Научная статья на тему 'Повышение тона голоса как способ привлечения внимания пассажиров в информационных устных объявлениях'

Повышение тона голоса как способ привлечения внимания пассажиров в информационных устных объявлениях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
414
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЯВЛЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ МЕЛОДИКА / ТЕКСТ / МЕЛОДИЧЕСКИЙ КОНТУР / ИНТОНАЦИОННАЯ НОРМА / ПРОСОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПОВЫШЕНИЕ ТОНА / ANNOUNCEMENT / SPEECH MELODICS / TEXT / MELODIC CONTOUR / INTONATION NORM / PROSODIC MEANS / TONE ELEVATING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жаровская Елена Викторовна

В статье рассматривается мелодика информационных объявлений на примере сообщения в аэропорту. Отмечается, что в текстах данного жанра часто используется восходящий тон как прием привлечения внимания пассажиров, который не может быть связан с эмоциональным состоянием диктора. С использованием программы Praat была проанализирована запись информационного объявления, рассмотрены мелодические контуры, частота основного тона (ЧОТ), интенсивность важных участков текста и сделан вывод о том, что повышение основного тона задается специально для эффективного воздействия на пассажира с целью привлечения внимания неординарностью речи. Риторическая функция этой техники очевидна: диктор указывает на незавершенность текста, мобилизуя внимание слушающего на его продолжение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEVATING VOICE TONE AS A WAY OF ATTRACTING PASSENGERS’ ATTENTION IN ORAL INFORMATION ANNOUNCEMENTS

The article considers the melodics of information announcements by the example of messages at the airport. It is noted that in the texts of this genre an ascending tone is often used as a means of attracting passengers’ attention, which cannot be related to the emotional state of the announcer. With the use of the Praat program the recording of the information announcement is analyzed, melodic contours, the frequency of the main tone, the intensity of the important parts of the text are analyzed as well, and a conclusion is made that the elevating of the main tone is set specially for the effective impact on a passenger in order to attract attention by the eccentricity of speech. The rhetorical function of this technique is obvious: the announcer indicates the incompleteness of the text, mobilizing the listener’s attention to its continuation.

Текст научной работы на тему «Повышение тона голоса как способ привлечения внимания пассажиров в информационных устных объявлениях»

Жаровская Елена Викторовна

ПОВЫШЕНИЕ ТОНА ГОЛОСА КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ПАССАЖИРОВ В

ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ

В статье рассматривается мелодика информационных объявлений на примере сообщения в аэропорту. Отмечается, что в текстах данного жанра часто используется восходящий тон как прием привлечения внимания пассажиров, который не может быть связан с эмоциональным состоянием диктора. С использованием программы Praat была проанализирована запись информационного объявления, рассмотрены мелодические контуры, частота основного тона (ЧОТ), интенсивность важных участков текста и сделан вывод о том, что повышение основного тона задается специально для эффективного воздействия на пассажира с целью привлечения внимания неординарностью речи. Риторическая функция этой техники очевидна: диктор указывает на незавершенность текста, мобилизуя внимание слушающего на его продолжение. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/4-2/29.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 4(70): в 2-х ч. Ч. 2. C. 103-106. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/4-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 81'373

В статье рассматривается мелодика информационных объявлений на примере сообщения в аэропорту. Отмечается, что в текстах данного жанра часто используется восходящий тон как прием привлечения внимания пассажиров, который не может быть связан с эмоциональным состоянием диктора. С использованием программы Ргаа была проанализирована запись информационного объявления, рассмотрены мелодические контуры, частота основного тона (ЧОТ), интенсивность важных участков текста и сделан вывод о том, что повышение основного тона задается специально для эффективного воздействия на пассажира с целью привлечения внимания неординарностью речи. Риторическая функция этой техники очевидна: диктор указывает на незавершенность текста, мобилизуя внимание слушающего на его продолжение.

Ключевые слова и фразы: объявление; речевая мелодика; текст; мелодический контур; интонационная норма; просодические средства; повышение тона.

Жаровская Елена Викторовна, к. филол. н.

Амурский государственный университет, г. Благовещенск 554454@inbox.ru

ПОВЫШЕНИЕ ТОНА ГОЛОСА КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ПАССАЖИРОВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ

В настоящее время много исследований посвящено рекламной коммуникации, но недостаточно работ, направленных на изучение информационных сообщений, которые так же, как и рекламные, создаются с целью запланированного воздействия на адресата. Среди них особое место занимают голосовые объявления на железнодорожных и авиавокзалах, цель которых - донести до пассажиров информацию о прибытии, задержке, вылете рейса, посадке на рейс, на поезд и т.д.

Известно, что большинство сообщений генерируются автоматически, но многие нестандартные объявления создаются спонтанно и звучат вживую. Цель данной статьи рассмотреть, какие фонетические приемы используются в речи такого жанра и какова их семантическая роль.

Объявление - это особый жанр речи, в котором адресант стремится передать адресату необходимую информацию для выбора соответствующего поведения в настоящем или будущем в соответствии с определенными обстоятельствами. Объявление в аэропорту и т.п. может быть осуществлено посредством ряда речевых действий (сообщение, предупреждение, совет, просьба), цель которых - сообщить информацию и оказать нужное влияние на адресата.

Уже около восьми лет большая часть аэропортов транслирует информационные сообщения специальной системой автоматических объявлений (САО). Система генерирует звуковые сообщения и транслирует их в залах пассажирского терминала. Звуковая база представлена набором предварительно записанных и обработанных (подготовленных к компиляции) фрагментов фраз, из которых создаются готовые речевые объявления. Компилятор для каждого языка реализует грамматические правила для содействия процессу компиляции. Учитываются также правила интонационного оформления речи.

Речь звучит мелодично, последовательно, выразительно. Автоматическое объявление мало отличается от «живого», так как оно создается на основе начитанных слов, но в нем прослеживается значительная тоновая вариативность, на слух не соответствующая интонационным нормам.

Интонационная норма - это правила и способы использования просодических единиц, выражающих коммуникативное значение высказывания. Интонационную норму можно представить в виде набора просодических признаков, выраженного в статистических пропорциях, а также в виде границ вариативности просодических единиц. Главной функцией интонационной нормы является обеспечение эффективности общения. Нарушение интонационной нормы влечет за собой возникновение помех в осуществлении процесса общения и передачи информации [3, с. 3].

Одним из важнейших просодических средств воздействия на адресата исследователи единодушно считают акцентуацию принципиально значимых слов. Говорящий сознательно выделяет самые значимые с позиции коммуникативной установки слова в сообщении, чтобы не только передать смысловое содержание более точно, но и повлиять на восприятие текста [1, с. 42].

Согласно утверждению С. В. Кодзасова, «риторическая функция этой техники очевидна: диктор указывает на незавершенность текста, мобилизуя внимание слушающего на его продолжение» [2, с. 208].

Для подтверждения вышеизложенного рассмотрим интонационные рисунки одного автоматического объявления диктора аэропорта.

На Рисунке 1 представлен восходяще-нисходящий интонационный контур фразы «Пассажиров, вылетающих рейсом семнадцать тринадцать...» волнистой конфигурации. ЧОТ на данном участке текста варьирует от 170 до 350 Ш, значительно увеличиваются ее значения на слове «семнадцать». Объем интервала составляет 2,4 полутонов, что соответствует стандартной дикторской интонации. Контур располагается в пределах одного полутона с резким повышением до трех полутонов на слове «семнадцать». Данный участок контура является начальным, и ЧОТ на протяжении всей синтагмы высокая - в пределах 300 Ш, с резким увеличением значений на произнесении номера рейса: до 350 Н на первой цифре и 301 Н - на второй. Интенсивность на данном участке - от 71 до 80 dB. Наибольшие ее значения зафиксированы на слове «тринадцать».

0.8798

0.4 0.5 0.6 Time (s)

5.075

Рис. 1. Пассажиров, вылетающих рейсом семнадцать тринадцать...

На Рисунке 2 представлен нисходяще-восходящий интонационный контур фразы «Авиакомпании Аэрофлот Российские авиалинии...» дугообразной конфигурации с понижением к концу контура. ЧОТ варьирует от 232 до 303 №. С максимумом на слове «Аэрофлот». Объем интервала составляет около пятнадцати полутонов, что в разговорной речи можно было бы отнести к эмоциональной интонации. Отмечается резкий подъем тона на слове «Аэрофлот».

30-гг 1412-

-4- \...............\...............i...............\...............\...............\...............\...............\...............\...............\...............\...............\...............\...............\........

-M-li-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i-

5ЛЯ 6.8 6.9 7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 7.9 8 8.507

Time (s)

Рис. 2. Авиакомпании Аэрофлот Российские авиалинии...

На Рисунке 3 представлен нисходяще-восходящий интонационный контур фразы «Хабаровск -Москва.», который является продолжением предыдущего рисунка. Максимальное значение ЧОТ - 295 на слове «Хабаровск», небольшое понижение до 231 Н на слове «Москва». Объем интервала составляет около двенадцати полутонов, что также в разговорной речи символизирует эмоциональную интонацию.

30-г^-;-;-;-;-;-;-;-;-;-;-;-;-;-;-;-;—

14-.................

12- ;;;;;;;;;;;;;;; ;

1 10"

2 8

8 6- !!!!!!!!!!!! М ! ! !

| 0* -2-4" !!!!!!!!!!!!!!! !

-И-1-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i—

8.516 2.7 2.8 2.9 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 4 4.1 4.2 10

Time (s)

Рис. 3. Хабаровск - Москва

На Рисунке 4 изображен нисходяще-восходящий интонационный контур фразы «Аэропорт Шереметьево.», имеющий ровное начало и вогнутую конфигурацию. Значения ЧОТ на данном участке составляют 248 Н на слове «аэропорт» и 177 Н на слове «Шереметьево». Объем интервала составляет около двенадцати полутонов, что совпадает с эмоциональной разговорной речью.

На Рисунке 5 представлен интонационный контур фразы «Не явившихся на посадку.». Значения ЧОТ варьируют от 263 до 285 №. Максимум зафиксирован на слове «не явившихся». Объем интервала составляет около двенадцати полутонов. Направление - восходяще-нисходящее.

30 14121086420-2-4-

9.597 10.1 10.2 10.3 10.4 10.5 10.6 10.7 10.8

Time (s)

10.9 11 11.1 11.2 11.3 11.4 11.5

Рис. 4. Аэропорт Шереметьево.

1412-ю-86420-2-4-

11.5311.6 11.7 11.8 11.9 12 12.1 12.2 12.3 12.4 12.5 12.6 12.7 12.8 12.9 13 13.1 13.2 1313.33

Time (s)

Рис. 5. Не явившихся на посадку...

На Рисунке 6 представлен интонационный контур фразы «Срочно приглашают в зал вылета.», который является завершающим этапом текста. Максимумы ЧОТ отмечаются на словах: «приглашают» - 277 Ш, «срочно» - 274 №. Объем интервала - около 12 полутонов.

30-г 1412-

-2- !!!! !!!!!!!! !

-4" !!!!!!!!!!! !

-1S-I-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i-i—

13.41 6.8 6.9 7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 7.9 815.59

Time (s)

Рис. 6. Срочно приглашают в зал вылета...

Анализ графиков показывает, что резкий подъем основного тона наблюдается в словах «семнадцать», «тринадцать», «Аэрофлот», «Хабаровск», «срочно», «приглашают». ЧОТ в этих словах увеличивается на 50-60 Hz. Однако интенсивность на протяжении всего текста объявления сохраняется примерно одинаковая - от 70 до 80 dB.

Сравнив полученные данные, можно прийти к выводу, что изученный прием привлечения внимания пассажиров не может быть связан с эмоциональным состоянием диктора, поскольку повышения тона происходят более резко и значительно, с последующим возвращением к первоначально заданной тональности. Как правило, в эмоциональной речи повышение тона более плавное. В объявлении же повышение тона резкое, с высоким значением на значимых словах. Такой прием не случайный и используется для эффективного воздействия на пассажира с целью привлечения внимания неординарностью речи, так как все погрешности, в случае необходимости, могли бы быть отредактированы современными системами подачи сообщений. Это своего рода встроенные команды, которые привлекают внимание путем интонационного выделения определенных слов или фраз. И в том случае, если пассажир случайно не расслышал всего объявления, нужные слова отложатся в его подсознании.

Таким образом, повышение тона в объявлениях является сознательным приемом звукового раздражения и используется для активизации непроизвольного внимания.

Список источников

1. Демина М. А. Просодические средства воздействия в речи дикторов информационных программ // Фонетико-фонологические аспекты дискурса. Серия «Языкознание». М.: Изд-во Моск. лингв. ун-та, 2013. Вып. 1 (661). С. 41-50.

2. Кодзасов С. В., Архипов А. В., Захаров Л. М., Кривнова О. Ф. База данных «Интонация русских информационных текстов» // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Диалог 2008: труды Международной конференции. М.: ИППИ РАН, 2008. Вып. 7 (14). С. 206-209.

3. Ненашева Ю. А. Кодификация фонетической нормы в интонационном контуре нейтральных высказываний в современном английском языке (экспериментально-фонетическое исследование): автореф. дисс. ... к. филол. н. Нижний Новгород, 2007. 23 с.

ELEVATING VOICE TONE AS A WAY OF ATTRACTING PASSENGERS' ATTENTION IN ORAL INFORMATION ANNOUNCEMENTS

Zharovskaya Elena Viktorovna, Ph. D. in Philology Amur State University, Blagoveshchensk 554454@inbox. ru

The article considers the melodies of information announcements by the example of messages at the airport. It is noted that in the texts of this genre an ascending tone is often used as a means of attracting passengers' attention, which cannot be related to the emotional state of the announcer. With the use of the Praat program the recording of the information announcement is analyzed, melodic contours, the frequency of the main tone, the intensity of the important parts of the text are analyzed as well, and a conclusion is made that the elevating of the main tone is set specially for the effective impact on a passenger in order to attract attention by the eccentricity of speech. The rhetorical function of this technique is obvious: the announcer indicates the incompleteness of the text, mobilizing the listener's attention to its continuation.

Key words and phrases: announcement; speech melodics; text; melodic contour; intonation norm; prosodic means; tone elevating.

УДК 81.1; 008:361

В рамках данного материала рассматриваются основные механизмы смены статуса когнитивно-прагматической программы (КПП), выступающей в качестве ментально-когнитивной связки между сознанием, мышлением, интеллектом и эмоциональным интеллектом личности. В полидискурсивном пространстве субъективированной реальности формируется два основных типа когнитивных подсистем: а) подсистема метанарративных (универсальных), инвариантных КПП; б) подсистема «производных» КПП. В процессе развития КПП могут изменять свой когнитивный статус. Этот непрерывный, полициклический процесс включает в себя несколько этапов: зарождение КПП; моделирование основных подсистем КПП; передача КПП субъекту-интерпретатору; освоение, «когнитивная перекодировка» КПП; первичная стадия перехода КПП в статус метанарративных (универсальных) когнитивных систем; переход базовой КПП в статус метанарративной когнитивной системы; формирование на базе метанарративной когнитивной системы одной / целого комплекса «производных» КПП.

Ключевые слова и фразы: метанаррация; когнитивное сознание; субъект-источник; субъект-интерпретатор; синтетическая языковая личность (СЯЛ); когнитивно-прагматическая программа (КПП).

Иванов Дмитрий Игоревич, к. филол. н., доцент

Гуандунский университет международных исследований, Китайская народная республика

Ивановский государственный университет

Ivan610@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАНАРРАТИВНОЙ КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СИНТЕТИЧЕСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Одним из центральных вопросов современной гуманитарной науки является многоаспектная проблема поиска целостного, комплексного подхода к описанию различных этапов эволюции когнитивного сознания субъекта, которое понимается нами как ментальная, «сверхъязыковая» (несводимая к языковому сознанию, но им овнешненная), когнитивно-прагматическая, многоуровневая поликомпонентная метаструктура психики, синтезирующая в себе чувственно-аналитические формы восприятия, обработки и дешифровки информационных кодов разных типов, формирующаяся на базе взаимодействия собственно сознания, мышления, интеллекта, эмоционального интеллекта, языкового сознания и сознания коммуникативного.

Безусловно, ответить на этот вопрос можно только через понимание: а) специфики протекания внутренних процессов когнитивного роста личности; б) механизмов и принципов систематизации различных когнитивных стратегий развития и саморазвития субъектных модальностей (субъект-источник - субъект-интерпретатор), раскрывающихся в конкретных концептуальных, языковых, коммуникативных, поведенческих (имиджевых) и других когнитивных практиках и моделях [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.