Научная статья на тему '"ПРОПАГАНДА ПОМОЖЕТ НАМ ЗАВОЕВАТЬ ВЕСЬ МИР". СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОПАГАНДЫ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ И ВЕРМАХТА'

"ПРОПАГАНДА ПОМОЖЕТ НАМ ЗАВОЕВАТЬ ВЕСЬ МИР". СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОПАГАНДЫ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ И ВЕРМАХТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
864
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИСТСКАЯ ПРОПАГАНДА / ПРОПАГАНДА НА ВОЙСКА И НАСЕЛЕНИЕ ПРОТИВНИКА / ИМПЕРСКОЕ МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ / Й. ГЕББЕЛЬС / "ВИНЕТА" / Х. ВЕДЕЛЬ / Г. Д'АЛКЕН / NAZI PROPAGANDA / PROPAGANDA ON THE ENEMY'S TROOPS AND POPULATION / IMPERIAL MINISTRY OF EDUCATION AND PROPAGANDA / J. GOEBBELS / "VINETA" / H. WEDEL / G. D''ALKEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белков Алексей Николаевич

В статье рассмотрена структура органов пропаганды в нацистской Германии и вермахте в мирное и военное время, а также их развитие в связи с изменявшейся обстановкой на фронтах Второй мировой войны.The article describes the structure of the propaganda organs in Nazi Germany and the Wehrmacht in peacetime and wartime, as well as their development according to the changing situation on the Fronts of the Second World War.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ПРОПАГАНДА ПОМОЖЕТ НАМ ЗАВОЕВАТЬ ВЕСЬ МИР". СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОПАГАНДЫ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ И ВЕРМАХТА»

ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА •

ä

А.Н. БЕЛКОВ A.N. BELKOV

«ПРОПАГАНДА ПОМОЖЕТ НАМ ЗАВОЕВАТЬ

ВЕСЬ МИР»

Структура органов пропаганды нацистской Германии и вермахта

«PROPAGANDA WILL HELP US CONQUER THE WHOLE WORLD»

Structure of propaganda bodies of Nazi Germany and Wehrmacht

Г Л

Сведения об авторе. Белков Алексей Николаевич — заместитель начальника отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, подполковник (Москва. E-mail: a-nikolaevic-83@ mail.ru).

Аннотация. В статье рассмотрена структура органов пропаганды в нацистской Германии и вермахте в мирное и военное время, а также их развитие в связи с изменявшейся обстановкой на фронтах Второй мировой войны.

Ключевые слова: нацистская пропаганда; пропаганда на войска и население противника; имперское министерство народного просвещения и пропаганды; Й. Геббельс; «Винета»; X. Ведель; Г. д'Алкен.

Information about author. Aleksey Belkov - Deputy Chief of a Department of the Research institute (military history) of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Lieutenant-Colonel (Moscow. E-mail: a-nikolaevic-83@mail.ru).

Summary. The article describes the structure of the propaganda organs in Nazi Germany and the Wehrmacht in peacetime and wartime, as well as their development according to the changing situation on the Fronts of the Second World War.

Keywords: Nazi propaganda; propaganda on the enemy's troops and population; Imperial Ministry of Education and Propaganda; J. Goebbels; «Vineta»; H. Wedel; G. D\Aiken.

4_У

Изучение опыта войн, начиная с древности, позволяет сделать вывод, что цели войны — это не только физическое уничтожение живой силы противника, захват его территории, но и подавление его воли, моральных сил. В XX веке для этой задачи всё более активно стали использоваться печать, радио и другие средства пропаганды.

АКТИЧЕСКИ впервые в мире разветвлённый и мощный пропагандистский потенциал, целенаправленно используемый в интересах подготовки и ведения войны, был создан в фашистской Германии. Это было сделано под общим руководством национал-социалистической немецкой рабочей партии (нем. Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei (NSDAP); сокр. НСДАП), пришедшей к власти в Германии 30 января 1933 года путём победы на выборах. Об этом свидетельствовал и один из лозунгов, украшавших зал партийного съезда в Нюрнберге в 1936 году, который гласил: «Пропаганда помогла прийти нам к власти. Пропаганда поможет нам удержать власть. Пропаганда поможет нам завоевать весь мир»1. Поэтому одной из первых областей, подвергшихся реформированию новым правительством, оказалась информационная.

13 марта 1933 года на базе отдела печати при правительстве Германии и отдела пропаганды при руководстве НСДАП было создано имперское министерство народного просвещения и пропаганды (нем. Reichministerium fuer Volklaerung und Propaganda (RMfVP)), которое возглавил Й. Геббельс. Выступая в новом качестве на пресс-конференции 15 марта того же года, он заявил: «Я вижу в факте создания нового министерства... революционное дело правительства, его замысел, по которому народ более не останется предоставленным сам себе»2. Развивая эту мысль, глава нацистской пропаганды говорил, что задача прессы «не только информировать, но и инструктировать»3.

Первоначально министерство Й. Геббельса состояло из пяти управлений: прессы, радио, активной пропаганды, по делам кино, по делам театра и образо-

вания4. Однако уже на следующий год его штат был расширен до девяти управлений. В числе новых появилось управление музыки и изобразительных искусств5. Созревание и расширение за-воевательских планов Германии повлекло за собой и рост ведомства Геббельса. К 1940 году министерство народного просвещения и пропаганды состояло уже из 15 управлений (к концу 1942 г. — из 16)6. Расширение происходило как за счёт создания новых управлений, так и вследствие деления уже имевшихся.

Из 15 управлений министерства Й. Геббельса три из них занимались вопросами обеспечения: финансовое, кадровое и юридическое. Четыре — средствами массовой информации: радиовещания, периодических изданий, отечественной и иностранной прессы. Пять — курировали различные виды искусства: кинематографию, театр, литературу,

, ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

Германская армия

ваш защитник и друг!

Плакат для жителей СССР — продукция министерства Й. Геббельса

музыку, живопись и скульптуру. Ещё два управления — пропаганды и особых задач — занимались разъяснением и «продвижением в массы» политики НСДАП, контролем над всеми сферами культурной жизни общества, закреплением в ней расовых идей, принципов антисемитизма и немецкого превосходства. Кроме того, было управление туризма, которое находилось в русле «арийского воспитания» и способствовало распространению здорового образа жизни7.

Помимо вышеперечисленного в имперское министер-

ство народного просвещения и пропаганды организационно не входили, но им контролировались некоторые профильные структуры. В их числе были германское телеграфное агентство и имперское объединение германской прессы8. Согласно законодательству Третьего рейха журналистской деятельностью могли заниматься только лица «арийского происхождения», входившие в вышеуказанное объединение9. Такими законодательными мерами нацисты устранили из печати всех неугодных (как с расовой, так и с идеологической точек зрения) людей.

К началу Великой Отечественной войны вся периодическая печать, предназначенная для Восточного фронта и оккупированных территорий СССР, находилась в ведении управлений пропаганды и периодических изданий министерства Й. Геббельса. Они определяли редакционную и кадровую политику изданий данной (восточной) направленности, осуществляли техническое обеспечение, а также вырабатывали научно-методические рекомендации по их деятельности10.

Немецкий исследователь Н. Мюллер отмечал, что руководство нацистской Германии,

планируя нападение на СССР, подготавливало и систему мер для идеологического разложения советского населения, которая распространялась от разработки соответствующих направлений организованного обмана через подготовку специальных гражданских и военных органов пропаганды до предоставления технических средств — передвижных радиостанций, типографий и др.

«Восточное направление» в министерстве народного просвещения и пропаганды курировал доктор Э. Тауберт, которому позже был подчинён отдел (штаб) «Винета», занимавшийся подготовкой радиопередач, фильмов и граммофонных пластинок для подрывной работы среди населения оккупированных советских областей11.

Особый отдел «Винета» был создан в начале 1941 года, и, как утверждал Э. Тауберт, в нём «были сосредоточены переводчики и дикторы основных восточных языков» во избежание того, «что каждое министерство и каждое управление создает для себя отдельный штаб переводчиков с восточных языков»12. В задачи этого отдела входили перевод, подготовка и издание различных пропагандистских материалов на языках народов СССР, чтобы с переходом советской границы сразу начать радиопередачи на русском, украинском, белорусском, литовском, латышском и эстонском языках равно как и на языках кавказских и тюркских народов. Кроме того, сотрудниками «Винеты» были заготовлены на русском языке, равно как и на других языках, листовки, брошюры, плакаты и т.д. и доставлены передовым частям армии. Таким образом, чего никогда раньше ни при каких походах не имело места, пропаганда шла не вслед за наступающей армией, а вместе с нею вступала на завоёванные земли.

В связи с провалом «молниеносной войны» против СССР и созданием различных «добровольческих» прогерманских частей из советских военнопленных права и обязанности особого отдела «Винета» были расширены. В частно-

. А.Н. БЕЛКОВ, «Пропаганда поможет нам завоевать весь мир» •

а

сти, в задачи отдела стал входить охват личного состава указанных частей средствами информации и пропаганды: прессой, радио, фильмами, брошюрами и т.д.13

Для решения поставленных задач в организационном плане отдел «Винета» министерства народного просвещения и пропаганды к апрелю 1943 года состоял из четырёх групп: 1) группа радиопередач (руководил К.Е. Шпиц-ляй14), которая организовывала «оппозиционное» радиовещание по трём основным направлениям: «Старая Ленинская гвардия», или «Радио старых большевиков»; русское националистическое; сепаратистское; 2) группа активной пропаганды (возглавлял X. Гёнер, с 1944 г. — А. Мантей-фель), которая занималась подготовкой и выпуском листовок и брошюр, а также цензурой и рецензированием печатной продукции, распространявшейся на оккупированной территории; 3) группа переводческой работы (начальник — В. Вреде), осуществлявшая переводы текстов, предназначенных как для печати, так и для радиопропаганды, на языки народов СССР; 4) группа пропаганды для военнопленных и восточных рабочих (в частности, в ней были сосредоточены артисты и различные «творческие коллективы» «Винеты»).

Уже летом 1943 года структура «Винеты» была существенно расширена и стала включать 12 групп: персонал; финансы и бюджет; три группы радиовещания и активной пропаганды, которые были разделены по территориальному признаку: Зона 1 (литовская, латвийская и эстонская редакции), Зона 2 (русская, украинская и белорусская редакции), Зона 3 (кавказская и центральноазиатская редакции); радиостанции «V» и «г» («Радио старых большевиков») и передачи-инструкции для предполагавшихся и реальных сторонников-прозелитов германского «нового порядка» в СССР; служба информации и прослушки; работы за границей; информационного обслуживания «остарбайтеров»15; обслуживания военнопленных; переводческой работы; художественное ателье.

В Германии на «идеологический фронт», кроме министерства Й. Геббельса, были мобилизованы и другие партийно-государственные силы. В первую очередь — партийные активисты НСДАП. Это были представители аппаратов О. Дитриха, возглавлявшего прессу НСДАП, и М. Аманна, руководившего имперской палатой печати. Так, от имени НСДАП Дитрих направлял в министерство Й. Геббельса и напрямую — в издательства рекомендации по интерпретации событий на фронте. От Аманна издатели также получали инструкции и вынуждены были соблюдать их неукоснительно с учётом того, что в зависимости от имперской палаты печати находилась материально-техническая база всех издательств и редакций, работавших на территории Германии16. Пропагандистскую работу на оккупированных территориях вели внешнеполитическое ведомство НСДАП, министерство культуры, управление прессы и пропаганды министерства иностранных дел, министерство восточных оккупированных территорий и профильные структуры вермахта и СС17.

Имперскую систему идеологической работы дополняли военные органы информации и пропаганды, сосредоточенные непосредственно в вермахте. Если общее руководство военной пропагандой как государственной задачей было поручено Й. Геббельсу и его подчинённым, то в действующих войсках, зонах боевых действий и тыловых районах армий этими вопросами занимались военные специалисты18.

По указанию верховного главнокомандования вермахта (ОКВ) (OKW - сокращ. от Oberkommando der Wehrmacht) в августе 1938 года в немецкой армии были сформированы четыре роты пропаганды (Propagandakompanie), приданные командованиям армейских корпусов. Каждая из рот включала в себя три взвода фронтового репортажа, взвод громкоговорящих установок, рабочую группу, отделение водителей и обоз. Взводы фронтового ре-

Начальник отдела военной пропаганды вермахта в 1939—1945 гг. X. фон Ведель

портажа состояли из отделений: текстового репортажа, фоторепортажа, кинорепортажа и радиорепортажа. Взвод громкоговорящих установок имел по штату три автомашины с установками для устных передач и одну — с киноустановкой. Командир роты пропаганды одновременно являлся оперативным работником штаба соответствующего соединения, помощником начальника штаба по пропаганде и обязан был тесно взаимодействовать с помощником начальника штаба по разведке19.

Повышенное внимание в вермахте к ведению активной пропаганды, нацеленной на противника, привело к увеличению штатов и созданию собственного органа управления. 1 апреля 1939 года начал функционировать отдел военной пропаганды вермахта (нем. Die Propagandatruppen der Deutschen Wehrmacht) при штабе ОКВ. Эту структуру возглавил полковник (с сентября 1943 г. — генерал-майор) X. фон Ведель. В функции его отдела входила разработка плана пропагандистского обеспечения каждой военной операции в тесном взаимодействии с оперативным отделом штаба ОКВ. Как правило, подобный план включал три раздела, освещав-

, ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

ших подготовительные работы, пропагандистские мероприятия во время проведения операции и деятельность, которую необходимо было осуществлять после окончания военной операции, в частности работу с населением захваченных территорий. Этот документ был составной частью общего замысла военных действий, о котором начальник штаба ОКВ докладывал А. Гитлеру. После утверждения последним он доводился до Й. Геббельса и его министерства20. Кроме того, для согласования действий между министерством Геббельса и ОКВ существовала должность офицера связи. Её занимал полковник Г. Мартин.

Одним из главных документов, регламентировавших деятельность подчинённых X. фон Веделя, были «Основы ведения пропаганды в военных условиях», принятые ОКВ 27 сентября 1938 года. Особое внимание в нём уделялось вопросам воздействия на войска и население противника21. В задачи отдела военной пропаганды вермахта при штабе ОКВ входили: руководство военно-пропагандистским аппаратом, расстановка кадров, техническое

обеспечение пропагандистских подразделений вермахта; разработка, обеспечение и проведение психологических операций, а также осуществление военной цензуры22.

Перед нападением на СССР начальник штаба оперативного руководства ОКВ генерал-лейтенант А. Йодль подписал «Указание о применении пропаганды по варианту "Барбаросса"»23. Согласно этому документу главными целями пропагандистского воздействия на военнослужащих РККА и гражданское население Советского Союза были: устрашение противника; подрыв авторитета политического и военного руководства СССР; усиление пораженческих настроений; создание позитивного представления о плене, побуждение к добровольной сдаче в плен и дезертирству; подрыв авторитета командиров и начальников и побуждение к неповиновению им; усиление недовольства гражданского населения положением в стране; воспитание лояльного отношения к военнослужащим вермахта; усиление тревоги за судьбу родственников на фронте24. Кроме того, особо подчёркивалось, что

«противником Германии являются не народы Советского Союза, а исключительно еврейско-боль-шевистское правительство со всеми подчинёнными ему сотрудниками и коммунистическая партия». Рекомендовалось избегать таких выражений, как «Россия», «русские», «русские вооружённые силы»25.

Если в сентябре 1939 года в вермахте было 14 рот пропаганды, то ко времени нападения на СССР их численность возросла до 19. Из них 12 находились в сухопутных войсках, 4 — в военно-воздушных (люфтваффе) и 3 — в военно-морских (кригс-марине) силах. Одиннадцать из них общей численностью 2224 человека были развёрнуты на советско-германском фронте26. Позже общее число рот пропаганды было увеличено до 33. В задачи данных подразделений входило ведение пропаганды в отношении военнослужащих собственной армии и войск противника, а также информационно-психологическое воздействие на население оккупированных областей. Для решения этих задач роты пропаганды были укомплектованы специалистами различных направлений27. В первый период войны в подразделения отдела военной пропаганды вермахта набирали только граждан Германии, но в связи с изменением характера противостояния с 1943 года в ротах пропаганды стали формироваться специальные «восточные» взводы.

Для издания газет и организации радиовещания на языках народов СССР каждой группе немецких армий был придан специальный батальон пропаганды (Abteilung), который действовал не только во фронтовой полосе, но и в тыловых районах. Свои названия эти подразделения получали в зависимости от региона нахождения. Так, на Балтике и в зоне ответственности группы армий «Север» осуществлял деятельность Abteilung «В», на территории Белоруссии и в районе действий группы армий «Центр» — «W», на Украине и в полосе наступления группы армий «Юг» — «U». По

Командир полка пропаганды СС, с апреля 1945 г. начальник отдела военной пропаганды вермахта Г. д'Алкен

. А.Н. БЕЛКОВ, «Пропаганда поможет нам завоевать весь мир» •

а

мере продвижения немецких войск были созданы батальоны «D» и «К» для действий на Дону и Кавказе соответственно. В последующем были сформированы отделы (штабы) пропаганды «Nord» в Риге с филиалом в Пскове, «Mitte» в Смоленске и «Krim» в Севастополе. Штатная структура батальона пропаганды включала семь рабочих групп (руководящей, прессы, активной пропаганды, культуры, печатной пропаганды, кино, радиовещания) и отделения (Staffel Propaganda), которым подчинялись «филиалы» на местах и передовые группы28.

Перед батальонами пропаганды вермахта ставились четыре основные задачи: планирование, подготовка и проведение всех мероприятий, имевших пропагандистское значение для местного населения; техническая подготовка и обеспечение всех пропагандистских мероприятий; сотрудничество со всеми военными и гражданскими учреждениями, деятельность которых имела отношение к вопросам применения пропаганды; поддержка рот пропаганды.

Для достижения поставленных целей батальоны пропаганды осуществляли следующие мероприятия29: подготовку и выпуск газет и журналов на языках народов СССР; цензуру всех периодических изданий, выпускавшихся в зоне ответственности батальона; эфирное и проводное радиовещание с использованием как собственных, так и захваченных передатчиков; подготовку и эксплуатацию кинотеатров и передвижных киноустановок; руководство, управление и цензурный контроль над учреждениями культуры.

Своего рода воплощением идеи А. Гитлера, который видел составной частью стратегии «интеллектуальную войну», проводимую психологическим оружием, стало введение весной 1941 года в армейских батальонах вермахта должности офицера по пропаганде. В его обязанности входили работа с собственными военнослужащими и воздействие на население оккупированных областей30.

Й. Геббельс (второй слева) на совещании с руководителями пропаганды вермахта. Крайний справа — X. фон Ведель

Январь 1941 г.

В 1943 году должности офицеров пропаганды были введены в штабах групп армий, воздушных флотов и крупных морских объединений. Они курировали пропагандистскую деятельность всех родов войск в районе действия конкретного объединения. В оперативном отношении они подчинялись соответствующему начальнику штаба и координировали свои действия с начальником разведки. Под их командованием находились необходимый персонал и техника, в т.ч. передвижные типографии для печати листовок и газет как на немецком, так и на других языках, в зависимости от места пребывания31.

Для подготовки специалистов военной пропаганды в составе вермахта существовал соответствующий учебный центр. Он был организован в г. Потсдаме осенью 1939 года на базе резервной роты, с 1940 года — отдела пропаганды. Просуществовало это «учебное заведение» до осени 1944 года32.

Кроме вермахта свои подразделения пропаганды имели и войска СС (Waffen-SS). Первоначально они состояли из взводов фронтового репортажа, которые придавались каждой дивизии СС. На советско-германском фронте таких взводов действовало 6—733. Организационно они были объединены в отдел, командование которого находилось в Берлине.

Кроме того, в СС имелся штат военных корреспондентов, которые также подчинялись вышеуказанному отделу.

С октября 1943 года все пропагандистские структуры СС были преобразованы в специальный полк «Курт Эггерс» (der SS-Kriegsberichterstandarte «Kurt Eggers»)34. Своё название эта часть получила в честь писателя и публициста, добровольно поступившего на службу в СС и погибшего в июне 1943 года в бою под Белгородом35. Командиром полка пропаганды СС был назначен штандартенфюрер СС Г. д'Алкен, который одновременно являлся редактором центрального печатного органа СС — газеты «Das Schwarze Korps»36. После распоряжения А. Гитлера от 26 августа 1944 года, согласно которому в состав войск СС были переданы все иностранные прогерманские части и соединения сухопутных войск, деятельность д'Алкена и его аппарата по вопросам организации и ведения информационно-пропагандистской работы распространилась на вышеупомянутые вооружённые формирования. А с апреля 1945 года он возглавил отдел военной пропаганды вермахта при штабе ОКВ37.

Своего максимального развития органы пропаганды немецких вооружённых сил достигли к апрелю 1943 года. В это время

• ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

штатная численность роты пропаганды вермахта составляла 115 человек, при этом количество военнослужащих в данном подразделении могло изменяться в зависимости от выполнявшихся задач. Общее количество «солдат идеологического фронта» нацистской Германии в этот период достигало 15 тыс. человек38. Руководителем всех военных пропагандистов вермахта и СС был начальник отдела военной пропаганды вермахта при штабе ОКВ.

Основные идеи нацистской пропаганды, направленной на бойцов и командиров РККА, в начале войны были сформулированы в простой и доступной форме: «Германия несёт освобождение закабалённым народам СССР», «Немецкая армия непобедима», «Единственный шанс спасти свою жизнь — добровольная сдача в плен»39.

После поражения под Москвой и краха «блицкрига» немцы стали активнее привлекать к пропагандистской работе коллаборационистов из числа местного населения, военнопленных и перебежчиков из РККА, а также белоэмигрантов. Это повлекло за собой создание профильных структур в органах пропаганды Третьего рейха и вермахта. На каждом из этапов войны содержание пропагандистских тезисов видоизменялось, преследуя неизменную цель — снижение морального духа советских войск. Однако, несмотря на все пропагандистские ухищрения, нацистскому военно-политическому руководству не удалось изменить обстановку на фронтах Второй мировой войны, что и привело к неизбежному краху гитлеровской Германии.

Итак, нацистское руководство уделяло особое внимание фронту идеологической борьбы. Аппарат нацистской пропаганды, возглавлявшийся с 1933 года имперским министерством информации и пропаганды, к началу войны против СССР был существенно расширен и усилен. То же самое относилось к идеологическому аппарату вермахта во главе с отделом военной пропаганды при штабе ОКВ. С началом Великой Оте-

чественной войны «восточное направление» стало главным и основным в деятельности нацистского идеологического аппарата. Непосредственно на фронте развернули свою деятельность роты и батальоны пропаганды, использовавшие все средства информационно-психологического воздействия на советские войска и население оккупированных территорий СССР. Однако компенсировать военные неудачи ослаблением морального духа противника оказалось для нацистской пропагандистской машины непосильной и неразрешимой задачей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цит. по: Панарин КН. Информационная война и коммуникации. М., 2018. С. 71.

2 Цит. по: Кормилъцына Е.Г. Йозеф Геббельс: особенности нацистского пиара. М., 2011. С. 60.

3 Волковский Н.Л. История информационных войн в 2 ч. Ч. 2. СПб., 2003. С. 191.

4 Manvell R., Fraenkel H. Doctor Goebbels: his life and death. London, 2006. P. 140, 141.

5 SchmeerK. Die Regie des öffentlichen Lebens im Dritten Reich. München, 1956. S. 21.

6 Sington D., Weidenfeld A. The Goebbels experiment: a study of the nazi propaganda machine. New Haven, 1943. P. 146.

7 Савченко A. «Министерство лжи и провокаций»: организация и структура // Эхо войны. 2008. № 3. С. 7. Отечественный исследователь К.А. Залесский приводит несколько другую структуру рассматриваемого министерства. Подробнее см.: Залесский К.А. НСДАП. Власть в Третьем рейхе. М., 2005. С. 335-337.

8 Залесский К.К. Указ. соч. С. 336.

9 Волковский H.JI. Указ. соч. С. 192.

10 Грибков КВ. Газеты на оккупированной территории СССР на русском языке в период Великой Отечественной войны (1941—1944 гг.): источниковедческое исследование. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2015. С. 47.

11 Мюллер Н. Вермахт и оккупация. М., 2010. С. 73, 74.

12 Цит. по: Жуков Д.А. Власовцы и нацистская пропаганда. М., 2000. С. 30, 31.

13 Там же. С. 32.

14 К.Е. Шпицляй — белоэмигрант, с 1945 г. корреспондент газеты ВВС «Наши крылья» — одного из малоти-

ражных печатных изданий «Русской освободительной армии» генерала-предателя A.A. Власова.

15 Остарбайтер (нем. Ostarbeiter — работник с Востока) — определение, принятое в нацистской Германии для обозначения людей, вывезенных с оккупированной территории СССР с целью использования в качестве бесплатной (или низкооплачиваемой) рабочей силы.

16 Грибков КВ. Указ. соч. С. 48.

17 Филоненко С.К, Филоненко М.К Психологическая война на Дону: мифы фашистской пропаганды. 1942-1943. Воронеж, 2006. С. 24.

18 Панарин КН. Указ. соч. С. 71; Филоненко С.К, Филоненко М.К Указ. соч. С. 24.

19 Мулин В. О военной пропаганде гитлеровского вермахта // Воен.-ис-тор. журнал. 1965. № 1. С. 94.

20 Там же.

21 Пропуск в рай: сверхоружие последней мировой / Авт.-сост. JL Белоусов, А. Ватлин. М., 2007. С. 31.

22 Филоненко С.К, Филоненко М.К Указ. соч. С. 24.

23 Ивлев И.А., Юденков А.Ф. Оружием контрпропаганды. М., 1988. С. 118.

24 Дашичев В.К Банкротство стратегии германского фашизма: исторические очерки: документы и материалы. Т. 2. М., 1973. С. 194; Панарин КН. Указ. соч. С. 77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Жуков Д.А., Ковтун КК Информация к разложению // Совершенно секретно. 2 октября 2016 г. № 36/365 // Интернет-ресурс: https://www. sovsekretno.ru.

26 Грибков И.В. Указ. соч. С. 49; Крысъко В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). Минск, 1999. С. 350.

27 Грибков КВ. Указ. соч. С. 49; Панарин КН. Указ. соч. С. 75.

28 Мюллер К Указ. соч. С. 240; Грибков КВ. Указ соч. С. 49.

29 Филоненко С.К, Филоненко М.К Указ. соч. С. 25, 26.

30 Крысъко В.Г. Указ. соч. С. 354, 355.

31 Мулин В. Указ. соч. С. 96.

32 Там же.

33 Юденков А.Ф. Политическая работа среди населения оккупированной советской территории (1941—1944 гг.). М., 1988. С. 54.

34 Мулин В. Указ. соч. С. 97, 98.

35 Залесский К.А. СС: самая полная энциклопедия. М., 2012. С. 891.

36 Газета «Das Schwarze Korps» («Черный Корпус») выпускалась еженедельно с 6 марта 1935 г. Последний номер вышел 29 марта 1945 г.

37 Залесский К.А. СС: самая полная энциклопедия. С. 122, 123, 126, 127, 634.

38 Wedel Н. Die Propagandatruppen der deutschen Wehrmacht. Neckargemünd, 1962. S. 66.

39 Пропуск в рай: сверхоружие последней мировой. С. 33. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.