https://doi.orq/10.30853/filnauki.2018-8-1.22
Жаровская Елена Викторовна
ПРОСОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ МОЛОДЕЖИ
В статье приводится описание просодических особенностей молодежной речи, в которой наблюдаются такие явления, как усиление аффрикат, растягивание гласных, повышение или понижение интонации на определенных участках синтагмы. Анализ просодических характеристик речевого поведения молодежи Амурской области свидетельствует о намеренном удлинении конечных гласных в начале высказывания, ненормативном интонационном оформлении отдельных синтагм. Молодые люди не используют все просодическое богатство для выражения собственных мыслей, что указывает на монотонность, однообразие и неординарность речи. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/8-1/22.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 8(86). Ч. 1. C. 95-99. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/8-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 81'342 Дата поступления рукописи: 23.04.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-8-1.22
В статье приводится описание просодических особенностей молодежной речи, в которой наблюдаются такие явления, как усиление аффрикат, растягивание гласных, повышение или понижение интонации на определенных участках синтагмы. Анализ просодических характеристик речевого поведения молодежи Амурской области свидетельствует о намеренном удлинении конечных гласных в начале высказывания, ненормативном интонационном оформлении отдельных синтагм. Молодые люди не используют все просодическое богатство для выражения собственных мыслей, что указывает на монотонность, однообразие и неординарность речи.
Ключевые слова и фразы: язык молодежи; сохранение литературной нормы родного языка; частота основного тона; спонтанная молодежная речь; просодические особенности; орфоэпические нормы; интонационное оформление речи; ненормативное интонирование синтагм; коммуникативные неудачи; восходяще-нисходящее движение тона.
Жаровская Елена Викторовна, к. филол. н.
Амурский государственный университет, г. Благовещенск 554454@inbox. т
ПРОСОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ МОЛОДЕЖИ
Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью выявления просодических особенностей речевого поведения молодежи (на примере молодежи Амурской области) с целью проведения анализа речи и оказания помощи в адаптации после поступления в высшие учебные заведения. Кроме того, остроту исследовательской работе придает его ориентированность на сохранение литературной нормы родного языка, что имеет не только научное, но и общественное значение. Понятие «норма» распространяется на все уровни литературного языка. Орфоэпические нормы, которые подразделяются на фонетические (нормы произнесения слов и словосочетаний) и просодические (нормы построения интонации) предполагают правильное произношение слов, верное интонационное оформление речи, что служит важным признаком речевой культуры [5].
Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней рассматриваются особые просодические явления, характерные для речи молодежи, мелодические отклонения от орфоэпической нормы, которые способствуют созданию особого пласта языка, непонятного другим слоям общества. Цель исследования - изучить все просодические некодифицированные особенности молодежной речи и определить место речи молодежи в системе языка.
Речь молодежи представляет собой интересное лингвистическое явление и имеет определенные интонационные особенности, особую акцентуацию. Работ, направленных на изучение мелодики молодежной речи, не много, однако многие ученые в последнее время все чаще начинают задумываться о том, что спонтанная молодежная речь имеет ряд особенностей, в том числе просодических, и занимает особый пласт речи.
Среди просодических особенностей речи молодежи отмечают усиление аффрикат, растягивание гласных, повышение или понижение интонации на определенных участках синтагмы.
Н. В. Вольской отмечаются такие сегментные особенности, как «нарушение степени редукции предударных гласных (чрезмерное растягивание и реализация более открытых аллофонов), изменение свойств ударных гласных (ослабление степени лабиализации)...» [2, с. 85-86].
Проводимые исследования разговорной речи молодежи показывают, что отступления от нормативных «эталонных» вариантов интонационных моделей становятся весьма распространенным явлением [Там же, с. 86]. Формируется особый молодежный стандарт речи, который с каждым годом меняется или дополняется. Причем в речи молодых людей изменения происходят быстрее, чем у людей старшего возраста. Модели, используемые молодежью несколько лет назад, считаются устаревшими и могут вызывать даже насмешки сверстников. Изменения происходят не только на лексическом уровне, но и на сегментном и суперсегментном. Если лексические изменения можно соотнести с жаргонизмами, то интонационные не находят никаких лингвистических сравнений, а скорее, наоборот, воспринимаются как неправильные и ненормативные.
Молодежный период - это период осмысления своей роли в жизни, своего статуса, размышления о будущей профессии. Специфика начального этапа взросления состоит в том, чтобы перейти из подросткового возраста к взрослой жизни, изменив ряд сложившихся манер и принципов, и это отражается на многих аспектах поведения молодого человека, а также является причиной его специфического языкового поведения. В последние годы мы чаще отмечаем, что молодежь в некоторой степени нарушает постепенное приближение к орфоэпической норме [8, с. 33].
Психологи объясняют это тем, что человек начинает самостоятельную жизнь, пытается найти свое место в обществе, построить отношения с другими людьми, стать самостоятельной личностью, которая имеет представления о своей значимости и принадлежности. На основе этих взглядов складываются модели поведения молодых людей. Выражение личности происходит посредством общения, в котором речь выступает основным средством самовыражения, ее содержание и стилевые особенности создают у слушающего человека психологический портрет говорящего [9, с. 57-58].
Язык молодежи - это одно из средств идентификации, по которым можно распознать «своих». Он становится так называемым «нашим кодом», противопоставляемым «их коду», то есть нормативному языку [1, с. 122].
Наиболее интересным для изучения, на наш взгляд, является студенческий возраст. На этом этапе жизни молодые люди, вживаясь в новую среду, стараясь произвести лучшее впечатление, используют своеобразные речевые приемы в общении.
Речевой контакт молодежи 18-20 лет все больше привлекает исследователей своей неординарностью, наличием лексических, грамматических и просодических отклонений. Причем речь молодежи является особым феноменом и заслуживает детального изучения не только в русскоязычном обществе, но и в других странах.
Ученые, исследовавшие речь молодых людей студенческого возраста в русском, испанском, английском языках, отмечают наличие ряда просодических особенностей. Например, в речи молодых носителей русского языка во многих случаях при реализации интонации незавершенности и общего вопроса мелодический пик вынесен за пределы синтагматически ударного слога, на следующий безударный (поздний тайминг) (Рис. 2), что ставит вопрос об определении интонационного центра; несовпадение лексических и мелодических акцентов как признаков ударности; изменения частоты основного тона; несовпадения лексических и мелодических акцентов [2, с. 86-87].
В других языках также отмечаются отступления от нормативных «эталонных» просодических вариантов. В речи молодых людей Испании выявлено незначительное количество случаев выпадения начальных и конечных звуков в ряде слов; отсутствие [d] в интервокальной позиции в причастиях; перенос ударения, усечения и др. [6, с. 12].
В молодежной речи британцев выявлены следующие особенности: превалируют простые терминальные тоны - ровный и восходящий, мужчины употребляют ровный тон несколько чаще, чем женщины; почти не присутствует нисходящее завершение, ровные и восходящие тоны более характерны для речи студентов; употребление сложных терминальных тонов, не характерных для молодежной речи; диапазон голоса молодежной группы узкий, при этом в женской речи шире, чем в мужской [4, c. 34-35].
Во французском языке также отмечают стремление молодежи к экономии языковых средств, что просматривается в фонетическом искажении словарных единиц. Это нейтрализация и частое выпадение звуков для ускорения речи и быстрой реакции [1, с. 123].
Помимо изучения межъязыковых фонетических особенностей, интересным представляется рассмотреть региональные различия молодежной речи. Данные варианты часто характеризуются отличиями на всех уровнях языка, прежде всего, на фонетическом и лексическом. Причинами появления региональных отличительных черт являются особенности диалектной основы региона, наличие межъязыковых контактов с иноязычным окружением, существование в изоляции от основного этнического массива русских, особенности исторического, экономического и социального характера и т.д. [7, с. 21]. Поэтому интересной и важной задачей для нас как жителей Амурской области представляется изучение просодических особенностей речевого поведения молодежи нашего региона. С этой целью были сделаны записи речи студентов первого курса Амурского государственного университета г. Благовещенска, которым был задан вопрос о том, нравится ли им учиться в университете и почему.
Материалом исследования послужили спонтанные монологические высказывания в исполнении 15 студентов разных факультетов в возрасте 18-20 лет. Записи были отсегментированы и проанализированы в программе Praat version 6.0.13.
В рамках данной статьи рассмотрим записи одного информанта из г. Благовещенска. В ходе слухового анализа отмечается несвойственная нормативной речи акцентуация и ритмическая структура. Прослеживается намеренное удлинение конечных гласных в начале высказывания.
В результате проведенного анализа мы установили следующие изменения в области мелодики. В словах «учебу» (Рис. 1) и «школе» (Рис. 2) конечные фонемы произносятся с длительностью около 0,8 мс.
На Рисунке 1 изображена осциллограмма слова «учебу», полученная с помощью программы Praat. Частота основного тона (ЧОТ) ударного слога - 119 Гц, ЧОТ звука /u/ - 110 Гц, то есть примерно равная ЧОТ ударного слога. Длительность всего слова - 0,6 мс, длительность звука /u/ - 0,4 мс.
200-1-:-:-:-:-:-:-:-:-:-
1.687
2.625
Time (s)
Рисунок 1. Осциллограмма слова «учебу»
Представленная фраза находится в терминальной части синтагмы «Ну если сравнивать учебу в школе, АмГУ» и демонстрирует нисходящее движение мелодического контура. Длительность всей синтагмы равна 3,4 мс, ЧОТ в пределах от 135 Гц (на ударном слоге слова «если») до 119 Гц.
200-,-;-;-;-;-;-;-;-;-;-
0-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-
2.344 3.281
Time (s)
Рисунок 2. Осциллограмма слов «в школе»
На Рисунке 2 отмечается нисходящее движение контура в предтерминальной части синтагмы с ЧОТ от 115 до 95 Гц. Длительность слова - 0,8 мс. То есть на два слова приходится 1,4 мс, что составляет половину длительности всей синтагмы «Ну если сравнивать учебу в школе, АмГУ», что может свидетельствовать о том, что информант использует данные приемы для размышления, поиска информации, но, в отличие от зрелого человека, не заполняет паузы мычаниями и согласными, а продляет гласные в важных словах. И даже если бы инициальные слова оканчивались на согласные звуки, то, скорее всего, информантом просодически выделялись бы гласные, так как данный прием является более распространенным среди молодежи и отмечается также у других информантов.
Слово «самостоятельный» повторяется диктором 4 раза в течение 1 минуты и несет важную для него информацию. Отмечается повышение ЧОТ (до 119 Гц) и удлинение фонемы /ja/ (до 0,17 мс), что может свидетельствовать о том, что диктор придает особую значимость его семантике в своем высказывании, а также следует своего рода молодежной моде удлинять гласные в значимых словах (Рис. 3).
200-,-;-;-;-;-;-;-;-;-;-
0-1-
7.359
8.297
Time (s)
Рисунок 3. Осциллограмма слова «самостоятельным»
Следующей особенностью, выявленной в речи молодого человека из г. Благовещенска, является сокращение согласных звуков и срединных гласных, сильная редукция фонем Л/, /V/, а также некоторые лексические приемы, например, частое употребление слова «получается» в местах, где оно не несет никакой информации и логически не связано с представленным сообщением.
Помимо перечисленных особенностей, отмечается ненормативное интонирование некоторых синтагм, что ведет к сложному восприятию речи. На Рисунке 4 представлена фраза «Ходишь на пары, этого никто не контролирует», которая произнесена как одна синтагма, с одинаковой мелодикой, без паузы, что затрудняет ее восприятие.
На Рисунке 4 наблюдается восходяще-нисходящее движение тона на первом слове, ровное движение в предтерминальной части и восходяще-нисходящее движение контура в терминальной части синтагмы с ЧОТ от 115 до 95 Гц. Длительность слова - 0,8 мс.
Изученные особенности речи одного информанта уже могут свидетельствовать о том, что молодые люди в возрасте 18-20 лет не используют все просодическое богатство для выражения собственных мыслей, не могут употреблять сложные терминальные тоны и говорят в узком диапазоне голоса, что свидетельствует
о монотонности, однообразии и неординарности речи. Однако такие особенности являются приемлемыми для молодежи возраста 18-20 лет и становятся общераспространенным явлением.
200-1-:-:-:-:-:-:-:-:-:-
0-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-
12.21 14.06
Time (s)
Рисунок 4. Осциллограмма фразы «Ходишь на пары, этого никто не контролирует»
Учитывая тот факт, что молодежный социум сосуществует с другими социумами, любые отклонения воспринимаются как неправильные, ненормативные и приводят к коммуникативным неудачам, неловким или неприятным ситуациям, к коммуникативному конфликту поколений. Для того и разработаны орфоэпические нормы, чтобы люди понимали друг друга, говорили ясно и отчетливо, в умеренном темпе, верно расставляли словесное и логическое ударение, соблюдали правильное паузирование.
Однако сами представители молодежной возрастной группы в начале студенчества не считают свою речь ненормированной. Наоборот, общение на правильном, эталонном языке в пределах молодежной группы воспринимается как не соответствующее нормам и правилам молодежного общества. Однако по мере взросления их речь становится более правильной, и они оканчивают университет и выходят в сферу профессиональной деятельности с грамотной нормированной речью, избавляясь от тех явлений, которые когда-то казались им модными и общепринятыми.
Исследования речи молодежи Амурской области находятся на начальном этапе, и поэтому выводы не являются окончательными, а в дальнейшем могут быть дополнены новыми фактами. Планируется изучить полученный материал из всех городов и поселков области и провести сравнительный анализ просодических характеристик речи, детально рассмотреть мелодические контуры, которые несут информацию об эмоциональном состоянии, особенностях и намерениях говорящего [3, с. 114].
Однако на данном этапе исследования можно сделать следующие заключения:
1) речи амурской молодежи присуща ненормативная акцентуация и своеобразная ритмическая структура;
2) молодые люди намеренно удлиняют конечные гласные в значимых словах;
3) темп речи молодежи ускоренный, с растяжками гласных;
4) наблюдается сильная редукция в сложных словах (например, «контролирует»);
5) присутствует растягивание звука [ja];
6) молодежь чаще использует ровный тон и не демонстрирует умение мелодически правильно оформлять речь.
Список источников
1. Аминова Л. В. Особенности устной и письменной речи французской молодежи // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 1. С. 122-125.
2. Вольская Н. Б. Интонация и языковой контакт: прагматический аспект внутри- и межъязыковой интерференции // XLII Международная филологическая конференция: избранные труды. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. C. 85-92.
3. Жаровская Е. В. Характеристика элементов мелодического рисунка речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7 (73). Ч. 3. С. 112-114.
4. Ладыженская С. Ю. Мелодические особенности молодежной речи в гендерном аспекте // Научный вестник Международного гуманитарного университета. Серия «Филология». 2016. Т. 2. № 20. С. 33-35.
5. Норма языковая [Электронный ресурс] // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. URL: http://niv.ru/ doc/dictionary/russian-humanitarian/articles/280/norma-yazykovaya.htm (дата обращения: 08.05.2018).
6. Овчинникова А. В. Социолингвистические аспекты изучения речи испанской молодежи: автореф. дисс. ... к. филол. н. М., 2011. 24 с.
7. Оглезнева Е. А. Дальневосточный региолект русского языка как региональный вариант русского национального языка // Слово: фольклорно-диалектологический альманах. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2013. № 10. С. 20-37.
8. Шевченко Т. И. Коммуникативные функции социальной вариативности интонации (экспериментально-теоретическое исследование на материале английского языка): автореф. дисс. ... д. филол. н. М., 1990. 48 с.
9. Шкуратова И. П. Речь как средство самовыражения личности // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. № 7/2. С. 57-60.
PROSODIC FEATURES OF YOUTH'S SPEECH
Zharovskaya Elena Viktorovna, Ph. D. in Philology Amur State University, Blagoveshchensk 554454@inbox. ru
The article describes the prosodie features of youth's speech: affricates strengthening, vowels stretching, ascending and descending intonation in certain areas of the syntagma. The prosodic features of the speech behavior of the Amur region youth indicate the intentional lengthening of final vowels at the beginning of the utterance, the non-normative intonation design of some syntagmas. Young people do not use all the prosodic richness to express their own thoughts, which is the evidence of monotony, sameness and uniqueness of speech.
Key words and phrases: youth's language; preservation of native language literary norm; frequency of fundamental tone; spontaneous youth's speech; prosodic features; orthoepic norms; intonation of speech; non-normative intonation of syntagmas; communicative failures; ascending-descending tone movement.
УДК 81-13 Дата поступления рукописи: 07.05.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-8-1.23
Данная статья посвящена манипулятивной стратегии на понижение в британских СМИ, поскольку СМИ являются главным коммуникативным пространством, в котором присутствует речевое манипулирование. Хотя они и не являются исключительной сферой применения речевого манипулирования, но по количеству единовременных реципиентов того или иного вида речевого воздействия они оставляют далеко позади любые другие области функционирования информации. В работе рассмотрены основные тактики стратегии на понижение: обвинения, безличного обвинения, обличения, оскорбления и угрозы. Тактики подкреплены примерами, взятыми из британских изданий "The Independent" и "The Guardian". Общая тема статей для анализа - отношение Великобритании к России.
Ключевые слова и фразы: манипуляция; стратегия; тактика; британская пресса; политика.
Зюбина Ирина Анатольевна, к. филол. н., доцент Кумпан Наталья Александровна Иванова Анастасия Андреевна
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону [email protected]; [email protected]; [email protected]
МАНИПУЛЯТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ НА ПОНИЖЕНИЕ
В современный период глобализации человек погружается в информационную среду, которая во многом формируется при помощи средств массовой коммуникации, где наблюдаются снижение уровня речевой культуры и процесс вульгаризации текстового материала. Это является результатом агрессивности общественного сознания и ведет к попыткам манипулирования обществом [3-5; 12]. В газетных текстах адресант старается внушить адресату свою точку зрения, навязать информацию сквозь призму своего собственного сознания. Несмотря на существующее скептическое отношение некоторых людей к возможности попадания под влияние манипуляторов рано или поздно практически все становятся жертвами манипулятивного воздействия, если они смотрят телевидение или читают газеты. Вольно или невольно люди становятся причастными к манипулятивному политическому дискурсу.
Всё вышесказанное определяет актуальность исследования стратегий и тактик, в частности стратегии на понижение, речевого поведения журналиста в современном политическом пространстве. Актуальность исследования определяется неоднократным обращением лингвистов к проблемам языкового манипулирования в сфере политической коммуникации. Более того, возросший интерес к изучению речевого воздействия связан с возможным осознанием присутствия фактора манипулирования, и поэтому существует естественная потребность в разработке способов защиты от этого воздействия.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые реализованы поэтапное комплексное исследование и целостное системное описание коммуникативной стратегии на понижение в британском политическом дискурсе.
Целью данного исследования является анализ особенностей коммуникативного поведения британских журналистов в политическом дискурсе на основании выявления специфики их коммуникативного взаимодействия с адресатами по коммуникативной стратегии на понижение. Указанная цель предполагает решение следующих основных исследовательских задач:
- установить сущность манипулятивного воздействия в британском политическом пространстве;