УДК 82.09
Хайруллина Дина Мунировна
доцент. Бирский филиал Башкирского государственного университета [email protected] Dina M. Hayrullina associate professor. Birsky branch Bashkir state university [email protected]
Пророческие и личностные качества Йусуфа (по поэме К.Гали «Кыйссаи-Йусуф»)
Prophet's and human's traits of Iusuf in poem Kul Gali "Kissai-Iusuf"
Аннотация. В данной статье отмечается, что поэма Кул Гали "Кыйссаи-Йосыф" - шедевр литературы с мировым значением в культурном развитии человечества. Это произведение стало основой для очень многих произведений, в основе опирающихся на исторические события и Коран. Личность пророка Йусуфа, уже по рождению, предопределена на пророческую миссионерскую деятельность. Художественное воплощение пророка Йусуфа в произведении даёт возможность глубже понять его человеческие качества, борьбу с обычными человеческими пороками.
Ключевые слова: Ислам, Йусуф, Ягъкуб, пророк, вера, царство, мировая культура, личность.
Abstract. Kul Gali's poem "Kissai-Iusuf" is a world-known masterpiece of literature with is considered essential for many literary works based on history and Koran. Prophet Iusuf's personality was predestinated to have prophetical missionary sphere of action. Prophet Iusuf's dramatic prosopopoeia missionary gives an opportunity to deeply understand humane qualities and vices. Prophet's pilgrimage is a faith with personal vices stimulated by sacrosanct faith in Allah.
Key words: Islam, Iusuf, Iagkub, prophet, faith, kingdom, the world culture, personality.
В последние 20-25 лет в связи с духовным кризисом, можно сказать, мирового планетарного масштаба, учёные стали задумываться, прежде всего, о внесении преобразований в школьное образование. Основной целью такого преобразования, предлагаемого и вносимого, отнюдь не чиновниками, а истинными учёными, это попытка приблизить знание, под которым долгое время подразумевалась лишь систематизированная информация в той или иной научной сфере к реальной жизни, к житейскому осмыслению того, что изучается по той или иной дисциплине. К попыткам такого рода относится «Культурологический подход», предложенный В.А.Доманским в практической
разработке уроков литературы. Предложенное В.А.Доманским не есть методическое новшество, это попытка способствовать кардинальному изменению, преобразованию не столько школьного образования, сколько мышления, мировоззрения, смены приоритетов у подрастающего поколения. Следуя принципам московского учёного и руководствуясь Информационно -энергетическим Учением, разработанным С.С.Коноваловым, приходим к выводу, что возникла необходимость преобразовывать сами способы мышления современного человечества. На наш взгляд, необходимо приближать к научному знанию не только житейские проблемы, но и теологическое знание.
На протяжении всей известной науке истории развития человечества мир ещё никогда не воспринимался как единое целое, не подвергался системному и объективному осмыслению, доступному широкой аудитории. Вот это, отчасти, и явилось причиной того, что появилась решимость заговорить о пророке Йусуфе, личности очень популярной и уважаемой народами мусульманского мира; имеющего мировое значение, ибо имя этого сподвижника, миссионера Ислама известно всему мировому сообществу, особенно Востоку. Житие Йусуфа обрело вечную жизнь в произведениях мировой литературы и культуры. На сегодняшний день науке известно около 360 версий литературных произведений о Йусуфе, основой которым послужили суры Корана. Одной из наиболее популярных и древнейших версий сказания о Йусуфе являлась и остаётся по сей день поэма тюркского поэта, жившего в Волжской Булгарии, располагавшейся на территории современного Татарстана и, отчасти, Башкортостана, Кул Гали «Кыйссаи-Йусуф».
По сведениям и рассуждениям Н.Хисамова, современного татарского учёного, внёсший неоценимый вклад в развитие Йусуфианы, связь Йусуфа с Древним Востоком отражается в двух великих памятниках письменности: Фирдоуси (10в.) и Джами (15в.). Сюжеты более поздних версий писались по двум направлениям: по основной линии сюжета Фирдоуси, где упор делается на треволнения отца Йусуфа - Пророка Йагъкуба, разлучённого с любимым сыном; по основной нити сюжета Джами - это история мистической любви Йусуфа и Зулейхи, которая переросла у его последователей в создание образа-символа жертвенной фигуры, растворившейся в Аллахе, не имеющего своего «Я».
Пророк Йусуф - широко известный персонаж в исламской культуре. Упоминается его имя и в литературе других религиозных конфессий. В народной среде он завоевал популярность, прежде всего, как очень чистый, непорочный, праведный человек, проживший достойную жизнь. На примере любви Йусуфа и Зулейхи воспитывалось не одно поколение тюрко-татарской молодёжи. Трансформация сюжета, на который указывает Н.Хисамов, в основе которого лежит исторический факт, имела очень большое значение в развитии Йусуфианы и популяризации его личности [2].
«Йусуф пайгамбар (пророк)» давно стал книжным термином у тюрко-мусульманских народов. Значит, Йусуф - пророк, то есть близкий Богу человек, а может, часть самого божества?
В одной из очень популярных мусульманских книг «Гыйбадэте исламия» (Мусульманский молитвенник), составленной ещё в девятнадцатом веке
известным татарским просветителем и педагогом Ахметхади Максуди, есть раздел «Пэйгамбэрлэр» (Пророки), в котором также говорится о том, что пророки посылаются Аллахом к людям для того, чтобы они доводили до людей волю Аллаха; о том, что все они смертные люди и перечисляются имена пророков. Самый первый из них - Адам, а последний, как известно, Мухаммад. Также подчёркивается, что будущие пророки уже с детства отличаются смекалкой, умом, неординарным мышлением [7, с. 13].
Пророк - это избранник Бога, через него Он посылает на землю свои знамения, даёт знать о Своих «Желаниях». По сведениям энциклопедического словаря, пророков было 124 тысячи человек, среди них и женщины были. Но посланников среди них было лишь 313 и лишь 30 пророков почитаются в Исламе. 25-ти из них посвящены аяты и даже целые суры Корана, кроме этого ещё имеются пророки просто упоминаемые по необходимости при описании того или иного события, имеющего значение для истории Ислама.
Пророков делят на две категории: посланник Бога, через которых низводились в народ Законы или вводились изменения в имеющиеся; и пророков, получивших откровение через посредника между Богом и пророком -архангелом Джабраил (Гавриил). Среди 30 пророков, поимённо упомянутых в Коране, среди которых есть и женщины, фигурирует имя Йусуфа [3].
В Коране Йусуф упоминается в 12-ой суре, состоящей из 111-ти аятов [4, 5]. Если попытаться определить происхождение Йусуфа, его родословную можно проследить уже по поэме, посвященной житию пророка.
На белый свет пророк Йусуф для истины родился;
Его отец - пророк Якуб - любимец Бога;
А дед его пророк Исаак - целитель верой;
Рождён Исаак Авраамом: Аллаху был он вернейшим другом. [6, с.20]
То, что пророческие способности присущи данной семье, говорит о том, что род отмечен миссианством. Миссионерский долг передаётся им по наследству, по воле Аллаха. Этому можно найти подтверждение в Коране. В аятах приведенной выше 12 суры "Сурату Йусуф" описываются сновидения Йусуфа и его способности по толкованию сновидений, которые и на то время признаны феноменальными.
Сведения о происхождении Йусуфа и его святых предков имеются также в 14-ой, 17-ой, 21-ой сурах Корана. В 37-ом аяте 14-ой суры "Ибрагим" упоминается название родного города Исмагила - сына Ибрагима, отчаявшегося иметь детей. Город, построенный в пустыне, где появился священный источник после рождения младенца, в Коране идёт под названием Кэгъбэ. Вероятно, по лингвистическим причинам, название превратилось в Кяньган, в котором, по содержанию поэмы К.Гали, проживает семейство Ягъкуба, внука Исмагила, рождённого наложницей Хаджар в преклонном возрасте.
Способность Йусуфа толковать сновидения подтверждается книгой "Теш юрау китабы" - (Сонник), где утверждается, что Йусуф китабы, т.е. Книга Йусуфа явилась праотцом книг подобного рода, по которым пытались разгадывать увиденное сновидение, предсказывать будущее, предотворять беду и т.д. По утверждениям в выше приведённой книге пророка Йусуфа почитают у
татар и как основоположника науки о сновидениях.
Святое происхождение Йусуфа не подвергается сомнению, но в религиозной и светской литературе сведений о его личности не много. Основным источником остаётся поэма К.Гали "Кыйссаи-Йусуф". Через художественный образ, воссозданный древним поэтом, нам открываются художественно воссозданные исторические факты, воспроизведённые в эстетической концепции того времени.
Как было уже подчёркнуто выше, пророки смертны, что значит, не лишены обычных человеческих пороков. Йусуф, очень часто оказываясь в тяжелейшей жизненной ситуации, тоже не свободен от некоторых сомнений, внутренних разногласий. Но, согласно эстетической концепции, господствующей в Волжской Булгарии начала тринадцатого века, юный пророк незыблем в своей Вере. В благодарность за безупречную Веру, он всегда вовремя получает полагающуюся ему помощь.
Защитник слабых и обиженных малик рахман (букв. Владелец вселенной)
Приказ низвёл Он Джабраилу, к нему возвал:
- Ты, Джабраил, лети стрелой,
Йусуфу радостную весть ты сообщай:
Пророчество даруется ему!
Одеждой и едой из рая награждай [6, с.42].
Это случилось, когда Йусуф из-за зависти братьев оказался в гадком колодце без пищи и обнажён, то есть на краю физической гибели. Таким образом, Йусуф, с раннего детства уверовавший в единственного и всемогущего Аллаха, не остаётся один на один в своей беде. К нему, одновременно с одеждой и пищей, немедленно посылается и утешение: моральная, психологическая поддержка. Через архангела Джабраила Йусуфу сообщается вся программа его дальнейшей жизни и даётся руководство к действию. Тэцре жэлил (это имена Аллаха, которых у него по мусульманской теологии 99) рекомендует Йусуфу не расстраиваться, набраться терпения, так как впереди его ждут тяжёлые испытания. Но Аллах обещает быть постоянно рядом со своим верным рабом и спасать его от всех напастей. Власть, богатство, встреча с отцом Ягъкубом. Всё было обещано Йусуфу уже во время его пребывания в колодце. Такие взаимоотношения со Всевышним пришли к нему не просто так, не от того, что Он так захотел. Были услышаны страстные молитвы Йусуфа.
По эстетической идее поэмы, все обещания Аллаха, все его предписания выполняются, и здесь чётко прослеживается причинно-следственная связь. Таким мучениям (разлука отца с любимейшим из сыновей; пребывание Йусуфа в колодце на протяжении семи лет, его состояние в качестве жертвы клеветы, положение раба, несмотря на знатное происхождение и высокие нравственные, интеллектуальные спосбности и т.д.) Йусуф и его отец Ягъкуб подвергаются неспроста. К концу повествования выясняется, что пророк Ягъкуб в своё время, после смерти матери Йусуфа, отобрав младенца у роженицы, продаёт его (Башира) в рабство, а мать оставляет при Йусуфе в качестве кормилицы. Здесь наблюдается разногласие с 12-ой сурой Корана, судя по последним аятам Йусуф, уже став правителем Мисыра (Египта), имеет счастье обнять
одновременно с отцом и мать Рахиль. А в поэме К.Гали Дух умершей матери оказывает поддержку сыну в трудные мгновения жизни, отзывается из могилы.
Таким образом, Ягъкуб и самый любимый из его сыновей Йусуф, по содержанию поэмы, страдают из-за его неблаговидного поступка с кормилицей и её сыном Баширом. В Коране же пророков: отца и сына приводит к страданию зависть и злость братьев, якобы из-за того, что отец Ягъкуб любит детей Рахиль (от неё у Ягъкуба есть еще один сын Ибнйэмин-Биньямин и дочь Дина) больше остальных десяти старших сыновей, несмотря на то, что они являются кормильцами отца и младших братьев.
Моменты человеческой слабости, проявление человеческих пороков наблюдается в раскрытии личности Йусуфа. Например, он, возгордившись своей красотой, стал с презрением смотреть на других людей, осознавая своё превосходство над ними. За спесь и высокомерие сверху немедленно спускается наказание. Йусуф оказывается в городе джиннов, которые все прекраснее Йусуфа лицом, где он оказывается не только таким как остальные, но даже ниже их о красоте.
Самая большая победа над своими слабостями, удавшаяся Йусуфу, наблюдается во время эпизода с Зулейхой, которая на протяжении многих лет, сгорая от любви к нему, решается соблазнить его, силой заставить совершить близость. И здесь Йусуф предпочитает сесть в тюрьму, нежели совершить неблаговидный поступок: "Яман эштэн мица зиндан артык инде" (букв. Мне тюрьма милее, чем неблаговидный поступок).
Основным лейтмотивом поэмы, её эстетической идеей, как уже было сказано выше, укрепление исламской веры в народе, поэтому очень часто встречаются строки подобного рода:
Нетерпение сжигает стыд и честь,
Лишь упорное терпенье к цели приведёт.
Также подчёркивается идея о том, что всё предписано свыше и ничто не может изменить волю Аллаха. Поэтому каждый шаг персонажей заранее предугадан, определён. Исход же, прежде всего, зависит от степени веры подвергающегося испытаниям человека, от его душевной чистоты.
В поэме чётко прослеживается динамика развития личностных качеств Йусуфа. Он всегда принимает сторону Всевышнего, прислушивается к его знамениям. Наряду с достоинствами, связанными с его внешними и внутренними качествами, такими как необыкновенная красота, чарующая всех вокруг; справедливость, милосердие, прощение и великодушие, он, снискал любовь населения смекалкой, организаторскими способностями, которые даны ему благодаря упорному труду по самосовершенствованию. В результате этого его внутренний мир, в терминологии Информационно-энергетического Учения, 9 Тел, не считая физического, находятся в постоянной гармонии между собой [9, 10].
Умение удерживать гармонию внутреннего мира создаёт почву для развития ещё одного ценного качества героя. Как было уже оговорено выше, Йусуф - толкователь сновидений. Если учесть, что мировоззрение народа в начале 13-го века опиралось на мифологическую систему, умение толковать сны считалось очень ценным качеством. Благодаря таланту разгадывания
сновидений, Йусуф оказывается правителем Египта. Он угадывает сновидение действующего царя данной страны - Раййана. В знак благодарности тот уступает ему свой трон Йусуфу.
Раййан уступает свой царственный трон вчерашнему узнику (правда, оклеветанному, а не преступившему закон) во имя процветания страны. Действительно, благодаря умению предугадывать события, действовать согласно предсказанию, мудрости Йусуфа на протяжении семи голодных лет засухи у них было достаточно зерна, которое он продавал другим державам.
Бесконечная терпимость, неограниченная требовательность к себе на фоне прощения тяжелейших прегрешений других людей, установка на совершентствование себя и мира вокруг себя - вот основа основ развития личности Йусуфа и обладания (обретения) им пророческими качествами.
Литература
1. Доманский B.A. Литература и культура. Культурологический подxод к изучению словесности в школе. Учебное пособие. - M.-.Наука, Флинта. -2QQ2.
2. Хисамов Н.Ш. Кол Гали hзм терки "Йосыфнамз". / Нурмеxзммзт Хисамов. - Казан: Татар кит. нзшр., 2006.
3. Ислам на европейском востоке. Энциклопедический словарь. -Казань: Mагариф, 2004.
4. Толкование Корана. Перевод: мелла Ногман (на арабском и татарском языкаx). На кириллицу перевела Ибатуллина P.P.; подготовил к печати: Mуxаммадьяр Наджметдинов. - Казань: Aкадемия познания. - 2QQ9.
5. Коръзн. На арабском языке. На кириллицу перевёл и обработал Фзрид xззрзт Хзйдзр Сзлман. - Казан: PAННУP, 2001.
6. Кол Гали. Кыйссаи Йосыф. (Н.Ш.Хисамов тзрщемзсе) Казан: Татар кит. нзшр., 1989.
V. MзксYди Эxмзтhади. Гыйбадзте исламия. Казан: Татар кит. нзшр., 1989.
8. Axметтьянов Mарсель. Теш юрау китабы. (Тзгъбирнамз, юрамышлар, ырымнар) - Казан: Татар "Mирас" фонды. 1991.
9. Коновалов С.С.Творение Mира./С.С.Коновалов. - СПб.:прайм-ЕВРОЗШК, 2006.
1Q. Коновалов С.С.Человек и Вселенная./С.С.Коновалов. - СПб.:прайм-ЕВРОЗШК, 2008
References:
1. Domanskij V.A. Literatura i kul'tura. Kul'turologicheskij podhod k izucheniju slovesnosti v shkole. Uchebnoeposobie. - M.:Nauka, Flinta. -2QQ2.
2. Hisamov N.Sh. Kol Gali hзm tеrki "Josyfnamз". / Nurmеhзmmзt Hisamov. - Kazan: Tatar kit. mshr., 2006.
3. Islam na evropejskom vostoke. Jenciklopedicheskij slovar'. - Kazan': Magarif, 2QQ4.
4. Tolkovanie Korana. Perevod: mella Nogman (na arabskom i tatarskom jazykah). Na kirillicu perevela Ibatullina R.R.; podgotovil kpechati: Muhammadjar Nadzhmetdinov. - Kazan ': Akademija poznanija. - 2QQ9.
5. Kor#dn. Na arabskom jazyke. Na kirillicu perevjol i obrabotal Fsrid hszrst Hdjddr Sdlman. - Kazan: RANNUR, 2001.
6. Kol Gali. Kyjssai Josyf. (N.Sh.Hisamov tsr^emsse) Kazan: Tatar kit. mshr., 1989.
7. Msksydi Ohmsthadi. Gyjbaddte islamija. Kazan: Tatar kit. mshr., 1989.
8. Ahmettjanov Marsel'. Tesh jurau kitaby. (Tdg#birnamd, juramyshlar, yrymnar) - Kazan: Tatar "Miras" fondy. 1991.
9. Konovalov S.S.Tvorenie Mira./S.S.Konovalov. - SPb.:prajm-EVROZNAK, 2006.
10. Konovalov S.S.Chelovek i Vselennaja./S.S.Konovalov. - SPb.:prajm-EVROZNAK, 2008.