Научная статья на тему 'Проповедь покаяния как важная часть миссии церкви в современных протестантских церквях России'

Проповедь покаяния как важная часть миссии церкви в современных протестантских церквях России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
302
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / MISSION / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MISSIONARY WORK / ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ / ПОКАЯНИЕ / REPENTANCE / ПРОПОВЕДЬ / ПОДГОТОВКА К КРЕЩЕНИЮ / PREPARATION FOR BAPTISM / ПРОТЕСТАНТСКИЕ ЦЕРКВИ / PROTESTANT CHURCHES / EVANGELISATION / PREACHING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Парфенова Евгения Георгиевна

Статья посвящена проблемам современной миссионерской практики протестантских церквей, действующих на территории Российской Федерации (1990-е 2010-е гг.). В центре внимания проповедь покаяния, которая является основой всей евангелизационной (миссионерской) деятельности. На основе интервью с пасторами сделан обзор современной покаянной практики в протестантских церквях и проанализирована ее взаимосвязь с евангелизацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREACHING OF REPENTANCE AS AN IMPORTANT PART OF ECCLESIAL MISSION IN CONTEMPORARY PROTESTANT CHURCHES IN RUSSIA

The article covers the problems related to modern missionary practices of Protestant churches in the Russian Federation (1990s 2010s). Preaching of repentance is the core of their evangelisation (missionary) work. Current repentance practices in Protestant churches are outlined on the basis of interviews with pastors. The author also analyses the interrelation between these practices and evangelisation

Текст научной работы на тему «Проповедь покаяния как важная часть миссии церкви в современных протестантских церквях России»

Е.Г. Парфенова

Проповедь покаяния как важная часть миссии Церкви в современных протестантских церквях России

Статья посвящена проблемам современной миссионерской практики протестантских церквей, действующих на территории Российской Федерации (1990-е — 2010-е гг.). В центре внимания — проповедь покаяния, которая является основой всей евангелизационной (миссионерской) деятельности. На основе интервью с пасторами сделан обзор современной покаянной практики в протестантских церквях и проанализирована ее взаимосвязь с евангелизацией.

ключевые слова: миссия, миссионерская деятельность, евангелизация,

покаяние, проповедь, подготовка к крещению, протестантские церкви.

*1 См.: Деян 2:29-41; 13:148; 17:22-34; 19:11-20; 28:17-31

Перед каждым христианином рано или поздно встает вопрос: как свидетельствовать своим неверующим близким, родным, коллегам по работе? Как сделать слово проповеди и свидетельства наиболее действенным, доходящим до самого сердца человека? Известно, что проповедь апостолов обращала ко Христу тысячи людей *1, помогала им обрести новую жизнь, ставшую служением Богу и ближнему. Главным акцентом такой проповеди был призыв к покаянию. Такое же центральное место проповедь покаяния сохранила в миссионерской деятельности современных протестантских церквей, действующих на территории России, начиная с 1990-х гг. и по настоящее время. Основной целью их создания была миссия или «евангелизация» 1 в постсоветском пространстве 2.

1. «Евангелизация» — термин, широко употребляемый как в протестантской литературе, так и в обыденной жизни пасторов и прихожан этих церквей. См., напр.: [Гамбл. Рассказывая другим].

2. В статье рассмотрен опыт евангелизации наиболее распространенных в России протестантских

церквей: пятидесятнических (христиане веры евангельской), баптистских и протестантских церквей харизматического толка. Кроме того, по данным сайта Protestant.ru, сегодня в России есть еще следующие протестантские деноминации — адвентисты, пресвитериане, методисты, лютеране.

1. Краткий обзор форм и методов миссии в современных протестантских церквях в России

Начиная примерно с 2000-х гг. и по настоящее время, в протестантских церквях произошел переход от массовой евангели-зации (столь характерной для 90-х гг. ХХ в., когда проповедники собирали целые стадионы) к формам и методам миссии, более нацеленным на личное свидетельство 3. Среди них обзорно можно выделить следующие.

1. Личное свидетельство в общении с друзьями, близкими и знакомыми.

2. Приглашение для участия в воскресных богослужениях.

Отметим здесь, что в большинстве известных церквей воскресные богослужения проводятся всегда как миссионерские, в которых обязательно есть место проповеди покаяния. Они проводятся именно с той целью, чтобы услышавший этот призыв мог тут же принести покаяние при соответствующем ходатайстве верных членов церкви о его спасении. Крещение покаявшегося происходит чуть позже (в разных церквях существует различная практика), в некоторых случаях — после нескольких вероучи-тельных бесед.

3. Домашние группы по изучению Библии 4.

После того как от массовости обратились к личному еванге-лизму, стали появляться домашние группы, малые общины, в которых человек открывал для себя Христа не как идею, а как выражение любви, принятия друг друга, обретение братских отношений [Бак. О формах и методах миссии].

4. Предкрещальные вероучительные беседы в группах по подготовке к водному крещению, во время которых постоянно звучит призыв к покаянию как перемене образа жизни.

5. Проповедь во время водного крещения, обращенная в том числе и к неверующим гостям (родственникам крещаемого, которых специально приглашают на крещение, а также случайно

3. По словам Леонида Бака, осознанный переход к личному свидетельству, как более эффективной форме миссии, в пятидесятнических церквях произошел в середине 2000-х гг. [Бак. О формах и методах миссии]. Леонид Бак — действующий пастор пятидесятнической церкви «Живое слово» в Екатеринбурге, начавший свою церковную деятельность с момента основания церкви в городе в

1990 году.

4. Отметим, что в разных церквях миссионерская эффективность такого собирания бывает очень разной. Наиболее успешны здесь церкви харизматического толка — филиалы корейских и китайских протестантских церквей, для которых домашние группы (или, в их терминологии, — «ячеечное собирание») — основной и самый эффективный способ свидетельства и умножения церкви.

оказавшимся при этом людям). Заметим, что евангелизация рассматривается вообще как одна из целей крещения 5.

Кроме того, по словам пастора Леонида Бака, характерной чертой последних десяти лет в протестантской среде стало влияние Евангелия на мир через социальное служение. Так как есть немало людей, находящихся в разрушенном состоянии из-за употребления наркотиков, алкоголя, других химических веществ, а также «бомжевания», блуда, им предлагается духовная помощь как возможность их социальной адаптации. Основной акцент покаянного призыва в благовестии таким людям — им открывают новый образ жизни. Таким образом, через социальную работу многие протестантские церкви обретают новых членов, принявших сердцем евангельский призыв.

При этом, как отмечают пасторы, человека успешного, благополучного сложнее призвать к покаянию, так как он зачастую осознает себя нравственным членом общества. Судя по церковной практике, субъективное восприятие нравственности отличается от той праведности и святости, к которой должен стремиться христианин.

2. Место и значение проповеди покаяния в евангелизации (миссии)

Как отмечают многие миссионерские пособия, евангелизация — это обращение к личности человека во всей его полноте — к разуму, сердцу, совести и воле [Гамбл. Рассказывая другим, 20].

При этом как в практическом руководстве Альфа-курс, так и в других пособиях по миссии и евангелизации внимание служителей обращается на то, что не должно быть никакого давления на людей, манипуляции и пр. 6 Человек только тогда сможет покаяться и обратиться ко Христу, если Бог Сам привлечет его к Себе 7. Как отмечает Никки Гамбл, «мы не произносим бесконечных призывов к покаянию и не гоняемся за людьми, если они не приходят на следующую встречу» [Гамбл. Рассказывая другим, 23].

5. См.: [Настольная книга, 252].

6. См., напр.: [Лам, 43], [Прокопенко].

7. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:44).

Содержание покаянного призыва

Содержание покаянного призыва может быть очень разнообразным, но все же есть принципиальные моменты, на которых практически во всех церквях делается акцент. Вот один из вариантов: «Покаяние — это изменение образа мыслей и сознательной установки по отношению к Богу и истинам Евангелия, это сознание святости Бога и своей греховности. Это полное упование на Христа и послушание Божьему Слову» [Омельчук, 144 ]. В таком понимании покаяния есть трудность: как определить, свершилось ли покаяние, и было оно искренним или ложным? Этому не могут быть свидетельством пережитые эмоции и чувства. Есть и такое понимание покаяния, к которому призывают во время проповеди, что это волевой акт, когда человек принимает решение идти за Христом [Омельчук, 145]. Соответственно у покаявшегося должны происходить определенные перемены в жизни.

Во время миссионерского богослужения проповедник может призывать к покаянию как обращению своего пути от греха и нечистоты к праведности и святости, от дьявола к Богу.

В большинстве случаев список грехов, от которых нужно освободиться вновь вступающему в церковь 8, исчерпывается ссылками на прямые места из Писания, в основном на Новый Завет *1.

Приведем примерный перечень грехов, предлагаемый в помощь кающемуся 9 в случае, если у человека нет открытости сердца к покаянию, но есть потребность в освобождении совести и понимание необходимости этого. Перечень сформирован по основным группам грехов: 1) неверность, непокорность и непочтение Богу, родителям, властям и начальникам; 2) волшебство и пр.; 3) вредители и осквернители своего тела и души (аморальность); 4) ереси (ложные вероучения и религии; принципиальный отход от установлений Библии); 5) нечистота мыслей и поступков; 6) нелюбовь к своему ближнему и другим людям; 7) воровство; 8) непотребство (любостяжание, накопительство, излишества). По словам пастора Юрия Субботина, пастырская практика показывает, что чаще к такому способу подготовки к покаянию обращаются люди пожилого возраста, ведущие вполне благопристойный образ жизни. Перечень грехов, который

*1 Рим 3:23; Рим 6:23; Гал 5:19-21; Еф 5:5;

Откр 22:14-15; 1 Кор 6:9, 10, 18; Кол 3:5-9; Деян 8:21-22

8. Эти же грехи фигурируют в проповеди по-

каяния, обращенной уже к членам церкви в целях духовного назидания паствы.

9. Данный перечень грехов предоставлен пастором Юрием, он действующий и предлагается в помощь кающимся. Юрий Субботин — пастор церкви ХВЕ «Обетования», г. Екатеринбург.

по преимуществу носит законнический характер, предваряют следующие слова:

Здесь перечислены грехи людей, записанные в Библии, за которые Господь будет судить людей в судный день и не покаявшиеся в них люди будут лишены Царства Божия.

Прочтите внимательно, и если ваша совесть обличает вас (даже в малой степени) в этих грехах, обратитесь к Господу и во имя Его Сына Иисуса Христа попросите прощения. Твердо верьте, что кающегося человека Бог прощает — это личное заверение Бога, записанное в Библии!

Храните себя всеми силами от этих грехов, не допускайте их повторения, прося при этом помощи Божьей, чтобы устоять в вере (остаться верным).

С различными вариациями в литературе и в практике жизни в качестве примера проповеди покаяния приводится изобличение таких грехов и немощей современного человека:

• отречение от Бога, равнодушие к Нему, что ведет к неправильному отношению к ближнему и к себе самому (человек теряет главный смысл своей жизни — жить в общении с Богом) [Нюэш, 27];

• жизнь по мирским стандартам, в то время как «мы, христиане, призваны отличаться от окружающего мира», «не позволим миру подгонять нас под свои мерки» [Гамбл. Альфа, 245], что выражается в преодолении таких греховных привычек, распространенных в миру, как злословие о людях у них за спиной или добрачные сексуальные связи [Гамбл. Альфа, 244].

Хотя эти темы больше относятся к внутрицерковной проповеди, о чем речь пойдет далее.

В зависимости от конкретной ситуации: аудитории, к которой обращена проповедь (например, реабилитанты из числа алкогольно- и наркозависимых людей), или расположения самой церкви (скажем, если она находится в цыганском поселке, жители которого активно практикуют гадание, ворожбу и пр.), в проповеди может делаться акцент на каком-то конкретном грехе, требующем покаяния и ходатайственной молитвы всей церкви о его преодолении.

Особенности проповеди покаяния в протестантских церквях

Призыв к покаянию как изменению жизни со стороны свидетельствующих о Христе, Боге и Церкви в протестантских церквях

по сути во многом совпадает с тем, что мы находим в православной традиции. При этом в миссионерском опыте протестантских церквей можно отметить несколько моментов, на которых сосредоточено внимание проповедников и пасторов, и которые они обязательно стараются донести в проповеди до слушателей.

Покаяние (призыв к покаянию) всегда неразрывно связано с обращением человека и его возрождением. Покаяние, вера, возрождение — это три ступени обращения человека к Богу (все это происходит приблизительно одновременно) [Грэм. Мир, 114-121; Грэм. Как начать, 182].

Как отмечает Билли Грэм, покаяние — это «один из двух необходимых компонентов обращения и означает всего лишь признание того, кто мы есть на самом деле, и желание изменить наши взгляды на грех, на самих себя и на Бога» [Грэм. Как начать, 181]. Человек обращается сердцем к Богу, отказывается от греха в своей жизни, и Бог вдыхает в человека новую жизнь, «которую называют рождением свыше» или «новым рождением» [Грэм. Как начать, 182]. Это один из принципиальнейших моментов, который отмечают сами пасторы, — речь идет не о «реформации» человека, а о его духовном возрождении.

Часто в проповедях делается акцент на том, что человек не может обратиться к Богу с покаянием или даже верой без помощи Самого Бога. «Обрати меня, и обращусь, ибо Ты — Господь Бог мой» а также подчеркивается смертоносная сила греха, кото- *1 Иер 31:18 рый возможно преодолеть только силой Бога, что и означает новое рождение человека.

Именно таким образом через проповедь доносят до человека необходимость покаяния и изменения жизни, иллюстрируя всевозможными примерами такого возрождения людей, в том числе — из прихожан местной церкви. Особый акцент делается на освобождении от греха и возрождении в том случае, когда проповедь обращена к алкогольно и наркотически зависимым людям. В среде таких людей сильно распространены истории о чудесах «сверхъестественного освобождения» во время первой ходатай-ственной молитвы церкви за них. Но дальнейшая жизнь в церкви показывает, что только единицы сохраняют свободу от греха и готовы для жизни в служении Богу 10.

10. Так, один из помощников в центре реабилитации г. Екатеринбурга в разговоре назвал такое соотношение: после реабилитации в центре в церкви остается 1 из 10.

Акцент делается на греховной природе человека (а не на греховном поступке, что ты наркоман, блудник и пр.), которая может быть преображена только силой Бога. В проповедях подчеркивается, что большие грешники могут стать праведниками, если они примут Благую весть, обратят сердце к Богу.

Принципиально, что покаяние неразрывно связано с пониманием Евангельского учения, «если человек уверовал, то в его сердце уже живет осознание собственной порочности и полное упование на жертву Иисуса Христа за наши грехи, которой нам даровано оправдание перед Отцом» [Прокопенко]. Поэтому важно, чтобы человека не просто подвели к покаянию, иногда с помощью психологического воздействия через манипулирование чувствами, а чтобы ему было проповедано Евангелие.

По мнению Алексея Прокопенко и, рассматривающего в своей статье «О евангелизации, Евангелии и манипуляциях» проблемы проповеди покаяния в протестантских церквях, «как во время призывной проповеди, так и в личных беседах с людьми очень важно делать акцент на объяснении Евангелия, то есть библейского пути спасения» [Прокопенко]. Для обсуждения он предлагает следующие вопросы: греховность человека и вечное наказание за грех, божественность Христа и Его смерть за наши грехи, полное освобождение от ада для всех верующих во Христа, необходимость отвернуться от греха и повиноваться Христу во всем как своему Господину.

Действие Духа Святого в обращении, покаянии человека — на этом делают акцент все протестантские проповедники (как в литературе, так и в практической деятельности). Начинается покаяние с осознания человеком своей греховности, к этому его приводит Дух Святой, который озаряет сердце и разум. «Когда Дух святой обличает человека в грехе, Он, как правило, говорит с его совестью», — пишет Никки Гамбл в пособии по проведению Альфа курса; «в течение всего курса мы тревожим совесть людей, увещевая их покаяться и обратиться к Богу» [Гамбл. Рассказывая другим, 114-121].

Как замечает Билли Грэм, Дух Святой может снизойти благодаря материнской молитве, проповеди пастора, христианской

11. Прокопенко Алексей — служитель церкви «Преображение», г. Самара (Россия). Автор таких книг как «Библейское покаяние», «Малые группы», «Витамины для духовного роста и вакцина от лжеучений» и др. Алексей окончил семинарию

«Мастерс» в Лос-Анджелесе (Калифорния, США), получив степень магистра богословия. См.: URL: http://islovo.org/propovedniki/aleksey_prokopenko/ (дата обращения: 21.04.2012).

передаче по радио, при виде колокольни или внезапной смерти близкого человека [Грэм. Мир, 118-119], чтобы помочь человеку в осознании своей греховности.

Проповедь покаяния сопровождается обязательным ходатайством церкви о кающемся грешнике. Как уже отмечалось выше, во время воскресного богослужения непременно есть проповедь покаяния и всем желающим предлагается выйти и покаяться. Человек кается, а церковь и пастор о нем молятся. Если покаяние совершается вне такого общего богослужения, то от имени церкви ходатайствует пастор или служитель, в присутствии которого человек приносит покаяние за всю жизнь. Ходатайственная молитва звучит и тогда, когда человек совершает грех, уже будучи членом церкви, о чем будет сказано далее.

3. Место и значение проповеди покаяния во внутрицерковной миссии

Место и значение аскетического покаяния

Рассмотренные вопросы и проблемы, связанные с проповедью покаяния, позволяют сделать вывод о том, что в современных протестантских церквях покаяние понимается скорее как акт, чем процесс, разворачивающийся на протяжении всего христианского пути человека. Поэтому специальные аскетические усилия по преодолению греха не востребованы, хотя в протестантских собраниях время от времени поднимаются вопросы так называемой «духовной дисциплины». По свидетельствам самих пасторов, количество обращенных (покаявшихся) гораздо больше, чем тех, кто становится практикующим членом церкви. И это проблема. Часто нарушается принцип качественной проповеди Евангелия и научения основам веры, люди приносят покаяние, лишь поддавшись эмоциям и чувствам. По оценке Алексея Прокопенко, из всех выходящих на проповедь покаяния в протестантских церквях остаются максимум 3 %, а по его личным подсчетам, даже 0,3 % [Прокопенко].

Во время проповеди учитывается, что у каждого человека разные скорость и глубина покаяния. Не всем дан такой дар, как апостолу Павлу, который был чудесным образом обращен Самим Господом по дороге в Дамаск. Современный человек приходит к Богу с опытом, в котором у него практически не было никаких рамок и границ — ни Закона, ни заповедей. Поэтому грехи вскры-

ваются уже в церковной жизни, и это, по словам пастора Юрия Субботина, явление закономерное, так как у человека все более пробуждается совесть.

Проблема второго покаяния

Вопрос возможности второго покаяния в протестантских церквях решается непросто. Выявленный грех остается на усмотрение пастора, он может отлучить от Тела Христова, а может не отлучать (более распространена практика, когда грех открывается всей церкви после обличения «с глазу на глаз», чтобы братья и сестры могли молиться о согрешившем). Есть грехи, связанные с проблемами общения в церковной среде между братьями и сестрами (осуждение, гнев) или отношения к старшим (например, непослушание пастору или совету данной церкви), а есть грехи, которые совершаются против самого человека — рецидивы зависимостей, блуд и пр. Чаще практикуется отлучение согрешившего от собрания, так называемое «по-ставление на замечание», апеллирующее к посланию ап. Павла: «Если же кто не послушает слова нашего в этом послании, — того имейте на замечании: не общайтесь с ним, чтобы его усты-*1 2 Фес 3:4 дить» *1, 12. Мера отлучения может быть разной — от того, что

человека лишают слова в собрании во время встреч, до полного удаления из собрания, сохраняя за ним возможность участия в общих богослужениях, но ограничивая его место — в конце зала, на последних рядах. При этом, как уже не раз отмечалось, вся церковь, и в первую очередь пастор и служители, молятся об исправлении согрешившего. Поэтому в проповеди пастора, обращенной к членам церкви, часто звучит призыв-предостережение — быть осмотрительными, беречься от греха, чтобы в Царстве Божьем человека не изгладили из Книги жизни [Субботин. О формах и методах миссии]. Кроме того, в проповедях нередко поднимается тема искажений в отношении к материальному благополучию, работе и профессиональной деятельности, а также к семье и здоровью. Но это больше касается пяти-десятнических церквей (с более консервативным отношением к этим вопросам), чем харизматических, в которых приветствуется мирской успех и благополучие.

12. В пер. с греч. под ред. еп. Кассиана (Безобразова).

Призыв к покаянию в исполнение заповеди Христа: «Идите, научите все народы...»

Еще один распространенный повод для внутрицерковного обличения и призыва к покаянию — то, что члены церкви плохо и мало трудятся в миссии, не благовествуют своим друзьям и близким. Большинство домашних групп создаются именно с этой целью, чтобы люди помогали друг другу и поддерживали в деле свидетельства. И когда этого не происходит, для пастора (служителя или лидера домашней группы) это становится основной темой проповеди и призыва к покаянию.

Другой пример внутрицерковной проповеди покаяния — Национальное молитвенное движение (НМД) «Молитва о России» с молитвенно-евангелизационным проектом «Россия, покайся» 13. Как отмечается в рекламном буклете [Молитва о России], проект основывается на словах книги Деяний св. апостолов: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» *1 Деян 17:30

Основная задача проекта — формирование в городах из числа христиан различных деноминаций 14 так называемой «молитвенной стражи России» 15 с целью молитвенного ходатайства об исцелении земли Российской и о даровании Богом спасения народам нашей страны, как Он обещал его Израилю [Россия, покайся].

Кроме того, среди задач НМД — подготовка молитвенных ходатаев и поддержка проектов, направленных на реальное изменение духовной атмосферы в стране. При этом покаяние, связанное с осмыслением недавнего исторического прошлого страны, прежде всего, с ответственностью за массовые истребления, как верующих, так и неверующих граждан России, практически не присутствует как тема проповеди и размышления в протестантских церквях. В этом сказываются характерные черты протестантизма — невостребованность церковного предания, малый интерес к истории своей страны, народа и отсутствие внутреннего запроса на духовное осмысление событий прошлого, как в церковной, так и в общественной жизни.

13. Начало создания Национального молитвен-

ного движения относится к 2003 г., когда 9 марта в

Москве состоялась встреча лидеров пяти протестантских союзов России в рамках Объединенного городского межконфессионального молитвенного служения.

14. Работу по дальнейшему формированию НМД в регионах ведет Совет старейшин под председательством В. М. Мурзы.

15. Молитвенная стража, т. е. круглосуточная непрекращающаяся молитва по всем крупным городам и регионам России.

Заключение

Проповедь покаяния традиционна для миссии Церкви с перво-апостольских времен. Сегодня она наиболее востребована в обращении христиан с миссионерским призывом к современному человеку и обществу. Свое воплощение проповедь покаяния находит в евангелизации, которую протестантские церкви проводят в России, начиная с 90-х гг. XX в. Ее цель в том, чтобы призвать человека покаяться, принять искупительную жертву Христа, родиться свыше и изменить жизнь в соответствии с Божьими заповедями. В большинстве случаев покаяние предшествует водному крещению, которое тоже открывает возможность для проповеди покаяния, обращенной к пришедшим на крещение гостям из числа неверующих родственников. При этом покаяние представляет собой больше акт, чем процесс, разворачивающийся на протяжении всей жизни человека. Часто само отношение к греху в протестантских церквях носит законнический характер. Тем, кто не готов к глубокому сердечному сокрушению, предлагается перечень наиболее «распространенных» грехов, указанных в Писании. При этом практически не различаются грехи новообращенных и тех, кто давно живет церковной жизнью и нуждается в аскетическом покаянии. Кроме того, уже во внутрицерковной проповеди могут обличаться грехи, связанные с братским общением; искажениями в понимании устроения своей мирской жизни — работы, семьи, здоровья, а также рецидивами алкогольной и наркотической зависимости, блуда, что в большинстве случаев отлучает человека от церкви, выводя его за границы конкретного собрания. Но больше внимания все же уделяется проповеди покаяния в миссионерском аспекте. При этом важным моментом становится молитвенное ходатайство членов церкви о тех, кто приносит покаяние за всю жизнь, и о тех, кто оступился, уже находясь в церкви.

В протестантских церквях частой темой проповедей, призывающих к покаянию, стало неисполнение (или ненадлежащее исполнение) заповеди Христа: «Идите, научите все народы...». Для решения этой проблемы и с целью ходатайства протестантских церквей о судьбе народов России, их спасении, было создано межхристианское Национальное молитвенное движение (НМД) «Молитва о России» с молитвенно-евангелизационным проектом «Россия, покайся». К сожалению, оно унаследовало одну из центральных проблем протестантизма — невостребованность

Предания, что, в свою очередь, мешает осмыслению в протестантской среде проблемы покаяния за преступления советского

режима в отношении российского народа.

Источники и литература

1. Бак. О формах и методах миссии = О формах и методах миссии в современных протестантских церквях и месте проповеди покаяния в миссии : Беседа с пастором Леонидом Баком 29.02.2012 г. Рукопись из архива автора.

2. Гамбл. Альфа = Гамбл Н. Альфа : Вопросы жизни : Введение в христианство. Чебоксары : Святигор-Пресс, 2004. 259 с.

3. Гамбл. Рассказывая другим = Гамбл Н. Рассказывая другим. М. : Российский Альфа офис, 2002. 176 с.

4. Грэм. Как начать = Грэм Б. Как начать жизнь сначала. СПб. : Библейский взгляд, 2004. 224 с.

5. Грэм. Мир = Грэм Б. Мир с Богом. Ровно : Евангелизационная Ассоциация Билли Грэма, 1992. 223 с.

6. Лам = Лам А. Совместное изучение Библии : Дискуссии в группах. [б. м.] : ССХ, 1995. 54 с.

7. Молитва о России = Видение Национального молитвенного движения «Молитва о России» : Приложение к молитвенно-евангелизационному проекту «Россия, покайся!». URL: http://pokaisa.narod.ru/dm.htm (дата обращения: 30.11.2014).

8. Настольная книга = Настольная книга пресвитера. М. : Издание РСЕХБ, 2010. 295 с.

9. Нюэш = Нюэш Х. Ответы на часто задаваемые вопросы. Минск : ПИКОРП, 1997. 32 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Омельчук = Омельчук В. 52 темы для домашних групп. Луцък : РТ МКФ «Християнське життя», 2010. 176 с.

11. Прокопенко = Прокопенко А. О евангелизации, Евангелии и манипуляциях. URL: http://www.protestant.ru/read/article/78422 (дата обращения: 10.04.2012).

12. Субботин = О формах и методах миссии в современных протестантских церквях и месте проповеди покаяния в миссии : Беседа с пастором Юрием Субботиным 7.03.2012 г. Рукопись из архива автора.

E. G. Parfenova

Preaching of Repentance as an Important Part of Ecclesial Mission in Contemporary Protestant Churches in Russia

The article covers the problems related to modern missionary practices of Protestant churches in the Russian Federation (1990s — 2010s). Preaching of repentance is the core of their evangelisation (missionary) work. Current repentance practices in Protestant churches are outlined on the basis of interviews with pastors. The author also analyses the interrelation between these practices and evangelisation.

keywords: mission, missionary work, evangelisation, repentance, preaching, preparation for baptism, Protestant churches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.