Научная статья на тему 'Влияние произведений мирового искусства на формирование физической культуры студента'

Влияние произведений мирового искусства на формирование физической культуры студента Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
202
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шитов Д. Г., Куанчалиева Г. К., Онищенко А. Н.

Физическая культура, являясь обязательной учебной дисциплиной во всех образовательных учреждениях, имеет огромный воспитательный потенциал. Одним из видов ценностных ориентиров в воспитательной, агитационной и общеобразовательной работе со школьниками и студентами могут стать произведения искусства. О возможности их применения в процессе формирования физической культуры учащихся и студентов говорится в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние произведений мирового искусства на формирование физической культуры студента»

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МИРОВОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА

© Шитов Д.Г.*, Куанчалиева Г.К.*, Онищенко А.Н.*

Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

Физическая культура, являясь обязательной учебной дисциплиной во всех образовательных учреждениях, имеет огромный воспитательный потенциал. Одним из видов ценностных ориентиров в воспитательной, агитационной и общеобразовательной работе со школьниками и студентами могут стать произведения искусства. О возможности их применения в процессе формирования физической культуры учащихся и студентов говорится в данной статье.

Мировая культура многообразна, в ней присутствуют разнообразные локальные, национальные, региональные и этнические различия. Культура -это такой социальный феномен, который охватывает не только прошлое, настоящее, но и будущее. Прошлая культура участвует в формировании настоящей, проявляется в лучших её образцах. Философское понятие культуры определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать их от поколения к поколению [1, с. 32].

Культура в целом и любая конкретная региональная, историческая форма культуры представляет собой сложное явление. В истории гуманитарного знания зафиксированы четыре взаимосвязанные формы культуры: материальная, духовная, физическая, художественная.

С позиций личностно-деятельностного подхода в содержании общей культуры могут быть выделены шесть основных направлений: культура отношения и культура саморегуляции; культура интеллектуальной деятельности и культура предметной деятельности, культура деятельности; культура поведения [2].

Доктор психологических наук И.А. Зимняя выделяет семь характеристик взрослого культурного человека (студента) [2]:

- уважение Достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия, т.е. культура личности, саморегуляции;

- адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимо-

* Доцент кафедры Физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент института Права и экономики.

" Профессор кафедры Физической культуры и спорта, доктор медицинских наук, профессор.

действия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения;

- соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, социального взаимодействия;

- актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;

- ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т.д.) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;

- ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны, (живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационная культура;

- социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия.

Следовательно, показателем общей культуры человека может служить высокий уровень его интеллектуального, этического (нравственного), физического, эстетического развития в их гармонической соразмерности [4, с. 21].

В этой связи стоит упомянуть физическую культуру, выступающую как интегральное качество личности. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Таким образом, если сопоставить все формы культуры по входящим в них элементам, то можно обнаружить их тесную взаимосвязь.

В связи с вышеизложенным можно составить интересную логическую цепочку:

- физическая культура является частью общей культуры;

- культура является предметом изучения культурологии;

- смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя;

- обучением можно назвать специально организованные способы передачи общественного опыта;

- опыт людей передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права;

- произведения искусства можно назвать одним из видов ценностных ориентиров;

- в сфере физической культуры среди ряда ценностей выделяют физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность) и культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет) [3, с. 23-24];

- одной из физкультурных ценностей также является накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи;

- произведения искусства, как вид ценностных ориентиров, могут способствовать физическому воспитанию и физической подготовки молодежи;

- целью общей физической подготовки является всестороннее и гармоничное физическое развитие человека;

- одним из показателей физического развития является уровень здоровья человека, а одним из результатов физического развития является улучшение телосложения человека;

- телосложение - размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей.

Физическая привлекательность лежит в основе полового внимания (красивая фигура, осанка, стройные ноги, легкость походки и др.), и поэтому необходимо уделять, особенно в молодые годы, внимание культуре физической и ее составной части - телесной, формировать и улучшать свое телосложение в необходимом направлении. Отмечается прямая связь между соответствием соматического облика и здоровья. Регулярные занятия физическими упражнениями, спортом способствует психическому благополучию [3, с. 169-170].

Таким образом, начиная от общей культуры человека, мы через систему ценностей перешли к формам, особенностям и пропорциям частей тела человека.

Тело - один из самых увлекательных и сложных предметов, которыми занимаются науки о человеке и об обществе. Однако ученые-гуманитарии обратились к этой теме сравнительно недавно. Первым прорывом в отечественной, а отчасти и в мировой науке была книга М.М. Бахтина «Творчество Франсуа

Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965), в которой ученый разработал категорию «телесного канона», т.е. социально-нормативных представлений о том, каким является и каким должно быть человеческое тело. Эти нормативные представления, которые меняются в ходе исторического развития общества, занимают одно из центральных мест в любой картине мира и оказывают сильнейшее воздействие на реальное поведение людей.

Считаем, что именно эту особенность можно использовать в воспитательной, агитационной и общеобразовательной работе со школьниками и студентами. Именно поэтому эта тема была выбрана для изучения и сформулирована следующим образом: «Влияние произведений мирового искусства на формирование физической культуры студента».

Важной и сложной задачей является формирование у студентов адекватного и сознательного отношения к здоровью. Поэтому актуальность выбранной темы в современных условиях очевидна. Способствуя формированию общей культуры, она имеет большое образовательное и воспитательное значение. Кроме того, никогда не нужно пренебрегать тем, что способно украсить нашу жизнь или разнообразить.

Вариации мужского и женского телесного канона - лишь один (и далеко не главный) аспект темы. Данная работа опирается на обширную историческую, культурологическую, антропологическую литературу, которая посвящена отражению красоты тела человека в искусстве, эволюции и вариациям телесного канона, отношения к наготе в различные исторические периоды.

Подобранный материал может быть использован на тематическом часе в общеобразовательной школе или на лекции в вузе в форме презентации, во время спортивного праздника, в спортивной викторине, при подготовке стенгазеты и т.д. Мероприятие требует тщательной подготовки, так как обязательным условием во время доклада является параллельный показ слайдов, качественных изображений произведений искусства: фотографий фресок и статуй, репродукций произведений живописи и графики и т.д.

Формат работы не позволяет подробно проанализировать особенности изображения красоты тела человека в искусстве различных народов и эпох. Поэтому коротко остановимся на наиболее показательных примерах.

При изображении красоты человека каждый художник следовал определённым канонам. Канон - это совокупность правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2-я половина V в. до н.э.), автор труда «Канон». Практически теория пропорций Поликлета выражена, прежде всего, в его собственных статуях атлетов «Дорифора» и «Диадумена».

Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, бы-

ло лишь частью гармоничной личности античного мира. Человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму. Древние греки считали, и с ними трудно поспорить, что достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени - «гимнастического» и «муси-ческого». Ко второму относилось «поприще муз» - все искусства (пение, музыка, танцы, поэзия), искусство счета, речи, искусство спора.

Отношение частей человеческого тела связывалось с формулой «золотого сечения». Большое внимание пропорциям уделял Леонардо да Винчи.

Художники Древнего Египта развивали изобразительное искусство, они рисовали согласно строго установленным правилам. Росписи делали на стенах гробниц, во дворцах и домах богатых людей. На них изображали не только сцены из жизни богов, но и из повседневной жизни египтян. Во всех случаях бросается в глаза прекрасная осанка изображаемых людей, стройные фигуры. Глядя на репродукции и фотографии также нельзя не отметить великолепную осанку, правильные линии, прекрасно сложенные фигуры.

Характерной особенностью человеческих фигур, изображенных на три-польских статуэтках, является резкий изгиб (почти излом) хребта в месте соединения с тазом. Подобные фигуры встречаются и на критских фресках. До наших дней сохранилась часть скульптурной композиции: «Участник тавромахии в момент прыжка на спине у быка». Статуэтки и рельефы этого периода передают форму и движение фигуры. Скульптор не обтачивает камень, а пластически вылепливает форму тела, тонко ощущая выразительность жеста рук, легкость полета фигурки акробата и т.д.

В гомеровский и ахейский периоды создавались редкие памятники скульптуры, простые по формам и небольшие по размерам. Но и здесь отчетливо можно наблюдать то, что проявится позднее в греческой архаике,- обнаженность мужской фигуры, подчеркнутая мускулатура бедер, плеч.

В греческом искусстве периода классики устанавливается тип его героя -прекрасного, гармонически сложенного человека. Всем известны имена скульпторов той эпохи: Фидий, Кефисодот и его сын Пракситель, Скопас. Все они были был непревзойденными мастерами в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Эпоху поздней классики (IV в. до н.э.) завершает греческий скульптор Лисипп. Его работы, например, «Отдыхающий Гермес», «Геракл, борющийся со львом» выделялись натурализмом (особенно при передаче волос и глаз), а также несколько удлинёнными пропорциями. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

В эллинистическую эпоху скульпторы выполняли работы и в классическом стиле: «Лаокоон», «Афродита Милосская», «Геркулес Фарнез-ский», «Диана-охотница», Скульпторы Агесандр, Леохар и др.

Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии.

Период средневековья характеризуется бесчисленными призывами духовенства и церкви к отказу от телесной красоты. Если античные статуи наводят на мысль, что прекрасный дух может обитать только в прекрасном теле, то скульптура западноевропейского средневековья свидетельствует об обратном. В западноевропейском искусстве мы не увидим красивого, подтянутого, здорового человека. Как правило, перед нами встают образы угнетенного и страдающего человека.

Высокое Возрождение дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. На рисунке Леонардо да Винчи «Античный воин» видно, как гениальный упражнялся в рисунках. Но чтобы передать красоту человеческого тела, ему приходилось уделять большое внимание изучению анатомии человека, рисункам отдельных его частей, пропорциям. Микеланджело Боунарроти - величайший мастер Высокого Возрождения, исполнивший колоссальную мраморную статую Давида, которая олицетворяет безграничную мощь человека.

Некоторые художники эпохи рококо в своих рисунках и этюдах отлично изображают реальное мужское тело. Антонио Канова был самым знаменитым скульптором этой эпохи. Он создал немало статуй сильных, мускулистых мужчин, например, группа «Геракл и Личас».

В двадцатом веке в искусстве находит отражение танцы, балет, игры, спортивные состязания. В советскую эпоху началось целенаправленное развитие темы спорта в различных видах отечественного искусства.

Испокон веков люди воспевали красоту человеческого тела. Древние греки возвели ее в культ. Мощь, сила, упорство считались признаками здоровья тела и духа. Гуманистическая миссия спорта актуальна и сейчас, представляя, по словам поэта и спортсмена Роберта Рождественского, «великолепный сюжет для искусства».

Список литературы:

1. Гуревич П.С. Философия культуры: учеб. пособие для студентов гу-манит. вузов. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - С. 32.

2. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nlr.ru/ lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 30.10.2011).

3. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. -М.: Гардарики, 2000. - С. 23-24, 169-170.

4. Физическая культура: учебное пособие для подготовки к экзаменам / В.Ю. Волков, В.И. Загоруйко. - СПб.: Питер, 2004. - С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.