Просроченная дебиторская задолженность страховых компаний: инструментарий и актуальные подходы реализации
А.В. Смирнов
генеральный директор группы компаний «Центр долгового управления», кандидат юридических наук (г. Москва)
Алексей Васильевич Смирнов, smirnov@gk-cdu.ru
Специфика и причины возникновения просроченной дебиторской задолженности
Зачастую просроченная дебиторская задолженность возникает у страховых компаний при реализации перешедших к страховщику после страховой выплаты по договорам имущественного страхования прав требования к лицу, ответственному за причинение убытков страхователю, долгов агентов по перечислению страховых взносов, задолженности страхователей при оплате страховых премий в рассрочку.
Не только небольшие, но и крупные страховые компании часто не уделяют надлежащего внимания проверке финансовой надежности и платежеспособности контрагентов при заключении новых договоров, а также обеспеченности долговых обязательств имуществом. Страховые компании, имеющие систему планового мониторинга, направленного на своевременное выявление признаков банкротства контрагентов по уже заключенным договорам, - редкое исключение.
На фоне ужесточения требований к финансовой надежности страховых компаний со стороны надзорных органов страховщики стали менять свое отношение к дебиторской задолженности, наличие которой даже для ТОП-50 становится непозволительной «роскошью». Просроченная дебиторская задолженность не может быть принята для покрытия страховых резервов, в отличие от «живых» денег она не способна приносить инвестиционный доход. В случае если агент страховой компании не передает получен-
ные от страхователей взносы страховой компании, страховщик все равно вынужден нести обязательства по договорам страхования, заключенным этим агентом.
Объем и динамика роста просроченной задолженности
Не секрет, что бум потребительского кредитования дал мощный импульс росту просрочек платежей и полному невозврату займов. По данным аналитического центра компании «Центр долгового управления» (далее - ЦДУ), общий объем просроченной задолженности на рынке ежегодно увеличивается на 50-60 процентов и в настоящее время составляет 1,5-2,5 процента от общего объема выданных кредитов. Более точную цифру назвать достаточно сложно, поскольку, например, банки весьма неохотно афишируют данные о своих потерях и просчетах.
Общий объем просроченной задолженности на страховом рынке также трудно оценить, но уже по причине того, что законодательство не обязывает страховщиков учитывать и опубликовывать сведения о такой задолженности.
Согласно статистике крупных страховщиков суброгационные долги составляют примерно 15-20 процентов от страховых выплат по имущественным видами страхования. Доля задолженности страхователей по оплате страховых взносов в каждой компании разная и зависит от политики страховщика по предоставлению рассрочек в оплате премий.
Задолженность агентов - физических лиц невысока, поскольку при присвоении денег
страховщика действия агентов можно квалифицировать как мошенничество, а это уже уголовные правоотношения. Доля задолженности агентов - юридических лиц также невысока, однако с такой задолженностью труднее всего бороться. Часто такие юридические лица заранее «подготавливаются» к выводу активов, но не в бюджет страховщика.
Виды долгов и методы работы с просроченной дебиторской задолженностью
Выделяют два вида массовых долгов -суброгация и дебиторская задолженность. Реализация права суброгации проводится комбинированными методами. Претензионная работа между страховщиками в рамках страхования каско и ОСАГО проводится, как правило, собственными силами страховщика, поскольку не требует высокой квалификации специалистов. Суброгаци-онные долги могут реализовываться как собственными силами страховщика, так и с привлечением к этой работе коллекторов. К этой группе суброгационных долгов относятся спорные суммы, не выплаченные в претензионном порядке страховщиком ОСАГО, долги физических и юридических лиц с сомнительным финансовым положением, суброгационные дела по иным договорам страхования, кроме Автокаско, регрессы по ОСАГО в случаях, предусмотренных законом.
Методы работы зависят от специфики долга. Может проводиться как претензионная, так и судебная работа. Страховые коллекторы используют последовательно четыре метода:
1) письменное уведомление должника с предложением добровольного погашения задолженности. Оно может быть представлено как на бумажном носителе, так и в виде СМС или пересылаться по электронной почте;
2) устное уведомление должника осуществляется, если письменное уведомление не принесло желаемого результата. Как правило, устное уведомление представляет собой телефонный звонок должнику;
3) выезд сотрудника страхового коллектора к месту жительства или работы должника
с целью установления факта реального пребывания должника по известным адресам;
4) так называемый «легал коллекшн» -возбуждение судебного процесса и проведение исполнительного производства.
Все четыре метода используются последовательно, как правило, только в отношении должников - физических лиц. Не секрет, что по сравнению со страховыми коллекторами страховые компании более ограничены в выборе методов работы с должниками. В связи с этим и эффективность этой работы, проводимой собственными силами страховщика по долгам физических лиц, гораздо меньше, чем у коллекторских агентств. Для компаний, осуществляющих работу по долгам физических лиц силами штатных сотрудников, эффективность не превышает 10 процентов, а часто и менее. Это значит, что из 100 рублей задолженности только от 2 до 6 рублей будет возвращено. А сколько еще затрат несет компания для получения этих денег?
С долгами страховщиков ОСАГО, необоснованно снизивших выплаты по су-брогационным требованиям своих коллег-страховщиков, эффективность работы гораздо выше. В первую очередь мы связываем это со стабильно прочным финансовым положением страховых компаний и с гарантиями финансовой устойчивости страховщиков ОСАГО, предоставляемых Законом № 40-ФЗ [1] и реализуемым через компенсационные выплаты Российского союза автостраховщиков.
Второй массовый вид долгов на страховом рынке - дебиторская задолженность страхователей по оплате страховых премий и взносов. И хотя просроченная задолженность не может быть использована страховщиками для покрытия страховых резервов, работой с такими долгами страховщики предпочитают заниматься самостоятельно, поскольку должники в таких случаях являются страхователями, то есть действующими клиентами страховщиков.
Остальные виды долгов, с которыми коллекторам приходится иметь дело, не являются массовыми, скорее, это исключение. Хотя все больше страховщиков к массовым долгам уже относят задолженность страхо-
вых агентов и брокеров по перечислению страховщику собранной страховой премии.
Перспективы развития сотрудничества коллекторов и финансовых институтов
Сотрудничество страховщиков с коллекторскими агентствами началось недавно, если сравнивать с банковским сектором. Тем не менее страховой рынок уже сформировал свои неписанные требования к сотрудничеству с коллекторскими агентствами, а именно:
1) эффективное построение суброгаци-онной работы должно повышать рентабельность автострахования на 12-15 процентов с учетом средств, затраченных на оплату услуг коллектора;
2) открытость коллектора должна позволить взыскать стоимость его услуг с недобросовестного должника, отказавшегося от погашения задолженности в добровольном порядке;
3) оплата услуг коллектора должна осуществляться по реально возвращенным долгам и без предоплаты (страховщики платят коллектору не за саму работу, а только за ее результат).
Наибольшую заин тересованн ость в услугах коллекторов проявляют компании с иностранным капиталом. Опыт работы западных компаний подтвердил на практике целесообразность сокращения издержек страховщиков, связанных с обслуживанием непрофильного бизнеса.
Число коллекторских агентств ежегодно растет. Сегодня только на рынке Москвы работают свыше 50 компаний, оказывающих коллекторские услуги. О популярности этого вида предпринимательской деятельности свидетельствует тот факт, что многие юридические фирмы и адвокатские коллегии стали именовать себя коллекторскими агентствами. Несмотря на это, лишь отдельные компании, действующие на коллекторском рынке, имеют практический опыт работы в сфере страховых споров (все-таки приоритетным направлением развития большинство коллекторов избрали банковский сектор). Как результат, по итогам 2010 года большинство коллекторов не сумело отработать долго-
вой портфель, полученный от страховщиков. Причина очевидна - некоторые коллекторы знают технологии работы с банковскими долгами, но не понимают специфику работы по задолженности страховщиков. Как уже упоминалось, банки обращаются к услугам коллекторов намного чаще, а значит, коллекторы работают с просроченной задолженностью на достаточно ранних сроках. В случае с банковскими долгами и работать проще - спор о наличии задолженности перед банком даже не возникает.
Отношение страховых компаний к проблемам просроченной задолженности совершенно противоположное, что является главной спецификой работы в этом сегменте и одновременно основной трудностью. Так, выбрав специализацией деятельности страховой рынок, ЦДУ сумела значительно повысить эффективность своей деятельности, нарастить необходимую инфраструктуру бизнеса. В 2010 году компания взыскала более 1,5 миллиарда рублей, что составляет около 60 процентов от многомиллиардного портфеля переданной в работу ЦДУ задолженности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об организации страхового дела в Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 : в редакции федеральных законов от 31.12.1997 № 157-ФЗ, от 20.11.1999 № 204-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-Ф3, от 25.04.2002 № 41-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 10.12.2003 № 172-ФЗ, от 20.07.2004 № 67-ФЗ, от 07.03.2005 № 12-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 21.07.2005 № 104-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.06.2004 № 57-ФЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ.
3. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ.
4. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) : Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ.