Научная статья на тему 'Пропагандистско-агитационноефункционирование современной Российской журналистики: эволюция методов и концепций'

Пропагандистско-агитационноефункционирование современной Российской журналистики: эволюция методов и концепций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1846
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Буравова М. Б.

Пропагандистско-агитационное функционирование журналистики следует рассматривать как важнейший метод реализации возможностей журналистики в идеологической сфере. В статье анализируется эволюция научных подходов к функциям пропаганды и агитации, которые продиктованы, с одной стороны, текущей практикой журналистики, с другой 一 социально-политической динамикой общества. Автор выделяет ряд особенностей в реализации функций пропаганды и агитации современными российскими СМИ, а также рассматривает данные явления как тип речевой деятельности и приводит пример лингвистического способа различения агитационных и информационных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Propagandistic functions of modern Russian journalism: evolution of methods and concepts

Propagandistic functions of journalisrn should be considered as an important way of realizing the potential ofjournalism in the ideological sphere. The article analyzes the evolution of scientific approaches to the propagandistic functions caused both by actualjournalist practice and socio-political dynamics of society. A number of features are outlined typical of modern Russian media performing propagandistic functions. The author regards these phenomena as a speech type and uses linguistic methods to differentiate between propagandist and informative texts.

Текст научной работы на тему «Пропагандистско-агитационноефункционирование современной Российской журналистики: эволюция методов и концепций»

Сер. 9. Вып.1.4.1 2007

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

М.Б. Буравова

ПРОПАГАНДИСТСКО-АГИТАЦИОННОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: эволюция методов и концепций

Идеологическое воздействие СМИ во многом определяется пропагандистской и агитационной направленностью циркулирующей в них информации. Безусловно, пропа-гандистско-агитационная составляющая - не единственное условие и показатель идеологического воздействия печатных, аудиовизуальных и Интернет-СМИ.

Общий идеологический фон сообщений массовой коммуникации непременно включает в себя и разнообразные по целям и задачам тексты явной или имплицитно выраженной РЯ-направленности. Данные тексты, в силу значительного интереса к новой сфере профессиональной деятельности, объективно находятся «на виду», создавая иллюзию практически полной автоматической замены некогда довлеющих над отечественной журналистикой пропагандистско-агитационных задач на различные по воплощению РЯ-стратегии.

Однако представляется, что такая автоматическая подмена понятий, свойственная бытовому сознанию и основанная на стереотипности восприятия, не вполне справедлива с объективной точки зрения, а главное - не отражает (или отражает, существенно искажая) действительное положение дел в современной журналистской практике, которая при пристальном ее изучении значительно более глубока и неоднозначна, нежели может показаться при поверхностном знакомстве с ней.

Как бы там ни было, исторически обусловленная «непопулярность» (именно непопулярность, продиктованная историческим багажом позднего советского периода отечественной истории) самих терминов «пропаганда» и «агитация» вкупе с активным заимствованием и освоением западного опыта в сфере формирования общественного сознания и управления им отнюдь не отменяет само существование пропаганды и агитации, равно как и не умаляет их значимость.

Мы будем пользоваться такой интерпретацией названных понятий, в которой собственно «пропаганда» как наиболее всеобъемлющее, базовое понятие должна ставиться на первое место, в том числе и в образовании сложносоставных лингвистических конструкций. Кроме того, возможен и такой вариант соотношения терминов: пропаганда - научно обоснованная деятельность по распространению фундаментальных идей, агитация - один из аспектов пропаганды, сведение убеждения к ситуативному политическому действию.

Если понимать функцию как назначение элемента в социальной системе, то пропа-гандистско-агитационное функционирование журналистики следует рассматривать как важнейший метод реализации потенций журналистики в идеологической сфере.

При постановке задачи рассмотрения особенностей пропагандистско-агитационного функционирования журналистики в современных условиях нам не уйти от разговора об изменении теоретических представлений о функциях пропаганды и агитации, которые продиктованы, с одной стороны, текущей практикой журналистики, с другой - социально-

© М.Б. Буравова, 2006

политической динамикой общества. Анализ функций журналистики - неотъемлемая составляющая как всех крупных работ по теории журналистики, так и базовых учебных предметов профессионального цикла. Это совершенно справедливо, поскольку «именно через функциональную направленность характеризуется место и роль в жизни любого предмета, явления или вида деятельности»1.

Определение функций любой системы социальной деятельности (в том числе и журналистики) - один из ключевых моментов ее теории. «Процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом. Эта функция выступает как внешняя необходимость, как фактор, детерминирующий данную систему деятельности»2.

В отечественной и зарубежной литературе можно найти обширный, но далеко не во всем совпадающий перечень определений функций журналистики, отражающий разность теоретических подходов в понимании совокупности первостепенных обязанностей журналистики перед аудиторией, выполняемых ею задач, способов ее жизнедеятельности в обществе. С одной стороны, данные различия могут быть обусловлены степенью развернутости характеристик функций журналистики, когда более или менее оформившиеся подфункции выделяются авторами работ в самостоятельные, с другой - разным пониманием актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ3.

Кроме того, существенные изменения претерпели и социальные требования к журналистике, изменилась ее функциональная база - возникли новые, сместились акценты значимости, казалось бы, незыблемых прежних. В переходный период 1990-х годов, характеризовавшийся переменами в социальной и политической структуре российского общества, начавшимися процессами глобализации информационного пространства, рост потребностей в событийной и иной оперативной информации актуализировал информационную функцию журналистики. Последние 10-15 лет отмечены заметным ростом информационного компонента российских СМИ, что обусловлено как вышеперечисленными факторами, так и отчасти экспансией западной модели СМИ на отечественный медийный рынок.

Однако аналитика, авторская интерпретация событий, наконец, публицистика как деятельность, которая «синтезирует политическое и общегражданское начала»4, остаются важнейшей частью отечественной журналистики, что определяет как ее национальное своеобразие, так и содержательный компонент пропагандистско-агитационного функционирования. Динамика социальных функций журналистики происходит не только в России, но и в мировом сообществе в целом. Одной из составных частей этого глобального для информационной среды процесса является изменение «удельного веса» и способов реализации функции пропаганды и агитации.

Необходимо отметить, что в отличающихся друг от друга системах функций журналистики, формулируемых современными исследователями и неизменно являющимися ответом на реалии практической деятельности СМИ, далеко не последнюю роль играют критерии, из которых исходят авторы, определяя функциональную составляющую журналистики. Так, например, Е.П. Прохоров и С.Г. Корконосенко, по-разному определяя функции журналистики, тем не менее исходят из ее сущностных социальных ролей.

Е.П. Прохоров выделяет «исходную функцию журналистики» - это коммуникативная функция и пять групп функций, образующих «второй слой», которые определяются ролью журналистики в выполнении жизненно важных потребностей ее «контрагентов» - массовой

аудитории и социальных институтов. Это непосредственно-организаторская, идеологическая (или социально ориентирующая), культуроформирующая, рекламно-справочная и рекреативная (развлекательная) группы функций5.

Очевидно, исходя из подобной классификации в системе смысловых координат данного автора, функции пропаганды и агитации мы можем определять как подгруппу идеологической группы функций. По мнению Е.П. Прохорова, мера и характер информированности (или, напротив, дезинформированности) зависят прежде всего от того, как журналисты понимают и реализуют идеологическую функцию СМИ. А от этого зависит и выполнение по содержанию всех остальных функций журналистики.

Автор выделяет типы социальной ориентации в действительности под влиянием СМИ - в зависимости от их позиций, последовательности проведения информационной линии, умения действовать системно, убедительно, учитывая состояние аудитории и деятельность других изданий и программ:

- верная (широкая, глубокая и истинная);

- неопределенная (слабая, неполная, противоречивая, нечеткая);

- дезориентация (широкая, развернутая, но неверная).

Е.П. Прохоров отмечает, что материалы, обращенные к общественному мнению, составляют основу в структуре номеров газет и программ радио и телевидения. При этом все остальные материалы (тут автор делает оговорку: «в хорошо ведущихся СМИ») не просто заполняют оставшееся пространство в номерах и выпусках программ, а примыкают к материалам, обращенным к общественному мнению, и активно взаимодействуют с ними. Такая модель идеологического функционирования журналистики, на наш взгляд, представляет собой одну из базовых формул максимально эффективного выполнения журналистикой функции пропаганды и агитации (разумеется, при условии гармоничного творческого решения).

При определении функций журналистики С.Г. Корконосенко исходит из социально-ролевой характеристики прессы и выделяет четыре социальные роли печати: производственно-экономическую, информационно-коммуникативную, регулирующую, духовно-идеологическую. В рамках данных ролей журналистика выполняет определенные функции. Так, в духовной сфере она реализует функции, свойственные всем идеологическим институтам: познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую6.

Автор справедливо отмечает современную тенденцию к зауженной трактовке духовно-идеологической роли журналистики, в то время как она, на его взгляд, гораздо шире политико-идеологических отношений. «Ошибочное представление о "чистой" информационности журналистики (абсолютизация одной ее роли - информационно-коммуникативной) толкает ряд специалистов к отрицанию духовно-идеологической нагруженное™ журналистского текста... Фактически <это> означает попытку снять с себя ответственность за последствия выступлений в СМИ. Практика печати ясно свидетельствует о том, что идеология из нее не исчезла, а изменилась по содержанию и формам предъявления... Даже демонстративный уход того или иного издания от мировоззренческих или гражданских вопросов в чистую коммерцию или развлечение ведет, по сути, к утверждению определенного идеала - скажем, политически индифферентного поведения... Идейная беспринципность журналистики тоже представляет собой принцип, хотя и в замаскированном и извращенном виде»7.

С.Г. Корконосенко предлагает использовать «субъектный подход» к определению функций журналистики, суть которого заключается в том, что на объективные возможности

прессы накладываются интересы, воля, возможности тех, кто вступает во взаимодействие с прессой. Журналистика предлагает все свои «способности», а конкретный социальный субъект выбирает из них те, которые ему более необходимы. Кроме того, его потребности взаимодействия с прессой не остаются неизменными, в чем заключается проявление социально-исторического аспекта данной проблемы. Поэтому можно выделить четыре уровня субъектов, которые своими потребностями влияют на журналистику и определяют ее функции: общество, отдельные социальные структуры, личность и сами журналисты8.

Пропагандистская и агитационная функции журналистики особенно актуальны на уровне отдельных социальных институтов и групп, складывающихся внутри общественной системы и являющихся ее элементами. В связи с чем автор убежден, что в настоящее время как государственные институты, различные общественно-политические союзы и партии, так и многочисленные общественные движения и объединения граждан, как никогда ранее, активно используют прессу для распространения определенных взглядов, духовного сплочения граждан вокруг своих инициатив (функция пропаганды и агитации), а также практического осуществления планов действий (функция организации).

«Коренная причина данной активности заключается в усиливающейся дифференциации общества по социальным, имущественным, идейным и политическим признакам. Классические для отечественной теории функции не отмирают, но получают иную окраску, вместе с тем как на смену политико-идеологическому монизму приходит разнообразие взглядов, течений и моделей поведения»9.

Таким образом, вполне справедливо утверждать, что и классическое для коммунистической печати определение В. И. Ленина - «газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор»10 - не только не утратило свой актуальности, но и при соответствующем теоретическом осмыслении, подкрепленном социальными фактами и наблюдениями за практикой печати, может приобрести новое, современное, не лишенное эвристической ценности звучание. Триединая функция печати «и в настоящее время продолжает реализовываться на уровне отдельных социально-политических структур внутри общественной системы»1'.

Равно, как вполне современно, может звучать и толковаться разделение им агитации на два вида-политическую и экономическую: «Агитация есть средство пробуждения политического сознания трудящихся на почве ближайших экономических требований, которые необходимо связывать с ближайшими политическими нуждами»12. Существенная разница здесь заключается только в том, что В. И. Ленин формулировал концепцию соотношения экономической и политической пропаганды в эпоху утверждения капитализма на базе увиденного им распада остатков феодализма в России. Для нас такой подход актуален в условиях иной смены формаций - от социализма к капитализму.

С.Г. Корконосенко отмечает, что пропаганда и агитация на практике все теснее переплетаются. Один журналистский текст может и агитировать (например, за кого-то), и пропагандировать (определенные взгляды, идеологию и т.д.). Данные функции роднит и способ их внешнего проявления - воздействие через тексты на сознание, общественное мнение, настроения аудитории.

Не случайно в литературе часто встречается собирательный термин «агитационно-пропагандистская функция, агитационно-пропагандистская работа», что в относительно недавнем по историческим меркам прошлом находило свое отражение в том числе и в заглавиях многих изданий. Например: «Агитационно-пропагандистская работа КПСС в период Великой Отечественной войны (историография)»13. Или, к примеру, в подробной

критической статье к сборнику «Агитационная литература русских революционных народников. Потаенные произведения 1873-1875 гг.»14 речь идет исключительно о пропагандистских приемах народников, несмотря на наличие в названии термина «агитация».

На практике также существуют многочисленные терминологические воплощения данного единства. Показателен в этом плане сюжет из современной телевизионной практики. Новостной канал РБК, освещая в блоке политических новостей итоги референдума по вопросу предполагаемого объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в единый территориальный субъект, сообщает: «Даже местные власти признают, что агитация была чрезмерной. Но пропаганда принесла свой результат»15.

Ряд авторов предпочитают говорить не столько о функциях журналистики, сколько о функциях средств массовой информации (коммуникации). Так, например, JI.H. Федотова выделяет такие функции СМИ, как информирование, воспитание, организация поведения, снятие напряжения, коммуникация16.

Другой исследователь - И.Д. Фомичева, к числу функций СМИ относит коммуникативную, познавательную, ценностно-ориентирующую и социально-организаторскую17.

В. Л. Энтин считает, что в политической системе капитализма СМИ обладают прежде всего учредительными функциями, т. е. отражают окружающий мир и воссоздают его, превращаясь в активных участников политических процессов. Он называет также функции регулятивные (воздействие на общепринятые стандарты поведения), охранительные (массированное распространение господствующей идеологии) и нормативные (способность формировать социальные ценности и нормы). При этом СМИ способны одновременно интегрироваться в экономические, политические и социальные структуры18.

Г. Першке насчитывает три главных вида влияния журналистики на общественную систему, что определяет наличие трех основных групп ее функций:

- идеологических, заключающихся в совокупности действий, «направленных на интеграцию людей в идеологические, прежде всего политические, отношения, на оказание им помощи в такой ориентации в социальной действительности, которая соответствует их месту в общественных... отношениях, на их мобилизацию для сохранения и развития этих отношений»;

- культурных, связанных с участием журналистики «в развитии самого человека, в проявлении его личности, зависящей от многообразия его общественных связей, в формировании образа жизни, основанного на достижениях человеческого развития... Это выражается в журналистских действиях, направленных на образование, воспитание, развлечение...»;

- социальных, обусловленных участием журналистики «не в культурном развитии самом по себе, а в развитии личности, формировании человеческой индивидуальности в рамках образа жизни известных социально-исторических общностей»19.

Мы можем предположить, что при данных и аналогичных им подходах пропаган-дистско-агитационная функция хоть и не вычленяется в качестве самостоятельно существующей, тем не менее воздействие посредством пропаганды и агитации авторами отнюдь не исключается, а скорее всего подразумевается, например, в рамках таких функций, как воспитание или ценностная ориентация.

Представление о функциях СМИ менялось в соответствии с изменением самого предмета20. По существу метаморфоза произошла на уровне предназначения, а не прагматических принципов деятельности.

В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, чем они играли в первой половине XX в. Соответствующим

образом расширяются, трансформируются их функции: «В переходный период актуализируются многие функции СМИ, а их структура преобразуется, чтобы обеспечить реализацию этих функций»21. Кроме того, функции СМИ далеко не одинаковым образом реализуются в различных общественно-политических системах (отсюда и родились четыре теории прессы22), что требует, в свою очередь, «заземления» анализа проблемы на конкретные условия той или иной страны: «Пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических структур, в рамках которых она функционирует»23. Причем данное положение применимо и к исследовательским подходам.

И, наконец, если принять точку зрения, что средства массовой информации - это прежде всего институт гражданского общества24, а не власти и не коммерческих структур, «главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества при том условии, что для аудитории наиболее важным выступает ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМИ, а для социальных институтов - организационная, агитационно-пропагандистская функции»25.

Бытование пропаганды и агитации в СМИ может иметь различные воплощения. Например, агитационные призывы в речи политика или пропаганда идеологической доктрины в выступлении эксперта - пример прямого перенесения содержания пропагандистской или агитационной деятельности в медийное пространство. В то же время мы имеем немало ярких примеров творческого взаимодействия журналистики и пропаганди-стско-агитационной работы как двух самостоятельных видов социальной деятельности. Результативность такого взаимодействия в немалой степени обусловлена тем, что журналистика обладает широким арсеналом всех необходимых для успешной и эффективной пропагандистско-агитационной деятельности средств: от литературно-художественных приемов создания запоминающихся образов и образцов для подражания, богатой жанровой и тематической палитры до собственно вполне определенных организаторских возможностей и умения их реализовать.

Функции пропаганды и агитации априори органично присущи журналистике. Они потенциально всегда могут быть реализованы журналистикой вне зависимости от того, какова ее узкая направленность (вплоть до развлекательной).

Совершенно очевидно, что пропагандистско-агитационное функционирование журналистики природой своей восходит ко времени и условиям зарождения самой журналистики. «Стало аксиоматичным утверждение, - пишет С.М. Виноградова, - что с самого своего возникновения журналистика была неразрывно связана с политикой. Историческое развитие прессы наглядно демонстрирует не только ее постоянный интерес к событиям, развертывающимся в сфере внутренней или международной политики, но и ее активное участие в политической жизни. Но еще до возникновения печатного станка в обществе существовали различные виды духовно-практической деятельности, которые предшествовали журналистике и решали многие из политических задач, позднее унаследованных прессой»26.

Такие пражурналистские явления, как риторика или историография, выполняли политические функции, которые затем стала выполнять журналистика, и истоки пропа-гандистско-агитационного воздействия нужно искать уже там. «Возникновение пражурна-листских явлений и самой журналистики в решающей мере определялось общественной потребностью в создании "поля" для идеологической деятельности, - отмечает Е.П. Прохоров. - При этом по мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль и расширялась область деятельности журналистики в области идеологии»27.

Очевидно, тут же кроется причина такой востребованности журналистики в целях пропагандистско-агитационной работы (в данный момент мы имеем в виду пропаганду и агитацию как работу, ведущуюся извне), т. е. востребованности одного вида социальной деятельности другим. Альянс пропаганды и агитации как самостоятельных явлений и видов деятельности с журналистикой, имеющей пропагандистско-агитационную природу в качестве одной из основных сущностных граней с самого своего зарождения, является примером наиболее удачного взаимодействия двух видов социальной деятельности в рамках СМИ как их общего материального носителя.

Разумеется, наиболее полно и заметно пропагандистско-агитационная функция реализуется политической журналистикой. Однако, на наш взгляд, можно с большой долей уверенности говорить о том, что, например, спортивная или развлекательная журналистика в определенной общественной ситуации и в случае заинтересованности самих журналистов и СМИ может реализовать функцию пропаганды или агитации не менее успешно, чем политическая. Причем реализовать именно исходя из своих внутренних возможностей, а не служа «связующим звеном» между коммуникатором, осуществляющим пропагандистско-агитационную деятельность, и аудиторией СМИ.

Нельзя не согласиться с мнением, что на различных этапах исторического развития журналистики функция пропаганды осуществляется в разной степени последовательно и осознанно, но действует она - скрыто или явно, завуалировано или программно - всегда28.

К особенностям пропагандистско-агитационного функционирования современной журналистики следует отнести:

1) стремление к персонификации социальных процессов и идей (в то время как пропагандистская система советской эпохи пользовалась обобщенными образами как инструментом влияния);

2) тенденцию к возвращению от прямого, «лобового» убеждения к анализу как средству разъяснения ситуации;

3) переход к осуществлению пропаганды в собственных интересах для укрепления своего авторитета и позиций в обществе;

4) ориентацию на применение эффектов интерактивности: «в социальном смысле журналистика пытается установить некую иллюзию равноправия и тем самым вызвать к себе особую степень доверия, не достижимую при иных условиях. Она стремится реализовать функцию ориентации каждого в происходящих процессах, создания определенного мировоззрения, приобретения социального опыта через анализ действительности, что, по сути дела, является составной частью пропаганды»29.

5) тесное взаимодействие на уровне контекста с материалами политической и социальной рекламы, а также РЯ-текстами.

Пропагандистско-агитационное воздействие как тип речевой деятельности имеет свои приметы, а лингвистический анализ позволяет обнаружить их текстовые показатели. Среди коммуникативных намерений (интенций), проявляющихся в речевой деятельности, одним из самых существенных для человеческого общения является именно коммуникативное намерение побуждения к действию. При этом оно может быть выражено как эксплицитно, так и имплицитно. В первом случае не составит большого труда идентифицировать данные тексты и высказанные в них намерения, во втором - действуют более тонкие лингвистические и психологические «механизмы», для определения которых, возможно, потребуется авторитетное мнение экспертов.

Так, например, одна из известных исследователей данной проблематики, член Гильдии экспертов-лингвистов (Москва) Е.С. Кара-Мурза подробно анализирует лингвистические способы различения агитационных и информационных текстов, выделяя качественные (лингвистические) и количественные признаки агитационного воздействия30.

К качественным признакам относятся:

1) в случае явного намерения - специальные языковые побудительные конструкции от пожелания, совета, требования с применением конструкций долженствования до косвенно-побудительных высказываний, выраженных с помощью императива или синонимичных безглагольных высказываний {Да здравствует мир!)\

2) в случае завуалированного намерения - оценочные конструкции (причем и сама оценка может быть выражена имплицитно).

К количественным признакам следует отнести непропорционально большое количество текстов об одной партии, блоке и т.д. в СМИ, а также систематическое освещение деятельности только одного политика, партии, блока в отдельно взятом СМИ.

Отмечая тенденцию к переходу от прямого убеждения в пропагандистско-агитаци-онном воздействии к анализу, разъяснению, следует обратить внимание на то, что именно оценочные конструкции как имплицитно выраженное побудительное намерение, на наш взгляд, будут приобретать все больший «удельный вес» в практике современной пропаганды и агитации.

Если говорить об особенностях современных подходов к пропагандистско-агитаци-онному функционированию журналистики, нельзя не отметить, что чаша весов научного и практического интереса до недавнего времени давала сильный крен в сторону предвыборных этапов в общественно-политической жизни страны. То есть, по сути, приходила в движение только в периоды роста политической активности самой власти и с возрастанием потенциальной, а главное реальной возможности для всех участвующих в реализации журналистикой функции пропаганды и агитации субъектов «подключиться» к обеспечивающим выборы денежным потокам.

Как только начиналось «политическое межсезонье» той или иной длительности, накал интереса к пропаганде и агитации спадал - и не только у практиков, что само по себе объяснимо, но и у теоретиков: оставалось анализировать уроки прошедших выборных баталий в нетерпеливом ожидании грядущих. Вне избирательной тематики и предвыборных периодов пропагандистско-агитационное функционирование журналистики словно переставало существовать.

Однако инициативы высшей государственной власти по изменению выборного законодательства (в частности, уже осуществленная отмена выборов глав субъектов РФ) значительно меняют сложившуюся ситуацию и, возможно, уже в ближайшем будущем мы сможем констатировать не только новые, но и давно известные науке тенденции про-пагандистско-агитационного функционирования журналистики.

1 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2003. С. 52.

2 Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981. С. 165.

3 Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ. Воронеж, 2003. С. 31.

4 Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971. С. 30.

5 Прохоров Е.П. Указ. соч. С. 52-82. (Более раннее: Введение в теорию журналистики. М., 1995. С. 47-72). 6Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2002. С. 175-177.

7Там же. С. 172-173.

8 Подробнее см.: Корконосенко С.Г. Функции прессы: субъектный подход (опыт постановки вопроса) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 1993. Вып. 2 (№> 9). С. 101-104.

9Корконосенко С. Г. Указ. соч. С. 185.

10 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 5. С. 11.

11 Виноградова С.М. Политическая природа прессы: предпосылки научного осмысления //Журналистика в мире политики: исследовательские подходы и практика участия / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2004. С. 58.

12Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 450.

13 Межвузовский сб. Горький, 1985.

14 Ленинград, 1970.

15 Дата выхода в эфир: 16.04.2006.

16 Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993. С. 51-58.

17 Фомичева И.Д. Журналистика переходного периода: развитие практики и вызов науке // Основные понятия теории журналистики. М., 1993. С. 8-13.

18 Энтин В.Л. Средства массовой информации в политической системе современного капитализма. М., 1988. С. 55.

19 Першке Г. Журналистика как отрасль духовного производства // Основные понятия теории журналистики. М., 1993. С. 83.

20Комаровскгш B.C. Государственная служба и СМИ. Воронеж, 2003. С. 33.

21 Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001. С. 20.

22 Сиберт А., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы / Пер. с англ.. М., 1998.

23 Там же. С. 16.

24 Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 1999. С. 86. 25Комаровский B.C. Указ. соч. С. 33.

26Виноградова С.М. Указ. соч. С. 45. 27 Прохоров Е.П. Указ. соч. С. 60.

28Журналистика и идеология / Под ред. В. В. Ученовой. М., 1985. С. 8.

29 Самарцев О. Р. Современный коммуникативный процесс. 4. 2. Теория и методика журналистики. Ульяновск, 2000. С. 55.

30Кара-Мурза Е.С. Что такое агитация и что такое информация в избирательном законодательстве и в лингвистике // Законодательство и практика масс-медиа. 2003. Вып. 10. С. 5-6.

Статья принята к печати 18 сентября 2006 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.