Научная статья на тему 'Пространственная среда диагностирования потенциала одаренности дошкольника'

Пространственная среда диагностирования потенциала одаренности дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОТЕНЦИАЛ ОДАРЕННОСТИ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ / ЗОНИРОВАНИЕ / ЗОНА ВЫЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ЗОНА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / ЗОНА РЕЛАКСА / PRESCHOOLER / TALENT POTENTIAL / DIAGNOSTIC ENVIRONMENT / ZONING / DIAGNOSTIC ZONE OF INTELLECTUAL POTENTIAL / DIAGNOSTIC ZONE OF A CHILD INDIVIDUAL LEARNING / MOTIVATION AND NEED-ORIENTED SPHERE / RELAXATION ZONE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазунова Лидия Константиновна, Чернова Аида Раилевна

Статья посвящена описанию пространственной среды лаборатории диагностирования как условия оптимизации процедуры определения природного потенциала одаренности ребенка дошкольного возраста. Ключевая идея статьи минимизировать стрессовое напряжение процедуры диагностирования ребенка путем особой организации диагностической пространственной среды, максимально приближенной к естественным условиям жизнедеятельности ребенка. Это достигается путем зонирования помещения лаборатории диагностирования на семь зон-островков + одна в соответствии с семью базовыми видами человеческой деятельности (семь зон по А. И. Савенкову + одна зона релакса). Предоставление ребенку права выбора «своей» зоны-островка комфорта и сделанный им выбор одной из зон для получения возможности манипулирования с «настоящими» атрибутами-предметами интересной ему сферы деятельности сигнал поиска природных наклонностей и природного предназначения ребенка именно в этой сфере человеческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазунова Лидия Константиновна, Чернова Аида Раилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC ENVIRONMENT FOR ASSESSING A PRESCHOOLER TALENT POTENTIAL

The article describes the diagnostic laboratory environment as an optimization tool to determine a preschooler natural talent potential. The article’s fundamental idea is to minimize the stress resulted from the child diagnostic procedure by arranging a specific diagnostic environment as close to the child natural environment as possible. It is achieved by dividing the diagnostic laboratory into seven + one zones according to seven basic human activities (seven zones according to A.I. Savenkov + one relaxation zone). Provision of children with the possibility to choose “their own” comfort zone and their choice of a zone to manipulate the “real” attributes of the activity they are interested in serves as a search signal of natural talents and natural inclinations of a child for a specific sphere of human activity.

Текст научной работы на тему «Пространственная среда диагностирования потенциала одаренности дошкольника»

УДК 373.2:159.922.7(045)

Мазунова Л. К., Чернова А. Р.

Башкирский государственный университете, Уфа, Россия

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА1

Статья посвящена описанию пространственной среды лаборатории диагностирования как условия оптимизации процедуры определения природного потенциала одаренности ребенка дошкольного возраста. Ключевая идея статьи - минимизировать стрессовое напряжение процедуры диагностирования ребенка путем особой организации диагностической пространственной среды, максимально приближенной к естественным условиям жизнедеятельности ребенка. Это достигается путем зонирования помещения лаборатории диагностирования на семь зон-островков + одна в соответствии с семью базовыми видами человеческой деятельности (семь зон по А. И. Савенкову + одна зона релакса). Предоставление ребенку права выбора «своей» зоны-островка комфорта и сделанный им выбор одной из зон для получения возможности манипулирования с «настоящими» атрибутами-предметами интересной ему сферы деятельности - сигнал поиска природных наклонностей и природного предназначения ребенка именно в этой сфере человеческой деятельности.

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, потенциал одаренности, пространственная среда диагностирования, зонирование, зона выявления интеллектуального потенциала, зона диагностирования познавательной и мотивационно-потребностной сферы личности ребенка, зона релакса.

Сведения об авторах:

Мазунова Лидия Константиновна, доктор пед. наук, профессор кафедры немецкой и французской филологии факультета романо-германской филологии Башкирского государственного университета (г. Уфа, Россия); e-mail: lkmazunova@mail.ru;

Чернова Аида Раилевна, педагог-психолог, сотрудник Международной сетевой лаборатории с распределенным участием «Диагностирование и психолого-педагогическое сопровождение одаренности» (г. Уфа, Россия); e-mail: ariadna.ru@mail.ru.

Введение

Обсуждаемая проблема - поиск возможностей выявления потенциала природной одаренности старшего дошкольника в условиях, максимально приближенных к условиям естественной жизнедеятельности ребенка. Пожалуй, ни один крупный психолог не обошел своим вниманием эту проблему одаренности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов. Д. Б. Богоявленская, А. И. Савенков, В. Д. Шадриков, Ю. З. Гильбух, Л. К. Мазунова, Дж. Рензулли, Э. П. Торренс и др.). Интерес к разным аспектам этой сложной проблемы не угасает. Однако ракурс рассмотрения проблемы выявления потенциала одаренности с позиции оптимизации пространственной среды диагностирования ребенка, максимально приближенной к естественным условиям его жизни, кажется нам новым и оригинальным.

Актуальность поставленной проблемы заключается в стремлении повысить результативность диагностирования путем моделирования среды, близкой естественным условиям жизнедеятельности ребенка, созвучной его природе и возрастным особенностям.

Определение статуса ребенка «одаренный» и сферы локализации этого потенциала крайне важно для актуального развития ребенка и всей последующей его жизни [Мазунова,

1 Статья написана с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов.

Губайдуллин, 2015]. Задачи статьи: 1) определение базовых терминов статьи: пространство, пространство диагностирования, потенциал одаренности, одаренность; 2) описание факторов, определяющих характеристики пространства диагностирования дошкольника; 3) представление базовых характеристик пространства диагностирования старшего дошкольника.

1. Определение ключевых терминов статьи

Хотя проблема выявления потенциала детской одаренности и является ключевой в личной судьбе ребенка и важна для судьбы страны, тем не менее, она недостаточно изучена и системно не разработана. Однако значимость, сложность ее и ответственность за полученный результат обязывают с особым вниманием отнестись ко всем аспектам этой проблемы. Пространственная среда диагностирования ребенка является немаловажным фактором воздействия на раскрытие и выявление этой уникальной стороны личности ребенка. Толковый словарь определяет пространство как: 1. объективную реальность, форму существования материи, характеризующуюся протяженностью и объемом, 2. ... место, где что-нибудь вмещается [Ожегов, 2004: 808]. Пространство диагностирования, следовательно, можно определить как специально оборудованное и оснащенное необходимым реквизитом помещение (или помещения) для проведения процедуры выявления целевых наклонностей, интересов и задатков ребенка. Именно в деятельности, интересной и посильной ребенку, а также в сопутствующих ей проявлениях личности ребенка - эмоциях, концентрации внимания, темпе выполнения действий и прочих характеристиках, - раскрывается потенциал природной одаренности ребенка.

Создание пространства для диагностирования потенциала одаренности предполагает однозначность представления понятия одаренность. Наиболее четко и наглядно феномен одаренности представляет Дж. Рензулли [Яе^иШ, 1986] (см. Рис. 1).

Рисунок 1 - Трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли

Модель Дж. Рензулли задает характеристики, которые важно выявить у диагностируемого ребенка: 1) наличие мотивации к определенному виду / видам деятельности ребенка, 2) состояние интеллектуального развития ребенка, в том числе практического интеллекта, на момент диагностирования, 3) творческость, проявляемую в оригинальности, нестандартности действий и продуктов деятельности ребенка. Эти три характеристики одаренности стали отправными точками при определении параметров пространства диагностирования и определили необходимость: 1) деления пространства на семь автономных зон, количество которых (семь зон) определяется числом базовых видов человеческой деятельности, 2) оборудования каждой зоны как миниатюрной естественной среды для определенного вида деятельности рутинного и творческого характера, 3) дизайнерского оформления в виде «умных и говорящих стен и пола» и содержательного наполнения специализированным реквизитом каждой зоны-островка, стимулирующим ребенка к проявлению творчества.

2. Факторы, определяющие характеристики пространства диагностирования дошкольника

Добровольное погружение ребенка в выбранную им в соответствии со своими интересом и потребностями (не по принуждению эксперта-диагноста!) творческо-деятельностную среду одной из зон-островков и выполнение выбранного им самим комплекса заданий из предложенных диагностом-экспертом трансформируют традиционно стрессовый процесс диагностирования в процедуру, максимально приближенную к естественной среде жизнедеятельности ребенка, что в значительной степени оптимизирует процесс и обеспечивает получение более точных результатов. Это обусловлено устранением стресса как фактора, блокирующего проявление способностей ребенка.

Пространственное моделирование среды диагностирования предполагает принятие во внимание также возрастных особенностей дошкольника, его интересов, уровня развития произвольного внимания и эмоциональную привязанность. Гипотеза А. Н. Леонтьева о ведущем типе деятельности ребенка [Леонтьев, 1983], развитая Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым [Эльконин, 2005; Давыдов, 1996], говорит о том, что для дошкольного возраста это ролевая игра. По мнению Н. В. Королевой, интерес к ролевой игре у ребенка возникает только в том случае, если на первый план выдвигается человек, его деятельность и отношение к предметам [Королева, 1957]. Ребенка захватывает возможность жить одной жизнью со взрослыми, испытать на себе мир человеческой деятельности и отношений [Эльконин, 2005]. В этом ключе важно создать такую пространственную среду диагностирования, которая соответствовала бы интересам ребенка, помогала ему реализовать потребность в игре и пробуждала интерес и доверие к процессу диагностирования.

При моделировании пространства диагностирования следует учесть также фактор несформированности внимания дошкольников. В связи с этим, А. Г. Маклаков, ссылаясь на Н. Ф. Добрынина, отмечает, что возрастной особенностью дошкольников является сравнительная слабость произвольного внимания [Маклаков, 2008]. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители, его внимание неустойчиво. Этот фактор также учитывается при создании диагностического пространства лаборатории, обеспечивая дозированное предоставление заданий и переключение процесса деятельности ребенка. Это обстоятельство, а также быстрая утомляемость ребенка от когнитивной и психо-эмоциональной нагрузки обусловливают необходимость включения еще одной зоны - зоны релакса.

Немаловажное влияние на процесс диагностирования оказывает эмоциональная привязанность ребенка к матери (или к другому значимому для него взрослому). В широко известных исследованиях Дж. Боулби показано, как присутствие мамы влияет на поведение ребенка [Боулби, 2003]. Значительным барьером при проведении диагностирования, как показывает наш опыт, является наличие паттернов небезопасного вида привязанности: 1) недоверие ребенка ко всему незнакомому, 2) сложность в установлении коммуникативного контакта, 3) поиск при выполнении заданий постоянной поддержки матери. Организация психологически комфортного и содержательно интересного для ребенка пространства значительно снижает действие этих факторов. Ребенок окунается в атмосферу, где все устроено так, чтобы отвлечь его от тревожных переживаний посредством погружения в предметную среду его природных интересов.

Организуя пространство диагностирования, следует помнить, что получение достоверных результатов базируется не на количестве заданий и методик, проведенных в сжатые сроки, а на качестве выполнения заданий ребенком. Это стало одним из определяющих факторов в решении пространственного зонирования лаборатории, так как диагностирование предполагает переключение внимания ребенка на разные сферы интеллектуально-практической деятельности.

Фактор последовательного подхода к проведению диагностики обусловливает выстраивание процесса обследования, начиная с более простых методик, вызывающих у ребенка ощущение успеха с постепенным переходом к более сложным заданиям

аналитического характера. По общим рекомендациям, вначале проводятся методики, предназначенные для диагностики познавательной и мотивационно-потребностной сферы и лишь в конце встречи, когда установлен эмоциональный контакт с дошкольником, предлагаются методики, направленные на диагностику эмоционально-личностной и интеллектуальной сферы [Веракса, 2014].

Названные ключевые моменты легли в основу создания пространства-среды для диагностирования и проведения самой процедуры диагностической работы с ребенком в этом пространстве.

3. Базовые характеристики пространства диагностирования старшего дошкольника

Идея зонирования кабинета психолога не нова, она прослеживается уже в отечественной прикладной психологии [Болотова, 2006]. Особенность процесса диагностики одаренности дошкольника вынуждает отказаться от зон первичного приема и консультативной работы, так как само диагностирование проходит без участия родителей. Пока ребенок участвует в процедуре диагностирования, с родителями проводится просветительская работа по методикам диагностирования и воспитанию одаренного ребенка.

Целенаправленная работа с ребенком по выявлению его природного потенциала одаренности осуществляется в пространстве, разделенном на восемь автономных, изолированных друг от друга зон. В каждой зоне представлены в миниатюре и с учетом детского восприятия семь базовых (по А. И. Савенкову) видов человеческой деятельности, интерес и наклонности к которой (которым) представляется важным определить в первую очередь. А. И. Савенков предложил классифицировать природные наклонности ребенка с учетом семи базовых сфер человеческой деятельности [Савенков, 2010]: 1) математика и техника, 2) гуманитарная сфера (язык, культура, литература), 3) художественная сфера, 4) сфера спортивных интересов, 5) сфера коммуникативных интересов (общение), 6) природа, естествознание, 7) домашний труд, самообслуживание. К этим семи зонам мы добавляем восьмую - зону релакса.

Заключение

Мотивационный фактор является отправной точкой для первого шага в осуществлении процедуры диагностирования потенциала одаренности дошкольника. Приступая к диагностированию, мы не знаем, для какой сферы человеческой деятельности природа наделила ребенка особыми анатомо-физиологическими и психо-эмоциональными задатками и усиленными нейронными полями [Савельев, 2015]. И получить исчерпывающую информацию об этом вряд ли возможно. Однако эмпирический опыт человечества однозначно говорит, что интерес ребенка к определенному виду человеческой деятельности, его успехи в этой деятельности, а также оригинальность, нестандартность продуктов, результатов этой деятельности, - маркер, сигнализирующий о наличии одаренности у ребенка именно в этой сфере деятельности. Именно к этой деятельности стоит приобщать ребенка, именно на базе этого вида деятельности он способен достичь наивысшего уровня развития, наиболее полно самореализоваться, в наибольшей степени быть полезным обществу и, следовательно, быть счастливым. Маркер «счастливый человек» и есть наивысший критерий состоявшейся, самореализованной личности, природные задатки и область применения которых были вовремя и правильно определены, успешно развиты и грамотно реализованы.

Литература:

1. Болотова А. К. Прикладная психология: учеб. для вузов. М.: Гардарики, 2006. 382 с.

2. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.

3. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: пособие для психологов и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 144 с.

4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР. 1996. 544 с.

5. Королева Н. В. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста // Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / под ред. Д. Б. Эльконин. М.: АПН РСФСР, 1957. С. 35-56.

6. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. I. 392 с.

7. Мазунова Л. К., Губайдуллин М. И. Онтология детской одаренности: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. 152 с.

8. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: ОНИКС 21 век; Мир и Образование, 2004. 900 с.

10. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. 400 с.

11. Савельев С. В. Церебральный сортинг. М.: ВЕДИ, 2016. 232 с.

12. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2005. 384 с.

13. Renzulli, J. S. The Three-Ring Conception of Giftedness: A Developmental Model for Creative Productivity. Conceptions of Giftedness, edited by R. J. Sternberg, J. E. Davidson. New York: Cambridge University Press, 2008. 490 p.

Mazunova L. K., Chernova A. R.

Bashkir State University, Ufa, Russia

DIAGNOSTIC ENVIRONMENT FOR ASSESSING A PRESCHOOLER TALENT POTENTIAL 1

The article describes the diagnostic laboratory environment as an optimization tool to determine a preschooler natural talent potential. The article's fundamental idea is to minimize the stress resulted from the child diagnostic procedure by arranging a specific diagnostic environment as close to the child natural environment as possible. It is achieved by dividing the diagnostic laboratory into seven + one zones according to seven basic human activities (seven zones according to A.I. Savenkov + one relaxation zone). Provision of children with the possibility to choose "their own" comfort zone and their choice of a zone to manipulate the "real" attributes of the activity they are interested in serves as a search signal of natural talents and natural inclinations of a child for a specific sphere of human activity.

Key words: preschooler, talent potential, diagnostic environment, zoning, diagnostic zone of intellectual potential, diagnostic zone of a child individual learning, motivation and need-oriented sphere, relaxation zone.

About the authors:

Mazunova Lidiya Konstantinovna, Doctor of Pedagogy, Professor in German and French Philology Department of Romance-Germanic Philology Faculty in Bashkir State University (Ufa); e-mail: lkmazunova@mail.ru;

Chernova Aida Railevna, Teacher-Psychologist, Officer of the International Laboratory Network with Distributed Participation "Diagnostics and Psychological and Pedagogical Natural Talent Support" (Ufa); e-mail: ariadna.ru@mail.ru.

References:

1. Bolotova, A. K. Applied Psychology: College Textbook. Moscow, 2006, 382 p.

2. Bowlby, J. Attachment. Moscow, 2003, 477 p.

3. Veraksa, A. N. Individual Psychological Diagnostics of 5-7 Year Old Children: Textbook for

Psychologists and Teachers. Moscow, 2014, 144 p.

4. Davydov, V. V. The Theory of Developmental Teaching. Moscow, 1996, 544 p.

5. Koroleva, N. V. "The Role of Games in Forming a Positive Attitude Towards Work in Older

Preschoolers." Psychological Issues of Games and Learning for Preschoolers, edited by

D. B. Elkonin. Moscow, 1957, pp. 35-56.

6. Leontyev, A. N. Selected Psychology Works: in 2 vol. Moscow, vol. I, 1983, 392 p.

1 The article was supported by the presidential grant for civil society development provided by the Presidential Grant Fund of the Russian Federation.

7. Mazunova, L. K., Gubaydullin, M. I. The Ontology of Talent in Children: Monograph. Ufa, 2017, 152 p.

8. Maklakov, A. G. General Psychology: College Textbook. Saint-Petersburg, 2008, 583 p.

9. Ozhegov, S. I. Dictionary of the Russian Language. Moscow, 2004, 900 p.

10. Savenkov, A. I. The Psychology of Talent in Children. Moscow, 2010, 400 p.

11. Savelyev, S. V. Cerebral Sorting. Moscow, 2016, 232 p.

12. Elkonin, D. B. Child Psychology. Moscow, 2005, 384 p.

13. Renzulli, J. S. The Three-Ring Conception of Giftedness: A Developmental Model for Creative Productivity, edited by R. J. Sternberg, J. E. Davidson. New York: Cambridge University Press, 2008, 490 p.

УДК 37.026:81'1

Утехина А. Н.

Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия

ПРОГРАММНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО И МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются результаты научно-исследовательской деятельности научной школы Института языка и литературы Удмуртского государственного университета «Иноязычное и межкультурное образование» как основополагающий фактор разработки магистерской программы «Дидактика межкультурной коммуникации».

В настоящее время требуется особое внимание со стороны общества к вопросам межнационального мира и духовного единства России. Необходимым условием достижения данной цели является создание эффективных образовательных практик по межкультурному обучению и воспитанию подрастающего поколения, а также продуктивное использование наукоемких и практико-ориентированных технологий в поликультурной образовательной среде. В этом актуальность рассматриваемого вопроса в данной статье.

Цель статьи - показать динамику развития научной школы в области иноязычного и межкультурного образования, направленного на выявление сходств и различий между нациями, осознание которых может стать ресурсом межнационального мира.

Описаны основные направления научно-исследовательской деятельности научной школы с конкретизацией защищенных диссертаций, опубликованных монографий, образовательных программ, учебных пособий. Определены методологические подходы к разработке программно-дидактического обеспечения современного иноязычного и межкультурного образования, акцентированы критерии отбора культуроведчески ценного содержания обучения учащихся разных возрастных групп. На основе общедидактических принципов выделены частнометодические принципы подготовки обучаемых, прежде всего студентов, описаны обоснованные и апробированные наукоемкие и практикоориентированные педагогические технологии (среди них информационно-стратегические и синергетические). Выделены компетенции и методики диагностирования динамики сформированности компетенций изучающих иностранные языки на разных этапах обучения. Определены виды профессиональной деятельности, которыми овладевают магистры, обучаясь по предлагаемой программе, и перспективы совершенствования профессиональной подготовки современного специалиста по межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: иноязычное и межкультурное образование, научная школа, программно-дидактическое обеспечение, магистерская программа.

Сведения об авторе: Утехина Алла Николаевна, доктор пед. наук, профессор, Институт языка и литературы, Удмуртский государственный университет (г. Ижевск); e-mail: utehina1@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.