Научная статья на тему 'ПРОПОРЦИИ - ПРЕДМЕТ ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ В СОЗДАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ПРОПОРЦИИ - ПРЕДМЕТ ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ В СОЗДАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
214
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОПОРЦИИ / АНАТОМИЯ / ФИГУРА / КАНОН / ЦЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Таран И.В.

Изучение пропорции тела является одной из существенных частей подготовки будущих художников. Данная тема обращает внимание на исключительно важную роль пропорции в достижении цельности изображения и его сходства с реальным предметом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPORTIONS - A SUBJECT OF SPECIAL IMPORTANCE IN THE CREATION OF WORKS OF FINE ART

The study of the proportion of the body is one of the essential parts of the training of future artists. This topic draws attention to the extremely important role of proportions in achieving the integrity of the image and its similarity to the real object.

Текст научной работы на тему «ПРОПОРЦИИ - ПРЕДМЕТ ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ В СОЗДАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

экрана (дата обращения: 26.11.2017).

3. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - 6-е изд. - Санкт Петербург: Питер, 2011. - 448 с.

4. Отбор и оценка инновационных проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.technopark.by/business/206.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 26.11.2017).

5. Кошелев В.А. Особенности инновационно-инвестиционной деятельности в строительной отрасли [Электронный ресурс] / В.А. Кошелев // Экономические науки. - 2009. - № 5 (54). - С. 191 - 194. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/09/28/1267205698/39.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения: 26.11.2017).

6. Новосибирск Экспоцентр. Календарь выставок [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.novosibexpo.ru/calendar/category/vystavki_i_yarmarki.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 26.11.2017).

УДК 745:7.013:77.041

Таран И.В. преподаватель кафедра декоративного искусства ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

АР Крым, г. Симферополь ПРОПОРЦИИ - ПРЕДМЕТ ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ В СОЗДАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Аннотация. Изучение пропорции тела является одной из существенных частей подготовки будущих художников. Данная тема обращает внимание на исключительно важную роль пропорции в достижении цельности изображения и его сходства с реальным предметом. Ключевые слова: пропорции, анатомия, фигура, канон, цельность

Taran I.V.

the teacher of the department of decorative art Crimean Engineering-pedagogical University

Simferopol, Crimea PROPORTIONS - A SUBJECT OF SPECIAL IMPORTANCE IN THE CREATION OF WORKS OF FINE ART Annotation. The study of the proportion of the body is one of the essential parts of the training of future artists. This topic draws attention to the extremely important role of proportions in achieving the integrity of the image and its similarity to the real object.

Key words: proportions, anatomy, figure, canon, integrity

Тело человека представляет собой сложно построенный организм, в котором все отдельные образования тесно связаны между собой и

объединены в единое целое. Знание закономерностей конструктивного построения, изменений характера формы в процессе движения, в перспективе, умелое использование различных средств рисунка ускоряют процесс создание пропорционального рисунка человеческой фигуры.

Анализ литературы. Для изучения пропорции как предмет искусства необходимо обратить внимание на историю происхождения и развития канонов пропорций. С этой целью были рассмотрены труды Дмитриевой Н.А., Иваницкий М.Ф., Ельшевской Г.В.

Способы построения и совокупности приемов так же были рассмотрены в трудах таких деятелей как Радлов Н.Э., Дж. Ломаццо, Николай Ли, Леонардо Да Винчи.

Цель статьи — изучить пропорции как предмет особого значения в создании произведений изобразительного искусства. Рассмотреть основные принципы учебного рисунка с натуры, способствующие формированию и развитию объемно - пространственных представлений и совершенствованию графических навыков.

Изложение основного материала. В изобразительном искусстве под пропорциями понимают отношение одной части к другой и к целому как в натуре, так и в изображении. С пропорциями художник имеет дело с выбором формата, величины листа бумаги или холста для будущей работы, при работе над композицией, гармонично разместив отдельные элементы изображения в пределах картинной плоскости, а также при изображении отдельного предмета или человеческой фигуры.

Так как в изобразительном искусстве начиная с самых первых шагов его развития основным объектом изображения являлся человек, изначально внимание художников привлекали пропорции человеческого тела. Уже в Древнем Египте предпринимались попытки найти закономерности в отношениях отдельных частей человеческой фигуры и на этой основе создать систему пропорций, которая могла бы быть принята за образец. Особое внимание этому вопросу уделяли древнегреческие художники, в эстетических воззрениях которых одно из главных мест занимал культ красивого человеческого тела.

В V в. До н.э. скульптором Поликлетом была создана статуя «Дорифор» (копьеносец), в которой нашла воплощение система пропорций идеального красивого человеческого тела. [2, 32 с.]

Эта статуя получила название канона (образца). Как правило основу канона составляет модуль, то есть принимаемая за единицу измерения какая-либо часть человеческого тела. В каноне Поликлета модулем стала голова, которая в общей длине тела укладывалась восемь раз. В других канонах модулем служили ладонь, лицо, кисть руки, и прочие части тела.

Предметом особого внимания стали пропорции человеческого тела у художников эпохи Возрождения: Леонардо Да Винчи, А. Дюрера. Широко известен рисунок Леонардо, изображающий человеческую фигуру, вписывающейся в квадрат таким образом, что она касается его сторон

головой, ногами и пальцами вытянутых рук. [3, 14 с.]

Если руки несколько поднять вверх и расставить ноги, то фигуру можно вписать и в круг, причем центром окружности будет пупок. Эта система была известна уже в античности и поэтому получила название «квадрата древних».

Дюрер в изучении пропорции человеческого тела основывался на принципах математики. По его мнению, художник не должен пользоваться одним каким-либо каноном, так как голова может укладываться в человеческой фигуре от 6.5 до 8 раз. В этом сказывался его антропометрический подход к изучению пропорций. Свою систему он строил на результатах измерения большего числа людей. [4, 23с.]

Умение видеть пропорции и правильно, в соответствующем масштабе перенести их на плоскость листа бумаги — одно из необходимых условий достижения цельности рисунка.

Все начинающие рисовальщики допускают грубую ошибку, когда начинают рисунок человеческой фигуры с головы, последовательно пририсовывая затем остальные части тела в результате чего для ступней ног не остается места на бумаге. Рисунок, уместившийся полностью, может быть лишен цельности.

Известный советский художник и педагог Н. Радлов так говорил об этом: «Ошибка которую допустил художник, принципиальна. Он рассчитывал путем суммирования частей получить цельное. Но в искусстве-мы должны это твердо запомнить — сумма частей не равна целому, как учит нас элементарная математика, ибо цельность — сумма частей плюс понятие цельности, единства, собранности этих частей. Потому что основным правилом рисования должно быть следующее: нужно идти от общего к частному, определить сначала понятие целого, для того что бы затем подтвердить это понятие определениями частей». [7, 28 с.]

Человеческую фигуру, стоящую фронтально или неподвижно можно измерять с помощью отвеса и линейки. Но фигура может находиться в движении, принимать разнообразные позы, которые неузнаваемо изменяют все установленные нами отношения. Художники эпохи Возрождения на это так же обратили внимание.

Дж. Ломаццо известный теоретик искусства писал: «Пропорции подразделяются на две части: одна называется собственно пропорцией вещей, которую хотят изобразить в живописи. Другая называется пропорцией для глаз или пропорцией в перспективе». [1, 54 с.]

Между объективными и видимыми пропорциями существует строгая и однозначная связь. Любая ошибка в передаче видимых пропорций ведет к искаженному представлению о действительной форме и пропорциях изображаемого предмета. Действительные размеры предмета с избранной нами точки зрения будут соответствовать в нашем восприятии определенным видимым пропорциям.

Скульптор, работающий с объемной моделью и находящейся в

реальном трехмерном пространстве, произведение которого рассчитано для восприятия с разных точек зрения, прежде всего стремиться правильно передать объективные пропорции модели, и от того, насколько ему удастся, будет зависеть правильность пропорций видимых. Художник-график или живописец изображение строит на двухмерной поверхности листа бумаги или холста и вынужден ограничиваться передачей видимых пропорций.

Видимые пропорции, изменяющиеся в зависимости от угла зрения, неравномерны в смысле той убедительности которую мы хотим получить от изображения. Однако точная передача пропорций не должна быть для художника самоцелью. История искусства дает множество примеров, когда пропорции нарушались в силу тех или иных причин. В одних случаях они вызывали критику, в других — их не замечали, если произведение сохраняло свою выразительность. [3, 21 с.]

Правильному восприятию пропорций препятствует ряд помех, связанных с особенностью нашего зрения. Первая — заключается в различии между ощущением объемности тела и плоскостным характером нашего зрения. Вторая — связанна с тем, что мы привыкли замечать выразительные детали. Правильному восприятию мешают иллюзии. Известно, что одна и та же фигура на темном фоне будет казаться больше, чем она есть в действительности, а на светлом — меньше. Вывод:

Окружающая природа дает немало примеров удивительно гармоничных пропорций в растительных и живых организмах, изучение и познание которых служит для начинающего художника хорошим примером. Мастера Возрождения, картины которых отличаются гармонической завершенностью, ритмичностью и пропорциональностью, оттачивали свой глаз на рисунках с натуры. Главной задачей при обучении пропорции — научиться правильно видеть объемную форму натуры и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости. [6, 12 с.]

Изучение пропорций необходимо, ведь для того что бы изменять какие-либо правила ради достижения выразительности, их необходимо знать. Леонардо Да Винчи писал, что: «Художник должен знать то, что он рисует, но рисовать то, что он видит». [5, 3 c.]

Использованные источники:

1. Дж. Ломаццо, Равное Превосходство / - M.: Искусство, 1987 г. - 121 с.

2. Дмитриева Н.А., Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева - М.: Искусство, 1975 г. - 65 с.

3. Ельшевская Г.В., Искусство рисунка / Г.В. Ельшевская - М.: Советский художник, 1990 г. - 38 с.

4. Иваницкий М.Ф., Очерк пластической анатомии человека / М.Ф. Иваницкий - М.: Искусство, 1955 г. - 52 с.

5. Леонардо да Винчи, Суждения о науке и искусстве / - СПб.: Азбука, 2001 г. - 204 с.

6. Николай Ли, Основы учебно-академического рисунка / Николай Ли - М.:

Эскимо, 2017 г. - 480 с.

7. Радлов Н. Э., Рисование с натуры / Н. Э. Радлов - М.: Искусство, 1983 г. - 63 с.

УДК 378.1

Тарасова Л. С., к.э.н.

доцент

кафедра финансов и бухгалтерского учета

Накладович М.Ю. магистрант

кафедра финансов и бухгалтерского учета Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Республика Беларусь, г. Гродно ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УО «ЛИДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ МЕЛИОРАТИВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

Аннотация: В статье исследуется организация системы внутреннего финансового контроля бюджетного учреждения, определены основные элементы и особенности организации системы внутреннего финансового контроля учреждения образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства».

Ключевые слова: бюджетное учреждение образования, внутренний финансовый контроль, методы контроля, основные элементы, проверка.

Tarasova L.S. candidate of economic sciences, Docent Associate Professor of the Department of Finance and Accounting

Yanka Kupala State University of Grodno Republic of Belarus, Grodno Nakladovich М. Y.

graduate student of the Department of Finance and Accounting

Yanka Kupala State University of Grodno Republic of Belarus, Grodno THE PROBLEMS OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN EDUCATIONAL INSTITUTION «LIDA STATE PROFESSIONAL LYCEUM OF MELIORATIVE CONSTRUCTION»

Abstract: In the article the organization of the system of internal financial control of a budgetary institution is examined, the main elements and features of the organization of the system of internal financial control in educational institution "Lida State Professional Lyceum of Meliorative Construction" are identified.

Key words: budgetary educational institution, internal financial control,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.