Научная статья на тему 'Предоглашение: основные задачи и способы проведения'

Предоглашение: основные задачи и способы проведения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предоглашение: основные задачи и способы проведения»

СВЕТЛАНА СОНННА

Предоглашение: основные задачи и способы проведения

В настоящее время сложилась ситуация, которую невозможно считать приемлемой. Многие крещеные и причащающиеся люди не знают своей веры и церковной традиции и ходят в храм лишь для внешнего или даже суеверного отправления обрядов, удовлетворения частных религиозных потребностей, а подавляющее большинство, крестившись, больше ни разу не появляется в храме и ничего не меняет в своей жизни. Так профанируются таинства и дискредитируется сама церковь. Церковная жизнь остро требует полного возрождения института оглашения. В новой Концепции миссионерской деятельности РПЦ подчеркивается каноническая недопустимость крещения без предварительной катехизации, «по первому требованию» [1]. Один из необходимых этапов полной и последовательной катехизации - этап пред-оглашения. В современной церкви уже есть опыт проведения полной катехизации, включающей предоглашение. Но этот опыт недостаточно изучен, материалов по предоглашению в литературе немного.

Цель настоящей работы - собрать материалы по предоглаше-нию и проанализировать их. В частности, необходимо ответить на следующие вопросы:

• В каком значении употребляются термины «предоглашение», «предогласительный», «прекатехуменат» («предкатехуме-нат»), являются ли они признанными?

• Каковы основная цель, задачи и содержание этапа предог-лашения? Как определяются границы этого этапа?

• Насколько необходим этап предоглашения для проведения полноценной и целостной катехизации?

• Какие существуют формы проведения этапа предоглаше-ния?

1. понятия «ПРЕДОГЛАШЕНИЕ», «ПРЕДОГЛАСИТЕЛЬНЫЙ», «ПРЕКАТЕХУМЕНАТ» («ПРЕДКАТЕХУМЕИАТ») В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ и В СОВРЕМЕННОСТИ

Впервые термин «предогласительный» мы встречаем у святителя Кирилла Иерусалимского: предисловие к огласительным поучениям названо «поучение предогласительное» [2, с. 1-12]. «Предогла-

сительное» означает «предваряющее огласительное», «перед огласительным». У других катехизаторов, учителей древней церкви мы не находим терминов «предоглашение», «предогласительный». Этап предоглашения в канонической огласительной практике древней церкви выделили современные исследователи, опираясь на содержание огласительной практики, а не на самоназвание. Павел Гаврилюк называет предоглашением этап первого знакомства с христианством для язычника по случайным беседам, рассказам друзей, книгам. За предоглашением следует предварительное собеседование, посвящение в катехумены и первый этап оглашения [3, с. 10]. У Кирилла Иерусалимского предогласительное слово обращено к катехуменам, завершившим первый этап, к просвещаемым; оно открывает книгу огласительных поучений для просвещаемых. Современные исследователи и катехизаторы называют первое знакомство язычников с христианством «предоглашением», так как оно предваряет весь процесс оглашения.

В современной церкви у католиков общеупотребительным является термин «прекатехуменат» («предкатехуменат»), или «евангелизация»*. В «Кодексе канонического права» прекатеху-менатом называется этап начального обращения человека, миссионерское свидетельство неверующим жизнью и словом до того момента, как люди изъявляют желание принять христианскую веру [5]. Человек, проходящий прекатехуменат, называется кандидатом. Четкое выделение этапа прекатехумената в католической церкви тесно связано с тем, что в системе катехизации есть обряд принятия в катехуменат, приему в катехумены предшествует подробное собеседование.

У протестантов нет приема в катехумены перед началом первого этапа и этап прекатехумената, предоглашения четко не выделяется, но понятие «евангелизации» используется, например, в «Альфа-курсе», который возник в англиканской церкви, а в настоящее время стал межконфессиональным.

Нас особенно интересовал вопрос, насколько признанными являются термины «предоглашение», «предогласительный» среди православных в России. Для исследования этого вопроса мы обратились к интернету.

Интересующие нас понятия употребляются редко. В двух-трех аннотациях к книжным изданиям «предогласительной» называется литература, «вводящая в религиозную проблематику», литература, которая «помогает человеку прийти в Церковь» [6, 7]. По словам О.И. Генисаретского, «культура и образование имеют функцию предоглашения. До притвора - культура, за притвором - оглашение» [8]. В расшифровке передачи на радиостанции «Маяк» об обряде крещения предоглашением называется период предварительной евангелизации, который завершается приняти-

С. Сонина • Предоглашение: основные задачи и способы проведения

* Следует учитывать, что «еван-гелизацией» в католической церкви называется также более широкий процесс, включающий в себя миссию внешнюю и внутреннюю, катехизацию, преображение и обновление культуры. См.

[14, п. 48-49].

Работы ем в оглашение [9]. Архиепископ Волгоградский и Камышинский студентов Герман в докладе на Рождественских чтениях 1998 г. упоминает о по кафедре предогласительных курсах для взрослых, которые действуют с МКГ 1992 г. в его епархии [10]. Прот. Анатолий Гармаев рассматривает • На пути путь от неверия к вере, на котором человек проходит несколько к воцерков- этапов. На предогласительном этапе человек начинает искать Хри-лению ста и Церковь, просвещение через книги и беседы с верующими людьми носит случайный характер [11]. Наиболее ясное и четкое выделение этапа предоглашения мы находим у свящ. Георгия Ко-четкова, другие авторы часто используют термины «предоглашение», «предогласительный» со ссылкой на работы о. Георгия. Предоглашение (миссия) - это начальный этап целостной и последовательной катехизации. Предоглашение завершается тогда, когда человек признаёт себя верующим и высказывает желание принять крещение или воцерковиться (если он был уже крещен, но не научен основам христианской веры и жизни). В магистерской диссертации о. Георгий рассматривает содержание, цель, методы и средства этапа предоглашения [12, с. 65-72].

С. Каринский предлагает различать предоглашение (миссию) в широком и в узком смысле слова. В широком смысле слова предоглашение - это свидетельство присутствия христианства в мире через проявления свободы и любви, христианскую культуру, христианскую нравственность; это «помощь человеку в знакомстве и принятии всего того, что проросло в мире благодаря христианству, но что, возможно, не содержит полноты христианской веры». Человек может принимать такое свидетельство и тем самым неосознанно служить Христу, но при этом он может быть очень далек от Церкви и даже «не знать» Христа [13, с. 39-40]. Именно в этом смысле говорит о предоглашении О.И. Генисарет-ский. В узком смысле слова предоглашение, или миссия, - это проповедь Христа, свидетельство о христианской вере и жизни, о Церкви. Такое свидетельство чаще происходит не через культуру, в частности литературу, а через личную беседу, диалог, когда можно свидетельствовать не только словами, но и всей жизнью.

В настоящий момент понятие «предоглашение» не является общепризнанным среди православных в России, но на Рождественских чтениях 2006 г. архиепископ Белгородский и Староос-кольский Иоанн, председатель Миссионерского отдела РПЦ, представляя новую Концепцию миссионерской деятельности, обратил внимание на введение новой терминологии, в частности, на раскрытие таких понятий как «свидетельство», «оглашение», «предоглашение» [14]. Этот факт дает надежду на то, что практика проведения полноценной и последовательной катехизации, включающей этап предоглашения, будет признана в Русской православной церкви.

Следует иметь в виду, что термины «оглашение», «предоглаше-ние» и др. могут использоваться не только в кафолической церкви, но и в движениях, по духу совершенно чуждых христианству. Например, принятию в Русское православное национал-социалистическое движение, члены которого считают, что противостояние в мире происходит на религиозно-расовом уровне, предшествует предоглашение и оглашение [15]. Здесь понятия «оглашение» и «предоглашение» наполняются совершенно иным, чуждым христианству содержанием.

Здесь мы не будем останавливаться на предоглашении в том значении, как употребляет этот термин свт. Кирилл Иерусалимский; мы также не будем рассматривать предоглашение в широком смысле слова. Нас интересует предоглашение как этап целостной и последовательной катехизации, его содержание, цель, задачи, принципы, средства и границы.

основные

задачи

испособы

проведения

2. ПРЕДОГЛАШЕНИЕ КАК ЭТАП ЦЕЛОСТНОЙ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ КАТЕХИЗАЦИИ

Со стороны церкви предоглашение - это миссия, свидетельство. Со стороны «ищущих» Бога это процесс поиска и выбора, время определения взглядов.

Предоглашение может относиться ко всем возможным кандидатам на принятие крещения или воцерковления: не только к молодым и взрослым от 18 до 60, но и к старикам, подросткам, отчасти к детям. Только младенец еще не может проходить пред-оглашение, в этом случае предоглашение может относиться только к его родителям и восприемникам [12, с. 66-67]. Предоглаше-ние также относится и к христианам уже крещеным, среди которых можно выделить тех, кто удалился от Церкви; тех, кто был недостаточно научен, катехизирован; тех, кто желает углубить свою веру и тех, кто происходит из других христианских вероисповеданий [16, ч. 2, гл. 1, ст. 5, § 1]. Мы не будем рассматривать предоглашение так называемых «особых» катехуменов -детей, стариков, больных, умирающих и др., рассмотрим только предоглашение молодых и взрослых людей от 18 до 60 лет.

Содержание и цель предоглашения

Основное содержание процесса предоглашения - «призыв человеческой совести к вере в единого Бога и во Христа Его, призыв к Покаянию, Обращению, Возрождению и Обновлению всего человека, к единению его с Богом и Его Народом в Любви и Свободе Духа» [12, с. 65]. Цель предоглашения - пробуждение жажды спасения и творчества, обращение человека «к Богу от идолов, что-

бы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего 11 Фес 1:9-10 нас от грядущего гнева»1 [12, с. 66].

Задачи предоглашения

Установление доверительных отношений. На предоглашении необходимо преодолеть равнодушие и теплохладность, установить доверие и контакт, дружественное общение. Современные люди, с одной стороны, не привыкли никому доверять, привыкли везде видеть «двойное дно», материальный или иной корыстный интерес, с другой - они испытывают жажду открытого и доверительного общения, готовы откровенно рассказать о себе, как только почувствуют себя в безопасности. На предоглашении важно вдохновить людей на открытое общение.

Прояснение и изменение мотивов обращения. Люди, приходящие в Церковь, за редким исключением не осознают истинного мотива своего обращения. Предоглашение дает возможность человеку понять, почему ему нужен именно Христос, а не другие «духовные учителя»; предоглашение помогает «ищущему» удостовериться в истинности избранного им пути через свидетельство его совести и свидетельство Духа [17, с. 11]. Человек должен ответить себе на вопрос, почему он приходит именно к христианству и в определенную конфессию, отчего он для этого в состоянии отказаться и что ожидает обрести [12, с. 72]. Часто «ищущий» надеется разрешить в церкви свои проблемы, а для принятия Христа этот мотив недостаточен. На предоглашении человек начинает осознавать свою потребность в Боге, во Христе, дарующем в полноте спасение и вечную жизнь. Он уже не просто имеет потребность в Боге как утешителе, а осознает это именно как путь спасения [18].

Разрушение ложных представлений о Боге, о христианстве, о церкви. Предоглашение - этап апологетический. У предоглашае-мых еще нет христианского духовного опыта, и они нуждаются в свидетельстве о таком опыте, с другой стороны, все имеют опыт иного рода, «призрачный и пустой опыт лжи», который должен быть разрушен [13, с. 40]. Надо не только познакомиться с пред-оглашаемым, но и выяснить, кто был прежде его бог, затем уже можно показать, кто есть Бог единый. Каждому человеку «надо показать, что и в наше время быть христианином не значит стать маргиналом, живущим на духовной, культурной и социальной обочине», что настоящее христианство правдиво и трезвенно, без обмана, «отвечает на самые важные вопрошания современного человека... Поэтому оно не бывает скучным, шаблонным или фанатичным» [17, с. 11]. Также необходимо, чтобы у «ищу-

щих» не было предубеждений против церкви, связанных с ложными представлениями о ней. Аванс доверия к церкви, который был в России в начале 90-х годов, сейчас утрачен. Доверие необходимо восстанавливать через свидетельство словом и жизнью о том, что есть Церковь, только тогда «ищущие» станут прислушиваться к христианам, уважать их духовный опыт, смогут с благодарностью принять попечение о себе церкви [17, с. 11].

Создание единого поля для разговора о Боге, о христианстве. Для того чтобы проповедь о Боге, о Христе была услышана, важно обрести единое пространство для разговора, единый с «ищущими» язык. Это возможно через беседы на общие темы: о свободе, любви, призвании и т. д. В таких беседах стоит задача показать христианский взгляд на вещи, передать дух и настрой. Также для решения этой задачи подходит совместное чтение учительных книг Священного писания: книг Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, книги Притч.

Керигматическая проповедь о Боге, о Христе, о христианском пути. Главная задача проповедника - показать, что христианский Бог - Бог единый, живой, личный, действующий в жизни каждого человека и с Ним возможна встреча через веру. Предог-лашаемый должен почувствовать целительное действие Божьей благодати и своей веры, увидеть перспективу христианской жизни. Центром предогласительного этапа является проповедь двух путей. Люди приходят с убеждением, что жизненных путей много; задача проповедника в том, чтобы показать, что их всего два -путь жизни и путь смерти. Через проповедь живого Бога и проповедь двух путей важно привести человека к исповеданию Христа как Пути, Истины и Жизни.

Приведение к сознанию личной греховности, к покаянию, изменению жизни. В процессе предоглашения важно пробудить в человеке сознание личной греховности и дух покаяния, сокрушение о грехах. Осознав свое недостоинство и греховность, человек должен пожелать освобождения через покаяние и молитву, пожелать познать и исполнить волю Божью о себе и своей жизни, изменить жизнь в соответствии с верой. «Он должен пожелать посвятить себя на служение Господу и всегда стремиться к духовному возрастанию и совершенствованию». Он призван «не бояться противостоять злу... через внутреннее аскетическое делание и внешнее свидетельство о Божьей правде и справедливости, о Божьих добре и красоте. Он должен не бояться говорить о своей вере» [17, с. 11].

Научение основам христианской жизни. Предоглашаемым нужно дать представление об основах христианской жизни: христианской нравственности, молитве, Священном писании. Для ознакомления со Священным писанием можно использовать

основные

задачи

и способы

проведения

Работы студентов по кафедре МКГ • На пути квоцерков-лению

учительные книги, избранные места из Закона, небольшие подходящие части пророческих книг, первые три (синоптические) евангелия [12, с. 67]. По мере обращения человека к вере возможно учить его молиться. В католической церкви уже на этапе пред-оглашения считается важным дать кандидату опыт общения с христианской общиной [19, п. 15].

Принципы предоглашения

1. Предоглашение должно быть сразу направлено на всю личность человека, оно должно убеждать ум, пробуждать совесть, зажигать сердце, побуждать волю к свободному решению и действию [17, с. 11; 20, с. 20].

2. К предоглашаемым еще не предъявляется никаких требований, в том числе этических, так как Господь пришел спасать не праведных, а грешных, не здоровых, а больных [12, с. 68].

3. С одной стороны, предоглашение не должно быть сухим и жестко схематичным, оно должно быть адаптировано к личным особенностям предоглашаемых, к уровню их подготовки, образования и т. п. С другой стороны, предоглашение всегда несет в себе неизменное содержание веры и принципов христианской жизни [17, с. 12].

Средства предоглашения

Основными средствами предоглашения являются личное свидетельство, беседа и керигматическая проповедь словом и жизнью [12, с. 68]. В «Кодексе канонического права католической церкви» сказано: «Пусть миссионеры свидетельством жизни и слова установят диалог с теми, кто не верует во Христа, чтобы соответственно их образу мышления и культуре этим людям открылись пути к познанию евангельской вести» [5, кан. 787]. Предоглашае-мые - это «ищущие» и только начинающие прислушиваться. Нужно верно представлять себе, чего «ищущие» хотят сами и что им подлинно нужно. В диалоге с «неверующим», оторванным от традиционной культуры человеком, начинать надо «с призыва 1 Ср. Лк 15:17 прийти в себя1 и проповеди единого живого истинного Бога», только потом можно говорить о Спасителе нашем Иисусе Христе [12, с. 70].

Ведущие предоглашение сами должны показывать во всем добрый пример: в своих взаимоотношениях, в поведении, в вере и жертвенной, бескорыстной любви к Богу и ближним [17, с. 12]. Они должны поддерживать дух христианской общины и делать все, чтобы пришедшие в Церковь люди могли найти в ней возможность общения, личной беседы и участия в жизни общины [19, п. 41.1].

Важно проявлять уважение к убеждениям собеседника. Хорошо С. Сонина

начинать беседу с обсуждения общепризнанных достижений хрис- • Предогла-

тианской культуры, искусства и литературы [12, с. 70]. В речи надо шение:

употреблять меньше религиозных терминов, как можно меньше основные

касаться форм и исторических особенностей христианской жизни. задачи

Нужно говорить на понятном для нецерковных людей языке, опи- и способы

раясь на их реальный опыт [13, с. 41]. проведения

Границы предоглашения

Цель предоглашения можно считать достигнутой, если человек уверовал в Бога и Спасителя Иисуса Христа и принял свободное и ответственное решение внутренне и внешне очиститься и измениться, креститься и воцерковиться. С отречением от старой веры и принятием новой, с возникновением ответственного желания креститься и воцерковиться предоглашаемые становятся из «ищущих» уже христианами, вступают в следующий период, период первого оглашения, и над ними читается молитва на начало оглашения [12, с. 66, 72]. В католической церкви кандидаты публично выражают свое желание принять крещение, после чего совершается обряд принятия в катехуменат.

Перейдем к рассмотрению вопроса, является ли этап предог-лашения обязательным и необходимым в системе катехизации, к каким последствиям приводит отсутствие границы между пред-оглашением и оглашением и в каких случаях этот этап можно опустить.

3. значение предоглашения

В католической церкви, а также в православном Преображенском братстве (т. е. там, где ставится задача последовательной и полноценной катехизации) предоглашению, или прекатехумена-ту, придается большое значение. Без предоглашения невозможно начать серьезную катехизацию по крайней мере по двум причинам. Во-первых, у людей еще нет доверия к катехизаторам, они не готовы слушать и слушаться, у них нет уважения к духовному опыту другого человека. Во-вторых, если не проводить предогла-шение, на оглашение могут попадать люди, которые ищут не Христа и христианского пути, а чего-то другого. В результате оглашение теряет динамичность и эффективность, длительность оглашения значительно увеличивается, те, кто еще не готов оглашаться, тянут назад всю группу. Происходит потеря не только времени, но и людей, многие уходят. С такими последствиями отсутствия четкой границы между предоглашением и оглашением столкнулись катехизаторы Преображенского братства. Отец Ге-

Работы оргий Кочетков считает, что «правильно и быстро проведенное студентов предоглашение позволит не потерять людей и... направить в тра-по кафедре диционное русло само оглашение» [17, с. 13].

МКГ Катехизация не везде начинается с предоглашения. Тогда • На пути предогласительные задачи приходится решать во время оглаше-к воцерков- ния. Так Эндрю Хартер, катехизатор евангелической лютеран-лению ской церкви в Канаде, пишет, что все первые 6 недель катехизации могут уйти на знакомство и обсуждение «тем, не представляющих опасности» [21].

Некоторые люди после предоглашения решают, что они не хотят быть христианами. Но это их сознательный и свободный выбор. Нужно помнить, что молитва на начало оглашения или чин принятия в катехуменат совершается только над христианами, т. е. теми, кто уже принял Христа как Путь, Истину и Жизнь. Предоглашение позволяет человеку делать выбор свободно.

Никки Гамбл пишет, что некоторые так и не смогут стать христианами после «Альфа-курса» - курса евангелизации, который по содержанию и задачам во многом подобен предоглаше-нию, - но они не смогут потом сказать, что никогда не слышали Евангелия [20, с. 19].

Воцерковление уже крещеных и причащающихся людей зависит от пройденного ими духовного пути, и, возможно, им предог-лашение уже не нужно.

Итак, предоглашение, как правило, необходимо и обязательно для качественной катехизации. Какие же существуют формы проведения этого этапа?

4. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДОГЛАШЕНИЯ

Можно выделить четыре формы проведения предоглашения: личные беседы, миссионерско-просветительские встречи разных видов (например, дискуссионный клуб, цикл тематических встреч, литературные вечера, киноклуб, экскурсии в картинные галереи, храмы, монастыри), миссионерские открытые встречи, цикл регулярных предогласительных встреч в группах.

Миссионерско-просветительские встречи от так называемых открытых миссионерских встреч отличаются тем, что о христианстве на миссионерско-просветительских встречах впрямую не говорится, только показывается христианский взгляд на вещи (по определению С. Каринского, это предоглашение в широком смысле слова [13]). На миссионерские открытые встречи (открытые для всех желающих) приглашаются те, кто уже проявил интерес к христианству. Здесь можно услышать более последовательное и полное изложение основных принципов христианской веры и жизни [17, с. 10]. В «Альфа-курсе» открытым миссионер-

ским встречам соответствует праздничный вечер и, отчасти, гостевые воскресные служения.

Отец Георгий Кочетков считает, что такие формы проведения предоглашения можно рассмотреть как последовательные элементы одного процесса. Сначала происходит личное свидетельство неверующему или нецерковному человеку; это свидетельство может осуществляться как в личной беседе, так и на миссионер-ско-просветительских встречах. Затем, если человек захотел что-то услышать о христианстве, его можно пригласить на открытую встречу. После этого, если интерес не пропадает, может начаться специальный цикл регулярных предогласительных встреч, цель которых - подготовить людей к оглашению, последовательному и целостному научению основам христианской веры, молитвы и жизни [17, с. 10].

Из всех форм для нас наибольший интерес представляет пред-оглашение в группах. Концепцию и программу таких предогласи-тельных встреч мы нашли в католической церкви, в православном Преображенском братстве и в межконфессиональном «Альфа-курсе».

Существуют общие рекомендации по организации предогла-шения в группах. Цикл регулярных предогласительных встреч в группе невозможно провести в одиночку, без поддержки своего прихода, общины или братства. Такие встречи лучше проводить в малых группах по 5-15 человек. Важно, чтобы ведущие групп не только отвечали на вопросы предоглашаемым, но и давали им возможность высказываться. На таких встречах важен диалог между всеми участниками, а задача ведущего - диалог направлять. Ведущие встреч и их помощники должны заботиться о каждом, они должны вдохновлять людей, быть их внимательными слушателями и созидателями дружелюбной, открытой и радостной атмосферы. На предогласительных встречах всех надо учить слушать друг друга и всем надо учиться друг у друга. Среди помощников могут быть и будущие крестные-восприемники, которых рекомендуется избирать из людей уже воцерковленных, способных активно содействовать всестороннему христианскому воспитанию будущих оглашаемых [17, с. 12].

На предоглашении большую роль играет молитва как ведущих с помощниками, так и всей группы. На встречах все должно быть красиво и празднично. Встречу малой группы должны сопровождать скромные трапезы [17, с. 12].

Далее мы кратко рассмотрим три программы предоглашения в группах: католическую, программу «Альфа-курса» и программу Преображенского братства. При описании этих программ ответим на следующие вопросы:

• когда возникла данная программа предоглашения;

основные

задачи

и способы

проведения

Работы • кто организует предоглашение (иерархия, приход, община студентов или братство);

по кафедре • какова длительность предоглашения;

МКГ • какова структура предоглашения; • На пути • какова программа (тематика) встреч; насколько эта прок воцерков- грамма жесткая;

лению • какое место уделяется на предоглашении Священному писанию, личной и церковной молитве, чтению христианской литературы;

• какие еще есть особенности в данной программе;

• чем завершается предоглашение.

Прекатехуменат в католической церкви

В католической церкви есть два варианта катехизации - Чин христианского посвящения взрослых и путь неокатехумената. В данной работе мы не будем рассматривать неокатехуменат, так как это особая программа, в которой выделяется двухмесячная начальная катехизация и примерно четырехлетний посткрещаль-ный прекатехуменат [16]; по содержанию и задачам эти этапы лишь отчасти соответствуют предоглашению.

Чин христианского посвящения взрослых в католической церкви был составлен по решению II Ватиканского собора взамен Чина крещения в Римском требнике и утвержден папой Римским Павлом VI в 1972 г. В 2002 г. русский перевод Чина был принят для всеобщего употребления в России. Этот Чин предписывает обязательную катехизацию взрослых перед крещением, включающую прекатехуменат. Постепенно он стал использоваться и для крещеных, но не наученных в вере. Ответственность за проведение катехизации и прекатехумената прежде всего несет епископ. Организуется прекатехуменат силами прихода.

В Чине указано, что необходим определенный срок, для того чтобы убедиться, что кандидаты в катехуменат готовы углублять свою веру и имеют первые признаки обращения [19, п. 50.1]. Но длительность прекатехумената может быть разной, от нескольких встреч до нескольких месяцев еженедельных встреч.

Согласно «Рекомендациям по введению» данного Чина в приходах России [22], прекатехуменату предшествует личное свидетельство (как правило, родственников или друзей) и личная встреча с руководителем «Обряда посвящения». В результате этой личной беседы, которая длится около часа, руководитель должен составить представление о возможности включения кандидата в группу прекатехумената или катехумената. Прекатеху-менат состоит из 6 встреч, длительность встреч около полутора часов.

Встречи проводятся по следующим темам: i) вступительная встреча и обзор «Обряда посвящения»; 2) «Духовная природа человеческих проблем»; 3) «Стремление к истине»; 4) «Откровение Божие»; 5) Библия; 6) «Вера». Программа предоглашения предполагает разговор о Божественном откровении, Священном писании и Священном предании, богодухновенности Священного писания, жанрах Библии, о постепенном формировании текста Священного писания. Эта программа не является жесткой. В «Рекомендациях» советуют уделять внимание чувствам участников. Выполнение программы занятия можно отложить на следующий раз и вместе обсудить проблему человека. Важно, чтобы участники не отгораживались от того, кому плохо, и вместе молились за него (параграф «Рекомендации катехизатору» [22, 1.2]).

Как мы видим из программы, Священному писанию посвящена отдельная тема. Кроме того, при обсуждении других тем, ведущий опирается на отрывки из Священного писания, указанные в программе. Участникам рекомендуется читать определенные отрывки из христианской литературы, в том числе из «Катехизиса католической церкви». Каждая встреча завершается молитвой, кроме молитвы своими словами используется молитва «Отче наш», могут использоваться псалмы.

Прекатехуменат завершается чином принятия в катехуменат после того, как кандидат публично выражает желание креститься или воцерковиться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сожалению, в большинстве приходов эти разработанные чины посвящения не используются [18]. Один из приходов, где прека-техуменат («евангелизация») проводится, - это приход Покрова Пресвятой Богородицы в Томске. Группы евангелизации набираются раз в год в январе, занятия проходят в течение 8-10 месяцев. Это не всегда соответствует времени евангелизации конкретного человека, так как оно зависит от реального обращения и созревания в человеке решения присоединиться к католической церкви [23]. На еженедельных встречах все пришедшие могут задать любой вопрос: о социальных проблемах, волнующих современного человека, о его внутренних переживаниях говорится в свете христианской веры. Есть определенная тема, которую катехизатор готовит к беседе, но он не ограничивает себя программой. Это цикл бесед, но очень свободный. Человек может присоединиться к группе в любой момент - группы открытые [18].

основные

задачи

испособы

проведения

«Альфа-курс»

«Альфа-курс» возник в англиканской церкви в 1977 г., но получил распространение во всех конфессиях. Никки Гамбл, который в настоящее время является главным распространителем опыта

Работы «Альфа-курса» по всему миру, подчеркивает, что евангелизация студентов наиболее эффективна, если проводится через поместную церковь по кафедре или приход [20, с.15].

МКГ «Альфа-курс» длится 11 недель (два с половиной месяца) и за-• На пути вершается праздничным ужином. На ужин каждый выпускник к воцерков- приводит новых людей (знакомых, родных, друзей), с кем он хо-лению чет поделиться полученным вдохновением и кого он хочет пригласить на следующий курс. На праздничном ужине 1-2 выпускника свидетельствуют о переменах в жизни, которые произошли у них за время «Альфа-курса» (отвечают на вопросы ведущего), затем ведущий проводит тему «Христианство: скучное, лживое и несовременное?». Ведущий призывает всех, кто заинтересовался, прийти на следующую встречу через 1,5 месяца. Курс обязательно проводится три раза в год. Кроме еженедельных встреч и праздничного ужина в середине курса проводится уик-энд, двухдневный выезд.

«Альфа-курс» включает в себя 15 тем. Первая проходит уже на праздничном ужине, 4 темы рассматриваются во время уик-энда и еще 10 на еженедельных встречах. Продолжительность каждой такой встречи - 2,5-3 часа. В темы включается только та часть учения церкви, в которой все христиане едины, так как «Альфа-курс» является межконфессиональным. По каждой теме сначала говорит ведущий, а затем она обсуждается в малых группах (не больше 12 человек). Названия тем сформулированы в виде вопросов, волнующих людей, например: «Зачем Иисус умер?», «Как я могу быть уверен в своей вере в Иисуса?», «Зачем и как мне читать Библию?», «Зачем и как мне молиться?», «Как я могу быть исполнен Духом?», «Как мне жить дальше и как мне служить Богу?», «Что такое церковь?». Программа курса может отличаться в разных приходах и может корректироваться от курса к курсу по данным анкетирования выпускников.

Все темы имеет библейское основание, ведущий ссылается на библейский текст [20, с. 20]. Библия и молитва рассматриваются в «Альфа-курсе» как источники вдохновения.

«Альфа-курс» имеет еще ряд важных особенностей. Целостная евангелизация на «Альфа-курсе» включает в себя евангелизацию словом, евангелизацию делом (евангелизация связывается с социальной ответственностью христиан) и евангелизацию в силе Святого Духа, подтверждаемую сверхъестественным проявлением силы Святого Духа, в частности, исцелениями [20, с. 25]. Уикэнд, важнейшая часть курса, посвящен учению о действии Святого Духа в жизни участников и сопровождается говорением (и даже пением) на языках. Важнейшими шагами для обращения считаются покаяние, вера (связанная с благодарностью за жертву Христа) и принятие Святого Духа [20, с. 111]. В конце каждой темы

участники призываются к действию (например, к покаянию, молитве). В «Альфа-курсе» делается акцент на служении. Выпускники «Альфа-курса» сразу получают возможность служения в следующем цикле в качестве помощников или даже лидеров малых групп. Команде лидеров с помощниками придается большое значение, в малых группах они составляют примерно треть всех участников. Малые группы позволяют лидерам и помощникам проявлять личное внимание к каждому участнику, дают каждому возможность высказаться. В малых группах люди учатся вместе молиться, в том числе друг за друга, и читать Священное писание, между ними возникают прочные отношения и они учатся служить друг другу. После первой встречи набор в группы закрыт. Новым желающим предлагают прийти на следующий цикл.

Тем, кто прошел «Альфа-курс», объясняют, как действует система домашних групп в церкви, и предлагают присоединиться к одной из групп [20, с. 47].

основные

задачи

испособы

проведения

Предоглашение в Преображенском братстве (Содружестве малых братств)

В Преображенском братстве долгое время предоглашение проводилось в форме личных свидетельств и открытых миссионерских встреч. Первый цикл регулярных предогласительных встреч в группе был проведен в 2005 г. Концепция такого цикла была разработана свящ. Георгием Кочетковым. Предоглашение организуется и проводится силами малых православных братств.

Отец Георгий уделяет большое внимание динамичности пред-оглашения. Оно не может быть длительным, так как важно, чтобы люди не устали, чтобы они чувствовали в себе внутренние перемены. Кроме того, к предоглашаемым еще не предъявляется никаких требований, они не несут никакой ответственности, а безответственность в течение длительного времени развращает людей. Поэтому предоглашение в группе не должно продолжаться дольше 2-3 месяцев*.

На открытых миссионерских встречах желающим узнать о христианстве больше предлагается прийти в группу. Встречи в группах проводятся раз в неделю, продолжительность встреч 2-3 часа. Программа и тематика встреч не разрабатывается заранее, каждый катехизатор сам определяет тему встречи, отталкиваясь от вопросов предоглашаемых. Возможные темы встреч: «Что такое дух и чем отличается душевное от духовного?», «Кто мой бог? В какого бога я верю?», «Что значит "покаяться"?», «Что такое свобода?», «Чем отличается любовь от привязанности?», «Что такое жертва?». Катехизатор часто вынужден брать общие, абстрактные темы, так как нет уверенности, что все в группе желают быть

* Здесь и далее в качестве источника информации использованы протоколы кружка катехизаторов Преображенского содружества братств (ркп).

Работы христианами. Вместе с тем катехизатор может провоцировать студентов предоглашаемых на определенные вопросы, чтобы поговорить о по кафедре вере, о жизни, о призвании человека. Некоторые катехизаторы МКГ сами задают вопросы предоглашаемым, чтобы выяснить, что и • На пути как они понимают; кроме того, это позволяет людям быстрее и к воцерков- интенсивнее входить в процесс оглашения. Уже на предоглаше-лению нии возможно начинать беседы о христианской этике.

На предоглашении не требуется ежедневной личной молитвы. В начале и в конце встречи может быть чтение Псалтири или краткая простая молитва своими словами. Если кто-то из пришедших еще не хочет или не может молиться, то катехизатор не настаивает [17, с. 12]. Общие (однократные) посещения храма могут быть, если предоглашаемые проявят такую инициативу. На предоглашении рекомендуется читать книги Премудрости (можно одну книгу) и синоптические евангелия (можно одно евангелие). Чтение Писания является фоном предоглашения: главное значение имеет диалог с людьми, но совсем отказываться от чтения Писания не следует, так как надо сохранить христианский контекст встреч.

Группы могут оставаться открытыми в течение всего периода предоглашения, предоглашаемые могут приводить своих родных, знакомых. К тем, кто пришел не с самого начала, предъявляется только одно требование - ознакомиться с материалами открытых миссионерских встреч, опубликованных в журнале «Православная община». (На практике, однако, часто приходится через некоторое время прекращать прием новых людей в группу, так как либо группа оказывается переполненной, либо возникает риск, что новые люди будут задерживать движение всей группы вперед.)

Предогласительный цикл завершается собеседованием. На собеседовании человеку предлагают ответить на вопрос, считает ли он себя верующим и хочет ли стать христианином. По результатам собеседования принимается решение, готов ли человек к оглашению. Тех, кто еще не готов, можно пригласить на миссио-нерско-просветительские встречи.

Программа предогласительных групп в Преображенском братстве находится в стадии формирования, катехизаторы ищут формы предоглашения, наиболее отвечающие современным условиям. Осенью 2005 г. катехизаторы познакомились с опытом «Альфа-курса» и нашли в его программе евангелизации много общего со своей программой предоглашения. Тем не менее есть и существенные различия. В настоящее время некоторые катехизаторы перерабатывают и адаптируют программу «Альфа-курса» или вводят элементы «Альфа-курса» в программу предоглашения Преображенского братства, однако эти циклы еще не завершены.

Таким образом, предоглашение - это прежде всего призыв человека к обращению от неверия к вере, от идолов и ложных образов Бога к Богу живому, от ложно понятого христианства к полноте жизни в Церкви, в Народе Божьем. Такое обращение невозможно без покаяния и изменения всей жизни. Предоглаше-ние вдохновляет «ищущих» на этот путь и позволяет катехизатору через свидетельство словом и жизнью обрести общее пространство, общий язык с людьми прежде неверующими и нецерковными. Предоглашение позволяет «ищущим» научиться доверять Богу и человеку, слушать и слушаться, научиться от катехизатора основам веры и жизни, чтобы затем свободно и ответственно заявить о своей вере, о желании изменить жизнь в соответствии с верой, креститься и воцерковиться. С момента принятия такого решения предоглашаемый, кандидат становится уже христианином. Заканчивается предоглашение и начинается собственно катехизация.

Правильно и динамично проведенное предоглашение позволяет не потерять «ищущих» людей и направить в традиционное русло само оглашение. Воцерковление людей уже крещеных и причащающихся зависит от пройденного ими духовного пути, и для кого-то из них этап предоглашения уже не является необходимым. Однако во многих случаях пренебрегать предоглашени-ем крайне нежелательно.

Мы кратко описали четыре основные существующие формы предоглашения. Наибольший интерес для нас представляют предогласительные встречи в группе, программы которых мы нашли в Чине христианского посвящения взрослых католической церкви, в межконфессиональном «Альфа-курсе» и в предоглаше-нии православного Преображенского братства. Между этими программами есть много общего, но есть и существенные отличия. Последующие исследования проблемы предоглашения могут быть посвящены более тщательному сравнительному анализу существующих программ и поиску форм проведения предогла-шения, наиболее отвечающих современным условиям.

основные

задачи

испособы

проведения

литература

1. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы.

Режим доступа: http://www.seminaria.bel.ru/pages/mis/conception.htm.

2. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводствен-ные. М., 1991.

3. Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Г. Кочеткова. М., 2001.

4. Общее катехитическое руководство. Режим доступа: http://www.agnuz.info/book.php?id = I43&url=index.htm.

Работы 5. Кодекс канонического права, обнародованный властью папы Иоанна студентов Павла II. Режим доступа:

по кафедре http://www.agnuz.info/book.php?id=20&url=/content.htm.

МКГ 6. Книжный развал: Александр Мень. Верую...: Беседы о Символе веры • На пути [Электрон. ресурс] // Литературная газета. 2001. 10-16 октября. к воцерков- №41 (5852). Режим доступа:

лению http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg412001/Tetrad/art1 .htm.

7. Избранные места из переписки Великого князя К.К. Романова с сенатором А.Ф. Кони. Режим доступа: http://ifce.ringnet.ru/trad/ti.html.

8. Многообразие традиций и единство образовательного пространства. Беседа третья // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 6. Режим доступа: http://www.prometa.ru/projects/prospect/4/2.

9. Москвариум: Обряд крещения.

Режим доступа: http://www.radiomayak.ru/shedules/65/11409.html.

10. Герман, архиеп. Волгоградский и Камышинский. Попытки устройства духовного образования Волгоградской епархии.

Режим доступа: http://oroik.netda.ru/chten_98/ar-german.htm.

11. Гармаев Анатолий, прот. Пути и ошибки новоначальных: Ответы на вопросы: Беседы в паломническом рейсе.

Режим доступа: http://www.zavet.ru/garmaev/ways.htm.

12. Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в православную катехетику: Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним: Диссертация на степень maitrise de theologie. М., i998.

13. Каринский С. Оглашение и огласительная литература // Православная община. 1996. № 3 (33). С. 32-58.

14. Участники Рождественских чтений обсудили новую Концепцию миссионерской деятельности РПЦ. Режим доступа: http://www.blagovest-media.ru/index.php?ss=2&s=3&id=4305.

15. Мiровоззрение. 2005. № 25 (83).

Режим доступа: http://rpnsd.ru/mir/83.doc.

16. Устав неокатехуменального пути. Режим доступа: http://www.agnuz.info/book.php?id=ii8&url=/content.htm.

17. Кочетков Г., свящ. Воспитательная миссия: Заметка в связи с подготовкой Миссионерской концепции РПЦ // Свет Христов просвещает всех: Альманах СФИ. Вып. i. М., 2007. С. 9-15.

18. О христианском посвящении взрослых // Свет Евангелия. 2001. № 5 (307). Режим доступа: http://www.catholic.ru/svet/307/031.html.

19. Чин христианского посвящения взрослых. Режим доступа: http://www.agnuz.info/book.php?id=30&url=index.htm.

20. Гамбл Н. Рассказывая другим. М., 2002.

21. Harter A. Alpha and Catechumenate Сompared // Lift Up Your Hearts / Evangelical Lutheran Church in Canada. 2000. N 11.

Режим доступа: http://www.worship.ca.

22. Рекомендации по введению «Полного обряда христианского посвяще-

ния взрослых» и созданию катехумената в приходах Европейской части России.

Режим доступа: http://www.agnuz.info/book.php?id=I3&url=index.htm. 23. Группа евангелизации.

Режим доступа: http://www.catholic.tomsk.ru/evidence/index.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.