Научная статья на тему 'Пространственная дифференциация песни зяблика Fringilla coelebs в условиях Московского мегаполиса'

Пространственная дифференциация песни зяблика Fringilla coelebs в условиях Московского мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространственная дифференциация песни зяблика Fringilla coelebs в условиях Московского мегаполиса»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2023, Том 32, Экспресс-выпуск 2368: 5339-5341

Пространственная дифференциация песни зяблика Fringilla coelebs в условиях Московского мегаполиса

И.В.Кисляков, В.В.Иваницкий

Второе издание. Первая публикация в 2016*

Зяблик Fringilla coelebs — удобный модельный объект для изучения процессов внутрипопуляционной и межпопуляционной дифференциации песни. Для этого вида характерна раздельная манера пения и ярко выраженная типологическая организация песни. Каждую отдельную (единичную) песню отличает чёткая структура: слоги константны по форме, одинаковые слоги следуют друг за другом, организуя так называемые фразы (Slater, Ince 1979, см. рисунок). Хорошо различаются стереотипные типы песен: от 1 до 5 в индивидуальном репертуаре, попу-ляционные репертуары включают десятки типов песен (Симкин 1983). Применительно к зяблику иногда употребляется понятие «вокального диалекта» как территориального комплекса типов песни (Яблоновская-Грищенко, Грищенко 2007), и некоторые работы подтверждают устойчивость выделяемых так или иначе комплексов. Для зяблика характерен высокий уровень филопатрии и гнездового консерватизма (Дольник 1982). В связи с этим представляет интерес изучение дифференциации популяционного репертуара зяблика в условиях крайне неравномерного, фрагментированного местообитания — системы городских парков.

' I ' ^ ' * i (j I

-illlul"Ч\k\ \/ С

Слог, состоит из «нот»

-» ........................>

CD о с;

о ü

О

Фразы Росчерк

Продолжительность около 2.5 с

Структура единичной песни зяблика ~¥пщШа coelebs

На 19 парковых территориях Москвы (всего в 22 точках) произведена запись песен зяблика с апреля по июнь 2015 года (частично в 2014 году) при помощи портативного цифрового диктофона МагаП^ PMD620 и конденсаторного микрофона-пушки Аudio-Technica ATR6550. Добивались записи не менее 20 особей с одной точки; всего в 2015 году записано 685 самцов (ещё 78 в 2014 году). В крупных парках

* Кисляков И.В., Иваницкий В.В. 2016. Пространственная дифференциация песни зяблика (FrmgiUa coelebs) в условиях Московского мегаполиса IIЛюбищевские чтения - 2016: Современные проблемы эволюции и экологии. Ульяновск: 364-367.

записи производились на удалённых окраинах. Для каждого самца мы стремились записать по крайней мере 2 идентифицируемых типа песни (смена напева легко распознается на слух). Такие записи получены для 444 самцов. В программе Syrinx 2.5 проанализированы вокальные сессии всех самцов, составлен каталог типов песен и слогов. Статистическая обработка проводилась в приложениях Exel и Past 3.10.

Преимущественно в пределах МКАД выявлено 42 типа песни и 70 типов составляющих их слогов (syllables). В отличие от других авторов (Астахова, Бёме 2010), мы не выделяли вариации (подтипы) внутри типов песен, ибо брали распространённый вариант за норму. Изменённую же песню выделяли в отдельный тип песни в том случае, если она становилась устойчивой у разных самцов на разных участках. Так, есть типы, различающиеся только характером росчерка.

Распределение типов песен по количеству исполнителей оказалось резко неравномерным: хорошо выделяются широко распространённые типы, общие для всех территорий (в среднем 73 исполнителя для каждого), небольшая промежуточная группа — в среднем 20 исполнителей на песню, и песни редкие, в том числе уникальные (исполнялись только одним самцом). Что касается разнообразия слогов, то их новые типы продолжали встречаться вплоть до записи последней новой песни. График распространённости слогов по песням в целом совпадает с графиком их распределения по количеству исполнителей, но большинство элементов встречается в репертуарах всех участков. Выявлено 20 (из 70) слогов, которые исполнялись только в одном типе песни, причём 12 из них — одиночные начальные слоги росчерка (предросчерк), это почти половина всех одиночных слогов каталога. Наиболее распространены концевые элементы росчерка, причём один — ситуативно может исполняться во всех 42 типах песни.

Матрица попарных сочетаний всех типов песен от 444 самцов значимо отличается от матрицы ожидаемых значений (F = 1.75 при P = 0.05 и числе степеней свободы 1763), рассчитанных из численного соотношения всех типов песен. Более высокая частота реализованных сочетаний говорит о фоновой кластеризации московской популяции по предпочтительным «местным» репертуарам. Представляется предпочтительным выявлять такую пространственную гетерогенность исходя именно из неоднородного разнообразия типов песен, а также слогов, входящих в их состав, то есть качественного разнообразия. Проводились и выборочные количественные измерения параметров песен, такие как измерения длины, частотного диапазона песни и длительности отдельных слогов, общих для типов песен с кардинально разной частотой встречаемости. Для всех типов определено количество фраз основной части и неповторяющихся слогов предросчерка-росчерка; об этом параметре можно говорить с уверенностью, а о предыдущих — экстраполируя, что каждому типу песни присущи специфические количественные особенности (чаще,

впрочем, слабовыраженные), вероятно, не связанные с частотой данной песни в популяции и сохраняющиеся на всех территориях исполнения.

Используя метод многомерного непараметрического шкалирования, получена графическая модель, позволяющая анализировать взаимное размещение группировок самцов в зависимости от степени сходства групповых репертуаров. Тем самым мы получили картину, на которой некоторые ближайшие точки записи (разные парки) действительно располагаются рядом, тогда как другие (особенно принадлежащие крупным паркам) показывают разброс, не соответствующий пространственной картине. По-видимому, мы таким образом наблюдаем противоборство двух тенденций: несомненный гнездовой консерватизм, приводящий к формированию устойчивых местных репертуаров, и приводящую к размыванию последних дисперсию молодых особей. Нуждается в проверке возможность большей специфичности репертуаров особо локальных, изолированных (в условиях города) местообитаний по сравнению с другими.

Литератур а

Астахова О.А., Бёме И.Р. 2010. Типологическая организация и микрогеографическая изменчивость песни зяблика (Fringilla coelebs L.) в популяции Куршской косы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 16. Биол. 2: 40-45. Дольник В.Р. (ред.) 1982. Популяционная экология зяблика. Л.: 1-302. Симкин Г.Н. 1983. Типологическая организация и популяционный филогенез песни у птиц

// Бюл. МОИП. Отд. биол. 88, 1: 15-28. Яблоновская-Грищенко Е.Д., Грищенко В.Н. 2007. Диалекты песни зяблика на территории лесной и лесостепной зон Украины и региона Украинских Карпат // Беркут 16, 1: 141155.

Slater P.J.B., Ince S.A. 1979. Cultural evolution in chaffinch song // Behaviour 71: 146-166.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2023, Том 32, Экспресс-выпуск 2368: 5341-5342

О гнездовой биологии ушастой совы Asio otus в Черновицкой области

Б.И.Годованец, И.В.Скильский

Второе издание. Первая публикация в 1991*

Основной материал собран в 1989-1990 годах.

Наиболее высокая плотность гнездования ушастой совы Asio otus зафиксирована в Прут-Днестровском междуречье (4-5 пар/км2). В предгорьях эта сова встречается немного реже (до 2-3 пар/км2). В Покутско-

* Годованец Б.И., Скильский И.В. 1991. О гнездовой биологии ушастой совы в Черновицкой области //Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 2, 1: 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.