Научная статья на тему 'Верховный суд в конституционно-правовой системе Индии'

Верховный суд в конституционно-правовой системе Индии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2044
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИЯ / конституционно-правовая система / Верховный суд

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Краюшкин Александр Борисович

В статье анализируется статус и деятельность Верховного суда, который занимает важное место в конституционно-правовой системе Республики Индия и играет существенную роль в ее политической жизни. На примере знаковых правовых прецедентов показано, что решения Верховного суда развивают конституционно-правовую доктрину в области прав и свобод личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Верховный суд в конституционно-правовой системе Индии»

-------- ПРАВО ------------------

Верховный суд в конституционно-правовой системе Индии

А.Б. Краюшкин

В статье анализируется статус и деятельность Верховного суда, который занимает важное место в конституционно-правовой системе Республики Индия и играет существенную роль в ее политической жизни. На примере знаковых правовых прецедентов показано, что решения Верховного суда развивают конституционно-правовую доктрину в области прав и свобод личности.

Верховный суд Индии берет свое начало с 1935 г., когда, согласно Закону об управлении Индией 1935 г., - октроированной конституции для Британской Индии, - был создан высший судебный орган для английской колонии. Помимо Парламента и ответственного правительства, был учрежден Федеральный суд, юрисдикция которого распространялась на всю территорию Британской Индии, за исключением полузависимых княжеств. Этот суд выступал гарантом основного закона, а также являлся высшей инстанцией по разрешению споров между субъектами федерации1. Он состоял из председателя и не более шести членов, которые могли занимать свой пост по достижению ими 60-летнего возраста. Всех судей назначал английский монарх, который, по представлению генерал-губернатора, также отправлял их в отставку.

Суд выполнял следующие функции: разрешение споров между провинциями, между провинциями и центром, выступал в качестве апелляционного суда, являлся экспертным и совещательным органом при правительстве. Федеральный суд являлся высшей апелляционной инстанцией в вопросах, касавшихся толкования Закона об управлении Индией1935 г. и других законов, изданных законодательным собранием. Суд также рассматривал гражданские дела, сумма иска которых была не меньше 50000 рупий2.

Федеральный суд в то время не играл существенной роли в системе органов государственной власти и управления колонии, так как он не мог принимать решения по ряду существенных вопросов, которые находились под контролем колониальных властей. Ситуация кардинально

изменилась после приобретения независимости в 1947 году. Конституция Индии была принята Учредительным собранием 26 ноября 1949 года и вступила в силу 26 января 1950 года, продолжая действовать и в настоящее время. В ней Индия объявляется суверенной, демократической республикой, гарантирующей своим гражданам правосудие, равноправие, и свободу. Слова «социалистическая» и «светская» были добавлены к определению Индии в 1976 году в результате конституционной поправки.

Конституция Индии является самой большой по объёму конституцией в мире, включает 395 статей, 12 крупных приложений и 83 поправки, состоит из 117 369 слов в английской версии. Конституция обнародована также на хинди3. Каждый принимаемый правительством закон должен находиться в согласии с конституцией, так как она является верховным законом государства.

Конституция Индии не предусматривает двухступенчатой системы судов. В Союзе и штатах действует единая система судов, применяющих законы как Союза, так и штатов, во главе которой находится Верховный суд4. Судебная система Индии состоит из Верховного суда, восемнадцати высших судов штатов и системы нижестоящих судов. Высшим органом единой централизованной судебной системы Индии (что не характерно для федеративной системы) является Верховный суд, который состоит из обычно старшего по возрасту главного судьи и 30 членов. Первоначально, в 1950 году в его состав входили только Председатель и 7 членов Суда, которые рассматривали дела в полном составе. Однако с

Краюшкин Александр Борисович - ст. преподаватель кафедры конституционного права Академического международного института, соискатель кафедры конституционного права МГИМО(У) МИД России.

E-mail: vestnik@mgimo.ru

увеличением объема рассматриваемых дел количество его членов было увеличено специальными постановлениями индийского парламента: так, количество судей в 1956 году достигло 11 человек, в 1960 г. - 14, в 1978 г. - 18, в 1986 г. - 26 и в 2008 г. - 31.5

Судей назначает президент, который при решении этого вопроса должен консультироваться с министрами правительства, а также видными индийскими юристами. При назначении членов Верховного суда Индии президент обязан консультироваться с Председателем Суда. При назначении судей Верховного суда президент должен руководствоваться следующими принципами: лицо, претендующее на этот высокий пост, должно быть гражданином Индии, признанным юристом, а также состоявшее не менее 5 лет в должности судьи Высшего суда штата или 10 лет адвоката Верховного или Высшего суда6. Конституция не устанавливает ни минимального возраста, ни определенного срока нахождения в должности. При назначении судей применяется практика широкого представительства религиозных и этнических меньшинств. Обязательно в состав Верховного суда входит женщина. Первой женщиной-членом Верховного суда стала Фатима Биви в 1987 г. В 2000 г. К.Г. Балакришнан стал первым членом Верховного суда из неприкасаемой касты. В 2008 году он занял пост Председателя Суда.

Стоит отметить, что в настоящее время неприкасаемые касты составляют 16-17% населения Индии, при этом их представительство в законодательных, исполнительных и судебных органах власти остается весьма незначительным. Благодаря активной деятельности Верховного суда, их положение улучшается. В начале 2000-х годов во всей Индии появились далитские (термин, обозначающий представителей низших каст) политические партии. Выборы 1998 года показали, что консолидация далитов с другими меньшинствами привела к созданию влиятельного избирательного блока во многих городах Индии. Женщина далидского происхождения стала главным министром штата Уттар-Прадеш.

Основной закон Индии предусматривает процедуру прекращения полномочий членов Верховного суда. Судья покидает свой пост по достижению 65-летнего возраста, а также после подачи собственноручного прошения об отставки на имя президента. В случае, если судья не может осуществлять свои полномочия или подозревается в совершении преступлений или некомпетентности, одна из палат парламента может направить президенту запрос об отстранении судьи от должности. Этот запрос должно поддержать большинство соответствующей палаты и не менее 2/3 участвовавших в голосовании членов палаты7. Стоит отметить, что действия судей высшей инстанции не подлежат обсуждению в парламенте. После получения соответствующего запроса, президент отправляет судью в отставку.

Решения Верховного суда Индии носят обя-

зательный характер для нижестоящих судов. Статья 141 Конституции провозглашает обязательность решений высшей судебной инстанции для всех судов на территории Индии. Однако Суд не связан своими ранее вынесенными решениями и действие статьи 141 Конституции не распространяется на него. Судебным прецедентом в деле Bengal immunity Company LTD v State of Bihar Верховный суд закрепил за собой право пересмотра собственных решений в случаях, когда будет установлена их неправильность и необходимость вынесения нового в общественных интересах8.

Верховный суд является судом первой инстанции и полномочен рассматривать споры между правительством Союза и штатами, а также споры между членами федерации. Данная юрисдикция является исключительной, что означает: никакой суд не имеет право принимать к своему производству любой такой иск. До 1962 г. Верховный суд ни разу не выступал в качестве суда первой инстанции9.

Конституционный контроль, осуществляемый Верховным судом, играет весьма значительную роль в обеспечении единообразного понимания законов и конституции по всей территории Индии. Так, он выполняет «сдерживающую» функцию, когда использует право конституционного контроля для недопущения вступления в силу таких законодательных актов, которые были бы приняты, исходя из конъюнктурных интересов. Стоит отметить, что именно полномочия Суда осуществлять конституционный контроль стали причиной того, что исполнительная власть путем конституционных поправок стремилась ограничить сферу его деятельности. Вплоть до середины 1970-х гг. роль Верховного суда в конституционно-правовой системе страны ослабевала. Кульминацией ограничения статуса суда стала 42-я поправка к Конституции, принятая парламентом при определяющем влиянии партии Индийский Национальный Конгресс.

Данная поправка, принятая в 1976 году, существенно ограничила функции конституционного контроля и надзора Верховного суда и Высших судов штатов, в частности:

— для признания неконституционное™ законов стало требоваться квалифицированное большинство голосов членов Верховного суда;

— высшие суды лишились права объявлять неконституционными законы, принятые парламентом Союза и нарушающие основные права человека и гражданина;

— Верховный суд лишился права отменять законы легистратур штатов, противоречащие основным правам человека и т.д.10 Однако в настоящее время в политической

жизни Индии преобладает тенденция к усилению роли Верховного суда. Данный факт объясняется демократическими и экономическими реформами последних двадцати лет, а также формированием в стране довольно успешно функционирующей многопартийной системы (ИНК не

обладает столь безграничным влиянием, как это было во времена премьер-министров Дж. Неру, И. Ганди и Р. Ганди).

Верховный суд играет существенную роль в защите прав и свобод граждан. Он признал незаконным принудительное использование для подозреваемых в преступлениях и свидетелей так называемого детектора лжи.11 В число тестов, использование которых в ходе расследования не может быть принудительным, оказались мозговая картография и использование наркотических веществ (так называемая «сыворотка правды»). По мнению судей, применение подобных тестов противоречит положениям конституции, поскольку нарушает право не свидетельствовать против себя. Решение инициировал судья К. Ба-лакришнан. "Мы пришли к единому мнению, что никто не может быть принужден к использованию подобных техник, поскольку их насильственное применение приравнивается к нарушению личной свободы человека,"- заявил он.

В другом случае Верховный суд Индии встал на защиту уволенного за длинные усы человека. В 2001 году авиакомпания Indian Airlines уволила одного из старейших своих сотрудников, Джойната Виктора Ди, в течение 40 лет проработавшего стюардом на самолете, за отказ стричь слишком большие усы. Дело в том, что в 1998 году авиакомпания ввела более строгие требования к внешнему виду членов экипажей самолетов, в связи с чем все сотрудники, за исключением сикхов, обязывались быть гладко выбритыми. Мужчина подал в суд на бывших работодателей. Судьи Верховного суда Индии Х. К. Сема и М. Катжу высказали свое недоумение тем, что такой инцидент мог произойти в современной демократической стране12.

Ввиду исторических, культурных и религиозных причин в Индии одной из актуальных проблем является демографический рост. Поэтому Верховный суд уделяет достаточно серьезное внимание вопросам, связанным с ростом численности населения, защиты прав ребенка и матери. Закон Индии о медицинском прерывании беременности, запрещающий аборты после 20-ти недель срока беременности, был поставлен под сомнение в Верховном Суде гинекологом Никхи-лом Д. Датаром. Он стал соавтором вынесенного в августе 2008 года постановления суда, которое отказывало в разрешении сделать аборт плода, которому было 25 недель.

Согласно Закону о медицинском прерывании беременности, аборты в Индии являются законными со сроком беременности до 12 недель. Между 12 и 20 неделями аборты разрешаются в случае, если мать либо ребенок подвергаются опасности по состоянию здоровья. После 20 недель - только если имеется серьезный медицинский риск для матери. Датар был одним из истцов, наряду с супружеской парой Никетой и Харешом Мехта, которые добивались разрешения от Верховного суда города Мумбай прервать беременность Никеты после того, как гинеко-

лог Датар поставил диагноз ее ребенку - врожденный норок сердца. Этот суд отклонил их прошение, ссылаясь на медицинских экспертов, которые не выразили никакого "категорического мнения о том, что если ребенок родится, то он сможет страдать от серьезных физических недостатков" 13.

В другом разбирательстве Верховный суд запретил поисковым системам Интернета контекстную рекламу абортов. Суд потребовал у Google, Microsoft и Yahoo официальных разъяснений в связи с обвинениями в рекламе запрещенных в стране методов отбора эмбрионов по половому признаку. Постановление было вынесено после рассмотрения иска индийских правозащитных организаций, борющихся с ноловой дискриминацией. Половая диспропорция среди новорожденных - одна из наиболее острых демографических проблем Индии. Это явление объясняется тем, что в традиционных индийских семьях наследники-мальчики ценятся гораздо выше девочек, и многие женщины, узнав о нежелательном поле плода, стремятся прервать беременность.

В настоящее время в Индии запрещено использование любых методик определения пола ребенка без медицинских показаний. Тем не менее, по данным ЮНИСЕФ, ежедневно в стране производится до 7 тысяч абортов по половому признаку. По словам автора иска, известного правозащитника Сабу Джорджа, Google, Yahoo и Microsoft проводят в индийском сегменте Интернета тщательно спланированные адресные кампании по рекламе различных методик и оборудования для определения пола будущего ребенка. С. Джордж отметил, что обращение индийских правозащитников уже получило поддержку правительства, признавшего, что подобные рекламные акции противоречат законам страны. Ранее индийским правозащитникам удалось добиться запрета на рекламу услуг но определению пола в печатных СМИ14.

Отдельно стоит остановиться на вопросе о смертной казни. Как показало первое крупное исследование выносимых в Индии судебных решений по делам о преступлениях, караемых смертной казнью, судебная система страны имеет многочисленные недостатки. Amnesty International считает, что в 2GG6 и 2GG7 годах к высшей мере наказания были приговорены не менее 14G человек. Согласно последним официальным данным, по состоянию на 31 декабря 2GG5 года в камерах для смертников содержались 273 человека. Сегодня эта цифра, скорее всего, намного выше. В первом всестороннем анализе, охватывающем период более 5G лет и затрагивающем около семисот решений Верховного Суда по делам, предусматривающим вынесение смертного приговора, авторы показывают, что судебная система страны нарушает нормы международного права и стандарты, регулирующие применение смертной казни.

В докладе, опубликованном Amnesty International, анализируются обнаруженные

в решениях Верховного Суда свидетельства о нарушениях закона и процессуальных норм, а также произвольности и непоследовательности на этапах следствия, судебного разбирательства, вынесения приговора и его обжалования в делах о преступлениях, караемых смертной казнью. Из исследования становится понятно, что:

1) смертная казнь применяется в Индии не в «редчайших случаях», как заявляет Верховный суд15;

2) напротив, многочисленные свидетельства указывают на то, что смертная казнь стала одним из произвольных, безответственных и недобросовестных видов обращения с подсудимыми.

Верховный суд, выступая блюстителем Конституции, активно вмешивается в вопросы межконфессиональных отношений, поддерживая достаточно хрупкий баланс религиозной толерантности. В начале 2010 г. суд вынес постановление, согласно которому разрешен многолетний межконфессиональный спор между индусами и мусульманами по вопросу принадлежности храмового комплекса Бабри-масджид в городе Айодхья, считающийся одним из семи основных святых мест индуизма в стране. Согласно индуистской традиции, на этом месте располагался дворец Рам-Джанмабхуми, где родился эпический герой «Рамаяны» Рама. С завоеванием территории современной Индии тюрками-мусульманами на месте индуистского храма была построена мечеть. Вопреки охранному предписанию Верховного суда Индии в начале декабря 1992 г., мечеть Бабри-масджид была разрушена индусскими фанатиками, что послужило причиной межобщинных религиозных столкновений в различных частях Индии, в результате которых погибло более 2000 человек, преимущественно мусульман. До принятия решения Верховным судом Индии руины разрушенной мечети были обнесены забором 4-метровой высоты и охранялись армейским подразделением. Решением Верховного суда Индии сооружение было поделено между двумя конфессиями, тем самым Верховный суд не отдал предпочтение ни индусам, ни мусульманам16.

Другим примером служит решение Верховного суда по иску Всеиндийской ассоциации благоденствия христиан. Суд не удовлетворил иск Ассоциации о запрете проката в стране киноленты "Код да Винчи", которая мотивировала свои требования о запрете показа ленты и изъятии из продажи одноименной книги Дэна Брауна тем, что эти произведения "оскорбляют чувства христиан". В вынесенном вердикте суда говорится, что беллетристика и поставленная на ее основе художественная кинолента не могут оскорблять религиозные чувства, так как не претендуют на документализм.

В начале 2010 года Верховный суд Индии не разрешил мусульманкам фотографироваться на удостоверения избирателей в одеждах, закрывающих лицо17. Согласно индийским законам, каждый избиратель должен зарегистрироваться и

получить соответствующее удостоверение с фотографией. Решение Верховного суда было вынесено после того, как группа исламских деятелей обратилась в Суд с заявлением, что требование Избирательной комиссии открывать лицо для фотографирования является "кощунственным" для женщин, носящих парду (платок, закрывающий лицо) или бурку (балахон, скрывающий лицо и фигуру). По мнению традиционалистов, лица женщин на фото "смогут разглядывать посторонние мужчины - работники избирательных участков и сотрудники избиркомов".

Однако Верховный суд заявил, что "если ваши религиозные чувства столь сильны, что вы не хотите быть увиденными официальными лицами, тогда не ходите голосовать". По мнению представителей суда, фото с закрытыми лицами не позволяют идентифицировать избирателя, что оставляет возможности для подтасовок. Ряд видных представителей мусульманской общины Индии уже призвали не протестовать против такого решения, заявив, что "Коран не требует носить бурку". Представители мусульманской общины при этом выразили надежду, что на выборах всех уровней избиркомы предоставят "достаточное количество" женщин-сотрудниц, чтобы помогать мусульманским избирательницам реализовывать свои избирательные права.

Как говорилось выше, Верховный суд является высшей апелляционной инстанцией по уголовным делам. Согласно статье 134 Конституции, апелляции в Верховный суд на любое решение или приговор по уголовному делу, вынесенному Высшим судом штата, допускается, если последний отменил оправдательный приговор и приговорил обвиняемого к смертной казни. Кроме того, апелляция может быть подана в Верховный суд по любому уголовному делу, если Высший суд штата специальным разрешением решит, что данное дело подлежит рассмотрению Верховным судом. Безусловно, такое возможно, если в деле затронуты существенные вопросы права, связанные с толкованием Конституции18.

Верховный суд Индии подтвердил смертный приговор убийце Суриндеру Коли, которого считают одним из самых кровавых маньяков в новейшей истории страны. Слуга из так называемого «дома ужасов» убил по меньшей мере 19 молодых женщин и девочек. Хотя суд счел доказанным причастность Коли к изнасилованию и жестокому убийству 14-летней девушки. Это дело, которое тянется уже несколько лет, стало одним из самых громких в сегодняшней Индии. В сентябре 2009 года Высокий суд города Аллахабада рассмотрел апелляции С. Коли и его соучастника М.С. Пандеру, который одновременно был его работодателем. В итоге приговор в отношении Коли был оставлен в силе, однако вердикт М.С. Пандеру отменили, поскольку суд признал собранные против него улики недостаточными. Верховный суд оставил в силе смертный приговор С. Коли, а его пособника приговорил к пожизненному заключению.

Стоит отметить такое важное полномочие Верховного суда, как консультации президента по важным вопросам права. Согласно статьи 143 Конституции, Верховный суд обязан давать консультативные заключения по любому вопросу права, который, по мнению президента, имеет такой характер и публичное значение, что целесообразно получить заключение суда. Особенностью данного заключения является то, что оно не является обязательным для президента и правительства и не подлежит обязательному исполнению, как все остальные решения Верховного суда. Заключение носит консультативный характер и исполнительная власть может принять во внимание при осуществлении своих действий, но не обязано действовать в строгом соответствии с ним. Однако нормы права, изложенные в консультативных заключениях суда, являются обязательными для нижестоящих судов. В отличие от практики многих стран, Верховный суд Индии, благодаря данным специфичным консультативным полномочиям, укрепляет свою роль в качестве блюстителя конституции и в обеспечении законности19.

В настоящее время судьи Верховного суда стали объектом многочисленных коррупционных скандалов. Судья Верховного суда Индии М. Сангви заявил, что в глазах населения судебная система страны превратилась в бизнес. По словам судьи, адвокаты берутся за дела не ради торжества справедливости, а ради денег20. Недостатки судебной системы вызывают недовольство у простых граждан. Несколько десятков тысяч человек собрались на демонстрации в Индии с требованием к правительству принять меры для обуздания коррупции. Акции, приуроченные к 63-й годовщине гибели идеолога ненасильственной борьбы Индии за независимость Махатмы Ганди, проходят на фоне целого ряда коррупционных скандалов, сотрясающих правительство страны с осени 2010 года.

Ряд общественных и религиозных деятелей и юристов возглавили многотысячное шествие в Дели. Участники демонстрации требуют сформировать общественный совет по борьбе с коррупцией, который будет наделен полномочиями увольнять проворовавшихся чиновников и отстранять коррупционеров от выборов. Также они настаивают на введении в законодательство нормы, позволяющей конфисковывать незаконно нажитое добро. «Многие политические силы во время выборов поддерживали эти требования, но после выборов и победители, и проигравшие забывают о борьбе с коррупцией. Вот и сейчас - поддержать нас не пришел ни один политик», - заявил один из организаторов акции протеста, адвокат Верховного суда Ашок Арора21.

Обычному человеку крайне трудно пробиться через все бюрократические препоны, чтобы добиться справедливости. В результате,

95% индийцев вообще не обращаются в суды, а оставшиеся 5% ждут своей очереди часто по 10 лет. Судебные расходы разорительны для большинства индийцев. Ситуация приводит к тому, что в Индии все чаще происходят самосуды22. К примеру, в нашумевшем деле С. Коли толпа недовольная «мягким» решением окружного суда предприняла попытку ворваться в здание, где проходило разбирательство, и наказать подсудимых. Однако стражи порядка смогли предотвратить самосуд.

Неповоротливость судебной системы привела к тому, что скопилось огромное количество нерассмотренных дел. Для того, чтобы разобрать все скопившиеся дела, Верховному суду Индии понадобится более 466 лет. При этом 629 гражданских и 17 уголовных дел ожидают своего рассмотрения более 20 лет23.

В ежегодном отчете Верховного суда отмечается, что количество дел, находящихся в суде более 20 лет, снизилось по сравнению с 2007 годом. Тогда в очереди было 882 административных и 428 уголовных дела. Всего же в Индии, по данным ООН, рассмотрения ожидают более 20 миллионов дел. По словам известного индийского адвоката Прашанта Бхушана, это свидетельствует о коллапсе судебной системы страны. Основной причиной задержек при рассмотрении дел является нехватка судей. При населении более миллиарда человек в Индии на каждый миллион жителей приходится 11 судей. В США этот показатель равен 110. По планам министерства юстиции Индии, к 2013 году количество судей должно увеличится до 50 на миллион жителей, однако пока неясно, из каких источников правительство намерено финансировать эту программу. Даже в Верховном суде Индии, которому по штату положено 48 судей, работают всего 32 судьи.

Деятельность Верховного суда с момента его создания демонстрирует становление и развитие конституционно-правовой системы Республики Индия. Верховный суд сыграл определяющую роль в расширении демократических ценностей в политической жизни страны, усилении внимания защите прав и свобод наиболее незащищенных слоев населения, предотвращение системных конституционно-правовых кризисов. Однако по-прежнему остается ряд вопросов, требующих неотложного внимания со стороны правительства и общественности.

Krayuchkin A.D. The Supreme Court and Legal System of India.

Summary: The article deals with status and function of the Supreme Court that holds prominent place in the legal system of India and plays important role in its political life. The significant cases give example of precedents revealing that the Indian Supreme Court contributes to legal law human rights and freedoms doctrine.

----------- Ключевые слова —

Индия, конституционно-правовая система Верховный суд.

-------------- Keywords ----

Republic of India, legal system, Supreme Court.

Примечания

1. Government of India Act 1935, section 200.

2. Khan Hamid. Constitutional and political history of Pakistan. Oxford university press, 2005. P. 27.

3. Das Hari. Political System of India. Anmol Publications, 2002. P. 120.

4. Kapur, Anup Chand. Constitutional history of India (1765-1970). Niraj Prakashan, New Dehli, 1970. Р 78.

5. Официальный сайт Верховного суда Индии. [Электронный ресурс]-режим доступа http://supremecourtofindia.nic.in/

6. Constitution of India, Article 124. [Электронный ресурс]-режим доступа - http://www.parliamentofindia.nic.in/

7. Ibid. article 124.

8. Индия сегодня. М. : Ариварта-пресс, 2004. С. 148.

9. Басу Д.Д. Основы конституционного права Индии. М., Наука, 1986 г. С. 422.

10. Krishna V R. Emergency - Darkest hour in India's judicial history. The Indian Express. 2007-09-16.

11. Bloomberg , 05-05-2010.

12. The Hindu. 11.03.2004.

13. Christian telegraph, 18.02.2008.

14. The Hindustan Times. 21.06.2009.

15. На суде по делу Бачана Сингха в 1980 году Верховный Суд постановил, что смертная казнь должна применяться только в «редчайших случаях».

16. Supreme court of India Annual report, 2009. [Электронный ресурс]-режим доступа http://supremecourtofindia.nic.in/

17. РИА Новости, 23.01.2010.

18. Басу Д.Д. Основы конституционного права Индии. М., Наука, 1986 г. С. 435.

19. Индия сегодня. М. : Ариварта-пресс, 2004. С. 178.

20. Shameful first: CBI to question two HC Judges, IBN Live, 9 September 2008.

21. Газета Коммерсант. 30.01.2011.

22. UP cops want CBI probe against 34 judges. The Times of India. 10.09.2008.

23. Supreme court of India Annual report, 2009. [Электронный ресурс]-режим доступа http://supremecourtofindia.nic.in/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.