ПРОЩЕНИЕ БОЖИЕ Фелонюк О.П.1, Казаков В.Н.2, Кухтаев А.Ю.3, Мальченко А.В.4, Кавинский В.В.5, Володченков М.И.6
1Фелонюк Олег Петрович — независимый исследователь; 2Казаков Владимир Николаевич — независимый исследователь; 3Кухтаев Александр Юрьевич — независимый исследователь; 4Мальченко Андрей Викторович — независимый исследователь; 5Кавинский Вениамин Витальевич — независимый исследователь; 6Володченков Михаил Иванович — независимый исследователь, г. Воронеж
Аннотация: в статье исследуется богословская тема — «Прощение Божие», а также дан анализ стихов Священного Писания Нового Завета — Евангелие от Матфея 18-я глава (Мф. 18:21-22). Исследование основано на анализе отдельных глав Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе. Результатом рассмотрения служит главный вывод: каждый верующий в Иисуса Христа человек должен принять прощение Божье и прощать ближнего, как Христос простил нас. Данное исследование проведено библейским методом — «доказательство Писаниями».
Ключевые слова: Священное Писание Ветхого и Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе.
УДК 226.2
DOI10.24411/2413-2101-2024-10102
Специальная аббревиатура
f, ff — продолжение стиха, продолжение стихов (Библии).
Цитаты
Все цитаты в тексте даны по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе.
Введение
Целью работы является исследование богословской темы — «Прощение Божие». Кроме того, в статье представлен анализ стихов Священного Писания Нового Завета — Евангелие от Матфея 18-я глава (Мф. 18:21-22). Исследование основано на комментарии отдельных глав Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе. Итогом анализа служит вывод: прощение Божье принадлежит всем людям, поэтому его надо принять верою и практиковать в своей жизни по отношению к другим людям. Данное исследование проведено библейским методом и основано на убедительной аргументации стихами Библии — «доказательство Писаниями...» (Деян. 18:281) [1].
Бог знает Своих детей — тех, которые верят в Иисуса Христа и всегда исполняют Его волю. Он совершенно знает их и постоянно о них заботится, что убедительно доказано в работе [2].
У Бога всегда есть награда за служение Господу — спасение и жизнь вечная, что доказано содержанием работ [3-4].
Дети Божии послушны голосу Господа — Духу Святому (слову Божьему), что доказано содержанием работ [5-6].
БИБЛИЯ (Священное Писание Ветхого и Нового Завета)
Из Священного Писания (Библии) нам известно, что Господь любит миловать и прощать грешника.
Дадим определение терминам «грех» и «прощение грехов»:
«Грех (греч. a^apria, от а/иаргща, - промах, ошибка, погрешность, провинность, изъян; лат. peccatum - прегрешение, преступление; иврит, хет, авера - с теми же значениями) — понятие религиозной этики, характерное в основном для народностно-национальных и мировых религий, охватывающее широкий спектр различных уклонений от эталона праведной жизни — от мелкого житейского проступка, обрядовых упущений, до богоборчества.» [9, 327].
«Прощение грехов (forgiveness of sins) — действие Бога, состоящее в прощении или освобождении от греховных поступков, включающих в себя отмену заслуженного наказания. П. г. приходит через Иисуса Христа (Кол. 1:14), а также является отличительной чертой христианской жизни (Мф. 6:12-15; 18:21-35).» [7, 325].
В свете данного определения мы видим, что сюда входит также учение Иисуса Христа о прощении, данное Им в Нагорной проповеди:
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.» (Мф. 6:14-15).
Действительно, это ставит верующих людей и грешников (неверующих людей) на один уровень во взаимоотношениях с Богом, что доказывает нелицеприятие Господа:
«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, ...» (Деян.17^^.
Рассматривая взаимоотношения людей между собой, прощения наших грехов друг другу, мы всё это делаем только на основании учения Иисуса Христа — по слову Божьему.
Пророк Михей пишет о прощении грехов:
«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать.» (Мих. 7:18).
Для рассмотрения представлены стихи из Евангелия от Матфея, 18-я глава (Матфея 18:21-22, или, в дальнейшем, кратко — Мф. 18:21-22), о том, сколько раз надо прощать людям, согрешающим против нас.
Чтобы до конца понять этот вопрос, необходимо рассмотреть некоторые существовавшие в то время религиозные традиции Востока относительно прощения.
1 РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОКА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Дадим определение термину «религиозная традиция»:
«ТРАДИЦИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ — способ регулирования сложившегося порядка общественных отношений на самых различных уровнях (от политических до семейно-бытовых) на основе следования религиозным идеям, нормам поведения, способам деятельности, передаваемым от одного поколения к другому и сохраняющимся в течение длительного времени, обеспечивая воспроизводства опыта общества в целом и религиозного опыта в особенности. ... Т. р. на протяжении тысячелетий регулировала прежде всего повседневную жизнь общества в её постоянных, циклических проявлениях...» [9, 1271].
Во времена Ветхого Завета в народе Израильском очень сильны были некоторые религиозные традиции Востока. Сюда, по определению, относились повседневные бытовые вопросы и обычаи.
Например, упоминание о чём-либо более трёх раз не допускалось. Даже это считалось «очень много» и было вполне достаточным.
1) Такой обычай был между людьми (в быту)
Пример этого — Иаков и Лаван:
«И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к
36
[стаду] мелкого скота своего, и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня, ... » (Быт. 31:2-51).
2) Такой обычай был между людьми и властью
Например, фараон Египта и его приставники:
«И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, ... » (Исх. 5:6-81).
3) Такой обычай прослеживается в общении с Богом
Например, Моисей в разговоре с Господом произносит эти же слова:
«И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, ...» (Исх. 4:101).
4) Господь использует их обычаи
Господь говорит с ними на их же языке, чтобы им было понятно:
«Когда Господь Бог твой истребит народы, которых землю дает тебе Господь Бог твой и ты вступишь в наследие после них, и поселишься в городах их и домах их, тогда отдели себе три города среди земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе во владение; устрой себе дорогу и раздели на три части всю землю твою, которую Господь Бог твой дает тебе в удел; они будут служить убежищем всякому убийце. И вот какой убийца может убегать туда и остаться жив: кто убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему вчера и третьего дня...» (Втор. 19: 1-4).
5) В книге пророка Ионы представлен случай, когда Иона не послушал гласа Господа идти в Ниневию, а побежал от лица Его в Фарсис, Господь повелел киту проглотить его:
«И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.» (Иона 2:1).
Вывод. Мы видим, что во времена Ветхого Завета религиозные традиции Востока бережно соблюдались народами, там проживающими.
2 РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОКА В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Из Священного Писания мы знаем, что некоторые религиозные традиции Востока также соблюдались и во времена Нового Завета.
1) Господь Иисус Христос, говоря о Себе и о предстоящей Ему смерти на Голгофском кресте, а также последовавшем за этим воскресении, использовал обычаи народа, сказав ученикам:
«Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.» (Мф. 12:38-40).
Здесь мы прокомментируем слова Иисуса Христа об этом событии. Господь приводит Иону в качестве примера: подобно тому, как Иона, будучи во чреве рыбы, считался мертвым, так и Иисус будет во чреве земли три дня и три ночи мёртвым, но воскреснет, подобно выжившему Ионе, причем имея нательное подтверждение того, что это Он, будучи мёртв, ожил. Его раны на руках и в боку явились удостоверением для подтверждения веры Фомы. И более того, это останется знамением в вечности:
«Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.» (Откр. 1:7).
Они прежде увидят раны Его, что вызовет чувство вины и раскаяния, проявляемого плачем.
2) Апостол Павел (тогда имя его было Савл), на пути в Дамаск был остановлен Господом:
«Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.» (Деян. 9:3-9).
Апостол Павел пишет во Втором Послании Коринфской церкви:
«В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.» (2 Кор. 13:1).
3) Апостол Пётр в Иоппии видел видение (небесный сосуд), относящееся к язычникам, которых Господь призывает:
«... Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.» (Деян. 10:11-16).
Также предсказание Иисуса Христа о том, что Пётр отречётся от Него трижды (Лк. 22:34), исполнилось в точности (Лк. 22:61). Господь трижды простил и благословил Петра (Ин. 21:15-17) и разрушил его отречение от Него.
Вывод. Во времена Нового Завета некоторые религиозные традиции Востока также бережно соблюдались народами, там проживающими.
3 ТРАДИЦИОННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЧИСЕЛ «ТРИ» И «СЕМЬ»
Дадим некоторые традиционные значения числа «три».
1) «Число три встречается в Библии очень часто и имеет большое значение. Так, ... Иона остаётся в желудке рыбы три дня и три ночи (Иона 2:1)... Три — минимальное число, необходимое для установления закономерности. Одиночное событие может быть чисто случайным; второе может быть совпадением; но три последовательных события служат риторическим знаком, указывающим на особое значение происходящего... Например, Илия трижды поливает водой жертву и жертвенник на горе Кармил, прежде чем с небес спускается огонь Господень и поджигает её (3 Цар. 18:34). В Новом Завете Иисус молится в Гефсимании трижды, и каждый раз обнаруживает, что Его ученики заснули (Мф. 26:36-47; Мк. 14:32-43)... Число "три" придаёт также значение полноты или завершённости самому эпизоду; когда что-то повторяется трижды, этим подчёркивается реальность события.» [8, 1219].
Теперь мы понимаем, почему на Востоке говорили в быту о числах не более трёх. Все вышеизложенные примеры подтверждают это. Например, «вчера и третьего дня», «три дня и три ночи» и другие.
Это в других странах люди могли при встрече говорить друг другу: сколько лет, сколько зим (не видели друг друга), или: сто лет я тебя не видел. Но Восток бережно хранит свои традиции.
2) Дадим некоторые традиционные значения числа «семь».
«Семь. Среди чисел с символическим значение самое важное место в Библии занимает число "семь". Оно используется как символ завершённости или полноты. В основе такого понимания числа "семь" лежит семидневная неделя, в которой, согласно Быт. 1:1 - 2:3 и Исх. 20:11, выражается богоданная структура творения. Бог совершил Свою работу по сотворению мира к седьмому дню (Быт. 2:2), и семь дней образуют завершённый цикл времени... Например, семикратное окропление кровью во время жертвоприношения (Лев. 16:14, 19) означает полное очищение. Семь "очей Господа, которые объемлют взором всю землю" (Зах. 4:10), означают полноту охвата Богом всего в Своём творении.» [8, 1052].
3) Пророк Исайя пишет о полноте Божией в лице Иисуса Христа:
«и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия.» (Ис. 11:2).
Апостол Иоанн также пишет о Божьей полноте Иисуса Христа:
«Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.» (Отк. 1:12-13).
Господь Иисус Христос объясняет тайну Божию Иоанну:
«Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. . Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.» (Отк. 1:16, 20).
Апостол Иоанн подробно описывает престол Божий:
«И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих.» (Отк. 4:5).
О величине числа «семь» написано на первый взгляд невозможное:
«... даже бесплодная рождает семь раз...» (1 Цар. 2:5).
Отсюда следует Вывод: величина числа «семь» была для Иудеев, как бы святым числом и так велика, что ею практически не пользовались.
4 УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА О ПРОЩЕНИИ
Однажды Пётр задал Господу Иисусу Христу удивительный вопрос:
1) «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.» (Мф. 18:21-22).
Другие ученики могли подумать: какая великая любовь у Петра, мы бы, наверное, так не смогли. Речь шла не о том, чтобы до трёх раз прощать, а (даже страшно подумать) до семи раз.
Но ответ Господа разрушает всю их набожность и приверженность человеческим традициям и обрядам — до седмижды семидесяти раз.
2) Если посчитать, то это будет:
7 х 70 = 490 раз, (где х - знак умножения).
Известно, что человек в сутки 8 часов спит, 8 ч. — работает (как правило, один в поле) и оставшиеся 8 часов находится в общении с другими людьми, где и возможно согрешение.
Простой подсчёт показывает: 8 ч. х 60 мин. = 480 мин.
Если же узнать, сколько раз надо прощать по времени, то, разделив 480 мин. на 490 раз, получим в результате около 0,98 мин., или около 58,8 сек.
Вывод. Если даже почти каждую минуту человек будет согрешать против нас и каяться, его надо прощать — по слову Божьему.
Возникает вопрос: почему мы должны это делать? Ответ очень прост: чтобы Господь простил так же и нас самих.
В глазах Господа всё, что связано с людьми, имеет великую ценность. На Голгофском кресте Он простил Своих мучителей и народ Израиля:
«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.» (Лк. 23:33-34).
Но как нам это сделать, ведь, по человеческим меркам, прощать так невозможно, да и в глазах людей всё это кажется безумием.
3) Апостол Павел пишет об этом простыми словами:
«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе» (1 Кор. 4:10).
Учение Господа о таинствах Причастия (Ин. 6:4711) для некоторых учеников тоже казалось на первый взгляд безумием. Например, Его слова:
39
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» (Ин. 6:54).
Для многих учеников это утверждение казалось, мягко говоря, странным:
«Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6:60).
После этих слов многие из учеников отошли от Господа:
«С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.» (Ин. 6:66).
Но это были слова истины и здравого смысла.
Священное Писание (Библия) даёт ответ, почему так происходит:
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.» (1 Кор. 2:14-15).
Отсюда следует, что душевный человек — это неверующий человек, который не принимает Святого Духа.
Поэтому слово Божие призывает нас надеяться на Господа, а не на свой разум, чувства, эмоции, какие-то переживания:
«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.» (Прит. 3:5).
Чтобы так поступать, прощать чуть ли не каждую минуту, мы должны совершенно уповать на Господа и Его благодать:
«Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.» (1 Петр. 1:13).
Вывод. Из данной работы следует, что мы не должны обращать внимание на то, что могут сказать или подумать люди этого мира, как правило, в большинстве своём, неверующие, по поводу прощения ближнему его согрешений.
Приоритетом является то, что говорит об этом Господь в Своём Священном Писании (Библии). Верующие должны стараться исполнять это в точности.
Поэтому Бог хочет, чтобы каждый человек уверовал в Господа Иисуса Христа искренним сердцем, познал Его прощение, любовь и милость и сам практиковал в своей жизни Божье прощение, любовь и милость к другим людям. Кроме того, веруя в Господа, человек будет иметь близкое общение с Ним — жизнь вечную во Христе Иисусе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги данному исследованию, можно сделать следующие важные выводы.
Путём исследования некоторых глав Синодальной Канонической Библии в русском переводе нами были рассмотрены и объяснены следующие темы:
1) Религиозные традиции Востока в Ветхом Завете.
2) Религиозные традиции Востока в Новом Завете.
3) Традиционные значения чисел «три» и «семь».
4) Учение Иисуса Христа о прощении.
Получен ответ на вопрос: как и сколько раз надо прощать каждого человека? Ответ: так, как Господь учит в Своём учении и как Он простил всех людей на Голгофском кресте — умер за грехи людей всего мира.
Список литературы
1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. Kanonicheskie.
Sinodal'nyi perevod. (1999). [The Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and
New Testaments. Canonical. Synodal Translation]. Moscow. Rossiiskoe Bibleiskoe
Obshchestvo (RBO). 1217 p. (In Russian).
40
2. Felonyuk O., Kazakov V., Rybolovlev M., Malchenko A., Kavinsky V. and Volodchenkov M. (2023). Gospod' znaet veruyushchikh v Nego [The Lord knows who believe in Him]. Problemy nauki [Problems of Science]. 5(79), P. 4-9. (In Russian). (DOI: 10.24411/2413-2101-2023-10501).
3. Gruzdev D., Kolosov S., Volodchenkov M. and Kavinsky V. (2022). Nagrada za sluzhenie Gospodu [Reward for serving the Lord]. Problemy nauki [Problems of Science]. 5(73), P. 50-55. (In Russian). (DOI: 10.24411/2413-2101-2022-10503).
4. Gruzdev D., Severov P., Kolosov S., Sinibabnov A., Kavinsky V. and Volodchenkov M. (2023). Reward for Serving the Lord. Academy. 1 (74), P. 61-68. (DOI: 10.24411/24128236-2023-10103).
5. Logunov Jr.A., Logunov M., Logunov K., Sinibabnov A., Kavinsky V. and Volodchenkov M.(2023). Poslushanie glasu Gospoda [Obedience to the voice of the Lord]. Prosveshchenie i poznanie. 2(21), P. 41-56. (In Russian). (DOI: 10.24412/2782-26132023-221-58-81).
6. Logunov Jr.A., Logunov M., Logunov K., Sinibabnov A., Kavinsky V. and Volodchenkov M. (2023). Obedience to the Voice of the Lord. Academy. 2(75), P. 37-45. (DOI: 10.24411/2412-8236-2023-10204).
7. McKim, Donald K. (2004). Vestminsterskii slovar' teologicheskikh terminov [Westminster Dictionary of Theological Terms]. Transl. from English. General editorship of A.N. Krasnikov, Ph.D. and E.S. Elbakyan, Doctor of Philosophy. M.: Respublika. 503 p. (In Russian).
8. Ryken, L. et. al. (Eds.). (2005). Slovar' bibleiskikh obrazov [Dictionary of Biblical Imagery]. SPb.: Bibliya dlya vsekh, 1424 p. (In Russian).
9. Zabiyako A.P., Krasnikov A.N., Elbakyan E.S. (Eds.). (2008). Ehntsiklopediya religii [Encyclopedia of Religions]. (Summa Series). M.: Academic Project; Gaudeamus, 2008. 1520 p. (In Russian).