ПРОПАГАНДА ЭКСТРЕМИЗМА В ИНТЕРНЕТЕ
Шхагапсоева М.Х.
10.6. ПРОПАГАНДА ЭКСТРЕМИЗМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Шхагапсоева Марьяна Хасановна, канд. пед. наук, майор полиции. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: [email protected]
Аннотация: В научной статье автор отмечает, что в целях антитеррористической пропаганды крайне необходимо регулярно проводить лекции для студентов и школьников, которые должны сопровождаться демонстрацией специально подобранных хроникально-документальных фильмов о борьбе с терроризмом, проведением презентаций, тематических уроков, встреч с сотрудниками силовых структур, объектовых тренировок, конкурсов рисунков, сочинений и рефератов по антитеррористической тематике. Также в статье зафиксировано, что в целях совершенствования и повышения эффективности антитеррористической пропаганды в Российской Федерации должна проводиться более социально ориентированная и социально справедливая политика, в том числе реальная государственная молодежная политика, базирующаяся на принципах гуманизма и учета личностных особенностей. Работа в рамках антирадикализации сознания молодежи должна базироваться на основах этнопедаго-гики, пропагандирующей толерантное приятие других установок, взглядов и религиозной принадлежности. Необходимо оказание активного содействия в формировании социально-позитивных групп молодежи. Вероятность вовлечения именно молодежи в деятельность экстремистски настроенных организаций очень высока, именно поэтому на эту категорию граждан страны направлен превентивный вектор деятельности сотрудников правоохранительных органов. Следовательно, антитеррористическая пропаганда в образовательной сфере является необходимым ресурсом в ослаблении влияния экстремистских и террористических структур по вовлечению молодежи в их деятельность.
Ключевые слова: национальная безопасность, противодействие вызовам, деструктивный потенциал, терроризм, профилактика, образовательные учреждения.
PROPAGANDA OF EXTREMISM IN THE INTERNET: SOCIALLY PSYCHOLOGICAL ASPECT
Shkhagapsoeva Marianna Khasanovna, PhD in pedagogics, major of police. Position: Senior lecturer. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: North Caucasian institute for Advanced Studies. Department: organization of law enforcement chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article notes that in order to improve and increase the effectiveness of anti-terrorist propaganda in the Russian Federation, a more socially oriented and socially just policy, including a real state youth policy based on the principles of humanism and the recording of personal characteristics, should be conducted. Work within the framework of anti-radicalization of the conscious-
ness of young people should be based on the foundations of ethno-pedagogy, which promotes tolerant acceptance of other attitudes, attitudes and religious affiliation. It is necessary to provide active assistance in the formation of socially-positive youth groups. The probability of involving young people in the activities of extremist organizations is very high, which is why a preventive vector of activity of law enforcement officers is directed to this category of citizens of the country. Consequently, anti-terrorist propaganda in the educational sphere is a necessary resource in weakening the influence of extremist and terrorist structures on involving youth in their activities. Keywords: national security, resistance to challenges, destructive potential, terrorism, prevention, educational institutions.
С активным внедрением средств информатизации, практически безграничных возможностей коммуникативного общения в Интернет-пространстве создаются благоприятные условия для укоренения экстремистской и террористической деятельности на различных сайтах, в том числе и в социальных сетях, которые помимо выполнения функций поддержки общения, обмена мнениями и получения информации в последнее время становятся объектами и средствами информационного управления со стороны незаконных формирований. Одна из причин привлекательности социальных сетей для пользователей состоит в возможности выразить свое мнение (т. е. высказать свое суждение по какому-то вопросу, свою оценку).
Актуальная политико-правовая и социально-гуманитарная наука рассматривают сюжет противодействия терроризму с комплексной точки зрения: «Проблема гражданской идентичности в специфике развития современного мира приобретает особый смысл, оставаясь одной из важнейших тем в контексте дискурса о будущем России. В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер жизни российского общества, одной из основных задач политического развития является формирование чувства социальной ответственности граждан, гражданской зрелости. Одной из важнейших социально-политических задач, стоящих перед Российской Федерацией в настоящее время, является задача противодействия преступлениям террористической направленности [1]. Наука, культура, образование при этом ориентированы на инициативное и продуктивное решение задач психолого-педагогического обеспечения социально-экономических и политических преобразований» [2, с. 398].
На современном этапе развития российского общества именно борьба с преступлениями экстремистской направленности является одним из приоритетных направлений деятельности МВД России. Этому свидетельствует ряд приказов Министра внутренних дел Российской Федерации, концепций по борьбе с организованными формами преступности, межведомственных комплексных программ и других ведомственных нормативных актов, и межведомственных документов.
Сегодня в ряды террористических структур все чаще вовлекаются молодые люди, которые в силу психологических особенностей наиболее восприимчивы к радикальным идеям, легко поддаются идеологической обработке [3; 4].
Основной проблемой вовлечения молодежи в радикальные и экстремистские группировки является элементарное незнание азов своей религии, непонимание
7'2017
Пробелы в российском законодательстве
всей сущности и опасности терроризма и экстремизма, отсутствие почтения к старшему поколению и т.д.
Указанное предопределяет необходимость проведения активной антитеррористической пропаганды среди детей и молодежи, которая должна стать неотъемлемым элементом процесса обучения в образовательных учреждениях страны.
Комплекс таких мер установлен Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» [5].
Антитеррористическая пропаганда в образовательной сфере особенно важна в связи с реализацией Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на [6] период 2013-2018 годы, утвержденного Президентом РФ 26 апреля 2013 г., целью которого определяется активная и систематическая работа по антирадикализации сознания молодых людей, противостояние их втягиванию в противоправную деятельность, направленную на дестабилизацию общества, а именно посредством совместной деятельности органов власти, организаций образования, учреждений науки и культуры, институтов гражданского общества и т.д.
Поскольку деятельность государства, направленная на охрану общественных отношений от преступных посягательств необходимо рассматривать формирование толерантного сознания как фактор борьбы с экстремизмом и терроризмом [7; 8].
Следует отметить, что уже сегодня Министерство образования и науки Российской Федерации при участии аппарата Национального антитеррористического комитета в образовательные стандарты на федеральном уровне внесены коррективы, в частности: раздел о равноправии религий и культур; раздело профилактических мероприятиях по недопущению ксенофобий и дискриминации;
раздел по проведению мероприятий с целью формирования и развития толерантного сознания у подрастающего поколения.
Для формирования у молодежи стойкого неприятия идеологии терроризма разработаны и направлены для внедрения во всех субъектах страны методические рекомендации по нейтрализации в образовательных организациях угроз, формируемых идеями межнациональной розни также образовательная программа для студентов «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма».
В целях антитеррористической пропаганды регулярно проводятся лекции для студентов и школьников, которые сопровождаются демонстрацией специально подобранных хроникально-документальных фильмов о борьбе с терроризмом, проведением презентаций, тематических уроков, встреч с сотрудниками силовых структур, объектовых тренировок, конкурсов рисунков, сочинений и рефератов по антитеррористической тематике.
Отметим, что в целях совершенствования и повышения эффективности антитеррористической пропаганды в Российской Федерации должна проводиться более социально ориентированная и социально справедливая политики, в том числе реальная государственная молодежная политика, базирующаяся на принципах гуманизма и учета личностных особенностей.
Работа в рамках антирадикализации сознания молодежи на наш взгляд должна базироваться на основах этнопедагогики, пропагандирующей толерантное приятие других установок, взглядов и религиозной при-
надлежности. Необходимо оказание активного содействия в формировании социально-позитивных групп молодежи.
Вероятность вовлечения именно молодежи в деятельность экстремистски настроенных организаций очень высока именно поэтому на эту категорию граждан страны направлен превентивный вектор деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Следовательно, антитеррористическая пропаганда в образовательной сфере является необходимым ресурсом в ослаблении влияния экстремистских и террористических структур по вовлечению молодежи в их деятельность.
Список литературы:
1. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х., Цримов А.А. Некоторые вопросы противодействия экстремизму в Российской Федерации. В сборнике: Законность в современном обществе. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 194-196.
2. Халилов Т.А. Гражданство как социально-политическая практика: актуальные модели // Теория и практика общественного развития. Краснодар. 2012. № 12. С. 398-401.
3. Шхагапсоева М.Х. Особенности воспитательной работы в системе повышения квалификации сотрудников МВД России. Вопросы экономики и права. 2013. № 1.
4. Халилов Т.А. Рецензия на книгу Л.Г. Ионина «Парад меньшинств». Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 1-1. С. 210-211.
5. Постановление от 20 апреля 2015 года №154 «О создании пропагандистской рабочей группы по противодействию экстремизму и терроризму».
6. Там же.
7. Арипшев А.М., Машекуашева М.Х., Цримов А.А. Противодействие экстремистской деятельности в Российской Федерации. В сборнике: Законность в современном обществе. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 21-23.
8. Халилов Т.А. Становление гражданского общества в имперском контексте России: тренды и проблемы // Сравнительная политика. М. 2017. № 8(1). С. 164-168. РО!: 10.18611 /2221-3279-2017-8-1 -164-168.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 79,67%