Научная статья на тему 'Пространственно-временная картина мира в ранних дневниках М. Пришвина'

Пространственно-временная картина мира в ранних дневниках М. Пришвина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
276
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДНЕВНИК / КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД / СТИЛЬ / КАРТИНА МИРА / ПОЭТИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ / AUTHOR'S POETIC WORLD-LOOK / DIARY / CATEGORIES OF SPACE AND TIME / ARTISTIC METHOD / STYLE / PICTURE OF WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Криволапова Елена Михайловна

В статье рассматривается специфика пространственно-временных отношений в ранних дневниках М. Пришвина. Анализируется творческий метод писателя, особенности стиля дневника, категории времени и пространства. Сопоставление эмпирического и духовного пространства в дневниках М. Пришвина позволяет выявить характер поэтического мировосприятия писателя и созданную им пространственно-временную картину мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The spatial-temporal picture of the world in M. Prishvin's early diaries

This article considers the specificity of spatialtemporal relations in M. Prishvin's early diaries. The author's creative method, style peculiarities, categories of space and temporal are investigated. Comparison of empiric and spirit space in M. Prishvin's diaries allows to reveal the nature of author's poetic world perception and his spatialtemporal picture of the world.

Текст научной работы на тему «Пространственно-временная картина мира в ранних дневниках М. Пришвина»

www. literary. ru/readme.php?subaction= showfull&id=1206020739& (Дата обращения: 18.08.2011).

12. Чупринин С.И. Русская литература сегод-

ня: Жизнь по понятиям [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.e-reading.org.ua/ bookreader.php/101082/СМрйпт (Дата обращения: 18.08.2011).

УДК 82(091)

Криволапова Елена Михайловна

Курский государственный университет е1епа_ vroble vska @таИ ги

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ КАРТИНА МИРА В РАННИХ ДНЕВНИКАХ М. ПРИШВИНА

В статье рассматривается специфика пространственно-временных отношений в ранних дневниках М. Пришвина. Анализируется творческий метод писателя, особенности стиля дневника, категории времени и пространства. Сопоставление эмпирического и духовного пространства в дневниках М. Пришвина позволяет выявить характер поэтического мировосприятия писателя и созданную им пространственно-временную картину мира.

Ключевые слова: дневник, категории времени и пространства, художественный метод, стиль, картина мира, поэтическое мировосприятие.

Гжоря о пространственно-временных типологических моделях, М.М. Бахтин подчеркивал взаимосвязь хронотопа и жанра произведения: «Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом» [1, с. 122]. Наличие временной и пространственной датировки является одним из основных атрибутов дневника как жанра литературы non-fiction, поскольку «в самом жанровом названии содержится указание на периодичность как главную особенность дневника» [2, с. 58]. Хронотоп в данном случае играет определяющую роль и как структурообразующий элемент жанра, и, что еще более значимо, как способ постижения и осмысления действительности. «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» [1, с. 122]. Хронотоп в дневнике представляет в «развернутом виде» эволюцию взглядов его автора. В этом отношении справедливо определение

О. Егорова, где он называет дневник «духовным хронометром, по которому автор прослеживает этапы своей жизни» [2, с. 59].

М.М. Пришвин принадлежал к числу тех писателей, кого в литературно-общественных кругах России начала XX века называли «ищущими». Жизненное кредо писателя можно выразить его же собственными словами из повести «У стен града невидимого»: «Ищу правильную веру» [3, с. 405]. Писательской позицией Пришвина обус-

ловлены особенности пространственно-временной организации дневникового текста. Его ранние дневники охватывают период с 1905 по 1913 годы. По словам В.Д. Пришвиной, первоначально они представляли собой «разрозненные записи на отдельных листах разного формата и разной сохранности», иногда без точной датировки. Но все они были распределены самим автором по отдельным темам, что послужило основанием для издателей выстроить текст раннего дневника по тематическому принципу, в отличие от традиционного - хронологического. Основной объем текста дневников составляют материалы, связанные с религиозно-философскими исканиями писателя: отдельные тематические главы посвящены знакомству Пришвина с «петербургскими мистиками» и его участию в Религиознофилософском обществе Петербурга, общению с представителями хлыстовской секты «Начало века», с новгородскими сектантами. Помимо этого, в дневник включен материал о его поездках в Киргизию («Сибирский дневник») и Крым.

Поскольку в данном случае тематический принцип построения дневника является определяющим, значение времени как жанрообразующего фактора минимизируется: записи датируются, хотя их реальная последовательность нарушена, поскольку редакторы ранних дневников были сориентированы на определенные темы, изначально обозначенные самим писателем. Что касается пространственных отношений, то прин-

172

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011

© Криволапова Е.М., 2011

ципы их организации в данном случае полностью соответствуют авторской интенции.

Основная движущая сила раннего дневника Пришвина - это рефлексия, вызванная драматической историей его первой любви. По собственному признанию писателя, мучительные душевные переживания, будучи перенесенными на бумагу, доставляли ему заметное облегчение и позволяли «как-нибудь справиться с собой», выводили из состояния безысходности и душевного тупика. В дальнейшем дневниковые записи, ставшие для Пришвина на первых порах своеобразным психотерапевтическим средством, трансформируются в процесс самопознания, самоидентификации и связаны с освоением более широкого пространства, нежели биографическое, которое включает в себя уже не только внутреннее, личное «я», но и общественное «мы».

Несмотря на внешнюю географическую разбросанность - Петербург, Хрущево, Елец, За-донск, Спас-Чекряк Оровской губернии (сюда же можно включить и московские воспоминания), -в дневниках представлен единый пространственный континуум. Писатель выразительно и точно запечатлевает характерные приметы предреволюционной России: «ищут» не только «интеллигентные умы», в поисках весь народ - в поисках и одновременно в ожидании великой катастрофы. Вот характерная для пришвинского дневника маленькая сценка - рассуждения из «народной жизни»: «Совсем, совсем теперь другой народ стал... Че-гой-то ищет. Ищет и ищет... И вот какие задумчивые стали! Вот какие задумчивые. Бывало, выпьет и развеселится, а теперь нет, все чегой-то ищет. Какой-то неуловимый стал народ, текучий, все перемешалось. Кажется, кончится это страшно» [4, с. 92].

Исследователи отмечают увлечение Пришвина религиозно-философскими вопросами, начиная с конца 1900-х годов. «Именно к этому периоду особенно относятся слова писателя, сказанные им в 1924 году в очерке “Голубиная книга”: “Раньше я очень интересовался русским человеком в отношении его к церкви, с одной стороны, и той природной религиозности, которую называют “язычеством”» [5, с. 9]. Постижение Пришвиным народной психологии, народной веры наблюдается на протяжении всего дневникового пространства. В Петербурге это непосредственные разговоры с людьми, в Задонске - наблюдения за священнослужителями и поведением на-

рода во время богослужения, в Спас-Чекряке -это соприкосновение с феноменом старчества в лице о. Георгия. Стремясь приблизиться к пониманию народной веры, Пришвин, с одной стороны, проникается чувством уважения к тем, кто просто, не рассуждая, онтологически верит, а с другой - такая вера недоступна его пониманию. Общаясь с народом, он пытается выявить, на чем же основывается незыблемость его веры. В этом отношении показательна сцена разговора с рабочими на пристани у Летнего сада, датированная 28 мая 1906 г.:

«Заговорили о земле.

- Вот если бы хоть клочок земли, стал бы разве я вести ужасную жизнь? <.. .> Вот бы землицы клочок, сейчас бы бросил все, ушел. Ну, скажите, кто им позволил землей завладеть. Земля Божья!

Я сказал, что если говорить о Боге, то и Горемыкин скажет, что частная собственность освящена Богом. И сразу десятки голосов заговорили: собственность на земле освящена Богом! Да где же это сказано, когда Бог это говорил? Нет, Бог никогда этого не говорил, и нигде об этом не писано.

Они говорили так убежденно, что не оставалось никаких сомнений в их глубокой вере в Бога. Это были люди убежденные, чистые, без тени сомнения».

И когда Пришвин пытается «поколебать» их твердую веру, замечая, что «может быть, Бога-то и нет совсем, и нет на земле правды, и никогда не будет», его провокационные, «кощунственные», слова не вызывают должной реакции: «Но мои слова приняли как не имеющие значения и, помолчав немного, продолжали: “Никогда не говорил об этом так Бог, Бог никогда не говорил”» [4, с. 7-8].

Ко времени написания дневника Пришвин (он указывает свой точный возраст - 32 года) пережил увлечение марксизмом в студенческие годы, «потерял веру и вкус к прогрессивной деятельности», «к безвкусной и квадратной интеллигентности». Он не видит в себе религиозного человека, наоборот, прямо пишет о своей «нерелиги-озности». В дневнике (запись от 5 мая 1908 года) Пришвин честно признается, что готов молиться «просто земле», но не Богу: «Земля прекрасна! Я носил любовь к бытию с детства, но ни разу не сказал искренно, от всего сердца, что это Бог так сотворил, что это Он. Я готов бы теперь произнести это слово, но чувствую вперед фальшь. Земле, однако, просто земле, убранной и зеленеющей, я готов бы молиться» [4, с. 41].

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011

173

Осознание своей разъединенности с миром и попытки обрести с ним единство раскрываются автором посредством постижения пространства духовного. Мысль Пришвина неизменно устремляется к той плоскости, в которой «лежит тайна»: «Я думаю о себе и о том, что я значу в мире, какой смысл имеют мои переживания, как отражаются они во всем» [4, с. 14]. Ключ к постижению этой «тайны» дает природа. Именно через ее непосредственное восприятие автор пытается постичь Божественную сущность мира: «Я поднимаюсь все выше и выше и наконец вступаю в аллею. прохожу по террасе, оглядываюсь назад ... Солнце село... <.> И вот начинается таинственный вечер... Сеть черных стволов на красном ... Соловьи запели. Решено: мир принят как тайна... И я ступаю еле слышно... я боюсь нарушить тайну. (я крещусь). И все сильнее поют соловьи. Таинственный мир принят» [4, с. 20].

Показательно, что в описаниях природы Пришвин незаметно для себя как бы осторожно переступает ту невидимую черту, что разделяет две плоскости - обыденную, бытовую, и «тайную», Божественную. Не случайно хор соловьев в саду напоминает ему церковь, в радостном своем сне он слышит звон колоколов, а ели, стоящие вдалеке, ассоциируются у него с иконостасом. Эти «открытия» важны для Пришвина, поскольку дают внутренний душевный импульс, позволяющий верить в себя, и высшая точка этой веры - осознание себя как частицы мирового космоса. Писатель находится в ожидании духовного синтеза, в «предчувствии того дня», когда его «сознание сольется со всем миром». Не случайно «искание Бога» у него также начинается «на границе» двух плоскостей, двух миров. «На границе природы и человека нужно искать Бога», - приводит в дневнике Пришвин фразу из своей книги «У стен града невидимого» [4, с. 28]. Но этот вывод для «ищущего» писателя не безусловен, так как далее он выражает сомнения в «подлинности» написанной им самим «искренней фразы»: «Вообще, если говорить о самом Боге, то никогда нельзя знать, о Нем ли говоришь... Чтобы сказать о Боге, нужно... очень многое... Бога нужно прятать как можно глубже» [4, с. 28].

Пантеизм Пришвина сопряжен прежде всего с тем, что именно природа является для него мощным источником писательского вдохновения. Не случайно он говорит о своем замысле «когда-нибудь» «сделать работу о пантеистическом на-

чале творчества». Что касается «природы и человека», то в дальнейшем они будут «разведены» Пришвиным по разным полюсам, о чем свидетельствует его высказывание: «В моих писаниях, даже самых лучших... есть упрямство в избегании привлечения к природе напрямую человеческой души. Я остаюсь у самой границы встречи божественной природы человека, его духа с обыкновенной натуральной природой» [4, с. 703].

Исследователи неоднократно обращали внимание на «перегруженность» дневников Пришвина фенологическими подробностями. Признавал это и сам автор, для которого внешнее, эмпирическое пространство с «обыкновенной натуральной природой» было не менее значимо, чем духовное. Действительно, у Пришвина рядом с художественными описаниями встречаются сугубо бытовые зарисовки. Например, после того, как «мир» был им «принят как тайна», следует текст: «В этот вечер размеряли для новой аллеи... клубнику прочищали, отрезали старые усы, лук сажали. Первая теплая заря» [4, с. 20]. Или другой пример: «Маркиза присутствует при окопке клубники. Катают овес, корка хорошо разрыхляется, боронят посеянную картошку (а то земля сселась). Как за один вчерашний день неузнаваемы стали аллея и сад» [4, с. 38]. Подобные бытовые зарисовки встречаются у Пришвина довольно часто. Отсюда, видимо, рождается признание: «Правда, есть что-то похожее во мне с наблюдателем на метеорологической станции» [4, с. 30]. В этих словах есть значительная доля истины. Для Пришвина, получившего агрономическое образование (продолженное затем в Лейпцигском и Берлинском университетах), работавшего агрономом, такое отношение к природе, земле было не менее естественным, чем отношение к земле народа в разговоре о Боге у решетки Летнего сада.

Для Пришвина жизнь природы представляется таким же «путешествием», какое совершается и в его душе: «От первой проталины до кукушки, кажется, столько времени должно пройти, столько счастья впереди, столько всего в природе должно построиться, а все так быстро проходит. И медленно, спокойно, почти лениво, до утомления медленно, а в то же время и быстро. Великий Художник работает спокойно» [4, с. 15-16]. Здесь «профессиональный» взгляд человека, знающего природу и понимающего ее внутренние законы, совмещается со взглядом писателя, видящего в этих законах тайну ее Творца - «Великого Ху-

174

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011

дожника», тайну, пока еще не раскрытую Пришвиным.

Совмещение двух пространств - материального и духовного - является одной из особенностей художественного мировидения писателя. В ранних дневниках Пришвин-наблюдатель и Пришвин-ху-дожник составляют неразрывное единство. Тем не менее именно художественное освоение действительности является для него главенствующим. «У меня нет вымысла, - замечает Пришвин, -я изображаю подлинную жизнь русскую, повседневную ... но я уношу ее в вечно далекие пространства» [4, с. 33]. Совмещение нескольких пространственных континуумов в ранних дневниках Пришвина позволяет составить представление не только о реалиях русской жизни, но и почувствовать «духовный хронометр» человека, живущего в преддверии великих потрясений.

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. -М.: Художественная литература, 1986. - 122 с.

2. Егоров О.Г. Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 58 с.

3. Пришвин М.М. У стен града невидимого. (Светлое озеро) // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8 т. - М.: Художественная литература, 1982. -Т. 1. - 405 с.

4. Пришвин М.М. Ранний дневник. - СПб.: Росток, 2007. - 92 с.

5. ФатеевВ.А. Возвращаясь к замыслу Пришвина // Пришвин М.М. Цвет и крест. Неизвестные произведения 1906-1924 годов. - СПб.: Росток, 2004. - С. 1-9.

УДК 821.161

Локша Анна Владимировна

кандидат филологических наук Дальневосточный государственный университет (г. Владивосток)

fox1108@mail.ru

ПОЭТИЧЕСКАЯ КОСМОЛОГИЯ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА

В статье анализируется поэтическая космология В. Хлебникова и доказывается, что астральная образность является своего рода «зеркалом», в котором отражаются основные миромоделирующие концепты творчества одного из ведущих представителей русского футуризма.

Ключевые слова: поэтическая космология, астральная вертикаль, урбанистическая горизонталь, онтопоэтика, модель мира, «верхний» и «нижний» мир.

Одна из доминантных оппозиций в твор-I честве Велимира Хлебникова - это традиционная оппозиция природы и культуры, актуализирующаяся у Хлебникова в частной оппозиции «горнего» и «дольнего», «астральной вертикали» и «урбанистической горизонтали». Характерно, что это противостояние в «синтетической» поэзии Хлебникова обретает свои характерные семантические обертоны.

«Астральная вертикаль» является одной из важнейших «несущих конструкций» в художественной миромодели Хлебникова. Поэт не только включает в свои тексты те или иные космические знаки-образы и символы, но и, группируя их в специфически организованном пространстве в том или ином порядке, устанавливает между ними определенные семиотические отношения. Говоря иначе, Хлебников создает целый мир со своими законами. Ориентация на подобную он-

топоэтическую цель приводит к тому, что Хлебников в своей поэзии часто прибегает к «описательно-перечислительным» конструкциям, в которых на поэтическом материале воплощаются разные пространственные уровни мироздания. При этом сам прием онтологического параллелизма указывает на принцип тождества этих разных космологических уровней: они, согласно мифопоэтическим законам, уподобляются друг другу.

Ярким примером такого онтологического подобия служит стихотворение «Люди, когда они любят .», где поочередно представлены «параллельные» миры: люди - животные - светила -боги. Эта классификация дает приблизительное представление о космологической пространственной структуре в лирике Хлебникова. При этом важно, что все миры наделяются способностью «любить», что в каком-то смысле соединяет

© Локша А.В., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.