Научная статья на тему 'Буковинское село великий Кучуров и его жители в молдавский период'

Буковинское село великий Кучуров и его жители в молдавский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
242
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКИЙ КУЧУРОВ / СЕЛО / ПУТНА / МОНАСТЫРЬ / МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО / БУКОВИНА / МОЛДАВАНЕ / РУСИНЫ / VELYKYI KUCHURIV / VILLAGE / PUTNA / MONASTERY / PRINCIPALITY OF MOLDAVIA / BUKOVINA / MOLDOVANS / RUSINS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Боднарюк Богдан Михайлович, Чучко Михаил Константинович

Публикация посвящена истории буковинского села Великий Кучуров и его жителям в молдавский период. Рассмотрено прошлое этого поселения, расположенного над рекой Дерелуй, в свете молдавских документов первой половины XV третьей четверти XVIII в. Первое письменное упоминание о Кучурове относится к 1422 г., когда господарь Молдавии Александр Добрый подарил его в вотчинное владение боярину Богушу. В начале XVI в. господарыня Руксандра, дочь воеводы Михни, выкупила село и пожертвовала его монастырю Путна. Подобно жителям других монастырских имений, селяне стали пользоваться со стороны государства рядом налоговых и судебных иммунитетов, которые неоднократно подтверждались молдавскими господарями вплоть до второй половины XVIII в. В то же время монастырские крестьяне вынуждены были исполнять определенные феодальные повинности в пользу монахов Путнянской обители, которая была известным церковно-религиозным и культурно-образовательным центром Молдавского княжества и владела Великим Кучуровом более двух с половиной веков, до 1783 г., когда монастырские владения перешли в собственность Православного религиозного фонда Буковины. Население села в молдавский период было полиэтничным. Наряду с молдаванами в нем проживали русины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bukovinian village Velykyi Kuchuriv and its residents in the Moldavian period

The paper is devoted to the history of the village Velykyi Kuchuriv in Bukovina in the Moldovan period. The past of this settlement, located above the Derelui River, is considered in the light of the Moldovan documents of the first half of the 15th third quarter of the 18th centuries. Kuchuriv was first metioned in written sources in 1422, when the Prince of Moldavia Alexander the Good presented it to Boyar Bogush. In the early 16th century, Princess Ruxandra, the daughter to Prince Mihnia, bought the village out to donate to the Putna monastery. Like residents of other monastic estates, the villagers began to use a number of tax and judicial immunities, repeatedly confirmed by the princes of Moldavia until the second half of the 18th century. However, the monastic peasants were to perform certain feudal duties in favour of the monks of the Putna monastery, an outstanding religious, cultural and educational centre of the Moldavian principality. The monastery owned the village of Velykyi Kuchuriv for more than two and a half centuries, until 1783, when the monastery estate was taken over by the Bukovina Orthodox Religious Foundation. The population of the village in the Moldovan period was polyethnic, with Moldovans and Rusins living side by side.

Текст научной работы на тему «Буковинское село великий Кучуров и его жители в молдавский период»

УДК 94(477.85)"1422/1774" UDC

DOI: 10.17223/18572685/51/11

БУКОВИНСКОЕ СЕЛО ВЕЛИКИЙ КУЧУРОВ И ЕГО ЖИТЕЛИ В МОЛДАВСКИЙ ПЕРИОД*

Б.М. Боднарюк1, М.К. Чучко2

Черновицкий национальный университет им. Юрия Федьковича Украина, 58012, г. Черновцы, ул. Коцюбинского, 2 1E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]

Авторское резюме

Публикация посвящена истории буковинского села Великий Кучуров и его жителям в молдавский период. Рассмотрено прошлое этого поселения, расположенного над рекой Дерелуй, в свете молдавских документов первой половины XV - третьей четверти XVIII в. Первое письменное упоминание о Кучурове относится к 1422 г., когда господарь Молдавии Александр Добрый подарил его в вотчинное владение боярину Богушу. В начале XVI в. господарыня Руксандра, дочь воеводы Михни, выкупила село и пожертвовала его монастырю Путна. Подобно жителям других монастырских имений, селяне стали пользоваться со стороны государства рядом налоговых и судебных иммунитетов, которые неоднократно подтверждались молдавскими господарями вплоть до второй половины XVIII в. В то же время монастырские крестьяне вынуждены были исполнять определенные феодальные повинности в пользу монахов Путнянской обители, которая была известным церковно-религиозным и культурно-образовательным центром Молдавского княжества и владела Великим Кучуровом более двух с половиной веков, до 1783 г., когда монастырские владения перешли в собственность Православного религиозного фонда Буковины. Население села в молдавский период было полиэтничным. Наряду с молдаванами в нем проживали русины.

Ключевые слова: Великий Кучуров, село, Путна, монастырь, Молдавское княжество, Буковина, молдаване, русины.

* Публикация включает результаты исследований, проведенных при грантовой поддержке Государственного фонда фундаментальных исследований по конкурсному проекту Ф-77-38991.

BUKOVINIAN VILLAGE VELYKYI KUCHURIV AND ITS RESIDENTS IN THE MOLDAVIAN PERIOD*

B.M. Bodnaryuk1, M. К. Chuchko2

Yuriy Fedkovych Chernivtsi National University 2 Kotsyubynsky Street, Chernivtsi, 58012, Ukraine ^-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]

Abstract

The paper is devoted to the history of the village Velykyi Kuchuriv in Bukovina in the Moldovan period. The past of this settlement, located above the Derelui River, is considered in the light of the Moldovan documents of the first half of the 15th - third quarter of the 18th centuries. Kuchuriv was first metioned in written sources in 1422, when the Prince of Moldavia Alexander the Good presented it to Boyar Bogush. In the early 16th century, Princess Ruxandra, the daughter to Prince Mihnia, bought the village out to donate to the Putna monastery. Like residents of other monastic estates, the villagers began to use a number of tax and judicial immunities, repeatedly confirmed by the princes of Moldavia until the second half of the 18th century. However, the monastic peasants were to perform certain feudal duties in favour of the monks of the Putna monastery, an outstanding religious, cultural and educational centre of the Moldavian principality. The monastery owned the village of Velykyi Kuchuriv for more than two and a half centuries, until 1783, when the monastery estate was taken over by the Bukovina Orthodox Religious Foundation. The population of the village in the Moldo-van period was polyethnic, with Moldovans and Rusins living side by side.

Keywords: Velykyi Kuchuriv, village, Putna, monastery, Principality of Moldavia, Bukovina, Moldovans, Rusins.

Селение Великий Кучуров, ныне - центр одноименной объединенной территориальной общины Черновицкой области, издавна принадлежало к наиболее крупным сельским населенным пунктам исторической Буковины (Буковина 1956: 881). Однако прошлое этого села, которому в 2017 г. исполнилось 595 лет (со времени первого письменного упоминания), изучено недостаточно. На данный момент

* The research is supported by the State Fund For Fundamental Research under Grant Nr. F-77-38991.

освещение его истории ограничивается несколькими небольшими заметками и рядом упоминаний в обобщающих историко-крае-ведческих изданиях, опубликованных в конце Х1Х - начале ХХ1 в. (Dan 1905; Nistor 1915; Буковина 1956; 1стор^я 1969; Нариси 1980; Буковина 1998; Die Bukowina 2004; Dragusanul; Monteoru 2004; Куп-чанко 2008; Чучко 2008; lсторiя 2014; Чучко 2015) и отображающих прошлое села, в основном в хронологических рамках конца XVIII -XX в. Молдавский период истории Великого Кучурова по-прежнему остается наименее узученным.

Несмотря на наличие на территории общины археологических древностей, датированных III тыс. до н. э. и III-VI вв. н. э., письменная история Великого Кучурова, как и ряда других древних поселений исторической Буковины, начинается именно в период пребывания края под властью молдавских господарей, а именно в годы правления воеводы Александра I Доброго (1400-1432 гг.) (1ст^я 1969: 569570). В грамоте именно этого авторитетного правителя Молдавии, датированной 25 декабря 1422 г., содержится первое письменное упоминание о Кучурове и определены его территориальные границы.

В документе, в частности, говорится: «Милоспю Божiею, Мы, Алек-сандръ воевода, господар Земли Молдавскои, чинимъ знаменито, ис симъ листом Нашимъ, оусъмъ кто на не оузритъ иле его оуслышитъ чтучи, аже тотъ истинныи слуга Нашъ върный панъ Богушъ, служилъ Нам правою и върною службою. Тъмъ Мы, видъвши его правою и вър-ную службою до насъ, жаловали есмы его особною Нашею милоспю и дали есмы ему едно село оу Нашеи земли, оу Молдавскои, Кучуровъ, где былъ ватаманъ Германъ. То, ему оурикъ, со уам доходом, на въкы, и отьцу его пану Нестяку, и дътемъ ихъ, и бра^ямъ ихъ, и оунучатомъ ихъ, и праонучатомъ ихъ и пращуретомъ ихъ, непорушено николи, на въки. А хотарь тому селоу да будете по старымъ хотаромъ, куда из въка оживали» (Documenta 1975: 76; Documente 1931: 151). Таким образом, как сообщается в грамоте Александра Доброго, первоначально село Кучуров принадлежало к домену господаря и во главе общины стоял ватаман Герман, а затем, вследствие пожалования воеводой своему верному слуге данного удела, стало боярской вотчиной.

Во второй раз поселение упоминается под 3 апреля 1488 г. в до-наторской грамоте Штефана III Великого (1457-1504 гг.) монастырю Путна. Воевода определил границы соседнего монастырского села Козмин в Черновицкой волости; граница последнего шла «чересь долину на столпу, та на дуб(ъ) знаменанъ, що есть, на немь буору, на Яблуневицу отъ Кучура» (Documenta 1980: 62).

15 марта 1490 г. в грамоте господаря Штефана Великого, содержащей перечень церквей Черновицкой волости, подчиненных Ра-

довецкому епископству, в числе других упомянуты и 3 «цръквы от Кучюра» (Documenta Ill 1980: 136).

В грамоте молдавского воеводы Петру VI Хромого (1574-1577, 1578-1579, 1582-1591 гг.) от 30 марта 1575 г. упомянуты обстоятельства, при которых состоялась передача села Кучуров от прежних светских землевладельцев в собственность Путнянского монастыря, который уже владел рядом соседних поселений. Документ свидетельствует о том, что сначала «село что оу волост черновскои по имъ Кучюрул съ усима своими прикутками и съ млинами что тое село был правое выкуплеше титкюци г[осподст]вами покоинъи Роксанди г[оспод]жи покоиному г[ос]п[о]доу Богданоу Воеводе за свои правыи и питомш пинънзи и потом она дала тот село монастиру путенскои въ [задуше] себе и въ зад [у^е с[въето] почившим родителем еи, яко да будет еи памет и родителем своим непорушено на въки въчыя» (Documente 1933: 69-70).

Итак, первой выкупила и пожертвовала Путнянской обители Кучуров Роксанда (или Руксандра) - жена господаря Богдана Ill (1504-1517 гг.), сына Штефана Великого. Эта боголюбивая госпо-дарыня была дочерью валашского воеводы Михни Злого (1508-1509 гг.) и приходилась теткой Петру Хромому - сыну ее брата, господаря Валахии Мирчи Ill Дракулы (1508-1510 гг.) (Giurescu 2003: 100, 107).

Дарение она сделала, вероятнее всего, в промежутке между 1517 и 1518 гг., т. е. после смерти мужа. Однако сын господаря Молдавии Петра Рареша (1527-1538, 1541-1546 гг.) Штефан VI Рареш (15511552 гг.), нуждаясь во время своего кратковременного правления в средствах, отменил дарственную Руксандры и заставил братию обители выкупить у него право на владение Кучуровом. В грамоте, в частности, об этом сказано, что «коли был при дни Стефана Воеводi Петрович, а Стефан Воевода вьсхотъл оузяти из монастир един спензи что знал их, таже оузял тот село от монастир и рек аж ест тот село прав г[ос]п[о]д[арскыи] от изсъдашю землю, також м[о] л[е]бними наши калугери от Путнои сьвътовашес купносъ ^умена и невсхотъли оставити вь погибъл памят т[и]ткюци г[о]сподств[а]ми покоинъи г [оспод]жи Роксандi покоиному Богдану Воеводi ня нали вышеписанному Стефану Воеводi Петрович чотири сот уг жолтих из монастирскых пинънзи» (Documente 1933: 70).

Племянник Руксандры, упомянутый воевода Петру Хромой, со своей стороны подтвердил монастырю дарение тети: «Ино и Мы сь нашими болърами искахом сь сьсем нашим сьвътом и обрътохом сь нашими д[у]шами, а был то село правое выкупленные за прави пинънзи т[и]ткюци г[осподст]вами г[оспод]жи Роксанди и дааше с[въ]тъи монастир и потом и искуплеше с[въ]тъи монастири из монастирських

пинъзи, а Мы також дере и от нас дадахом нашей с[въ]тъи м[о]лби монастири путенскои одеж ест храм оуспеше б[огороди]це и пр[ис] нод[я]въи Марш, одеж ест ^мен Еустати, вышеписанныи село что оу волост черновскои по имъ Кучюрул и сь оусими своими прикутками и сь млинами, и оутвердихом с[въ]тъи монастир от Нас оурик и сь вьсем доходом непорушено николиж на въки въчшя» (Documente 1933: 70).

Этот господарь также подтвердил давние границы Кучуровской общины, отметив, что «хотар тому вышеписанному село что оу волост черновскои по имъ Кучюрул и сь оусими своими прикутками и сь млинами поченше от к Сторожинец на полъну на крива посръд полъну, а оттолъ на Доманенскои на Хородище сръд скрух, та на Треспянец на поток Каменныи, та на Липки та на ясенъи Кърницу, та на 1аблуневец, а оттолъ долу потоком на ныжны друм <...> от къ Михалчю, а оттолъ починается долу от къ Козмин поченши за каменною Стинку, та на верх Хлобака <...> на поток за Волокою <...> та на поток за пасикою <...> оттолъ паки на Дерехлую гори потоком, та на Бурсу тиж гори потоком, та на Стримбол на пасику на Ардановскою от къ Сторожинец, тое вес хотар послщ по где хотарил и потокмил пан Теутул велики логофет при дни старого Стефана Воевода» (Documente 1933: 70).

Во время третьей Польско-турецкой войны (1683-1699 гг.), когда польский король Ян Собеский (1676-1696 гг.) аннексировал северную часть Молдавской земли, по свидетельству летописца Иона Некулче, в 1687 г. «в Кучуре разместился Туркулец Младший с молдаванами» (Neculce 1959: 106). Пребывая на службе короля, корпус Туркульца совершал рейды под Каменец-Подольский и в глубь Молдавии (Ма-сан 2005: 122).

В грамоте от 5 февраля 1707 г., выданной в Яссах, господарь Молдавии Антиох Кантимир (1695-1700, 1705-1707 гг.) предоставил жителям Великого Кучурова как подданым Путнянского монастыря ряд налоговых и судебных привилегий. В акте, в частности, указывалось, что воевода вслед за другими правителями «освобождает село Кучуров, которое [принадлежит] монастырю Путна, Черновицкого цинута, от десятины с ульев и налога с овец и домашней птицы; пусть облагается это [село] только игуменом монастыря Путна, чтобы были [средства] на воск и ладан, и лампадное масло; зато относительно барщины [повинности] телегами, тягловыми лошадьми, налога на соль («солерие». - Б.Б., М.Ч.), чтобы не имели [до села] дела черновицкие старосты или сборщики штрафов, или сборщики взысканий [путем ] суда или штрафования; однако в случае убийства человека за дело пусть берется великий ворник» (Documente 1937: 136).

Из-за случившегося в селе в 1707 г. убийства еврея великий ворник от имени господаря наложил на жителей Кучурова штрафные санкции

и наказал виновных. В связи с этим новый молдавский воевода Михай Раковицэ (1703-1705, 1707-1709, 1715-1726 гг.) написал 11 декабря 1707 г. ко «всем крестьянам из села Кучуров Черновицкого цинута, что [принадлежит] монастырю Путна, которые были оштрафованы за смерть еврея, который был убит там [в селе], и обложены взысканиями и другими штрафами», что «поскольку убийцы привлечены [к ответственности], Мое величество освобождает деревню от [этих] взысканий и призывает крестьян [которые разбежались] вернуться в свои дома» (Documente 1937: 136; Nistor 1915: 52).

В подтверждение этого того же числа воевода издал соответствующую грамоту, в которой отмечалось следующее: «Мое величество предпочитает продолжить добрые и славные дела, осуществленные и сделанные другими благочестивыми покойными правителями, которые были перед нами, возвели храмы Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу Божьи дома, монастыри и церкви, и подтвердили их [владения], и явили им [свою] милость пышными облачениями и ценною утварью, и традиционно [окружили] милостями и благами, будучи достойными как известные обладатели этой земли Молдавской; по указанному праву и Мое величество считает, что ни одно дело на свете не остается без пользы и со смертью [нашей] не исчезает, как вот цветок [что] отцветает и как тень [что] скрывается, и [как] угасает каждый человек; поэтому Мое величество, вместе с нашими Преосвященными отцами, в частности Мисаилом, архиепископом и митрополитом Сучавским, а также Лаврентием, епископом Романским, а также Гедеоном, епископом Радовецким, а также Варлаамом, епископом Хушским, и всем нашим советом, боярами государства великими и малыми взяла под контроль ряд святых монастырей, потому что они возведены покойными правителями и наделены [привилегиями], и ухожены их ктиторами согласно доброго обычая, и деревнями с [приписными] крепостными (вечинами. - Б.Б., М.Ч.), и цыганами, и другими милостями [опекаемые], чтобы осталась в дальнейшем [о ктиторах] вечная память.

Ныне во времена, в которых [мы] пребываем, поскольку государственность отсутствует и многими бедами припорошена, и святые обители лишены [в значительной степени] крепостных и цыган, от которых была польза и помощь, и хотя остаемся в тяжелой нужде теперь, Мое величество смилостивилось относительно святого монастыря Путна, который создан уважаемым и благочестивым правителем Штефаном Воеводой, и подтвердил обители [владение] одним селом с крепостными, а именно Кучуровом, что находится в Черновицком цинуте; пусть [село] пребывает в покое относительно десятины с ульев, и налога (горштины. - Б.Б., М.Ч.) с овец и домашней

птицы; сколько бы наделов не имели те крепостные этого святого монастыря с указанного села Кучуров, пусть [они] остаются в покое относительно десятины и налога; сам [их] облагает [пусть] игумен с того святого монастыря [Путна], чтобы были [средства] на воск и ладан, и деревянное (лампадное. - Б.Б., М.Ч.) масло в паникадило в святой обители.

Также пусть пребывают в покое те крепостные того монастыря относительно барщины, [повинности] телегами, тягловыми лошадьми, [долга] уплаты соляного налога (солерие.- Б.Б., М.Ч); ни черновицкие старосты, или сборщики штрафов (дешугубинары. - Б.Б., М.Ч), или сборщики судебных взысканий (глобники. - Б.Б., М.Ч.) чтобы не искали повода войти в ту деревню, учинять [там] суд или штрафовать [жителей], за исключением разве что случаев, когда произойдет убийство человека; тогда чтобы к делу [дознавания] приступал великий ворник; поэтому все [чиновники] должны обеспечивать им (крестьянам. - Б.Б., М.Ч.) мир и покой, потому что кто соблазнится сделать против них что-то вопреки [охранной] грамоте Моего величества, будет подвергнут суровому наказанию.

Также, после Нашей жизни и правления, кого Господь Бог вам выберет [и кто] станет владетелем этой земли Молдавской, пожалуйста, пусть не имеет [желание] отменять Нашу милость [обители] и подтверждение [права на владение], поскольку и Мое величество не отменяет [такой же] милости и подтверждения других властителей, которые тоже [давали] свое подтверждение и милость святому монастырю; пусть самую твердую имеет [преемник] волю давать и подтверждать, и [дарить] милость, чтобы [у него] осталась и по ним [предшественникам] далее вечная память, а по-другому чтобы не было» (Documente 1937: 135-136).

Аналогичный по содержанию налоговый и судебный иммунитет гарантировался жителям села Кучурул Маре в грамоте молдавского воеводы Николае Александра Маврокордата (1709-1710, 17111715 гг.), изданной в Яссах 9 февраля 1710 г., в коей было записано: «Мое величество предпочитает продолжить добрые и славные дела, осуществленные и сделанные другими благочестивыми покойными правителями, которые были перед Нами, возвели храмы Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Божьи дома, монастыри и церкви, и утвердили их, и явили им [свою] милость пышными облачениями и ценной утварью, традиционно [окружили] милостями и благами, будучи достойными как известные правители этой земли Молдавской; по указанному праву и Мое величество считает, что ни одно дело на свете не остается без пользы и со смертью [нашей] не исчезает, как вот цветок [что] отцветает, и как тень [что] скрывается, и [как]

угасает каждый человек; для того Мое величество, вместе с нашими Преосвященными отцами, в частности Гедеоном, архиепископом и митрополитом Сучавским, а также Пахомием, епископом Романским, а также Калистратом, епископом Радовецким, а также Саввой, епископом Хушским, и всем нашим советом, боярами государства великими и малыми взял под контроль ряд святых монастырей, потому что они возведены покойными правителями и наделены [привилегиями], и ухожены их ктиторами согласно доброго обычая, и деревнями с [приписными] крепостными (вечинами. - Б.Б., М.Ч.), и цыганами, и другими милостями [наделены], чтобы осталась в дальнейшем [о ктиторах] вечная память.

Ныне во времена, в коих [мы] пребываем, поскольку государственность отсутствует и многими бедами припорошена и святые обители лишены [в значительной степени] крепостных и цыган, от которых была польза и помощь, и хотя остаемся в тяжелой нужде теперь, Мое величество смилостивилось к святому монастырю Путна, который создан уважаемым и благочестивым владетелем Штефаном Воеводой, и подтвердил обители [владение] одним селом с крепостными, а именно Кучуровом, что находится в Черновицком цинуте; пусть [село] пребывает в покое относительно десятины с ульев и налога (горштины. - Б.Б., М.Ч.) с овец и домашней птицы; сколько бы наделов не имели те крепостные этого святого монастыря с указанного села Кучуров, пусть [они] остаются в покое относительно десятины и налога; сам [их] облагает [пусть] игумен с того святого монастыря [Путна], чтобы были [средства] на воск и ладан, и деревянное (лампадное. - Б.Б., М.Ч.) масло в паникадило в святой обители.

Также пусть пребывают в покое те крепостные того монастыря относительно барщины, [повинности] телегами, тягловыми лошадьми, [долга] уплаты соляного налога (солерие.- Б.Б., М.Ч); ни черновицкие старосты, или сборщики штрафов (дешугубинары. - Б.Б., М.Ч), или сборщики судебных взысканий (глобники.- Б.Б., М.Ч.) чтобы не искали повода войти в ту деревню, учинять [там] суд или штрафовать [жителей], за исключением разве что случаев убийства человека; тогда чтобы к делу [дознания] приступал великий ворник; поэтому все [чиновники] должны обеспечивать им (крестьянам. - Б.Б., М.Ч.) мир и покой, потому что кто соблазнится сделать против них что-то вопреки грамоте Моего величества, будет подвергнут суровому наказанию.

Также, после Нашей жизни и правления, кого Господь Бог вам выберет [и кто] станет владетелем этой земли Молдавской, пожалуйста, пусть не имеет [желание] отемнять Нашу милость [обители] и подтверждение [права на владение], поскольку и Мое величество не отменяет [такой же] милости и подтверждения других властите-

лей, которые тоже [давали] свое подтверждение и милость святому монастырю; пусть самую твердую имеет [преемник] волю давать и подтверждать, и [дарить] милость, чтобы [у него] осталась и по ним [предшественникам] далее вечная память, а по другому чтобы не было. Это записано Господарем» (Documente 1937: 152-153).

Когда во время Северной войны между Россией и Швецией (17001721 гг.) на территории Молдавии укрылись остатки разгромленной под Полтавой армии короля Карла Xll (1697-1718 гг.), а также союзные шведам польские конфедераты Ю. Потоцкого, проводившие из подвластных Порте земель вылазки против русских войск, шведский лейтенант немецкого происхождения Э.Г. Шнайдер фон Вайсмантель упомянул в «Журнале кампании 1710-1714 гг.» о передвижении в январе 1713 г. со стороны Черновцов «через с. Кучурул Маре и лесной массив Буковина» шведских и польских отрядов в направлении Бендер (Calatori 1983: 333).

В последующие годы перед сельской общиной Великого Кучурова (и, соответственно, монастырем Путна как владельцем имения) возникла проблема самоселов из соседних Черновцов. Учитывая протесты по этому поводу путнянского настоятеля, воевода Молдавии Григорий II Гика (1726-1733, 1735-1739, 1739-1741, 1747-1748 гг.) в грамоте от 17 апреля 1729 г. приказал черновицкому старосте Думитрашку Макри принять меры относительно их выселения с монастырской земли: «Мое величество пишет тебе, боярин наш Думитрашко Макри, бывший великий бан, староста Черновицкий, ставя тебя в известность, что жаловался Моему величеству молебник наш Мисаил, игумен в святом монастыре Путна, извещая, что люди из Черновцов ставят дома в пределах имения монастыря в Кучурове и скот их делает потраву сенокосов, наносят вред селу, а деньгами убытки кучурян не возмещают, и они [крестьяне] терпят нужду от пришедших из города Черновцы. Игумен предоставил грамоты господарей. Поэтому, для мира в той монастырской местности, пишем тебе, чтобы ты отправил тех немногих из Черновцов, которые находятся в местности Кучуров и там домами и участками [самовольно] обзавелись, назад в город Черновцы, поскольку они не приносят никакой пользы монастырю, до сих пор терпящему ущерб в дани» (Documente 1938: 86).

12 января 1734 г. по просьбе путнянских монахов воевода Константин Маврокордат (1733-1735, 1741-1743, 1748-1749, 1769 гг.) подтвердил права братии на монастырскую собственность в Великом Кучурове и иммунитетные привилегии его жителей, сделав об этом запись в соответствующей грамоте и отметив, что «прибыл [к нам] игумен Макарий и вся братия монастыря Путна относительно села Кучуров Черновицкого цинута, принеся привилегии предыдущих [мол-

давских] властителей, чтобы люди этого села [и впредь] оставались в покое относительно барщины, [повинности] телегами, тягловыми лошадьми, налога на соль, [и чтобы] не имели дела относительно них [ни] черновицкие старосты, [ни] сборщики штрафов, [ни] сборщики взысканий; [а также] не могли судить их, штрафовать их, лишь в случае убийства человека за дело [дознания] чтобы брался великий ворник; [послушники] имеют [охранную] грамоту от [взымания] налога с пастбища (фоларие. - Б.Б., М.Ч). Это Господарь подтверждает» (Documente 1937: 136-137).

В документе, датированном 14 февраля 1741 г., монахи Путнян-ской обители заявляли, что некоторые из зависимых послушников из Кучурул Маре являются монастырскими крепостными (Dan 1905: 94).

15 февраля 1755 г. господарь Матей Гика (1753-1756 гг.) издал грамоту о подтверждении прав Путнянской обители на владение Великим Кучуровом и привилегий его жителям, констатируя, что «игумен Калистрат и вся братия монастыря Путна относительно села Кучуров Черновицкого цинута показали соответствующие грамоты; село освобождено от налога с пастбища, налога на соль, барщины, от повинности телегами и тягловыми лошадьми, штрафных выплат. Господарь [земли Молдавской] подтверждает освобождение послушников из того села [Кучурова] от налога на соль, налога за пастбище, барщины, повинности телегами и тягловыми лошадьми, штрафных взысканий; несмотря на то, что Мое величество законом повысило судебные штрафы во всем государстве, чтобы [для них этих взысканий] не было» (Documente 1937: 137).

В грамоте воеводы Иоанна Теодора Каллимаки (1758-1761 гг.) от 15 января 1759 г., адресованной Енакию, бывшему великому чашнику (пахарнику. - Б.Б., М.Ч.) и старосте Черновицкому, дается указание разобрать жалобу игумена Путны «на село Кучуров, где живут некоторые люди в бурдеях (т. е. в землянках, и домов как таковых не имеют. - Б.Б., М.Ч),а не в общине села, [и] которые в поле вместо того, чтобы насытиться [урожаем], наносят [ему] вред, как записано» (Dan 1905: 97; Documente 1937: 154).

11 июля 1760 г., в связи с территориальными спорами между монастырем Путна и соседними землевладельцами относительно существующих смежных границ владений тот же молдавский господарь Иоанн Теодор Каллимаки подтвердил за обителью имения Дубова, Тереблече, Каменка, Петричень, Томешть, Карапчив, Купка, Великий Кучуров, Клишковцы и Ропча. В документе, в частности, было записано следующее: «Дарую грамоту Моего величества преподобному игумену и всей братии святого монастыря Путна; пусть пользуются правом согласно грамоты Моего величества владеть и этими десятью

имениями, а именно Дубова, Тереблече, Каменка, Петричень и Каменка, что имеет тяжбу с [панами] Волчинскими; [также] Томешть, и Карапчив, и Купка, и Кучуров, и Клишковцы, и Ропча, поскольку все эти имения в настоящее время согласно документам, имеющимся в монастыре, находятся в [его] владении.

Ныне, в связи с тем, что одни и другие [имения] тесно граничат с имениями, расположенными вокруг указанных поместий, и поскольку [окружающие] имения так же имеют у себя грамоту Моего величества, чтобы [скорее] договорились [между собой] все эти имения, Мое величество позволило отцам монахам из монастыря Путна - пусть пока договорятся и определятся [с территориями] этих имений [светские господа], чтобы [эти имения] перешли во владение [самих] монахов и чтобы [монахи] взяли из всех десяти те имения, где будут работать, [кроме тех] которые им уже принадлежат, и где осели теперь и пребывать будут в дальнейшем; после того, как выберут себе имения, откуда бы ни были приняты (т. е. призваны из других обителей. - Б.Б., М.Ч.) монахи, которые [уже] имели [там] владение, [здесь им] будут [они] возмещены в большей степени. Иначе чтобы не было, поскольку таково волеизъявление Моего величества; также налог (дежма.- Б.Б., М.Ч), который будет собираться обителью, пусть остается [в ней], пока [все окончательно] договорятся о тех местностях, кои стали предметом тяжбы» (Documente 1939: 221).

В грамоте от 9 февраля 1769 г. господарь Григорий Иоанн Каллимаки (1761-1764, 1767-1769 гг.) поручил Георгию, бывшему великому рукомойнику (медельничеру. - Б.Б., М.Ч.) и старосте Черновицкому разобрать жалобу Пахомия, игумена Путны, «на людей с Кучурова, не желающих выполнять повинности в [монастырском] имении и унижающих [послушников] словами оскорбительными и похабными, как записано». Документ фиксирует, что господарь дал распоряжение старосте «наказать виновников и обеспечить выполнение [крестьянами] предписанных повинностей [монастырскому] поместью» (Documente 1937: 154; Dan 1905: 99-100).

В течение XVIII в. Великий Кучуров неоднократно упоминался и в актах о разграничении соседских общин, в частности в пограничных грамотах, предоставленных селам Михальча Черновицкого цинута (1732 и 1752 гг.), а также Йорданешты и Глубока Сучавского цинута (1757 и 1762 гг.), с которыми он имел общие границы (Documente 1937: 63; Documente 1938: 109-110; Documente 1939: 174-175).

По сведениям подворной переписи населения Молдавской земли 1772-1774 гг., проведенной местными чиновниками в соответствии с указанием российской военной администрации во время Русско-турецкой войны (1768-1774 гг.), узнаем о количестве жителей

села Великий Кучуров в третьей четверти XVIII в. Так, в переписных ведомостях Черновицкого цинута за 1772-1773 гг. указано, что в селе Кучурул Маре, которое было собственностью монастыря Путна и административно относилось к «стану Тыргулуй», зафиксировано: 198 заселенных дворов и 6 пустых; 183 чел., которые платили подати; 13 вдов, освобожденных от податей, и 2 священника (Молдавия 1975: 117).

Более информативными относительно состава населения села стали сведения переписи за июнь 1774 г. Из них узнаем, что в селе Кучурул Маре было 180 домов. 155 жителей принадлежали к податному населению - бырникам. В их числе: «Урсул Митенку, Ион сын Маковею, Васыле Кындибалэ, Ион сын Лунгул, Антон Лецканул, Штефан Бербеничук, Хрихор Хуцул, Григораш Митенко, Костин сын Крэчун, Симион Микулеску, Андриеш Братко, Ион Братко, Тэнасэ Микляк, Некулаю сын Ионуц, Пантели Спынул, Андриеш Микляк, Симион Крэчун, Игнат Крэчун, Василе Крэчун, Василе сын Некулаэе-сий, Георгий Спынул, Юрий Хуцул, Андриеш Онуцул, Георгий Онуцул, Симион Спынул, Антон зет Белий, Георгий Спынул, Григораш кожокар, Аксэнтий Дэмиян, Андриеш Маковею, Тэнасэ Митенко, Василе сын его, Тоадер Маковею, Григораш Фусул, Григораш сын Штефу, Кирилэ Дэмиян, Тоадер Маковею, Григораш Илаш, Штефка, Андрунаки сын его, Андриеш Маковею, Михалаш Илко, Тимофей Раду, Думитрашку Раду, Ион сын его, Ион Гэлан, Думиру зет его, Ион Хондрагэ, Кирилэ Микичеле, Илаш брат его, Ион брат его, Ион зет Дэнилэ, Григораш зет его, Василе Хрихорчук, Ион Хрихорчук, Истрате Бэндас, Гаврил Шушинкей, Василе сын Руской, Григораш Рушынский, Тодераш сын Истрате, Штефан Павлюк, Гаврилаш Цигэнаш, Василе брат его, Григораш Мороз, Ион сын Гаврилэ, Георгий брат его, Василе Коржоляк, Тоадер Павлюк, Истрате Павлюк, Василе брат его, Хрихор Крайник, Косташку Будник, Ион Панте, Горда Панте, Тоадер сын Онулуй, Тэнасэ Онул, Штефан сын вэкериций, Василе Панте, Ион Василе Панте, Иф-теми Кринко, Тоадер Будник, Георгий Панте, Василе Цигэнаш, Василе сын Павло, Хрихор сын Рушчий, Василе унгурян, Якуб рус, Михалаш Панте, Иримица Панте, Иван зет Нахринюк, Федор ротар, Антон лях, Хрихор бутнар, Ион Хриневич, Иван, бутнар, Георгий Чепешка, Ион сын присэкар, Тоадер Мороз, Тоадер Шушынский, Думитрашку Панте, Андриеш Панте, Иван олар, Василе вэрзар, Петре Кафечук, Василе Хлибочан, Василе Тевелюк, Игнат Карче, Пантелею Карче, Аксенти Карчя, Ион сын Метенкул, Василе Митенка, Думитру сын Андони, Ион сын Андони, Михалаш Спыну, Урсул брат его, Костин Будник, Иван Христик, Василе сын Игнат, Арсэни Геба, Тоадер, Василе сын Демиян, Александру брат его, Илаш Исаенко, Василе сын попа, Георгий Богюл,

Остафи зет Павло, Штефан Очуненко, Тоадер сын Илий, Андриеш сын присэкар, Штефан сын попий, Михалаш сын Штефан, Василе Штивка, Штефка морар, Ион Хупкэ, Тэнасэ сын Крайник, Михаил рус, Истрате сын Маковею, Ион сын Крайник, Антон Бэсэрабэ, Василе Душчак, Тоадер Павлюк, Ион Душчак, Ион Якобчук, Василе Чепшика, Ион сын его, Василе сын Оксэнти, Симион брат его, Некулаю Душчак, Тэнасэ Соломон, Истрате сын его, Штефан Душчак, Сандул Гава, Тэнасэ сын Григораш, Василе Маковей, Ион Ионуцул» (Молдавия 1975: 377, 378-379).

25 жителей села были освобождены от податей: Тэнасэ, маркитан; «попа Георгий, попа Симеон, диякон Ион, Георгий, даскал»; скутель-ники: Ион, чуботар (скутельник Тэнасэ, маркитан), Штефан Тикианук (его же), Василе Битнюк (его же), Петре Нахриняк (его же), Максим (его же), Василе Теслюе (его же), Рацэ (его же), Михалаке (дырвар старосты Хереску), Хрихор (скутельник попа Симеона), Иван (скутельник попа Георгия), Некефор (скутельник пахарника Лимбо); вдовы: Иляна, Параскива, Мэрнуца, Настасыя, Марица, Аксиния, Василка; «Лейзер, жидов, зет Ицкул» (Молдавия 1975: 377, 378-379).

Как видно из поименного перечня жителей Великого Кучурова, в конце молдавского периода в населенном пункте проживали в основном представители восточнороманской (молдаване) и восточнославянской (русины) этнических общностей. Причем принадлежность к последней у некоторых крестьян маркируется не только антропонимами (как, например, Иван зет Нахринюк, Григораш Мороз, Хрихор Хуцул, Юрий Хуцул, Штефан Очуненко, Тоадер Павлюк, Иф-теми Кринко, Иван, бутнар), но и этнонимом рус, который в разных формах фигурировал в виде прозвищ. К примеру: Михаил, рус; Якуб, рус; Василе сын Руской; Хрихор сын Рушчий; Григораш Рушынский. Характерно, что этноним рус в рассматриваемый исторический период был наиболее распространен в виде имени или прозвища в Молдавской земле, в отличие от других славянских антропонимов (например, шкей и сырбу) (Суляк 2017: 81-87).

Таким образом, буковинское село Великий Кучуров, первое упоминание о котором относится к 1422 г., было довольно значительным по размерам и количеству жителей поселением. Сначала оно принадлежало светским землевладельцам, а затем, в начале XVI в., в результате дарения господарыни Руксандры, дочери воеводы Михни, перешло в собственность Путнянского монастыря. Подобно жителям других монастырских владений, селяне пользовались со стороны государства рядом налоговых и судебных иммунитетов; последние неоднократно подтверждались молдавскими господарями вплоть до второй половины XVIII в. В то же время монастырские крестьяне

вынуждены были выполнять фиксированные повинности в пользу монахов Путнянской обители, которая была известным церковно-ре-лигиозным и культурно-образовательным центром Молдавского княжества и владела Великим Кучуровом более двух с половиной веков - вплоть до присоединения Буковины после Русско-турецкой войны к империи Габсбургов и создания австрийскими властями в 1783 г. из церковно-монастырских владений края Буковинского православного религиозного фонда. Вместе с тем неоходимо почерк-нуть, что в молдавский период население села было полиэтничным. Наряду с молдаванами в селении проживали русины, евреи, цыгане (ромы), незначительный процент составляли венгры. В дальнейшем именно полиэтничность, культурно-бытовое многобразие и бытовые различия стали характерними чертами населения не только Великого Кучурова, но и многих других сел буковинского края.

ЛИТЕРАТУРА

Буковина 1956 - Буковина - ÏÏ минуле i сучасне / шд ред. Д. ^тковського, Т. Бриндзнана, А. Жуковського. Париж; Фiлядельфiя; ДЬройт: Зелена Буковина, 1956.

Буковина 1998 - Буковина: iсторичний нарис / ред. кол. С.С. Костишин, В.М. Ботушанський, О.В. Добржанський, Ю.1. Макар, О.М. Масан, Л.П. Михайлина. Чершвцк Зелена Буковина, 1998.

1стс^я 1969 - 1стс^я мiст i ст УкраТнськоТ РСР: в 26 т. К.: Головна ред. УРЕ АН УРСР, 1969. Т. 23: Чершвецька область.

1стс^я 2014 - 1стс^я розвитку оргашв влади на територп ЧершвецькоТ област / за заг. ред. О.В. Добржанського, А.М. Круглашова, М.В. Ярмистого. Чершвцк Букрек, 2014.

Купчанко 2008 - Купчанко Г.Некоторыя историко-географические свъдъшя о Буковинъ = Деяк iсторико-географiчнi вщмосп про Буковину. Чершвцк Золот литаври, 2008.

Масан 2005 - Масан О.М. Буковина як об'ект мiжнародних вщносин з давшх чаав до 1774 р. // Буковина в контекст европейських мiжнародних вщносин (з давшх чаав до середини ХХ ст.) / В.М. Ботушанський, С.М. Гакман, Ю.1. Макар та ш; за заг. ред. В.М. Ботушанського. Чершвш, 2005. С. 9-168.

Молдавия 1975 - Молдавия в эпоху феодализма: Переписи населения Молдавии в 1772-1773 и 1774 гг. Кишинев: Штиинца, 1975. Т. VII, ч. 1.

Нариси 1980 - Нариси з ^орп ^вшчноТ Буковини / Ф.П. Шевченко (вщп. ред.) та ш. Кшв: Наукова думка, 1980.

Суляк 2017 - Суляк С. Этноним рус в антропонимике средневековой Молдавии // Русин. 2017. № 1 (47). С. 80-91.

Чучко 2008 - Чучко М.К. «И възят Бога на помощь»: сошально-релтйний чинник в житт православного населення швшчних волостей Молдавського воеводства та встршсько'Т Буковини (епоха шзнього середньовiччя та нового часу). Чершвцк Книги - ХХ1, 2008.

Чучко 2015 - Чучко М.К. У горнилi випробувань: Православна Церква на Буковин в 1914-1919 рр. Чершвцк Друк Арт, 2015.

CaLatori 1983 - CäLätori sträini despre TäriLe Romane. Bucuresti: Editura stiintificä §i encicLopedicä, 1983. VoL. VIII.

Dan 1905 - Dan D. Manästirea §i comuna Putna. Bucuresti: GöbL, 1905.

Die Bukowina 2004 - Die Bukowina. Eine aLLgemeine Heimatkunde=Буковина. Загальне краезнавство / переклад з шм. Ф.С. Андрiйця, А.Т. Квасецького. Чершвцк Зелена Буковина, 2004.

Documente 1931 - Documente moLdovenesti inainte de Stefan ceL Mare / PubLicate de M. Costächescu. Iasi: Viata Románeаsca, 1931. VoL. I.

Documente 1933 - Documente bucovinene de Teodor BäLan. Cernäuti: Insti-tutuL de Arte grafice si Editurä «GLаsuL Bucovinei», 1933. VoL. I.

Documente 1937 - Documente bucovinene de Teodor BäLan. Cernäuti: Editura consiLiuLui eparhiaL aL MitropoLiei Bucovinei, 1937. VoL. III.

Documente 1938 -Documente bucovinene de Teodor BäLan. Cernäuti: Editura MitropoLie Bucovinei, 1938. VoL. IV.

Documente 1939 -Documente bucovinene de Teodor BäLan. Cernäuti: Editura MitropoLie Bucovinei, 1939. VoL. V.

Documenta 1975 - Documenta Romaniae Historica. Seria A. MoLdova (13841448). Bucuresti: Editura Academiei RepubLicii SociaListä Románia, 1975. VoL. I.

Documenta 1980 - Documenta Romaniae Historica. Seria A. MoLdova (14871504). Bucuresti: Editura Academiei RepubLicii SociaListä Románia, 1980. VoL. III.

DragusanuL - Dragusanul I. Povestea A§ezäriLor Bucovinene: CuciuruL Mare. URL: http://dragusanuL.ro/category/povestea-asezariLor-bucovinene-i-si-ii/ page/2 (дата обращения: 25.09.2017).

Giurescu 2003 - Giurescu C. Istoria romániLor. Bucuresti: ALLeducationaL, 2003. VoL. II.

Monteoru 2004 - Monteoru N. Bucovina. Pagini de encicLopedie. Suceava: Editura Archiepiscopiei Sucevei si RädäutiLor, 2004. VoL. II.

NecuLce 1959 - Neculce I. LetopisetuL Tärii MoLdovei §i o samä de cuvinte. Bucuresti: Editura de stat pentru Literaturä §i artä, 1959.

Nistor 1915 - NistorI. Románii §i rutenii in Bucovina. Studiu istoric §i statistic. Bucuresti: LIBRÄRIILE SOCEC & Comp. §i C. SFETEA, 1915.

REFERENCES

Kvitkovsky, D., Brindznan, T. & Zhukovsky, A. (eds) (1956) Bukovina - ÍÍminule isuchasne [Bukovina - its past and present]. Paris; PhiLadeLphia, Detroit: ZeLena Bukovina.

Kostishin, S.S., Botushanskiy, V.M., Dobrzhanskiy, O.V., Makar, Yu.l., Masan, O.M. & MikhayLina, L.P. (1998) Bukovina:istorichniynaris [Bukovina: A historical essay]. Chernivtsi: Zelena Bukovina.

Tronko, P.T. (ed.) (1969) Istoriya mist i sil Ukrains'koi RSR: v 26 t. [History of the cities and villages of the Ukrainian SSR: In 26 vols]. Vol. 23. Kyiv: AS URSR.

Dobrzhansky, O.V., Kruglashov, A.M. & Yarmistiy, M.V. (2014) Istoriya rozvitku organiv vladi na teritorii Chernivets'koi oblasti [History of the development of the authorities on the territory of Chernivtsi region]. Chernivtsi: Bukrek.

Kupchanko, G. (2008) Nekotoryya istoriko-geograficheskiesvedeniya o Bukovine [Some historical and geographical information about Bukovina]. Chernivtsi: Zoloti litavri.

Masan, O.M. (2005) Bukovina yak ob'ekt mizhnarodnikh vidnosin z davnikh chasiv do 1774 r. [Bukovina as an object of international relations from ancient times to 1774]. In: Botushansky, V.M. (ed.) Bukovina v konteksti evropeys'kikh mizhnarodnikh vidnosin (z davnikh chasiv do seredini XX st.) [Bukovina in the context of European international relations (from ancient times to the middle of the twentieth century)]. Chernivtsi: Ruta. pp. 9-168.

Moldavian SSR Academy of Sciences. (1975) Moldaviya v epokhufeodalizma: Perepisi naseleniya Moldavii v 1772-1773 i 1774gg. [Moldova during feudalism: Censuses of Moldavia in 1772-1773 and 1774]. Vol. 7. Chisinau: §tiinta.

Shevchenko, F.P. (ed.) (1980) Narisi z istorii Pivnichnoi Bukovini [Essays on the history of Northern Bukovina]. Kyiv: Naukova dumka.

Sulyak, S. (2017) The ethnonym rus in the anthroponymics of Medieval Moldavia. Rusin. 1 (47). pp. 80-91 (In Russian). DOI: 10.17223/18572685/47/7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chuchko, M.K. (2008) "I v"zyat Boga na pomoshch'": sotsial'no-religiyniy chinnik v zhitti pravoslavnogo naselennya pivnichnikh volostey Moldavs'kogo voevodstva ta vstriys'ko'iBukovini (epokha pizn'ogo seredn'ovichchya ta novogo chasu) ["And they will take God for help": a social and religious factor in the life of the Orthodox population of the northern volosts of the Moldavian Voivodeship and the Vistrian Bukovina (the late Middle Ages and modern times)]. Chernivtsi: Knigi - XXI.

Chuchko, M.K. (2015) U gornili viprobuvan': Pravoslavna Tserkva na Bukovini v 1914-1919 rr. [In a crucible test: The Orthodox Church in Bukovina in 1914-1919]. Chernivtsi: Druk Art.

Holban, M. (ed.) (1983) Calatori straini despre Tarile Romane [Foreign travelers about the Romanian Countries]. Vol. 8. Bucharest: Editura stiintifica §i enciclopedica.

Dan, D. (1905) Manastirea §i comuna Putna [Putna Monastery and Commune]. Bucharest: Göbl.

Bukowyna-Zentrum an der nationalen Juri-Fedkowytsch-Universität Tscherniwzi. (2004) Die Bukowina. Eine allgemeine Heimatkunde [Bukovina. General Local History]. Translated from German by F.S. Andriyts, A.T. Kvasetsky. Chernivtsi: Zelena Bukovina.

Costächescu, M. (1931) Documente moldoveneçti inainte de §tefan cel Mare [Moldovan Documents Before Stephen the Great]. Vol. 1. Ia§¡: Viata Româneasca.

BäLan, T. (1933) Documente bucovinene de Teodor Balan [Bukovinian Documents by Teodor BaLan]. VoL. 1. Cernäuti: InstitutuL de Arte grafice §i Editurä "GLasuL Bucovinei."

BäLan, T. (1931) Documente bucovinene de Teodor Balan [Bukovinian Documents by Teodor BaLan]. VoL. 3. Cernäuti: Editura consiLiuLui eparhiaL aL MitropoLiei Bucovinei.

BäLan, T. (1938) Documente bucovinene de Teodor Balan [Bukovinian Documents by Teodor BaLan]. VoL. 4. Cernäuti: Editura MitropoLie Bucovinei.

BäLan, T. (1939) Documente bucovinene de Teodor Balan [Bukovinian Documents by Teodor BaLan]. VoL. 5. Cernäuti: Editura MitropoLie Bucovinei.

Cihodaru, C., Capro§u, I. & §imanschi, L. (1915) Documenta Romaniae Historica. Seria A. Moldova (1584-1448). VoL. 1. Bucharest: Editura Academiei RepubLicii SociaListä România.

Cihodaru, C., Capro§u, I. & Ciocan, N. (1980) Documenta Romaniae Historica. Seria A. Moldova (1487-1504). VoL. 3. Bucharest: Editura Academiei RepubLicii SociaListä România.

DragusanuL, I. (n.d.) Povestea A§ezarilor Bucovinene: Cuciurul Mare [The Story of the Bucovinian settLements: VeLikiy Kuchuriv]. [OnLine] AvaiLabLe from: http://dragusanuL.ro/category/povestea-asezariLor-bucovinene-i-si-ii/page/2. (Accessed: 25th September 2011).

Giurescu, C. (2003) Istoria românilor [History of Romanians]. VoL. 2. Bucharest: ALLeducationaL.

Monteoru, N. (2004) Bucovina. Pagini de enciclopedie [Bucovina. The EncycLopedia pages]. VoL. 2. Suceava: Editura Archiepiscopiei Sucevei §i RädäutiLor.

NecuLce, I. (1959) Letopisetul Tarii Moldovei§i o sama de cuvinte [The ChrinicLe of the Land of MoLdavia and a word of words]. Bucharest: Editura de stat pentru Literaturä §i artä.

Nistor, I. (1915) Românii §i rutenii in Bucovina. Studiu istoric §i statistic [Romanians and Rusins in Bucovina. HistoricaL and statisticaL study]. Bucharest: LIBRÄRIILE SOCEC & Comp. §i C. SFETEA.

Боднарюк Богдан Михайлович - доктор исторических наук, профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и музееведения Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича (Украина). Bogdan Bodnaryuk - Yuriy Fedkovych Chernivtsi National University (Ukraine). E-mail: [email protected]

Чучко Михаил Константинович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории древнего мира, средних веков и музееведения Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича (Украина). Mykhailo Chuchko - Yuriy Fedkovych Chernivtsi National University (Ukraine). E-mail: mychai[o_chuchko@ramb[er.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.