УДК 27-75
Багдасаров Сергей, студент Харьковской Духовной семинарии
Украина, Харьков [email protected]
Проповедь в Интернете: о минималистических жанрах
Аннотация: В статье рассматривается миссионерские действия в Интернете. Став важным фактором социализации человека и формирования общественного мнения, интернет быстро превратился в конкурента телевидения по степени концентрации внимания общества. Представители Протестантской и Католической церквей активно используют социальную рекламу и, таким образом, выполняют свои миссионерские задачи. В сети размещено множество мотивационных роликов на религиозную тематику. Значительная часть из них прямо повествует о Боге и о нормах жизни христианина. Присутствие в сети Православной Церкви знаменуется преимущественно проповедями нескольких известных священников и передачами мирян, занятых в структуре Церкви.
Ключевые слова: православная миссия, Церковь и современность, христианская миссия в Интернете.
Bagdasarov Sergey, student of the Kharkiv Theological seminary
Ukraine, Kharkov [email protected]
A sermon on the Internet: about minimalist genres
Abstract: The article deals with missionary activities on the Internet. Having become an important factor of human socialization and formation of public opinion, the Internet has quickly turned into a competitor of television by the degree of concentration of public attention. Representatives of the Protestant and Catholic churches actively use social advertising and, thus, carry out their missionary tasks. The network contains many motivational videos on religious topics. A significant part of them directly tells about God and norms of the life of a Christian. Presence of the Orthodox Church in the network is marked mainly by sermons of several well-known priests and transmissions of lay people employed in the structure of the Church.
Key words: Orthodox mission, Church and modernity, Christian mission on the Internet.
Изобретение Интернета повлияло в целом на деятельность и стандарты ТВ-индустрии. Став важным фактором социализации человека и формирования общественного мнения, интернет быстро превратился в конкурента телевидения по степени концентрации внимания общества. Фильмы и передачи, транслируемые по телевизору, всё так же востребованы, однако теперь зритель тратит на телевизор гораздо меньше времени, тогда как на Интернет — больше [12]. Человек с планшетом или смартфоном в руках тоже смотрит кино, мультфильмы и познавательные передачи, но не только дома, а ещё и в метро, в самолёте, в кафе, на работе... везде, где и когда ему удобно. Таков новый стандарт потребления информации - её беспрерывный поток требует постоянного доступа. В этом потоке молодой человек может столкнуться как с полезной, так и с душевредной информацией, поскольку Интернет - свободная страна, и её никто не контролирует. Следовательно, внимание Церкви к этому способу взаимодействия с обществом является крайне важным и необходимым.
Из всей видеопродукции, которую предлагает глобальная сеть, очень востребованными, особенно среди молодёжи, являются непродолжительные мотивационные ролики или социальная реклама. Многие из них вполне соответствуют жанру художественного фильма, только очень короткого. Они затрагивают важные социальные и нравственные проблемы, вопросы здорового образа жизни и личностного роста, призывают к активной жизненной позиции [1, 3, 5]. Эти ролики быстро набирают сотни тысяч просмотров и активно распространяются в социальных сетях. Многие торговые марки уже давно избрали для себя такой формат для коммерческой рекламы. Например, сеть немецких продуктовых супермаркетов «Edeka» (1:46 мин.) периодически запускает в сеть короткие ролики о семейных ценностях. Один из них за 3 года набрал уже почти 60 млн. просмотров [8]. Трогательная история о том, как одинокий дедушка настолько соскучился по детям, что решил разрубить гордиев узел их вечной занятости, разослав телеграммы с извещением о своей смерти. Раскаявшиеся дети с внуками сразу приехали на похороны, но дома их ждал накрытый стол к Рождеству. Хорошим примером социальной рекламы является ролик «Smoking health harms» (40 сек.) британской антитабачной кампании, где очень натурально показана развивающаяся опухоль героя сюжета, пока он курит [11]. Всё происходит практически в тишине и слышно только затяжки героя, взмах крыльев птиц и убедительный голос диктора. Этот ролик набрал 3,5 млн. просмотров и, что характерно, ни одного комментария. Комментарии, видимо в результате шокирующей картинки, излишни.
Главной особенностью таких роликов является их короткая длительность в сочетании с захватывающей сюжетной линией, качественными видеорядом и музыкальным сопровождением. Можно сказать, что формат мотивационных роликов объединяет в себе жанр художественного короткометражного фильма с социальной рекламой и заключается в формуле «Быстро-Понятно-Красиво». Обращение к зрителю,
которое располагает принять решение или пережить определённое эмоциональное состояние относительно сути воплощенного в ролике вопроса, создает соответствующее мотивационное стремление. Социальные ролики способны за несколько минут заставить зрителя рассмеяться или заплакать, вызывают массу эмоций и желание поделиться им с друзьями. Они ориентированы на преодоление какой-либо важной проблемы, потому всегда положительно оцениваются аудиторией [13]. За счёт массового распространения такие видеопродукты прозвали вирусными. По результатам социологических исследований воздействий социальной рекламы, ученые выяснили, что она заставляет людей задуматься над актуальными социальными проблемами, а большая часть респондентов призналась в изменении своего поведения и отношения к обсуждаемой проблеме [14]. Таким образом, мотивационные ролики могут быть прекрасным миссионерским инструментом для Церкви, позволяющим за короткое время и до наибольшего количества людей донести любую важную информацию.
Представители Протестантской и Католической церквей уже активно используют социальную рекламу и, таким образом, выполняют свои миссионерские задачи. В сети размещено множество мотивационных роликов на религиозную тематику. Значительная часть из них прямо повествует о Боге и о нормах жизни христианина. Обычно это непрофессиональный труд, но, как ни странно, это не влияет на их популярность среди зрителей. Так, к примеру, любительский клип на авторскую песню «Совершенный Бог» просмотрен более 8 млн. раз за десять лет [7]. Этот случай - не единственный. Подобное музыкальное творчество протестантов действительно находит отклик у многих людей, что, по-видимому, обусловлено вкусовыми предпочтениями, а иногда, наоборот, отсутствием вкуса.
Почти полмиллиона просмотров получил юмористический протестантский ролик «Пирог для Бога» (2:40 мин.), повествующий о том, что человек, проживая жизнь, стремится не замечать Божие действие в ней, даже когда Господь смотрит на него в упор [4]. Юмор в Церкви и о Церкви -сфера очень тонкая, но такой способ повествования тоже может быть очень действенным. Пятиминутный юмористический ролик от телевизионного шоу «Comedy Woman» о жёнах московских олигархов в храме, не задев достоинства Церкви, но весьма грамотно отразив некоторые курьёзные явления приходской жизни, стал самым просматриваемым эпизодом этого шоу в целом, набрав почти миллион просмотров [6].
Присутствие в сети нашей Православной Церкви знаменуется преимущественно проповедями нескольких известных священников и передачами мирян, занятых в структуре Церкви. Это продолжительные видео, длящиеся более 20 минут. Несмотря на необходимость и такого контента, количество просмотров большинства из них редко переходит уровень ста тысяч (в основном 10-60 тысяч просмотров за несколько лет).
Удачный пример воплощения образа духовного учебного заведения -короткий фильм о Казанской духовной семинарии (7 мин.), просмотренный почти 200 тыс. раз. [2] В нём соблюдены все законы жанра: короткая продолжительность, интригующий сюжет, динамика развития событий, напряженная музыка. Зритель пребывает в постоянном ожидании поворота сюжета, но кульминация истории борьбы семинаристов со страстями происходит в самом последнем кадре, что, безусловно, усиливает мотивационный эффект.
Острая социально-политическая ситуация на Украине затронула и вопросы церковного мира. Сегодня Церковь должна реагировать на многочисленные вызовы так же быстро, как они происходят. Нужно сказать, что во многом эти вызовы - виртуальные, выраженные в видеоинформации, искажающей действительное положение вещей. Очень активно противодействует этому Союз Православных Журналистов [16]. Но предложенный ими контент новостийного характера, хотя и является непродолжительным по времени, большой популярностью, тем не менее, не пользуется. Наибольшее количество просмотров (683 тыс. за 2 года) набрала история о молодоженах, которые не смогли повенчаться в захваченном раскольниками храме. На втором месте - интервью с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием (238 тыс.), и на третьем - фильм о Михаиле Денисенко «Чёрный Патриарх», набравший 182 тыс. просмотров. Стоит так же сказать, что ещё одним очень просматриваемым информационным роликом о Православной Церкви стал блог Анатолия Шария, набравший 730 тыс. просмотров, посвященный Крестному ходу 2016 года в честь Крещения Руси [17].
Польский актёр Петр Шулькин однажды сказал: «Телевиденье сделано по вашему образу и подобию». То же самое стоит сказать об Интернете - он отражает превалирующие социальные отношения в обществе. С этим утверждением можно согласиться, но так ли это на самом деле? «Всяк человек ложь», - говорит Царь Давид. Что же тогда отражают телевиденье и интернет, ложь? Отчасти. Прежде всего, человека необновлённого, лишенного истинной радости богообщения, а также всё, к чему это ведёт. Исходя из этого, можно очертить ряд миссионерских задач для Церкви по присутствию в глобальной сети, сутью которых является повествование о человеке обновлённом, о его перемене и росте в Боге. В этом плане очень результативным может стать производство качественного и короткого по длительности видеоконтента, способного привлечь внимание зрителя среди всего потока информации, к тем вопросам, которые относятся к предмету деятельности Церкви. Повествования о жизни святых, церковных праздниках, сути Таинств и структурном устройстве Церкви может быть подано в таком формате и восполнить пробелы в знаниях людей о Церкви. А это значительно улучшит имидж и восприятие Православия в обществе - особенно среди самой активной части пользователей сети Интернет, и, безусловно, поспособствует спасению душ ещё невоцерковлённых людей.
Библиография
1. Изгой. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=6HUg6Mw1GUY
2. "Братство" - короткометражный фильм Казанской духовной семинарии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=aLSbRv33iek
3. Линия жизни. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=PR6ds0NBrcQ
4. Пирог для Бога [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=upmyrinWq64
5. Поверь в себя. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mi9_EqjAFFk
6. Рублёвские жены в церкви. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.facebook.com/TimeToSmile.lol/videos/1762760900641125/
7. Совершенный Бог [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=I3BUIhzuq3w
8. Edeka. Рождественский клип 2015 г. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=V6-0kYhqoRo
9. Edeka. Рождественский клип 2016 г. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=jjFtbNq9svw
10. Edeka. Эткарус [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=To9COZq3KSo
11. «Smoking health harms» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=QrRwp5KXfrg
12. Артем Лысов "Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет - одно сплошное телевидение" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://broadcasting.ru/articles2/reviews/nichego-ne-budet.-ni-kino--ni-teatra--ni-knig--ni-gazet-odno-sploshnoe-televidenie/
13. Влияние социальной рекламы на поведение человека в зависимости от содержания сообщения [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/34672
14. Эффективность социальной рекламы. Исследование [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://faraa.ru/publ/ehffektivnost_socialnoj_reklamy/7-1-0-265
15. Исследование предпочтений молодежи [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://news.rambler.ru/sociology/38720379-issledovanie-rossiyskaya-molodezh-predpochitaet-sotsseti-i-prosmotr-kino-doma/?updated
16. YouTube-канал СПЖ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UC9fWmcq4cpNNwj3KPu4GzMw/videos?sort =p&flow=grid&view=0
17. YouTube-канал Анатолия Шария. «Чтобы жизнь наладилась окончательно» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=IvET1fc1dII