Научная статья на тему 'Промышленный шпионаж и конкурентная разведка в деятельности предприятия'

Промышленный шпионаж и конкурентная разведка в деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3095
614
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ / КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каболов А.И.

В современных условиях основным источником конкурентоспособности компании становится способность к технологическим нововведениям. Главная движущая сила экономического роста компании технологическое развитие, текучесть, и гибкость. Все большую роль в процессе развития цивилизации играет информация. Владение и рациональное использование которой, предоставляет нам огромные возможности и создает условия для успешного функционирования и развития нашей экономической деятельности. И напротив, использование недостоверных данных, препятствие к получению информации или получения ее в искаженном виде, могут привести к ошибочным решения, неоправданным рискам, минимизация которых ставит необходимостью появление такого вида деятельности, как экономическая разведка. Данная деятельность может осуществляется разными способами, основными из которых являются промышленный шпионаж и конкурентная разведка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленный шпионаж и конкурентная разведка в деятельности предприятия»

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ И КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Каболов А.И.*

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

г. Владикавказ

В современных условиях основным источником конкурентоспособности компании становится способность к технологическим нововведениям. Главная движущая сила экономического роста компании -технологическое развитие, текучесть, и гибкость.

Все большую роль в процессе развития цивилизации играет информация. Владение и рациональное использование которой, предоставляет нам огромные возможности и создает условия для успешного функционирования и развития нашей экономической деятельности. И напротив, использование недостоверных данных, препятствие к получению информации или получения ее в искаженном виде, могут привести к ошибочным решения, неоправданным рискам, минимизация которых ставит необходимостью появление такого вида деятельности, как экономическая разведка. Данная деятельность может осуществляется разными способами, основными из которых являются промышленный шпионаж и конкурентная разведка.

Ключевые слова промышленный шпионаж, конкурентная разведка, коммерческая тайна, источники информации, достоверность информации.

Как и другие виды деятельности, экономическая разведывательная деятельность имеет свою историю зарождения, становления и развития. Как неотъемлемая часть исторической эволюции производственных сил экономическая разведка, в процессе развития производства, науки и техники, меняла свои формы и характер проявления.

Основоположником фундаментальной теории разведки считается Китай, где уже в IV веке до нашей эры появляется первый труд об этом искусном ремесле. Это было произведение одного из величайших философов того времени Сунь Цзы «Искусство войны» [1].

Зародышем конкурентной разведки, становившейся более необходимой с развитием торговли и ремесла, был частный шпионаж. Торговцы и купцы осуществляли сбор информации о своих потенциальных конкурентах, которая способствовала, в будущем, их коммерческому успеху. Однако данная коммерческая разведка осуществлялась самими ремесленниками и носила эпизодический характер. Купцы пытались узнать вид, количественные и качественные характеристики товара привезенного на дынный рынок, цену

* Факультет Международных отношений.

по которой он будет продаваться. Конечно же, не упускали возможности подпортить «репутацию товара», то есть пускали слухи о его действительных и мнимых пороках, завышенной цене относительно невысокого качества товара. Все эти приемы, позднее получили более научную терминологию -диффамация, «Чёрный РЯ», конъюнктурный анализ [2].

С течением времени появлялось все больше и больше объектов для промышленного шпионажа. Постепенно он приобрел законный характер. Для примера, декрет французского правительства 1791 года [3], признавал «за всяким, кто первый привезет во Францию какое-либо иностранное новшество или промысел, либо аналог новейшего зарубежного изобретения» такие же льготы, какими бы пользовался его изобретатель.

В второй половине XVIII века в Манчестере возникает ассоциация борьбы с патентами и монополиями [3]. Вероятно, это была первая всемирная организация, поощрявшая промышленный шпионаж. Со временем, поддерживаемый государством и промышленниками, он превращался в важный фактор, как национальной политики, так и промышленной революции.

Таким образом, мы подошли к определению промышленного шпионажа. Разными источниками оно трактуется по-разному, однако все эти определения имеют общие черты. Собрав их воедино можно охарактеризовать промышленный шпионаж, как форму недобросовестной конкуренции, посредством которой осуществляется незаконное получение, использование, а также разглашение информации, представляющую собой коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды.

С понятием промышленного шпионажа также тесно связанно понятие коммерческой тайны, она зачастую является зоологом успеха компании, и именно поэтому считается лакомым куском для завистливых конкурентов.

В рамках компании коммерческая тайна представляет собой перечень сведений о деятельности фирмы, не подлежащих разглашению ввиду возможных убытков, недополучения прибыли и других отрицательных последствий. Круг информации, относящейся к объектам коммерческой тайны, определяется фирмой самостоятельно. Российское законодательство определяет, что незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, является преступлением в сфере экономической деятельности и влечет за собой уголовную ответственность [5].

Для того чтобы информация представляла собой коммерческую тайну, ей должны быть присущи следующие признаки:

- Ценность информации - то есть полезность для принятия решений в коммерческой сфере.

- Конфиденциальность - это означает, что информация не должна быть общедоступной.

- Ограничение доступа к ней на законном основании - то есть раздобыть информацию данного рода третьи лица могут только незаконным путем.

- Не должна входить в список информации, которая не может составлять КТ в силу закона.

К информации представляющей собой коммерческую тайну может быть отнесено следующее: Сведения о научных разработках, модели и образцы know-how, знания, умения. Данные о системе материально-технического обеспечения, структуре рынка сбыта, потребности в материально-сырьевых ресурсах и источники удовлетворения этих потребностей. Сведения о применяемых и перспективных методах организации производства, о целях, условиях и результатах переговоров, а также о принципах управления предприятием как единой системы в целом.

Информация не способная, в силу закона, составлять коммерческую, служебную или иного рода тайну, это: учредительные документы, документы предоставляющие право компании заниматься предпринимательской деятельностью, сведения об условиях труда, о системе оплаты труда, о бухгалтерской отчетности, о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений и прочие.

Известно множество способов, при помощи которых руководство может защитить информацию, составляющую коммерческую тайну, от разглашения, такие как подписание, договора о неразглашении, санкции последующие за нарушением этого договора, но есть и другие возможности правовой защиты информации: авторское право, смежное право, патент, товарный знак и фирменное наименование.

Существует ряд причин промышленного шпионажа - это прежде всего экономия средств и времени, которые необходимо затратить, чтобы достичь уровня конкурента, занимающего лидирующее положение, или же превзойти его, открыв для себя новые рынки сбыта либо предотвратить в будущем отставания от конкурента, если тот находиться в процессе разработки новой перспективной технологии.

Жертвой промышленного шпионажа может стать любой человек, занимающийся экономической деятельностью, ведь тот факт, что он получает прибыль, уже является предпосылкой стать жертвой обмана. По мнению западных специалистов, утечка 20 % информации представляющей собой коммерческую тайну предприятия, в 60-ти случаях из 100 приводит к большим финансовым трудностям или же банкротству фирмы. Предприниматель обязан знать все о сильных и слабых сторонах своих конкурентов, чтобы успешно противостоять им, твердо стоять на ногах, свободно ориентируясь в условиях рынка. Главный вопрос, каким образом можно это осуществить этот процесс?

Известны два метода осуществления шпионской деятельности: технический и агентурный [6]. Первый метод включает в себя следующие направления: электромагнитный, оптический и акустический. С помощью специальных средств можно снимать информацию с электромагнитных волн, которые возникают вокруг телефона, проводов и прочей офисной техники. Данный способ называется электромагнитным.

Оптический метод подразумевает использование биноклей, видеокамер, приборов ночного видения для наблюдения или подсматривания за носителем информации.

Акустического метод заключается в перехвате речи, переговоров с помощью технических средств, таких, как микрофоны, «жучки».

К агентурному методу относятся такие приемы, как подкуп, шантаж, вербовка специалистов конкурента, внедрение своего агента на предприятие с целью выведывания интересующей информации у конкурентов, хищения чертежей, документов и образцов изделий, коммерческой тайны.

Аналогом промышленного шпионажа является конкурентная разведка. В реальной жизни грань между конкурентной разведкой и промышленным шпионажем зависит от искусства того, кто её проводит, решая вступать в противоречие с уголовным кодексом или нет [7]. Между конкурентной разведкой и промышленным шпионажем, несомненно, есть общее. У них общая задача - помощь в выработке решений реагирования и достижении конкурентных преимуществ. Но вот методы решения этой задачи различны. Основной принцип промышленного шпионажа заключается в нарушение уголовного, административного, гражданского и других отраслей права, то есть данный вид экономической разведки основан на приемах и методах, которые противоречат законодательным актам. Работа конкурентной разведки основана на легальных методах: проводимые на постоянной основе сбор и аналитика годовых отчетов предприятия, статистические отчеты, изучение Интернет-ресурсов, маркетинговые исследования, которые влияют или могут повлиять на способность компании успешно конкурировать на данном рынке [8].

Законодательство: о конкурентной разведке ФЗ «О коммерческой тайне»: Информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом, несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо.

Пять этапов разведывательного цикла:

- Определение компанией целей, которые она хочет достичь в результате осуществления разведывательно -аналитической деятельности.

- Сбор информации как совокупности разрозненных обрывков сведений.

- Сортировка, обработка, оценка полученных сведений.

- Анализ разрозненных частей с целью преобразования их в стратегическое знание о прошлой деятельности, об эффективности работы, о сильных и слабых сторонах, об особых намерениях на будущее других фигурантов рынка.

- Применение полученной информации для выработки управленческих решений.

Конкурентная разведка решает следующие задачи:

- Информационное обеспечение процесса выработки управленческих решений, как на стратегическом, так и на тактическом уровне. «Система раннего предупреждения», то есть насколько возможно раннее привлечение внимание лиц, принимающих решения, к угрозам, которые потенциально могут причинить ущерб бизнесу.

- Выявление благоприятных для бизнеса возможностей.

- Выявление (совместно со службой безопасности) попыток конкурентов получить доступ к закрытой информации компании.

- Управление рисками с целью обеспечить эффективное реагирование компании на быстрые изменения окружающей среды.

Возможные результаты работы по осуществлению конкурентной разведки:

- Опережение конкурентов в тендерах.

- Оценка потенциальных рисков и благоприятных возможностей при инвестициях.

- Опережение шагов конкурентов в рамках маркетинговых кампаний с помощью продуманных упреждающих действий, выработанных на основе данных, предоставленных конкурентной разведкой.

- Получение выгод от слияний и поглощений.

- Раннее предупреждение о появлении нового конкурента, новой технологии, нового канала сбыта.

- Выявление того, «как выглядит компания со стороны» (например с точки зрения клиентов, конкурентов, госорганов).

- Выявление каналов утечки информации

- Влияние на информационное поле вокруг компании.

Промышленный шпионаж является прерогативой крупных корпораций,

имеющих прочное основание на рынке и располагающих достаточным количеством средств, для осуществления «шпионской» деятельности, так как малый и средний бизнес не в состоянии тянуть столь затратный процесс, в силу своих небольших масштабов. В условиях российской экономики, нужны ли все эти шпионские ухищрения, если учесть что с информацией, добытой незаконным путем происходят все те же временные и факторные процессы, что и с информацией, полученной из открытых источников:

- она может быть устаревшей;

- она может быть не полной;

- она может быть недостоверной;

- она может быть не релевантной;

- или же, что еще хуже, она может быть дезинформацией.

По мнению экспертов 90-95 % информации, необходимой предпринимателю для изучения конъюнктуры рынка, политики конкурентов, и всех внешних факторов в целом, мы можем извлечь из открытых источников; 510 % мы не способны получить никаким образом, никакие источники не способны предоставить ее, в силу того, что ее просто не существует - это зона предпринимательского риска.

Наглядным примером использования недобросовестной экономической разведки является Китай. Высказывание о том, что «Бог создал мир, все остальное сделано в Китае», как нельзя лучше отражает ситуацию с практикой промышленного шпионажа в Поднебесной.

Китай, в первую очередь, обязан своим экономическим прорывом промышленному шпионажу. Довольно часто новые модели потребительских товаров появляются в Китае еще до момента их официального появления в розничной продаже в стране разработчика. Как говорит руководитель службы безопасности одной из европейских компаний, исследовавший китайский рынок: «Китайцы собирают любую информацию в сфере потребности, на которую выявлен спрос, а потом сортируют и по крупицам отбирают свои находки до получения нужного результата» [9].

Большинство предпринимателей сходятся во мнении, что по причине пиратства они несут колоссальные убытки. С каждым годом увеличивается количество подражателей, посещающие выставки франчайзинга в Китае.

Китайское законодательство запрещает местным фирмам копировать внешний вид и атмосферу магазинов других компаний. Однако местные бизнесмены зачастую игнорируют эти правила.

Для защиты своих прав и интеллектуальной собственности необходимо хорошо ориентироваться в китайском законодательстве. Существуют некоторые определенные критерии, по которым определяется, подлежит ли торговая марка международной защите. Они сводятся к тому, можете ли Вы подтвердить, что Ваш бизнес осуществляется более чем в пяти странах и, следовательно, торговая марка, или фирма, воспринимается как международный символ. Однако тот факт, что Вы, например, зарегистрировали вашу марку в Техасе, не дает Вам права требовать запрещения использования марки в Шанхае, до тех пор, пока Вы не докажете, что Ваш бренд - это международная сеть ресторанов, и что Ваш оппонент получает незаконные доходы от использования Вашего имени. Даже в таком случае лучше зарегистрировать свой бренд в каждой стране, где продаются товары или услуги под Вашей маркой. Для международных торговых марок существует процедура

«Приоритетной регистрации», которая позволяет обратиться с заявлением о регистрации марки в другой стране в течение шести месяцев после того, как Вы уже зарегистрировали эту марку в каком-либо месте.

Китай подписал многие международные конвенций по вопросам стандартизации общих процедур и условий международной защиты торговых марок. Это такие документы, как «Подробное соглашение о международной классификации товаров и услуг», выделяющее 42 различные категории, по которым классифицируются практически все возможные продукты и услуги; «Мадридские правила международной регистрации марок», которые стандартизуют и приводят в соответствие с единым форматом регистрацию марок в различных странах. В соответствии с соглашением о вступлении в ВТО, Китай также должен привести свое внутреннее законодательство в соответствие с международными стандартами. Как установлено в соглашении, Китай разрабатывает поправки к своим нормативно-правовым актам, касающимся вопросов защиты прав интеллектуальной собственности. Также закреплено, что Китай обязуется действовать в соответствии с соглашениями о мерах защиты торговой интеллектуальной собственности и о разрешении споров. И это серьезно делает Китай членом мирового сообщества с обязательствами по защите прав владельцев торговых марок всего мира.

Китай входит в число участников Парижской конвенции об охране промышленной собственности. По этой конвенции китайские власти должны обеспечить эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, в том числе защиту от смешения в промышленных и торговых делах. Китайское законодательство предполагает запреты дальнейших действий нарушителя, демонтаж вывесок, а также возмещение убытков настоящему правообладателю. Но пока закон в Поднебесной работает неэффективно. Впрочем, у Китая довольно сильные позиции на мировом рынке, а потому вопросы об исключении Поднебесной из целого ряда международных конвенций пока не ставятся. В последние годы наметилась положительная тенденция по отстаиванию авторских прав крупнейшими компаниями мира в борьбе с подделками. Так, компания Ferrero Rocher получила решение Верховного суда Китая о запрещении китайским производителям выпускать поддельную версию этих конфет и наложении штрафа за подделку. Компания Ferrero Rocher потратила более 1 млн. долл. на защиту своих прав в КНР. На рынке пищевых продуктов очень многие компании, в том числе Coca Cola, смогли отстоять свои права. При этом китайские производители выпускают достаточно качественные импортозамещающие пищевые продукты.

В автомобилестроительной отрасли западным производителям пока что с трудом удается отстаивать свои права. Так фирма Shuanghuan Automobile выиграла суд у компании BMW в отношении автомобиля CEO SUV Gucci и Tiffany подали в американский суд иск к местным отделениям банков из

КНР - Bank of China, China Merchants Bank и Industrial & Commercial Bank of China, по вопросу замораживания счетов недобросовестных предприятий, выпускающих подделку.

В последнее время в КНР наблюдается положительная тенденция перехода из теневой экономики в открытую. Китайские производители все больше стараются отходить от подделок и рассматривают способы совместного сотрудничества с западными брендами, предлагая им свой потребительский рынок, недорогие ресурсы и усовершенствованные технологии. Поэтому многие западные компании заинтересованы в инвестировании Китая и переносе производства на его территорию для дальнейшего экспорта товаров по всему миру. Соответственно, продукция, изготовленная в Китае, перестает ассоциироваться с Китаем, а больше ассоциируется с самой торговой маркой. Для поддержки такого подхода разработана рекламная кампания «Made in China, made with the world» (Сделано в Китае, сделано всем миром). Проект дебютировал на канале CNN в США, странах Азии и Европы роликом, призванным разрушить сложившийся стереотип о том, что товары, производимые в Китае, отличаются плохим качеством или вовсе являются подделкой. Ролик демонстрирует ряд товаров с надписью на этикетке «Made in China», дополненной пояснениями, в сотрудничестве с какими мировыми производителями этот товар был изготовлен. Наглядным примером служит надпись на обратной стороне IPhone «Design by Apple in California, Assembled in China».

В интернет ресурсах, слоган «Made in China, made with the world» (Сделано в Китае, сделано всем миром) китайские бизнесмены мастерски перекроили на схожий по звучанию, но очень сильно отличающийся по идеологии «Made in China, made for the world» (Сделано в Китае, сделано для всего мира).

Таким образом, подведем итоги. Информация о конкурентах, полученная как законными, так и незаконными методами, имеет свойство устаревать. По опубликованным данным, оперативно-тактическая информация теряет ценность примерно по 10 % в день. Информация стратегического, долговременного характера теряет ценность примерно по 10 % в месяц. Информация о неизменных объектах (промышленная инфраструктура, природные ресурсы) теряет ценность примерно по 15 % в год.

Доминирование недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа является горькой, но объективной реальностью молодого российского рынка. Рост информационных технологий возрастает каждый год, а это значит, что методы промышленного шпионажа также совершенствуются. В связи с этим, для того чтобы успешно конкурировать на рынке, достаточно не просто обеспечить физическую защиту бизнеса, а построить такую систему обеспечения информационной безопасности, которая уберегла бы предпринимателя от его соперников.

Список литературы:

1. Сунь-цзы. Искусство войны.

2. Кузин А., Нежданов И., Ющук Е. Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе. - Яналиф, 2009.

3. Онлайн библиотека plum.ru. Объекты промышленного шпионажа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.plam.ru/hist/kratkaja_is-torija_specsluzhb/p50.php

4. Жак Бержье. Промышленный шпионаж. - Международные отношения, 1972.

5. Федеральный Закон «О Коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ.

6. Нежданов И. Технологии разведки для бизнеса. - М.: Ось-89, 2010.

7. Ющук Е. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей. -Вершина, 2006.

8. Лемке Г. Коммерческая разведка для конкурентного превосходства / Московская Финансово-Промышленная Академия. - 2011.

9. Промышленный шпионаж по-китайски [Электронный ресурс] / SCS GROUP. - Режим доступа: http://www.scsgroup-consult.com/ru/articles/promy-shlennyj_shpionazh_po_kitajski.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.