Научная статья на тему 'Пропаганда и агитация в виктимологической профилактике преступлений'

Пропаганда и агитация в виктимологической профилактике преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виктимологическая профилактика / агитация / пропаганда / правовой менталитет / виктимогенные факторы / виктимизация / защищенность / victimological prevention / agitation / propaganda / legal mentality / victimogenic factors / victimization / protectability

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Александровна Тимко

Виктимологическая профилактика преступности как одна из разновидностей профилактики имеет существенные отличия, обусловленные объектами воздействия, применяемыми средствами и методами. В статье обосновывается тезис о том, что истоки виктимного поведения россиян следует искать в правовом менталитете. Его формирование и коррекция должны осуществляться одновременно на интеллектуальном, эмоционально-психологическом и поведенческом уровнях. Средствами, которые позволят сделать это максимально эффективно, являются агитация и пропаганда. Они могут осуществляться на индивидуальном, групповом и общем уровнях. Автор характеризует конкретные методы, применение которых в рамках информационно-пропагандистской работы позволит обеспечить усвоение информации целевой аудиторией. Представленный в статье материал может быть интересен для дальнейших исследований вопросов совершенствования виктимологической профилактики преступлений, а также для работы с населением в целях снижения его криминальной виктимности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Propaganda and Agitation in Victimological Prevention of Crimes

Victimological prevention of crimes as one of the types of prevention has its significant differences determined by the objects of impact and means and methods applied. The article substantiates the thesis that the sources of victim behaviour of Russian citizens should be found in legal mentality. Its formation and correction should be performed simultaneously at intellectual, emotionalpsychological and behavioural levels. The measures, which ensure its maximum effectiveness, are agitation and propaganda. They can be taken at an individual, group and general levels. The author characterizes certain methods, the use of which within propaganda and information activity will facilitate acquisition of information by the target audience. The material presented in the article can be useful for further researches of the issues of improving victimological prevention of crimes and for work with the population in order to reduce their criminal victimness.

Текст научной работы на тему «Пропаганда и агитация в виктимологической профилактике преступлений»

УДК 343.9

сЫ: 10.24412/1999-625Х-2023-491-308-312 5.1.4. Уголовно-правовые науки

Пропаганда и агитация в виктимологической профилактике преступлений

Светлана Александровна Тимко

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминологии и профилактики преступлений 1,

И satimko@list.ru 1 Омская академия МВД России (Омск, Россия)

Виктимологическая профилактика преступности как одна из разновидностей профилактики имеет существенные отличия, обусловленные объектами воздействия, применяемыми средствами и методами. В статье обосновывается тезис о том, что истоки виктимного поведения россиян следует искать в правовом менталитете. Его формирование и коррекция должны осуществляться одновременно на интеллектуальном, эмоционально-психологическом и поведенческом уровнях. Средствами, которые позволят сделать это максимально эффективно, являются агитация и пропаганда. Они могут осуществляться на индивидуальном, групповом и общем уровнях. Автор характеризует конкретные методы, применение которых в рамках информационно-пропагандистской работы позволит обеспечить усвоение информации целевой аудиторией. Представленный в статье материал может быть интересен для дальнейших исследований вопросов совершенствования виктимологической профилактики преступлений, а также для работы с населением в целях снижения его криминальной виктимности.

Ключевые слова: виктимологическая профилактика, агитация, пропаганда, правовой менталитет, виктимогенные факторы,

виктимизация, защищенность

Для цитирования: Тимко С. А. Пропаганда и агитация в виктимологической профилактике преступлений // Научный вестник Омской академии МВД России. 2023. Т. 29, № 4(91). С. 308-312.

Propaganda and Agitation in Victimological Prevention of Crimes

Svetlana A. Timko

Candidate of Science (in Law), Associate-Professor, Associate-Professor at the Chair of Criminology and Prevention of Crimes 1,

El satimko@list.ru

1 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs (Omsk, Russia)

Victimological prevention of crimes as one of the types of prevention has its significant differences determined by the objects of impact and means and methods applied. The article substantiates the thesis that the sources of victim behaviour of Russian citizens should be found in legal mentality. Its formation and correction should be performed simultaneously at intellectual, emotional-psychological and behavioural levels. The measures, which ensure its maximum effectiveness, are agitation and propaganda. They can be taken at an individual, group and general levels. The author characterizes certain methods, the use of which within propaganda and information activity will facilitate acquisition of information by the target audience. The material presented in the article can be useful for further researches of the issues of improving victimological prevention of crimes and for work with the population in order to reduce their criminal victimness.

Keywords: victimological prevention, agitation, propaganda, legal mentality, victimogenic factors, victimization, protectability

Citation: Timko S. A. Propaganda and Agitation in Victimological Prevention of Crimes. Scientific bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. Vol. 29, No 4(91). Pp. 308-312 (In Russ.).

Цель виктимологической профилактики преступлений, как и профилактики в целом, — защитить граждан, общество, государство от противоправных посягательств. Объектом воздействия в рамках этой деятельности выступают: а) объективные факторы окружающей среды, детерминирующие виктимное поведение; б) лица, являющиеся потенциальными и реальными жертвами преступлений.

Эффективность работы с первой категорией объектов зависит в большей степени от качества предупредительной деятельности субъектов профилактики. Если же говорить о второй категории объектов, непосредственная результативность работы субъектов профилактики зависит от заинтересованности в этом объектов профилактического воздействия. Заинтересованность же обусловлена осо-

© Тимко С. А., 2023

308

знанием гражданами необходимости обеспечения защиты своих личных и имущественных интересов, а также готовностью и умением соблюдать правила безопасности.

Как показало проведенное исследование, заинтересованность граждан в оказании на них профилактического воздействия низка. Истоки такой ситуации нужно искать в правовом менталитете населения — «совокупности готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить и переживать различные эмоциональные состояния по поводу правовых отношений, устойчивой настроенности мотивации и ценностных ориентаций человека, сплачивающей его в социальные группы и исторические общности, следующие единым правовым нормам» [1, с. 84]. Указанные умственные, эмоциональные, культурные особенности россиян не развиты должным образом 1 и это обусловливает виктимное поведение. В большинстве своем граждане, располагая информацией о виктимогенных факторах, не считают нужным проявлять бдительность, перекладывая ответственность за обеспечение собственной безопасности исключительно на сотрудников правоохранительных органов. Справедливости ради следует отметить, что такое пассивное, безответственное поведение является традиционным для россиян. Известный философ русской эмиграции Н. А. Бердяев еще столетие назад писал, что русские «лишены правосознания и даже достоинства, не хотят самодеятельности и активности, всегда полагаются на то, что другие все за них сделают» [3, с. 19]. А отечественный социолог А. Г. Здравомыслов так высказал обобщенное мнение о негативных чертах русского характера: «Нас отличают лень, безалаберность, привычка действовать „на авось", безответственность, надежда получить все без особых усилий, вера во всемогущество начальства, желание жить без особого напряжения сил, привычка считать виновными в наших бедах всех, кроме самих себя» [Цит. по: 4, с. 179].

Поэтому основной акцент в предупредительной работе с потенциальными и реальными жертвами населения должен быть сделан на формировании четких поведенческих паттернов. Принятие мер к обеспечению собственной безопасности, внимание к близким и окружающим в виктимогенных ситуациях должно быть неотъемлемой составляющей правосознания любого человека. Как справедливо пишут Н. А. Славова и В. А. Чвякин, снижение виктимности возможно путем оказания воздействия на правовые взгляды населения одновременно на трех уровнях: интеллектуальном, эмоционально-психологическом и поведенческом [5, с. 12].

1 Подробно об этом мы писали ранее [2].

Базовым является, безусловно, интеллектуальный уровень. Умелое использование чего бы то ни было предполагает отражение в сознании лица объективной реальности — совокупности понятий, теорий, представлений, правил. Для безопасного поведения гражданам необходимо представление о криминальных угрозах в тех или иных жизненных ситуациях, лицах, которые могут представлять угрозу, а также вариантах поведения в случаях опасности, дабы ее избежать или минимизировать возможные негативные последствия.

Обилие в информационном пространстве сообщений, направленных на снижение криминальной виктимности (о способах защиты от противоправных посягательств, поведении в опасной ситуации и пр.), проведение целенаправленного предупредительного воздействия с отдельными категориями населения, обладающими повышенной групповой или видовой виктимностью, позволяет в целом обеспечить граждан минимальными знаниями в этой сфере. Но любое знание ценно не само по себе, а в его практической плоскости. Человек может обладать определенной информацией, но не пользоваться ею в силу тех или иных причин. Как показал анализ современной профилактики криминальной виктим-ности, формирование уверенности в необходимости соблюдения тех или иных правил и умения применить знание в конкретной ситуации (эмоционально-психический и поведенческий уровни) субъектами профилактики игнорируется. Между тем именно эти уровни воздействия требуют более тонкой организации, больших усилий, больших временных затрат. Здесь практически неприменимы директивные методы воздействия, запрещающие либо предписывающие, как действовать в той или иной ситуации. Соответствующие поведенческие стереотипы, направленные на снижение виктимности, должны стать элементом мировоззрения, подобно тому, как граждане следуют принятым в обществе морально-этическим нормам.

Основными инструментами воздействия на население выступают пропаганда и агитация. Традиционно ими пользуются политтехнологи, но годами наработанные и положительно зарекомендовавшие себя методы осуществления пропаганды и агитации целесообразно более широко и активно использовать и в антикриминальных целях. Пропаганда и агитация очень похожи, часто применяются в совокупности, дополняя другу друга, ведь при простом информировании «у слушателей чаще всего не меняются установки и ориентации в отношении какой-либо темы. Единственный эффект, кроме общепросветительского значения, таков, что эта информация уси-

ливает установки и убеждения, имеющиеся у слушателей. Факты же, противоречащие их убеждениям, аудитория или игнорирует, или считает тенденциозными» [6]. Синергетический эффект грамотно организованных пропаганды и агитации в большинстве случаев позволяет достичь желаемого результата: в нашем случае это формирование у населения поведения, исключающего или снижающего криминальную виктимность. Пропаганда в большей мере воздействует на население на интеллектуальном уровне, корректирует дефекты правосознания, относящиеся к знанию права, правовых запретов и предписаний, правил поведения в различных обстоятельствах. Агитация же, будучи более узконаправленной, «работает» на эмоционально-психологическом и поведенческом уровнях в отношении таких дефектов правосознания, как дефекты отношения и дефекты мотивации. Это подтверждает лексическое значение указанных терминов, изложенное в различных справочных изданиях. В частности, на информирующий характер пропаганды (от лат. propaganda — подлежащее распространению) указывает толковый словарь С. И. Ожегова, трактуя ее как распространение в обществе и разъяснение каких-нибудь воззрений, идей, знаний, учения 2. Аналогично Д. Н. Ушаков в своем словаре определяет ее как «распространение каких-нибудь идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления; разъяснение и убеждение широких масс в необходимости чего-нибудь» 3. Об ознакомлении населения в ходе пропаганды говорит и энциклопедический словарь в философском контексте, трактуя пропаганду как популяризацию и распространение политических, философских религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание 4.

Агитация, в отличие от пропаганды, направлена на склонение аудитории к определенному поведению, убеждение в необходимости действовать тем или иным образом. На этом акцентирует внимание Энциклопедия права: «агитация (от лат. agitatio — приведение в движение; англ. agitation) — распространение идей для воздействия на сознание, настроение, общественную активность населения с целью убедить

в чем-то или склонить к определенным поступкам» 5. На формирующую человеческое поведение суть агитации указывает и Энциклопедия социологии, характеризуя ее как «распространение идей для воздействия на сознание, настроение общества, активность масс» 6. Сходную трактовку дает Большой энциклопедический словарь, определяя агитацию как «распространение идей для воздействия на сознание, настроение, общественную активность масс с помощью устных выступлений, средств массовой информации» 7, указывая при этом на тесную связь агитации с пропагандой. Эффективность их психологического воздействия, как справедливо указывает Е. Н. Булгаков, «определяется не столько разнообразием и совершенством форм и технологий, сколько психологическими особенностями массового сознания, среди которых можно выделить блокирование иной точки зрения, эмоциональность, внушаемость, стереотипность и образность мышления» [7].

В ходе пропаганды и агитации наши задачи сводятся к следующему: привлечь внимание аудитории, вызвать интерес к транслируемой информации, пробудить желание у граждан позаботиться о безопасности. При этом, учитывая специфику виктимоло-гической профилактики, важно не увлекаться демонстрацией преступлений и их последствий, дабы не формировать у населения чувства криминальной незащищенности и негатив к правоохранителям.

Осуществляя пропагандистско-агитационную работу, следует ориентироваться на иерархическую систему потребностей Абрахама Гарольда Маслоу 8, занимающую одно из ведущих мест среди содержательных теорий мотивации человеческого поведения. Согласно этой теории потребности человека совместно составляют иерархию от низшего до высшего уровня. Первый, низший уровень в иерархии потребностей — физиологические потребности (такие как пища, вода, воздух для дыхания, температурный комфорт); второй уровень — потребность в безопасности, которая состоит главным образом в том, чтобы физиологические потребности, удовлетворяемые в данный момент, удовлетворялись бы также и в обозримом будущем. Третий уровень занимает потребность в принадлежности и любви (т. е. социальные потребности субъекта). Четвертый уровень — потребность в уважении и самоуважении. И уже после

2 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ ogegova/189862 (дата обращения: 29.03.2023).

3 Толковый словарь / под ред. Д. Н. Ушакова. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/984834 (дата обращения: 29.03.2023).

4 Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/991 (дата обращения: 29.03.2023).

5 Энциклопедия права. URL: https://encyclopediya_prava.academic.ru/73 (дата обращения: 29.03.2023).

6 Antinazi. Энциклопедия социологии. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/60 (дата обращения: 29.03.2023).

7 Большой энциклопедический словарь. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/47434 (дата обращения: 29.03.2023).

8 Так называемая пирамида Маслоу.

всего перечисленного человеком руководит потребность в самоактуализации [8, с. 246]. Потребности низшего уровня более значимы для людей.

Как можно заметить, потребность в обеспечении безопасности, базирующаяся на чувстве самосохранения, находится в основе человеческого поведения. Поэтому именно к ней в первую очередь должны апеллировать пропаганда и агитация. Грамотное, рациональное обоснование необходимости соблюдения элементарных правил в целях недопущения криминального посягательства, повторяемое время от времени и облеченное в эмоционально привлекательную форму — залог успешной виктимологиче-ской профилактики.

Вместе с тем, чтобы профилактический эффект был долговременным, становился частью мировоззрения россиян, нужно активно помогать не только реализовывать, но и формировать потребности граждан в любви, уважении, самоактуализации. Потребность в любви и ее реализация будет выражена в искреннем следовании общепринятым правилам поведения и выполнении социально одобряемых действий; потребность в уважении — в интеллектуальном и профессиональном росте, обеспечивающем признание окружающими достоинств и заслуг лица; потребность в самоактуализации — активной реализации своих возможностей и способностей.

Средства, методы воздействия на различные группы населения, в зависимости от их возраста, социального статуса, семейного положения, профессиональной занятости и прочих признаков, очень различаются. Тем не менее, опираясь на методы социальной психологии, универсальными для оказания влияния на указанные выше потребности в пропагандистско-агитационной работе следует признать следующие.

Слоганы (лозунги) — использование коротких, емких фраз, которые ориентированы в большей мере на эмоциональную составляющую личности, нежели на логику (например, «установи сигнализацию и отдыхай спокойно», «твоя жизнь в твоих руках»).

Повторение — частое использование лозунга, чтобы он запечатлелся в памяти. Психологами доказано, что любое утверждение, повторенное достаточное количество раз, воспринимается человеком как само собой разумеющееся.

Рекомендации — транслирование высказываний известных или популярных лиц (например, правозащитников для информирования о центрах помощи жертвам домашнего насилия).

Апеллирование к авторитету — привлечение к информационной работе с населением «статусных», пользующихся уважением у населения лиц, специалистов в той или иной сфере (1Т-специалисты, если речь идет о киберпреступлениях; психологи

и педагоги — в работе с несовершеннолетними и их родителями и т. п.).

Доведение информации «от третьего лица» — часто степень доверия аудитории неангажирован-ным источникам гораздо выше. Можно использовать лиц, уже ставших жертвами преступлений, чтобы они рассказали о своем виктимном опыте, разобрав ситуации и дав соответствующие рекомендации аудитории.

Призыв к народу — поддержка той или иной идеи стимулированием чувств аудитории (например, размещение в социальных сетях сообщений о бдительности отдельных граждан, пресечении или предотвращении таким образом преступления и обсуждение в комментариях произошедшего).

Присоединение к массе — формирование представления, что большая часть людей поступают именно таким образом и следует действовать так же (например, сообщение, что при приобретении нового автомобиля все устанавливают противоугонную сигнализацию).

Привлекательные люди — демонстрация известных, успешных, благополучных лиц, следующих определенным правилам поведения.

Эйфория — работа с населением во время событий, сопровождающихся всплеском положительных эмоций (наиболее характерно это при работе с детьми в игровой форме).

Простой (свой) человек — общение «на языке аудитории»: стиль одежды, манера поведения, владение терминологией и прочие особенности могут помочь установить доверительные отношения с определенной социальной, профессиональной или возрастной группой и повлиять на восприятие информации.

Яркие обобщения — общие выражения, воспринимаемые на свой счет аудиторией (эффект Барнума-Форера). Психологи утверждают, что человек априори хочет казаться лучше самому себе и окружающим, поэтому бессознательно доверяет положительным высказываниям о себе. Благодаря услышанным простым, понятным и содержащим универсальные формулировки фразам, человек представляет себя обладателем положительных качеств и стремится лучше интегрироваться в социум. Кроме того, человек склонен доверять тому, что ему знакомо, и настороженно относиться к новому. Поэтому общие яркие формулировки и аллегории воспринимаются на веру. Примерами могут послужить такие выражения, используемые в информационной работе, как: «вы способны критически оценить ситуацию», «вы понимаете, что не всем людям можно доверять», «вам небезразлична судьба ваших близких» и т. п.

Рационализация — необходимость предпринимать меры безопасности аргументируется разумными доводами (например, родителям объясняется,

почему ребенка, который пошел в первый класс, необходимо встречать и провожать, почему важно показать безопасный маршрут и какие угрозы могут подстерегать в школе и на улице).

Разрушение авторитета на основе сравнения с негативом — разъяснение ситуаций, в которых несоблюдение конкретных правил поведения или равнодушие окружающих к виктимному поведению, вик-тимогенным факторам привело к причинению вреда. Примером может послужить такая ситуация: из квартиры регулярно доносились звуки, свидетельствующие об избиении женщины супругом, соседи считали это семейным делом и предпочитали не замечать, не сообщали в полицию, не предлагали помощь женщине. После очередного скандал супруг убил жену.

Контроль Милье (в психологии — совокупность терапевтических мероприятий в социальной среде) — комплекс мер, направленных на сплоченность социальной среды и сознательное обеспечение безопасности своих участников и своей территории. На основе такой работы в США реализуется программа «Соседский присмотр», в рамках которой соседи информируют полицейских обо всех подозрительных лицах, ситуациях и т. д.

Положительные слова — в сообщении используются выражения, занимающие высокий уровень в иерархии ценностей большинства людей (благополучие, безопасность, защищенность и пр.).

Есть еще ряд методов воздействия на население, отношение к которым среди PR-специалистов нередко имеет негативную окраску. Однако в рамках вик-тимологической профилактики применение таких методов оправданно.

Апеллирование к страху — информирование о «правильном» варианте поведения, разъяснение, какие посягательства могут быть совершены в тех или иных условиях окружающей среды.

Использование предубеждений — употребление весомых или эмоциональных терминов для выраже-

ния общественной или морально-нравственной значимости (например, «дети — это святое»; «старики беззащитны, как дети» и т. п.).

Фальшивая дилемма — описание нескольких вариантов действий в той или иной ситуации, лучшим из которых является один, обеспечивающий безопасность.

Диктат — использование в информационном материале выражений, образов, прямо побуждающих к определенному поведению (соблюдению мер безопасности, информированию о виктимогенных факторах и др.). Например, на вокзалах транслируются сообщения с требованием не оставлять вещи без присмотра.

Чрезмерное упрощение — сложные аспекты, объясняющие виктимность, виктимогенные факторы, виктимологическую ситуацию характеризуются максимально упрощенно.

Единое мнение — сведение к минимуму вероятных возражений, сомнений целевой аудитории простыми фразами (например: «это единственно правильное поведение»).

Резюмируя, отметим, что применение указанных выше методов позволит ввести в деятельность органов внутренних дел — ведущих субъектов профилактики преступлений — пропагандистско-агитационную составляющую для предупреждения противоправных деяний. Не умаляя значимости традиционной профилактики (ориентированной на криминогенные факторы и лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений), заметим, что виктимологическая профилактика более эргономична. В то же время в рамках виктимологической профилактики практически неприменимы методы принуждения, ее реализация обеспечивается информированием и убеждением населения. Пропаганда и агитация — ключевые инструменты формирования правового менталитета россиян, способного снизить или устранить их виктим-ность и виктимизацию.

Список источников

1. Шаповалов И. А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания // Государство и право. 2005. № 4.

2. Тимко С. А. Виктимность как следствие низкой правовой культуры населения // Виктимология. 2018. № 1(15).

3. Бердяев Н. А. Судьба России. Самопознание. Ростов н/Д, 1997.

4. Кудрявцев В. Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002.

5. Славова Н. А., Чвякин В. А. Правовая культура как фактор эффективного развития общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 6.

6. Борейко В. Е. Пути и методы природоохранной пропаганды // Природоохранная пропаганда. Вып. 2. 1996. URL: http://ecoclub.nsu.ru/books/Vest_3-4/vest3-7.htm (дата обращения 21.03.2023).

7. Булгаков Е. Н. Пропаганда и ее методы: дешифровка основных приемов // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-2. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13478 (дата обращения: 24.04.2023).

8. Севостьянов Д. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник. М., 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.