КОД УДК: 32.019.5
DOI 10.34823/SGZ.2021.2.51583
Л.Л. АРГУН аспирант кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
Пропаганда как инструмент влияния на политическое поведение в теории Г.Д. Лассуэлла
В статье рассматривается понятие пропаганды в политической теории американского социолога и политолога Гарольда Лассуэлла (1902-1978), внесшего огромный вклад в развитие бих-евиорализма в политической науке. Пропаганда, согласно ученому, является эффективным инструментом для создания необходимой модели поведения индивидов в кризисных для государства условиях таких, например, как война.
Ключевые слова: пропаганда, Лассуэлл, военный конфликт, война, политические предпочтения, бихевиорализм, управление, поведение.
L.L. ARGUN
PhD student at the Chair of Philosophy of Politics and Law of Faculty of Philosophy of Lomonosov Moscow State
University
Propaganda as a tool for political behavior influence in the theory of H.D. Lasswell
The article examines the concept of propaganda in the political theory of the American sociologist and political scientist Harold Lasswell (19021978), who made a huge contribution to the development of behaviorism in political science. Propaganda, according to the scientist, is an effective
* Аргун Лаура Лариковна, e-mail: argun.laura@mail.ru
tool for creating the necessary models of behavior of individuals in crisis conditions such as war.
Keywords: propaganda, Lasswell, military conflict, war, political preferences, behaviorism, management, behavior.
В истории политической мысли слово «пропаганда» наделялось разными смыслами и претерпевало изменения с течением времени. Классическое определение пропаганды дал в первой четверти ХХ в. американский политолог Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902-1978), обозначивший ее как «управление коллективными установками путем манипулирования символами»1. Необходимо подчеркнуть, что в приведенном определении Лассуэлл разграничивает пропаганду и манипулирование. Несмотря на то, что во многих случаях эти два типа воздействия на массы имеют схожие цели, между ними существуют различия: пропаганда проводится открыто, в то время как манипулирование подразумевает скрытые методы.
Значимой вехой в анализе целей и методов пропаганды стала работа «Техника пропаганды в Мировой войне», в которой Гарольд Лассуэлл рассматривал опыт военной пропаганды в рамках изучения политического поведения2. Ученый исходил из того, что практика пропаганды не может не считаться с «объективными фактами международной жизни и с общим настроением». Наиболее ярко это проявляется в кризисных ситуациях, среди которых особое место занимает война. Состояние войны - это катастрофа для любой страны, это период трагедий, нужды, отчаяния. Государство не может не считаться с настроениями и мнениями граждан, и политикам, по мнению Лассуэлла, при принятии определенных решений в условиях военных конфликтов следует учитывать психологическое и моральное состояние населения. Государство обязано в таких условиях наиболее жестко контролировать ситуацию. Для этого политики должны овладеть искусством влияния на поведение, что позволит минимизировать последствия негативных переживаний граждан и направить их усилия и устремления на решение необходимых стране задач.
Какие именно действия людей предпочтительны во время военных конфликтов? Это не только участие в военных
1 Lasswell H.D. The Theory of Political Propaganda // The American Political Science Review, 1927, vol. 21, № 3, p. 627.
2 Almond G.A. Harold Dwight Lasswell (1902-1978): A Biographical Memoir. Washington DC: National Academy Press, p. 252.
действиях, но и работа в «обслуживающих» направлениях -уход за ранеными, заготовка продовольствия и оружия, разработка новых научных технологий в военном деле, работа на заводах и фабриках. Все эти действия граждане могут выполнять и без заинтересованности или даже по внешнему принуждению, воспринимая их просто как свою работу. Однако при наличии внутренней мотивации, личного желания помогать стране качество этой работы заметно возрастает. Именно для достижения такой цели государству необходимо прибегнуть к пропаганде.
Ее задача в военное время - «возбуждать в гражданах своей страны ненависть к неприятелю»1. Для этого она должна предельно наглядно показать образ врага, представить его в наиболее неприглядном виде, акцентировать исходящую от него угрозу, напомнить, что именно он покушается на жизнь мирных граждан, разрушает их быт и культуру.
Формируя и распространяя с помощью пропаганды образ врага, считает Лассуэлл, государство не только способствует консолидации граждан и воспитывает у них патриотические чувства, но и артикулирует приоритеты в международных отношениях, определяет как противников, так и союзников.
Пропаганда выражается в разных формах. Это могут быть официальные заявления представителей государства, доклады, публикации, листовки, плакаты, выступления общественных деятелей, реклама, музыка, кино. Пропагандисты не только доносят необходимую властям информацию, но и выступают в роли психологов: они наблюдают за реакцией людей по отношению к той или иной проблеме. Согласно Лассуэллу такую весьма ответственную функцию могут исполнять только профессионалы, обладающие специальными знаниями, а также лица, обладающие высоким общественным авторитетом. Лассуэлл подчеркивает, что авторитет не обязательно означает высокую политическую должность, но пропагандист
должен пользоваться уважением и быть популярной лич-
2
ностью среди населения .
Пропаганда оказывает влияние не на материальную, а на духовную сферу, поскольку действует посредством «симво-
1 Ibid., с. 28.
2 Ласвель Г. Техника пропаганды в мировой войне / Сокращенный перевод с англ. В обработке Н.М. Потапова с предисловием М. Гуса. Л.: Государственное издательство, 1929, с. 40-42.
лов»1, через сообщения, новости, слухи, информационные бюллетени. Понятие «символ» упоминается в «Теории политической пропаганды» Гарольда Лассуэлла. В этой работе он описывает «значимые символы», т. е. внешние признаки, с помощью которых можно определить психологическую направленность пропаганды. Среди таких значимых символов: жесты, интонация голоса, «поднятая бровь, сжатый кулак, резкая фраза»2. Эти символы Лассуэлл называет неотъемлемыми для политической психологии и важными для определения политического поведения.
Анализ феномена пропаганды позволил выделить в ней различные аспекты. По целям можно выделить два вида пропаганды: внутреннюю и внешнюю. Первая направлена на население внутри страны, вторая - на население других стран. Во втором случае ее цели заключаются в том, чтобы привлекать на свою сторону союзников и оказывать влияние на общественное мнение населения вражеской страны. Эти виды пропаганды различаются по применяемым психологическим приемам. Но независимо от того, в устной или письменной форме представлена информация, язык сообщения должен быть адресным и иметь ярко выраженную эмоциональную окраску.
Пропаганда в широком смысле - это информационное сообщение, которое нужно донести от адресанта к адресату. Его специфика состоит в том, что данный вид сообщения несет в себе принципиальную ангажированность и директив-ность.
В современном мире эти механизмы также функционируют, однако с развитием информационных технологий появились новые способы психологического влияния. Интернет -виртуальное коммуникационное пространство, это огромное поле для «воздействия на систему идейных, общественных и политических установок людей»3. В новой для истории цифровой среде участвуют все субъекты политического процесса. В условиях непрекращающегося потока информации на первый план в пропаганде выходят следующие психологические аспекты. Цифровое пространство работает исключительно с визуальными образами. Пропагандистские идеи в виртуаль-
1 Там же, с. 27.
2 Lasswell H.D. The Theory of Political Propaganda, p. 627-631.
3 Войтасик Л. Психология политической пропаганды // Пер. с польского Поруса В.Н. М., 1981, с. 128.
ности должны быть максимально привлекательными, чтобы выделиться среди разнообразия изображений. Механизм создания ценностно-смысловой установки, которая нацелена на воспроизведение определенной модели поведения, устроен так же, как и у «рекламодателя, который каждый день в рекламе и торговле предлагает продукт для продажи»1. Чтобы политическое информационное сообщение было актуальным, оно должно иметь заманчивый заголовок, интересные факты, включать в себя увлекательное повествование и транслироваться на платформах с наибольшим количеством людей.
Кроме того, сама организация пропаганды упростилась. Пропагандистом может стать любой субъект, не обязательно знаменитый и авторитетный деятель. Он должен собрать вокруг себя большую аудиторию, чтобы распространять идеологические установки, а также многократно поставлять информационные продукты.
Но необходимо подчеркнуть, что любому государству пропаганда необходима как инструмент мотивации граждан. Рассмотрев основные психологические приемы, посредством которых можно изменить поведение человека, следует отметить следующие. В первую очередь язык сообщения. Как показывает исторический опыт, язык играл огромную роль в пропаганде, то же самое происходит и сегодня. Но в современной коммуникативной среде главенствующая роль принадлежит визуальным образам. Изменилась и фигура пропагандиста: сегодня им может стать практически любой транслирующий определенные ценности человек.
Для эффективного руководства страной и поддержания в ней стабильности управленцы не могут не принимать во внимание предпочтения граждан, их настроения и желания. Но если возникает ситуация, в которой государство заинтересовано непосредственно, то оно может повлиять на поведение граждан. В качестве примеров таких ситуаций могут служить выборы, войны, международные и внутриполитические конфликты, принятие новых законов и реформ, чрезвычайные ситуации федеральных масштабов. Перечисленные обстоятельства требуют определенную модель поведения людей. На войне государству необходима моби-
1 Manzaria J., Bruck J. Media's Use of Propaganda to Persuade People's Attitude, Beliefs and Behaviours. [электронный ресурс]. - Режим доступа (дата обращения: 28.04.2020) http://web.stanford.edu/dass/e297c/war_pea-ce/media/hpropaganda.html
лизация граждан, на выборах - максимальная явка, при введении новых законов - их принятие и одобрение населением, при чрезвычайных ситуациях - соблюдение порядка. Одним из самых эффективных инструментов формирования определенной модели поведения является пропаганда.