Научная статья на тему 'Промышленный коридор Харбин – Дацин – Цицикар: внутренние и внешнеторговые аспекты развития'

Промышленный коридор Харбин – Дацин – Цицикар: внутренние и внешнеторговые аспекты развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ржавый пояс» / возрождение старой промышленной базы / машиностроение / нефтегазодобыча / пищевая промышленность / высокотехнологичное производство / нефтепровод Сковородино – Мохэ – Дацин. / “rust belt” / restoration of the old industrial base / machine-building / oil-and-gas production / food industry / high-tech production / Skovorodino – Mohe – Daqing oil pipeline.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Мария Викторовна

В настоящей статье рассматривается специфика функционирования промышленного комплекса Хадаци экономического образования на территории Хэйлунцзяна. На его развитие существенное влияние оказали как Российская Империя, так и СССР. В рамках статьи рассматриваются отраслевые особенности промышленности каждого из трех городов, входящих в состав Коридора. Несмотря на падение роли Северо-Востока в экономике КНР с конца 1990-х гг., крупнейшие промышленные центры мегарегиона продолжали оказывать существенное влияние на индустриальное развитие КНР и на внешнюю торговлю страны. Автор отмечает, что в течение долгих лет очевидным «плюсом» Хадаци являлось динамичное развитие промышленности, которая была «локомотивом» экономики Коридора. Но в начале XXI в. в ней накопилось немало проблем, среди которых: устаревание оборудования и использование отсталых технологий на промышленных объектах, наличие огромного количества государственных, зачастую убыточных предприятий, некачественное использование рыночных механизмов, истощение природных ресурсов, несовершенства местного законодательства и др. Для ведущих отраслей промышленности, которые исследует автор статьи, характерно количественное наращивание объемов производства при минимальном внедрении передовых инновационных разработок, а также и то, что предприятия не пытаются выводить на рынок собственную высокотехнологичную продукцию. «Клонирование» одинаковых производств низкого уровня в одном экономическом районе ведет к беспорядочной рыночной конкуренции внутри Хадаци. Статья содержит анализ внешнеторговой деятельности Хадаци по ее отраслевой и географической структуре. При этом России, как главному торговому партнеру Коридора и провинции Хэйлцунцзян в целом, отведено особое место. Автор приходит к выводу о том, что за прошедшие 17 лет с начала «запуска» плана коридора Хадаци достигнуто не так уж и много позитивных результатов, хотя, именно это территориальное образование было «пионером» среди «полюсов роста» Северо-Востока КНР. Каковы бы ни были изменения, но пока не произошло главного, чего хотели бы добиться власти Хэйлунцзяна, а именно: объединения Коридора и гармонизации его функционала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harbin – Daqing – Qiqihar Industrial Corridor: Domestic and Foreign-Trade Development Aspects

This article examines specifics of the functioning of the Hadaqi industrial complex an economic entity in the territory of Heilongjiang province of China. Its development was significantly influenced by both the Russian Empire and the USSR. The article examines the sectoral features of the industry of each of the three cities that make up the Corridor. Despite the decline in the role of the North-East in the economy of the PRC since 1990s, the largest industrial centers of the mega-region have continued to exert a significant influence on the industrial development of the PRC and on the country's foreign trade as such. The author notes that over the years, the obvious "plus" of Hadaqi has been the dynamic development of industry, which is the "locomotive" of the economy of the Corridor. But at the beginning of the XXI century it has accumulated a lot of problems, including: obsolescence of equipment and use of backward technologies at industrial facilities, presence of a huge number of state-owned, often unprofitable enterprises, poor-quality use of market mechanisms, depletion of natural resources, imperfection of local legislation, etc. For the leading industries studied by the author, is characteristic the quantitative increase in production volumes along with a minimum introduction of advanced innovative developments, as well as the fact that enterprises do not try to bring their own high-tech products to the market. "Cloning" of the same low-level industries in the same economic region leads to chaotic market competition within Hadaqi. The article contains an analysis of Hadaqi's foreign trade activity in terms of its sectoral and geographical structure. At the same time, Russia, as the main trade partner of the Corridor and Heiltsongjiang Province as a whole, has special place in the study. The author comes to the conclusion that not so many positive results have been achieved over the past 17 years since the start of the Hadaqi corridor plan, although it happened to be the very territorial entity that was the “pioneer” among the “growth poles” of China’s Northeast. Whatever may be the changes, the main thing that the Heilongjiang authorities would like to achieve has not yet happened, namely: the integration of the Corridor and the harmonization of its functionality.

Текст научной работы на тему «Промышленный коридор Харбин – Дацин – Цицикар: внутренние и внешнеторговые аспекты развития»

DOI: 10.24412/2618-6888-2021-26-352-370

М.В. Александрова

ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОРИДОР ХАРБИН — ДАЦИН — ЦИЦИКАР: ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В настоящей статье рассматривается специфика функционирования промышленного комплекса Хадаци — экономического образования на территории Хэйлунцзяна. На его развитие существенное влияние оказали как Российская Империя, так и СССР. В рамках статьи рассматриваются отраслевые особенности промышленности каждого из трех городов, входящих в состав Коридора. Несмотря на падение роли Северо-Востока в экономике КНР с конца 1990-х годов, крупнейшие промышленные центры ме-гарегиона продолжали оказывать существенное влияние на индустриальное развитие КНР и на внешнюю торговлю страны. Автор отмечает, что в течение долгих лет очевидным «плюсом» Хадаци являлось динамичное развитие промышленности, которая была «локомотивом» экономики Коридора. Но в начале XXI в. в ней накопилось немало проблем, среди которых: устаревание оборудования и использование отсталых технологий на промышленных объектах, наличие огромного количества государственных, зачастую убыточных предприятий, некачественное использование рыночных механизмов, истощение природных ресурсов, несовершенства местного

законодательства и др. Для ведущих отраслей промышленности, которые исследует автор статьи, характерно количественное наращивание объемов производства при минимальном внедрении передовых инновационных разработок, а также и то, что предприятия не пытаются выводить на рынок собственную высокотехнологичную продукцию. «Клонирование» одинаковых производств низкого уровня в одном экономическом районе ведет к беспорядочной рыночной конкуренции внутри Хадаци.

Статья содержит анализ внешнеторговой деятельности Хадаци по ее отраслевой и географической структуре. При этом России как главному торговому партнеру Коридора и провинции Хэйлцунцзян в целом отведено особое место. Автор приходит к выводу о том, что за прошедшие с начала «запуска» плана коридора Хадаци 17 лет достигнуто не так уж и много позитивных результатов, хотя именно это территориальное образование было «пионером» среди «полюсов роста» Северо-Востока КНР. Каковы бы ни были изменения, но пока не произошло главного, чего хотели бы добиться власти Хэй-лунцзяна, а именно: объединения Коридора и гармонизации его функционала.

Ключевые слова: «ржавый пояс», возрождение старой промышленной базы, машиностроение, нефтегазодобыча, пищевая промышленность, высокотехнологичное производство, нефтепровод Сковородино — Мохэ — Дацин.

Автор: Александрова Мария Викторовна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН. E-mail: alexandrova@ifes-ras.ru

M.V. Alexandrova

Harbin — Daqing — Qiqihar Industrial Corridor: Domestic and Foreign-Trade Development Aspects

Abstract. This article examines specifics of the functioning of the Hadaqi industrial complex — an economic entity in the territory of Hei-longjiang province of China. Its development was significantly influenced by both the Russian Empire and the USSR. The article examines the sectoral features of the industry of each of the three cities that make up the Corridor. Despite the decline in the role of the North-East in the economy of the PRC since 1990s, the largest industrial centers of the mega-region have continued to exert a significant influence on the industrial de-

velopment of the PRC and on the country's foreign trade as such. The author notes that over the years, the obvious "plus" of Hadaqi has been the dynamic development of industry, which is the "locomotive" of the economy of the Corridor. But at the beginning of the XXI century it has accumulated a lot of problems, including: obsolescence of equipment and use of backward technologies at industrial facilities, presence of a huge number of state-owned, often unprofitable enterprises, poor-quality use of market mechanisms, depletion of natural resources, imperfection of local legislation, etc. For the leading industries studied by the author, is characteristic the quantitative increase in production volumes along with a minimum introduction of advanced innovative developments, as well as the fact that enterprises do not try to bring their own high-tech products to the market. "Cloning" of the same low-level industries in the same economic region leads to chaotic market competition within Hadaqi.

The article contains an analysis of Hadaqi's foreign trade activity in terms of its sectoral and geographical structure. At the same time, Russia, as the main trade partner of the Corridor and Heiltsongjiang Province as a whole, has special place in the study. The author comes to the conclusion that not so many positive results have been achieved over the past 17 years since the start of the Hadaqi corridor plan, although it happened to be the very territorial entity that was the "pioneer" among the "growth poles" of China's Northeast. Whatever may be the changes, the main thing that the Heilongjiang authorities would like to achieve has not yet happened, namely: the integration of the Corridor and the harmonization of its functionality.

Keywords: "rust belt", restoration of the old industrial base, machine-building, oil-and-gas production, food industry, high-tech production, Skovorodino — Mohe — Daqing oil pipeline.

Author: Maria V. ALEXANDROVA, Ph.D. (Economics), Leading Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. E-mail: alexandrova@ifes-ras.ru

Настоящая статья посвящена сложной и многогранной теме развития промышленного коридора Хадаци, которая уже более 15 лет тревожит умы чиновников и ученых Северо-Востока Китая. В российской научной литературе коридор Хадаци рассматривался в рамках «ржавого пояса» Северо-Востока КНР. Данный вопрос поднимался в монографии «История Северо-Восточного Китая XVII— XXI вв. Книга 5. Северо-Восточный Китай в период возрождения

старопромышленной базы» изданной Институтом истории археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, а также в ряде научных трудов сотрудников указанного института [История Северо-Восточного Китая...; Песцов С.К. Трудная периферия...].

К началу XXI в. на Северо-Востоке КНР складывается непростая экономическая ситуация: среди основных проблем следует выделить высокую долю госсобственности в промышленности, истощение полезных ископаемых в ресурсных городах, высокий уровень безработицы, снижение конкурентоспособности ведущих отраслей производства и др. Регион в своем развитии начал резко отставать от темпов роста в стране.

В сентябре 2003 г. ЦК КПК и Госсовет КНР принимает документ «Некоторые мнения о реализации стратегии Возрождения старой промышленной базы Северо-Востока Китая», чем закладывает основы Стратегии возрождения старой промышленной базы. После этого каждая из трех провинций, входящих в состав Дунбэй, начала искать «точки роста» или создавать «пояса поддержки», которые должны были послужить процессу оптимизации регионального развития. Среди них следует выделить в Хэйлунцзяне промышленный коридор Харбин — Дацин — Цицикар (создан в 2005 г. по распоряжению правительства пров. Хэйлунцзян), в Ляонине — «пять точек на одной линии» или прибрежный экономический пояс Ляонина (2009 г., Госсовет КНР) и Шэньянская экономическая зона (2011 г., Госсовет КНР), в Цзилине — экспериментальная зона освоения и открытости Чанцзиту, или План Чанцзиту (2009 г., Госсовет КНР). Несмотря на то, что Хэйлунцзян был первым, кто опубликовал документ о создании коридора Харбин — Дацин — Цицикар (далее — Хадаци), статус Коридора был исключительно провинциальным, что сказалось на его финансировании и дальнейшем развитии [Александрова М.В. Внешнеэкономическая деятельность...; Александрова М.В. Торгово-экономические отношения....].

Промышленный коридор Хадаци представляет собой кластер, в котором основную роль играет город Харбин, а города Дацин и Цицикар являются региональными ядрами. В 2004 г. на промышленный коридор Хадаци приходилось более 60 % ВРП провинции. При

этом ВРП на душу населения в 2,36 раза превышал среднестатистический показатель по Хэйлунцзяну.

Несмотря на падение роли Северо-Востока в экономике КНР, крупнейшие промышленные центры мегарегиона продолжали оказывать существенное влияние на индустриальное развитие страны. Следует отметить, что долгие годы очевидным «плюсом» Хадаци было преобладание вторичного сектора, промышленность была «ло-

Таблица 1. Доля трех секторов экономики в коридоре Хадаци, %

Год Первичный сектор Вторичный сектор Третичный сектор

Харбин

2004 16,4 38,3 45,3

2010 11,3 37,8 50,9

2018 8,4 26,8 64,8

Дацин

2004 3,2 84,6 12,2

2010 3,3 82,2 14,5

2018 7,2 53,9 38,9

Цицикар

2004 24,1 36,5 39,4

2010 21,8 40,6 37,6

2018 22,9 26,0 51,1

Хадаци

2004 14,6 53,1 32,3

2010 12,1 53,5 34,4

2018 12,7 35,7 51,6

Хэйлунцзян

2004 12,4 52,4 35,2

2010 12,5 48,6 38,9

2018 18,3 24,6 57,1

Источник: [Хэйлунцзян тунцзи няньцзянь 2005...; Хэйлунцзян тунцзи нянь-цзян 2011...; Хэйлунцзян тунцзи няньцзянь 2019].

комотивом» экономики, о чем наглядно свидетельствует статистика. Так, из данных, приведенных в Таблице 1, становится очевидным, что в 2004 г. на вторичный сектор приходилось 53,1 % ВРП, что на 0,7 п.п. превышало средний показатель по Хэйлунцзяну. При этом города, входящие в состав Хадаци, разнились по структуре экономики. Так, самая высокая доля вторичного сектора была у Дацина — 84,6 %, а самая низкая — у Цицикара (36,5 %). Через 15 лет структура экономики коридора претерпела существенные изменения: доля вторичного сектора снизилась в Хадаци на 17,4 п.п. в основном за счет структурных трансформаций, произошедших в Дацине, где доля промышленности снизилась на 30,7 %. В двух других городах коридора снижение составило порядка 10 %.

В связи с вышеизложенным, автор считает целесообразным сначала разобрать особенности структуры промышленности каждого из городов, а затем обобщить ситуацию.

В Харбине развито производство транспортного оборудования, пищевая промышленность (в основном переработка продукции сельского хозяйства), фармацевтическая промышленность и нефтехимия — это четыре основных отрасли, на которые в 2004 г. приходилось порядка 53 % общего объема промышленного производства города. Несмотря на то, что вклад транспортного машиностроения в стоимость валовой продукции Харбина составлял 22,5 % — 1/3 предприятий подотрасли относилось к убыточным, а на другом «полюсе» находилась нефтехимическая промышленность, вклад которой в стоимость валовой продукции достигал 8,5 % , при этом убыточных предприятий было крайне мало.

К началу 2004 г. доля государственной экономики была слишком высока: насчитывалось 1863 государственных предприятия с общими активами в размере 137,2 млрд ю. На государственных предприятиях работало большое число избыточных сотрудников, а доля долга и проблемных активов постепенно росла [Хаэрбин тунцзи няньцзянь 2005....].

К концу 13-й пятилетки наметилось построение новой промышленной системы города, которая получила условное название «4 + 4». Задачей новой промышленной системы стало содействие расширению и модернизации ведущих отраслей промышленности, а также

инновационному развитию конкурентоспособных отраслей. Данная модель включает четыре ведущих отрасли: глубокую переработку экологически чистой сельскохозяйственной продукции (пищевая промышленность), производство передового оборудования, фармацевтическая промышленность и нефтехимия «+» четыре добавочных отрасли: ^-индустрия, производство новых материалов, финансы и логистика.

Несмотря на сложности, связанные с коронавирусом и вводом «жесткого» карантина, в 2020 г. промышленность города показала неплохие результаты. Так, добавленная стоимость 4 ведущих отраслей выросла на 3,5 %, в том числе в производстве оборудования на 9,3 %, нефтехимии на 11,2 %, пищевой промышленности на 2,2 %. У единственной из 4 ведущих отраслей — фармацевтической произошло снижение темпов роста добавленной стоимости, что было связано как со слиянием некоторых фармацевтических компаний, так и с остановкой производства для технического обслуживания с января по август [2020 нянь Хаэрбин ши....].

На протяжении 60 лет существования Дацина промышленность являлась «двигателем» развития. Был сформирован промышленный каркас в виде крупных и средних государственных предприятий в качестве «основы» и ключевые частные компании в виде «поддержки». В качестве ведущих отраслей выступали нефтедобывающая, нефтехимия, атомная (производство ядерного топлива). В настоящее время промышленность города стала отличаться более глубокой диверсификацией.

В 2015 г. из-за стратегического сокращения запасов нефти и значительных колебаний мировых цен на «черное золото» впервые за многие годы темпы экономического роста города стали отрицательными. Столкнувшись с беспрецедентными вызовами, в соответствии с требованиями «использовать нефть как голову, а химию как ноги», правительство Хэйлунцзяна и Дацина поставили цель построить всемирно известный нефтехимический город. В промышленности города был сделан упор на развитие «четырех промышленных цепочек» по созданию этилена, пропилена, углеводородов С4 и ароматических углеводородов, что явилось первым важным шагом по формированию в городе национальной базы нефтехимической

промышленности [Дацин цун «и ю ду да»....]. В результате преобразований, осуществленных в городе с 2004 по 2018 гг., соотношение нефтяной и ненефтяных отраслей изменилось с 7:3 на противоположное и стало 3:7. Таким образом, осуществив диверсифицикацию, Дацин полностью распрощался с «нефтяным диктатом» [Дацин тунцзи няньцзянь 2005....].

Используя новые направления трансформации и модернизации, промышленная структура города оптимизировалась. В последние годы быстро развивались такие отрасли, как автомобилестроение, производство новых материалов, биомедицина, новая энергетика, Интернет+. Ускоренный транзит от «монополии нефтяной промышленности» к «многоточечным поддержкам» позволил Дацину перейти от моноотраслевой экономической модели к диверсифицированной и освободил его от «проклятия» ресурсоориентированных городов Северо-Востока.

В последние годы в городе осуществляется построение промышленной системы «1 + 6», где ключевой является нефтегазодобывающая отрасль, а к шести вспомогательным относятся химическая, автомобильная, производство запчастей к автомобилям, глубокая переработка сельхозпродукции (пищевая промышленность), производство новых материалов, нетрадиционная энергетика и производство строительных материалов. По планам, к 2025 г. отраслевая система «1 + 6» должна достичь того, чтобы у четырех отраслей производства выручка превышала 100 млрд ю., а у трех отраслей — 50 млрд ю [Дацин ши чанъе....].

Цицикар — один из старейших промышленных центров Северо-Востока КНР, где машиностроение имеет длительную историю. В настоящее время из трех лидирующих отраслей Цицикара необходимо выделить: производство оборудования, пищевую промышленность и металлургию. Драйвером роста города была промышленность, выпускающая спецоборудование (энергетическое). Так, по предварительным оценкам, в 13-ой пятилетке добавленная стоимость отрасли выросла на 125 % при среднегодовых темпах роста 17,6 % [Цицихаэр гуй шан....]. Пищевая промышленность продолжает расти благодаря мощному кукурузному кластеру в растениеводстве и молочному кластеру в животноводстве. Металлургическая

Таблица 2. Рост валовой прибыли в 10 отраслях производства г. Цицикар, млн ю.

Отрасли производства Валовая прибыль (2020 г.) Рост валовой прибыли (2019/2020 гг.)

Пищевая промышленность 1038,14 124,5

Производство спецоборудования 144,06 48,0

Добыча цветных металлов 49,23 223,4

Глубокая переработка сельхозпродукции 26,53 29,8

Алкогольная 26,25 70,5

Железнодорожное машиностроение 23,04 0,3

Черная металлургия 18,00 10,3

Металлообрабатывающая промышленность 15,94 98,6

Цветная металлургия 6,52 214,6 %

Фармацевтическая промышленность 3,013 81,3

Источник: [Цицихаэр ши 2020 нянь гуй...].

промышленность сохраняет динамику быстрого роста, при этом полностью ликвидирована убыточность в цветной металлургии.

Исходя из статистических данных, в 2020 г. Цицикар лидировал в Хэйлунцзяне по темпам прироста ВРП, которые составили 3,5 %, что на 2,5 п.п. выше, чем в провинции Хэйлунцзян и на 1,2 п.п. выше общекитайского показателя [Цицихаэр ши 2020 нянь цзинц-зи...].

В заключение данного раздела следует обобщить ситуацию в промышленности Хадаци. Итак, на территории Хадаци расположено самое старое нефтегазоносное месторождение КНР — Дацин-ское, которое входит в состав нефтегазоносного бассейна Сунляо. По запасам энергетических ресурсов оно долгое время занимало лидирующее положение в стране. В связи с наличием этих уникальных запасов углеводородов в Хадаци получила развитие нефтехимия. В последнее десятилетие оптимизируется организационная структура предприятий, повысилась концентрация производств, постепенно сформировались рынки с высокой степенью наполняемости совершенно особой нефтехимической продукцией.

Исторически развитое сельское хозяйство дало позитивный импульс глубокой переработке сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности. Провинция Хэйлунцзян является одним из лидеров КНР про производству мясной и молочной продукции, а также иных продуктов питания. За последние годы пищевая промышленность Хадаци претерпела реформирование и структурное корректирование, а также техническую реорганизацию, в результате чего в коридоре сформировалось немало известных торговых марок пищевой продукции, что дало новый стимул его развитию.

Хотя в Хадаци уже имеется большое количество фармацевтических предприятий, однако в настоящее время развертывается процесс ускоренного создания масштабных и современных производств лекарственных препаратов китайской медицины, осуществляется научно-производственная деятельность по разработке новых и особых лекарственных препаратов.

В Хадаци сложился многоотраслевой кластер машиностроения, среди подотраслей следует выделить мощную группировку транспортного машиностроения, помимо этого функционируют предприятия энергетического машиностроения, а также производства, осуществляющие выпуск общего оборудования и электрических машин, а также специального оборудования и др.

Таблица 3. Размещение высокотехнологичных предприятий машиностроения в коридоре Хадаци

Отрасль производства Уставной капитал (100 млн ю.) Города

Транспортное машиностроение и автомобилестроение 330 Харбин, Дацин, Цицикар

Производство оборудования общего назначения 268 Харбин, Дацин

Производство спецоборудования 487 Харбин, Дацин, Цицикар

Производство металлообрабатывающего оборудования 42 Дацин, Харбин

Производство ИКТ-оборудования 71 Харбин, Дацин,

Производство электрических машин и оборудования 394 Харбин, Цицикар, Дацин

Источник: [Цюань яосу шэньчаньлю...]

Развитие и реформирование промышленности Хадаци оказывает значительное влияние на внешнеэкономическую деятельность данного промышленного кластера. Рассматривая внешнюю торговлю Хадаци во временной ретроспективе, следует отметить, что в период с начала 1990-х годов до 2008 г. данный процесс выглядел достаточно стабильно, показатели суммарного внешнеторгового оборота нарастали год от года, при этом лидером «группировки» был Харбин. Вклад Харбина и в экспорт, и в импорт Хадаци в 2004 г. составлял 94 %. Ситуация начала меняться после 2011 г., когда был запущен нефтепровод Сковородино — Мохэ — Дацин. В настоящее время в Хадаци лидером по импорту является Дацин, на который приходится 88,3 % импорта коридора или 65,7 % импорта Хэйлунц-зяна, а Харбин по-прежнему занимает 1-е место в качестве экспортера с долей в Хадаци — 64,8 % и в провинции — 37,7 %. С 2004 по 2019 гг. доля Хадаци во внешнеторговом обороте Хэйлунцзяна возросла с 35,94 % до 66,31

Что касается структуры экспортно-импортных операций, то она отличается неоднородностью. Среди экспортных позиций Хадаци следует выделить: электротехническую продукцию, на долю которой приходится более 45 % экспорта промышленного коридора, высокотехнологичную продукцию — порядка 14—15 % и сельхозпродукцию — 3 %. Хадаци вносит существенней вклад в экспорт электротехнической продукции Хэйлунцзяна — порядка 63 %. Если рассматривать вклад каждого из городов в экспорт разных видов продукции, то следует отметить, что лидером в экспорте электротехнической продукции является Харбин, на который приходится примерно 68 % экспорта коридором данной продукции, а вот по экспорту сельхозпродукции лидирует Цицикар, доля которого здесь составляет от 60 до 70 %2.

Импорт отличается глубокой поляризаций: ведущая товарная позиция «сырая нефть» занимает от 80 до 85 % импорта Хадаци.

1 Рассчитано на основании данных ежегодников городов Харбина, Дацина и Ци-цикара

2 Рассчитано на основании данных ежегодников городов Харбина, Дацина и Ци-цикара

Следующая позиция — сельхозпродукция (в основном масличные культуры) — от 5 до 7 %, и лишь на 3-м месте — электротехническая продукция (3 %). На Хадаци приходится 90 % импорта нефти и 56 % импорта сельхозпродукции Хэйлунцзяна. Весь импорт сырой нефти поглощает Дацин, в торговой структуре которого на нее приходится от 95,0 до 99,6 % импорта, а у Харбина и Цицикара в импорте преобладает сельхозпродукция — 53 и 26 % соответственно.

География экспорта трех городов Хадаци отличается «пестротой». Так, для Харбина долгие годы крупнейшими внешнеторговыми партнерами были США, Бразилия и РФ, в отдельные годы 3-е и 4-е места занимали Германия и Япония. После обострения противоречий КНР с США и сокращения импорта сои, Соединенные Штаты переместились в 2018 г. на 2-е место, а затем в 2019 г. — на 3-е место.

Торговыми партнерами Цицикара являются Австралия, страны ЕС и АСЕАН, а также Республика Корея. Несмотря на то, что Дацин поддерживает торгово-экономические отношения с более чем 90 странами мира, начиная с 2012 г. сложилась уникальная ситуация, когда с одной страной его товарооборот превышает 10 млрд ю., с 16-ю странами 100 — млн ю., а с 38-ю странами — 10 млн ю. Страной, с которой товарооборот превысил 10 млрд долл. и на которую в 2019 г. пришлось свыше 92 % внешнеторгового оборота (ВТО) и 96 % импорта Дацина была Россия.

Внешняя торговля Хадаци с Россией. С начала 1990-х годов и до 2011 г. основной объем торговли Хэйлунцзяна с России приходился на приграничные города и уезды. Абсолютным лидером россий-ско-хэйлунцзянской торговли, как и всей КНР, был г. Муданьцзян. Под влиянием ряда факторов, в том числе экономического кризиса 2008 г., постепенного изменения российской политики в отношении экспорта круглого леса, введения в действие первой ветки нефтепровода Сковородино — Дацин, девальвации российского рубля в 2014 г., положение Муданьцзяна существенно изменилось. Хадаци и, прежде всего, Дацин становится «несущим столпом» россий-ско-хэйлунцзянской торговли. Так, если в 2013 г. на Хадаци приходилось 15,8 % внешнеторгового оборота Хэйлунцзяна с Россией, то в 2019 г. доля коридора здесь достигла 78,81 %. С 2013 по 2019 гг. возросла роль харбинского экспорта в торговле провинции с Россией:

если в 2013 г. на экспорт Харбина приходилось 4 % всего хэйлунц-зянского экспорта, то в 2019 г. — почти 16 %. Как было отмечено выше, главным «игроком» хэйлунцзяно-российской торговли стал Дацин, доля которого здесь составляет порядка 80 % ВТО провинции с нашей страной, а по показателю для всего Хадаци доля города в товарообороте с РФ превышает 95 %, однако данные цифры достигаются исключительно за счет импорта сырой нефти из России.

Таблица 4. Доля Хадаци в российско-хэйлунцзянской торговле, %

Регион Экспорт Импорт

2013

Харбин 4,00 1,97

Дацин 0,08 18,70

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цицикар 0,72 0,002

Хадаци 4,81 20,67

2019

Харбин 15,90 1,93

Дацин 1,50 81,87

Цицикар 2,09 0,07

Хадаци 19,49 83,87

Источники: [Хаэрбинь хайгуань 2019 нянь...].

Полагаем, что крайне интересным будет проанализировать ситуацию с ростом импорта нефти из России в Дацин. Нефтепровод Сковородино — Мохэ — Дацин начал функционировать в 2011 г., и уже к первой половине 2017 г. было суммарно транспортировано 100 млн т сырой нефти, а к десятому юбилею работы нефтепровода, по данным харбинской таможни, через него суммарно прошло порядка 200 млн т сырой нефти [РФ поставила Китаю...; Чжунэ юанью гуаньдао...]. Подобное увеличение поставок связано с тем, что с 2011 по 2018 гг. функционировал лишь один отвод на КНР, пропускная способность которого составляла порядка 15 млн т в год. В 2018 г. был открыт второй отвод, и теперь суммарно по двум отводам Рос-

сия может поставлять в Дацин 30 млн т сырой нефти в год. К примеру, в 2017 г. по нефтепроводу было отгружено 16,5 млн т нефти на сумму 6,678 млрд долл., в 2018 г. это было 27,25 млн т на 14,519 млрд долл., в 2019 г. — 29,17 млн т на сумму 13,911 млрд .долл. [2017 нянь чжунэ юанью...; Дацин цзайцы шан...]. При ежегодном росте объема транспортировки сырой нефти российская сторона из-за падения цен на нефть получает все меньше выгоды от подобного бизнеса. Данные по доле транспортируемой нефти через нефтепровод Сково-родино — Дацин в китайской и российской статистике не совпадают, в табл. 5 приведены данные российской стороны.

Таблица 5. Поставки нефти по нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), млн т

Источник поставки 2012 2014 2016 2018 2019 2020

ВСТО, всего 31,4 41,0 53,0 64,5 71,5 73,2

Порт Козьмино — КНР 4,1 7,4 22,2 25,5 25,9 27,3

Нефтепровод Сковородино — Дацин 15,1 16,1 16,5 28,3 30,6 30,4

Источник: [В ожидании второго...].

Что касается экспорта Хадаци в Россию, то все годы Харбин был здесь неизменным лидером. Структура экспорта незатейлива — электротехническая продукция, одежда, обувь. Россия практически не импортируют продукцию наиболее известных предприятий города. Основная причина в том, что номенклатура товаров, производимых в городе, не соответствует запросам российского рынка. Как было отмечено выше, в Харбине преобладает тяжелая промышленность и производство оборудования, тогда как легкая промышленность является относительно слабой. Поэтому зачастую наполнение экспорта в Россию происходит благодаря посредническим закупкам одежды и обуви в приморских провинциях. Что касается структуры импорта Харбина из России, то долгие годы более 50 % здесь приходится на такие товары, как круглый лес и целлюлоза.

По мере углубления «торговой войны» стран Запада с РФ и введения встречных санкций на многие виды продукции российская сторона ввела запрет на ввоз многих видов сельхозпродукции, в ре-

зультате чего у Харбина появилась возможность реализовать продукцию своего сельского хозяйства и пищевой промышленности на рынках Дальнего Востока России.

В заключение хотелось бы высказать некоторые соображения. За прошедшие с начала «запуска» плана коридора Хадаци 17 лет достигнутых позитивных результатов не так много, хотя именно этот территориальный «пояс» стал «пионером» среди «полюсов роста» Северо-Востока КНР. Только за 2005 г. правительством Хэйлунцзя-на было опубликовано три важных документа по Хадаци, но при этом коридор так и не стал объектом целевого внимания Госсовета КНР, в чем, по всей вероятности, и кроется причина «вялости» процесса объединения городов коридора.

Стоит отметить и позитивные моменты, среди которых:

• осуществление реструктуризации промышленности в Дацине и частично в Харбине;

• разработка в Дацине и Харбине новых современных отраслевых систем промышленности;

• многократное увеличение внешнеторгового оборота коридора прежде всего с Россией.

Каковы бы ни были изменения, главное, чего хотели бы добиться власти Хэйлунцзяна, пока не произошло: это объединение коридора и гармонизация его функционала.

Библиографический список

Александрова М.В. Внешнеэкономическая деятельность провинции Ляонин в период реформ и открытости//Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 5. С. 75—92.

Александрова М.В. Торгово-экономические отношения провинции Цзилинь с Россией и план Чанцзиту // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2012. № 17. С. 294—321.

В ожидании второго дыхания Восточно-Сибирского региона: URL: http:// www.ngv.ru/magazines/article/v-ozhidanii-vtorogo-dykhaniya-vostochno-sibirskogo-r egiona (дата обращения: 21.04.2021).

История Северо-Восточного Китая XVII — XXI вв. Книга 5. Северо-Восточный Китай в период возрождения старопромышленной базы. Владивосток: Дальнаука, 2018. 335 с.

Песцов С.К. Трудная периферия: стратегия и результаты оживления «ржавого пояса» Китая // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020. № 22(3). С. 126—136. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-3/126-136.

РФ поставила Китаю 100 млн тонн нефти по ветке «Сковородино — Мохэ — Дацин». URL: https://ria.ru/20170520/1494715914.html (дата обращения: 03.03.2021).

Дацин тунцзи няньцзянь 2005 : [Статистический ежегодник Дацина 2005]. Дацин: Дацин ши тунцзи цзюй, 2005. С. 216—219. (На кит. яз.).

Дацин цзайцы шан бан «Чжунго ваймао бай цян чэнши» паймин ди 67 вэй» : [Дацин вновь в списке «100 лучших внешнеторговых городов Китая» занял 67-е место]. URL: http://hlj.people.com.cn/n2/2020/0731/c220027-34196384.html (дата обращения: 03.03.2021). (На кит. яз.).

Дацин ши чанъе чжуаньсин тяо ци гунъе цян ши «далян» : [Трансформация производства города Дацин играет главную роль в создании мощного индустриального города]. URL: http://hlj.people.com.cn/n2/2020/0903/c220027-34268981. html (дата обращения: 05.03.2021). (На кит. яз.).

Хаэрбинь гуй шан гунъе цзэнцзя чжи цзэнфу гао юй цюаньго пинцзюнь шуйпин : [Темпы роста добавленной стоимости в промышленности Харбина выше, чем в среднем по стране]. URL: https://www.hlj.gov.cn/n200/2021/0129/c39-11014281.html (дата обращения: 02.03.2021). (На кит. яз.).

Хаэрбинь тунцзи няньцзянь 2005 : [Статистический ежегодник Харбина 2005]. Пекин, Чжуго тунцзи чубаньшэ, 2005. Табл. 10-6 (На кит. яз.).

Хаэрбинь хайгуань 2019 нянь гунцзо цзунцзе : [Отчет о работе Харбинской таможни в 2019 году]. URL: http://cws.customs.gov.cn/harbin_customs/467898/ 467903/467905/2938280/index.html (дата обращения: 05.02.2021). (На кит. яз.).

Хэйлунцзян тунцзи няньцзянь 2005 : [Статистический ежегодник Хэйлунц-зяна 2005]. Пекин, Чжуго тунцзи чубаньшэ, 2006. (На кит. яз.).

Хэйлунцзян тунцзи няньцзянь 2011: [Статистический ежегодник Хэйлунц-зяна 2011]. Пекин, Чжуго тунцзи чубаньшэ,2012. (На кит. яз.).

Хэйлунцзян тунцзи няньцзянь 2019 : [Статистический ежегодник Хэйлунц-зяна 2019]. Пекин, Чжуго тунцзи чубаньшэ,2020. (На кит. яз.).

Хэйлунцзян шану няньцзянь 2014 : [Ежегодник бизнеса провинции Хэйлунцзян, 2014]. Хаэрбинь (Харбин): Хаэрбинь жэньминь чубаньшэ, 2015. (На кит. яз.).

Цицихаэр гуй шан чжуанбэй гунъе цзэнцзя чжи 5 нянь бэйцзэн: [В Цицикаре добавленная стоимость в отрасли выпускающей оборудование увеличилась вдвое за 5 лет]. URL: https://www.hlj.gov.cn/n200/2021/0111/c43-11013496.html (дата обращения: 08.03.2021). (Накит. яз.).

Цицихаэр ши 2020 нянь гуй шан гунъе цие цзинцзи сяои фэньси : [Анализ экономической эффективности сверхлимитных промышленных предприятий Цицикара в 2020 г.]. URL: http://tii.hlj.gov.cn/tjsj/tjfx/d8tjfx/202101/t20210126_865 95.html (дата обращения: 11.02.2021). (На кит. яз.).

Цицихаэр ши 2020 нянь цзинцзи юньсин цинкуан [Состояние функционирования экономики г.Цицикара в 2020 г.]. URL: http://tjj.hlj.gov.cn/tjsj/tjix/dstjfx/ 202101/t20210127_86610.html (дата обращения: 02.02.2021). (На кит. яз.).

Цюань яосу шэньчаньлю шицзяо ся дэ Хэйлунцзян шэн гаодуань чжуаньбэй чжицзаое чуансинь фачжань яньцзю баогао : [Исследовательский доклад инноваций и развития промышленности, осуществляющей выпуск высокотехнологичного оборудования провинции Хэйлунцзян с точки зрения общей факторной производительности]. URL: http://www.hljkx.org.cn/module/download/downiile.jsp ?classid=0&filename=60c5f94ae00e48a69dc1d80ce38da912.doc (дата обращения: 15.01.2021). (На кит. яз.).

Чжунэ юанью гуаньдао юньсин 10 чжоунянь цзинь цзин юанью цзин 2 и дунь : [К 10-летнему юбилею по нефтепроводу Китай-Россия прошло около 200 миллионов тонн импортируемой сырой нефти]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/ 2021-01/01/content_5576095.htm (дата обращения: 03.03.2021). (На кит. яз.).

2017 нянь чжунэ юанью гуаньдао шу ю да 1650 вань дунь : [В 2017 году по трубопроводу Китай-Россия транспортировано 16,5 млн т нефти]. URL: http://ne ws.cnpc.com.cn/system/2018/01/24/001676371.shtml (дата обращения: 03.03.2021). (На кит. яз.).

2020 нянь Хаэрбин ши цюань нянь цзинцзи цзэн су ю фу чжуаньчжэн : [Годовые темпы экономического роста Харбина в 2020 году сменились с отрицательных на положительные]. URL: http://hlj.people.com.cn/n2/2021/0128/c220027-34 552174.html (дата обращения: 05.03.2021). (На кит. яз.).

References

2017 nian Zhong E yuanyou guandao shu you da 1650 wan dun [In 2017, 16.5 Mln Tons of Oil Have Been Pumped Through the China — Russia Pipeline]. URL: http:// news.cnpc.com.cn/system/2018/01/24/001676371.shtml (accessed: 3 March, 2021). (In Chinese).

2020 nian Haerbin shi quan nian jingji zeng su you fu zhuanzheng [In 2020, the Negative Yearly Economic Growth Rates of Harbin Have Been Replaced by the Positive Ones], URL: http://news.cnpc.com.cn/system/2018/01/24/001676371.shtml (accessed: 3 March, 2021). (In Chinese).

Alexandrova, M.V. (2011) Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' provincii Lyaonin v period reform i otkrytosti [Foreign-Economic Activities of Liaoning Province in the Period of Reforms and Open-Door Policy], Problemy Dal'nego Vostoka [Far Eastern Studies], no 5: 75—92. (In Russian).

Alexandrova, M.V. (2012). Torgovo-ekonomicheskie otnosheniya provincii Czilin' s Rossiey i plan Chanczitu [Jilin province's trade-economic relations with Russia and the Changjitu plan], Kitay v mirovoy i regional'noy politike [China in World and Regional Politics. History and Modernity], Moscow, IFES RAS: 294—321. (In Russian).

Daqing cong «yi you du da» dao «bai hua qi fang» [Daqing: From the "Mere Oil-Based Domination" Through to the "One Hundred-Flowers Bloom" Campaign]. URL: http://home.china.com.cn/txt/2020-01/07/content_41025066.htm (accessed: 4 March, 2021). (In Chinese).

Daqing shi chanye zhuanxing tiao qi gongye qiang shi «daliang» [Transformation of Production in the City of Daqing Plays the Major Role in Creation of a Powerful Industrial City]. URL: http://hlj.people.com.cn/n2/2020/0903/c220027-34268981.html (accessed: 5 March, 2021). (In Chinese).

Daqing tongji nianjian 2005:[ Daqing Statistical Yearbook 2005], Daqing, Daqing City Statistics Bureau, 2005. (In Chinese).

Daqing zaici shang bang «Zhongguo waimao bai qiang chengshi» paiming di 67 wei [Daqing Again Took the 67th Position in the List of "China's Best Foreign-Trade Cities"]. URL: http://hlj.people.com.cn/n2/2020/0731/c220027-34196384.html (accessed: 3 March, 2021). (In Chinese).

Haerbin gui shang gongye zengjia zhi zengfu gao yu quangao pingjun shuipin [The Added-Value Growth Rates in the Industry of Harbin Are Higher Than the Average Ones in the Country]. URL: https://www.hlj.gov.cn/n200/2021/0129/c39-11014281. html (accessed: 2 March, 2021). (In Chinese).

Haerbin haiguan 2019 nian gongzuo zongjie [Summary of the work of Harbin Customs in 2019]. URL: http://cws.customs.gov.cn/harbin_customs/467898/467903/ 467905/2938280/index.html (accessed: 5 February, 2021). (In Chinese).

Haerbin tongji nianjian 2005 [Haerbin Statistical Yearbook 2005], Beijing, China Statistics Press, 2005, Tabl. 10—6. (In Chinese).

Heilongjiang shangwu няньцзянь 2014: [Yearbook of Heilongjiang business 2014], Harbin, Heilongjiang People's Publishing House. (In Chinese).

Heilongjiang tongji nianjian 2005 [Heilongjiang Statistical Yearbook 2005], Beijing, China Statistics Press, 2006. (In Chinese).

Heilongjiang tongji nianjian 2011 [Heilongjiang Statistical Yearbook 2011], Beijing, China Statistics Press, 2012. (In Chinese).

Heilongjiang tongji nianjian 2019 [Heilongjiang Statistical Yearbook 2019], Beijing, China Statistics Press, 2020. (In Chinese)

Pestsov, S.K. (2020). Trudnaya periferiya: strategiya i rezul'taty ozhivleniya «rzhavogo poyasa» Kitaya. [Difficult peripherals: strategy and results of revitalizing the "rust belt" of China]. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2020;22(3): 126—136. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-3/126-136

Qiqihaer gui shang zhuangbei gongye zengjia zhi 5 nian beizeng [In Qiqihar, the Equipment-Manufacturing Sector Has Increased Its Added Value Twofold Within 5 Year]. URL: https://www.hlj.gov.cn/n200/2021/0111/c43-11013496.html (accessed: 08 March, 2021). (In Chinese).

Qiqihaer shi 2020 nian gui shang gongye qiye jingji xiaoyi fenxi [The Economic Efficiency-Focused Analysis of Qiqihar Industrial Enterprises Above Designated Size in

2020]. URL: http://tjj.hlj.gov.cn/tjsj/tjfx/dstjfx/202101/t20210126_86595.html (accessed: 11 February, 2021). (In Chinese).

Qiqihaer shi 2020 nian jingji yun hang qingkuang [The State of Affairs in Qiqihar City Economy in 2020]. URL: http://tj.hlj.gov.cn/tjsj/tjfx/dstjfx/202101/t20210127_ 86610.html (accessed: 2 February, 2021). (In Chinese).

Quan yaosu shengchanlu shijiao xia de Heilongjiang sheng gaoduan zhuangbei zhizao ye chuangxin fazhan yanjiu baogao [The Research Report Focused on Innovations and Development in the Industry Manufacturing the High-Tech Equipment in the Province of Heilongqiang From the Viewpoint of Total Factor Productivity]. URL: http://www.hljkx.org.cn/module/download/downfile.jsp?classid=0&filename= 60c5f94ae00e48a69dc1d80ce38da912.doc (accessed: 15 January, 2021). (In Chinese).

RF postavila Kitayu 100 mln tonn nefti po vetke "Skovorodino — Mohe — Dacin" [The RF has supplied to China 100 Mln. Tons of oil along the hipeline dranch of "Skovorodino — Mohe — Daqing"]. URL: https://ria.ru/20170520/1494715914.html (accessed: 3 March, 2021). (In Russian).

The History of Northeast China XVII — XXI Century, Volume 5: Northeast China during the Revival of Old Industrial Base, Vladivostok: IHAE FEB RAS, 2018, 335 p.

V ozhidanii vtorogo dyhaniya Vostochno-Sibirskogo regiona [In Expectation of the Second Breath for the East Siberian Region]. URL: http://www.ngv.ru/magazines/artic le/v-ozhidanii-vtorogo-dykhaniya-vostochno-sibirskogo-regiona (accessed: 21 April,

2021). (In Russian).

Zhong E yuanyou guandao yunxing 10 zhounian jin jing yuanyou jin 2 yi dun [By the 10th anniversary, about 200 million tons of imported crude oil passed through the China-Russia pipeline]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-01/01/content_557609 5.htm (accessed: 3 March, 2021). (In Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.