Научная статья на тему 'ПРОЩЕНИЕ БОЖИЕ'

ПРОЩЕНИЕ БОЖИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
17
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Священное Писание Ветхого и Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фелонюк Олег Петрович, Казаков Владимир Николаевич, Кухтаев Александр Юрьевич, Мальченко Андрей Викторович, Кавинский Вениамин Витальевич

в статье исследуется богословская тема — «Прощение Божие», а также дан анализ стихов Священного Писания Нового Завета — Евангелие от Матфея 18-я глава (Мф. 18:21-22). Исследование основано на анализе отдельных глав Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе. Результатом рассмотрения служит главный вывод: каждый верующий в Иисуса Христа человек должен принять прощение Божье и прощать ближнего, как Христос простил нас. Данное исследование проведено библейским методом — «доказательство Писаниями».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Фелонюк Олег Петрович, Казаков Владимир Николаевич, Кухтаев Александр Юрьевич, Мальченко Андрей Викторович, Кавинский Вениамин Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЩЕНИЕ БОЖИЕ»

ПРОЩЕНИЕ БОЖИЕ Фелонюк О.П.1, Казаков В.Н.2, Кухтаев А.Ю.3, Мальченко А.В.4, Кавинский В.В.5, Володченков М.И.6

1Фелонюк Олег Петрович — независимый исследователь; 2Казаков Владимир Николаевич — независимый исследователь; 3Кухтаев Александр Юрьевич — независимый исследователь; 4Мальченко Андрей Викторович — независимый исследователь; 5Кавинский Вениамин Витальевич — независимый исследователь; 6Володченков Михаил Иванович — независимый исследователь, г. Воронеж

Аннотация: в статье исследуется богословская тема — «Прощение Божие», а также дан анализ стихов Священного Писания Нового Завета — Евангелие от Матфея 18-я глава (Мф. 18:21-22). Исследование основано на анализе отдельных глав Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе. Результатом рассмотрения служит главный вывод: каждый верующий в Иисуса Христа человек должен принять прощение Божье и прощать ближнего, как Христос простил нас. Данное исследование проведено библейским методом — «доказательство Писаниями».

Ключевые слова: Священное Писание Ветхого и Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе.

УДК 226.2

DOI10.24411/2413-2101-2024-10102

Специальная аббревиатура

f, ff — продолжение стиха, продолжение стихов (Библии).

Цитаты

Все цитаты в тексте даны по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе.

Введение

Целью работы является исследование богословской темы — «Прощение Божие». Кроме того, в статье представлен анализ стихов Священного Писания Нового Завета — Евангелие от Матфея 18-я глава (Мф. 18:21-22). Исследование основано на комментарии отдельных глав Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе. Итогом анализа служит вывод: прощение Божье принадлежит всем людям, поэтому его надо принять верою и практиковать в своей жизни по отношению к другим людям. Данное исследование проведено библейским методом и основано на убедительной аргументации стихами Библии — «доказательство Писаниями...» (Деян. 18:281) [1].

Бог знает Своих детей — тех, которые верят в Иисуса Христа и всегда исполняют Его волю. Он совершенно знает их и постоянно о них заботится, что убедительно доказано в работе [2].

У Бога всегда есть награда за служение Господу — спасение и жизнь вечная, что доказано содержанием работ [3-4].

Дети Божии послушны голосу Господа — Духу Святому (слову Божьему), что доказано содержанием работ [5-6].

БИБЛИЯ (Священное Писание Ветхого и Нового Завета)

Из Священного Писания (Библии) нам известно, что Господь любит миловать и прощать грешника.

Дадим определение терминам «грех» и «прощение грехов»:

«Грех (греч. a^apria, от а/иаргща, - промах, ошибка, погрешность, провинность, изъян; лат. peccatum - прегрешение, преступление; иврит, хет, авера - с теми же значениями) — понятие религиозной этики, характерное в основном для народностно-национальных и мировых религий, охватывающее широкий спектр различных уклонений от эталона праведной жизни — от мелкого житейского проступка, обрядовых упущений, до богоборчества.» [9, 327].

«Прощение грехов (forgiveness of sins) — действие Бога, состоящее в прощении или освобождении от греховных поступков, включающих в себя отмену заслуженного наказания. П. г. приходит через Иисуса Христа (Кол. 1:14), а также является отличительной чертой христианской жизни (Мф. 6:12-15; 18:21-35).» [7, 325].

В свете данного определения мы видим, что сюда входит также учение Иисуса Христа о прощении, данное Им в Нагорной проповеди:

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.» (Мф. 6:14-15).

Действительно, это ставит верующих людей и грешников (неверующих людей) на один уровень во взаимоотношениях с Богом, что доказывает нелицеприятие Господа:

«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, ...» (Деян.17^^.

Рассматривая взаимоотношения людей между собой, прощения наших грехов друг другу, мы всё это делаем только на основании учения Иисуса Христа — по слову Божьему.

Пророк Михей пишет о прощении грехов:

«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать.» (Мих. 7:18).

Для рассмотрения представлены стихи из Евангелия от Матфея, 18-я глава (Матфея 18:21-22, или, в дальнейшем, кратко — Мф. 18:21-22), о том, сколько раз надо прощать людям, согрешающим против нас.

Чтобы до конца понять этот вопрос, необходимо рассмотреть некоторые существовавшие в то время религиозные традиции Востока относительно прощения.

1 РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОКА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Дадим определение термину «религиозная традиция»:

«ТРАДИЦИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ — способ регулирования сложившегося порядка общественных отношений на самых различных уровнях (от политических до семейно-бытовых) на основе следования религиозным идеям, нормам поведения, способам деятельности, передаваемым от одного поколения к другому и сохраняющимся в течение длительного времени, обеспечивая воспроизводства опыта общества в целом и религиозного опыта в особенности. ... Т. р. на протяжении тысячелетий регулировала прежде всего повседневную жизнь общества в её постоянных, циклических проявлениях...» [9, 1271].

Во времена Ветхого Завета в народе Израильском очень сильны были некоторые религиозные традиции Востока. Сюда, по определению, относились повседневные бытовые вопросы и обычаи.

Например, упоминание о чём-либо более трёх раз не допускалось. Даже это считалось «очень много» и было вполне достаточным.

1) Такой обычай был между людьми (в быту)

Пример этого — Иаков и Лаван:

«И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к

36

[стаду] мелкого скота своего, и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня, ... » (Быт. 31:2-51).

2) Такой обычай был между людьми и властью

Например, фараон Египта и его приставники:

«И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, ... » (Исх. 5:6-81).

3) Такой обычай прослеживается в общении с Богом

Например, Моисей в разговоре с Господом произносит эти же слова:

«И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, ...» (Исх. 4:101).

4) Господь использует их обычаи

Господь говорит с ними на их же языке, чтобы им было понятно:

«Когда Господь Бог твой истребит народы, которых землю дает тебе Господь Бог твой и ты вступишь в наследие после них, и поселишься в городах их и домах их, тогда отдели себе три города среди земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе во владение; устрой себе дорогу и раздели на три части всю землю твою, которую Господь Бог твой дает тебе в удел; они будут служить убежищем всякому убийце. И вот какой убийца может убегать туда и остаться жив: кто убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему вчера и третьего дня...» (Втор. 19: 1-4).

5) В книге пророка Ионы представлен случай, когда Иона не послушал гласа Господа идти в Ниневию, а побежал от лица Его в Фарсис, Господь повелел киту проглотить его:

«И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.» (Иона 2:1).

Вывод. Мы видим, что во времена Ветхого Завета религиозные традиции Востока бережно соблюдались народами, там проживающими.

2 РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОКА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Из Священного Писания мы знаем, что некоторые религиозные традиции Востока также соблюдались и во времена Нового Завета.

1) Господь Иисус Христос, говоря о Себе и о предстоящей Ему смерти на Голгофском кресте, а также последовавшем за этим воскресении, использовал обычаи народа, сказав ученикам:

«Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.» (Мф. 12:38-40).

Здесь мы прокомментируем слова Иисуса Христа об этом событии. Господь приводит Иону в качестве примера: подобно тому, как Иона, будучи во чреве рыбы, считался мертвым, так и Иисус будет во чреве земли три дня и три ночи мёртвым, но воскреснет, подобно выжившему Ионе, причем имея нательное подтверждение того, что это Он, будучи мёртв, ожил. Его раны на руках и в боку явились удостоверением для подтверждения веры Фомы. И более того, это останется знамением в вечности:

«Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.» (Откр. 1:7).

Они прежде увидят раны Его, что вызовет чувство вины и раскаяния, проявляемого плачем.

2) Апостол Павел (тогда имя его было Савл), на пути в Дамаск был остановлен Господом:

«Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.» (Деян. 9:3-9).

Апостол Павел пишет во Втором Послании Коринфской церкви:

«В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.» (2 Кор. 13:1).

3) Апостол Пётр в Иоппии видел видение (небесный сосуд), относящееся к язычникам, которых Господь призывает:

«... Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.» (Деян. 10:11-16).

Также предсказание Иисуса Христа о том, что Пётр отречётся от Него трижды (Лк. 22:34), исполнилось в точности (Лк. 22:61). Господь трижды простил и благословил Петра (Ин. 21:15-17) и разрушил его отречение от Него.

Вывод. Во времена Нового Завета некоторые религиозные традиции Востока также бережно соблюдались народами, там проживающими.

3 ТРАДИЦИОННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЧИСЕЛ «ТРИ» И «СЕМЬ»

Дадим некоторые традиционные значения числа «три».

1) «Число три встречается в Библии очень часто и имеет большое значение. Так, ... Иона остаётся в желудке рыбы три дня и три ночи (Иона 2:1)... Три — минимальное число, необходимое для установления закономерности. Одиночное событие может быть чисто случайным; второе может быть совпадением; но три последовательных события служат риторическим знаком, указывающим на особое значение происходящего... Например, Илия трижды поливает водой жертву и жертвенник на горе Кармил, прежде чем с небес спускается огонь Господень и поджигает её (3 Цар. 18:34). В Новом Завете Иисус молится в Гефсимании трижды, и каждый раз обнаруживает, что Его ученики заснули (Мф. 26:36-47; Мк. 14:32-43)... Число "три" придаёт также значение полноты или завершённости самому эпизоду; когда что-то повторяется трижды, этим подчёркивается реальность события.» [8, 1219].

Теперь мы понимаем, почему на Востоке говорили в быту о числах не более трёх. Все вышеизложенные примеры подтверждают это. Например, «вчера и третьего дня», «три дня и три ночи» и другие.

Это в других странах люди могли при встрече говорить друг другу: сколько лет, сколько зим (не видели друг друга), или: сто лет я тебя не видел. Но Восток бережно хранит свои традиции.

2) Дадим некоторые традиционные значения числа «семь».

«Семь. Среди чисел с символическим значение самое важное место в Библии занимает число "семь". Оно используется как символ завершённости или полноты. В основе такого понимания числа "семь" лежит семидневная неделя, в которой, согласно Быт. 1:1 - 2:3 и Исх. 20:11, выражается богоданная структура творения. Бог совершил Свою работу по сотворению мира к седьмому дню (Быт. 2:2), и семь дней образуют завершённый цикл времени... Например, семикратное окропление кровью во время жертвоприношения (Лев. 16:14, 19) означает полное очищение. Семь "очей Господа, которые объемлют взором всю землю" (Зах. 4:10), означают полноту охвата Богом всего в Своём творении.» [8, 1052].

3) Пророк Исайя пишет о полноте Божией в лице Иисуса Христа:

«и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия.» (Ис. 11:2).

Апостол Иоанн также пишет о Божьей полноте Иисуса Христа:

«Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.» (Отк. 1:12-13).

Господь Иисус Христос объясняет тайну Божию Иоанну:

«Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. . Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.» (Отк. 1:16, 20).

Апостол Иоанн подробно описывает престол Божий:

«И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих.» (Отк. 4:5).

О величине числа «семь» написано на первый взгляд невозможное:

«... даже бесплодная рождает семь раз...» (1 Цар. 2:5).

Отсюда следует Вывод: величина числа «семь» была для Иудеев, как бы святым числом и так велика, что ею практически не пользовались.

4 УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА О ПРОЩЕНИИ

Однажды Пётр задал Господу Иисусу Христу удивительный вопрос:

1) «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.» (Мф. 18:21-22).

Другие ученики могли подумать: какая великая любовь у Петра, мы бы, наверное, так не смогли. Речь шла не о том, чтобы до трёх раз прощать, а (даже страшно подумать) до семи раз.

Но ответ Господа разрушает всю их набожность и приверженность человеческим традициям и обрядам — до седмижды семидесяти раз.

2) Если посчитать, то это будет:

7 х 70 = 490 раз, (где х - знак умножения).

Известно, что человек в сутки 8 часов спит, 8 ч. — работает (как правило, один в поле) и оставшиеся 8 часов находится в общении с другими людьми, где и возможно согрешение.

Простой подсчёт показывает: 8 ч. х 60 мин. = 480 мин.

Если же узнать, сколько раз надо прощать по времени, то, разделив 480 мин. на 490 раз, получим в результате около 0,98 мин., или около 58,8 сек.

Вывод. Если даже почти каждую минуту человек будет согрешать против нас и каяться, его надо прощать — по слову Божьему.

Возникает вопрос: почему мы должны это делать? Ответ очень прост: чтобы Господь простил так же и нас самих.

В глазах Господа всё, что связано с людьми, имеет великую ценность. На Голгофском кресте Он простил Своих мучителей и народ Израиля:

«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.» (Лк. 23:33-34).

Но как нам это сделать, ведь, по человеческим меркам, прощать так невозможно, да и в глазах людей всё это кажется безумием.

3) Апостол Павел пишет об этом простыми словами:

«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе» (1 Кор. 4:10).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учение Господа о таинствах Причастия (Ин. 6:4711) для некоторых учеников тоже казалось на первый взгляд безумием. Например, Его слова:

39

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» (Ин. 6:54).

Для многих учеников это утверждение казалось, мягко говоря, странным:

«Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6:60).

После этих слов многие из учеников отошли от Господа:

«С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.» (Ин. 6:66).

Но это были слова истины и здравого смысла.

Священное Писание (Библия) даёт ответ, почему так происходит:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.» (1 Кор. 2:14-15).

Отсюда следует, что душевный человек — это неверующий человек, который не принимает Святого Духа.

Поэтому слово Божие призывает нас надеяться на Господа, а не на свой разум, чувства, эмоции, какие-то переживания:

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.» (Прит. 3:5).

Чтобы так поступать, прощать чуть ли не каждую минуту, мы должны совершенно уповать на Господа и Его благодать:

«Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.» (1 Петр. 1:13).

Вывод. Из данной работы следует, что мы не должны обращать внимание на то, что могут сказать или подумать люди этого мира, как правило, в большинстве своём, неверующие, по поводу прощения ближнему его согрешений.

Приоритетом является то, что говорит об этом Господь в Своём Священном Писании (Библии). Верующие должны стараться исполнять это в точности.

Поэтому Бог хочет, чтобы каждый человек уверовал в Господа Иисуса Христа искренним сердцем, познал Его прощение, любовь и милость и сам практиковал в своей жизни Божье прощение, любовь и милость к другим людям. Кроме того, веруя в Господа, человек будет иметь близкое общение с Ним — жизнь вечную во Христе Иисусе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги данному исследованию, можно сделать следующие важные выводы.

Путём исследования некоторых глав Синодальной Канонической Библии в русском переводе нами были рассмотрены и объяснены следующие темы:

1) Религиозные традиции Востока в Ветхом Завете.

2) Религиозные традиции Востока в Новом Завете.

3) Традиционные значения чисел «три» и «семь».

4) Учение Иисуса Христа о прощении.

Получен ответ на вопрос: как и сколько раз надо прощать каждого человека? Ответ: так, как Господь учит в Своём учении и как Он простил всех людей на Голгофском кресте — умер за грехи людей всего мира.

Список литературы

1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. Kanonicheskie.

Sinodal'nyi perevod. (1999). [The Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and

New Testaments. Canonical. Synodal Translation]. Moscow. Rossiiskoe Bibleiskoe

Obshchestvo (RBO). 1217 p. (In Russian).

40

2. Felonyuk O., Kazakov V., Rybolovlev M., Malchenko A., Kavinsky V. and Volodchenkov M. (2023). Gospod' znaet veruyushchikh v Nego [The Lord knows who believe in Him]. Problemy nauki [Problems of Science]. 5(79), P. 4-9. (In Russian). (DOI: 10.24411/2413-2101-2023-10501).

3. Gruzdev D., Kolosov S., Volodchenkov M. and Kavinsky V. (2022). Nagrada za sluzhenie Gospodu [Reward for serving the Lord]. Problemy nauki [Problems of Science]. 5(73), P. 50-55. (In Russian). (DOI: 10.24411/2413-2101-2022-10503).

4. Gruzdev D., Severov P., Kolosov S., Sinibabnov A., Kavinsky V. and Volodchenkov M. (2023). Reward for Serving the Lord. Academy. 1 (74), P. 61-68. (DOI: 10.24411/24128236-2023-10103).

5. Logunov Jr.A., Logunov M., Logunov K., Sinibabnov A., Kavinsky V. and Volodchenkov M.(2023). Poslushanie glasu Gospoda [Obedience to the voice of the Lord]. Prosveshchenie i poznanie. 2(21), P. 41-56. (In Russian). (DOI: 10.24412/2782-26132023-221-58-81).

6. Logunov Jr.A., Logunov M., Logunov K., Sinibabnov A., Kavinsky V. and Volodchenkov M. (2023). Obedience to the Voice of the Lord. Academy. 2(75), P. 37-45. (DOI: 10.24411/2412-8236-2023-10204).

7. McKim, Donald K. (2004). Vestminsterskii slovar' teologicheskikh terminov [Westminster Dictionary of Theological Terms]. Transl. from English. General editorship of A.N. Krasnikov, Ph.D. and E.S. Elbakyan, Doctor of Philosophy. M.: Respublika. 503 p. (In Russian).

8. Ryken, L. et. al. (Eds.). (2005). Slovar' bibleiskikh obrazov [Dictionary of Biblical Imagery]. SPb.: Bibliya dlya vsekh, 1424 p. (In Russian).

9. Zabiyako A.P., Krasnikov A.N., Elbakyan E.S. (Eds.). (2008). Ehntsiklopediya religii [Encyclopedia of Religions]. (Summa Series). M.: Academic Project; Gaudeamus, 2008. 1520 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.