УДК 338.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА
© А.П. Стерхов1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
На примере бизнес-разведки и промышленного шпионажа рассмотрены возможности использования маркетинговых технологий для обеспечения безопасности инновационного бизнеса. Приведены основные задачи бизнес -разведки применительно к инновационному бизнесу. Рассмотрены основные направления проведения бизнес -разведки компании, систематизированы методы сбора информации. Представлен алгоритм использования маркетинговых технологий в интересах бизнес-разведки и способы официального получения информации из государственных органов. Подробно описано информационное задание на проведение проверки юридического лица как делового партнера на надежность. Ил. 2. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: безопасность бизнеса; маркетинговые технологии; инновационный бизнес; бизнес-разведка; промышленный шпионаж.
USING MARKETING TECHNOLOGIES TO ENSURE INNOVATIVE BUSINESS SECURITY A.P. Sterkhov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
By examples of business intelligence and business espionage the article considers the possibilities to use marketing technologies to ensure innovative business security. It states the main objectives of business intelligence as applied to the innovative business and outlines the key courses of company business intelligence. The methods of information collection are systematized. The article introduces the algorithm of using marketing technologies for the benefit of business intelligence and the methods of receiving information officially from state bodies. A detailed description is given to an information task for due diligence of a legal entity as a business partner. 2 figures. 9 sources.
Key words: business security; marketing technologies; innovative business; business intelligence; business espionage.
Развитие российской экономики на современном этапе характеризуется процессами активного формирования и развития рыночных отношений и институтов, где предпринимательские структуры играют ключевую роль. Чем больше возможностей для расширения своей деятельности возникает у предпринимателей, тем более высокими становятся темпы развития национальной экономики. Естественно, что в этих условиях достаточно значимым фактором является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и свободной конкуренции. Однако реалии российской действительности таковы, что предприниматели в своей практической деятельности сталкиваются не только с экономическими, организационными, правовыми и целым рядом других трудностей, но и с негативным воздействием различных субъектов, зачастую носящими противоправный характер.
Всё это приводит к необходимости обеспечения комплексной безопасности бизнеса. В соответствии с работами [1, 4] безопасность возникает в процессе взаимодействия объектов реальной действительности и представляет собой название интегральной характеристики коммуникативного процесса, неотъемле-
мыми составными элементами которого являются:
1) действующий объект в совокупности его целей и возможностью по причинению объекту воздействия вреда;
2) канал коммуникации, с учетом наличия/отсутствия в его составе системы защиты;
3) объект воздействия в совокупности его свойств.
Фактически безопасность - это состояние защищенности. Но, учитывая, что любое состояние есть лишь одно из множества других состояний, можно сказать, что безопасность - это состояние оптимальной защищенности.
Таким образом, под безопасностью бизнеса мы будем понимать (обозначать) ситуацию, при которой возможность причинения вреда бизнесу оценивается как несущественная.
Одним из способов использования маркетинговых технологий для обеспечения безопасности бизнеса вообще и инновационного бизнеса в частности, является бизнес-разведка и промышленный шпионаж, поскольку сами эти виды деятельности можно рассматривать как разновидность или продолжение маркетинга, только маркетинга рисков и возможностей.
Под бизнес-разведкой мы понимаем сбор и обра-
1Стерхов Анатолий Петрович, кандидат технических наук, доцент, директор Центра взаимодействия с работодателями и ассоциацией выпускников, тел.: 89641026955, e-mail: [email protected]
Sterkhov Anatoly, Candidate of technical sciences, Associate Professor, Director of the Interaction Center of Employers and Graduates Association, tel.: 89641026955, e-mail: [email protected]
ботку данных из разных источников для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческого предприятия, проводимую в рамках закона и с соблюдением этических норм.
Промышленный шпионаж является одной из форм недобросовестной конкуренции. При этом в России, в отличие, к примеру, от США, он не является юридическим термином, поскольку у нас нет закона о промышленном шпионаже. Главное его отличие от бизнес-разведки состоит в законности методов получения информации.
Бизнес-разведка или, как её ещё называют, конкурентная разведка, а также её оборотная сторона -промышленный шпионаж, существуют уже давно. Однако на государственном уровне её развитие было поставлено с началом первой волны индустриализации. При этом повышение конкурентоспособности национальной экономики и поддержка отечественных корпораций на внешних рынках являются приоритетной задачей и предметом постоянных усилий органов власти любой экономически развитой страны мира.
Одними из первых организаций, осуществляющих сбор, анализ и хранение зарубежной экономической и технологической информации, явились торгово-промышленные палаты. В 1956 г. при содействии Правительства Японии была создана некоммерческая организация «Джетро». Кроме осуществления экономической разведки «Джетро» помогает иностранным производителям и инвесторам наладить бизнес и сбыт в Японии. Аналогичные окологосударственные структуры с похожими функциями существуют практически во всех странах АТР, в США и отдельных странах Европы. В Южной Корее, к примеру, это - некоммерческая организация «Котра». Именно азиатские корпорации при неизменной поддержке своих государств задали тон по систематическому и исчерпывающему изучению внешних рынков, клиентов и конкурентов, поиску и заимствованию технологий, управлению качеством производства и другим процессам, предопределившим дальнейший экономический рывок.
В России бизнес-разведка в её современном понимании появилась сравнительно недавно. В самом начале 90-х годов XX века в России практически не было ни рынка, ни конкурентной среды, ни бизнес-разведки. При этом роль торгово-промышленной палаты СССР (до начала 1990-х годов), которая была создана в двадцатых годах XX века, сводилась, прежде всего, к предоставлению услуг по товарной экспертизе, переводу документов и ряду других функций, слабо связанных с систематическим и исчерпывающим изучением внешних рынков.
Ситуация стала меняться в начале 1990-х гг. В работе автора [6] были проанализированы основные особенности обеспечения безопасности бизнеса в России, начиная с этого времени. Если в «лихие» 1990-е годы с их массовым рэкетом, убийствами и другими «прелестями» периода первоначального накопления капитала методы бизнес-разведки в её маркетинговом варианте практически не были востребованы, то в конце 1990-х годов, когда рыночные пре-
образования в стране стали свершившимся фактом, у крупнейших участников рынка появилась заинтересованность в сохранении статус-кво. В среднем и малом бизнесе, а также в розничном бизнесе любого размера начала появляться реальная конкуренция. Именно в это время для эффективного ведения бизнеса остро понадобились кадры, способные обеспечивать стабильную информационную поддержку принятия управленческих решений, в том числе - методами, привнесенными в бизнес из разведки.
В условиях рыночной экономики предприятие не может эффективно работать без глубокого понимания процессов, происходящих в бизнес-среде, не располагая новейшей информацией о том, что происходит в занимаемом им сегменте рынка. Поиск, анализ, классификация, распознавание актуальности и достоверности информации фактически являются ключом буквально к любому бизнесу вне зависимости от его сферы и размеров.
Для качественного информационного обеспечения руководителей и владельцев бизнеса система бизнес-разведки должна быть ориентирована на конкретных лиц, принимающих управленческие решения. При этом сама система должна работать легитимно, без обращения к незаконным и неэтичным методам сбора информации.
С целью добывания разведывательной и контрразведывательной информации система бизнес-разведки разрабатывает план, в котором указываются основные цели сбора информации, потребности в информации, возможные источники для каждой задачи, а также силы и средства разведки (штатные или дополнительно запрашиваемые у руководства предприятия) для выполнения этих задач. Поставленные задачи нацеливают исполнителей на добывание той информации, которая необходима руководителю предприятия для принятия обоснованного решения при планировании финансово-хозяйственной деятельности [2].
Говоря об инновационном бизнесе, необходимо отметить, что его безопасность в значительной степени зависит от владения информацией о результатах перспективных исследований и разработок, рыночной конъюнктуры, финансового положения конкурентов и тенденциях развития в конкретных областях бизнеса.
Именно этими вопросами, прежде всего, и занимается бизнес-разведка. Кроме того, к основным задачам бизнес-разведки (применительно к инновационному бизнесу) можно отнести:
• раннее выявление угроз, уязвимостей, возможностей и других факторов влияния на успех инновационного бизнеса;
• управление рисками инновационного бизнеса;
• проверка благонадежности деловых партнеров, в том числе сбор и анализ информации о контрагентах, с которыми предполагается заключить гражданско-правовые отношения;
• выявление новых или потенциальных конкурентов;
• изучение успехов и неудач конкурентов;
• рассмотрение фактов неправомерного исполь-
зования фирменных (товарных) знаков предприятия;
• изучение новых технологий, продукции, процессов, а также новых инструментов управления;
• мониторинг изменений в политической, законодательной и регулирующей областях, влияющих на бизнес.
В соответствии с принципами управления любой организацией работу подразделений бизнес-разведки предприятия целесообразно разделить на две составляющие.
Стратегическая (макроэкономическая) составляющая бизнес-разведки заключается в сборе и анализе стратегической информации о глобальных процессах в экономике, политике, технологии и так далее, которые влияют на развитие предприятия. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Целью стратегического уровня принятия решений являются, к примеру, открытие нового производства, внедрение на рынок нового товара или услуги. При этом в условиях неопределенности внешней и внутренней среды предприятия стратегия выступает не просто как одна из форм или функций управления организацией, а как ключевой элемент ее существования в качестве системного интегратора. Принимаемые стратегические решения позволяют сориентироваться на рынке и проанализировать перспективы его развития, разглядев для себя еще не заполненные конкурентами рыночные ниши.
Предметом интереса стратегической составляющей бизнес-разведки чаще всего являются:
• законодательство, связанное с регламентированием процессов и обстоятельств, имеющих отношение к деятельности компании;
• конкурентная среда (конкуренты, рынки и т.д.);
• новые технологии и вопросы интеллектуальной и промышленной собственности;
• имеющиеся ресурсы;
• тенденции изменения перечисленных объектов.
После того, как стратегические цели сформированы, их объединяют в группы по компании в целом и по подразделениям. Руководители подразделений выстраивает работу своих подразделений, распределяя стратегическую цель своего подразделения на тактические цели (задания) своих подчиненных. Иерархическое выстраивание дерева целей должно быть выстроено таким образом, чтобы стратегические цели предприятия трансформировались в конкретные тактические цели (задачи) каждого конкретного сотрудника.
Оперативно-тактическая (микроэкономическая) составляющая бизнес-разведки заключается в сборе и анализе оперативно-тактической информации для принятия руководством осознанных решений по текущим проблемам предприятия. Целью оперативно-тактического уровня принятия решений являются, к примеру, обучение персонала для выпуска новой продукции или оказания новой услуги, строительство или приобретение здания под новый цех.
Предметы интереса оперативной составляющей бизнес-разведки включают:
• изучение конкретной компании (история созда-
ния, деятельность, руководство, собственники, возможности, угрозы, кадровая политика, методы управления и прочее);
• изучение конкретного человека (сильные и слабые стороны, связи, возможности и прочее);
• изучение конкретной ситуации (подготовка к смене деятельности, подготовка к переговорам, подготовка к слиянию или разделению и т.д.).
Основное предназначение системы бизнес-разведки (такая служба может состоять как из одного, так и из нескольких человек, в зависимости от размеров предприятия и отрасли, в которой оно работает) заключается в обеспечении руководства достоверной объективной и полной информацией о намерениях конкурентов, партнеров, смежников, контрагентов и клиентов; о сильных и слабых сторонах конкурентов. Кроме того, система бизнес-разведки должна оповещать руководство предприятия о возможном возникновении кризисных ситуаций; собирать данные, позволяющие оказывать влияние на ход деловых переговоров; проводить мониторинг и контролировать ход реализации ранее заключенных договоров и достигнутых соглашений.
Вопрос о месте системы бизнес-разведки в организационной иерархии предприятия в значительной степени зависит от требований, предъявляемых к ней руководством. Однако в любом случае эффективная работа данного подразделения возможна только при постоянном контакте с внешней средой и с руководством предприятия, принимающим решение.
Алгоритм использования маркетинговых технологий в интересах бизнес-разведки, представляющий собой её основные этапы, представлен на рис. 1. При этом есть смысл более подробно остановиться на применяемых терминах «информация» и «сведения». Информация состоит из конкретных фактов. Это могут быть цифры, статистические материалы, разрозненные данные о людях и компаниях. Нельзя принимать правильные решения, основанные только на необработанной информации независимо от её точности и полноты. Сведения представляют собой подборку информационных фрагментов, которые отфильтрованы и проанализированы. Таким образом, информация преобразовывается в сведения, на основе которых можно принимать обоснованные решения.
Отметим, что информация может быть первичной и вторичной. Первичная информация представляет собой достоверные факты, полученные непосредственно из источников информации (выступление руководителя, официальное заявление государственных структур, подлинники документов, архивная информация). Вторичная информация (информация в газетах, журналах, аналитические материалы) характеризуется субъективным изложением первичной информации.
Основные методы сбора информации представлены в виде схемы на рис. 2.
Информационное задание на проведение проверки юридического лица с точки зрения его надежности в качестве делового партнера включает в себя, как правило, получение следующей информации:
Определение потребностей в конфиденциальных сведениях
Организация ресурсов для сбора сведений
Сбор ин формации
,. т г «
Анализ и обработка информации и перевод её в сведения
Предоставление сведений руководителям компании
Принятие руководителями решения по данным бизнес-разведки
Оценка эффективности бизнес-разведки
Рис. 1. Алгоритм использования маркетинговых технологий в интересах бизнес-разведки
• регистрационные данные (данные из Единого государственного реестра юридических лиц, телефоны, дочерние компании, реестродержатель и т.д.);
• учредители и акционеры (кто реально управляет и владеет компанией, распределение акций и т.д.);
• история создания и развития компании (кредитная история, участие в проектах, достижения и неудачи, юридическая чистота приватизации и т.д.);
• направление деятельности компании (номенклатура, объем и характеристика выпускаемой продукции, положение в отрасли и в регионе, состояние основных фондов, работоспособность и износ оборудования и т.д.);
• наличие материальных и иных ценностей (наличие собственного офиса, его состояние; оборудование; право на пользование помещениями; наличие активов и их ликвидность; нахождение в залоге; наличие складских помещений, их местоположение и правовой статус; взаимоотношения с арендодателями и т.д.);
• деловая репутация (участие в судебных разбирательствах; претензии со стороны государственных, контролирующих, правоохранительных и иных органов; связи с криминалом; «имидж» в СМИ; участие в благотворительных проектах, в общественных организациях, движениях, союзах и организациях и т.д.);
• данные о руководстве (лица, реально принимающие решения; лица, связанные с организованной преступностью или трудоустроенные на предприятия по их рекомендации; личные и деловые характеристики; психологические портреты; деловые связи и опыт; участие в качестве учредителей или акционеров в других коммерческих проектах; наличие параллельных финансовых интересов; лица, имеющие право действовать по доверенности; факты утери паспортов в руководстве компании и т.д.);
• внутренние отношения на предприятии (существуют ли обострения в команде управления; наличие группировок и семейных кланов; взаимоотношения между командой управления и трудовым коллективом; наличие неформальных лидеров и степень их влияния на коллектив и т.д.);
• система безопасности (наличие собственной службы безопасности или аутсорсинг безопасности; наличие «крышевания»; позиции в местных и федеральных органах власти и правоохранительных органах; методы решения конфликтных ситуаций и т.д.);
• финансовое положение компании (последний баланс; источники финансирования; номинальная и реальная себестоимость продукции; номинальная и реальная прибыль; взаимоотношения с банками; средний оборот по счетам; распределение прибыли; отношения с налоговыми органами и задолженность в бюджет; наличие задолженности контрагентам; факты неудачных инвестиционных проектов в других сферах деятельности и т.д.);
• планы и перспективы дальнейшего развития;
• партнеры (взаимоотношения, условия сотрудничества, наличие взаимных задолженностей и т.д.);
• конкуренты (их наличие; есть ли враги; формы
противоборства; данные на лидеров противоборствующей стороны и т.д.).
Работа по сбору информации о юридическом лице обычно систематизируется следующим образом:
• Информация из открытых источников.
• Получение информации из регистрационных органов.
• Получение информации из СМИ.
• Получение информации оперативными методами.
• Информация из иных источников.
Информация из открытых источников может быть
получена от самого юридического лица. Возможно получение информации по запросу от различных источников. Иногда практикуется заполнение специальных анкет, вопросы в которых соответствующим образом подобраны.
Информацию из регистрационных органов обычно получают по соответствующему запросу в регистрационный орган по месту нахождения предприятия либо в торгово-промышленную палату субъекта федерации; в налоговую инспекцию по месту постановки на учет; в фонды социального страхования, пенсионный или медицинский о постановке предприятия на учет.
Информация из СМИ получается из прессы за определенный промежуток времени на предмет упоминания данного предприятия, а также лиц его учредивших или возглавляющих.
Получение информации оперативными методами возможно как через работников предприятия (в том числе ранее там работавших), так и через партнеров и контрагентов компании. Возможно получение информации через аренду площадей в исследуемой компании. Дополнительную информацию можно получить посредством наружного наблюдения (активность работы, заполненность складов, автотранспорт). Возможно получение информации через посещение предприятия под видом клиента, проверяющего и т.д. Возможно получение информации в рамках инициированных судебных процессов (пусть и по вымышленным основаниям). В этом случае необходимо будет только доказать, что данные документы не могут быть получены стороной по делу самостоятельно и что они необходимы для рассмотрения дела в суде.
Получение информации из иных источников может быть из баз данных ГТС, БТИ, ГИБДД, регистрационной палаты. Возможно получение информации из правоохранительных органов по результатам заказных проверок, от детективных агентств, из банка, где обслуживается исследуемое предприятие. Возможно также получение информации по документам маркетинговых исследований.
Основные способы получения информации из государственных органов состоят в следующем:
• Получение информации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
• Получение информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
• Получение информации из Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики.
• Получение информации из Единого государственного реестра налогоплательщиков.
• Получение информации из государственного земельного кадастра.
• Получение информации из реестров лицензий.
• Получение информации с официальных сайтов государственных органов.
• Получение информации через Арбитражные суды и комитет по делам о несостоятельности.
Кроме того, информация может быть получена из баз данных Торгово-промышленных палат, которые приступили к ведению негосударственного реестра российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности (Реестр надежных партнеров).
И, наконец, возможно получение информации из базы данных Национальной ассоциации участников фондового рынка, которая называется «Система комплексного раскрытия информации и новостей» (СКРИН) (www.skrin.ru).
Единый государственный реестр юридических лиц (статистический регистр) содержит следующую информацию:
• полное и сокращенное наименование организации;
• организационно-правовая форма;
• адрес (место нахождения);
• способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
• сведения об учредителях юридического лица (наименование учредителя, ОГРН или регистрационный номер - для юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года, дата регистрации, адрес, размер и доля вклада в уставный капитал);
• наименование и реквизиты документов, представленных при государственной регистрации юридического лица;
• сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц;
• сведения о внесении изменений в учредительные документы;
• сведения о прекращении деятельности юридического лица;
• размер уставного капитала;
• сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (фамилия, имя, отчество, должность, реквизиты документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ, ИНН);
• сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.
Информация из ЕГРЮЛ и ЕГРИП предоставляется Федеральной налоговой службой РФ (www.nalog.ru)
по запросу за плату при условии представления одновременно с запросом копии платежного документа.
Бесплатно минимальная информация из статистического регистра предоставляется через сайты www.valaam-info.ru и www.egrul.ru. Кроме того, информация размещается в журнале «Вестник государственной регистрации», учрежденном МНС России.
Агентство «Интерфакс» (www.interfax.ru) представляет такие системы:
• информационно-аналитическая база «СПАРК» («Система профессионального анализа рынков и компаний», которая интегрирует в себе, помимо ЕГРЮЛ и ЕГРИП, целый ряд баз других организаций плюс массив новостей компаний с 1992 года;
• система раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (www.e-disclosure.ru);
• система комплексного анализа новостей «СКАН» (www. scan-inte rfax.ru);
• общероссийский информационный справочник «ГДЕ24» (www.gde24.ru);
• портал приватизации (www.privatize.ru).
Информация из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав. Порядок предоставления информации содержится в Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденной приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. № 226. Срок представления необходимых сведений не превышает пяти рабочих дней, размер платы - 2 МРОТ.
Единый государственный реестр налогоплательщиков содержит большой объем информации, но доступно из него немногое. Правила получения информации из этого реестра утверждены постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110.
Для получения информации с официальных сайтов государственных органов можно порекомендовать следующие наиболее востребованные сайты:
• сайт Федеральной налоговой службы -www.nalog.ru;
• сайт Федеральной службы по финансовым рынкам - www.fcsm.ru (общие сведения об эмитенте, структуре уставного капитала, корпоративных событиях и т.д.);
• сайт Федеральной миграционной службы -www.fmsrf.ru (проверка паспортов, проверка выданных разрешений на работу иностранным гражданам);
• правоохранительный портал РФ - www.112.ru (база данных по частным охранным предприятиям, по недействительным паспортам);
• сайт Центробанка - www.cbr.ru (базы данных по кредитным организациям).
Поскольку методы бизнес-разведки стали использоваться в различных ситуациях, есть смысл более четко определиться с основными понятиями. Если речь идет о деятельности спецслужб и государствен-
ных структур на внешнем рынке - это экономическая разведка. Когда воровством технологий за рубежом занимаются частные фирмы - это промышленный шпионаж. А в случае, когда секреты воруют друг у друга компании одной страны, принято говорить о деловой (конкурентной) разведке. Отметим также, что промышленный шпионаж предполагает не только воровство чужих секретов, но и создание системы защиты своих. В этом случае есть смысл говорить о деловой контрразведке.
Ещё одним важным моментом является вопрос комплектования подразделения бизнес-разведки на предприятии. Если на первом этапе эти подразделения комплектовались в основном выходцами из силовых структур, то в настоящее время акцент начинает смещаться в другую сторону. Как показывает практика, в настоящее время достаточно 30%-ов высококлассных специалистов, вышедших из силовых структур [8]. Остальных специалистов для бизнес-разведки лучше подбирать из бизнеса, учитывая, что маркетинговые технологии пронизывают всю их деятельность. Основная проблема здесь на сегодняшний день в острой нехватке таких специалистов. Если подготовкой кадров для силовых структур традиционно занимается государство, обеспечивая свои потребности в поддержании достаточного уровня национальной безопасности, то подготовка маркетологов для бизнес-разведки значительно тормозится нехваткой преподавателей-практиков одновременно глубоко понимающих, что такое бизнес, и что такое разведка. Главной отличительной особенностью такого рода специалистов является то, что они умеют лучше зарабатывать, в отличие от специалистов, вышедших из силовых структур, которые, как правило, имеют преимущество в защите нажитого от потерь.
Необходимо отметить, что в последнее время наметились перспективы изменения ситуации в данной области. В ряде экономических и юридических вузов России начали подготовку специалистов по направлению «Экономическая безопасность». Кроме того, в ряде вузов, позиционирующих себя как вузы предпринимательского типа, открыты магистерские программы по безопасности бизнеса в рамках направления «Экономика» [5]. Так, в Иркутском государственном техническом университете междисциплинарная образовательная программа «Безопасность бизнеса», построенная на проектных принципах, разработана при совместном участии ведущих специалистов в области экономики, права, техники и менеджмента. Наряду с базовой частью, общей для всего направления «Экономика», вариативная часть программы включает в себя предметы, формирующие системный взгляд на проблему обеспечения комплексной безопасности бизнеса: основы теории комплексной безопасности бизнеса; основы экономической безопасности; бизнес-разведка и промышленный шпионаж; банковская безопасность; производственная, экологическая, информационная и кадровая безопасность; недобросовестная конкуренция; противодействие мошенничеству и коррупции; правовые основы безопасности бизнеса; методы аналитической
работы; антирейдерство; налоговые проверки и аудит; практика возврата долгов; защита интеллектуальной собственности и другие.
Обеспечение безопасности инновационного бизнеса может быть реализовано на четырех уровнях:
• Первый уровень связан с соблюдением политико-правовых международных условий существования инновационного предпринимательства.
• Второй уровень предполагает создание внутригосударственной системы безопасности бизнеса, предусматривающей защиту бизнеса от недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа в рамках государства.
• Третий уровень ориентирован на защиту субъекта инновационного предпринимательства от противоправных посягательств конкурентов собственными силами.
• Четвертый уровень предусматривает сохранение конкурентных преимуществ субъекта инновационной деятельности через построение соответствующих подсистем обеспечения безопасности бизнеса.
Разумеется, все уровни обеспечения безопасности бизнеса находятся в неразрывном единстве с сохранением централизованной координации.
Пожалуй, наибольших успехов в использовании маркетинговых технологий в интересах обеспечения безопасности инновационного бизнеса за последние десятилетия добился Китай, который, будучи к началу 80-х годов прошлого века закрытой и экономически слабо развитой страной, в настоящее время стал второй (после США) экономикой мира. Разумеется, факторов, которые привели к данному результату, довольно много, но далеко не последнюю роль здесь сыграли деловая разведка и промышленный шпионаж.
Серьезность подхода китайцев к ведению разведки в экономической сфере подтверждает тот факт, что одним из наиболее важных её компонентов являются информационно-консалтинговые структуры. На государственном уровне сбор и анализ информации осуществляется в рамках двух систем: Системы научно-технической информации, которая управляется Государственной комиссией по науке и технологиям, и Системы экономической информации, которая замыкается на Госкомиссию по планированию [9].
Основной структурой, готовящей кадры для этой деятельности, является общество деловой разведки Китая. Это общество представляет собой профессиональную государственную ассоциацию практиков и исследователей в сфере деловой разведки. Официальными целями ассоциации являются: защита законных прав практиков и исследователей в сфере деловой разведки; организация общения и обмена опытом; распространение знаний в области деловой разведки внутри общества; развитие международного сотрудничества и коммуникаций по специальности; придание консалтинговым услугам деловой разведки профессионального статуса.
Учитывая, что без высококвалифицированных профессионалов успех невозможен, в настоящее время более 30 китайских университетов планируют ввести специальность «Деловая разведка» в свои учеб-
ные планы как отдельное направление. И это в условиях государственной поддержки.
Следует отметить, что в последнее время китайцы уделяют пристальное внимание изучению технологий функционирования и защиты компьютерных систем. Не случайно в последние годы часто возникают скан-
далы, связанные с обвинениями в адрес Китая в нелегальном проникновении в информационные системы западных корпораций и государственных структур. В условиях тотального распространения Интернета возникли новые возможности для ведения деловой разведки, чем они немедленно воспользовались.
Библиографический список
1. Атаманов Г.А. Основные виды безопасности антропных систем и их иерархия // Проблемы безопасности. 2010. № 2 (10). С. 1-12.
2. Доронин А.И. Бизнес-разведка. М.: Ось-89, 2007. 528 с.
3. Стерхов А.П. Инновационные риски и разрабатываемые на их основе способы обеспечения безопасности предпринимательства // Вестник ИрГТУ. 2013. № 1 (72). С. 176-180.
4. Стерхов А.П. Комплексная безопасность бизнеса и основные проблемы её обеспечения // Вестник ИрГТУ. 2012. № 11 (70). С. 270-277.
5. Стерхов А.П. Подготовка специалистов по безопасности инновационного бизнеса в соответствии с формированием новой доктрины инженерного образования в России // Инже-
нерное образование. 2012. № 11. С. 58-61.
6. Стерхов А.П. Разработка концепции обеспечения комплексной безопасности бизнеса // Вестник ИрГТУ. 2012. № 10 (69). С. 322-330.
7. Стерхов А.П. Разработка политики обеспечения комплексной безопасности бизнеса на основе базовых принципов функционирования субъектов инновационной деятельности // Вестник ИрГТУ. 2012. № 12 (71). С. 276-281.
8. Ющук Е.Л. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей. Казань: Экспресс-формат, 2010. 241 с.
9. Тимофеев А. Промышленный шпионаж: тайная сторона китайской модернизации (Электронный ресурс). Режим доступа: http://gidepark.ru/user/3548645175/аг^с!е/407975