УДК 81'342.9
ББК 81.001.6
Р 88
Рус-Брюшинина И.-В.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и спорта Кубанского государственного технологического университета, e-mail: [email protected]
Сокур Е.А.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Адыгейского государственного университета e-mail: [email protected]
Харраш Н.И.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и спорта Кубанского государственного технологического университета e-mail: kharrash@mail. ru
Просодический компонент русской прозаической и поэтической речи
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматриваются современные проблемы в сфере речевой коммуникации. Целью исследования является анализ проблем формирования и совершенствования просодической стороны речи, которая реализуется посредством решения следующих задач: определение роли просодического компонента речи в современной коммуникации, выявление путей совершенствования данного аспекта речи. Значимость проведенного исследования определяется ролью просодического компонента в речи, а также необходимостью выработки системы его совершенствования. Формы практической реализации темпа и ритма учебных текстов на определенных этапах обучения явились итогом данного исследования. Дифференциация способов работы над темпом и ритмом, с одной стороны, и особенностей работы над словом, с другой стороны, определяют вклад данного исследования в лингвистическую науку. Предложенные методические упражнения, направленные на формирование и совершенствование данного аспекта речи, представляют определенную практическую ценность проведенного исследования.
Ключевые слова:
Речь, просодия, темп, ударение, интонация, тон, синтагма, русский язык как иностранный.
Rus-Bryushinina I.-V.
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of the Humanities and Sport, the Kuban State University of Technology, e-mail: [email protected]
Sokur E.A.
Candidate of Philology, Associate Professor of Russian Language Department, the Adyghe State University, e-mail: [email protected]
Kharrash N.I.
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of the Humanities and Sport, the Kuban State University of Technology, e-mail: [email protected]
Prosodic component of the Russian prosaic and poetic speech
Abstract:
The topic of this paper reflects current problems in the sphere of speech communication. A research objective is to analyze problems related to the formation and improvement of the prosodic party of the speech. This purpose is implemented by means of the solution of the following tasks: definition of a role of a prosodic component of the speech in contemporary communication, and identification of ways how to improve this aspect of the speech. The importance of the conducted research is defined by a role which a prosodic component plays in the speech, as well as by need to develop a system of its improvement. Forms of practical realization of tempo and rhythm of educational texts at certain grade levels are a result of this research. Differentiation of the modes of work over tempo and rhythm, on the one hand, and features of work with the word, on the other hand, define a contribution that this research makes to linguistic science. The offered methodical exercises of the conducted research directed to form and improve this aspect of the speech are of a certain practical value.
Keywords:
Speech, prosody, tempo, accent, intonation, tone, syntagma, Russian as foreign.
Просодия - это голосовая характеристика, образующая основные единицы речи: слоги, слова, фразы, тексты [1: 9]. Фразовые и текстовые просодии называют обычно интонацией.
Интонация играет важную роль в восприятии художественного дискурса, исследование которого в последнее время становится все более актуальным, что обусловлено вниманием ученых к «творческой языковой личности как носителю эстетически значимых представлений о мире и человеке и объективирующего эти представления в произведениях речетвор-чества через создание посредством языковых единиц разных уровней и рангов художественных образов» [2: 36].
Хотя мелодика является ведущей интонационной характеристикой, искажение мелодического облика речевого сегмента часто обусловлено нарушениями ритмического порядка (место ударения) и часто связано с нарушением количественных отношений между ударными и заударными частями слова.
В работе над темпом и ритмом прозаической и стихотворной речи можно выделить три этапа: слово, фраза, текст.
Темп определяется временем произношения звуков в речевом сегменте, а
ритм - порядком чередования больших и меньших величин длительности. Известно, что ведущей характеристикой русского словесного ударения является длительность [2]. В силу этого материальной основой ритмического движения стиха и прозы также оказывается эта акустическая характеристика.
Стихотворная речь отражает общие для русского языка количественные отношения между ударными и неударными гласными в слове. Стихотворный размер лишь определяет порядок чередования величин длительности, не нарушая длительности гласных в зависимости от отношения к ударению. Можно сказать, что при любом темпе слово можно произносить без соотнесения со стихотворным или прозаическим контекстом.
Отработка ритма и темпа фразы существенно отличается от работы над словом. В потоке речи наблюдается ритмическое переразложение слова, нарушается типичное для слова отношение гласных по длительности в зависимости от места ударения и позиции гласных; фраза не является суммой ритмических структур слова. Кроме того, в отличие от прозаической, стихотворная фраза, обладающая присущим стиху темпом и ритмом, возни-
кает только в условиях стихотворной художественной структуры.
В обоих типах речи длительность участвует в оформлении фразовых ударений - синтагматического и логического. В стихе, в отличие от прозы, она является ведущей при наличии логического ударения, в то время как в прозе ведущая роль при выделении слова принадлежит силе. Помимо синтагматического членения, основанного на особенностях синтаксического, актуального (тема-рематического) строения фразы, стихотворная речь обладает типом членения, не имеющего аналогии в прозе. Единицей этого членения является стих (стихотворная строка) - единство, протяженность которого определяется его внутренней мерой - количеством стоп, размером.
Поэтому при разбивке на паузы прозаического текста в качестве единицы членения должна выступать синтагма, а стихотворного - стихотворная строка. В стихотворении демонстрируется большая временная идентичность сегментов, чем в прозе. Так, если учащиеся во время работы над прозаическим текстом повторяют синтагмы, состоящие из разного количества слов, слогов, звуков, то в стихе протяженность повторяемого сегмента постоянная (в русском классическом стихе) в отношении количества слогов в стихотворной строке. Для стихотворения характерна большая выдержанность постоянного (от стиха к стиху) темпа, в то время как в прозе синтагмы больше различаются по величине средней длительности звука на протяжении звучания текста. Таким образом, работа над темпом стихотворной речи благодаря его общей замедленности и стабильности осуществляется с большей легкостью. Предсказуемость пауз между стихами, соизмеримость ритмо-интонационных отрезков, на которые делится текст, - все это убеждает в необходимости привлечения стихотворного материала в практику преподавания русского языка как иностранного как
на начальном, так и на продвинутом этапе обучения.
Значительная роль в оформлении смысловых отношений между синтагмами и предложениями, а в стихотворении - между стихами принадлежит паузе. Пауза, как известно, является средством передачи этих отношений и между частями сверхфразового единства стихотворной и прозаической формы - строфами и абзацами. Ее продолжительность прямо пропорциональна тематической и смысловой близости. На границе между предложениями пауза определяет тип семантических отношений - сопоставление, перечисление, противопоставление, а также выбор мелодического типа синтагмы, обусловленный характером этих отношений.
В стихе и прозе темповые характеристики служат сигналом завершения текста в обеих формах реализации речи. Последняя синтагма или последняя стихотворная строка, как правило, произносится в самом медленном для заданного текста темпе.
Формы практической реализации темпа и ритма учебных текстов на определенных этапах обучения (начальный, средний, продвинутый) могут быть следующие:
1) при развитии ритмических способностей учащихся отстукивание слов и фонетических фраз;
2) завершение работы над звуками фонетическими диктантами, состоящими из слов, а не из слогов;
3) подбор слова по заданной ритмической модели или обозначение ритмической модели на слух;
4) использование различных фонетических рифмовок;
5) повторение во время паузы нескольких предложений из текста, а для стихотворения - отдельных строф, длительность паузы для повторения должна равняться времени произнесения частей текста с учетом их паузальной структуры;
6) одновременного с диктором про-
говаривание названных частей текста;
7) самостоятельная реализация текста в заданном диктором или преподавателем темпе;
8) вариативное прочтение одной и той же строки.
Следует отметить, что подобные задания полезны не только в иностранной аудитории, но и в русскоязычной, по-
скольку, во-первых, в последнее время довольно остро в лингвистике и методике преподавания стоит вопрос о просодическом оскудении речи, во-вторых, в освоении русского языка важно не только умение правильно выбирать слова, синтаксические конструкции, следить за логикой произносимого, но и умение верно интонировать слова и фразы.
Примечания:
1. Румянцев М.К. Просодическое оскудение русской речи // Филологические науки. 2006. № 6.
2. Баранова А.Ю., Четверикова О.В. Художественный текст как основа моделирования авторского сознания творческой языковой личности // Вестник Адыгейского государственного унивверситета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2016 . Вып. 3. С. 36-42.
3. Бондарко JI.B. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.
References:
1. Rumyantsev М.К. Prosodic impoverishment of Russian speech // Philological sciences. 2006. No. 6.
2. Baranova A.Yu., Chetverikova O.V. Fiction text as a basis of modeling of the author's consciousness of the creative language person // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2016. Iss. 3. P. 36-42.
3. Bondarko L.V. Sound system of the modern Russian language. M., 1977.