят люди, отрицающие моральные устои и общепринятые нормы поведения, нигилистически относящиеся к нормам и принципам.

Разумеется, приведенная классификация не является абсолютной по своим ограничительным признакам, но она позволяет сделать вывод о том, что преобладание в обществе нравственных побуждений зависит, с одной стороны, от осознанного восприятия людьми культуры, коренящейся на общечеловеческих ценностях, и, с другой стороны, от принуждения государством.

В Республике Дагестан преимущественно исповедуется ислам. Его догматы и регламентируемые права (на свободу, равенство, справедливость, защиту против превышения власти, защиту от пыток, убежище, свободу совести и слова, социальное обеспечение и образование) являются составляющими общечеловеческих ценностей. Они адекватно коррелируются в определенной мере с ностальгическим для дагестанцев кодексом строителя коммунизма. Неслучайно поэтому люди массово обратились к религии. Однако это обращение во многом оказалось модной кутерьмой, не приведшей к существенному изменению качества общественной среды.

Из этого следует, что для преобладания нравственных мотивационных побуждений необ-

ходимо усиливать роль государства как основного субъекта морализации всех сфер общественной деятельности. При этом роль государства не сводится к мерам узкоцелевого характера - повышению культуры и принуждению к законопослушанию. Решение проблемы видится в более широком аспекте - в повышении эффективности государственного управления в целом. Давно замечено, что преобладание здоровых или нездоровых побуждений у субъектов экономически активной части населения зависит от эффективности или слабости государственного управления. В течение четверти века государственное управление было неэффективным. Россия не встала на путь развития. Чтобы найти выход, необходимо, прежде всего, рассмотреть корневые основы и причины низкой эффективности государственного управления.

Главной из них является неэффективность государственного управления, обусловленная, во-первых, несовершенством конституционных установок и, во-вторых, нарушением этих же установок. Институт президентской власти страны не подконтролен каким-либо запросам. Члены парламента не могут быть отозваны избирателями. Все четыре парламентские партии являются централизованными, слабо адаптированными к региональным интересам. В настоящее время отменены нижний порог явки избирателей и мажоритарная система выдвижения кандидатов. Существующая система выборов не способствует селективному выдвижению во власть профессионалов, способных созидать. На этой основе сформировалась правящая элита, которая не несла и не несет никакой ответственности.

Несменяемая власть формализуется в качестве собственности субъектов управления. А любая собственность должна давать ренту в той или иной форме [5]. В данном случае речь идет о различных формах коррупционной ренты. Выходит, коррупция органично вмонтирована в российскую систему экономического и политического управления и находится в состоянии стабильно расширенного воспроизводства.

Причиной неэффективности государственного управления является и отсутствие определенной экономической политики, о чем 19.09.2014 заявил экс-министр финансов А. Кудрин: «Сегодня я поставил на одно из первых мест вопрос, есть ли у президента и правительства экономическая политика. Я вам честно скажу... «я не понимаю, какая будет экономическая политика»4. Но дело в том, что определенной экономической политики не было и в прошлом. Существовало однобокое ручное управление, направленное, в основном, на продажу природных ресурсов земли. Такое положение было обусловлено отсутствием легитимной дальней мотивации развития и увязанной с ней ближней. Отдельные попытки проектирования развития (например, КДР-20) на деле оказались кампаниями безрезультатных деклараций, не мобилизующих массы на раскрытие созидательного потенциала (10).

Несостоятельность чиновников на всех уровнях управления проявляется в волюнтаризме и субъективизме, популизме, безосновной декларативности, инсценировке, порой, показной ре-формационной деятельности, стремлении к сбросу ответственности за недочеты на нижние уровни управления и пр..

Итак, в стране и в регионах сложились условия игнорирования необходимости дальней мо-тивационной идеологии и слабой мотивации созидательной деятельности в текущий период.

На путь осознания и оздоровления.

Эффективность и ответственность государственного управления может быть достигнута благодаря двум акторам: это, собственно, сама система государственного управления и само гражданское общество. Здесь уместна формула: власть способна оздоровить общество, а здоровое общество может взрастить эффективную власть. В пределах суверенного государства других акторов нет. Третья, внешняя сила, возможна только при нарушении суверенитета страны. Ее вмешательство, как правило, ведет к полной дестабилизации общества и к катастрофическим последствиям. Примерами могут служить Ливия, Афганистан, Ирак.

Политологи считают, что есть две силы воздействия на развитие страны, инициирующие изменения в экономике: это государство (реформация «сверху») и общество (движение «снизу»). Автор данного исследования полагает, что в России предпочтителен приоритет государственной инициативы. Речь идет о том, что государство должно создать условия для развития гражданского общества. Возрождающаяся при этом гражданская активность будет в

4 Кудрин: росту экономики мешает плохая система госуправления. URL: http://www.newsru.com/finance/19sep2014/ kudrinsochi. html.

свою очередь побуждать государство к политическому обустройству, позволяющему селективное формирование субъектов власти, способных созидать условия для нравственных моти-вационных побуждений. Действия «сверху» и движения «снизу» окажутся в едином потоке развития. Однако толчок к такому развитию возможен только при глубоком осознании значимости этих процессов5. К сожалению, такого осознания в России в настоящее время нет. Отношение государства к развитию гражданской активности в стране можно назвать уничижительным.

С конца 1980-х до 1993 г. в России наблюдался всплеск гражданской активности. Однако расстрел Белого дома в октябре 1993 г. надолго парализовал эту активность. Какие-то проблески понимания необходимости гражданского общества как фактора содействия позитивным и противодействия негативным действиям власти побудили инициативу Президента страны Путина В.В. и глав регионов создать Общественную палату России и аналоги в регионах. Но по способу их формирования и функциям они оказались придатками органов власти. Что касается таких формирований гражданского общества, как некоммерческие организации, то отношение власти к ним является явно дискриминационным: поощряются (даже финансово) организации, поддерживающие власть, и уничижаются находящиеся в оппозиции к власти.

Слабость власти и ее опасения общественных выступлений наблюдались давно. Но в последние годы опасения усилились. Парад «арабской весны» и Киевский майдан побуждают власть к организационным и правовым мерам, противодействующим развитию гражданского общества. Обычным обоснованием подобных мер является ссылка на угрозу общественной стабильности, экстремизм. Однако ограничение прав и волеизъявлений приводит к обратным результатам, вплоть до ухода людей в леса.

Если задаться целью реального развития гражданского общества, то парламентам РФ и регионов необходимо:

- внести поправки в правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан и свести к минимуму допущенные отклонения от институций Всеобщей декларации прав человека, принятой большинством стран мира в 1948 г. и ратифицированной Россией;

- разработать и принять Концепцию чёткого разграничения признаков конструктивной оппозиции и экстремизма;

- принять за императивы то, что государство не должно:

- принимать какие-либо меры по спонсорской поддержке институтов гражданского общества;

- препятствовать возникновению и саморазвитию гражданских структур и движений;

- подавлять конструктивную оппозиционную гражданскую активность.

Первым признаком положительных результатов развития гражданского общества и гражданской активности будет явка избирателей на выборы.

Следует иметь в виду, что история свидетельствует, что проведение мер по развитию гражданского общества зачастую воспринимается людьми как проявление слабости власти, что чревато активизацией оппозиционных выступлений, как конструктивных, так и деструктивных. Поэтому решиться на это могут лишь государственные деятели - истинные патриоты своей страны.

Литература

1. Глазьев С.Ю. Возможности и ограничения социально-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике: Научный доклад // ООН РАН. ГОУВПО ГУУ, 2008. 91 с.

2. Полтерович В.М. Почему реформы терпят неудачу //Журнал новой экономической ассоциации. № 3. 2014. С. 169-173.

3. Благовещенский Ю.Н., Винюков И.А. Финансовая состоятельность регионов в 2005-2011 гг.: опыт классификационного анализа //Журнал новой экономической ассоциации. № 3. 2014. С. 61-88.

4. Гимбатов Ш.М. Роль социального капитала в формировании условий экономического развития региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. №4 С.44-49

5. Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние. Научные и публицистические заметки обществоведов //М. ИНЭС, 2010. 800 с.

6. Абдулманапов П.Г. Роль миграции в развитии Республики Дагестан //Региональная экономика: теория и практика. 2012. №.39. С. 64-68

7. Львов Д.С. Экономика развития // М. Экзамен, 2002. 511 с.

5 В 1985 г. распад Советского Союза .и представить было невозможно. Нет гарантий от подобных повторов. 12 www.rppe.ru

8. Расулов М.А. Неформальная экономическая деятельность: нравственная и экспертная оценка (по материалам социологического исследования): монография //Махачкала: Алев, 2010. 199 с.

9. Оболонский А.В. Этика публичной сферы // Общественные науки и современность. 2008. № 2. С. 5267.

10. Дохолян С. В., Петросянц В.З., Садыкова А.М. Социально-экономическая политика региона: теоретико-методологический подход //Апробация. 2014. №9. С.24-36

References:

1. SY Glazyev Possibilities and limitations of socio-economic development of Russia in the conditions of structural changes in the global economy: the UN Scientific Report //RAS. VPO SUM, 2008. 91 p.

2. Polterovich V. Why reforms fail // Magazine of the New Economic Association. № 3. 2014. pp 169-173.

3. Yu Annunciation, Vinyukov I.A. Financial viability of the regions in 2005-2011 .: experience classification analysis // Journal of the New Economic Association. № 3. 2014. pp 61-88.

4. Gimbatov Sh.M. The role of social capital in the formation of conditions for economic development of the region // Regional problems of transformation of the economy. 2011. №4 S.44-49

5. Non-economic facets of the economy: the unknown interference. Scientific and journalistic notes sociologists //INES M, 2010. 800 pp.

6. Abdulmanap P.G. The role of migration in the development of the Republic of Dagestan // Regional economy: theory and practice. 2012. №.39. S. 64-68

7. Lions DS Development Economics //M. Exam, 2002. 511 pp.

8. Rasulov M.A. Informal economic activity: moral and expert assessment (based on sociological research): monograph //Makhachkala Alev, 2010. 199 pp.

9. Obolonskiy AV The ethics of the public sphere // Social studies and the present. 2008. № 2. pp 52-67.

10. Dokholyan S.V., Petrosyants V.Z., Sadykovа A.M. Socio-economic policy in the region: the theoretical and methodological approach // Testing. 2014. №9. S.24-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.