Научная статья на тему 'Использование ресурсов сети Интернет во время государственного переворота на Украине в 2013-2014 гг'

Использование ресурсов сети Интернет во время государственного переворота на Украине в 2013-2014 гг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
926
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЕВРОМАЙДАН" / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / ГРОМАДСЬКЕ ТЕЛЕБАЧЕННЯ / USAID / NED / ФОНД "ВОЗРОЖДЕНИЕ" / МАЙДАН / ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / УКРАИНА / "EUROMAIDAN" / COUP D''ETAT / GROMADSKE TV / "REVIVAL" FOUNDATION / MAIDAN / COLOR REVOLUTION / UKRAINE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нагорняк Кирилл Иванович

Используя системный подход, контенти ивент-анализ, автор рассматривает сеть Интернет как инструмент коммуникации протестующих в технологии государственного переворота на Украине в 2013-2014 гг. Обозначены основные интернет-ресурсы, действующие в рамках единой системы для достижения задач «Евромайдана». Выделены специализированные интернет-сайты, действующие для помощи в самоорганизации протестующих. На примере «Общественного телевидения» («Громадського телебачення») Украины раскрыты источники финансирования и влияния международного фонда «Возрождение», посольств США, Королевства Нидерландов, а также других международных структур на украинские независимые медиа. Показана роль видеохостинга YouTube и его взаимосвязь с телевидением для пропаганды идей украинского государственного переворота. Особая роль уделена видеоклипу «I am Ukrainian» Ю. Малушевской и его создателям американской команде «A Whisper to a Roar» (режиссер Б. Мозес).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of internet resources during the Ukrainian coup d''etat in 2013-2014

In the article the author, using system approach, content and event-analysis, considers the Internet as a communication tool in the technology of coup d'état in Ukraine 2013-2014. The author identified the main Internet resources that acted to achieve the objectives of “EuroMaidan”, their tasks and area of work. Special web-resources will to help the protesters of self-organization are mentioned as well. On the example of “Gromadska Telebachennya” the article disclosed the sources of financing and the impact of international funds (“Revival”, the US Embassy, the Netherlands, as well as other international structures on Ukrainian independent media. The role of video sharing on YouTube and its connection with television are to contribute to the ideas of the Ukrainian coup is pointed out. A special role was played by the video “I am Ukrainian”, Y. Malushevskaya and his creators, the American team “Whisper to the Roar” (director B. Moses).

Текст научной работы на тему «Использование ресурсов сети Интернет во время государственного переворота на Украине в 2013-2014 гг»

л

К.И. Нагорняк

Использование ресурсов сети Интернет во время государственного переворота на Украине в 2013-2014 гг.

Используя системный подход, контент- и ивент-анализ, автор рассматривает сеть Интернет как инструмент коммуникации протестующих в технологии государственного переворота на Украине в 2013-2014 гг. Обозначены основные интернет-ресурсы, действующие в рамках единой системы для достижения задач «Евромайдана». Выделены специализированные интернет-сайты, действующие для помощи в самоорганизации протестующих. На примере «Общественного телевидения» («Громадського телебачення») Украины раскрыты источники финансирования и влияния международного фонда «Возрождение», посольств США, Королевства Нидерландов, а также других международных структур на украинские независимые медиа. Показана роль видеохостинга YouTube и его взаимосвязь с телевидением для пропаганды идей украинского государственного переворота. Особая роль уделена видеоклипу «I am Ukrainian» Ю. Малушевской и его создателям - американской команде «A Whisper to a Roar» (режиссер Б. Мозес).

Ключевые слова: «Евромайдан», государственный переворот, Громадське телебачення, USAID, NED, фонд «Возрождение», Майдан, цветная революция, Украина.

Массовое распространение сети Интернет привело к появлению нового самостоятельного коммуникационного пространства, где действуют собственные законы. Согласно данным организации «Internet World Stats», по состоянию на 30 ноября 2015 г. население Земли составило 7,3 млрд чел., из них 46,4% (3,4 млрд чел.) являются пользователями сети Интернет. 1,5 млрд жителей Земли пользуются социальной сетью Facebook. Население Европы составляет 821 млн чел., из них 73,5% (604 млн чел.) имеют доступ к сети Интернет. 310 млн европейцев пользуются социальной сетью Facebook [27].

В 2014 г. 70,52% россиян и 43,4% украинцев использовали Интернет [28]. Огромная скорость вовлечения пользователей, дешевизна, простота в использовании, отсутствие ограничений в виде государственных границ (интернациональность) позволили использовать технологию в геополитических противостояниях великих держав [15; 16]. Опыт

применения интернет-технологий во время «Евромайдана» на Украи-

О-В ^

m ^ о:

и — Z

не показал их прекрасные координационные и мобилизационные воз- ^ s оо

можности. ^о з °

- о.

Цель исследования: выявить технологию использования ресурсов § ^

сети Интернет для достижения задач «Евромайдана». Объект иссле- i дования: сеть Интернет как инструмент коммуникации в технологии ^ государственного переворота на Украине в 2013-2014 гг. Предмет: роль о интернет-технологий в пропаганде идей «Евромайдана».

Методологическим основанием исследования выступил системный подход, который определяет «Евромайдан» технологией государственного переворота. Это подразумевает единую систему, состоящую из компонентов, взаимосвязанных во времени и пространстве. Сеть Интернет рассматривается как коммуникационное пространство, где происходит взаимодействие субъекта и объекта украинского государственного переворота.

Во время исследования коммуникационных ресурсов «Евромайдана» для обработки большого массива информации, выявленного среди опубликованных источников, использованы методы: контент-анализа -перевод изучаемой информации в количественные показатели и создание статистики; интернет-анализа - исследование намерений деятелей «Евромайдана», опубликованных в источниках. Также в статье использован метод включенного наблюдения, что позволило рассмотреть степень продуктивности сетевых СМИ и интернет-сообществ во время украинской цветной революции 2013-2014 гг.

Современные СМИ работают в рамках взаимосвязанной системы, состоящей из интернет-порталов, социальных сетей и мобильных приложений. Телевидение, радио, газеты и журналы имеют сайты, приложения, сообщества в социальных сетях; подключены к видеохостингам, новостным агрегаторам (сайты, которые собирают новости интернет-СМИ), поисковым системам, тизерной рекламе (система обмена новостями и рекламой интернет-СМИ), осуществляют новостную рассылку по электронной почте. Для примера, одна новость на сайте газеты «Украинская правда» автоматически публикуется в новостных агрегато-рах «Google. Новости», «Яндекс. Новости», «Ukr.net». Также она автоматически публикуется в Твиттер-аккаунте, в новостных сообществах в социальных сетях Vk.com, Facebook, Google+. Все это происходит в течение нескольких секунд.

Рассмотрим СМИ, работавшие на достижение целей «Евромай-дана» и вещавших в сеть Интернет. Среди телеканалов выделим «5 канал» (5.ua), «24 канал» (24tv.ua), «1 + 1» (www.1plus1.ua), «ZIK» (zik. ua), «TVI» (tvi.ua), «ЕспресоТУ» (espreso.tv). Среди интернет-изданий

о

отметим «Укранську правду» (www.pravda.com.ua), «Украшську службу BBC» (www.bbc.co.uk/ukrainian), «Левый Берег» (lb.ua), «Цензор. нет» (censor.net.ua), агентство «Журналистика данных» (www.texty. org.ua), «Инсайдер» (www.theinsider.com.ua), «ТелеКритику» (www. telekritika.ua), «Майдан» (maidan.org.ua). Интернет-телевидение представляли «ГромадськеТ^» (hromadske.tv), «Спшьнобачення» (spilno. tv), «UAsteam» (www.ukrstream.tv). Среди газет и журналов отметим газету «День» (www.day.kiev.ua), «Дзеркало тижня» (dt.ua), журнал «Фокус» (focus.ua), журнал «Укранський тиждень» (tyzhden.ua), «Газету по-украшсьш» (gazeta.ua), газету «Коммерсантъ-Украина» (www. kommersant.ua), среди радио - «Радио Свобода» (www.radiosvoboda.org), «Громадськерадю» (soundcloud.com/hromadske-radio) и «Радю ЕРА» (eramedia.com.ua).

Качественные репортажи в режиме реального времени осуществляли сайт газеты «Украинская правда» [19], твиттер-аккаунт «Украинской правды» [25] и сайт международного издания «BBC Украина» [4]. Важную роль в информационном обеспечении «цветной революции» на Украине в 2013-2014 гг. сыграли трансляции видео в режиме реального времени - стримы. Видеотрансляцию с места протестов вели «Громадське телебачення», «5 канал», «Espreso-TV» (с помощью видеохостинга YouTube), Spilno TV и Аронець live (на видеохостинге Steam), «Радио Свобода» (на своем сервере).

С первого дня массовых протестов на Украине корреспонденты интернет-телевидения «Громадське телебачення» вели прямые эфиры с места массовых протестов. Информация подавалась в форме «стри-ма» - трансляция видео с места событий в режиме реального времени. Журналисты только иногда комментировали события, интерпретируя ситуацию на площади согласно редакционной политике.

«Общественное телевидение» («Громадське телебачення») было зарегистрировано одноименной общественной организацией 11 июня 2013 г. на Украине. В программный совет канала вошли восемь бывших журналистов TBi, в том числе М. Найем, Д. Гнап, Р. Скрипин, С. Андрушко, Ю. Банковая [3].

Первый прямой эфир «Громадське телебачення» стартовал 22 ноября в 14:00 как ответ на решение кабинета министров Украины приостановить евроинтеграционный процесс на Украине. Гостями телеканала были депутат от партии «Батьшвшина» Л. Оробець и руководитель общественной организации «Центр UA» О. Рибачук [1].

По состоянию на 1 декабря 2013 г. онлайн-трансляции «Громадського телебачення» смотрели одновременно около 100 тыс. чел. [18]. В декабре 2013 г. аудитория канала составила почти 7% населения Украины,

О" 2

а официальный сайт просмотрели 7,5 млн чел. Рекорд онлайн-просмо- ¡2 5 & тров за 2013 г. составил почти 200 тыс. чел. На 2013 г. в сети YouTube ^ 2 оо на канал подписалиось более 150 тыс. пользователей [20, с. 16]. 'о з °

Рассмотрим источники финансирования указанного интернет-теле- § ^

О

видения. В июле 2013 г. «Громадське телебачення» получило финансо- ^ е^ вую поддержку в размере 88 000 грн. от международного фонда «Воз- ^ рождение». В августе 2013 г. на развитие указанного СМИ посольство о США на Украине выделило 359 685 грн. В ноябре 2013 г. посольство ^ США передало интернет-каналу 39 965 грн. и 159 983 грн. канал получил от «вклада общественности». В разгар государственного переворота на Украине в декабре 2013 г. «Общественное телевидение» получило 793 089 грн. от посольства Королевства Нидерланды на Украине, 159 860 грн. от международного фонда «Возрождение» и 908 621 грн. от «общественности» [12, с. 6]. Это свидетельствует о том, что «Громад-ське телебачення», как и многие коммуникационные ресурсы «цветной революции» на Украине 2013-2014 гг., было встроено в общую систему финансирования через международные фонды и некоммерческие организации (НКО) для государственного переворота в стране.

Во время «Евромайдана» видеохостинг YouTube стал одним из главных инструментов в коммуникации протестующих. Телевизионные каналы, а также многие интернет-издания имели свои каналы на You-ТиЬе, через которые велись прямые трансляции, распространялись видео новостного и пропагандистского характера. Ярким примером служит работа украинского телеканала «1 + 1».

15 декабря 2013 г. сотрудники «1 + 1» подготовили видеоклип, где протестующие массово исполняли гимн Украины. Гимн пели на «Евро-майдане», в Киевском метро, на площади во время концерта группы «Океан Эльзы». Создатели клипа пытались решить следующие задачи: 1) показать, что протестующие являются патриотами Украины; 2) обозначить массовость и общность революционеров; 3) создать барьер между протестующими «патриотами» и отступниками из партии власти; 4) сформировать идею общности революционеров и правоохранителей (т.к. в кадрах присутствует исполняющие гимн сотрудники «Беркута»), тем самым оказать давление на МВД. После просмотра видео складывалось впечатление, что «Евромайдан» поддерживает вся страна [13].

26 января 2014 г. телеканал подготовил видеоклип о протестах в Киеве, где был четко обозначен положительный образ революционеров и ярко выражена отрицательная роль украинских правоохранителей. На видео сотрудники «Беркута» обязательно кого-нибудь избивают группой или в одиночку, разбивают камеру журналистам, стреляют. Негативный образ дополняют крупные планы плачущих женщин,

о

избитых горожан и людей без признаков жизни (убитых). Важным посылом видео был кадр, где правоохранитель стреляет из помпового ружья. После этого зрителю показывают кадр с убитым мужчиной. Тем самым создатели видео подчеркивают роль бойцов «Беркута» в репрессиях по отношению к «участникам мирных протестов». В клипе революционеры часто выступают с флагами Украины, так создается образ патриотов. Сильный момент видео - кадр с крупным планом революционера и девушки. Мужчина в маске-балаклаве соприкасается лицом с лицом девушки. Он гладит ее по щеке и что-то говорит. Тем самым авторы пытались сформировать образ борца за свободу, рискующего своей любовью и даже жизнью ради страны. Клип был выложен на видеохостинге YouTube, где его просмотрело более 100 тыс. человек, а оттуда его добавили к себе интернет-СМИ [14].

3 февраля 2014 г. канал «1 + 1» подготовил сюжет с В. Титушко, где последний заявил, что хотел бы поддержать «Евромайдан». Для революционеров фамилия Титушко была собирательным образом асоциального элемента, взятого на вооружение партией власти для неофициального противодействия протестующим. Принятие идей «Евромайдана» со стороны Титушко положительно повлияло на боевой дух со стороны украинских революционеров. Видео было опубликовано на сайте Texty. org.ua, где его просмотрело более 3 тыс. пользователей [15].

Примерами пропагандистских видео, направленных на создание героического образа украинских протестующих, служит клип к песне «Горша шина» [16], опубликованный 29 января 2014 г. Видеоклип иллюстрирует зрителям будни «Евромайдана» и формирует посыл мирного протеста. Видео набрало более 300 тыс. просмотров на YouTube [17].

10 февраля 2014 г. на видеохостинге YouTube был опубликован ролик «I am Ukrainian». На видео русоволосая голубоглазая студентка Ю. Марушевская на английском языке призывает международное сообщество помочь украинским революционерам. По ее словам, все протестующие хотят быть свободными от диктатуры и коррумпированной власти. Девушка постоянно смотрит в объектив, как бы в глаза зрителю. Периодически на видео показывают кадры «зверств» сотрудников «Беркута». Фоном звучит драматическая мелодия, смешанная со звуками ритмичных ударов железных труб о щиты и интершумом с майдана. В конце видео на английском языке появляется надпись: «Пожалуйста, свяжитесь с вашими представителями и требуйте поддержки украинского народа в их борьбе за свободу и демократию. Пока не поздно» [18]. За несколько дней видеоклип набрал несколько миллионов просмотров. По состоянию на 14 марта 2014 г. его посмотрело 8 млн пользователей YouTube.

В украинской среде видео представили как продукт самодеятельно-

О -£

т ^ о:

к и 2 и з

сти трех украинских студенток, которые захотели рассказать о «мирных ^ 2 со протестах» в Киеве [19]. На самом деле видеоклип был снят, смонтиро- 'о з °

а.

ван и опубликован на канале YouTube «Whisper Roar» американским § ^

q ^

режиссером Б. Мозесом. Он известен как автор документального филь- ^ ма «A Whisper to a Roar» («От шепота до крика») о «цветных револю- ^ циях» в Египте, Малайзии, Украине, Венесуэле и Зимбабве [20]. Спон- о сором фильма выступил марокканский принц М. Хишам, а идейным вдохновителем - Л. Даймонд (член Совета по международным отношениям США), тесно сотрудничающий с USAID и NED. Даймонд под эгидой NED сыграл важную роль в разработке технологии «Арабской весны» [21]. В январе 2013 г. фильм «A Whisper to a Roar» был показан в Государственном Департаменте США и получил благодарность госсекретаря Х. Клинтон, которая отметила, что фильм вдохновляет граждан во всем мире на борьбу за демократию. Все это говорит о том, что видео специально готовили для англоязычной аудитории, чтобы представить «цветную революцию» как естественный процесс самоорганизации украинского народа для последующего международного давления на действующую власть на Украине.

Рассмотрим иные ресурсы сети Интернет, используемые во время «Евромайдана». Для пропаганды героического образа революционеров «Евромайдана» был задействован российский сервис «Coub» -видеохостинг, позволяющий пользователям публиковать короткие (до 10 секунд) ролики с несинхронным звуковым сопровождением. Видеосюжеты распространялись по социальным сетям, а также интернет-изданиям [22].

Интересным подходом в области решения задач самоорганизации «Евромайдана» стало создание специализированных интернет-сайтов. В конце декабря 2013 г. волонтеры разработали портал «ГАЛАС» -независимую волонтерскую инициативу для помощи гражданскому сопротивлению. Интернет-ресурс представлял собой карту, где были обозначены категории: «нужна помощь», «окажу помощь», «поиск людей», «пункт помощи», «свободный WI-FI» [23]. 27 января 2014 г. специалисты разработали сайт «Потребности Майдана», который действовал как интерактивная карта. На ней можно было увидеть, что нужно протестующим и что уже есть [24]. Для консолидации ресурсов на нужды «цветной революции» протестующие использовали технологию краудфандинга (народного финансирования). Так, на украинской краудфандинговой площадке «Большая идея» был создан проект «Согрей и накорми Майдан», на который было собрано 261 890 грн. Всего в финансировании участвовало 1060 доноров [25]. Правда,

о

CP

неизвестно, на что эти деньги были потрачены, т.к. организаторы проекта не отчитались за потраченные средства.

Участники протестного движения использовали бесплатную программу для передачи голосовых сообщений «Zello». Приложение работает на компьютерах, мобильных телефонах и планшетах. Программа основана на принципах «Push-to-talk» - стандарт голосовой связи с двусторонним радиоинтерфейсом и возможностью передачи информации одновременно только в одном направлении. «Zello» через сеть интернет эмулирует работу рации. Сервис имеет приложения для мобильных устройств на базе операционных систем iOS, Android и BlackBerry. Во время массовых протестов на Украине на сайте сервиса «Zello» были зарегистрированы два канала с названием «Евромайдан Киев» (69,5 тыс. и 14 тыс. пользователей соответственно) [26; 27], канал «Евромайдан Правый Сектор» (48,8 тыс. чел.) [28], «Евромайдан // Украина» (19 тыс. пользователей) [29] и др.

Таким образом, рассмотрев ресурсы сети Интернет для достижения задач «Евромайдана», можно сделать следующие выводы. Во-первых, интернет-ресурсы стали важным инструментом в продвижении «цветной революции» на Украине в 2013-2014 гг. В их задачи входило:

а) информирование населения Украины и других стран о событиях на «Евромайдане»;

б) мобилизация и координация протестующих;

в) создание позитивного образа действий протестующих и негативного - официальной власти и правоохранителей, защищавших его;

г) осуществление психологического давления на действующую власть.

Во-вторых, интернет-ресурсы действовали в рамках единой системы,

взаимодействуя с оппозиционными СМИ для достижения задач «Евро-майдана». В-третьих, большинство коммуникационных ресурсов сети Интернет финансировались иностранными фондами («Возрождение», «Национальный фонд поддержки демократии» и др.) и посольствами (США, Великобритания, Нидерланды и др.) и действовали в рамках единой системы государственного переворота.

Дальнейшее исследование указанной технологии позволит разработать более совершенный механизм противодействия «цветным революциям» как инструмента геополитического противоборства великих держав.

Библиографический список

1. «Громадське телебачення» о 14:00 починае свое мовлення i3 евро-марафону // Украшська правда. URL: http://www.pravda.com.ua/ news/2013/11/22/7002741/ (дата обращения: 12.04.2014).

2. «Горша бочка» - мирний xít Свромайдану // TeKcra.org.ua. URL: http:// 5 z

texty.org.ua/pg/news/textynewseditor/read/51606/Gorila_bochka__myrnyj_ cu =¡

khit_Jevromajdanu_VIDeO (дата обращения: 21.11.2016). va Чо

3. «Громадське ТБ»: «Все прше, шжвидумаете, але надiя е» // Суспшьне мов- Я лення. URL: http://stv.mediasapiens.ua/reformuvannya/internet/gromadske_ g Ёв tb_vse_girshe_nizh_vi_dumaete_ale_nadiya_e/ (дата обращения: 17.09.2016). ^ ж

4. BBC Украша розпочинае текстову транслящю за акцп протесту у KneBÍ // ^ ВВС Украша. URL: http://www.bbc.com/ukrainian/politics/2013/12/131201_ g sunday_meeting_1_dec.shtml (дата обращения: 12.04.2014). ^

5. I Am a Ukrainian // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v= Hvds2AIiWLA (дата обращения: 22.11.2015).

6. Активгсти створили штерактивну карту потреб i ресурсiв Свромайдану // Тексти.org.ua. URL: http://texty.org.ua/pg/news/textynewseditor/read/51296/ Aktyvisty_stvoryly_interaktyvnu_kartu_potreb_i_resursiv (дата обращения: 21.11.2016).

7. ГАЛАС: незалежна волонтерська шщатива з допомоги громадсько-му спротиву. URL: https://galas.crowdmap.com/main (дата обращения: 28.11.2015).

8. Горша Шина // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v= dRdARjXvt7I (дата обращения: 22.11.2015).

9. Громадське телебачення: рiчний фiнансовий звiт 2013. URL: http://www.irf. ua/content/files/annual_report_2013_ua_r.pdf (дата обращения: 12.08.2016).

10. Евромайдан // Украина. URL: http://zello.com/channels/k/bDLLE (дата обращения: 21.11.2016).

11. Евромайдан Киев // Zello. URL: http://zello.com/channels/k/bk6tv (дата обращения: 21.11.2016).

12. Евромайдан Киев // Zello. URL: http://zello.com/channels/k/bju6T (дата обращения: 21.11.2016).

13. Евромайдан Правый Сектор // Zello. URL: http://zello.com/channels/k/b7880 (дата обращения: 21.11.2016).

14. Зирш та нагодуй Майдан // Велика 1дея. URL: https://biggggidea.com/ project/385/ (дата обращения: 21.11.2016).

15. Ирхин А.А. Информационная конкуренция великих держав и «мягкая сила» России: причины упущенных возможностей // Вестник развития науки и образования. 2015. № 6. С. 33-40.

16. Ирхин А.А. Борьба за «Умы и Сердца» Народа Украины: Российские позиции и причины упущенных возможностей // Парадигмы истории и общественного развития. 2016. № 1. С. 64-70.

17. Мшченко О. I am a Ukrainian: ввдео про поди в Украш переглянули 8 млн користувачiв на YouTube // Watcher. URL: http://watcher.com. ua/2014/03/14/i-am-a-ukrainian-video-pro-podiyi-v-ukrayini-perehlyanuly-8-mln-korystuvachiv-na-youtube/ (дата обращения: 19.06.2016).

18. Мшченко О. Громадське телебачення зараз дивиться понад 100 тис людей одночасно // Watcher. URL: http://watcher.com.ua/2013/12/01/hro-madske-telebachennya-zaraz-dyvytsya-ponad-100-tys-lyudey-odnochasno/ (дата обращения: 19.06.2016).

19. Провокатор и влади на маршг Онлайн // Украшська правда. URL: http://www.pravda.com.ua/articles/2013/12/1/7003664/ (дата обращения: 12.04.2014).

20. PÎ4Hm звгг 2013 // Мiжнародний фонд Вiдродження: International Renaissance Foundation. URL: http://www.irf.ua/content/files/annual_report_2013_ ua_r.pdf (дата обращения: 12.08.2016).

21. Судольский Р. 15 самых атмосферных видеороликов Coub на тему украинской революции // AIN. URL: http://ain.ua/2014/02/04/511220 (дата обращения: 28.11.2015).

22. Тиждень, що змшив уах нас: деяю з найпронизливших кадрiв (В1ДЕО) // Тексти.org.ua. URL: http://texty.org.ua/pg/news/textynewseditor/read/51299/ Tyzhden_shho_zminyv_usih_nas_dejaki_z (дата обращения: 21.11.2016).

23. Тпушко тдтримав Свромайдан // Тексти.org.ua. URL: http://texty.org. ua/pg/news/textynewseditor/read/51530/Titushko_pidtrymav_Jevromajdan_ VIDeO (дата обращения: 21.11.2016).

24. ТСН створила клгп про виконання гiмну на Майданi. Ввдео // Тексти. org.ua. URL: http://texty.org.ua/pg/news/textynewseditor/read/50452/TSN_ stvoryla_klip_pro_vykonanna_gimnu_na (дата обращения: 21.11.2016).

25. Украшська правда // Twitter. URL: https://twitter.com/ukrpravda_news (дата обращения: 12.04.2014).

26. A Whisper to a Roar. URL: http://awhispertoaroar.com (дата обращения: 22.11.2015).

27. Internet World Stats: usage and population statistics. URL: http://www.internet-worldstats.com/stats4.htm#europe (дата обращения: 03.03.2016).

28. Percentage of Individuals using the Internet. URL: http://www.itu.int/en/ITU-D/ Statistics/Documents/statistics/2015/Individuals_Internet_2000-2014.xls (дата обращения: 03.03.2016).

29. Watson P.J. Exposed: Viral «I am a Ukrainian Video» produced by PR company linked to 'Regime Change' NGO // Global Research. URL: http://www. globalresearch.ca/exposed-viral-i-am-a-ukrainian-video-produced-by-pr-com-pany-linked-to-regime-change-ngo/5370072 (дата обращения: 28.11.2015).

Нагорняк Кирилл Иванович - аспирант кафедры новой и новейшей истории, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым; главный редактор, интернет-издание «Крымские новости», г. Симферополь, Республика Крым. E-mail: kirnagornyak@gmail.com

K.I. Nagornyak

Use of internet resources during the Ukrainian coup d'etat in 2013-2014

In the article the author, using system approach, content and event-analysis, considers the Internet as a communication tool in the technology of coup d'état in Ukraine 2013-2014. The author identified the main Internet resources that acted to achieve the objectives of "EuroMaidan", their tasks and area of work. Special web-resources will to help the protesters of self-organization are mentioned as well. On the example of "Gromadska Telebachennya" the article disclosed the sources of financing and the impact of international funds ("Revival", the US Embassy, the Netherlands, as well as other international structures on Ukrainian independent

о

Œ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O

m ^ 01

i- y z

are to contribute to the ideas of the Ukrainian coup is pointed out. A special role ^ i oo

media. The role of video sharing on YouTube and its connection with television

was played by the video "I am Ukrainian", Y. Malushevskaya and his creators, ^-o

the American team "Whisper to the Roar" (director B. Moses). ^

Key words: "Euromaidan", coup d'etat, Gromadske TV, USAID, NED, "Revival" <2 ^ Foundation, Maidan, color revolution, Ukraine.

u >

Nagornyak Kirill I - postgraduate student of the Department of Modern and Con- O temporary History, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea; chief editor, online edition «Krymskie novosti», Simferopol, Republic of Crimea. E-mail: kirnagornyak@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.