Научная статья на тему 'Пропагандистское противостояние на оккупированных вермахтом территориях Ставрополья и Кубани в 1942-1943 гг'

Пропагандистское противостояние на оккупированных вермахтом территориях Ставрополья и Кубани в 1942-1943 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
778
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАВРОПОЛЬЕ И КУБАНЬ / НЕМЕЦКАЯ ОККУПАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ / "ВОСТОЧНЫЕ ЛЕГИОНЫ" / БОРЬБА С БОЛЬШЕВИЗМОМ / НАЦИСТСКАЯ ПРОПАГАНДА / "НОВЫЙ ПОРЯДОК" / STAVROPOL TERRITORY AND KUBAN / GERMAN OCCUPATION POLICY / COLLABORATION / "EASTERN LEGIONS" / STRUGGLE WITH BOLSHEVISM / NAZI PROPAGANDA / "NEW ORDER"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Доронина Наталия Викторовна, Линец Александр Сергеевич, Линец Сергей Иванович

В статье анализируются цели и особенности нацистской пропаганды на оккупированных территориях Ставрополья и Кубани в 1942-1943 гг. Показаны основные формы и методы работы пропагандистского аппарата Германии с военнослужащими Красной Армии и многонациональным населением данного региона. Дается анализ деятельности советских структур по противодействию нацистской пропаганде. Составной частью немецкой политики было стремление руководства Германии создать из мусульманских народов Кавказа и казачества воинские формирования. В статье показано, что нацистская пропаганда добилась на захваченных территориях определенных успехов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Доронина Наталия Викторовна, Линец Александр Сергеевич, Линец Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPAGANDISTIC CONFRONTATION WITHIN OCCUPIED STAVROPOL AND KUBAN TERRITORIES IN 1942-1943

The article analyzes purposes and specificity of Nazi propaganda within occupied Stavropol and Kuban territories in 1942-1943. The paper shows the basic forms and methods of Germany propagandistic work with the Red Army soldiers and multinational population of the region. The authors analyze Soviet structures' activity to counteract Nazi propaganda. The policy of Germany leadership involved intention to create military units from the Caucasian Muslims and Cossacks. The analysis testifies that Nazi propaganda within the occupied territories was rather successful.

Текст научной работы на тему «Пропагандистское противостояние на оккупированных вермахтом территориях Ставрополья и Кубани в 1942-1943 гг»

Доронина Наталия Викторовна, Линец Александр Сергеевич, Линец Сергей Иванович ПРОПАГАНДИСТСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ОККУПИРОВАННЫХ ВЕРМАХТОМ ТЕРРИТОРИЯХ СТАВРОПОЛЬЯ И КУБАНИ В 1942-1943 ГГ.

В статье анализируются цели и особенности нацистской пропаганды на оккупированных территориях Ставрополья и Кубани в 1942-1943 гг. Показаны основные формы и методы работы пропагандистского аппарата Германии с военнослужащими Красной Армии и многонациональным населением данного региона. Дается анализ деятельности советских структур по противодействию нацистской пропаганде. Составной частью немецкой политики было стремление руководства Германии создать из мусульманских народов Кавказа и казачества воинские формирования. В статье показано, что нацистская пропаганда добилась на захваченных территориях определенных успехов. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/4/21.Ит!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 4(78) C. 74-78. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

8. http://www.iltalehti.fi/uutiset/2011111614761314_uu.shtml (дата обращения: 09.03.2017).

9. http://yle.fi/uutiset/deputat_ot_istinnykh_iinnov_my_boremsya_protiv_multikulturalizma/8181834 (дата обращения: 09.03.2017).

10. http://yle.fi/uutiset/is_deputat_khakkarainen_khochet_otpravit_somaliitsev_i_gomoseksualistov_na_alandskie_ostrov a/6599661 (дата обращения: 09.03.2017).

11. http://yle.fi/uutiset/perussuomalaisten_james_hirvisaari_erotettiin_puolueesta/6866554 (дата обращения: 09.03.2017).

12. http://yle.fi/uutiset/teemme_juttua_eiko_suomessa_ymmarreta_satiiria/5716938 (дата обращения: 09.03.2017).

13. Jungar A.-C. Challenges Await the True Finns [Электронный ресурс]. URL: http://balticw0rlds.c0m/true-finns/#c0mments (дата обращения: 09.03.2017).

14. Karvonen L. From White to Blue-and-Black. Finnish Fascism in the Inter-War Era. Helsinki: The Finnish Society of Sciences and Letters, 1988. 135 p.

15. Kestila E. The Finnish Exception: Is the Party Completion in Finland Inaccessible to Radical Right Populist Parties? [Электронный ресурс]. URL: http://www.helsinki.fi/project/eva/pop/kestil%E4.pdf (дата обращения: 09.03.2017).

16. Kestila E., Soderlund P. Party, Leader or Candidate? Dissecting the Right-Wing Populist Vote in Finland // European Political Science Review. 2014. Vol. 6. № 4. P. 641-662.

17. Pekonen K., Hynynen P., Kalliala M. The New Radical Right Taking Shape in Finland // The New Radical Right in Finland / ed. by K. Pekonen. Helsinki: The Finnish Political Science Association, 1999. P. 31-60.

18. Perussuomalaisten Eduskuntavaaliohjelma, 2011. Suomalaiselle sopivin [Электронный ресурс]. URL: https://www.perussuomalaiset.fi/wp-content/uploads/2013/04/Perussuomalaisten_eduskuntavaaliohjelma_2011.pdf (дата обращения: 09.03.2017).

19. Raunio T. The Finns: Filling a Gap in the Party System // Exposing the Demagogues: Right-wing and National Populist Parties in Europe / ed. by K. Grabow and F. Hartleb. Brussels: Centre for European Studies; Berlin: Konrad-Adenauer-Stiftung, 2013. P. 133-160.

ON THE ISSUE OF GENESIS OF MODERN FINLAND POLITICAL POPULISM

Derkach Mikhail Aleksandrovich

Russian State University for the Humanities in Moscow suomimd@mail.ru

The article reveals the problem of genesis of modern Finland political populism in the context of its links with classical Nazism and fascism. Main attention is paid to history of formation and development of the leading right-radical and nationalist organizations of Finland in the XX century - the Lapua Movement, the Patriotic People's Movement and the organization "Suomen Sisu". The author comes to the conclusion that they played a very significant role in forming ideology and organization of the party "The True Finns" - the leading populist party in the country at the moment.

Key words and phrases: history of Finland; Nazism; political populism; populist parties; Lapua Movement; Patriotic People's Movement; "Suomen Sisu"; "The True Finns".

УДК 9; 908

Исторические науки и археология

В статье анализируются цели и особенности нацистской пропаганды на оккупированных территориях Ставрополья и Кубани в 1942-1943 гг. Показаны основные формы и методы работы пропагандистского аппарата Германии с военнослужащими Красной Армии и многонациональным населением данного региона. Дается анализ деятельности советских структур по противодействию нацистской пропаганде. Составной частью немецкой политики было стремление руководства Германии создать из мусульманских народов Кавказа и казачества воинские формирования. В статье показано, что нацистская пропаганда добилась на захваченных территориях определенных успехов.

Ключевые слова и фразы: Ставрополье и Кубань; немецкая оккупационная политика; коллаборационизм; «восточные легионы»; борьба с большевизмом; нацистская пропаганда; «новый порядок».

Доронина Наталия Викторовна, к.и.н. Линец Александр Сергеевич, к.и.н., доцент Линец Сергей Иванович, д.и.н., профессор

Пятигорский государственный университет natalidor@mail. т; т. linets@yandex. т; linets-history@yandex. т

ПРОПАГАНДИСТСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ОККУПИРОВАННЫХ ВЕРМАХТОМ ТЕРРИТОРИЯХ СТАВРОПОЛЬЯ И КУБАНИ В 1942-1943 ГГ.

Одной из опасных угроз современного информационного общества является как усложнение, так и создание новых средств для повышения эффективности информационно-пропагандистского воздействия на сознание человека. Интерес к вопросам пропаганды существовал на протяжении длительного исторического

периода. Возникнув на религиозной почве, пропаганда перешла в военную и политическую сферы употребления. Временем как рождения, так и активного использования военной пропаганды стала Первая мировая война. Ее цель верно определил Г. Лассуэлл в 1927 году. По его мнению, она заключается «в экономии материальных затрат на мировое господство» [10].

Пропаганда как особый вид оружия и элемент тотальной политики активно использовалась и в период Второй мировой войны. В это время во многих странах были созданы органы государственной пропаганды. В СССР это были 7-й отдел Главного политического управления Красной Армии и Бюро военно-политической пропаганды. Как показала практика военного времени, одним из самых эффективных являлся пропагандистский аппарат нацистской Германии, представленный Министерством народного просвещения и пропаганды и Верховным главнокомандованием вермахта. Многие приемы воздействия и манипулирования сознанием миллионов людей, разработанные в Третьем Рейхе, не потеряли актуальности и сегодня. Авторы данной работы считают необходимым изложить основные формы и методы нацистской пропаганды в связи с появлением таких опаснейших явлений современного мира, как экстремизм, неофашизм, «либеральный фашизм».

Пропаганда признавалась руководством Третьего Рейха важнейшим средством ведения войны и была поставлена на службу захватническим целям Германии. В 1938 году нацистскими идеологами были созданы специальные войска пропаганды, которые состояли из пропагандистских рот. Они вели агитацию и пропаганду среди солдат вермахта и обеспечивали психологическую обработку войск и населения противника. В 1943 году роты пропаганды были выделены в особый род войск, а их общая численность составила 15 тысяч человек. Специалисты данного ведомства занимались изданием газет, ведением радиопропаганды, показом кинофильмов. Предметом особой гордости Геббельса стал знаменитый киножурнал еженедельной кинохроники «DW - Дойчевохеншау», который создавался военными корреспондентами пропагандистских рот.

Богатый опыт пропагандистской работы, накопленный в области идеологической обработки немецкой армии и народа и прошедший апробацию в захваченных государствах Европы, немцы использовали в подготовке психологической войны против Советского Союза. С началом Великой Отечественной войны в Германии за ведение пропагандистской работы отвечало около десятка служб, как военных, так и гражданских. К вопросам пропаганды привлекались все кадры оккупационной администрации на захваченных территориях Советского Союза. Общее руководство всей идеологической и пропагандистской работой осуществлял доктор Геббельс, министр народного просвещения и пропаганды.

Важнейшим инструментом нацистской пропаганды являлись расовая теория и антисемитизм, которые предусматривали уничтожение в качестве неполноценных сотен миллионов советских людей. С началом войны мощная лавина нацистской пропаганды обрушилась на бойцов и командиров Красной Армии и на мирных жителей. Ее основные лозунги были направлены против еврейско-большевистского советского правительства и коммунистической партии. Нацистскими идеологами велась антипартизанская пропаганда среди населения, активно распространялись слухи о деморализации Красной Армии, использовались различные методы дезинформации, манипулирования, запугивания, распространения лжи.

Провал «блицкрига» и перспектива превращения войны в «затяжную» способствовали существенным изменениям в тактике пропагандистской работы на оккупированных территориях Ставрополья и Кубани. К весне 1942 года в высшем руководстве гитлеровской Германии утвердилось мнение о необходимости перехода от проведения политики запугивания, террора и грабежа к методам приглашения советских людей к сотрудничеству. Для выполнения этой задачи широко использовались устная пропаганда, кино, радиопропаганда, театрально-зрелищные мероприятия, митинги, собрания, богослужения. Ключевую роль среди них играла печатная пропаганда, для успешной реализации которой привлекались журналистские кадры коллаборационистов. На оккупированной территории Краснодарского края германские власти издавали 11 газет, на территории Ставропольского края - 9 [8, с. 88]. Для германской администрации издавались также газеты и на немецком языке. В отсутствие правдивых фактов и материалов со стороны советской пропаганды до середины октября 1942 года оккупационная печатная пресса, в том числе с помощью приказов и объявлений, стремилась подавить волю к сопротивлению народа, запугать его непобедимостью войск вермахта.

В пропагандистских материалах активно описывались картины счастливой жизни немецких граждан. Соответственно, все материалы о Советском Союзе преподносились в негативном свете и описывали «ужасы» губительного для народа советского строя. Например, на листовке «Маска сорвана» был карикатурно изображен Сталин в образе дьявола, он с кнутом в руках тиранит простых людей в СССР. Брошюры издавались на русском языке и отличались понятным и доступным каждому языком: «Каторжный социализм», «Как сталинская шайка угнетала народ», «Как живет немецкий рабочий», «Кто такой Гитлер», «Гитлер - освободитель» и другие.

Для женщин и девушек оккупированных территорий издавались специальные пропагандистские материалы, в которых восхвалялась жизнь женщин в Германии. Это брошюра «Женщина в Германии», листовки «Всем женщинам и девушкам», «Как живут женщины в Германии». В богато иллюстрированных качественными цветными фотографиями журналах «Сигнал» и «Современная Германия», выпускавшихся немецкой оккупационной прессой, с немецкой скрупулезностью демонстрировались преимущества немецкого государства. Стремясь обеспечить поддержку среди горцев, немецкая пропагандистская машина массовыми тиражами издавала на языках народов Кавказа журнал «Северный Кавказ» и газету «Газават».

В пропагандистских целях нацистами активно использовались ошибки в политике советского правительства - процессы коллективизации в сельском хозяйстве, религиозная и национальная политика большевиков,

раскулачивание и расказачивание, репрессии предвоенных лет. Коллаборационистская пресса рекламировала режим «нового порядка», который обеспечивал каждому человеку сытую и спокойную жизнь. В этих целях и в городах, и в сельских населенных пунктах данного региона осуществлялись социальные программы в области ценообразования, налогообложения, здравоохранения и образования. Оккупантами была объявлена свобода предпринимательства, открывались магазины и мастерские, кофейни и ресторанчики, варьете и бильярдные. Отличительной особенностью всех оккупированных городов стали базары и рынки. Возобновили работу заводы и фабрики, медицинские центры, институты и школы. Необходимо подчеркнуть, что при аналогичном сравнении с большевистской политикой выводы наглядно говорили о преимуществах нацистского режима.

Германское командование успешно использовало большевистскую политику гонения на церковь, противопоставив ей свободу вероисповедания.

Оккупационная пресса в целях развития коллаборационизма пестрила заголовками о бурном религиозном возрождении на Ставрополье и Кубани. Немцами выпускалась различная церковная литература, открывались воскресные школы для подготовки священнослужителей, возрождались старые и строились новые церковные здания. Например, в Ставропольском крае оккупационными властями было открыто 127 православных церквей, на Кубани - 229 [6, с. 459]. Также возрождали и ислам среди горцев, с большим торжеством отмечались мусульманские праздники, открывались мечети. Таким образом, в период оккупации данных территорий наблюдался настоящий бум возрождения церковной жизни.

В области сельского хозяйства перед нацистской пропагандой стояла задача убедить сельское население в замене колхозного строя индивидуальными крестьянскими хозяйствами, однако осуществить эту реформу оккупантам так и не удалось. После поражения под Сталинградом осенью 1942 года германское командование перешло к политике реквизиций различных видов продовольствия и к актам насилия по отношению к мирному населению. По официальным данным, только в Ставропольском крае за пять с половиной месяцев оккупации от рук нацистов погибло более 30 тысяч советских граждан.

Следует признать, что нацистская пропаганда добилась на оккупированных территориях Ставрополья и Кубани в 1942-1943 гг. серьезных успехов в привлечении на сторону оккупантов части местного населения. В этом регионе Советского Союза в годы Великой Отечественной войны коллаборационизм приобрел довольно широкое распространение. На Ставрополье и Кубани сотрудничество советских граждан с «новой властью» проявлялось в политической, идеологической, экономической, административной и военной формах. Интерес представляет тот факт, что не военный, а политический коллаборационизм признавался захватчиками более значимым по своему влиянию на местное население. Пропагандистские службы вермахта и оккупационного режима преуспели также в вербовке необходимого контингента лиц для полицейских структур. О размахе таких наборов говорит, к примеру, тот факт, что только в одном городе Пятигорске во всех отделах городской полиции служило около 700 советских граждан [7, с. 377].

Особый интерес для германского командования и его пропагандистских структур представляли кавказские национальности, терское и кубанское казачество. Казачество и тюркские народы признавались «равноправными союзниками германских солдат в непримиримой борьбе с большевизмом» [4, с. 4]. С начала октября 1942 года все оккупационные газеты массово публиковали материалы о возрождении старых казачьих традиций и сословных привилегий, обещания о создании особого «казачьего государства». Часть казачества откликнулась на призывы нацистской пропаганды. Так, в составе вермахта появилась 7-я добровольческая дивизия из кубанских казаков [6, с. 582]. Из казаков кавминводских станиц был сформирован 1-й Волгский казачий полк [12].

Активная пропагандистская кампания проводилась также и в отношении кавказских народов, военные формирования из которых стали называться «восточными легионами». Работа по отбору лиц по национальному признаку в лагерях для советских военнопленных, готовых сотрудничать с немцами, и их идеологическая обработка осуществлялась специальным органом - «Динстштелле Ц». Он являлся структурным подразделением организационного штаба «К» («Кавказ»). Важная роль при идеологической подготовке легионеров отводилась обработке их немецкими инструкторами-пропагандистами в националистическом духе. «В порядке выполнения планов дележа России, из военнопленных разных национальностей создавались батальоны, которые воспитывались в звериной ненависти не только и не так к большевизму, как ко всему русскому. Для них издавались газеты и журналы, читались лекции, искусственно раздувался уродливый, злобный шовинизм...», - отмечал историк-эмигрант А. С. Казанцев [5, с. 233].

Германское командование приступило к созданию легиона из представителей народов Кавказа. Легионеры-горцы, кубанские и терские казаки составили почти половину его личного состава [2, д. 99, л. 209]. Весьма эффективно против советских партизан сражался батальон «Бергманн» («особый отряд Горец»), состоящий из добровольцев Северного Кавказа. В августе 1942 года вышел приказ «Положение об использовании местных вспомогательных сил на Востоке» [11, с. 292-293]. Главной целью этого документа была необходимость заменить немецких солдат добровольцами из числа местных жителей и военнопленных солдат и офицеров Красной Армии.

К концу 1942 года на Восточный фронт был отправлен 800-й северокавказский батальон под командованием обер-лейтенанта Ф. Курпанека. В его состав входило 900 черкесов, адыгейцев и кабардинцев, также карачаевцы и 40 немцев. А 801-й северокавказский батальон под командованием капитана Буркхардта состоял из 920 дагестанцев и 27 немцев, 802-й - из 900 осетин и 37 немцев [1]. Следует признать, что немецкие солдаты относились достаточно настороженно к данному контингенту.

В начале битвы за Кавказ - с конца июля и до октября 1942 года - гитлеровским захватчикам сопутствовали как военные победы, так и успехи на пропагандистском фронте. Эффективность пропагандистского воздействия нацистских идеологических структур на население Ставрополья и Кубани в начальный период оккупации их территорий оказалась более высокой, чем противостоящая им советская пропаганда. Можно даже, на наш взгляд, утверждать об опережающих действиях нацистской пропаганды по идеологическому обеспечению захвата Северного Кавказа и его последующей колонизации.

Советские пропагандистские службы, военные и гражданские, вынуждены были вначале занимать оборонительные позиции в этом идеологическом противоборстве. Они оказались вначале не готовыми мобилизовать народ на борьбу с агрессором и дать действенный отпор нацистской пропаганде. Интересно отметить в связи с этим, что еще в самом начале войны Геббельс записал в своем дневнике: «Москва призывает наших солдат к дезертирству, делает это глупо и неумело, но нам следует на такие призывы обратить внимание» [9, с. 108].

Однако уже с середины октября 1942 года, когда началась перестройка всех средств ведения агитационной и пропагандистской работы, ситуация стала быстро меняться. В частях Северо-Кавказского и Закавказского фронтов были проведены мероприятия по укреплению морального духа советских воинов, их готовности к беспощадной борьбе с захватчиками. Советская печать проводила контрпропагандистскую работу по разоблачению истинных намерений германского командования и действий оккупационных властей, формировала в массовом сознании советских граждан чувство ненависти к врагу.

Главной темой материалов местных краевых партийных газет «Большевик» и «Орджоникидзевская правда» был призыв к населению развернуть решительную и беспощадную борьбу с оккупантами. Заголовки гласили: «Немец - твой злейший враг!», «Где бы ни встретил немца - убей его!» [3, с. 74]. Следует признать, что особенности военного времени потребовали уменьшения тиража и периодичности выхода газет и изменения их формата. Конечно, всё это отрицательно сказалось на ведении идеологической работы, так как советская авиация, партизаны и подпольщики были не в состоянии обеспечить листовками, брошюрами и газетами все население оккупированных районов Ставрополья и Кубани.

Лишь после разгрома немцев под Сталинградом советская пропаганда стала наступательной по духу и приобрела действенный характер, в ней стали учитываться менталитет и психологическое состояние противника. Партизанские отряды и советские разведчики через печатную пропаганду стали более регулярно информировать городское и сельское население на оккупированных вермахтом землях о важнейших событиях на советско-германском фронте. Поражения вермахта в конце 1942 г. - 1943 г., в том числе и в битве за Кавказ, окончательно развеяли надежды германского командования на победу в войне. Одновременно они означали и поражение нацистской пропаганды, которая больше не представляла важного фактора, оказывающего ранее серьезное влияние на морально-психологическое состояние населения оккупированной территории Ставрополья и Кубани в ее противоборстве с советской идеологией. С этого времени главным содержанием советской пропаганды стало разоблачение немецкой политики террора, грабежа, убийств и преступлений оккупационного режима.

Таким образом, опыт, накопленный советской идеологией в противоборстве с нацистским пропагандистским аппаратом на временно оккупированных территориях Ставрополья и Кубани, дает богатый материал для осмысления его эффективности как мощного средства влияния на население и войска вероятного противника. В современном мире неуклонно возрастает значение информационно-психологического противоборства в системе обеспечения национальных интересов и безопасности любого государства. Следовательно, пропагандистская работа играет ключевую роль в современной России, определяя стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики.

Список источников

1. Безугольный А. Ю., Бугай Н. Ф., Кринко Е. Ф. Горцы Северного Кавказа в Великой Отечественной войне 1941-1945: проблемы истории, историографии и источниковедения [Электронный ресурс]. URL: http://www.profilib.com/chtenie/ 25516/evgeniy-krinko-gortsy-severnogo-kavkaza-v-velikoy-otechestvennoy-voyne-1941-1945-problemy-100.php (дата обращения: 24.10.2016).

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 7445. Оп. 2.

3. Доронина Н. В. Нацистская пропаганда на оккупированных территориях Ставрополья и Кубани в 1942-1943 гг.: цели, особенности, крах: дисс. ... к.и.н. Ставрополь, 2005. 181 с.

4. Дробязко С. И. Вторая мировая война 1939-1945. Восточные легионы и казачьи части в вермахте. М., 1999. 48 с.

5. Казанцев А. С. Третья сила. Россия между нацизмом и коммунизмом. М., 1994. 344 с.

6. Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945: рассекреченные документы: в 3-х кн. Краснодар, 2000. Кн. 1. Хроника событий 1941-1942 гг. 816 с.

7. Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 г.). Ростов-на-Дону, 2003. 564 с.

8. Малышев А. В. Средства массовой информации Юга России в годы Великой Отечественной войны (на материалах Дона, Кубани и Ставрополья): дисс. ... к.и.н. Ростов-на-Дону, 2001. 189 с.

9. Мошкин С. В. Самое страшное из орудий. Немецкие листовки для Красной армии // Родина. М., 2010. № 1. С. 104-108.

10. Панарин И. Н. СМИ, пропаганда и информационные войны [Электронный ресурс]. М.: Поколение, 2012. 411 с. URL: http://propagandahistory.ru/books/Igor-Panarin_SMI--propaganda-i-infbrmatsionnye-voyny/25 (дата обращения: 04.11.2016).

11. Романько О. В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М., 2004. 312 с.

12. Утро Кавказа. 1943. 17 января.

PROPAGANDISTS CONFRONTATION WITHIN OCCUPIED STAVROPOL AND KUBAN TERRITORIES IN 1942-1943

Doronina Nataliya Viktorovna, Ph. D. in History Linets Aleksandr Sergeevich, Ph. D. in History, Associate Professor Linets Sergei Ivanovich, Doctor in History, Professor Pyatigorsk State University natalidor@mail. ru; ru. linets@yandex. ru; linets-history@yandex. ru

The article analyzes purposes and specificity of Nazi propaganda within occupied Stavropol and Kuban territories in 1942-1943. The paper shows the basic forms and methods of Germany propagandistic work with the Red Army soldiers and multinational population of the region. The authors analyze Soviet structures' activity to counteract Nazi propaganda. The policy of Germany leadership involved intention to create military units from the Caucasian Muslims and Cossacks. The analysis testifies that Nazi propaganda within the occupied territories was rather successful.

Key words and phrases: Stavropol Territory and Kuban; German occupation policy; collaboration; "eastern legions"; struggle with Bolshevism; Nazi propaganda; "new order".

УДК 101.1::316 Философские науки

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с неоднозначностью происходящего в мире процесса глобализации в социально-экономической сфере, его позитивное значение и негативные проявления. К негативным, в частности, относится все большая поляризация развитых, развивающихся и отсталых стран. Модернизация последних преднамеренно сдерживается первыми, а также глобальной олигархией в корыстных целях. В статье речь идет также о необходимости создания системы управления глобализацией в направлении формирования общества реального гуманизма в мировом масштабе.

Ключевые слова и фразы: общество; глобализация; наднациональные институты; глобальная олигархия; амбивалентность глобализации; конструктивный диалог; формальный гуманизм; реальный гуманизм.

Евлоева Фатима Рашидовна, к. филос. н.

Ингушский государственный университет, г. Назрань inggirl@mail. гы

НЕГАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ

Глобализация - широко используемый в повседневных коммуникациях, а также в социальных и гуманитарных науках термин, который в настоящее время не имеет строгого с логической точки зрения содержания. Его используют для обозначения сложного процесса интеграции общества в мировом масштабе. В Философском словаре приводится следующее понятие глобализации: «под глобализацией понимается процесс интенсивного расширения и углубления контактов, связей, взаимодействия различных стран в экономической, политической, культурной сферах... в этот процесс в той или иной степени втянуты практически все страны... Глобализация становится, по сути уже стала базовой моделью развития современного мира, эволюции человечества» [6, с. 152].

Интеграция общественной жизни уходит вглубь истории. Уже в первобытном обществе происходит объединение родов в племена, племен - в союзы племен, образование народностей, а в эпоху капитализма -наций на основе объединения нескольких или множества народностей. Это объективный исторический процесс, который не зависит от желаний и воли людей и народов, а определяется законами общественной жизни, регулирующими, в первую очередь, производственно-экономическую деятельность общества, отношения между обществом и природой, взаимосвязи между группами людей внутри общества, процессы распределения и обмена производимых материальных и духовных благ.

На современном этапе интеграция общества приобрела глобальный характер, охватив все народы и государства, включая развитые, развивающиеся и отсталые. Связи и взаимозависимость между ними становятся все более тесными и глубокими. Основной движущей силой глобализации является интенсивное развитие науки, техники и новейших технологий, что обеспечивает преимущества в конкурентной борьбе за влияние на мировом рынке крупных, главным образом транснациональных компаний, обладающих инновационными технологиями и финансовым могуществом.

В целом глобализация - не только объективный, но и позитивный, прогрессивный процесс. Она способствует объединению сил и средств человечества в решении многих мировых проблем: экологической, демографической, борьбы с экстремизмом и международным терроризмом и др. Взаимодействие государств и народов духовно и материально обогащает их; способствует экономии и рациональному использованию ресурсов: природных, научных, технико-технологических, человеческих, духовных. Обмен достижениями науки, техники, технологий, сотрудничество в гуманитарной сфере, в области здравоохранения, образования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.