Александр КОЖОЛЯНКО
ПРОНИКНОВЕНИЕ КАТОЛИЦИЗМА НА БУКОВИНУ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СЕМЕЙНОКАЛЕНДАРНУЮ ОБРЯДНОСТЬ БУКОВИНЦЕВ
Исследование процесса проникновения католицизма в восточные славянские земли, в частности в Буковину и Галичину, является довольно актуальным.
В поле зрения европейских ученых (русских, австрийских, румынских и украинских) религиозная ситуация на Буковине попала во второй половине XIX - первых десятилетиях ХХ в.
Среди работ российских историков выделяются исследования
Н. Сбоева. Так, в работе «Император Иосиф II и его восточная политика» он охарактеризовал политику Иосифа II по отношению к населению захваченных территорий как захватническую и экспан-сивно-католическую1.
Непосредственно оценку религиозной ситуации на Буковине с позиций русской исторической науки последней четверти XIX в. провели В. Мордвинов, П. Соколов, П. Митрофанов. В частности, В. Мордвинов в труде «Православная церковь на Буковине» (1874) детально проанализировал религиозную реформу императора Иосифа II по ликвидации православных монастырей в крае и создание Православного религиозного фонда Буковины под контролем австрийского правительства2.
Церковно-историческое исследование религиозной политики империи Габсбургов осуществил П. Соколов3. Его труд «Церковная реформа императора Иосифа II. Попытка церковно-исторического исследования из истории западных исследований» (1892) посвящен политике австрийского правительства последней четверти XVIII в. в отношении православных монастырей в Галичине и Буковине, а также вопросу подчинения Буковинского православного религиозного фонда австрийскому правительству.
В начале ХХ в. русский историк П. Митрофанов опубликовал книгу «Политическая деятельность Иосифа II. Его сторонники и враги (1780-1790)» (1907)4, где анализируется деятельность австрийского императора в течение первых десяти лет правления. Именно на эти годы приходится и его религиозная реформа.
Немецкий историк Бах в труде «Австрия в первой половине XIX в.» (1906), давая характеристику экономического состояния империи, называет Австрию первой половины XIX в. феодально-цеховым государством, где феодализм господствовал неограниченно; он указывает также, что «католическая церковь была в Австрии государственной церковью ... католицизм, пользуясь исключительным признанием и всеми правами, пользовался в осуществлении всех своих задач непосредственной помощью государства»5.
Интерес к истории Буковины проявляли и польские историки. Так, в 1914 г. вышла книга О. Жуковского «Буковина под взглядом топографическим, статистическим и историческим...», в которой автор пытался показать жизнь поляков на Буковине, раскрывая частично и вопрос религиозности польского этноса6.
Значительный интерес к вопросам католизации Буковины прослеживается с 20-х гг. ХХ в. среди румынских историков. В течение 2030-х гг. румынские историки С. Рэли и Д. Ончулеску исключительно с целью демонстрации антирумынской политики Австрии на Буковине попытались показать католическую экспансию как средство германизации буковинских румын. При этом они полностью обошли вопрос попыток католизации украинского этноса.
Например, румынский историк С. Рэли опубликовал три книги: «Начало австрийского католицизма на Буковине» (1928)7, «Пропаганда католическо-австрийская против церкви православных румын Буковины» (1928)8, «Религиозная политика Габсбургов» (1929)9. В первых двух работах С. Рэли была дана оценка католизации общины с. Бояны через греко-католического эмиссара села Садгоры Глебовича в 30-40-х гг. В третьей автор дает оценку католической экспансии не только на Буковине, но и в других регионах империи. Вопрос католизации Буковины за счет привлечения к католицизму православных румын исследовал в конце 30-х гг. ХХ в. румынский историк Д. Ончулеску10.
Не оставил без внимания религиозную ситуацию в крае во времена австрийского господства буковинский историк и этнограф конца XIX - начала ХХ в. Р. Ф. Кайндль. В книге «Оккупация Буковины Австрией» (1994)11 он, наряду с подачей материала об обстоятельствах и процессе захвата края Габсбургами, характеризует религиозное состояние края на 1774 г.
В работе «История Буковины», опубликованной в 1898 г., Р.Ф. Кайндль посвятил этому вопросу отдельный раздел третьего тома12, где представил материал о существующих на Буковине религиозных течениях и верованиях (католицизм, украинское православие, русское старообрядчество, греко-католицизм, протестантизм, иудаизм).
Несмотря на наличие достаточно большого количества работ по вопросу оценки религиозной ситуации на Буковине во время австрийской оккупации края, вопрос о католическом давлении на православных украинцев Буковины не исследован. В большинстве исторических и этнологических публикаций второй половины ХХ в. провозглашалась толерантность австрийцев по отношению к другим этносам империи. Такой же характер носит и книга «От Сараево до Парижа. Буковинский Interregnum 1914-1921», опубликованная в 2009 г.13 Приведу только одно предложение из этой книги: «Для Буковины семь лет перед началом I мировой войны были годами наибольшего расцвета материального, культурного, образовательного, общественного». Непомерно восхваляется в ней «мультикультурность и толерантность» австрийских властей на Буковине14.
Материалы исторических публикаций австрийских историков второй половины XIX в. Ф. Викенгаузера15, И. Полека16, Ф. Циглауе-ра17 указывают, что на время оккупации Буковины Австрией (1774 г.) сторонников католицизма на Буковине было мало.
Исторические документы свидетельствуют о том, что Рим занимался распространением католицизма на восточные земли еще во времена монголо-татарского нашествия. Так, например, в 1347 г. папа Климентий VI направил епископом в город Сирет, расположенный в южной части Буковины, капеллана венгерского короля Томаса Нимте18.
Усиливается влияние Римского папы на Буковину в период правления в Молдавии князя Лацко. Последний был сторонником католической веры и делал все для ее внедрения в своей стране и соседних с Молдавским княжеством территориях.
Посредством католической веры он надеялся получить защиту и поддержку могущественного Рима в борьбе за утверждение Молдавского княжества как сильной европейской страны.
Есть и другая точка зрения на возможную причину ухода князя Лацко из-под влияния православного епископа Галича и подчинения молдавской церкви католическому епископу г. Сирет: это желание получить от епископа разрешение на развод со своей женой, от которой у него не было детей19.
Во времена правления Молдавским княжеством династии Мушат католическое проникновение в Буковину продолжается. В 80-х гг. XIV в. при правлении в Молдавии князя Кости Мушата по желанию его жены Маргариты, большой приверженки католицизма, в Сирете сооружается католическая церковь и основывается доминиканский монастырь.
В другом крупном городе Буковины - Сучаве католическая церковь была построена в начале XVI в. при правлении молдавского воеводы
Богдана III, который был женат на польской принцессе Елизавете, католичке по вероисповеданию.
С провозглашением унии католическая экспансия в Буковинский край усиливается. В Сучаве, наряду с католической церковью, при содействии жены воеводы Петра в конце XVI в. сооружается первая на Буковине греко-католическая церковь.
Хорошей иллюстрацией церковной политики Австрии на территории других стран могут служить циркуляр и решение императрицы Марии Терезии относительно рапорта барона Букова от 3 сентября 1861 г.
В этом документе, в частности, говорится о планах унии для всех православных народов, земли которых являются частью Австрии, и о привлечении к католицизму других народов: «Придворная канцелярия поддерживает католическое духовенство и особенно иезуитов империи, чтобы они таинственным образом работали с целью привлечения еретиков австрийских стран»20.
Ко времени оккупации Буковинского края Австрией (1774 г.) в церковных делах южная часть края относилась непосредственно к ясскому митрополиту. Северная часть края была в ведении епископа из Радовцов, которому, кроме священников церковных приходов, подчинялись монахи буковинских православных монастырей.
В действительности руководители монастырей были практически самостоятельными правителями, и их зависимость от митрополита была достаточно формальной. Такое положение обусловило финансовые злоупотребления монастырских игуменов, которые транжирили церковные богатства на светские забавы, а простые монахи жили в бедности. Большинство из них были неграмотными. Это вызвало проблему с обеспечением учителями новых школ, которые открывались в первые десятилетия австрийской оккупации. В других провинциях Австрии новые школы пополнялись именно за счет священнослужителей. На Буковине эту проблему таким образом решить не было возможности.
Ясский митрополит враждебно встретил оккупацию Буковины Австрией и распространял среди священников антиавстрийские настроения. Это и ряд других обстоятельств обусловили ускорение проведения на Буковине религиозной реформы.
В 1779 г. военный управляющий Буковины генерал Энценберг обратился к австрийскому правительству с меморандумом о неотложной религиозной реформе21.
Основными ее идеями было устранение буковинского православного духовенства от управления богатством (имения, земля, леса, пастбища) и переход церковных богатств в собственность государства.
Первым шагом в проведении религиозной реформы было отделение буковинского духовенства из-под юрисдикции ясского митрополита и подчинение епископу Радовецкому, а последний находился под опекой архиепископа Карловицкого. Такое распоряжение правительства в Вене приняли 16 марта 1787 г.
Следующим шагом религиозной реформы было перенесение епископата в г. Черновцы (с января 1782 г.) и создание управленческого церковного органа - консистории. После этого прошло почти сто лет до того времени, как епископат в Черновцах был преобразован в митрополию, распространявшую свою власть в религиозных делах на Буковину и Далмацию.
В 80-х гг. XVIII в. на Буковине был оглашен правительственный документ о свободе вероисповедания. Равные права с численно преобладавшей православной церковью получили католическая и протестантские церкви.
Австрийские власти из Вены обратились к буковинским священнослужителям с требованием передать в государственное управление свои латифундии. Первым откликнулся епископ Досифтей Херескул. Он уже в августе 1782 г. передал свои имения в государственное управление, а взамен получил от правительства годовую субсидию в 7 тыс. флоринов (для рядовых священников государственное жалование было определено в 2-3 тыс.)22. Этот шаг должен был стать показательным для других священников, которые, хотя и с ропотом, но также начали передавать свои имения государству.
Важным моментом в ускорении религиозной реформы было посещение Буковины австрийским императором в июне 1783 г. В своих записках визита он отметил: «Что касается духовенства, то очень важно уменьшить количество монастырей, а их имения сразу передать государству. Относительно священников-чужаков, которые не живут в крае, то их имущество забрать и создать фонд поддержки буковинского православного духовенства, открыть школу в Сучаве, а оставшиеся средства использовать на другие религиозные потреб-ности»23.
Однако лишить священников, живших вне Буковины, их краевых имений без возмещения не удалось. Монастыри и священники выступили с протестом против планов правительства и императора. Распоряжение кайзера конфисковать имения без возмещения так и не было выполнено. Часть имений была выкуплена государством, а часть обменена на имения, которыми владели буковинские священники вне Буковины, например в Молдавии.
Реформа продолжалась до апреля 1785 г. и завершилась созданием Православного религиозного фонда, охватывавшего богатства 2/3
всей территории Буковины. Этот фонд полностью контролировался австрийским правительством.
Таким образом, правительству удалось лишить сверхбогатства отдельных священников и монастыри, снять опасность финансовой поддержки антиавстрийских сил на Буковине и взять под свой контроль православное духовенство края, имевшее большое влияние на социально-экономические процессы.
Следует отметить, что созданный Православный религиозный фонд Буковины составом руководства и деятельностью преимущественно был антиправославным. Показателен в этом отношении состав руководства фонда («Дирекция») и служащих. Например, в конце Х1Х в. в «Дирекции» преобладали немцы римо-католики, протестанты. В 1897 г. служащие фонда были на 61% из римо-католиками, протестан-тами-лютеранами, евангелистами (по национальности - немцы, чехи, поляки и др.), и только 39% служащих были местные - буковинцы24.
К православному вероисповеданию на Буковине принадлежали также православные армяне и русские-старообрядцы, которые первыми пришли на Буковину еще во времена вхождения края в Молдавское княжество. В религиозных делах они подчинялись епископу Анатолии. Часть армян прибыла на Буковину в XVII в. из Галичины (Львова) и стала католиками.
Армяне, жившие в Молдавском княжестве, включая Буковину, по характеру верования были монофизитами, сохраняя религиозную связь с епископом, который находился в Анатолии. Если в 1774 г. их здесь насчитывалось всего 59 семей, то на 1781 г. их уже было 129 семей.
Военный управляющий Буковины генерал Энценберг, как отмечает Р. Ф. Кайндль, делал попытки переманить всех армян в католицизм. Однако такая настойчивость и поспешность военного управляющего края вызвала недовольство армянской общины, которая пожаловалась в Вену, и Дворцовый военный совет в июне 1783 г. указал Энценбергу в этом вопросе поступать тактично и не обращать внимание на их вероисповедание. В постановлении совета отмечалось, что армяне важны для австрийского государства как жители края, которые исправно платят налоги25.
Негативную реакцию в отношении назойливого приведения к католицизму сучавских армян выразил император Иосиф II, который в письме к военному управлению Буковины (19 июня 1783 г.) предостерегал: «Нужно прекратить все давление на религию армян и пытаться еще больше привлечь людей к поселению в пределах Австрии»26. Однако уже в 1786 г. его мнение изменилось, и он издал указ о запрете религиозных связей армян с зарубежными центрами. Армяне-ортодоксы обязаны по административным делам подчинят-
ся австрийским властям, а в религиозных - религиозному совету г. Сучавы.
Армян-католиков на Буковине было немного. На 1775 г. в Черновцах проживало 4 семьи римско-католических армян. Церковь для черновицких армян-католиков построили только в 1836 г.
Греко-католики (униаты) в крае почти полностью были представлены русинами. После оккупации Буковины Австрией часть из них прибыла из Трансильвании, Марамуреша, Польши и Галиции. Вопрос о статусе униатов на Буковине рассматривался на правительственном совещании в Вене в апреле 1780 г. При рассмотрении дела отмечалось, что существенной разницы между униатами и православными в вопросах богослужения, обычаев и обрядов нет. «Поэтому этот народ, живущий разбросанно, не знает никакой разницы и, видимо, не думая и по незнанию, перешел в православие»27. Для униатов было решено строить церкви и подчинить их униатскому епископу во Львове. Однако православный епископ Досифтей Херескул выразил протест против этого решения, указав на вмешательство в религиозные дела украинцев-русинов и на возможные нежелательные последствия.
Подчинения греко-католиков Буковины в XVIII в. львовском епископу так и не произошло. Только в мае 1812 г. австрийское правительство разрешило назначать греко-католических священников Буковины из Львова. Первый буковинский греко-католический декан Федор Лаврецкий был назначен в 1814 г. Он подчинялся греко-католическому епископу Львова.
В 1885 г. состоялось подчинение буковинского греко-католического духовенства станиславскому епископу.
Новопоселенцы (греко-католики) из Галичины в буковинских селах преимущественно переходили в православие. В хронике римско-католического костела г. Черновцы указывается: «В большинстве, особенно в селах, греко-католики перешли в православие. Но многие, особенно в городах и местечках, где были католические священники, соединились с католиками»28.
С появлением в последней четверти ХVIM в. венгерских колонистов на Буковине выросло количество римо-католиков (колонии Гадикфальва, Андреасфальва). Соответственно, имперская власть заботилась об обеспечении католиков священниками.
Так, в письме Иосифа II к государственному советнику Крезлу от 24 декабря 1785 г. говорится: «Поскольку на Буковине начинают селиться некоторые католики, там есть потребность в епископе и приходах. В настоящее время этот округ находится в ведении епископа с Пелтени, находящейся на значительном расстоянии от Буковины.
Я хочу подчинить Буковину католическому архидиакону из Львова или епископу из Перемышля. Туда, где ближе»29.
Для окончательного решения этого вопроса в Вену был приглашен военный руководитель Буковины генерал Энценберг, который высказался за статус-кво. Он указывал, что за исключением венгров-колонистов, имеющих своих священников, остальные католики живут в крае разбросанно и их собрать в отдельные приходы невозможно.
Однако уже в начале 1786 г. не только буковинские католики были подчинены львовском архидиакону, но и весь Буковинский край стал округом Галичины. Время военной администрации на Буковине закончилось.
Колонизация края австрийскими колонистами из метрополии привела к резкому росту числа римо-католиков. Если в 1784 г. в крае было 500 жителей, исповедовавших римо-католическую веру, то уже через два года, в 1786 г., их количество увеличилось до 3609 чел.30
В конце XVIII в. (1795 г.) на Буковине насчитывалось уже более 6000 переселенцев, собственно с немецко-австрийских территорий31.
О процессе католизации украинцев-русинов Буковины писал и буковинский этнограф второй половины ХІХ в. Г. Купчанко. Так, в работе «Наша родина» он отмечал: «Латинские священники из Рима и Германии начали ходить между славянских христиан и привлекать их к латинскому обряду. Папа дал латинским и немецким священникам волю поступать со славянскими священниками так, как сами того хотят. Не успел папа дать латинским и немецким священникам волю, как они тотчас начали выгонять славянских священников и арестовывать их как злодеев...»32.
Важным источником католизации на Буковине была и политика австрийских властей по финансированию католических священников. Современный буковинский историк В. Ботушанский отмечает: «Католическое духовенство Буковины, количественно уступающее православному, получало значительно большую оплату»33.
Представителей протестантских верований на 1786 г. в крае насчитывалось 228 человек (149 кальвинистов-реформистов, 79 лютеран).
Австрийская власть была не против поселения протестантов на Буковине и обеспечения их своими священниками. Об этом свидетельствует декрет Военного придворного совета, принятый по указу Иосифа II от 1 декабря 1786 г. Декретом протестантским священникам разрешалось посещать верующих на Буковине. Распоряжением австрийских властей от 1787 г. религиозно обслуживать буковинских протестантов должен был священник из галицкого городка Зале-щики, а с весны 1791 г. ими стал заниматься пастор Штефан Гибель, прибывший из немецкого города Вюртенберга. Он подчинил своей
власти всех буковинских протестантов и устроил пасторат в немецкой колонии Мелешеуцы на Буковине. К середине 90-х гг. XVIII в. протестантский пасторат перебрался в Радовцы. Вместе с этим ряд протестантских общин (протестанты из венгерской колонии Андреас-фальва, черновицкие протестанты-кальвинисты) организовали свои собственные пастораты. Попытки создать буковинский протестантский сеньорат из пяти пасторатов не были реализованы, и к концу XIX в. все протестантские пастораты действовали самостоятельно.
Католизация Буковины негативно отразилась на культурном развитии края. В первую очередь это касается духовной культуры. В большинстве случаев проводилась насильственная католизация местного православного населения. Например, католический священник в с. Садгора при поддержке администрации запрещал посещение православного храма крестьянами, проживавшими вблизи католического костела.
При содействии австрийской администрации всячески пропагандировались католические календарные праздники (Рождество, Новый год, Водокрещение), которые проводились по новому календарю. Это создавало путаницу в практике праздников и обрядов и негативно влияло на моральное состояние общества. В результате многие крестьяне вообще перестали ходить в церковь, а в карпатской зоне края возвращались к языческой вере34. Двоеверие (христианство-язычество) в практике празднования календарных праздников и обрядов (Рождество, Новый год, Великдень-Пасха и др.) сохранялось на Буковине вплоть до середины ХХ в.35
Давление католиков на православных ощущалось в крае повсеместно. Например, в ранее православной общине села Бояны католический священник-ксендз в начале Х1Х в., пользуясь поддержкой местного арендатора-католика Клебана, обязал крестьян проводить свадьбы, крестины и похороны только в католическом соборе и, соответственно, с католическим священником по католических канонам36.
Таким образом, на Буковину, преимущественно православный по вероисповеданию край, римско-католическая вера начала проникать уже с XIV в. В последней четверти XVIII в., с оккупацией края Австрией, усилиями австрийской администрации и католических миссионеров осуществлялось интенсивное внедрение католицизма путем ограничения связей и влияния на буковинцев православной церкви, замены последней на греко-католическое и римско-католическое вероисповедание. Австрийское правительство и местная администрация терпимо относились к протестантской вере на Буковине. Однако такие действия во многих случаях, особенно в карпатской зоне края, тормозили распространение христианства вообще и содействовали
сохранению языческих верований.
Особенно заметным было влияние администрации и католических священников на проведение семейных и календарных праздников, в большинстве отличных от православных в датах проведения, атрибутике и обрядности. Это негативно сказывалось на морально-психологическом состоянии украинцев-русинов Буковины, на развитии их духовной культуры.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Сбоев Н. Император Иосиф ІІ и его восточная политика. М., 1884.
2. Мордвинов В. Православная церковь на Буковине. СПб., 1874.
3. Соколов П.С. Церковная реформа императора Иосифа ІІ. Попытка церковно-исторического исследования из истории западных исследований. Саратов, 1892.
4. Митрофанов П. Политическая деятельность Иосифа ІІ. Его сторонники и его враги (1780-1790). СПб., 1907.
5. Бах М. Австрия в первую половину ХІХ в. / Перевод с немецкого В. Базарова. СПб., 1906. С. 49.
6. Zukowski O.M. Bukowina pod wsgLedem topograficznym, statystycznym
I historycznym ze bzezegoLnem wsgLedniem zimiotu poLskiego. Czerniowce-Lwow, 1914.
7. Reli S. InceputuriLe CatoLicismuLui austriac in Bucovina. Cernau^i, 1928.
8. Reli S. Propahanda catoLica austriaca importiva Bisericu ort. romana din Bucovina. Cernau^i, 1928.
9. Reli S. PoLitica reLigioasa a HabsburgiLor fa^a de Biserica ortodoxa-romana in secoLuL aL ХІХ - Lea. Cernau^i, 1928.
10. Onciulescu D. O incercare de catoLicizare a Bucovinei. Cernau^i, 1939.
11. Kaindl R.F. Die Erwerbung der Bukowina durch Osterreich. Czernowitz, 1894.
12. Kaindl R.F. Geschichte der Bukowina. III Abschnitt. Die Bukowina unter der Herrschaft des Osterreichischen Kaiserhauses (seit 1774). Czernowitz, 1898.
13. Старик В. Від Сараєва до Парижа. Чернівці, 2009.
14. Там же. С. 9.
15. Wickenhauser F.A. MoLdau oder Beitrage zur Geschicht der MoLdau und Bukowina, IV. Czernowitz, 1891.
16. Polek J. AusgewahLte. CapiteL aus dem Gedenkbuche der romisch-kathoLik. Czernowitz, 1890.
17. Zieglauer F. Geschichte BiLder aus der Bukowina zur Zait der Osterreichischen MiLitar verwaLtung (zweite BiLderreihe. - Die Jahre 1780 und 1781). Czernowitz, 1897.
18. Die Osterraichisch-ungarische Monarchie in Wort und BiLd. Bukowina. Wien, 1899, р. 68-60.
19. Там же. С. 70.
20. Яєіі Б. РоІШса геІідїоаБа а Habsburgilor fata de ВІБегіса ortodoxa-гатапа іп Бесоїиі аі ХІХ-Іеа. Р. 88.
21. Kaindl 1^1. Geschichte deг Bukowina. III АЬбсілпіН. Р 31.
22. Ботушанський В. Нариси з історії православної церкви Буковини. Чернівці, 2012. С. 39-40.
23. Kaindl R.F. Geschichte der Bukowina. III АЬбсілпіН. Р 32.
24. Черновицкий областной государственный архив (ЧОГА). Ф.3. Краевое управление. Оп. 1. Д. 9013. С. 16-17.
25. Kaindl R.F. Geschichte der Bukowina. III Abschnitt. Р 35.
26. Там же.
27. Там же. С. 36.
28. Там же. С. 37.
29. Там же. С. 38-39.
30. Там же. С. 39.
31. Центральный исторический архив Украины во Львове (ЦДИАУ во Львове). Ф.146. Оп. 7. Д. 2051. Л. 12.
32. Купчанко Г. Наша родина. Ведень, 1875. С. 14-15.
33. Ботушанський В. Указ. праця. С. 40.
34. Писання Осипа Юрія Федьковича. Перше повне і критичне видання. Т.1. Львів, 1902. С.606.
35. Материалы этнографической экспедиции Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича. 1982. Т 2. С. 15.
36. ReliБ. Роїкка religioasa а Habsbuгgiloг fata de Biseгica ortodoxa-гатапа іп secolul аі ХІХ-Іеа. Р 62.
А Единая РУСЬ
) ПТ http://www.edrus.org
Сайт создан в 1999 г. и содержит материалы по истории Малороссии, создания украинского языка и гонений на общерусский язык, размышления о культуре и геополитике, аналитические статьи и архивные документы.
На сайте можно найти классику полемики с украинофилами (Н. Ульянов, Л. Волконский, князь Трубецкой и др.) и современных авторов (С. Сидоренко).