ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МИРОВОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА
© Шитов Д.Г.*, Куанчалиева Г.К.*, Онищенко А.Н.*
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
Физическая культура, являясь обязательной учебной дисциплиной во всех образовательных учреждениях, имеет огромный воспитательный потенциал. Одним из видов ценностных ориентиров в воспитательной, агитационной и общеобразовательной работе со школьниками и студентами могут стать произведения искусства. О возможности их применения в процессе формирования физической культуры учащихся и студентов говорится в данной статье.
Мировая культура многообразна, в ней присутствуют разнообразные локальные, национальные, региональные и этнические различия. Культура -это такой социальный феномен, который охватывает не только прошлое, настоящее, но и будущее. Прошлая культура участвует в формировании настоящей, проявляется в лучших её образцах. Философское понятие культуры определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать их от поколения к поколению [1, с. 32].
Культура в целом и любая конкретная региональная, историческая форма культуры представляет собой сложное явление. В истории гуманитарного знания зафиксированы четыре взаимосвязанные формы культуры: материальная, духовная, физическая, художественная.
С позиций личностно-деятельностного подхода в содержании общей культуры могут быть выделены шесть основных направлений: культура отношения и культура саморегуляции; культура интеллектуальной деятельности и культура предметной деятельности, культура деятельности; культура поведения [2].
Доктор психологических наук И.А. Зимняя выделяет семь характеристик взрослого культурного человека (студента) [2]:
- уважение Достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия, т.е. культура личности, саморегуляции;
- адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимо-
* Доцент кафедры Физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент.
* Студент института Права и экономики.
" Профессор кафедры Физической культуры и спорта, доктор медицинских наук, профессор.
действия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения;
- соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, социального взаимодействия;
- актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;
- ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т.д.) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;
- ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны, (живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационная культура;
- социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия.
Следовательно, показателем общей культуры человека может служить высокий уровень его интеллектуального, этического (нравственного), физического, эстетического развития в их гармонической соразмерности [4, с. 21].
В этой связи стоит упомянуть физическую культуру, выступающую как интегральное качество личности. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
Таким образом, если сопоставить все формы культуры по входящим в них элементам, то можно обнаружить их тесную взаимосвязь.
В связи с вышеизложенным можно составить интересную логическую цепочку:
- физическая культура является частью общей культуры;
- культура является предметом изучения культурологии;
- смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя;
- обучением можно назвать специально организованные способы передачи общественного опыта;
- опыт людей передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права;
- произведения искусства можно назвать одним из видов ценностных ориентиров;
- в сфере физической культуры среди ряда ценностей выделяют физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность) и культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет) [3, с. 23-24];
- одной из физкультурных ценностей также является накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи;
- произведения искусства, как вид ценностных ориентиров, могут способствовать физическому воспитанию и физической подготовки молодежи;
- целью общей физической подготовки является всестороннее и гармоничное физическое развитие человека;
- одним из показателей физического развития является уровень здоровья человека, а одним из результатов физического развития является улучшение телосложения человека;
- телосложение - размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей.
Физическая привлекательность лежит в основе полового внимания (красивая фигура, осанка, стройные ноги, легкость походки и др.), и поэтому необходимо уделять, особенно в молодые годы, внимание культуре физической и ее составной части - телесной, формировать и улучшать свое телосложение в необходимом направлении. Отмечается прямая связь между соответствием соматического облика и здоровья. Регулярные занятия физическими упражнениями, спортом способствует психическому благополучию [3, с. 169-170].
Таким образом, начиная от общей культуры человека, мы через систему ценностей перешли к формам, особенностям и пропорциям частей тела человека.
Тело - один из самых увлекательных и сложных предметов, которыми занимаются науки о человеке и об обществе. Однако ученые-гуманитарии обратились к этой теме сравнительно недавно. Первым прорывом в отечественной, а отчасти и в мировой науке была книга М.М. Бахтина «Творчество Франсуа
Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965), в которой ученый разработал категорию «телесного канона», т.е. социально-нормативных представлений о том, каким является и каким должно быть человеческое тело. Эти нормативные представления, которые меняются в ходе исторического развития общества, занимают одно из центральных мест в любой картине мира и оказывают сильнейшее воздействие на реальное поведение людей.
Считаем, что именно эту особенность можно использовать в воспитательной, агитационной и общеобразовательной работе со школьниками и студентами. Именно поэтому эта тема была выбрана для изучения и сформулирована следующим образом: «Влияние произведений мирового искусства на формирование физической культуры студента».
Важной и сложной задачей является формирование у студентов адекватного и сознательного отношения к здоровью. Поэтому актуальность выбранной темы в современных условиях очевидна. Способствуя формированию общей культуры, она имеет большое образовательное и воспитательное значение. Кроме того, никогда не нужно пренебрегать тем, что способно украсить нашу жизнь или разнообразить.
Вариации мужского и женского телесного канона - лишь один (и далеко не главный) аспект темы. Данная работа опирается на обширную историческую, культурологическую, антропологическую литературу, которая посвящена отражению красоты тела человека в искусстве, эволюции и вариациям телесного канона, отношения к наготе в различные исторические периоды.
Подобранный материал может быть использован на тематическом часе в общеобразовательной школе или на лекции в вузе в форме презентации, во время спортивного праздника, в спортивной викторине, при подготовке стенгазеты и т.д. Мероприятие требует тщательной подготовки, так как обязательным условием во время доклада является параллельный показ слайдов, качественных изображений произведений искусства: фотографий фресок и статуй, репродукций произведений живописи и графики и т.д.
Формат работы не позволяет подробно проанализировать особенности изображения красоты тела человека в искусстве различных народов и эпох. Поэтому коротко остановимся на наиболее показательных примерах.
При изображении красоты человека каждый художник следовал определённым канонам. Канон - это совокупность правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2-я половина V в. до н.э.), автор труда «Канон». Практически теория пропорций Поликлета выражена, прежде всего, в его собственных статуях атлетов «Дорифора» и «Диадумена».
Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, бы-
ло лишь частью гармоничной личности античного мира. Человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму. Древние греки считали, и с ними трудно поспорить, что достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени - «гимнастического» и «муси-ческого». Ко второму относилось «поприще муз» - все искусства (пение, музыка, танцы, поэзия), искусство счета, речи, искусство спора.
Отношение частей человеческого тела связывалось с формулой «золотого сечения». Большое внимание пропорциям уделял Леонардо да Винчи.
Художники Древнего Египта развивали изобразительное искусство, они рисовали согласно строго установленным правилам. Росписи делали на стенах гробниц, во дворцах и домах богатых людей. На них изображали не только сцены из жизни богов, но и из повседневной жизни египтян. Во всех случаях бросается в глаза прекрасная осанка изображаемых людей, стройные фигуры. Глядя на репродукции и фотографии также нельзя не отметить великолепную осанку, правильные линии, прекрасно сложенные фигуры.
Характерной особенностью человеческих фигур, изображенных на три-польских статуэтках, является резкий изгиб (почти излом) хребта в месте соединения с тазом. Подобные фигуры встречаются и на критских фресках. До наших дней сохранилась часть скульптурной композиции: «Участник тавромахии в момент прыжка на спине у быка». Статуэтки и рельефы этого периода передают форму и движение фигуры. Скульптор не обтачивает камень, а пластически вылепливает форму тела, тонко ощущая выразительность жеста рук, легкость полета фигурки акробата и т.д.
В гомеровский и ахейский периоды создавались редкие памятники скульптуры, простые по формам и небольшие по размерам. Но и здесь отчетливо можно наблюдать то, что проявится позднее в греческой архаике,- обнаженность мужской фигуры, подчеркнутая мускулатура бедер, плеч.
В греческом искусстве периода классики устанавливается тип его героя -прекрасного, гармонически сложенного человека. Всем известны имена скульпторов той эпохи: Фидий, Кефисодот и его сын Пракситель, Скопас. Все они были был непревзойденными мастерами в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Эпоху поздней классики (IV в. до н.э.) завершает греческий скульптор Лисипп. Его работы, например, «Отдыхающий Гермес», «Геракл, борющийся со львом» выделялись натурализмом (особенно при передаче волос и глаз), а также несколько удлинёнными пропорциями. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.
В эллинистическую эпоху скульпторы выполняли работы и в классическом стиле: «Лаокоон», «Афродита Милосская», «Геркулес Фарнез-ский», «Диана-охотница», Скульпторы Агесандр, Леохар и др.
Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии.
Период средневековья характеризуется бесчисленными призывами духовенства и церкви к отказу от телесной красоты. Если античные статуи наводят на мысль, что прекрасный дух может обитать только в прекрасном теле, то скульптура западноевропейского средневековья свидетельствует об обратном. В западноевропейском искусстве мы не увидим красивого, подтянутого, здорового человека. Как правило, перед нами встают образы угнетенного и страдающего человека.
Высокое Возрождение дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. На рисунке Леонардо да Винчи «Античный воин» видно, как гениальный упражнялся в рисунках. Но чтобы передать красоту человеческого тела, ему приходилось уделять большое внимание изучению анатомии человека, рисункам отдельных его частей, пропорциям. Микеланджело Боунарроти - величайший мастер Высокого Возрождения, исполнивший колоссальную мраморную статую Давида, которая олицетворяет безграничную мощь человека.
Некоторые художники эпохи рококо в своих рисунках и этюдах отлично изображают реальное мужское тело. Антонио Канова был самым знаменитым скульптором этой эпохи. Он создал немало статуй сильных, мускулистых мужчин, например, группа «Геракл и Личас».
В двадцатом веке в искусстве находит отражение танцы, балет, игры, спортивные состязания. В советскую эпоху началось целенаправленное развитие темы спорта в различных видах отечественного искусства.
Испокон веков люди воспевали красоту человеческого тела. Древние греки возвели ее в культ. Мощь, сила, упорство считались признаками здоровья тела и духа. Гуманистическая миссия спорта актуальна и сейчас, представляя, по словам поэта и спортсмена Роберта Рождественского, «великолепный сюжет для искусства».
Список литературы:
1. Гуревич П.С. Философия культуры: учеб. пособие для студентов гу-манит. вузов. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - С. 32.
2. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nlr.ru/ lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 30.10.2011).
3. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. -М.: Гардарики, 2000. - С. 23-24, 169-170.
4. Физическая культура: учебное пособие для подготовки к экзаменам / В.Ю. Волков, В.И. Загоруйко. - СПб.: Питер, 2004. - С. 21.