УДК 94(477.85) “14/17”
кицманские владения РЭДЭУЦКОЙ ЕПИСКОПИИ в XV-XVIII вв.
М.К. Чучко
Черновицкий национальный университет им. Юрия Федьковича
(Украина)
e-mail: [email protected]
Авторское резюме
Статья посвящена истории пребывания села Великий Коцмань со всеми приселками и угодьями во владении Рэдэуцкой епископии. Кицманские владения, подаренные рэдэуцким епископам господарями Молдавии в XV в., несколько последующих столетий оставались их вотчиной, что неоднократно подтверждалось последующими грамотами воевод.
Из-за близости польской границы Кицманские владения епископства неоднократно становились объектом разорения вражескими войсками. Приграничное расположение способствовало также размещению в Коцмане и окружающих селах подразделения молдавской конной стражи - каларашей, которые пользовались определенными льготами, из-за чего их проживание на территории церковных владений было экономически невыгодно епископству.
После присоединения Буковины к империи Габсбургов новые власти в 1782 г. секуляризировали Кицманские владения Рэдэуцкой епархии и включили их в состав созданного из бывших церковно-монастырских владений Буковинского православного религиозного фонда.
Ключевые слова: Великий Коцмань, Рэдэуцкая епископия, епископ, Молдавия, воевода, калараши, Буковина, секуляризация, религиозный фонд.
Kitsman possession of dioceses of Radauts in 15-18th C.
M.K. Chuchko
Fedkovich National University of Chernivtsi (Ukraine) e-mail: [email protected]
Abstract
The article highlights the history village of Great Kotsman all farm and land owned diocese of Radauts Being donated to the bishops Radauts princes of Moldova in the XV century, Kitsman possession for the next few centuries were their ancestral lands, which has been repeatedly confirmed by subsequent charters of voevod.
Because of the proximity of the Polish border with the surrounding villages Kotsman not once became the object of ruin enemy troops. Cross-border location also contributed to the fact in Kotsman and villages for a long time housed units Moldovan Conn guards
- Calarasi, which enjoyed certain privileges and their residence in the church lands were unprofitable bishopric.
After the annexation of Bukovina to the basis of the power of the Habsburg Empire in 1782 secularized Kitsman possession of the diocese of Radauts and incorporated them into the set up of church-monastery possessions Bukovina Orthodox religious foundation.
Keywords: Great Kotsman, diocese of Radauts, bishops, Moldova, princes, Calarasi, Bukovina, secularization, religious endowment.
В период средневековья и раннее новое время православная церковь играла видную роль в жизни Молдавского государства. И это неудивительно, поскольку в то время господствующей концепцией как в религиозной, так и политической жизни была идея провиденциализма. Все происходящее объяснялось исключительно милостью Божьей. Поэтому молдавские правители уже с первых лет существования молдавской государственности стремились заручиться поддержкой церковних структур (поскольку именно церковь в те времена придавала законность деятельности светских властей вообще и легитимность власти господаря в частности)1.
Получив в Молдавии еще в XIV в. официальный статус, в начале XV в. православная церковь структурно оформилась в Сучавскую митрополию с двумя епархиями - в Романе и Рэдэуць. Причем под юрисдикцией первой епархии находилась вся южная часть страны, а территориальные рамки последней охватывали большую часть Верхней Молдавии2. По словам интерпретатора летописи Г. Уреке Мисаила Кэлугэрула, когда воевода Александр Добрый в 1402 г. поставил «епископа в святом монастыре в Рэдэуць», то включил в состав его епархии «Верхнюю землю, со стороны Польши, волости верхние»3.
История Рэдэуцкого епископства довольно подробно освещена молдавскими, румынскими, австрийскими, российскими, а также украинскими исследователями4. Однако вопросы, связанные с историей приобретения и расширения отдельных ее владений, еще не
достаточно полно раскрыты. Исходя из этого, автор статьи более подробно остановится на Кицманских владениях Рэдэуцкой епископской кафедры, начиная с момента их пожалования и заканчивая временем секуляризации.
Как и другим епархиям Молдавской земли, Рэдэуцкому епископству уже в первые десятилетия его существования были пожалованы господарем Александром Добрым земельные владения как в самом поселении Рэдэуць, так и за его пределами. Среди последних наиболее крупной вотчиной владык Рэдэуцких стало село Великий Коцмань (теперь г. Кицмань) с приселками Суховерхов, Хливище, Давыдовцы в Цецинской (позднее Черновицкой) волости. Его, согласно грамоте от 6 июля 1413 г. 5, Александр Добрый сначала подарил своей теще княжне Анастасии, дочери воеводы Лацку6, а после ее смерти в 1420 г., как и было сказано в дарственной грамоте, оно перешло во владение Рэдэуцкой епископии7.
О том, что Рэдэуцкое епископство стало владельцем Коцманя после смерти княжны Анастасии (|26 марта 6928 (1420) г.), нам доподлинно известно из эпитафии на ее надгробной плите в церкви Св. Николая в Рэдэуць, где выбито: «/о Стефан воєвод гсднъ земли молдавской в льт зє мсца ап аі украси гроб своей прьдьдници княжни анастасїі іаже даде коцман обители сей дъщи лацка воєвод, она прь-ставися вльт sцки мсца март ю»8.
Факт перехода села Великий Коцмань с приселками во владение епископства в Рэдэуць после смерти княжны Анастасии подтверждают не только упомянутая эпитафия, но и две более поздние грамоты (1479 и 1481 гг.), выданные господарем Молдавии Штефаном Великим в Сучаве епископу Рэдэуцкому Иоанникию. Характерно, что эти грамоты сохраняли за епископством не только право собственности и суда в Коцманских владениях, но и их иммунитет, охранявший от чиновников воеводы. В частности, в грамоте от 30 августа 1479 г. Штефан предостерегал: «И також де варе колико села сут у Коцмани, що прислухают от нашого митрополию от Радовцєх, а до тих люди, що сут у тих селах, аби не имали дило ни един наш боярин, ани староста от Цьцина, ани глобниці, ани переруби, ни судити их, ани глобу узети от них не за великое дило, ани за малое дило, ни за душогубство, ни за волочение дивку, шо сь там у Коцмани будет учинит, але щоби их судили наши епискупи или дворниці их, яко више пишем»9. В грамоте от 23 августа 1481 г. также указывалось: «И та-кожде варе колико села сут у Коцмане, що прислухают от нашего митрополита от Радовцєх, а до тих люди, що сут у тих селах, аби не имали дило ни един наш боярин, ани староста от Цьцина, ани глобниці, ани перерубци... И тих наши слуги переруби аби негонили
тоти люди от Коцманя ни на город, ни на млини, н на наши дворове, сь иными земльне, и тиж за припаси, що се знайдут оу Радовцєх и у Коцмане, у них селах, що прислухают от митрополию, и до тих припаси никто аби не мал. ни жадное дело, ани аби имал дило епискупа нашего от Радовцєх, или дворницы их. Тое все више писанное да есть от нас урик нашему митрополиту от Радовцех непорушену николи-же на вьки»10.
Можно полагать, что приведенные выше грамоты написаны по одному шаблону и, очевидно, дословно повторяют более ранние жалованные акты молдавских воевод епископам Рэдэуцким на Коцмань, изданные в промежуток между правлением Александра Доброго и Петра Арона. На это, кроме шаблонного текста, указывает, в частности, упоминание в грамотах 1479 и 1481 гг. старосты Цеци-на, что после 1457 г. уже стало анахронизмом: ведь, как известно из других документов воеводской канцелярии, центром волости в дальнейшем были уже Черновцы, а не Цецин, разрушенный во время смуты. Кстати, в грамоте от 7 мая 1473 г. Коцмань упомянут как поселение, с которым граничит село Иванковцы Черновицкой волости. Согласно этому акту Иванковский готар «шел мимо Коцманя до старой Хмелевской дороги и дальше мимо Ошихлебов к потоку Волховец»11.
После ухудшения в 80-90-х гг. XV в. польско-молдавских отношений король Польши Ян Ольбрахт, разочаровавшись в надежности своего вассала Штефана III, решил захватить Молдавию. Под предлогом антиосманского похода на Килию и Белгород в середине августа 1497 г. польский монарх с большим войском вторгся в пределы Молдавской земли, перейдя Днестр выше Городенки, и остановился со своим двором в Коцмане, во владении Рэдэуцкого епископства.
Узнав о походе короля, воевода Молдавии направил на переговоры с ним великого логофета Иона Теуту и великого казначея Исаака, требуя, чтобы Ян Ольбрахт с войском покинул пределы страны. Король велел схватить послов и, заковав в кандалы, отправить во Львов. «И тако они тамо сътвориша у Коцмане седмь дни и падоша у Шипинци», - свидетельствует автор Бистрицкой летописи12. После столкновения у брода на «Черновском тръгу» с молдавской стражей Ян Ольбрахт со всеми своими силами отправился к Сучаве - столице Молдавской земли13. Три недели он осаждал и обстреливал «град Сучавский», но безуспешно. После неудачной попытки захватить город и поражения в «край Козминьской Буковини» 26 октября 1497 г. король Ян Ольбрахт, по словам автора Путнянской летописи, собрал войско в селе Козмин. Между тем, в Ленковцах молдаване разбили отряд мазовецкой конницы, которая направлялась из Снятина на
помощь королю. В Шипинцах молдавские воины попытались остановить литовский отряд, которому все же удалось пробиться в Черновцы, куда прибыл из Козмина Ян Ольбрахт. При переходе через Прут королевское войско вновь было атаковано. Однако королю удалось отступить в Польшу, так что 31 октября Ян Ольбрахт с войском находился уже в Снятине14.
За год до своей кончины господарь Штефан Великий, заботясь о спасении душ «святопочивших предков, дедов и родителей», а также о здоровье и спасении своем, своих жены и детей, 26 августа 1503 г. выдал епископу Рэдэуцкому еще одну подтверждающую грамоту на владения в Рэдэуць и Великом Коцмане. В этом акте, в частности, было сказано: «И дали и потвердили есмы тии нашеи святоі іепископіи от Радовцехяк првдиву отчину, даніе предков дедов нашіх, села на имь: Радовци ис млин, и Великии Коцман ис оусими своїми приселки, що къ Коцману прислухают, на име приселком: Хавриловци, и Хливишча, и Давидовци, и Садков, и Кливодинул и Блоудна, и Суховерхъ и Чаплинци, и Валева, що есть часть іепископіи Радовскои. Так и все вишеписаннои да ест тои нашои святои іепископіи Радовскои, одеже есть храм святого отца нашого архіерарха и чюдотворца Николаа и где ест епископ молебник наш, кір /оанникіе, от нас урик и с въсем доходом, непорушенно николи, на въки въчнія»15.
Еще одно упоминание о Коцмане как владении рэдэуцких владык в период правления Штефана Великого находим в славянской рукописной «Минее», в которой сохранилась запись, что «почаст-ся и съвръшися сія книга въ дни Блгочьстиваго и хсолюбиваго гдна нашого /о Стефана воєвода гсра земли молдавскои подвиженіемъ и бгспенемъ и даніемъ Архиепископа Радовскаго кир /оаникіа: рукоу многогрішного попа Игнат, оу славном селъ коцмани, вльтъ, зві мсца іюніа а» (1 июня 7012/1504)16.
Следующую подтверждающую грамоту на владение Рэдэуцкого епископства в Великом Коцмане дал в 1519 г. новому владыке Па-хомию воевода Штефаница, внук Штефана Великого: «и съ оусими своїми приселки, що къ Коцманоу прислоухают, на имя приселком: Хавриловци, и Хливишча, и Давидовци, и Садковъ и Кливодинул, и Блоудна, и Суховерхъ и Чаплинци, и Валева, що есть часть епископіи Радовскои»17.
Очевидно, воеводские чиновники и служиторы, учитывая беспорядки во время военных конфликтов, происходивших на рубеже XVI
- XVII вв., не всегда учитывали право иммунитета владений Рэдэуцкого епископства в Коцмане и допускали различные самовольные поборы. Об этом, в частности, свидетельствует грамота молдавского воеводы Иеремии Мовилэ от 15 июня 1605 г., в которой он прика-
зывал старосте из Черновцов, ватафам генцаров (гусар) и глобни-кам оставить село Коцмань Рэдэуцкой епископии18.
В третьей четверти XVII в. Молдавское воеводство стало ареной вооруженного противостояния Речи Посполитой и Османской империи. В 1687 г. поляки захватили Черновицкую волость, разместив во многих поселениях гарнизоны. Не избежали этого и епископские владения. По свидетельству молдавского летописца И. Некул-че, в Коцмане расположилось польское подразделение во главе с Добровским. Во время осады Каменца поляки вместе с отрядами молдавских наемников совершали рейды с севера страны в глубь Молдавии и на Подолье, где расположились турки. Лишь после заключения мира в 1699 г. польские подразделения покинули территорию Молдавии19.
8 декабря 1707 г. по просьбе рэдэуцкого епископа Гедеона молдавский воевода Михай Раковицэ освободил село Коцмань от уплаты солерита.
В 1709 г., после поражения под Полтавой в пределах Османской империи, в Молдавии нашли прибежище остатки некогда грозной армии шведского короля Карла XII и его союзников - казаков Мазепы и поляков С. Лещинского. Курьерскую связь между шведским лагерем в Бендерах и подразделениями польских сторонников шведов, находившихся в Молдавии и непосредственно на молдавско-польской границе, обеспечивал драгунский офицер Эрасмус Генрих Шнайдер фон Вайсмантель, оставивший ценный источник
- «Журнал кампании 1710-1714 гг.», где упомянул о своем неоднократном пребывании в епископском селе Коцмань, которое стояло на пути коммуникаций польских союзников. Как видно из записей в «Журнале», впервые шведский офицер посетил Коцмань в 1713 г., направляясь с курьерской миссией через границу на Покутье, а второй раз - в начале 1714 г. По словам Э. Г. Шнайдера фон Вайсманте-ля, в январе 1714 г. он направился из Бендер в Ботошань и далее в сторону польской границы - на Черновцы. «Преодолев Прут, добрался в село Коцмань, где находился князь Вишневецкий. От него через несколько дней направился к генералу Смигельскому в Вашковцы». На следующий день вернулся в Коцмань и утром, перейдя границу, отправился в город Городенка. Потом вернулся через Орошаны в Вашковцы. Затем совершил переход в Косов и вернулся через села над Черемошем обратно в Вашковцы, а оттуда - в Коцмань, где прожил целый месяц. Квартировал шведский курьер, по его словам, у одного крестьянина, который «имел 130 лет, у него был сын, которому исполнилось более 100 лет, а у того был сын, который имел 80 лет». Э. Г. Шнайдер фон Вайсмантель заметил, что у старика «еще
были хорошие глаза, но не мог ходить и передвигался не иначе, как с палкой»20.
Приграничное расположение Коцманя относительно Польши не только обусловило частые марши через это епископское поселение войск во время довольно частых вооруженных конфликтов, но и повлияло на избрание его центром капитанства конной пограничной стражи - «каларашей», которые занимались охраной границ Молдавии от Днестра до Карпат в верховьях Белого Черемоша и должны были бороться с контрабандой21. В документе, датированном 1739 г., содержится упоминание о каларашах из Коцманя, которые «охраняют переходы»22. В 1741 г. великий капитан Коцманя (а именно он был командиром каларашей) получил распоряжение «заниматься охраной границ от ляхов», которые переходят границу и наносят вред на землях Молдавии (рубят и берут лес)23.
Из документов известны имена некоторых великих капитанов Коцманя. В частности, в грамоте о продаже села Броскауць Черновицкой волости, датированной 4 марта 1648 г., в числе свидетелей упомянут исправник из Коцманя Крецул24. Следующим капитаном, известным из актов, был Думитрашко Калмуцкий, который в 1710 г. фигурирует как бывший великий капитан. Зато в 1711 и 1712 гг. он уже упомянут как великий капитан. В 1717 г. Д. Калмуцкий вновь назван бывшим великим капитаном. В грамоте от 8 июля 1730 г. как великий капитан Коцманя фигурирует Маноли Замфир. В актах 1736-1741 гг. он упомянут уже как бывший великий капитан Коцманя. В 1736 г. капитаном Коцманя был Апостол Мигулец (Мигу)25. В 1741-1742 гг. в качестве великого капитана фигурирует Гавриил Не-кулче, сын ворника и летописца Иона Некулче26. В грамоте за 1746 г., касавшейся жалобы бояр села Станешть на крестьян, упомянут капитан Коцманя Георге Пирвул. В 1747 - 1748 и 1756 гг. великим капитаном Коцманя вновь стал М. Замфир27, который 10 мая 1748 г. подарил монастырю Гореча целину в Черновцах, приобретенную незадолго до этого у сыновей Григоре Унгуряна28.
Согласно грамоте воеводы Григория Гики от 1739 г., польские армяне, торговавшие скотом, по обычаю должны были давать великому капитану Коцманя по 1 лею со стада29. А австрийский администратор Буковины генерал-майор Габриэль фон Сплени, описывая молдавскую администрацию края в третьей четверти XVIII в., констатировал, что пограничный капитан Коцманя получал за каждую подводу товара по 2 кр., за каждую подводу сена, которая провозилась иностранцем, - по 3 кр., за каждую голову крупного рогатого скота - по 2 кр., за одну овцу - по 0,5 кр., за одну свинью - по
0,25 кр. По словам Г. Сплени, эти средства назывались «капитание де Коцмань»30.
Количество коцманских каларашей было разным. Например, в 1758 г. в Коцмане насчитывалось лишь 16 каларашей. Епископ Рэ-дэуцкий Досифей (Хереску) предложил перевести всех каларашей из Коцманя в Хливище. Его поддержал митрополит Молдавский Иаков (Путняну), который ходатайствовал об этом перед воеводой Скарлатом Гикой. Новый молдавский господарь Иоанн Теодор Каллимахи в 1760 г. издал указ о переводе всех каларашей из Коцманя в Хливище, «и чтобы в других имениях епископства калараши не жили». В 1761 г. воевода велел бывшим каларашам Коцманя за освобождение от солерита выполнять повинности в пользу Рэдэуцкой епископии31.
В 1767 г. села Гавриловцы, Хливище, Давыдовцы, Кливодин, Су-ховерхов, Коцмань, Лашковка и часть Витиловки были переданы
епископом Рэдэуцким Досифеем (Хереску) в аренду братьям владыки - Илье и Теодору Хе-реску.
Во время русско-турецкой войны 17681774 гг. Молдавию заняла русская армия. В 1772-1773 и 1774 гг. российская администрация и чиновники молдавского Дивана произвели учет податного населения во всех волостях страны. Проведена была перепись и в Черновицкой волости, в «стане Прутулуй», к которому принадлежал Коцмань. В переписных ведомостях 17721773 гг. указано, что это село находилось, как и ряд соседних поселений, во владении Рэдэуцкой епископии. В Коцмане был 81 двор с людьми (пустых дворов
не было), 8 человек духовного сословия, 71 свободный молдаванин и 9 освобожденных от повинностей умблаторов, служащих. Каларашей в Коцмане не было, зато в Хливище был зафиксирован 21 калараш с их старшиной32.
Из переписной ведомости за июнь 1774 г. узнаем, что в селе насчитывалось 137 домов, из них 15 пустовали. От податей были освобождены 3 священника (Штефан, Ион, Думитру), 3 диакона (Ду-митрашко, Сандул, Григораш), 3 даскала (Василе, Михаил, Хлихор), «отставной порошник» Игнат Петрович, 8 его скудельников, 11 вдов,
1 «жид». 92 жителя Коцманя отнесены к податной категории - «ремин бирнич»33.
Осенью 1774 г. северная часть Молдавии, которую стали официально называть Буковиной, была занята австрийскими войсками. Коцмань с прилегающей округой вошел в состав империи Габсбургов. После этого там произошли определенные сдвиги в сфере экономики и культуры.
В частности, 1 марта 1780 г. в Коцмане (К^тапп), что оставался в собственности Рэдэуцкой епископии, была открыта молдавская школа. Учителем стал Ионаки сын диакона, или Дияконович. Первыми учениками были 10 мальчиков34.
В 1782 г. австрийские власти провели секуляризацию имений Рэ-дэуцкого епископства в Коцмане и близлежащих селах35. По состоянию на 1783 г. Коцманские владения епископства давали прибыль в 6550 фл. 3 марта 1783 г. села Коцмань, Гавриловцы, Хливище, Да-выдовцы, Кливодин, Суховерхов, Малятинцы и часть Витиловки перешли в управление государства, во владение вновь образованного Буковинского православного религиозного фонда. По этому случаю австрийский военный администратор Буковины генерал-майор Карл фон Энценберг и боярин Василе Балш собрали священников, ворников и старейшин этих сел. Перед ними выступил Энценберг. Сначала на молдавском, а затем на русинском языке он сообщил о переходе епископских владений в управление государства и объяснил, какими будут обязанности народа по отношению к новой администрации36. Как государственные крестьяне жители Коцманя и других фондовских селений должны были отбывать барщину во владениях Буковинского православного религиозного фонда37.
Таким образом, в обмен на идеологическую поддержку со стороны православной церкви воеводы Молдавии жертвовали епископам и монастырям движимое и недвижимое имущество, а также право иммунитета в церковно-монастырских владениях, касающегося государственных повинностей, податей и судопроизводства. Наглядным примером такого рода пожертвований может служить
село Великий Коцмань с приселками, подаренное Рэдэуцкой епископии во время правления молдавского господаря Александра Доброго и на несколько столетий ставшее ее вотчиной, что неоднократно подтверждалось последующими воеводскими грамотами.
Из-за близости польской границы Коцманские владения епископства неоднократно становились для вражеских войск объектом разграбления. Приграничное расположение способствовало размещению в Коцмане и окрестных селах подразделения молдавской конной стражи - каларашей, которые пользовались определенными льготами, из-за чего их проживание на территории церковных владений было экономически невыгодно епископству.
После присоединения Буковины к империи Габсбургов новые власти секуляризировали Коцманские владения Рэдэуцкой епархии и включили их в состав созданного из бывших церковно-монастырских владений Буковинского православного религиозного фонда.
ЛИТЕРАТУРА
1. История Румынии / И. Болован, И. А. Поп (координаторы) и др. М., 2006. C. 223.
2. Указ соч. С. 225.
3. Ureche G., Costin M., Neculce I. LetopisetuL Jarii Moldovei...: Cronici / Ingr. TexteLor, glosar §i indici de Tatiana Celac. Ch., 1990. С. 31.
4. См.: ГолубинскійЕ. Краткий очерк истории православных церквей: Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. M.,1871; Арсеній, eпископъ Псковскиій. Изсльдованія и монографіи по исторіи Молдавской церкви. СПб., 1904; Wickenhauser F. A. Molda oder Beiträge zur Geschichte der Moldau und Bukowina Bd. 4 Geschichte des Bistum Radautz und des Kloster Groß-Skit, Bd.1. Czernowitz, 1890; Kaindl R.F. Geschichte der Bukowina von den ältesten Zeiten bis zur Gegenwart. Czernowitz, 1904; Onciul I. de. Fondul religionariu gr.-or. al Bucovinei. Substratul, formarea, desvoltarea §i starea lui de fa^a. Reproducere separata de'n Candela 1889-1891. Cernäu^i, 1891; Die Bukowina. Eine allgemeine Heimatkunde=Буковина. Загальне краєзнавство. Чернівці, 2004; lorga N. Istoria bisericii romane§ti §i a vie^ii religiosa a romanilor. Valenii-de-Munte, 1908. Vol. I.; Dan D. Cronica episcopiei Rädäuti cu apendice de documente slavone originale §i mai multe ilustratiuni. Viena, 1912; Dan D. Cronica episcopiei de Rädäu^i. Bucure§ti, 2009); Pacurariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe Romäne. Bucure§ti, 1991. Vol. 1; Pacurariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe Romäne. Bucure§ti, 1991. Vol. 2; Vicovan I. Istoria bisericii ortodoxe Romane. Ia§i, 2002. Vol. I; Чучко М.К. «И възят Бога на помощь»: соціально-релігійний чинник в житті православного населення північних волостей Молдавського воєводства та австрійської Буковини (епоха пізнього середньовіччя та нового часу). Чернівці, 2008.
5. Documente româniae historica. A. MoLdova. Bucure§ti, 1975. VoL. 1. Р. 50; Dan D. Op. cit. P. 43.
6. Parasca P. Continuitate sau discontinuitate dinastiœ În MoLdova În a doua juir^tate a secoLuLui aL XIV-Lea?// History & PoLitics. 2012. AnuL V. Nr. 1 (9). P 55-56, 58-59.
7. Чучко М.К. «И възят Бога на помощь». С.90.
8. Kozak E. Die Inschriften aus der Bukowina. Epigrafische beitrage zur OueLLenkunde der Landes- und Kirchengeschichte. Wien, 1903. S. 109; Chipmia I.C. §tefan ceL Mare, ctitor În domeniuL istoriografiei// §tefan ceL Mare §i Sfânt. 1504-2004. Portret În istorie. Putna, 2003. P. 207; Dan D. Op. cit. P 19.
9. Documente bucovinene / Teodor BaLan. Cernauti, 1934. VoL. Il. Р 5.
10. Documente moLdovenesti inainte de Stefan ceL Mare / PubLicate de Mihai Costachescu.Ia§i, 1931. VoL. l. Р 256.
11. Documente bucovinene / Teodor BaLan. Ia§i, 2005. VoL. VIl. Р 3.
12. Славяно-молдавские летописи XV - XVl вв. М., 1976. С. 31-32, 66; LetopisetuL Jarii MoLdovei pâna La Aron Voda (1359-1595) Întocmit dupa Grigore Ureche VoLnicuL, Istratie LogofatuL §i aLçi / Ed. de C. Giurescu. Bucureçti, 1916. P 72-73.
13. Славяно-молдавские летописи XV-XVl вв. С. 32, 66.
14. Там же. С. 73; LetopisetuL Jarii MoLdovei pâna La Aron Voda (1359-1595) Întocmit dupa Grigore Ureche VoLnicuL, Istratie LogofatuL §i aLçi. P 78-79.
15. Documente romaniae historica. A. MoLdova. Bucureçti, 1980. VoL. 3. Р 514.
16. Dan D. Cronica episcopiei de Radauti. P.54; Kozak E. Die Inschriften aus der Bukowina. S. 71; Sfânta Manatire Putna / Ed. ingrijita de CentruL de Cercetare Documentare «§tefan ceL Mare». Putna, 2010. Р 395.
17. Documente bucovinene / Teodor BaLan. VoL. Il. Р 1, 3.
18. Stoicescu N. Curteni §i sLujitori. Contribuai La istoria armatei române. Bucureçti, 1968. P 170.
19. Neculce I. LetopisetuL Jarii MoLdovei §i o sama de cuvinte. Bucure§ti, 1959. Р 106.
20. CaLatori straini despre JariLe Române. Bucure§ti, 1983. VoL. VIII. Р 336, 339.
21. DocumenteLe privitoare La famiLia CaLLimachi/ Pub. de N. Iorga. Bucure§ti, 1902. VoL. 1. P .LVIII.
22. MareciH. Din arhiva Lui Teodor BaLan (III) [BaLan T. CaLaraçi de Cotmani]// CodruL CosminuLui. 2005. № 11. Р 184; Documente bucovinene / Teodor BaLan. Cernauti, 1938. VoL. IV. Р 154.
23. Documente bucovinene / Teodor BaLan. Cernauti, 1937. VoL. Ill. Р. 142.
24. Documente bucovinene / Teodor BaLan. Cernauti, 1933. VoL. I. Р 250.
25. Mareci H. Op. cit. Р185.
26. Nistor I. Români §i ruteni În Bucovina. Bucureçti, 1915. P 47; Iorga N. Studii §i documente cu privire La istoria româniLor. Bucureçti, 1904. VoL. VI. Partea II. P 301, 335, 343.
27. Mareci H. Op. cit. Р 185; Balan T. Vornicia in MoLdova. Cernauti, 1931. P. 138.
28. Чучко М.К. Православна обитель над Прутом: минуле і сьогодення чоловічого монастиря Різдва Пресвятої Богородиці «Гореча» в Чернівцях. Чернівці, 2012. C. 24.
29. Iorga N. Op. cit. P. 438; Documente bucovinene / Teodor BaLan. VoL. Ill. Р. 142.
30. Сплені Г. фон. Опис Буковини / Пер. з нім., передмова і коментар
О.Д. Огуя, М.М. Сайка. Чернівці, 1995. С. 36, 48.
31. Mareci H. Op. cit. Р186-187.
32. Молдавия в эпоху феодализма: Переписи населения Молдавии в 1772-1773 и 1774 гг. Кишинев, 1975. Т. Vll. Ч. 1. С. 121.
33. Там же. С. 408-409.
34. Nistor I. Op. cit. P.115.
35. Ботушанський В. Нариси з історії православної Церкви Буковини (кінець XVIII - початок XX ст.). Чернівці, 2012. С. 8.
36. Nistor I. Op. cit. P.113; Ungureanu C. ÎnvatamântuL primar din Bucovina (1774-1918). Ch., 2007. Р18.
37. Ботушанський В. Вказана праця. С.9.
Referents
1. Istoriya Rumynii / I. BoLovan, I.-A. Pop (koordinatory) i dr. M., 2006. C. 223.
2. Ukaz. soch. S. 225.
3. Ureche G., Costin M., Neculce I. LetopisetuL Jarii MoLdovei...: Cronici / Ingr. texteLor, gLosar §i indici de Tatiana CeLac. Ch., 1990. С. 31.
4. Sm.: Golubinskiy E. Kratkiy ocherk istorii pravosLavnyih tserkvey: BoLgarskoy, Serbskoy i Rumynskoy iLi MoLdo-VaLashskoy. M.,1871; Arseniy, episkop’ Pskovskiy. Izslеdovaniya i monografn po istorü MoLdavskoy tserkvi. SPb., 1904; Wickenhauser F.A. MoLda oder Beiträge zur Geschichte der MoLdau und Bukowina. Bd. 4. Geschichte des Bistum Radautz und des KLoster Groß-Skit. Bd.1. Czernowitz, 1890; Kaindl R.F. Geschichte der Bukowina von den äLtesten Zeiten bis zur Gegenwart. Czernowitz, 1904; Onciul I. de. FonduL reLigionariu gr.-or. aL Bucovinei. SubstratuL, formarea, desvoLtarea §i starea Lui de fata. Reproducere separata de'n CandeLa 1889-1891. Cernauti, 1891; Die Bukowina. Eine aLLgemeine Heimatkunde=Bukovyna. ZagaLne kraeznavstvo. Chernivtsi, 2004; Iorga N. Istoria bisericii românesti §i a vietii reLigiosa a romaniLor. VaLenii-de-Munte, 1908. VoL. I.; Dan D. Cronica episcopiei Radauti cu apendice de documente sLavone originaLe §i mai muLte iLustratiuni. Viena, 1912; Dan D. Cronica episcopiei de Radauti. Bucure§ti, 2009); Pacurariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe Romane. Bucure§ti, 1991. VoL. 1; Pacurariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe Romane. Bucure§ti, 1991. VoL. 2; Vicovan I. Istoria bisericii ortodoxe Romane. Ia§i, 2002. VoL. I; Chuchko M.K. «I v'zyat Boga na pomosch»: sotsIaLno-reLigiyniy chinnik v zhitti pravosLavnogo naseLennya p^nichnih voLostey MoLdavskogo voevodstva ta avstriyskoyi Bukovini (epoha piznogo serednovichchya ta novogo chasu). Chernivtsi, 2008.
5. Documente româniae historica. A. MoLdova. Bucureçti, 1975. VoL. 1. Р. 50; Dan D. Op. cit. P. 43.
6. Parasca P. Continuitate sau discontinuitate dinastiœ În MoLdova În a doua juir^tate a secoLuLui aL XIV-Lea?// History & PoLitics. 2012. AnuL V. Nr. 1 (9). P 55-56, 58-59.
7. Chuchko M.K. «I v'zyat Boga na pomosch». С. 90.
8. Kozak E. Die Inschriften aus der Bukowina. Epigrafische beitrage zur OueLLenkunde der Landes- und Kirchengeschichte. Wien, 1903. S. 109; Chipmia
I.C. §tefan ceL Mare, ctitor În domeniuL istoriografiei // §tefan ceL Mare §i Sfânt. 1504-2004. Portret În istorie. Putna, 2003. P 207; Dan D. Op. cit. P 19.
9. Documente bucovinene / Teodor BaLan. Cernauti, 1934. VoL. Il. Р 5.
10. Documente moLdovenesti inainte de Stefan ceL Mare / PubLicate de Mihai Costachescu. Ia§i, 1931. VoL. l. Р 256.
11. Documente bucovinene / Teodor BaLan. Ia§i, 2005. VoL. VIl. Р 3.
12. SLavyano-moLdavskie Letopisi XV-XVI vv. M., 1976. S. 31-32, 66; LetopisetuL Jarii MoLdovei pâna La Aron Voda (1359-1595) Întocmit dupa Grigore Ureche VoLnicuL, Istratie LogofatuL §i aLti / Ed. de C. Giurescu. Bucure§ti, 1916. P 72-73.
13. SLavyano-moLdavskie Letopisi XV-XVI vv. С. 32, 66.
14. Tam zhe. С. 73; LetopisetuL Jarii MoLdovei pâna La Aron Voda (13591595) Întocmit dupa Grigore Ureche VoLnicuL, Istratie LogofatuL §i aLti. P 78-79.
15. Documente româniae historica. A. MoLdova. Bucure§ti, 1980. VoL. 3. Р 514.
16. Dan D. Cronica episcopiei de Radauti. P 54; Kozak E. Die Inschriften aus der Bukowina. S.71; Sfânta Manatire Putna / Ed. ingrijita de CentruL de Cercetare Documentare «§tefan ceL Mare». Putna, 2010. Р 395.
17. Documente bucovinene / Teodor BaLan. VoL. Il. Р 1, 3.
18. Stoicescu N. Curteni §i sLujitori. Contribuai La istoria armatei române. Bucureçti, 1968. P 170.
19. Neculce I. LetopisetuL Jarii MoLdovei §i o sama de cuvinte. Bucure§ti, 1959. Р106.
20. CaLatori straini despre JariLe Române. Bucure§ti, 1983. VoL. VIII. Р 336, 339.
21. DocumenteLe privitoare La famiLia CaLLimachi/ Pub. de N. Iorga. Bucure§ti, 1902. VoL. 1. P. LVIII.
22. Mareci H. Din arhiva Lui Teodor BaLan (III) [BaLan T. CaLaraçi de Cotmani]// CodruL CosminuLui. 2005. №11. Р 184; Documente bucovinene / Teodor BaLan. Cernauti, 1938. VoL. IV. Р 154.
23. Documente bucovinene / Teodor BaLan. Cernauti, 1937. VoL. Ill. Р. 142.
24. Documente bucovinene / Teodor BaLan. Cernauti, 1933. VoL. I. Р 250.
25. Mareci H. Op. cit. Р185.
26. Nistor I. Români §i ruteni În Bucovina. Bucureçti, 1915. P47; Iorga N. Studii §i documente cu privire La istoria româniLor. Bucure§ti, 1904. VoL. VI. Partea II. P 301, 335, 343.
27. Mareci H. Op. cit. Р 185; Balan T. Vornicia in MoLdova. Cernauti, 1931. P. 138.
28. Chuchko M.K. PravosLavna obiteL nad Prutom: minuLe i sogodennya choLovichogo monastirya Rizdva Presvyatoyi Bogoroditsi «Horecha» v Chernivtsyah. Chernivtsi, 2012. C. 24.
29. Iorga N. Op. cit. P 438; Documente bucovinene / Teodor BaLan. VoL. Ill. Р. 142.
30. Spleni G. fon. Opis Bukovini / Per. z nim., peredmova i komentar O.D. Oguya, M.M. Sayka. Chernivtsi, 1995. S.36, 48.
31. Mareci H. Op. cit. Р186-187.
32. MoLdaviya v epohu feodaLizma: Perepisi naseLeniya MoLdavii v 17721773 i 1774 gg. Kishinev, 1975. T. VII. Ch.1. S.121.
33. Tam ghe. S.408-409.
34. Nistor I. Op. cit. P115.
35.Botushanskiy V. Narisi z istoriyi pravosLavnoyi Tserkvi Bukovini (kinets XVIII - pochatok XX st.). Chernivtsi, 2012. S. 8.
36. Nistor I. Op. cit. P 113; Ungureanu C. ÎnvatamântuL primar din Bucovina (1774-1918). Ch., 2007. Р 18.
37. Botushans'kiy V. Vkazana pratsya. S.9.
Чучко Михаил Константинович - доктор исторических наук, профессор, и.о. завкафедрой этнологии, античной и средневековой истории Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича. e-mail: [email protected]
Chuchko Mykhaylo - doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Ethnology, Ancient and Medieval History of Fedkovych National University of Chernivtsi. e-mail: [email protected]