Научная статья на тему 'Воспитательная миссия. Заметка в связи с подготовкой миссионерской концепции РПЦ'

Воспитательная миссия. Заметка в связи с подготовкой миссионерской концепции РПЦ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная миссия. Заметка в связи с подготовкой миссионерской концепции РПЦ»

свящ. ГЕОРГИЙ КОЧЕТКОВ

Воспитательная миссия. Заметка в связи с подготовкой Миссионерской концепции РПЦ

Воспитательная миссия - это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеными, не получили соответствующего научения основам христианской веры, молитвы и жизни и посему пока не являются полноценными, активными членами Церкви. Цель такой миссии - включение предоглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и стиля их жизни. Это значит, что для них, как и для всех в Церкви, закон веры Церкви должен соответствовать закону ее молитвы и закону ее жизни. Воцерковление взрослых некрещеных людей должно, как известно1, осуществляться по 1 мф 28:19 схеме: «свидетельство (предоглашение) - оглашение - крещение (в полном единстве с таинствами покаяния, миропомазания и евхаристии) - научение (тайноводство)».

Воцерковление уже крещеных людей имеет свои особенности, сильнее, чем в предыдущем случае, зависящие от личных обстоятельств каждого человека и уже пройденного им духовного пути. В любом случае с крещением и воцерковлением нельзя ни слишком тянуть, ни слишком торопиться. Канонический срок оглашения взрослых составляет 2-3 года. В наше время, как и в древности, в особо оговоренных церковью случаях он может быть сокращен до года-полутора лет и даже еще более короткого периода, например в случае «клинического крещения» (или во-церковления) при наличии смертельной опасности. Правда, если эта опасность проходит, то оглашение должно быть в полном объеме продолжено и после такого крещения.

В настоящий момент сложилась ситуация, которую невозможно считать приемлемой, когда человек, находясь в сознательном возрасте, крестится или причащается, вовсе не зная своей веры и церковной традиции и, таким образом, не имея никакой личной ответственности за их воплощение. Такие люди, как правило, появляются в храме лишь для внешнего, а подчас и просто суеверного отправления обрядов и для удовлетворения своих сугубо частных религиозных потребностей. При этом они нередко лишены правильного и благодатно-церковного восприятия таинств веры, молитвы и жизни Церкви. Профанируя таинства, они дискредитируют себя и саму Церковь. Современная церковная жизнь остро

Труды требует полного возрождения института оглашения, обращенного членов ко всем, кто в нем нуждается, без различения пола, возраста, соци-кафедры ального положения, культуры и национальности.

МКГ Необходимо особо подчеркнуть каноническую недопустимость в нормальных случаях крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации (крещение без оглашения запрещается 78-м правилом VI Вселенского собора и 46-м правилом Лаодикийского собора). Конечно, никто не должен на-

1 Лк 11:46 кладывать на людей «бремена неудобоносимые» 1. Однако того,

кто не хочет посильно потрудиться ради Бога, и не хочет осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» не следует, ведь церкви известно, что язычник будет

2 Рим 2:14 судим по закону совести 2, в то время как принявший таинство кре-

щения - по данным им обетам и по мере получения благодатных даров (ведь кому больше дано, с того больше взыщется). Всякая бесплодная смоковница будет срублена и брошена в огнь.

Если принятие крещения или участие нововоцерковленных в первой сознательной исповеди и в первом сознательном причастии требует от церкви особых и достаточно длительных усилий, то как именно в самых главных чертах должен проходить этот процесс?

Несомненно, все начинается со свидетельства и предоглашения (термин взят у св. Кирилла Иерусалимского). В наше время свидетельство о вере часто бывает плодом личных усилий верующих и общения «один на один» в атмосфере доверия, приветливости, дружелюбия и любви. Верующие люди, постоянно или единовременно общаясь с родными, друзьями, сослуживцами и просто знакомыми, не могут молчать о своей вере и жизни, ведь «от избытка сердца говорят уста». Проводя такие беседы, вступая в диалог, все, и особенно молодые и наиболее образованные люди в церкви, не допускают никакого давления, насилия или прозелитизма, и это всегда имеет благотворные последствия. Если неверующие (хотя бы уже и крещеные) собеседники проявили интерес к вере, их можно пригласить, например, в храм или, где это возможно, на особые миссионерские (т.е. открытые для всех желающих) встречи и беседы, на которых можно услышать уже более последовательное и полное изложение основных принципов христианской веры и жизни. После миссионерской встречи, если интерес к этому не пропадает, может начаться специальный цикл регулярных (например, еженедельных) предогласительных встреч, цель которых - подготовить людей к полноценному оглашению, т. е. последовательному и целостному научению основам христианской православной веры, молитвы и жизни.

Начать оглашаться может только такой человек, с которого можно что-то спросить, т. е. который уже имеет начатки веры во

Христа, надежды на Бога, покаяния перед Небесным Отцом и предваряющей благодати Святого Духа. Поэтому еще на пред-оглашении каждому молодому или взрослому человеку надо показать, что и в наше время быть христианином не значит стать маргиналом, живущим на духовной, культурной и социальной обочине, что настоящее христианство отвечает на самые важные вопрошания современного человека, причем отвечает правдиво и трезвенно, без обмана. Поэтому оно не бывает скучным, шаблонным или фанатичным. На предоглашении человек должен узнать и то, почему ему нужен именно Христос, а не только какие-либо другие «духовные учителя», пусть и сыгравшие свою положительную роль в мировой истории. Человек должен устремиться к личному познанию Христа и, осознав свое недостоинство и греховность, пожелать освобождения через покаяние и молитву. Человек должен узнать о Божьих обетованиях, о плодах Христовой жертвы «за всех и за вся» и удостовериться в истинности избранного им пути через свидетельство своей совести и свидетельство Духа. Человек должен обратиться к Слову Божьему, к Евангелию и молитве, пожелать познать и исполнить волю Божью о себе и своей жизни. Он должен пожелать посвятить себя на служение Господу и всегда стремиться к духовному возрастанию и совершенствованию. Он должен не бояться противостать злу - мирно и непримиримо, через внутреннее аскетическое делание и внешнее свидетельство о Божьей правде и справедливости, о Божьих добре и красоте. Он должен не бояться говорить о своей вере. Он должен почувствовать целительное действие Божьей благодати и своей веры и с благодарностью принять попечение о нем Церкви, без чего ему будет трудно продолжать свой духовный путь. Никто в будущем не должен потеряться, оставшись без своего прихода, без своей общины и без своей братской среды.

Конечно, даже предоглашение - это уже целый процесс, который может длиться не одну неделю и даже не один месяц. Никто в одиночку, без поддержки своего прихода, своей общины или своего братства не сможет провести этот цикл встреч и установить с каждым приходящим в церковь отношения дружбы и доверия. А ведь известно, что нередко в людях сначала возникает дружеское и доверительное отношение к окружающим, и только после этого они могут прийти к самой вере так, чтобы потом не отпасть. Пред-оглашение должно быть сразу направлено на всю личность человека, оно должно убеждать ум, пробуждать совесть, зажигать сердце, побуждать волю к свободному решению и действию. Оно не ограничивается одними разговорами, даже очень удачными и полезными, оно связывается и с добрыми делами, взаимопомощью, оно ценит все знамения Царства Небесного. Оно динамично и эффек-

Свящ. Георгий Кочетков • Воспитательная миссия. Заметка в связи

с подготовкой Миссионерской концепции РПЦ

Труды тивно, если сразу приводит к благим изменениям самой жизни во членов всех ее аспектах, в том числе нравственном, поведенческом и лич-кафедры но духовном. Ведущие сами должны показывать во всем добрый МКГ пример, в том числе в своих взаимоотношениях, в своем духовно-нравственном поведении, в своей вере и жертвенной, бескорыстной любви к Богу и ко всем ближним.

Хотя предоглашение и не должно быть сухим и жестко схематичным, оно должно быть адаптировано к личным особенностям предоглашаемых, к уровню их подготовки, образования и т.п., оно всегда несет в себе неизменное содержание веры и принципов христианской жизни, оно учит вступлению в область православной веры, молитвы и жизни. Лучше всего оно проходит не в плоскости «лектор - слушатели», а в малых (а еще лучше - «домашних») группах по 5-10-15 человек, что вполне соответствует общинному характеру и принципу христианской жизни. Все ведущие должны заботиться обо всех и о каждом, помня, что, по замечанию некоторых современных миссионеров-катехизаторов, в наше время нередко проповеди принадлежит не самая первая роль в продвижении пасомых по христианскому пути. Она часто принадлежит совету того, кто находится на расстоянии вытянутой руки. Все ведущие и помощники должны быть вдохновителями людей, их внимательными слушателями и миротворцами, созидателями дружелюбной, открытой и радостной атмосферы. Они не должны никому ничего навязывать, они должны легко сходиться с разными людьми и охотно делиться с ними своей верой, что, конечно, требует от них специальной методической, богословской и ораторской подготовки, а также умения пользоваться современными техническими средствами (аудио, видео, компьютер и т. п.). Среди помощников могут быть и поручители, т. е. будущие крестные-восприемники, которых рекомендуется избирать тоже из людей уже воцерковленных и способных активно содействовать всестороннему христианскому воспитанию новокрещеных и нововоцерковленных.

Уже на предоглашении, пусть и не сразу или не сразу для всех, большую роль играет молитва как ведущих с помощниками, так и всей группы. Это может быть чтение Псалтири (особенно в современном поэтическом переводе акад. С.С. Аверинцева) или краткая простая молитва своими словами. Если кто-то из пришедших еще не хочет или не может молиться, то навязывать ничего не надо. Молитва сама приходит по мере зарождения веры и укрепления человека в ней.

Конечно, приходящих не следует отягощать какими-либо сборами, поборами, трудами и «послушаниями» (даже на благо церкви или храма и священников). Все труды и издержки должна брать на себя принимающая сторона. Скромные трапезы (в том числе

и в складчину) всегда должны сопровождать встречу малой группы. Все должно быть красиво, вкусно, празднично. Всех надо учить слушать друг друга, и всем надо учиться друг у друга.

Правильно и быстро проведенное предоглашение позволит не потерять людей и правильно направить в традиционное русло само оглашение.

На оглашении многое организуется так же, как и на предогла-шении. Но не следует забывать о последовательности и целостности процесса взрослого нормального оглашения. Последовательность его вытекает из святоотеческого принципа изъяснять в церкви людям лишь то, что они уже вкусили и, значит, что теперь могут лично увидеть и как-то понять или выразить. «Вкусите -и увидите, как благ Господь», - говорит нам Писание1. Целостность оглашения предполагает постепенное подключение человека ко всем сторонам и пластам жизни Церкви в соответствующем их соотношении и с их внутренней иерархией.

Традиционно-святоотеческая система оглашения уверовавших взрослых достаточно хорошо известна. Известны и ее основные принципы, и возможности ее модификации в зависимости от исторических и культурных обстоятельств и условий. В наше время эта система работает так же хорошо, как и в древности, тем более что на протяжении веков существует много общего в состоянии душ людей и всего общества.

Полная система оглашения предполагает три этапа ее проведения. На первой ступени, которая может начинаться с торжественного чтения молитвы над «оглашаемыми», требуется приучить оглашаемых к регулярной личной (в простой форме, чаще всего -своими словами) и церковной молитве (за исключением литургии верных, если оглашаемые или воцерковляемые люди не относятся к регулярно причащающимся), в которой они должны сознательно и ответственно участвовать, а не чувствовать себя зрителями или внешними исполнителями формальных обрядов и чинов. Они должны усвоить основное содержание доступных им частей Нового и Ветхого заветов, в первую очередь синоптических евангелий и книг Закона (например, Бытия, Исхода и Второзакония). Они должны избавиться от тяжелых, тайных и особенно смертных грехов и обратиться к Богу с просьбой о прощении, т. е. об исправлении. Они должны стараться искать и исполнять Божью волю и слушать и слушаться Самого Бога.

На втором этапе оглашения встречи могут проходить более интенсивно, например, дважды в неделю. Также и храм теперь может посещаться чаще, дважды в неделю - вечером (вечерня) и утром (литургия оглашаемых). Начинается эта ступень тоже с соответствующих молитв из Требника, а именно молитвы, делающей «просвещаемыми», и трех «запрещений» (экзорцизмов).

Свящ. Георгий Кочетков • Воспитательная миссия. Заметка в связи

с подготовкой Миссионерской концепции РПЦ

1 Пс 33

Труды На встречах начиная с этого этапа допускается изложение кон-членов цептуальных тем, а не только вопросно-ответная форма и воз-кафедры можность делиться своими индивидуальными мыслями и впе-МКГ чатлениями за трапезой, как это обычно бывает на первом этапе. Среди тем второго этапа - разбор текста Символа веры и проблемы соотношения Бога и тварного мира, Бога и тварного человека; проблемы грехопадения и истории спасения через рассмотрение заветов Бога со Своим Народом; соотношение Священного писания и Священного предания Церкви; рассмотрение всех этапов земной жизни Иисуса Христа, Его Смерти и Воскресения. Далее возможны темы о Сошествии Святого Духа и о Церкви, а также о конце человеческой истории и о Втором пришествии Христа. Вместе с тем рассматриваются вопросы подражания Христу и участия в богослужении, проблемы взаимоотношения христианства и основных религий человечества, исторического православия и других христианских конфессий, церкви и общества, церкви и государства. Заканчивается второй, основной этап оглашения покаянием и личной исповедью (иногда «за всю жизнь») и личным собеседованием с каждым просвещаемым по итогам этого этапа. Во время прохождения второго этапа оглашения всем рекомендуется пост (так когда-то и зародился в церкви Великий пост) и молитва за просвещаемых.

Третий этап оглашения начинается с «Четвертой молитвы» и Чина отречения от сатаны и сочетания со Христом (таинство покаяния), соединенного с исповеданием веры, и затем таинств крещения, миропомазания и евхаристии. Во время этого этапа, длящегося от 8 дней до 8 недель, все новопросвещенные стараются причащаться за каждой евхаристией (если крещение совершается под Пасху, то, согласно 66-му правилу VI Вселенского собора, каждый день Светлой седмицы и далее каждое воскресение до начала Петрова поста). За евхаристией обычно следует общая трапеза любви и очередная тема цикла тайноводственных бесед. Все темы этого цикла посвящены учению о таинствах и изъяснению семи таинств, всем главным догматам церкви, основам христианской аскетики, личной и межличной антропологии и введению в христианскую мистику. Во время завершающего этапа оглашения все должны лично познакомиться с церковной и приходской жизнью, найти свое место в церкви и соответствие между преподаваемым на оглашении учением и опытом и реальной практикой поместно-приходской и общинно-братской жизни.

После оглашения новопросвещенным можно рекомендовать поездку в паломничество или иной вид активного христианского отдыха. С ними нужна и дальнейшая систематическая работа, приобщающая их к богослужебной и внебогослужебной жизни прихода (общины), которая развивается по нескольким направлениям.

• Усиление миссионерской направленности приходской жизни. Проведение на приходе специальных миссионерских богослужений, на которых богослужение сочетается с элементами катехизации, предполагающими употребление богослужебных форм, более доступных для понимания новоначальными.

• Укрепление тех сторон социокультурной среды, которые содействуют воцерковлению наших современников.

• Оказание помощи приходским и прочим катехизаторам в деле воцерковления предоглашаемых и оглашаемых всех ступеней.

• Предоставление возможности вести разнообразную духовно-созидательную деятельность, в том числе по организации приходских кружков и студий для детей и молодежи, а также для взрослых и их семей.

Все это предполагает вовлечение всех клириков прихода в процесс воцерковления новых членов общины, как и необходимость привлечения к этому служению новых инициативных мирян и катехизаторов из мирян обоего пола. В связи с этим надо стимулировать и поощрять создание при крупных приходах, благочиниях и епархиальных управлениях специализированных центров духовного развития детей и молодежи, которые вместе с приходами и епархиями могли бы принимать непосредственное участие в миссионерско-просветительской работе и обладали бы возможностью содействовать духовному развитию всех верных и правильно организовывать процесс катехизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.