Научная статья на тему 'Предоглашение в древней церкви и в теории и практике Преображенского содружества малых православных братств'

Предоглашение в древней церкви и в теории и практике Преображенского содружества малых православных братств Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предоглашение в древней церкви и в теории и практике Преображенского содружества малых православных братств»

Дмитрий ГАСАК

Предоглашение в древней церкви и в теории и практике Преображенского содружества малых православных братств

В Преображенском содружестве малых православных братств (далее - СМБ, Преображенское братство) за 35 лет миссионерско-огласительной практики накоплен значительный опыт целостного и последовательного воцерковления (катехизации) взрослых и детей разных возрастов. Система оглашения, опирающаяся на святоотеческую традицию и современный практический опыт, детально описана в магистерской диссертации и других работах свящ. Георгия Кочеткова - основателя Содружества, старейшего и самого опытного катехизатора в нем. За эти годы в православную церковь сознательными и ответственными ее членами вошли тысячи людей в Москве, многих городах России и ближнего зарубежья. Исторический контекст миссионерской и огласительной деятельности Преображенского братства в эти десятилетия характеризуется активными и масштабными социокультурными переменами в России и во всей Восточной Европе. Отец Георгий начал проповедовать в пору, когда власти бывшего СССР преследовали подобную деятельность; продолжил в конце 80-х - начале 90-х, когда на волне освобождения от коммунистической идеологии и при большом авансе доверия к церкви сотни тысяч и даже миллионы людей обратили к ней свои духовные поиски; продолжает ее сегодня, когда интерес к православию, характерный для начала и середины 90-х годов, охладел, а доверие к церкви сильно оскудело. Состав людей, интересующихся христианством и приходящих на оглашение, также изменился; меняются и некоторые подходы к процессу катехизации, но основные принципы огласительной системы, а значит, и этапы духовного пути оглашаемого остались за эти годы неизменными. Могут меняться акценты, развиваться объем и содержание отдельных этапов (например, период таинствоводства два года назад расширился с одной недели в пределах Светлой седмицы до двух месяцев и стал практически сопоставимым с этапом просвещения). Сейчас назрела необходимость уделить особое внимание миссии и предоглашению, т. е. тому, что предшествует началу собственно оглашения - периоду, когда человек делает сознательный выбор в пользу христианской веры и жизни.

Это связано с тем, что сейчас более актуальным стал вопрос не столько наличия самой веры, сколько соответствия, единства христианской веры и жизни. Само по себе словесное исповедание людьми Бога и Христа чаще всего не ведет за собой изменения их жизни. Поэтому христианам следует проповедовать не только и не столько словом, сколько делом, лучшей, чем в мире сем, жизнью, показывать плоды православной веры, чтобы, как при жизни Самого Христа, можно было сказать сомневающимся: «Иди и посмотри» 1. Проповедующим необходимо заботиться не только о том, что и как сказать, но и о том, как слово о Боге, о Христе будет воспринято. Важно заботиться о качестве христианской миссии, чтобы «сети» не только были заброшены, но и приносили улов.

Существенным фактором в усилении внимания к предоглаше-нию является также изменившийся контингент интересующихся христианством, т. е. подходящих к стенам Церкви людей. В отличие от ситуации начала и середины 90-х годов, сейчас приходящие более пассивны в своих духовных поисках, их духовные интересы менее выражены, сами они настроены более индивидуалистично, заинтересованы часто в решении лишь своих частных (как правило, семейных, рабочих и т. п.) проблем. К таким людям нужно больше личного внимания, т. е. необходим более выраженный индивидуальный подход. Катехизатору требуется больше духовных и душевных усилий для вдохновения ищущих, для помощи им в выборе христианского пути. Кроме того, если раньше люди приходили в значительной части уже ориентированными на оглашение, то сейчас приходится тратить больше сил, чтобы собирать их как народ Божий, являясь в прямом смысле слова «ловцами человеков». Поэтому в настоящее время встала задача углубления и развития предогласительной части воцерковления. Фактически речь идет о развитии миссионерского служения, о необходимости более открытого, более вдохновенного свидетельства «внешним» со стороны всего церковного народа.

Кроме того, за те же прошедшие десятилетия и жизнь нашего Содружества стала более целостной, более церковной, а церковная среда стала более зрелой. Это значит, что мы можем показывать оглашаемым пример более совершенной жизни. Поэтому если раньше на первом этапе оглашения допускалось присутствие людей, неуверенных в своем выборе и даже неверующих (иногда вплоть до второго этапа), то теперь следует более полно воплощать древний огласительный принцип: допускать к оглашению только людей верующих, выразивших свободное, но определенное желание стать христианами и по вере, и по жизни.

Итак, что такое предоглашение? Какова его парадигма, выраженная в опыте Преображенского содружества? О содержании предоглашения свящ. Георгий Кочетков писал так:

Д. Гасак • Предоглашение в древней церкви и в теории и практике СМБ

1 Ин 1:46

Работы Основным содержанием процесса предоглашения является постоянный студентов призыв человеческой совести к вере в единого Бога и во Христа Его, а зна-по кафедре чит - к Покаянию, Обращению, Возрождению и Обновлению всего чело-МКГ века, к единению Его с Богом и Его Народом в Любви и Свободе Духа.

• На пути Главное дело миссионера в его служении - возвещение людям в историче-к воцерков- ском времени керигмы Церкви и призыв к Покаянию через осознание селению бя и мира в его бедственном положении в силу противоречия между предчувствием своего высокого призвания в прекраснейшем мире и реальностью господства зла в нем и себе [1, с. 65].

* Вопрос предог-ласительного значения христианской культуры требует особого церковного исследования.

Как уже было сказано, согласно церковной традиции, на оглашение могут приходить люди уже верующие и изъявившие желание стать христианами и креститься (что не означает, что они предварительно уже должны решить все свои проблемы). Предог-лашение, таким образом, находится как бы между миссией и собственно оглашением. Условно к периоду миссии можно отнести жизнь человека, переходящего от состояния равнодушия или отвержения христианства к появлению интереса к нему. Предогла-шение, соответственно, займет время от появления такого интереса до уверования этого человека во Христа. Миссионеру по многим причинам не приходится рассчитывать на то, что его будут слушать заинтересованно и сколько-нибудь продолжительное время. Время для миссии, как правило, очень ограничено, а значит, слово проповедника должно быть по возможности кратким, ясным, точным. На предоглашении, в отличие от миссии, временные возможности более широкие, но есть и свои опасности: например, предоставить этому периоду, как времени духовного поиска, преодоления сомнений и т. п., продолжаться неопределенно долго. Тем более, что решительность, особенно в духовной сфере, у наших соотечественников в большом дефиците.

В процессе предоглашения, согласно складывающейся в СМБ практике, также можно выделить две части. Первая часть - период от появления интереса к христианству до открытых встреч включительно. Это время разговоров не столько непосредственно о христианстве, сколько связанных с христианством - например, о памятниках христианской культуры и искусства*. В настоящее время, как показывает опыт, особенно плодотворны встречи культурно-просветительского характера. Это могут быть экскурсии в художественные музеи и на выставки, поездки к различным памятникам христианской культуры (монастыри, храмы и т.п.). При этом важно уделять внимание не столько истории их как предметов искусства, сколько их внутреннему содержанию. В то же время, нужно раскрывать не сакраментальное или догматическое значение икон, но их художественное значение, показывать христианские корни нашей культуры, как и то, что хрис-

тианская культура - высшее культурное достижение человечества. Также целям предоглашения могут послужить концерты классической музыки и просто хорошей песни (такие, как выступления Е.А. Камбуровой), поэтические вечера, литературные встречи, театр, кино.

Конечно, не всё в культуре может способствовать пробуждению интереса к христианству. Поэтому за миссионерами и катехизаторами остается забота о выборе вещей, которые имеют христианское содержание. Также важное значение имеют личные беседы ищущих с будущими поручителями и с другими христианами. Этот период может заканчиваться миссионерскими открытыми встречами, посвященными собственно христианству, Богу, Церкви. Конкретную тематику таких встреч следует выбирать каждый раз особо, ориентируясь на современный (буквально в последний месяц, неделю, день) контекст жизни людей. Наша задача - говорить о христианстве как о жизни (не учении, не культуре, не религии, хотя все это может входить в христианство), а значит, нужно найти то, что наиболее волнует людей сейчас, что требует ответа, разрешения, и соединить это с верой Христовой, показать, что христианство имеет отношение к существу жизни, является ее сердцевиной. Это особенно значимо, если учесть, что приходящие люди, как правило, уже имеют свое, часто негативное, мнение о церкви, поскольку многие с ней «столкнулись» и отошли от нее.

Вторая часть - предоглашение от открытых встреч до начала первого этапа оглашения, которое проводится, как правило, в группах. Это и наиболее желательно, так как именно в группах встречи могут проходить в форме беседы, свободного диалога. Катехизатор, ведущий встречу, оказывается со своими собеседниками на равных, в отличие от оглашения, где катехизатор является для оглашаемых лицом в определенном смысле «иерархическим» (хотя и в смысле, отличном от бытующего, во многом магического понимания иерархии). Тематика таких встреч может быть самой разной и очень свободной. В частности, здесь можно затрагивать и вопросы догматического свойства, проблемы храмовой и личной молитвы, говорить о Сыне, Отце и Святом Духе, т. е. о том, что более подробно и основательно может быть раскрыто лишь человеку верующему, сознательному христианину и на более поздних этапах оглашения. При этом важно твердо помнить цель предоглашения - «пробуждение общечеловеческой жажды спасения и творчества в пока еще не ведающих их Тайн людях» [1, с. 66], обращение их «к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева»1.

Важнейшим во время этого периода духовного пути для человека является вдохновение («никто не может назвать Иисуса Гос-

Д. Гасак • Предоглаше-ние в древней церкви и в теории и практике СМБ

1 1 Фес 1:9-10

1 1 Кор 12:3

2 Мк 9:24

* Не могу не вспомнить, как когда-то сам определенно осознал себя христианином, прочтя лишь одну работу о. Александра Меня «Христианство».

подом, как только Духом Святым»1). Также ему нужна помощь в обретении открытости (т.е. веры), опыта общения по вопросам духовной жизни, способности не только выражать себя, свои интуиции, но и слушать, и воспринимать опыт и свидетельство другого (не только катехизатора и его помощников, но и других членов предогласительной группы). Также ему нужно показать примеры восприятия Священного писания, передать оглашаемому своего рода «ключ» к пониманию Священного писания - как Ветхого завета (например, Псалтири), так и Нового (одного из синоптических евангелий).

В целом предоглашение как часть миссии - очень свободное пространство. Но это может провоцировать и безответственность. Поэтому вторую часть предоглашения не нужно затягивать, что в первую очередь зависит от катехизатора. В нормальном случае она может длиться 2-3 месяца. Этого времени достаточно, чтобы предоглашаемые сделали выбор в пользу христианского пути, даже если их вера в тот момент будет похожа на веру описанного в Евангелии отца бесноватого ребенка: «Верую, Господи, помоги моему неверию»2. За время предоглашения ищущие должны стать христианами*, членами Церкви, пусть и неполными.

Предоглашение призвано подготовить будущих оглашаемых к восприятию Закона. Поэтому встречи в данный период носят регулярный характер, в нормальном случае раз в неделю. Группа может быть открыта для вхождения новых людей, но не всех подряд и не в любое время. Предоглашаемые могут не знать о четырех направлениях оглашения: внимательном и регулярном чтении Священного писания, личной молитве, участии в храмовом богослужении и последовательном стремлении исполнять заповеди Божьи. Но они уже читают одно из синоптических евангелий (например, Матфея) и учительные книги (например, книги Премудрости и Притчи). Также на предоглашении уместно не только говорить о некоторых этических проблемах в жизни современных людей, но и ставить вопрос их решения. С предогла-шаемыми можно говорить о храмовой и личной молитве, хотя регулярная молитва для них не обязательна. В отличие от существовавшего в ранней церкви обычая, предоглашаемых можно приглашать в храм для участия в синаксарных богослужениях (вечерня, утреня, литургия оглашаемых). Отец Георгий Кочетков пишет:

Цель предоглашения может считаться достигнутой с момента по возможности максимально свободного, реального и ответственного уверования человека в Бога и Спасителя (нашего и мира) Иисуса Христа - Мессию и выражения желания внутренне и внешне очиститься и измениться, а следовательно, креститься и воцерковиться [1, с. 66].

На этом этапе духовного пути ищущих Бога и Церковь людей в древней церкви важная роль отводилась поручителям, которые были ответственны перед церковным собранием за своих поручаемых. Свидетельство поручителей, особенно в условиях гонений, было условием вхождения новых членов в народ Божий. Сейчас возродить этот институт практически не удается. За подготовку к крещению и воцерковлению детей отвечают родители, а в отношении к взрослым ответственность за такого рода поручительство фактически падает на катехизатора и, отчасти, его помощников. Поэтому можно было бы расширить участие помощников в судьбе предоглашаемых, имея в виду опыт «Альфа-курса», где помощники самостоятельно ведут некоторые встречи. Поскольку цель данного этапа - обретение слушающими веры во Христа, как бы расширение их духовного горизонта, постольку помощники-поручители могли бы послужить им личным общением в домашних условиях, по дороге в храм и после богослужения, а также на совместных встречах.

Необходимо обратить внимание и на другие - внешние и внутренние - отличия древней практики от современного опыта пред-оглашения. По отношению к внешним формам его проведения можно было бы назвать свидетельство христиан своей жизнью в быту, в работе и т. п., их преподавание в языческих школах* (правда, это образование было доступно в основном людям состоятельным). Еще одной формой свидетельства (и в этом смысле предог-лашения) следует назвать апологии (например, «Послание к Диогнету» и др.). Можно предположить, что существовали и устные апологии.

Трудно себе представить, что в доконстантиновскую эпоху предоглашаемые могли регулярно собираться группой вместе с поручителями **. Естественнее считать, что в эпоху гонений предоглашение по преимуществу проходило в форме личного общения. К собеседованию перед началом оглашения приходящий уже должен был иметь доброе свидетельство от поручителей, а значит, изменить свою жизнь, подтвердив тем самым твердость своего выбора веры. Нравственные требования к оглашаемым и к поручителям были в то время значительно строже, чем это представляется возможным сейчас (в частности, в практике Преображенского содружества отказ от смертных грехов является абсолютным условием лишь при переходе на второй этап).

Древние апологии («Послание к Диогнету», «Слово Мелитона Философа пред Антонином Кесарем» и др.) свидетельствуют, что одной из главных тем апологетической проповеди был Бог и отношение к Нему. Характерно, что в обществе того времени не оспаривалось то, что человек не может жить без бога, без веры в существование бога. Проблема была лишь в том, кто почитался богом,

Д. Гасак • Предоглаше-ние в древней церкви и в теории и практике СМБ

* Не случайно император Юлиан запретил христианам преподавать в школах, т. е. учить народ.

** Сходная ситуация была и в советское время. Например, протопр. Виталий Боровой рассказывал, что из-за присутствия в храме «наблюдателей», он мог общаться с людьми, только дойдя от храма до автобусной остановки. На серьезные темы было не принято говорить в помещении или в присутствии третьих лиц (горькая ирония тех лет: «Где собрались двое православных, там один -предатель»).

Работы как почитался, как воплощалась та или иная вера и как она вос-студентов принималась в обществе. В наше время это не очевидно, и нужно по кафедре прикладывать особые усилия для того, чтобы показать, что ни МКГ один человек без Бога жить не может.

• На пути Также в древности в эллинской среде, где с уважением отно-к воцерков- сились к мудрости, к философам, всегда актуальным был во-лению прос: «Что есть истина?» В христианской проповеди того времени, поэтому, естественно было сказать, что «человек, немного обратившись от заблуждения, получает воспоминание об истине», или «истина же пользуется словом, как стрекалом, и оживляет дремлющих и пробуждает их» [2, с. 143]. Сейчас такой интерес встречается редко, и с этим приходится считаться.

Древнее общество, как следует из ряда текстов, было невысокого мнения о христианах. Их обвиняли в том, что их собрания состоят в основном из людей низших сословий (такое же мнение было и об общине Спасителя, который сидел за одним столом с простыми рыбаками, с женщинами, «мытарями и блудницами», что для уважаемых членов общества было унизительно). Но все другие обвинения (в разврате, стяжательстве и т.п.) возводились на христиан ложно, клеветнически. Сейчас же приходится сталкиваться с тем, что многие предоглашаемые приходят с уже сложившимся негативным мнением о церкви, о священнослужителях, и часто это мнение имеет под собой реальную почву. В связи с этим нельзя не вспомнить слова апостола: «имя Божие из-за вас в поно-

1 Рим 2:24 шении между язычниками»1.

Еще одной важной особенностью свидетельства древних христиан «внешним» было свидетельство не только дерзновенным словом, но и жизнью, подкрепляющей слово: «и собственной жизнью превосходят законы» или - «что в теле душа, то в мире

2 Diogn. 6 христиане»2. Особенность современной духовной ситуации за-

ключается в том, что значение свидетельства жизнью сильно возрастает: люди больше обращают внимание на жизнь, которую мы призваны показать как лучшую, чем у поклонников других богов.

Древняя практика в целом отличается строгостью, более серьезным отношением к переходным моментам, к вопросу выбора веры, к обетам при крещении и т. п. Древние предоглашаемые вряд ли могли свободно посещать молитвенные собрания и сами читать Священное писание. Сейчас же мы можем это позволить без ущерба для них и для собрания.

И все же, несмотря на перечисленный выше ряд отличий современной практики предоглашения от древней его формы, эта практика вполне может считаться традиционной. Прежде всего потому, что прежним остается смысл предоглашения: не новые знания, а обретение веры и решимости идти христианским путем, отдав свою жизнь под власть единого Царя-Христа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в православную катехетику: Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним: Диссертация на степень maîtrise de theologie. М., 1998.

2. [Псевдо-]Мелитон. Слово Мелитона Философа перед Антонином Кесарем // Раннехристианские апологеты II-IV веков: Переводы и исследования. М., 2000. С. 143-149.

3. Послание к Диогниту // Там же. С. 122-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.