ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 6
СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
А.Н. Соколова, аспирантка кафедры социологии факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: adelsokolova@yandex.ru
ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КЛАСТЕРНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК ФУНКЦИЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Процесс глобализации во всем мире, развитие коммуникационных технологий, постоянно возрастающая роль информации в жизни общества еще больше обострили один из ключевых вопросов в теории и практике журналистики — о ее функциях, роли в обществе. Сложившиеся разнообразные представления о совокупности обязанностей СМИ требуют упорядочения. В статье в форме кластеров представлены некоторые "перечни" функций массмедиа, дающиеся известными отечественными и зарубежными исследователями. На основе логико-семантического анализа характеристик функций журналистики совершается попытка построения единого, "сводного" кластера.
Ключевые слова: функции, кластеры, логико-семантический анализ, системность.
Process of globalization all over the world, the development of communication technologies, constantly increasing role of the information in a life of society have even more aggravated one of key questions in the theory and practice of journalism — on its functions, roles in society. The developed various representations about set of duties of mass-media demand ordering. In the article in form of clusters are presented some "lists" of mass-media functions given by famous domestic and foreign researchers. On the basis of logical and semantic analysis of characteristics of functions of journalism is made an attempt of construction of single, "summary" cluster.
Key words: functions, clusters, logical and semantic analysis, system.
Кластерные характеристики функций СМИ
Благодаря развитию теории журналистики, расширению круга исследований многократно возросло разнообразие точек зрения на ее коренные вопросы. Отдельные исследователи даже склонны говорить о "теориях журналистики" — во множественном числе, — настолько порой несхожи идеи и суждения ученых. Не составила исключения и проблема определения функций СМИ. Неодинаковы как приводящиеся в различных работах перечни функций, так и их характеристики. Разобраться в разнообразии авторских концепций, составить общее представление о существующих взглядах на формирование совокупностей функций СМИ поможет кластерный анализ.
Кластерный анализ по группам — широко распространенный научный метод. Термин "кластеризация" произошел от английского слова cluster — гроздь, группа, скопление. Данный вид анализа определяется как классификация объектов, выделение объектов определенной группы. В коммуникативистике кластеризация описывается как "подача новостей или рекламной информации "пучками", "гроздями", в которых объединяющую роль играет или общая тема, или общая фирма, рекламирующая свои товары"1. Мы под кластеризацией подразумеваем рассмотрение функций СМИ по группам (или "пучками", "гроздями"), выделенным тем или иным автором (иногда несколькими авторами, объединенными общностью теоретических воззрений).
Попытки классифицировать функции журналистики, описать их цели и задачи в процессе массовой коммуникации начали предприниматься только в XX веке. На ранние концепции советских авторов огромное влияние оказывало учение В.И. Ленина. Понимая огромное значение прессы, В.И. Ленин настаивал на выполнении ею такой работы, как пропаганда, агитация и организация. Эту деятельность назвали принципами, которые стали руководящими для последующей марксистской печати.
Характеристики пропаганды!, агитации и организации мы встречаем в работах И.А. Портянкина "Основные функции и принципы партийной и советской печати"2 и Л.И. Копяк "Функции печати нового типа"3. Итак, первый кластер состоит из:
• агитации;
• пропаганды;
• организации.
Другой исследователь, И.П. Магай, попытался увидеть за "ортодоксальным" марксистским подходом более глубокие, отвечающие объективным закономерностям СМИ тенденции их функционирования. Он наделил СМИ "вспомогательными функциями" — коммуникативной и познавательной. Таким образом, второй кластер состоит из:
• агитации;
• пропаганды;
• организации;
• коммуникации;
• познания4.
1 Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.
2 См.: ПортянкинИ.А. Основные функции и принципы партийной и советской печати. М., 1955.
3 См.: Копяк Л.И. Функции печати нового типа. Свердловск, 1974.
4 См.: Магай И.П. Методологические проблемы журналистского мастерства (Функции прессы и социальная роль журналиста). М., 1979.
В соответствии с представлениями о "хорошем" обществе, альтернативой которому представлялся тоталитаризм в виде советской коммунистической системы, структурный функционализм — господствовавшее на Западе в 40—60-е гг. XX в. теоретическое направление изучения массовых коммуникаций — выдвигал свои требования к СМИ и соответственно очерчивал свой круг функций массмедиа.
В 1948 г. Г. Лассуэлл выделил базовые функции всех видов коммуникации: наблюдение за окружающей средой, корреляцию различных частей общества в ответ на среду и передачу культурного наследия5. В 1960 г. К. Райт добавил к этому перечню четвертую функцию — развлекательную. Д. Маккуэйл дополнил эту классификацию мобилизующей функцией6. Доставшаяся в наследство от структурного функционализма типология базовых функций медиа в обществе входит в состав третьего кластера:
• информировать;
• коррелировать;
• обеспечивать преемственность;
• развлекать;
• мобилизовать.
Четвертый кластер формируется на основании концепции руководителя созданной в 1959 г. при Пенсильванском университете (США) Анненбергской школы — Дж. Гербнера. Согласно его теории, основная функция СМИ — это:
• создание публичности;
составляющими частями данной обязанности являются:
• формирование новых оснований коллективного мышления;
• информация;
• развлечение;
• создание и культивация общественных перспектив;
• упорядочивание и обогащение знаний;
• организация общностей людей7.
В нашей стране научно-теоретическая трансформация теории журналистики началась в 60-е г. XX в. и привела к развитию теории функций. Изучались и западные концепции. Так, теория структурного функционализма нашла отражение в работах Ю.А. Шеркови-на. Исследователем выделяются следующие функции журналистики (пятый кластер):
5См.: Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society / The Communication of Ideas / Ed. by L. Buyson. N.Y., 1948. Р. 32—51.
6 См.: McQuailD. Mass Communication Theory: An Introduction. London, 1987.
7 См.: Gerbner G. Mass Media and Human Communication Theory / Sociology of Mass Communication / Ed. by D. McQuail. Harmondsworth. 1972. P. 35—58.
• изучение окружающей среды;
• корреляция реагирования отдельных частей общества на окружающую среду;
• передача социального наследия от одного поколения к другому;
• развлечение8.
Следующий шаг был сделан Г. И. Хмарой, выделившей пять основных обязанностей прессы (шестой кластер):
• информационную;
• просветительскую;
• воспитательную;
• регулятивную;
• гедонистическую9.
По мнению Б.А. Грушина, существуют следующие элементарные (или целевые) функции журналистики (седьмой кластер):
• информирование;
• воспитание;
• организация поведения;
• создание определенного эмоционально-психологического тонуса10.
Г. Першке выделяет три основные группы функций (восьмой кластер):
• идеологическую;
• культурную;
• социальную11.
Большую работу на протяжении более двадцати лет проводила И.Д. Фомичева. В вышедшем в 2007 г. учебном пособии "Социология СМИ" исследователь предлагает следующий набор функций (девятый кластер):
• коммуникативная;
• информационная;
• ценностно-регулирующая;
• социально-организационная;
• социально-креативная;
• форума, или канала социального участия;
• психического регулирования12.
8 См.: Шерковин Ю.А. О природе и функциях массовой коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. 1967. № 6. С. 41—58.
9 См.: Хмара Г.И. Печать в системе массовых коммуникаций // Проблемы социологии печати. 1969. Вып. 1. С. 183—216.
10 См.: Грушин Б.А. Средства массовой коммуникации и средства массовой устной пропаганды в системе органов социального управления / Массовая информация в современном промышленном городе. С. 84—89.
11 См.: Першке Г. Журналистика как отрасль духовного производства // Основные понятия теории журналистики. М., 1993. С. 81—83.
12 См.: Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007.
В состав десятого кластера входят семь функций журналистики, выделенные Г.В. Кузнецовым:
• информационная;
• культурно-просветительская;
• интегративная (или консолидирующая, объединяющая);
• социально-педагогическая (или управленческая);
• организаторская;
• образовательная;
13
• рекреативная13.
Авторы учебника "Радиожурналистика" разделяют "многочисленные функции радиовещания" на три класса (одиннадцатый кластер):
• информационные (собственно информационная и рекламная);
• обеспечивающие социальное управление обществом (интегра-тивная, выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская и организаторская);
• культурно-просветительские (эстетическая, просветительская и рекреативная)14.
Л.Н. Федотова называет следующие функции СМИ (двенадцатый кластер):
• информирование;
• воспитание;
• организация поведения;
• снятие напряжения;
• коммуникация15.
B.Т. Третьяков, автор книги "Как стать знаменитым журналистом", отмечает такие общественно значимые обязанности СМИ (тринадцатый кластер), как:
• информационная;
• коммуникативно-интеграционная;
• vox populi (гласа народа);
• политическая;
• социализация людей;
• историографическая;
• развлекательная16.
C.Г. Корконосенко отмечает функции:
• интеграции;
• познания (или самопознания);
• пропаганды;
13 См.: Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. М., 1998.
14 См.: Шерель А.А. Радиожурналистика. М., 2000.
15 См.: Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 2002.
16 См.: Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М., 2004.
• агитации;
• организации;
• ориентации;
• психологической разрядки;
• служебно-профессиональную;
• творческую17 (четырнадцатый кластер).
Пятнадцатый кластер состоит из шести функций журналистики, обозначенных Е.П. Прохоровым:
• коммуникативной;
• непосредственно-организаторской;
• идеологической (социально-ориентирующей);
• культуроформирующей;
• рекламно-справочной;
• рекреативной18.
Шестнадцатый кластер состоит из функций, обозначенных Е.В. Ах-мадулиным. При анализе обязанностей массмедиа исследователь обращает внимание на важность роли системоформирующего фактора — «социально-политической организации общества в зависимости от действующего режима правления <...>, который "устанавливает" политическую и законодательную платформу, рамки и условия функционирования системы журналистики в конкретной социальной системе данного общества»19. В связи с этим выделяются:
функции от фактора социально-политической организации общества:
• информационно-коммуникативная;
• интегрирующая;
• регулирующая;
• социальной адаптации;
функции от фактора общественных интересов:
• идеологические (их подфункции — агитация и пропаганда);
• дифференцирующая (подфункции — социального плюрализма и толерантности);
• контрольная;
функции от культурно-образовательного фактора:
• культуроформирующие (воспитательная подфункция);
• рекреативная;
• образовательно-просветительская (медиаобразовательная подфункция);
функции от технико-экономического фактора:
• ориентирующие (рекламная подфункция).
17 См.: Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2006.
18 См.: Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2007.
19 Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. М.; Р-н-Д., 2008.
Кроме того, исследователь выделяет "иные функции журналистских текстов":
• контактную;
• справочно-консультационную;
• обзорную;
• аналитическую;
• функцию документирования;
• коммулятивную.
Е.В. Ахмадулин включает в свой "перечень" и некоторые функции, упоминающиеся другими исследователями:
• публицистической и религиозной коммуникации (заимствована у А.Н. Алексеева);
• перформативную;
• когнитивную;
• моделирующую;
• семиотическую (заимствованы у И.В. Чередниченко).
Т.В. Науменко выделяет всего одну обязанность журналистики — "внедрение в массовое сознание продуктов специализированного сознания в форме оценок явлений и фактов, актуальных с точки зрения социальных субъектов"20 (семнадцатый кластер).
Среди современных зарубежных исследований роли журналистики в жизни общества несомненный интерес представляют работы немецкого социолога Н. Лумана. Следуя одному из течений современной кибернетики, он различает наблюдение первого порядка (наблюдение объектов) и наблюдение второго порядка (наблюдение наблюдения). Самореферентные системы являются также самонаблюдающими, и функция массмедиа в современном обществе состоит как раз в том, чтобы управлять процессом его самонаблюдения. Она, в свою очередь, включает в себя целый ряд обязанностей. Таким образом, восемнадцатый кластер состоит из следующих функций:
• управление процессом самонаблюдения общества;
• порождение и переработка раздражителей;
• распознавание и компенсация противоречий;
• порождение реальности;
• гарантирование настоящего;
• селекция прошлого;
• установление ожиданий будущего;
• создание предпосылок для коммуникаций;
• создание памяти системы общества21.
20 См.: Науменко Т.В. Функция журналистики и функции СМИ//http://www. orenburg.ru/culture/credo/20/naumenko
21 См.: Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005.
Стоит подчеркнуть, что кроме рассмотренных "наборов" обязанностей СМИ существует еще много других точек зрения по отдельным вопросам функций и функционирования. Мы рассмотрели лишь наиболее известные разработки отечественных и зарубежных исследователей, собрав для наглядности в кластеры данные ими характеристики функций журналистики. Попробуем упорядочить полученные ключевые для рассматриваемой проблемы понятия.
Логико-семантический анализ ключевых понятий
Поскольку структуры кластеров неодинаковы, для упорядочивания полученных сведений необходимо идентифицировать логико-семантические (смысловые) отношения между употребляющимися в кластерах терминами. Логико-семантический анализ предполагает: 1) обнаружение схожих функций, хотя и имеющих у различных авторов неодинаковые названия; 2) рассмотрение многозначных понятий; 3) уточнение их значений; 4) создание нового, "сводного" кластера на основании результатов проведенного анализа.
Ключевыми понятиями в системе функций журналистики являются информация и коммуникация. Недаром слово "журналистика" часто заменяется словосочетаниями "средства массовой информации" и "средства массовой коммуникации". О коммуникации пишут почти все рассмотренные нами авторы. Е.В. Ахмаду-лин также рассматривает контактную функцию и функции религиозной и публицистической коммуникации.
Понятие "коммуникация" имеет несколько толкований и определяется словарями как "путь сообщения", "сообщение, общение"22; "передача информации от человека к человеку"23. Под коммуникацией следует понимать как совокупность технических средств, обеспечивающих передачу информации, так и само общение между различными представителями социума, помощь им в осознании своего единства. Срыв коммуникации, лишающий аудиторию информации, вызывает волнение в обществе (диссонанс, самостоятельный поиск причин срыва и т.п.). Вспомним хотя бы ситуацию, когда из-за пожара на Останкинской башне вышли из строя передающие технические средства. Следовательно, это одна из важнейших функций массмедиа.
Информация — "сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т.д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений"; "совокупность сообщений об актуальных
22 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1953.
23 Большая советская энциклопедия. Т. 12. М.,1973.
новостях внутренней и международной жизни, распространяемых средствами массовой коммуникации и ориентирующих аудиторию в фактах, явлениях, процессах политической, экономической, научной, культурной и пр. жизни общества"24.
Именно в последнем значении, как деятельность, направленную на освещение текущей жизни общества, следует рассматривать данную функцию, которую вернее было бы называть функцией повестки дня или обзорной. Дело в том, что любое журналистское произведение — это сведения, которые передаются аудитории. И какие бы функции ни выполняло СМИ, оно в любом случае будет информировать своего читателя, слушателя или зрителя.
При этом информация в данном случае, в отличие от знаний, — сведения, факты, осмысленные и оцененные, которые, дойдя до аудитории и будучи принятыми ею, производят того или иного характера воздействие на сознание и поведение "получателей". Это не просто "информирование": это обозрение текущей жизни, формирование повестки дня, что подразумевает нечто большее, чем беспристрастная передача фактов. Одним из проявлений обозначенной функции является документирование.
Собственно же информационная деятельность, о которой пишут Е.В. Ахмадулин, Дж. Гербнер, Б.А. Грушин, Г.В. Кузнецов, Г. Першке, В.Т. Третьяков, Л.Н. Федотова, И.Д. Фомичева, Г.И. Хма-ра, А.А. Шерель, Р. Мертон, Ч.Р. Миллс, Г. Лассуэлл, К. Райт и Д. Маккуэйл, не может называться функцией журналистики. Представляется, что "информационная функция" потому так часто употребляется в теории журналистики, что СМИ содержат много всевозможных сведений.
Некоторые исследователи отмечают такие функции, как ориентация (ценностная ориентация, ценностная регуляция), социальная адаптация, социализация, познание, воспитание, выражение и формирование общественного мнения, корреляция, а также социальную, социально-педагогическую, политическую, историографическую, когнитивную, моделирующую, аналитическую и управления процессом самонаблюдения общества. Все они подразумевают ценностную оценку, ориентацию не только в круговороте происходящих событий, но и в потоке идей и течений, направленность на идеологическое воздействие, на работу с массовым сознанием. В связи с этим очевидна их сопричастность с идеологической функцией, вызывающей наибольшее число разногласий среди ученых. Однако, несмотря на неутихающие споры о необходимости такого явления, как идеология (понимаемого, с одной стороны, как искаженная система представлений о действительности и объеди-
24 Большая советская энциклопедия. Т. 12. М., 1973.
няемого в политико-идеологический комплекс, а с другой — воспринимаемого как элемент культуры, продукт социально-политической деятельности людей и их духовного производства), нельзя отрицать присутствие данного феномена в жизни общества, как и необходимость ясной идеологической ориентации людей и их гуманистического воспитания.
Общество не может существовать без идеологии. Проблема в том, какой будет эта идеология. Важно помнить, что чем выше степень адекватности идеологических представлений о мире в обществе, тем более гуманистический характер носит эта система, тем успешнее развивается общество и тем выше практическая польза человечеству от данной идеологии. "В обществе всегда есть силы, не заинтересованные в фальсификации действительности. В них и содержатся верные для своего времени идеи об обще-стве"25, — справедливо замечает Г.П. Хорина.
Важной "гранью" идеологической работы является функция форума, или канала социального участия (кластер И.Д. Фомичевой). Возможность граждан публично высказывать свою позицию, обмениваться мнениями, участвовать в управлении обществом, быть вовлеченными в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных проектов и программ, влиять на принятие решений и контролировать их исполнение — один из основополагающих принципов демократического общества.
Причем, помимо идеологического/ориентирующего воспитания, данная функция подразумевает и организационную деятельность. Впрочем, отмечаемая большим числом исследователей организационная функция имеет множество и других семантических проявлений. Мобилизация, интеграция, регулирование, контроль вряд ли должны выделяться в качестве самостоятельных функций СМИ, поскольку являются сторонами более емкой — организационной деятельности (мобилизация, интеграция, регулирование и контроль — тоже своего рода организация).
С "разнобоем" при обозначении функций журналистики можно столкнуться, рассматривая круг обязанностей СМИ, связанных с формированием культуры населения (просветительской, эстетической, воспитательной, образовательной функцией, обеспечением преемственности) и развлечением (гедонистической функцией, функцией создания эмоционально-психологического тонуса, психического регулирования, снятия напряжения, психологической разрядки). Поскольку "культура" и "рекреация" являются наиболее широкими понятиями, предпочтительнее их использование при обозначении функций журналистики.
25 Хорина Г.П. Идеология в системе культуры. М., 2007.
Среди функций СМИ некоторые исследователи отмечают также рекламу, говоря о которой нельзя обойти стороной такое явление, как РЯ. Информирование аудитории в различных областях, ознакомление ее с продуктами материального и духовного (например, реклама спектакля, выставки в музее) производства, разъяснение способов использования разнообразных товаров представляют собой форму ориентации, а значит, связаны с идеологической функцией журналистики и являются важным средством ее реализации и одной из основных задач. Не случайно существует такое явление как социальная реклама.
РЯ как деятельность, направленная на установление взаимопонимания и доброжелательных отношений между личностью, организацией и другими людьми, группами людей, обществом в целом посредством распространения разъяснительных материалов, обмена информацией и анализа общественной реакции, несомненно, является важной функцией средств массовой информации, ставших для него основными каналами.
Некоторые ученые наряду с другими функциями журналистики называют еще агитацию и пропаганду. Часто описываемые как политические явления они подразумевают и распространение непо-литизированных идей для воздействия на сознание, настроения и общественную активность масс. Акция против курения, за донорство или помощь обездоленным — тоже агитация. А пропаганда может быть и распространением философских, научных, художественных, религиозных, медицинских и многих других знаний, концепций и теорий. Но хотя исследователи часто причисляют агитацию и пропаганду к самостоятельным функциям СМИ, на самом деле это лишь средства реализации объективных задач журналистики, виды деятельности, способствующие выполнению других функций СМИ.
Мы рассмотрели функции журналистики, которые упоминаются сразу несколькими авторами. В результате обозначился ряд "базовых", "исходных" обязанностей СМИ, в состав которых входят более частные задачи. Следовательно, мы можем говорить о создании нового кластера — группы функций, сформированной не по принципу принадлежности к концепции одного автора, а по общности целевой направленности. В нее входят:
• Коммуникативная функция (донесение информации до ее потребителя, обеспечение связи, общения между различными представителями социума, налаживание контакта с аудиторией).
• Функция повестки дня или обзорная (актуальные сообщения о жизни в стране и мире, расписания, прогнозы и другая полезная и фактически точная информация).
• Идеологическая функция (отвечает за консолидацию общества, достижение единства и максимальной гармонии группового и общечеловеческого сознания на основе ценностей гуманизма, ориентацию в реалиях жизни, формирование массового сознания) и некоторые ее стороны — корреляция, анализ, социальная адаптация, социализация, воспитание, выражение и формирование общественного мнения, политическая, социальная, социально-педагогическая, историографическая, когнитивная и моделирующая функции, познание, документирование, а также управление процессом самонаблюдения общества.
• Функция форума, или канала социального участия (вовлечение аудитории в процесс коммуникации как активного субъекта, предоставление общественным организациям и отдельным гражданам площадок для обмена мнениями и возможности участвовать в процессах управления обществом).
• Организационная функция (проявление качеств журналистики как "четвертой власти") и ее грани — мобилизация, интеграция (объединение), регулирование и контроль.
• Культуроформирующая функция (распространение знаний из различных областей науки, культуры и искусства, гуманистическое воспитание человека как всесторонне развитой личности) и ее проявления — просвещение, эстетическое воспитание, обеспечение преемственности социального и культурного наследия, образование.
• Рекреативная функция (отвечает за отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе труда) и ее стороны — развлечение, создание определенного эмоционально-психологического тонуса, психическая регуляция, снятие напряжения, психологическая разрядка, гедонистическая функция.
• Реклама и РЯ (ориентирование аудитории в мире товаров, услуг, идей, ценностей, предоставление возможности полезного выбора, принятия разумных решений, удовлетворение утилитарных запросов, справка, консультация, предоставление независимой информации о персоне или организации).
Все названные функции теснейшим образом связаны между собой. Выявление системных связей, соединяющих обязанности СМИ, — важнейшая задача теории журналистики, попытки решения которой предпринимались лишь очень немногими исследователями.
Поступила в редакцию 10.09.2009
8 ВМУ, журналистика, № 6