Научная статья на тему 'Проникновение коррупционных отношений в политические процессы в Индии (на примере военно-технического сотрудничества)'

Проникновение коррупционных отношений в политические процессы в Индии (на примере военно-технического сотрудничества) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
453
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / КОРРУПЦИЯ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INDIA / CORRUPTION / MILITARY TECHNOLOGICAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Топычканов Петр Владимирович

В статье рассматриваются коррупционные скандалы в области военно-технического сотрудничества Индии с другими странами в контексте ее политического развития с 1947 г. до настоящего времени. Среди крупнейших скандалов, изменивших политический ландшафт в этом государстве, были дела HDW и Bofors (1987), «Операция West End» (2001), Scorpene (2006) и AgustaWestland (2014). Все они сопровождались политическими кризисами, сказывались на расстановке политических сил в Индии. Борьба с коррупцией осложнялась и продолжает осложняться тем, что за годы независимости Индии сформировались прочные связи между властью, бизнесом и вооруженными силами. Вместе с тем в современных условиях политикам все труднее скрыть свое участие в коррупционных схемах, благодаря, с одной стороны, возросшим возможностям СМИ и общественных организаций, а с другой конкуренции внутри политических элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Penetration of Corruption in India’s Political Processes: The Case of Military-Technological Cooperation

This article focuses on corruption cases in the area of military-technological cooperation between India and other countries in the context of Indian political development from 1947 to the present. Among the biggest scandals that changed the political landscape of the nation were the cases of HDW and Bofors (both 1987), “Operation West End” (2001), Scorpene (2006) and AgustaWestland (2014). All of these contributed to political crises and affected the balance of political forces in India. The struggle against corruption has been and continues to be complicated by the fact that strong ties have emerged between government, business and the armed forces over the years of Indian independence. At the same time, in modern conditions politicians find it increasingly difficult to hide their participation in corruption schemes thanks, on the one hand, to the increased capabilities of the media and public organizations and, on the other, to competition within political elites.

Текст научной работы на тему «Проникновение коррупционных отношений в политические процессы в Индии (на примере военно-технического сотрудничества)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2018. № 1

Петр Владимирович Топычканов,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Программы разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения Стокгольмского института исследования проблем мира (Швеция), e-mail: petr. topychkanov@gmail. com

ПРОНИКНОВЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИНДИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА)1

В статье рассматриваются коррупционные скандалы в области военно-технического сотрудничества Индии с другими странами в контексте ее политического развития с 1947 г. до настоящего времени. Среди крупнейших скандалов, изменивших политический ландшафт в этом государстве, были дела HDW и Bofors (1987), «Операция West End» (2001), Scorpene (2006) и AgustaWestland (2014). Все они сопровождались политическими кризисами, сказывались на расстановке политических сил в Индии. Борьба с коррупцией осложнялась и продолжает осложняться тем, что за годы независимости Индии сформировались прочные связи между властью, бизнесом и вооруженными силами. Вместе с тем в современных условиях политикам все труднее скрыть свое участие в коррупционных схемах, благодаря, с одной стороны, возросшим возможностям СМИ и общественных организаций, а с другой — конкуренции внутри политических элит.

Ключевые слова: Индия, коррупция, военно-техническое сотрудничество.

Petr Vladimirovich Topychkanov,

Kandidat of Historical Sciences, Senior Researcher, Disarmament, Arms Control and Non-proliferation Program, Stockholm International Peace Research Institute (Sweden), e-mail: [email protected]

THE PENETRATION OF CORRUPTION IN INDIA'S POLITICAL PROCESSES: THE CASE OF MILITARY-TECHNOLOGICAL COOPERATION

This articIe focuses on corruption cases in the area of miIitary-technoIogicaI cooperation between India and other countries in the context of Indian poIiticaI

1 Автор выражает глубокую благодарность Центру анализа стратегий и технологий (http://cast.ru) за помощь в проведении этого исследования.

development from 1947 to the present. Among the biggest scandals that changed the political landscape of the nation were the cases of HDW and Bofors (both 1987), "Operation West End" (2001), Scorpene (2006) and AgustaWestland (2014). All of these contributed to political crises and affected the balance of political forces in India. The struggle against corruption has been and continues to be complicated by the fact that strong ties have emerged between government, business and the armed forces over the years of Indian independence. At the same time, in modern conditions politicians find it increasingly difficult to hide their participation in corruption schemes thanks, on the one hand, to the increased capabilities of the media and public organizations and, on the other, to competition within political elites.

Key words: India, corruption, military technological cooperation.

Введение

Военные расходы и, в частности, военно-техническое сотрудничество (ВТС) являются сферами, в которых распространены коррупция и растраты. Этому способствуют секретность, интересы безопасности, особое положение силовых ведомств и военно-промышленного комплекса2.

Сменяемость властей, гражданский контроль над вооруженными силами (ВС) и независимая судебная власть — некоторые из действенных механизмов, ограничивающих коррупцию в ВТС. Эти механизмы существуют и работают в Индии беспрепятственно и непрерывно (с рядом оговорок) с 1947 г., когда появилось это государство. Однако ограничение коррупции происходит в Индии медленными темпами, о чем свидетельствует отсутствие заметных изменений в положении этой страны в международных антикоррупционных рейтингах за весь период существования подобных наблюдений3.

В этой статье делается обзор крупнейших коррупционных скандалов в области ВТС Индии с другими странами в течение истории этого государства. Основное внимание уделено тому, как эти скандалы влияли на политические процессы и как существующие в этой стране механизмы реагировали на случаи коррупционных злоупотреблений в одной из самых чувствительных и закрытых областей, которой является ВТС.

2 Perlo-Freeman S., Solmirano C. Why Arms Procurement Goes Wrong. Stockholm: Stockholm International Peace Research Institute, 2012. URL: https://www.sipri.org/sites/ default/files/Why_arms_procurement_goes_wrong.pdf

3 Corruption Perceptions Index 2017 // Transparency International. 2018. February 21. URL: https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2017

Главные коррупционные скандалы в Индии

1948 г.: незаконное приобретение внедорожников. Первый в истории независимой Индии скандал был связан с заключением контракта В.К. Кришной Меноном, главой дипломатического представительства Индии в Великобритании в 1952-1962 гг., на приобретение партии из 4603 внедорожников для ВС Индии за 8 млн рупий. При заключении контракта не были соблюдены необходимые процедуры. Кроме того, за посреднические услуги высокопоставленный дипломат получил 3 млн рупий. Машины были поставлены в Индию в плохом качестве и с нарушением сроков (по некоторым данным, было поставлено всего 155 машин4).

В 1951 г. по результатам парламентского расследования был представлен доклад комитета по главе с М. Анантхасайанамом Ай-енгаром (доклад не опубликован до настоящего времени5). 30 сентября 1955 г. правительство объявило о том, что вопрос о сделке закрыт, хотя не были представлены свидетельства о ее законности или незаконности. В ответ на критику этого решения Г.Б. Пант, министр внутренних дел Индии в 1955-1961 гг., сказал: «Что касается правительства, оно решило закрыть этот вопрос. Если оппозиция не удовлетворена, она может поднять этот вопрос на выборах»6 (некоторые авторы приписывают эту фразу премьер-министру Дж. Неру7).

Данный скандал не повлиял на политическую карьеру В.К. Кришны Менона. 3 февраля 1956 г. он стал министром без портфеля в правительстве Дж. Неру, а 17 апреля 1957 г. — министром обороны. На этой должности он проработал до 31 октября 1962 г.

Таким образом, премьер-министр Дж. Неру мог закрывать глаза на вероятное участие некоторых политиков в коррупционных схемах8. Бывший колониальный чиновник в Британской Индии Ф. Мэйсон предлагает свое объяснение такой политики властей Индии: «Коррупция всегда была в Индии, это присуще ей, это неизбежно в бедной стране. Мы платили очень низкие зарплаты. Но в действительности это было обусловлено нашим главным подхо-

4 Don't Make India a Laughing Stock Before the World // R B L Nigam. 2007. May 19. URL: http://nigamrajendra28.blogspot.com/2007/05/dont-make-india-laughing-stock-before.html

5 Varman N. Corruption and Congress: A Historical Peep into Past // Rediff Blogs: Nandhi Varman Speaks. 2011. November 1. URL: http://blogs.rediff.com/ nandivarman/2011/11/01/corruption-and-congress-a-historical-peep-into-past/

6 Цит. по: Understanding Corruption in India: Promoting Transparency // Issues of India. 2011. September. URL: http://socialissuesindia.files.wordpress.com/2011/09/ corruption_article.pdf. P. 4.

7 Rao G.M. General's 'Special' // The Hans India. 2012. April 14.

8 Narayana S. Corruption in Modern India: Political or Cultural Phenomenon? // University of Washington. 2011. April. URL: http://students.washington.edu/hyuva/wp-content/uploads/2011/04/Corruption_in_Modern_India_Political_or_Cultu.pdf

дом, которым мы пользовались, когда правили страной в XIX в. Он основывался на политике laissez faire, означавшей, что мы давали стране развиваться собственным путем и обеспечивали условия для мирной жизни людей. Мы поддерживали налоги на самом низком уровне. Соответственно, государственные служащие получали очень маленькое жалование»9.

Несмотря на исторические предпосылки для толерантного отношения властей Индии к проблемам коррупции, в условиях парламентской республики такие проблемы невозможно было игнорировать. Так, в 1955 г. была создана Административная надзорная комиссия в составе Министерства внутренних дел, призванная расследовать случаи коррупции в министерствах. В 1962 г. был сформирован парламентский Комитет по предупреждению коррупции (так называемый «Комитет Сантханама»), который рекомендовал, в частности, внести поправки в Закон о предотвращении коррупции 1947 г. и сформировать специальное ведомство для борьбы с ней. На основе этой рекомендации в 1964 г. был создан Центральный надзорный комитет.

Комитет состоит из главного комиссара и не менее чем двух членов. Их назначает президент по рекомендации комитета, состоящего из премьер-министра, министра внутренних дел и лидера нижней палаты парламента. Центральный надзорный комитет должен расследовать нарушения государственных служащих центральных органов власти, а также местных органов власти, подчиняющихся правительству. Члены комитета надзирают также над деятельностью компаний и обществ, контролируемых правительством Индии10. Кроме того, в каждом министерстве был учрежден пост чиновника для надзора за деятельностью сотрудников ведомства (Центральный надзорный комитет имеет право накладывать вето на кандидатуры на данный пост)11.

1987г.: «ДелоHDW». 24 января 1987 г. В.П. Сингх стал министром обороны в правительстве Раджива Ганди. Во время переговоров с германской компанией Howaldtswerke-Deutsche Werft (HDW) о сборке двух подводных лодок на предприятии Mazagon Docks в Мумбаи он попросил о скидке, на что получил отказ. Представители компании объяснили министру обороны, что им и так приходится платить 7 % комиссионных (некоторые авторы предполагают, что выплаты

9 ^t. no: Tuliy M., Masani Z. From Raj to Rajiv: 40 Years of Indian Independence. New Delhi: BBC Book, 1988. P. 27-28.

10 Dayal A.S.. Overcoming FCPA Compliance Challenges in India // American Chamber of Commerce in India. P. 7. URL: http://www.amchamindia.com/fcpa2.pdf

11 Tummala K.K. Combating Corruption: Lessons out of India // International Public Management Review. 2009. Vol. 10. No. 1. P. 44.

по комиссии составили 640 млн рупий12). В.П. Сингх, не знавший о комиссии, инициировал расследование без ведома Р. Ганди13.

Премьер-министр расценил это как недружественный шаг, поскольку предшествующие переговоры с HDW велись правительством во главе с его матерью И. Ганди, которая одновременно занимала посты премьер-министра и министров иностранных дел и обороны. Именно при ней, 11 декабря 1981 г., был заключен первый контракт с HDW на поставку двух подводных лодок класса 209 и сборку еще двух на Mazagon Docks. Первые две лодки были приняты на вооружение в 1987 г., вторые — значительно позже14.

В результате 12 апреля 1987 г. В.П. Сингх лишился поста министра обороны, получив прозвище Mr. Clean. Однако официальное расследование все же было начато. Компания HDW, которая обвинялась в участии в коррупционных схемах, была внесена в «черный список». Соответственно, заказ на две дополнительные подводные лодки был отменен.

Одним из подозреваемых в «Деле HDW» был адмирал (в отставке) С.М. Нанда, который в 1973 г. основал компанию Crown Corporation, специализирующуюся на организации и сопровождении контрактов в области ВТС15. В офисах компании были проведены обыски. С.М. Нанда отрицал все обвинения, утверждая, что за ними стоят люди, близкие к семье Ганди16. Официальные обвинения против него так и не были выдвинуты.

Только в начале марта 2005 г. в индийском суде были сняты обвинения против компании HDW, и она была вычеркнута из «черного списка»17.

1987г.: «Дело Bofors». Через три дня после отставки В.П. Сингха, 15 апреля, одна из радиостанций Швеции опубликовала информацию о коррупционной составляющей сделки между Индией и шведской компанией Bofors. Согласно этой сделке, заключенной 24 марта

12 Kumar P. Indian Police. Baltimore: PublishAmerica, 2009. P. 382.

13 Chandra B., Mukherjee A., Mukherjee M. India after Independence. New Delhi: Penguin Books, 1999. P. 282.

14 Joseph J. HDW Should Be Dropped from Blacklist, Says Navy // Rediff. 2000. February 19. URL: http://www.rediff.com/news/2000/feb/19josy.htm

15 Эта компания, которой после С.М. Нанды руководил его сын Суреш Нанда, позже обвинялась в участии в коррупционном скандале, связанном с контрактом 2000 г. на поставку корабельного зенитного ракетного комплекса Barak (см. ниже), а также во взятке в 10 млн рупий за одобрение властями контракта на поставку 250 бронированных ремонтно-эвакуационных машин из Словакии (Tehelka Tapes (Transcript) // Tehelka. 2006. July 20. URL: http://web.archive.org/web/20060720105922/ http://www.tehelka.com/home/20041009/operation/investigation21.htm).

16 'The Man Who Bombed Karachi' Died // The Telegraph. 2009. May 13.

17 Joseph J. HDW Resurfaces, Navy Fears Upgrade Delay // The Times of India. 2005. March 24.

1986 г., Bofors должна была поставить в ВС Индии 400-410 гаубиц на общую сумму около 14 млрд рупий (около 1,3 млрд долл.).

По данным шведской радиостанции, компания Bofors потратила от 29 до 39 млн долл. (от 500 до 650 млн рупий) на выплаты гражданам Индии. Такой объем выплат объяснялся тем, что из них покрывались не только посреднические услуги, но и взятки гражданским, военным чиновникам и членам парламента, для того чтобы гарантировать выбор Индией продукции Bofors, которая, по некоторым сведениям, не отвечала необходимым требованиям. Дальность стрельбы гаубиц Bofors составляла 21 км, тогда как индийской артиллерии нужна была дальность 24-30 км18.

5 июня 1987 г. премьер-министр Р. Ганди инициировал парламентское расследование, которое, однако, не привело к началу официального следствия. Некоторые, как, например, С. Линдстрем, бывший руководитель шведской полиции, утверждали, что отсутствие успехов в расследовании «Дела Bofors» объяснялось желанием премьер-министра закрыть это дело, даже если он лично не участвовал в коррупционных схемах19.

Бывший министр обороны В.П. Сингх пошел в своих обвинениях дальше. Он выступил 6 ноября 1988 г., когда властям удалось несколько уменьшить внимание к «Делу Bofors», с информацией о том, что шведская компания перевела «комиссионные» 640 млн рупий на счет № 99922 компании Svenska Inc., которая, в свою очередь, перевела 80 млн рупий на счет в одном из швейцарских банков. В.П. Сингх приписывал этот счет премьер-министру20. Оппозиционный политик не смог доказать принадлежность данного счета Р. Ганди, однако в дальнейшем появлялись публикации, в том числе и европейских СМИ, с подобными обвинениями. Так, швейцарская Schweizer Illustrierte в 1991 г. напечатала информацию о том, что у Р. Ганди есть вклад в одном из швейцарских банков на сумму в 2,5 млрд швейцарских франков21. Эти сведения позже не подтверждались и не опровергались.

В этой связи особого внимания заслуживает мнение Б. Рамана, главы департамента по борьбе с терроризмом в Отделе исследований и анализа (внешняя разведка Индии) в 1988-1994 гг., который в то

18 India: Gandhi Launches Bofors Probe // Facts on File World News Digest. 1987. June 26. URL: http://www.2facts.com/article/1987018310

19 Цит. по: Nayar K. Functioning of Congress, BJP: Corruption Spoils the Image of Both // Tribune. 2012. May 12.

20 Sen Gupta B. From Bofors to Boforites // Economic and Politic Weekly. 1988. Dec. 17. Vol. 23. No. 51. P. 2671.

21 Fluchgelder: Die Schweizer Konten der Dictatoren // Schweizer Illustrierte. 1991. November 11.

время был сотрудником представительства Индии при международных организациях в Женеве. В своих воспоминаниях Б. Раман написал о Р. Ганди: «Я твердо убежден, что он не был коррумпирован. Однако он потерял хладнокровие, когда в Стокгольме были сделаны обвинения о том, что компания Bofors заплатила комиссионные некоторым людям, включая итальянского бизнесмена, о близости которого к его семье было хорошо известно. Он лихорадочно начал операцию с целью замять эту историю и сам лично участвовал в ней, что создало ненужные и неверные подозрения у людей относительно его роли»22. Эти слова подтверждает и С. Линдстрем23.

«Дело Bofors» и политика правительства Р. Ганди были использованы оппозицией в предвыборной борьбе в 1988-1989 гг. В результате партия «Индийский национальный конгресс» (ИНК) проиграла выборы 1989 г. В.П. Сингх возглавил новое правительство. Смена руководства привела к активизации следствия по «Делу Bofors». 20 января 1990 г. были выдвинуты предварительные обвинения против 14 человек в преступном сговоре, коррупции, злоупотреблении служебным положением, служебных преступлениях и подлоге. Среди обвиняемых были М. Ардбо, бывший президент Bofors, В. Чандха, представитель компании в Индии, С.К. Бхатнагар, бывший секретарь Министерства обороны Индии, О. Кватроччи, бизнесмен итальянского происхождения, близкий семье Ганди, братья Хиндуджа, представляющие компанию Hinduja Group, и др.24 Б. Раман объясняет активизацию следствия тем, что «В.П. Сингх пришел к власти с программой, состоящей из одного пункта — использовать "Дело Bofors", чтобы дискредитировать Раджива Ганди и покончить с его политической карьерой раз и навсегда»25.

Судебный процесс по «Делу Bofors» начался только в ноябре 1999 г. Данная задержка была обусловлена, опять же, политическими причинами. Правительство В.П. Сингха продержалось лишь до 1991 г. и только к 1999 г. удалось сформировать стабильное коалиционное правительство, центральное место в котором заняла Bharatiya Janata Party, активно использовавшая лозунг борьбы с коррупцией в предвыборной борьбе.

Согласно 25-страничному прокурорскому заключению, денежные суммы переходили от Bofors в руки О. Кватроччи и В. Чадхи в нарушение положенных банковских процедур и законодательства

22 Raman B. The Kaoboys of R&AW: Down Memory Lane. New Delhi: Lancer, 2007. P. 176.

23 The Bofors Whistle-Blower Speaks Out // The Hindu. 2012. April 26.

24 India: Charges Filed in Bofors Scandal // Facts on File World News Digest. 1990. February 2. URL: http://www.2facts.com/article/1990041804

25 Raman B. Op. cit. P. 219.

стран, на территории которых совершались операции. Кроме того, компания выплатила 27 млн долл. компании Svenska Inc., зарегистрированной в Панаме. Затем эта сумма появилась на личном счету В. Чадхи в Swiss Bank Corporation. Еще 7,5 млн долл. Bofors перевела британской компании AE Services. 97 % этой суммы затем были переведены на счет компании Colbar Investment, зарегистрированной в Панаме, но контролируемой другим фигурантом — О. Кватроччи26.

Никого из главных фигурантов дела не удалось привлечь к ответственности. Еще 21 мая 1991 г. Р. Ганди был убит тамильской террористкой-камикадзе. 5 августа 2001 г. после долгой болезни умер С.К. Бхатнагар27. 24 октября 2001 г. умер от остановки сердца В. Чандха28. 29 июля 2004 г. умер от рака М. Ардбо29.

6 апреля 2004 г. в Аргентине по запросу Интерпола был задержан О. Кватроччи, однако индийской стороне не удалось представить аргентинскому суду документы, убедительно обосновывающие необходимость его экстрадиции. В начале января 2006 г. счета О. Кватроччи в Великобритании были разморожены по запросу индийского министра юстиции Х. Бхардваджа, который не согласовал этот шаг с Центральным бюро расследований (ЦБР)30. А 4 марта 2011 г. суд принял решение, согласно которому ЦБР «не смогло представить юридически состоятельные доказательства преступного заговора. Что касается г-на Кватроччи, то по сравнению с 64 крорами (640 млн. — П.Т), которые, согласно обвинению, он получил в качестве комиссионных, ЦБР к 2005 г. потратило на расследование 250 кроров (2,5 млрд. — П.Т), что является настоящей

" 31

растратой государственных средств»31.

Еще раньше, 4 февраля 2004 г., были сняты обвинения с Р. Ган-ди32, а 31 мая 2005 г. — с братьев Хиндуджа33. К этому надо добавить, что в 2004 г. на парламентских выборах одержал победу Объединенный прогрессивный альянс во главе с ИНК, что также могло оказать влияние на исход «Дела Bofors».

26 Тамилин А. Вновь «Дело Бофорс»: индийский премьер Атал Бихари Ваджпаи решил бороться с оппозицией при помощи коррупционных скандалов // Независимая газета. 1999. 12 нояб.

27 Former Defence Secretary S K Bhatnagar Dead // The Times of India. 2001. August 1.

28 Bofors Case Accused Win Chandha Dead // Rediff. 2001. October 24.

29 Ardbo's Death a Setback for CBI // The Times of India. 2004. July 31.

30 This is not about Bofors // Rediff. 2006. January 16.

31 Kattakayam J. Major Chapter Closed in Bofors Case, Delhi Court Discharges Quatrocchi // The Hindu. 2011. March 4.

32 Rajiv Gandhi Cleared Over Bribery // BBC. 2004. February 4. URL: http://news. bbc.co.uk/2/hi/south_asia/3458319.stm

33 Ramesh R. Hinduja Brothers Cleared of Arms Scandal Charges after 14 Years // The Guardian. 2005. June 1.

Будучи крупнейшим скандалом в Индии в области ВТС, данное дело оказало сильное влияние на общественно-политическую жизнь страны. Во-первых, вопросы ВТС после «Дела Bofors» перестали быть внутренним делом правительства и ВС. Благодаря парламентскому расследованию стали известны подробности политики ВС в области ВТС34. На первом этапе ВС готовят Концепцию, основанную на исследованиях Департамента перспективного планирования. В Концепции объясняется необходимость нового оружия и даются его характеристики. Данный документ включает следующие разделы: 1) угрозы; 2) оперативные сценарии; 3) технологии и возможности нового оружия в сравнении с тем, которое находится на вооружении; 4) состояние существующего оружия (процесс устаревания, сроки эксплуатации); 5) смежные вопросы. Одновременно Комитет военно-технической политики Генерального штаба готовит директиву, основанную на материалах, подготовленных в трех департаментах — военных операций, штабной службы, вооружения и военной техники. Данная директива направляется в Организацию оборонных исследований и развития (DRDO), которая оценивает возможность производства необходимого оружия собственными силами.

На следующем этапе Концепция вместе с оценками DRDO направляется в Министерство обороны, которое принимает решение о возможности/невозможности самостоятельного производства оружия. Во втором случае министерство поручает военным атташе при индийских посольствах определить вероятных поставщиков, которые должны направить свои презентации в министерство. В зависимости от стоимости контракта согласие на возможный импорт оружия дает либо финансовый советник министра обороны, либо секретарь по расходам Министерства финансов. После этого объявляется тендер и проводятся испытания различных образцов оружия на основе принципа «без оплаты и обязательств».

Во-вторых, значительно возросла роль средств массовой информации в гражданском контроле над военной политикой (хотя нельзя отрицать, что СМИ могли играть и зачастую играют на стороне различных политических сил). Если первые сведения о коррупционных схемах в «Деле Bofors» появились на шведской радиостанции, в дальнейшем основная информация публиковалась индийскими газетами, прежде всего The Hindu и Indian Express. Это подтверждает в своих воспоминаниях Б. Раман: «Индийская журналистка (Ч. Субраманиам. — П.Т), жившая в Женеве, сыграла очень важную роль в раскрытии скандала с Bofors сначала через публикации в The Hindu, газеты из Ченнаи, а затем в Indian Express.

34 Singh R.P. India // Arms Procurement Decision Making. Vol. 1 / Ed. R.P. Singh. Oxford: Oxford University Press, 1998. P. 55-56.

У нее были очень хорошие источники в Департаменте федеральной полиции Швейцарии и правительственных и неправительственных кругах Швеции»35.

С. Линдстрем, бывший одним из высокопоставленных источников Ч. Субраманиам, оценивает роль СМИ в «Деле Bofors» неоднозначно. С одной стороны, The Hindu служил средством коммуникации, поскольку через него Индии передавалась информация о ходе следствия в европейских странах. С другой стороны, газета не учитывала риски, связанные с этими публикациями, что подтверждает первое интервью С. Линдстрема, которое он дал 25 апреля 2012 г.: «Самыми взрывоопасными документами, в которых упоминались взятки политикам, были записи и дневник Ардбо. The Hindu опубликовала их через несколько месяцев после того, как получила их. В то время у меня возникли серьезные проблемы. Мне стало известно, что в политических кругах Индии я стал известен как информатор... Мы проводили расследование о том, кто слил информацию обо мне в Индию. Это имело последствия для меня и моей семьи. Но The Hindu, видимо, не заботилась об этом»36.

В качестве послесловия к «Делу Bofors» можно упомянуть тот факт, что в 2014 г. в течение полугода индийским министром обороны был А. Джайтли, который в самом начале разворачивания скандала был дополнительным заместителем министра юстиции (1989-1990). В то время А. Джайтли делал всю бумажную работу, связанную с «Делом Bofors». Этот пример показывает, как много людей в политических кругах и бюрократии Индии было затронуто данным скандалом. Более того, оказалось, что коррупционные схемы пронизывали всю вертикаль власти Индии.

Выше было указано, что Р. Ганди мог и не получить прямой выгоды от заключения сделки с Bofors. Однако, как недавно стало известно, у него мог быть личный интерес к сделке со шведской компанией. Согласно материалам WikiLeaks, в 1974-1976 гг. Р. Ганди, тогда пилот компании Air India, чья мать И. Ганди в те годы была премьер-министром Индии, выступал в качестве индийского посредника на переговорах со шведской компанией Saab-Scania о закупке истребителей Viggen. Речь шла о контракте на 50 машин стоимостью в 4-5 млн долл.37 Хотя контракт не был заключен, Р. Ганди мог обзавестись полезными связями в оборонно-промышленном комплексе Швеции, которые затем были задействованы во время переговоров с Bofors.

35 Raman B. Op. cit. P. 174.

36 The Bofors Story, 25 Years After // The Hoot. 2012. April 25.

37 Алиев Р. Раджив Ганди лоббировал Saab JA37 Viggen? // Перископ.2. 2013. 12 апр. URL: http://periscope2.ru/2013/04/12/7331/

2001 г.: «Операция West End». 13 марта 2001 г. индийский информационный ресурс Tehelka опубликовал результаты так называемой «Операции West End», во время которой А. Бахал и М. Сэмюэл, выдавая себя за представителей несуществующей фирмы West End International со штаб-квартирой в Лондоне, в течение 7 месяцев вели переговоры с политиками и военными о продаже Индии ручных тепловизионных камер несуществующих моделей Lepage 90, ALION, Krueger 3 0 0 038.

Все переговоры были записаны на скрытую видеокамеру. Так, были зафиксированы моменты передачи взяток Б. Лакшману, президенту BJP (100 тыс. рупий), Дж. Джайтли, президенту Samata Party, которая была близка к министру обороны Дж. Фернандесу (200 тыс. рупий), а также нескольким генералам и офицерам: генерал-лейтенант М.С. Ахлувалия, генеральный директор по производству и поставкам; генерал-майор П.С.К. Чоудари, директор по вооружению и военной технике; генерал-майор в отставке С.П. Мургаи, бывший директор по контролю качества; бригадный генерал И. Сингх, офицер по закупкам перспективных вооружений и т.д.

Журналисты стали свидетелями деятельности посредников, официально не существующего института, играющего важную роль в ВТС Индии. Они вели переговоры с такими посредниками, как Р.К. Гупта, попечитель праворадикальной группы Rashtriya Swayamsevak Sangh, и его сын Д. Гупта, предприниматель, выступавший посредником в нескольких сделках с Россией, в частности о Су-30Мк, Р.К. Джайн, казначей Samata Party, майор в отставке С.Дж. Сингх, один из влиятельных «решал» в Индии, имеющий связи в министерствах обороны, энергетики и внутренних дел, почетный генеральный консул в Белизе М.П. Сахни, выросший за 20 лет из продавца апельсинов в известного посредника в сделках с индийскими и зарубежными компаниями39.

Описывая «Операцию West End», Т.Дж. Теджпал, главный редактор Tehelka, признался, что на всю операцию было потрачено 1,1 млн рупий. По его мнению, если бы у редакции было чуть больше денег, она бы смогла вскрыть всю коррупционную систему. Данный эксперимент, по его словам, показал наличие угроз безопасности Индии внутри страны: «Мы были лишь группой любителей, слабо финансируемым СМИ с ограниченными

38 Operation West End: A Story of How the Suitcase People are Compromising Indian Defence // Tehelka.com. URL: http://www.tehelka.com/channels/Investigation/ investigation1.htm

39 Полный список политиков, военных и посредников, составленный журналистами Tehelka, см.: Operation West End...

ресурсами. А если бы мы были ISI (Межведомственная разведка Пакистана. — П.Т.)...»40

После публикации материалов «Операции West End» ушли в отставку министр обороны Дж. Фернандес, Б. Лакшман и Дж. Джайт-ли. В 2006 г. ЦБР закончило следственные мероприятия и выдвинуло обвинения в коррупции и преступном сговоре против Б. Лакшмана41, Дж. Джайтли, ее соратника по партии Г. Пачервала и С.П. Мургаи42. Судебные слушания по этим делам начались в 2012 г. Ко времени публикации суд вынес решение только в отношении Б. Лакшмана, который был приговорен к четырем годам тюремного заключения43. Как видно, следствие уделило основное внимание политикам, а не военным или посредникам.

«Операция West End» повлияла на пересмотр политики правительства Индии в области ВТС. Так, 9 июня 2005 г. П. Мук-херджи, министр обороны в коалиционном правительстве во главе с ИНК, объявил о новой политике в отношении закупки вооружений, которая подразумевает, что любая сделка, объем которой превышает 3 млрд рупий, должна включать соглашение о честном поведении. Согласно новой политике, иностранные компании, заключающие с Индией контракты на 3 млрд рупий и выше, обязаны 30 % прибыли направлять в экономику Индии в рамках офсетных контрактов44.

Вторым значимым итогом «Операции West End» стала проверка всех переговоров в области ВТС, инициированная ЦБР. В результате проверки были выявлены нарушения в 12 из 13 случаев, упомянутых в материалах Tehelka, в том числе в связи с российско-индийскими переговорами о закупке управляемого артиллерийского снаряда «Краснополь-М», который испытывался в Индии в 2000 г., и Т-90С «Бхишма», а также переговорами о модернизации гаубиц Bofors (Швеция), поставке бронированных ремонтно-эвакуационных машин компании ZTS Martin (Словакия) и поставке корабельного зенитного ракетного комплекса Barak израильских компаний

40 Tejpal T. Sleaze, Senseless Greed and Dirty Heroes // Tehelka. 2001. March 13. URL: http://www.tehelka.com/channels/Investigation/tarun.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41 Charges Made in India Arms 'Scam' // BBC News. 2006. July 18. URL: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/south_asia/5192796.stm

42 Court Frames Charges against Jaya Jaitley in Corruption Case // The Times of India. 2012. March 5.

43 India's Former BJP Chief Laxman Sentenced to Four Years for Bribery // BBC News. 2012. April 28. URL: https://www.bbc.co.uk/news/world-asia-india-17866494

44 Future Defence Deals to Contain No-Bribe Clause // Hindustan Times. 2005. June 10.

Israel Aerospace Industries (IAI) и Rafael Advanced Defense Systems (Израиль)45.

Данная операция Tehelka, как и другие расследования, предпринятые этим журналом, вызвали среди некоторых представителей политических, предпринимательских и других кругов Индии ненависть по отношению к изданию и его основателю и редактору Т.Дж. Теджпалу. Пока трудно сказать, является ли это объяснением того факта, что в начале ноября 2013 г. Т.Дж. Теджпала обвинили в совершении преступления сексуального характера против сотрудницы Tehelka. 20 ноября Т.Дж. Теджпал вынужден был уйти в отставку, а 30 ноября — был заключен под стражу. В мае 2014 г. бывший редактор Tehelka был выпущен под залог. 28 сентября 2017 г. были выдвинуты официальные обвинения против него по трем статьям, включая изнасилование46. Т.Дж. Теджпал считает дело против него сфабрикованным.

2001 г.: «Дело Barak». Индийско-израильский контракт на поставку 7 систем ЗРК Barak и 200 ракет к ним был заключен 23 октября 2000 г. Его сумма составляла более 11,5 млрд рупий. Еще до публикации Tehelka специалисты указывали на явные нарушения, допущенные при заключении контракта. Так, 30 августа 2004 г. еженедельник Outlook опубликовал список нарушений, составленный А.П. Шармой, секретарем по ВМС Министерства обороны: 1) закупка оружия изначально планировалась у определенного покупателя;

2) запрос презентации был послан только израильским компаниям;

3) качественные требования штаба ВМС были нарушены; 4) не были учтены оценки комитета технической экспертизы; 5) отсутствие соперников повлияло на переговоры о цене системы47.

Расследование ЦБР, начатое после публикации Tehelka, выявило коррупционную составляющую в сделке. 9 октября 2006 г. был опубликован первый протокол о правонарушениях. Согласно которому индийско-израильская сделка была осуществлена вопреки сопротивлению DRDO. Следователи обвинили С. Нанду в посредничестве в сделке и участии в коррупционных схемах. Кроме того, С. Нанде, который по «Делу Barak» проходит в качестве главного обвиняемого, приписывается подкуп должностных лиц. Как утверждается, 10 млн рупий были переданы Р.К. Джайну, казначею Samata Party, до сдел-ки48. Согласно обвинению, после заключения контракта министр

45 CBI to Proceed in 24 Defence Deal Cases // The Hindu. 2005. August 8; Tehelka Tapes (Transcript)...

46 Tehelka Founder Tarun Tejpal Charged with Rape: All about the Case // Hindustan Times. 2017. September 28.

47 Ramachandran R. Bang of a Smoking Gun // Outlook. 2004. August 30.

48 KirpalR. CBI Fires Rs 2-cr Charge at George in Missile Deal, He Says It's Politics // The Indian Express. 2006. October 11.

обороны Дж. Фернандес и Дж. Джайтли получили 3 % стоимости, а Р.К. Джайн — 0,5 % в качестве комиссионных49. В октябре же были проведены обыски в офисах и домах С. Нанду, майора в отставке С.Дж. Сингха, М.С. Сахани, подполковника В.К. Бери, В. Кханны и А. Кханны50.

В начале марта 2008 г. в гостинице Мариотт в Мумбаи были арестованы С. Нанда, его сын С. Нанда, их бухгалтер Б. Шах и заместитель директора фирмы Income Tax А. Верма, которые остановились в отеле под чужими именами. Все они обвинялись в преступном заговоре и попытке скрыть улики51.

Сама сделка в 2008 г. была пересмотрена, а против израильских оборонных компаний были введены санкции. Однако уже к следующему году две страны сумели заключить более амбициозные контракты. Так, в конце 2009 г. министр обороны А. Энтони в ответ на парламентский запрос назвал стоимость двух текущих проектов между DRDO и IAI: ЗРК LRSAM большей дальности для ВМС — 26,1 млрд рупий (560,7 млн долл. по курсу 2009 г.) и ЗРК MRSAM средней дальности для ВВС — 100,8 млрд рупий (2,2 млрд долл.)52. По некоторым данным, в реализации данных проектов участвуют с индийской стороны DRDO, Nova Integrated Systems и Tata Group. Возможно, Tata Group принимала также участие в индийско-израильской сделке 2000 г. Об этом может свидетельствовать активное посредничество в этой сделке израильской компании Elul, принадлежащей Давиду Колитцу и Израэлю Яниву. Эта компания имеет тесные связи с Tata Group53.

Таким образом, «Дело Barak» не помешало Индии и Израилю дальше развивать сотрудничество и не нанесло ущерб основным участникам сделки.

2006 г.: «Дело Scorpene». В октябре 2005 г. Индия подписала контракт с французской компанией Thales на закупку 6 подводных лодок при сопротивлении со стороны председателя Центрального надзорного комитета, министра финансов и даже премьер-министра. Стоимость контракта составила 188 млрд рупий, из которых 4 % комиссионных (около 5 млрд рупий), как утверждалось в публикации еженедельника Outlook, были переведены посреднику А. Верме, сыну покойного члена ИНК, который был близок семье Ганди (он

49 Venkatesan V. Dubious Deal // Frontline. 2006. Vol. 23. No. 21.

50 KirpalR. Op. cit.

51 Nandas, IT Official and CA Arrested // The Hindu. 2008. March 9.

52 Joint Development of Missiles // Press Information Bureau, Government of India. 2009. December 14. URL: http://pib.nic.in/newsite/erelease.aspx?relid=5575676

53 Melman Y. Media Allege Corruption in Massive Israel-India Arms Deal // Haaretz. 2009. March 29.

учил Р. Ганди языку хинди)54. Хотя министр обороны П. Мукхерджи, который утверждал сделку с французской компанией, позже заявил в парламенте, что в этой сделке не было посредников55.

А. Верма был задержан 23 июня 2006 г. В результате обысков была установлена связь между ним и Ж.-П. Перье, главой компании Thaïes. Проведя два года в тюрьме, А. Верма был выпущен на свободу под залог. Однако 8 июня 2012 г. он был снова задержан по обвинению в попытке повлиять на правительство с целью исключить из черного списка швейцарскую компанию Rheinmettal Air Defense. Это обвинение было построено на свидетельстве гражданина США Э. Аллена, бывшего партнера А. Вермы. Согласно обвинению, швейцарская компания перевела 530 тыс. долл. на счет компании Ganton Limited, контролируемой А. Вермой56.

ЦБР также заподозрило А. Верму в причастности к утечке информации летом 2012 г. о закупочных планах ВВС Индии на 2009-2010 и 2011-2012 гг., а также стенограммы встречи закупочной комиссии Министерства обороны, посвященной планам закупок подводных лодок. Возможно, что А. Верма имел отношение и к скандалу 2005 г., связанному с утечкой секретной информации о развитии ВМС Индии, в том числе о закупках подводных лодок Scorpene57.

В сентябре 2016 г. А. Верма был выпущен под залог, а 28 апреля 2017 г. было принято судебное решение о снятии с него всех обвинений, в том числе в попытке исключить Rheinmettal Air Defense из черного списка58.

Однако он остается фигурантом двух других дел. В рамках одного из них он обвиняется вместе с одним из лидеров ИНК Дж. Тайтлером в том, что в 2009 г. они подделали официальные документы с целью создать видимость лоббистских усилий в интересах китайской фирмы ZTE Telecom India Pvt Ltd, которая и стала жертвой мошенничества. Официальные обвинения по этому делу были выдвинуты в 2015 г. 4 января 2018 г. Верховный суд Индии отклонил апелляцию Дж. Тайтлера о прекращении дела и постановил провести судебные слушания в течение года59.

54 Puri R. The Sound of Saintly Silence // Outlook. 2006. March 1.

55 Kulkani S. Of Scorpene, Scorpions and the Coming 'Sting' // The Indian Express. 2006. February 26.

56 Verma, Wife in CBI Net for Tweaking Defence Deals // The Times of India. 2012. June 9.

57 Pubby M., TripathiR. The World ofAbhishek Verma // The Indian Express. 2012. July 22.

58 Pubby M. CBI Losing Proof Trail in All Cases against Abhishek Verma // The Economic Times. 2017. April 28.

59 Jagdish Tytler Must Face Trial in Forgery Case, Says Supreme Court // NDTV. 2018. January 4. URL: https://www.ndtv.com/india-news/jagdish-tytler-must-face-trial-in-forgery-case-says-supreme-court-1795913

Во втором деле А. Верма является свидетелем обвинения против Дж. Тайтлера в организации антисикхских погромов 1984 г., очевидцем которых он был. Это четвертая попытка обвинить этого лидера ИНК в данном преступлении, предыдущие три закончились снятием обвинений. Данное дело было открыто в 2013 г., а в 2015 г. А. Верма стал свидетелем против Дж. Тайтлера, с которым его, несомненно, связывали личные и деловые отношения. В начале 2018 г. дело проходило этап следствия.

По словам представителей ИНК, дело носит заказной характер, а свидетельства А. Вермы не вызывают доверия60. В открытых источниках нет данных, которые позволили бы связать развитие дел Rheinmettal Air Defense, ZTE Telecom India Pvt Ltd и дела о погромах 1984 г. и утверждать, что роль А. Вермы в последнем деле является платой за судебные решения в первом и втором.

2012 г.: «Дело Tatra». В марте 2012 г. генерал В.К. Сингх, начальник штаба сухопутных войск (СВ), в интервью газете The Hindu обвинил генерал-лейтенанта (в отставке) Т. Сингха, бывшего генерального директора Агентства оборонной разведки Индии, в попытке дать ему взятку в 140 млн рупий для того, чтобы он утвердил контракт на поставку 600 транспортировщиков груза/личного состава Tatra, производимых компанией BEML Limited по лицензии чешской компании Tatra61. Убеждая генерала дать согласие на приобретение армией машин, не соответствующих необходимым требованиям, лоббист якобы сказал, что «люди брали деньги до него и они будут брать и после»62.

Согласно выступлению А.К. Энтони, министра обороны, на слушаниях в индийском парламенте, генерал В.К. Сингх рассказал ему о попытке взятки в конце 2010 или начале 2011 г. Однако генерал не выполнил просьбу министра прислать ему жалобу в письменном виде. Поэтому А.К. Энтони не стал инициировать расследование63. Поводом для него позже стало интервью генерала газете The Hindu.

Теджиндер Сингх, не признавший себя виновным в попытке подкупа, подал иск в защиту репутации64. По его словам, он встречался

60 1984 Riots Case: Congress Dismisses Abhishek Verma's Claim on Jagdish Tytler 'Clean Chit' // DNA. 2015. June 5. URL: http://www.dnaindia.com/india/report-1984-riots-case-congress-dismisses-abhishek-verma-s-claim-on-jagdish-tytler-clean-chit-2092560

61 Gen. V.K. Singh to Retire Today // The Hindu. 2012. May 31.

62 Indian Army's Top Corruption Scandals // SiliconIndia News. 2012. March 27. URL: http://www.siliconindia.com/news/general/Indian-Armys-Top-Corruption-Scandals-nid-110443-cid-1.html

63 Parsai G. Bribe Conversation Tape with CBI Now as Probe Begins // The Hindu. 2012. March 27.

64 Tatra Controversy: CBI Issues Restraint Order Against Accused Rishi // SiliconIndia News. 2012. April 1. URL: http://www.siliconindia.com/news/general/Tatra-Controversy-CBI-Issues-Restraint-Order-Against-Accused-Rishi-nid-110878-cid-1.html

последний раз с В.К. Сингхом в 2010 г. для обсуждения вопроса, связанного с его служебной карьерой. В связи с «делом Tatra» ЦБР также взяло подписку о невыезде у Р. Риши, главы Vectra Group, базирующейся в Великобритании, который прибыл в Индию на выставку Defence Expo. По словам Р. Риши, Vectra Group (основана в 1986 г.), которая контролирует чешскую компанию Tatra, в Индии работала только с BEML Limited, поэтому обвинения в адрес группы беспочвенны65.

Данное объяснение Р. Риши может вызывать сомнение, потому что он является одним из заинтересованных лиц. По свидетельству The Hindu, именно он в 1986 г. уговорил премьер-министра Р. Ганди обратить внимание на военную продукцию Tatra. Благодаря непосредственному участию Р. Риши BEML Limited получила лицензию на производство транспортировщиков для нужд ВС Индии (всего было поставлено около 7 тыс. машин).

В марте 2010 г., когда генерал В.К. Сингх стал начальником штаба СВ, BEML Limited выполняла заказ на 788 транспортировщиков, утвержденный генералом Дипаком Капуром, начальником штаба СВ в 2007-2010 гг. В.К. Сингх «заморозил» заказ на основании того, что машины поставлялись низкого качества и по завышенным ценам. Согласно источникам The Hindu, В.К. Сингх, будучи командующим Восточного округа СВ, высоко оценил продукцию Ural India Ltd., которая является совместным предприятием российского «УралАЗ» и индийской Motijung Agencies Ltd., расположенным в г. Халдия (штат Западная Бенгалия)66. Поэтому генерал хотел пересмотреть сделку с BEML Limited, чтобы получить возможность выбора из всех возможных предложений. По словам самого генерала, еще одной причиной «заморозки» заказа стало отсутствие в ВС необходимой инфраструктуры для послепродажного обслуживания машин67.

В 2014 г. Т. Сингх был освобожден под залог, а с Tatra был частично снят запрет на ведение бизнеса в Индии, однако дело остается открытым.

2014 г.: «Дело AgustaWestland». 1 января Министерство обороны Индии отменило контракт на поставку в Индию 12 вертолетов для перевозки высокопоставленных лиц британской компании AgustaWestland, входящей в итальянский концерн Finmeccanica. Сумма контракта составила 37 млрд рупий. Первоначально отмена данного контракта не означала наложение запрета на сделки Индии

65 Ibid.

66 Swami P. How Trucks Drove the Army Bribe Row // The Hindu. 2012. March 27.

67 Subrahmaniam V. I Was Offered a Bribe of Rs. 14 Crore, Says Army Chief // The Hindu. 2012. March 26.

с Finmeccanica и ее «дочками», участвовавшими в тендерах на поставку 56 вертолетов для нужд ВМС и 14 — для нужд береговой охраны. Однако в начале августа новое правительство все же наложило частичный запрет68.

Действия индийских властей в отношении Finmeccanica и AgustaWestland стали реакцией на следствие, начавшееся в 2010 г. против этих компаний на территории Италии. В рамках следствия в 2013 г. были временно помещены под арест Дж. Орси, глава Finmeccanica, и Б. Спаньолини, руководитель AgustaWestland. Слушания по «Делу AgustaWestland» в Италии начались в июне 2013 г., и в 2014 г. они были приговорены к двум годам лишения свободы за фальсификацию финансовых документов (обвинения в коррупции с них были сняты). При повторном рассмотрении дела Дж. Орси и Б. Спаньолини в 2016 г. были признаны виновными в коррупции и фальсификации финансовых документов, но в начале 2018 г. с них были сняты все обвинения за недоказанностью69.

В июле 2014 г. в Индии были заведены уголовные дела против бывшего главного маршала авиации С.П. Тьяги и др. Согласно обвинению, с 2004 г. трое двоюродных братьев командующего ВВС Индии Санджив, Раджив и Сандип Тьяги выполняли консультационные услуги для тунисской фирмы Gordian Services, связанной с Г. Хашке и К. Джероза, посредниками компании AgustaWestland. Всего за этот период данная компания потратила на предполагаемые взятки более 51 млн евро (это почти 10 % от суммы сделки) через фирмы Gordian Services, IDS Infotec и IDS Tunisia. Помимо Г. Хашке и К. Джероза, посреднические услуги выполнял британец К. Мичел.

Разбираясь в «Деле AgustaWestland», индийские следователи выявили нарушения в сделке с Airbus Helicopter на закупку 197 легких многоцелевых вертолетов AS550 (133 машины для армии, 64 — для ВВС). Сумма контракта составила около 1 млрд долл. Это была уже вторая отмена контракта на AS550 (первая в 2007 г.) также по причине обнаружения коррупционной составляющей.

Несмотря на оправдательные приговоры, вынесенные в Европе итальянским фигурантам этого скандала, в Индии еще не завершены следственные мероприятия. По словам М. Пабби, который был ведущим индийским журналистом, освещавшим «Дело AgustaWestland»,

68 Raghuvanshi V. India Puts Finmeccanica Deals on Hold // DefenseNews. 2014. August 7. URL: http://www.defensenews.com/apps/pbcs.dll/article?AID=2014308060020

69 Kington T. Court Acquits ex-Leonardo Execs in Helicopter Bribery Case // DefenseNews. 2018. January 9. URL: https://www.defensenews.com/global/ europe/2018/01/09/court-acquits-ex-leonardo-execs-in-helicopter-bribery-case/; Orsi in His Own Words // DefenseNews. 2014. November 22. URL: https://www.defensenews. com/global/europe/2014/11/22/orsi-in-his-own-words/

если в Италии дело можно считать закрытым, в Индии «следователей ждет тяжелое, долгое сражение»70.

Есть основания полагать, что «Дело AgustaWestland» будет таким же резонансным, как и «Дело Bofors». Правительство Индии во главе с Нарендрой Моди, пришедшее к власти в 2014 г., может воспользоваться этим делом для того, чтобы скомпрометировать позиции ИНК, возглавлявшего Объединенный прогрессивный альянс, при правительстве которого шли переговоры и была заключена сделка с AgustaWestland (важно отметить, что при этом же правительстве эта сделка была отменена, что является нетипичным для истории коррупционных скандалов в Индии). Поскольку в этот период президентом ИНК была С. Ганди, итальянка по происхождению, были попытки связать этот скандал с ее именем, подобно тому как с именем ее покойного мужа Р. Ганди связывалось «Дело Bofors». Однако в обоих случаях отсутствуют доказанные факты вовлеченности семьи Ганди в коррупционные преступления.

2014 г.: «Дело Rolls-Royce». В феврале 2014 г. в рамках расследования британского Отдела по борьбе с экономическими преступлениями (Serious Fraud Office) в Лондоне были задержаны британцы индийского происхождения Судхир Чоудхрие и его сын Бхану Чоудхрие. Они обвинялись в посредничестве между компанией Rolls-Royce и ее потенциальными партнерами в Индии, Индонезии и Китае.

Хотя они были вскоре отпущены, индийское ЦБР инициировало собственное расследование. В его рамках были подтверждены факты о том, что С. и Б. Чоудхрие выступали посредниками в сделках между Rolls-Royce и Hindustan Aeronautics Ltd, которые были заключены в 2007-2011 гг. на сумму около 100 млрд рупий71.

Наиболее крупным контрактом, который реализуется этими двумя компаниями, является поставка реактивных учебно-тренировочных самолетов повышенной подготовки Hawk AJT (Mk 128), оснащенных двигателями Rolls-Royce. Первый контракт на поставку 66 самолетов был заключен в 2004 г., второй на 57 самолетов — в 2010 г., плюс дополнительно 20 самолетов были заказаны для пилотажной группы Surya Kiran. Всего речь шла о 143 самолетах, из которых первые 24 были поставлены в Индию компанией BAE Systems, а остальные должны быть собраны на предприятиях Hindustan Aeronautics Ltd.

70 Pubby M. Italy's Acquittal of AgustaWestland Execs Will Have No Bearing on Case in India // The Print. 2018. January 12.

71 Pandit R. Another Scam Hits Defence Ministry, Antony Orders CBI Probe // The Times of India. 2014. March 3.

Кроме того, двигателями Rolls-Royce оснащены 148 британских истребителей-бомбардировщиков Jaguar, находящихся на вооружении Индии с 1979 г., 4 бразильских самолета Embraer Legacy, поставленные в Индию в 2004-2005 гг. (обсуждается возможность удвоения парка этих машин), 6 военно-транспортных самолетов С-1301 Super Hercules компании Boeing (в следующем году ожидается поставка еще 6 машин), а также быстроходных сторожевых катеров, разработанных и собираемых индийской компанией Larsen & Toubro (всего речь идет о поставке 56 катеров, согласно контрактам 2000 и 2013 гг.).

Заключение

Описанные скандалы не исчерпывают все случаи коррупции в сфере ВТС Индии. То, что список иностранных компаний и их индийских контрагентов, замешанных в коррупционных схемах, больше, видно хотя бы на примере перечня компаний, обновленного в начале 2018 г. индийским Министерством обороны. Сроком до 2022 г. введен запрет на деятельность в Индии таких компаний, как Israel Military Industries (Израиль), ST KINETICS (Сингапур), Rheinmettal Air Defense (Швейцария), R.K. Machine Tools Ltd. (Индия), T. S. Kissan & Co. Pvt. Ltd. (Индия) и Корпорация «Защита» (Россия). Временно приостановлена деятельность компаний Денел (ЮАР) и Leonardo SpA (Италия), в которую входит AgustaWestland (Великобритания). Следующие компании могут вести бизнес в Индии с ограничениями: Rolls-Royce (Великобританя), Tatra (Чехия) и Rafael (Израиль)72.

Те коррупционные скандалы, которые проанализированы в статье, стали вехами в истории Индии, начиная от скандала 1948 г., показавшего, с одной стороны, терпимость премьер-министра к коррупции в верхах власти, и с другой — становление демократических институтов, призванных предупреждать злоупотребления власти. Эти две тенденции развивались одновременно, пока в политической жизни страны доминировал ИНК. Однако с конца 1980-х гг., когда усилилась конкуренция между политическими партиями, терпимость к коррупции сменяется демонстрацией нетерпимости к этому социальному пороку.

Борьба с коррупцией осложнялась и продолжает осложняться тем, что за годы независимости Индии сформировались прочные связи между властью, бизнесом и ВС. На укрепление этих связей повлияли наращивание военного бюджета, реализация планов развития ВС Индии в 1990-2000-х гг., а также возросшие возможности

72 Pandit R. Israeli, Italian, British, S African Arms Firms in Defence Ministry's Graft List // The Times of India. 2018. February 20.

индийских диаспор в странах — источниках военных технологий. Эти факторы способствуют сохранению, а иногда и разрастанию коррупционных связей.

Вместе с тем приобретают все большее значение факторы, способствующие борьбе с коррупцией. В современных условиях политикам все труднее скрыть свое участие в коррупционных схемах, благодаря возросшим возможностям СМИ и общественных организаций, что продемонстрировал пример Tehelka. Политические партии и в целом политические элиты уже не представляют из себя сплоченные группы единомышленников. Даже внутри ВС все ярче проявляются разногласия, что было видно на примере генерала В.К. Сингха.

Участникам коррупционных схем труднее удается скрывать свою роль в тайне. Поэтому на страницах индийских газет все чаще можно прочесть об утечках информации, взаимных обвинениях политиков и военных в злоупотреблениях. Учитывая ту роль, которую занимает борьба с коррупцией в современной политике Индии и прежде всего среди молодежи, которая образует значительную часть электората, политикам, стремящимся получить стабильную поддержку избирателя, приходится избегать коррупционных скандалов.

Эти тенденции политической жизни Индии в полной мере отражаются в сферах ВС и, в частности, ВТС. Власти будут стремиться ограничивать коррупционные схемы в международных сделках, исключать роль посредников. Запрет на деятельность для вышеназванных оборонных компаний — не исключительный случай, а закономерность, хотя некоторые индийские авторы считают, что холистский подход помешает реализации амбициозных планов военного строительства Индии73.

ЛИТЕРАТУРА

Chandra B., Mukherjee A., Mukherjee M. India after Independence. New Delhi: Penguin Books, 1999.

Kumar P. Indian Police. Baltimore: PublishAmerica, 2009.

Narayana S. Corruption in Modern India: Political or Cultural Phenomenon? // University of Washington. 2011. April. URL: http://students.washington.edu/hyuva/ wp-content/uploads/2011/04/Corruption_in_Modern_India_Political_or_Cultu.pdf

Perlo-Freeman S., Solmirano C. Why Arms Procurement Goes Wrong. Stockholm: Stockholm International Peace Research Institute, 2012. URL: https://www.sipri.org/ sites/default/files/Why_arms_procurement_goes_wrong.pdf

Raman B. The Kaoboys of R&AW: Down Memory Lane. New Delhi: Lancer, 2007.

Sen Gupta B. From Bofors to Boforites // Economic and Politic Weekly. 1988. Dec. 17. Vol. 23. No. 51. P. 2671-2673.

73 ShuklaA. No Thanks, You're Blacklisted // Business Standard. 2009. November 17.

Singh R.P. India // Arms Procurement Decision Making. Vol. 1 / Ed. R.P. Singh. Oxford: Oxford University Press, 1998. P. 48-90.

Tuliy M., Masani Z. From Raj to Rajiv: 40 Years of Indian Independence. New Delhi: BBC Book, 1988.

Tummala K.K. Combating Corruption: Lessons out of India // International Public Management Review. 2009. Vol. 10. No. 1. P. 34-58.

Understanding Corruption in India: Promoting Transparency // Issues of India. 2011. September. URL: http://socialissuesindia.files.wordpress.com/2011/09/corruption_ article.pdf

Venkatesan V. Dubious Deal // Frontline. 2006. Vol. 23. No. 21.

REFERENCES

Chandra, B.; Mukherjee, A., and Mukherjee, M. India after Independence. New Delhi: Penguin Books, 1999.

Kumar, P. Indian Police. Baltimore: PublishAmerica, 2009. Narayana, S. "Corruption in Modern India: Political or Cultural Phenomenon?" University of Washington, April, 2011, URL: http://students.washington.edu/hyuva/wp-content/uploads/2011/04/Corruption_in_Modern_India_Political_or_Cultu.pdf

Perlo-Freeman, S., and Solmirano, C. Why Arms Procurement Goes Wrong. Stockholm: Stockholm International Peace Research Institute, 2012, URL: https://www. sipri.org/sites/default/files/Why_arms_procurement_goes_wrong.pdf

Raman, B. The Kaoboys of R&AW: Down Memory Lane. New Delhi: Lancer, 2007. Sen Gupta, B. "From Bofors to Boforites," Economic and Politic Weekly, Vol. 23, No. 51, 1988, pp. 2671-2673.

Singh, R. P. "India," Arms Procurement Decision Making, Vol. 1, ed. R. P. Singh. Oxford: Oxford University Press, 1998, pp. 48-90.

Tuliy, M., and Masani, Z. From Raj to Rajiv: 40 Years of Indian Independence. New Delhi: BBC Book, 1988.

Tummala, K. K. "Combating Corruption: Lessons out of India," International Public Management Review, Vol. 10, No. 1, 2009, pp. 34-58.

"Understanding Corruption in India: Promoting Transparency," Issues of India, September, 2011, URL: http://socialissuesindia.files.wordpress.com/2011/09/corruption_ article.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.