Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ КИТАЯ С ЮЖНЫМИ РАЙОНАМИ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА'

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ КИТАЯ С ЮЖНЫМИ РАЙОНАМИ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

105
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЭЙЛУНЦЗЯН / HEILONGJIANG / ЦЗИЛИНЬ / JILIN / ЛЯОНИН / LIAONING / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY REGION / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / TERRITORY OF PRIORITY DEVELOPMENT / СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / FREE PORT OF VLADIVOSTOK / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жариков Евгений Прокофьевич, Денисов Владимир Венгерьевич

Обособленность экономики российского Дальнего Востока (РДВ) от центральных районов сдерживала экономическое развитие этого региона. В настоящее время в Северо-Восточной Азии (СВА) лидером экономического развития стал Китай. Трансграничное положение южных районов РДВ по отношению к Китаю открывает потенциальные возможности их эффективного взаимодействия во внешнеэкономической сфере. Для южных районов РДВ удобными объектами взаимодействия являются Северо-Восточные провинции (СВП) Китая. Таких провинций три: Хэйлунцзян, Цзилинь (Гирин) и Ляонин, из которых первые две имеют общую границу с Россией. Сравнение абсолютных показателей развития СВП Китая и южных районов РДВ на фоне общих экономических успехов КНР явно не в пользу дальневосточного региона России, за исключением отдельных удельных показателей, например, валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения. В 2012 г. наибольшие темпы роста промышленности и строительства (вторичный сектор) в СВП Китая были достигнуты в провинции Цзилинь (14,1 %) при валовой стоимости 80, 75млрд долл. Валовая стоимость продукции промышленности и строительства провинции Хэйлунцзян составила 89,97 млрд долл., провинции Ляонин - 186,21 млрд долл. Удельный вес вторичного сектора РДВ в ВРП уступает аналогичному показателю СВП Китая почти вдвое (небольшое исключение - Амурская область). Наиболее тесное взаимодействие во внешнеторговой деятельности существует между провинцией Хэйлунцзян и Приморским краем. Через Приморский край осуществляется 78,7 % всего товарооборота южных районов Дальнего Востока с Китаем. Хорошая транспортная инфраструктура, соединяющая Харбин, Чанчунь, Шэньян и Далянь (Дальний), способствует активному внешнеэкономическому участию и других СВП Китая с районами РДВ с дальнейшим выходом на районы Восточной и Западной Сибири. Считается, что развитие отношений между соседними трансграничными регионами обусловлено взаимной выгодой и взаимодополняющими экономиками. Со стороны России: энергоресурсы, тяжелая промышленность, наукоемкие отрасли и добывающая промышленность; со стороны Китая: легкая промышленность, наличие избыточной рабочей силы, значительный объем валютных резервов. Однако, фактически, Китай не входит в ведущую тройку инвесторов в Приморском крае. В статье анализируется современная ситуация и на основе анализа делаются следующие выводы: - СВП Китая - это уже достаточно развитые провинции с хорошим уровнем развития производительных сил; - произошла существенная трансформация целевых установок по перспективам развития; - существует огромная потребность в плодородных землях и других природных ресурсах; - необходим выход к морским портам; - имеется большой избыток рабочей силы. В условиях слабости современной структуры производства в Приморском крае, его низкой масштабной технологичности, отсутствии масштабных планов создания рабочих мест для специалистов и т.д., единственный путь - это радикально изменить условия для социально-экономического развития территории. В статье анализируются принимаемые решения, новая модель развития РДВ. Рассматриваются риски, связанные с противоречивыми целями, которые ставят перед собой, в частности, трансграничные регионы. Авторы считают, что задача успешного развития районов РДВ должна решаться, в том числе, на путях внутренней интеграции экономик районов РДВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS BETWEEN THE NORTH-EASTERN PROVINCES OF CHINA AND THE SOUTHERN REGIONS OF THE RUSSIAN FAR EAST

The economic isolation of the Russian Far East from its Central Regions has slowed down the economic growth in this region. At present China is a leader of the economic development in the North-East Asia. The southern regions of the Russian Far East hold the cross-border position with regard to China, which opens potential opportunities for their effective cooperation in the foreign trade sphere. The northeastern provinces of China are a convenient subject of interaction for the southern regions of the Russian Far East. There are three provinces: Heilongjiang, Jilin (Kirin) and Liaoning, the first two having a common border with Russia. At the time of total economic success achieved by China, the comparison of the full indicators of the North-Eastern Provinces of China and the Southern Regions of the Russian Far East is clearly not in favor of the Far East with exception of certain specific indicators (e.g., a gross regional product per capita). In 2012, the northeastern provinces of China showed the highest growth rate in the production sector and construction industry (secondary sector), especially, in Jilin Province (14.1%) with the gross value USD 80,75bln. The gross value of the production sector and construction industry was USD 89,97bln in Heilongjiang Province and USD 186,21bln in Liaoning Province. Share of the secondary sector the Russian Far East is half of this indicator of the northeastern provinces of China (the Amur Region being a minor exception). Heilongjiang Province and Primorsky Region have the most close cooperation in foreign trade. Primorsky Region provides for 78.7% of the total turnover between the southern regions of the Russian Far East and China. The good transport infrastructure linking Harbin, Changchun, Shenyang and Dalian (Dalny) facilitates the active foreign economic participation of other northeastern provinces of China with the Russian Far Eastern regions with further access to the regions of Eastern and Western Siberia. Relations between the neighboring cross-border regions are considered to be developed due to the mutual benefit and complementary economies. On the part of Russia it is energy, heavy industry, high-tech branches and mining industry. On the part of China it is light industry, surplus labor, foreign currency reserves in significant amounts. However, China is not actually among the top three investors of Primorsky Region. The article analyzes the current situation created and on the basis of this analysis the conclusions are made as follows: - North-Eastern Provinces of China are enough developed with a good level of productive power; - the targets have been considerably transformed for development prospects; - there is a huge need in fertile land and other natural resources; - access is required to the sea ports; - it is a large surplus of labor. With the inefficient production structure in Primorsky Region, its low-scale manufacturability, the lack of the ambitious plans of creating the jobs for specialists and so on, the only way is to dramatically change the conditions for socio-economic development of the territory. The article analyzes the reached decisions and a new development model for the Russian Far East as well as considers the risks associated with the conflicting goals which are set by the cross-border regions, in particular. The authors believe that successful development of the Russian Far East has to be achieved via the internal economic integration of the Russian Far Eastern regions as well.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ КИТАЯ С ЮЖНЫМИ РАЙОНАМИ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА THE ECONOMY OF THE REGION

УДК 339.92(510-18-35:571.6-13-37)

Е.П. Жариков1

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

E-mail: zharikov.ep@dvfu.ru

В.В. Денисов

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

E-mail: kmm@dvfu.ru

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ КИТАЯ С ЮЖНЫМИ РАЙОНАМИ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Аннотация. Обособленность экономики российского Дальнего Востока (РДВ) от центральных районов сдерживала экономическое развитие этого региона. В настоящее время в Северо-Восточной Азии (СВА) лидером экономического развития стал Китай. Трансграничное положение южных районов РДВ по отношению к Китаю открывает потенциальные возможности их эффективного взаимодействия во внешнеэкономической сфере. Для южных районов РДВ удобными объектами взаимодействия являются Северо-Восточные провинции (СВП) Китая. Таких провинций три: Хэйлунцзян, Цзилинь (Гирин) и Ляонин, из которых первые две имеют общую границу с

1 Евгений Прокофьевич Жариков, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия.

2 Владимир Венгерьевич Денисов, кандидат социологических наук, доцент кафедры мировой экономики Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия.

Для цитирования: Жариков, Е.П., Денисов, В.В. Развитие внешнеэкономических связей Северо-Восточных провинций Китая с южными районами российского Дальнего Востока // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2015. № 4. С. 35-52.

© Жариков Е.П., Денисов В.В., 2015

Россией. Сравнение абсолютных показателей развития СВП Китая и южных районов РДВ на фоне общих экономических успехов КНР явно не в пользу дальневосточного региона России, за исключением отдельных удельных показателей, например, валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения. В 2012 г. наибольшие темпы роста промышленности и строительства (вторичный сектор) в СВП Китая были достигнуты в провинции Цзилинь (14,1 %) при валовой стоимости 80, 75млрд долл. Валовая стоимость продукции промышленности и строительства провинции Хэй-лунцзян составила 89,97 млрд долл., провинции Ляонин - 186,21 млрд долл. Удельный вес вторичного сектора РДВ в ВРП уступает аналогичному показателю СВП Китая почти вдвое (небольшое исключение - Амурская область). Наиболее тесное взаимодействие во внешнеторговой деятельности существует между провинцией Хэйлунцзян и Приморским краем. Через Приморский край осуществляется 78,7 % всего товарооборота южных районов Дальнего Востока с Китаем. Хорошая транспортная инфраструктура, соединяющая Харбин, Чанчунь, Шэньян и Далянь (Дальний), способствует активному внешнеэкономическому участию и других СВП Китая с районами РДВ с дальнейшим выходом на районы Восточной и Западной Сибири. Считается, что развитие отношений между соседними трансграничными регионами обусловлено взаимной выгодой и взаимодополняющими экономиками. Со стороны России: энергоресурсы, тяжелая промышленность, наукоемкие отрасли и добывающая промышленность; со стороны Китая: легкая промышленность, наличие избыточной рабочей силы, значительный объем валютных резервов. Однако, фактически, Китай не входит в ведущую тройку инвесторов в Приморском крае. В статье анализируется современная ситуация и на основе анализа делаются следующие выводы:

- СВП Китая - это уже достаточно развитые провинции с хорошим уровнем развития производительных сил;

- произошла существенная трансформация целевых установок по перспективам развития;

- существует огромная потребность в плодородных землях и других природных ресурсах;

- необходим выход к морским портам;

- имеется большой избыток рабочей силы.

В условиях слабости современной структуры производства в Приморском крае, его низкой масштабной технологичности, отсутствии масштабных планов создания рабочих мест для специалистов и т.д., единственный путь - это радикально изменить условия для социально-экономического развития территории. В статье анализируются принимаемые решения, новая модель развития РДВ. Рассматриваются риски, связанные с противоречивыми целями, которые ставят перед собой, в частности, трансграничные регионы. Авторы считают, что задача успешного развития районов РДВ

должна решаться, в том числе, на путях внутренней интеграции экономик районов РДВ.

Ключевые слова: Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, Приморский край, внешнеэкономическая деятельность, территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, экономическая политика.

Evgenie P. Zharikov1

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: zharikov.ep@dvfu.ru

Vladimir V. Denisov

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: kmm@dvfu.ru

DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS BETWEEN THE NORTH-EASTERN PROVINCES OF CHINA AND THE SOUTHERN REGIONS OF THE RUSSIAN FAR EAST

Abstract. The economic isolation of the Russian Far East from its Central Regions has slowed down the economic growth in this region. At present China is a leader of the economic development in the North-East Asia. The southern regions of the Russian Far East hold the cross-border position with regard to China, which opens potential opportunities for their effective cooperation in the foreign trade sphere. The northeastern provinces of China are a convenient subject of interaction for the southern regions of the Russian Far East. There are three provinces: Heilongjiang, Jilin (Kirin) and Liaoning, the first two having a common border with Russia. At the time of total economic success achieved by China, the comparison of the full indicators of the North-Eastern Provinces of China and the Southern Regions of the Russian Far East is clearly not in favor of the

1 Evgenie P. Zharikov, Doctor of Economics, Professor, Department of International Economics Relations, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

2 Vladimir V Denisov, Candidate of Social Sciences, Associate Professor of the Department of World Economics, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

For citation: Zharikov, E.P. Denisov, VV Development of foreign economic relations between the North-Eastern provinces of China and the southern regions of the Russian Far East // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2015. № 4. P. 35-52.

Far East with exception of certain specific indicators (e.g., a gross regional product per capita). In 2012, the northeastern provinces of China showed the highest growth rate in the production sector and construction industry (secondary sector), especially, in Jilin Province (14.1%) with the gross value USD 80,75bln. The gross value of the production sector and construction industry was USD 89,97bln in Heilongjiang Province and USD 186,21bln in Liaoning Province. Share of the secondary sector the Russian Far East is half of this indicator of the northeastern provinces of China (the Amur Region being a minor exception). Heilongjiang Province and Primorsky Region have the most close cooperation in foreign trade. Primorsky Region provides for 78.7% of the total turnover between the southern regions of the Russian Far East and China. The good transport infrastructure linking Harbin, Changchun, Shenyang and Dalian (Dalny) facilitates the active foreign economic participation of other northeastern provinces of China with the Russian Far Eastern regions with further access to the regions of Eastern and Western Siberia. Relations between the neighboring cross-border regions are considered to be developed due to the mutual benefit and complementary economies. On the part of Russia it is energy, heavy industry, high-tech branches and mining industry. On the part of China it is light industry, surplus labor, foreign currency reserves in significant amounts. However, China is not actually among the top three investors of Primorsky Region. The article analyzes the current situation created and on the basis of this analysis the conclusions are made as follows:

- North-Eastern Provinces of China are enough developed with a good level of productive power;

- the targets have been considerably transformed for development prospects;

- there is a huge need in fertile land and other natural resources;

- access is required to the sea ports;

- it is a large surplus of labor.

With the inefficient production structure in Primorsky Region, its low-scale manufacturability, the lack of the ambitious plans of creating the jobs for specialists and so on, the only way is to dramatically change the conditions for socioeconomic development of the territory. The article analyzes the reached decisions and a new development model for the Russian Far East as well as considers the risks associated with the conflicting goals which are set by the cross-border regions, in particular. The authors believe that successful development of the Russian Far East has to be achieved via the internal economic integration of the Russian Far Eastern regions as well.

Key words: Heilongjiang, Jilin, Liaoning, Primorsky Region, foreign economic activity, the territory of priority development, free port of Vladivostok, the economic policy.

Провозглашенные льготы для социально-экономического развития Российского Дальнего Востока, связанные с реализацией стратегии территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ), дают основание ожидать поступательного развития территорий региона и, в первую очередь, Приморского края. Одна из озвученных перспектив - в течение 10 лет за счет системы льгот увеличить валовой региональный продукт Приморского края в 2,2 раза. В частности, для резидентов СП Владивосток - это обнуление ставки налога на прибыль в течение 5 лет, льготный тариф страховых взносов (7,6% вместо 30%), ускоренная, в течение 10 дней, процедура возмещения НДС, беспошлинный ввоз, вывоз, хранение товаров и т.п. [1].

В связи с политической напряженностью оживление внешнеэкономического взаимодействия РДВ следует ожидать с Китаем, и в первую очередь с его пограничными регионами, каковыми являются Северо-Восточные провинции (СВП), рис. 1.

Рис. 1. Карта провинций Китая Источник: https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Feuro-student.ru%2Fshared%2Ffiles%2F201002%2F1_113.png&text=карта%

Таковых провинций три - Хэйлунцзян, Цзилинь (Гирин) и Ляонин, из которых первые две имеют общую границу с Россией. На юге Дальнего Востока общая граница России (непосредственно, Приморского края) с

СВП Китая составляет 1145 км общей границы с Китаем, из них с китайской провинцией Хэйлунцзян 1005 км, с провинцией Цзилинь - 140 км.

Структура ВВП Китая включает три сектора: первичный сектор (сельское, лесное хозяйство и рыболовство); вторичный (промышленность и строительство); третичный сектор (услуги, транспорт, образование, здравоохранение). Данная структура принята и при анализе сравнительных характеристик СВП Китая и РДВ, приведенных в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели развития Северо-Восточных провинций Китая

*

и Южных районов российского Дальнего Востока

Показатели Северо-Восточные Южные районы

провинции Китая российского Дальнего Востока (на 01.01.2014)

Хэй- Цзилинь Ляонин При- Хаба- Амур-

лунцзян морский край ровский край ская область

Территория, тыс. км2 431, 8 187,4 145,9 164,7 787,6 361,9

Население, млн чел. 38,31 27,46 43,75 1,94 1,34 0,81

Плотность 80 145 300 12 1,7 2,2

населения, чел./км2

Инвестиции на душу 4,06 5,62 7,94 1,83 3,21 4,49

населения, тыс. долл.

Рост инвестиций 130,0 130,5 123,2 54,8 73,8 97,1

к предыдущему году, %

Валовой региональ- 198,4 189,8 398,7 18,9 13,83 6,63

ный продукт,

млрд долл.

Валовой региональ- 4,00 6,99 9,12 9,76 10,32 8,19

ный продукт,

тыс. долл. на душу

населения

Доля промышленности в ВРП, % 45,35 46,76 46,70 24,0 19,45 38,5

Доля сельского хо- 13,55 12,16 11,38 8,9 7,5 6,3

зяйства в ВРП, %

Экспорт, млрд долл. 15,4 5,8 58,8 4,24 1,51 0,45

Импорт, 19,7 20,6 55,2 8,70 0,93 0,51

млрд долл.

Составлено по данным источников: [2, 3, 4, 5].

Численность населения по данным переписи 2010 г.; другие показатели на 01.012013 г.

Данные за 2014 г.

Сравнение абсолютных показателей развития СВП Китая и южных районов РДВ на фоне общих экономических успехов КНР явно не в пользу дальневосточного региона России, за исключением отдельных удельных показателей (например, ВРП на душу населения).

В 2012 г. наибольшие темпы роста промышленности и строительства (вторичный сектор) в СВП Китая были достигнуты в провинции Цзилинь (14,1 %) при валовой стоимости 80, 75 млрд долл. Валовая стоимость продукции промышленности и строительства провинции Хэйлунцзян составила 89,97 млрд долл., провинции Ляонин - 186,21 млрд долл.

Удельный вес вторичного сектора РДВ в ВРП уступает аналогичному показателю СВП Китая почти вдвое (небольшое исключение - Амурская область). По видам деятельности в структуре ВРП РДВ наибольший удельный вес, более 20,0 %, принадлежит транспорту и связи, 15,0-20,0 % - оптово-розничной торговле и ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, т.е. сфере услуг. Задача значительного повышения доли услуг в ВРП СВП Китая поставлена в настоящее время перед данным регионом.

Взаимодействие соседних приграничных регионов двух государств целесообразно отследить посредством внешнеэкономических взаимоотношений, в первую очередь, через торговые отношения (табл. 2).

Таблица 2

Основные торговые партнеры СВП Китая и южных районов РДВ на 01.01.2015

Северо -Восточные Южные районы

провинции Китая российского Дальнего Востока

Хэй- Цзи- Ляо- Примор- Хаба- Амур-

лун- линь нин ский ровский ская об-

цзян краи край ласть

Япония + + + + + +

США + + + + +

Республика Корея + + + + + +

Австралия +

КНДР + +

Товарооборот с Россией, 23,3 0,6 0,03

млрд долл.

Товарооборот с КНР, 5,81 0,91 0,66

млрд долл.

Составлено по данным источников: [2-4, 6-8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продуктовая структура товарооборота Северо-Восточных провинций Китая и южных районов российского Дальнего Востока представлена в табл. 3.

Таблица 3

Продуктовая структура товарооборота СВП Китая и южных районов РДВ

Регионы стран Провинции, области, края Статьи экспорта в Россию Статьи импорта из России

Северо-Восточные провинции Китая Хэйлун-цзян Одежда и товары из текстиля, машинотехниче-ская продукция, одежда и обувь, сельскохозяйственная продукция. Продукты нефтепереработки, железная руда, древесина, химические удобрения, рыба и морепродукты, мед.

Цзилинь Товары текстильной и швейной промышленности, электромеханическая продукция, продукты питания (качество продукции невысокое). Продукты первичной переработки и сырьё. Ведутся согласования об импорте около 60 млн т угля в год.

Ляонин Сталь, электромеханическая продукция, огнеупорные материалы, текстиль, одежда. Сырая нефть, железная руда, уголь и морепродукты.

Статьи экспорта в Китай. Статьи импорта из Китая.

Южные районы российского Дальнего Востока Приморский край Нефть и нефтепродукты, рыбная мука, рыба мороженая, древесина (лесоматериалы обработанные, необработанные). Машины, оборудование и транспортные средства, электрогенераторные установки, обувь, металлы и изделия из них.

Хабаровский край Необработанные лесоматериалы, нефтепродукты, каменный уголь, пиломатериалы, рудные концентраты, рыба и морепродукты. Бульдозеры, экскаваторы, продукция химической промышленности и другая промышленная продукция.

Амурская область Электроэнергия, руды и концентраты железные, лесоматериалы необработанные. Бульдозеры, экскаваторы и т.д., грузовые автомобили и прокат плоский из углеродистой стали плакированный.

Составлено по данным источников: [6-8, 9, 10, 11, 12].

Сопоставление данных табл. 2, 3 однозначно указывает на тесную связь во внешнеторговой деятельности провинции Хэйлунцзян и Приморского края. Через Приморский край осуществляется 78,7 % всего товарооборота южных районов Дальнего Востока с Китаем. Аналогичные тенденции прослеживаются и по другим направлениям сотрудничества - туристи-

ческой сфере, обмене студентами и т.п. Хорошее транспортное сообщение, в том числе наличие скоростной железнодорожной магистрали Харбин -Далянь, начавшей функционировать с 01.01.2012 г. и соединившей Харбин, Чанчунь, Шэньян и Далянь (Дальний), способствует активному внешнеэкономическому участию и других СВП Китая с районами РДВ с дальнейшим выходом на районы Восточной и Западной Сибири.

Современному прогрессу внешнеэкономического взаимодействия провинции Хэйлунцзян и Приморского края содействует создаваемая политико-правовая среда российско-китайских отношений, базирующаяся на договорах и соглашениях:

- «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» (2001 г.);

- «О сотрудничестве между Приморским краем и провинцией Хэй-лунцзян» (2007 г.);

- «О групповых безвизовых туристических поездках» (2000 г.);

- «О международном автомобильном сообщении» (1992 г.);

- системе взаимного признания результатов таможенной проверки таможен КНР и РФ;

- других государственных и региональных документах.

В области торговых отношений Китай продолжает оставаться лидирующим партнером Приморского края. Этому способствуют наличие в Приморье открытых портов и 5 пунктов пропуска через государственную границу, расположенных в пределах Приморского края и сопредельных китайских провинций Хэйлунцзян и Цзилинь.

Считается, что развитие торгово-экономических отношений между соседними трансграничными регионами обусловлено взаимной выгодой и взаимодополняющими экономиками. Со стороны России: энергоресурсы, тяжелая промышленность, наукоемкие отрасли и добывающая промышленность; со стороны Китая: легкая промышленность, наличие избыточной рабочей силы, значительный объем валютных резервов. Однако, фактически, Китай не входит в ведущую тройку инвесторов в Приморском крае. Незначительные по абсолютной величине инвестиции китайские предприниматели предпочитают вкладывать в отрасли с быстрым оборотом средств - транспорт и связь, сельское хозяйство, гостиничный и ресторанный бизнес, торговлю.

Сегодня некоторые страны мира негативно оценивают российско-китайские отношения, считая, что Россия и Китай не могут стать долгосрочными стратегическими партнерами. На их взгляд, они являются соперниками и конкурентами, двусторонние отношения рано или поздно будут двигаться к противостоянию. Обычно такая позиция объясняется тем, что российско-китайские отношения вызывают обеспокоенность некоторых стран приверженностью к созданию многополярного мира, что вызывает их недовольство.

Точки зрения всегда многообразны и, как правило, крайние варианты никогда не реализуются. Всегда есть ниши для взаимовыгодного сотрудничества, другое дело - в каких областях, каких объемах и т.д. Тем не менее, на этом фоне необходимо понимать (табл. 1-3), что в настоящее время СВП Китая - это уже не отсталые агропромышленные районы с неразвитой промышленностью. Это уже достаточно развитые в техническом отношении провинции, экспортирующие машины, оборудование и транспортные средства, электрогенераторные установки, металлы и изделия из них, продукцию легкой промышленности. Ситуация за последние 30 лет, годы бездействия России, изменилась. Начиная с 2000-х годов провинции Цзилинь и Хэйлунцзян, активно используя промышленный и интеллектуальный потенциал провинции Ляонин, разумную стратегию Центра по их возрождению, осуществили мощный рывок по развитию производительных сил своих территорий [13].

Трансформировались и целевые установки. Сегодня Китаю, как и раньше, нужно продовольствие - КНР имеет 20 % населения планеты и только 8 % пахотных земель. СВП Китая нужен выход к Японскому морю, к морским портам. Самые выгодные из них - порты южных районов Приморского края. Выход провинций через порт Далянь, несмотря на построенную скоростную магистраль, более затратный по времени. По оценкам китайских исследователей [14], с открытием сухопутно-морского транспортного маршрута доставка товаров от Суйфэньхэ до Владивостока будет занимать не более одного дня, а до Японии примерно 4-5 дней (доставка товаров в Японию и Республику Корея через порты Далянь и Тяньцзинь занимает около 15 суток). И, наконец, в провинции Хэйлунцзян наблюдается мощный избыток трудовых ресурсов. Поэтому естественно, что в экономическом плане Китай проводит прагматичную политику, основанную, прежде всего, на своих экономических интересах, а РДВ должен проводить свою, учитывая свои интересы.

В этих условиях - слабости современной структуры производства в Приморском крае, его низкой масштабной технологичности; отсутствии масштабных планов создания рабочих мест для специалистов высокой квалификации; слабости взаимодействия (технической и других видов кооперации и т.д.) с другими субъектами РДВ; малой эффективности возведенной инфраструктуры (мостов, зрелищных заведений и т.п.) для закрепления населения (с 1993 г. по 2015 г. Приморский край имеет ежегодно отрицательный баланс по населению) и т.д. единственный путь -радикально изменить условия для социально-экономического развития территории. И такие меры в рамках программных государственных документов уже реализуются.

Хотя социальные вопросы, направленные на закрепление населения в крае, в принятых на первом этапе документах фактически не затрону-

ты, однако первые начинания уже сделаны в экономической области. В частности, по отношению к предпринимательской деятельности. В настоящее время на Дальнем Востоке реализуется новая модель развития, ориентированная на обеспечение конкурентоспособности условий инвестирования и ведения бизнеса. В соответствии с этой моделью в Приморье определено 5 территорий опережающего развития исходя из стратегических приоритетов региона. К реализации намечено более 160 инвестиционных объектов на общую сумму около 120 млрд долл. США. Наибольшее количество инвестиционных объектов отмечается в транс-портно-логистическом комплексе, в сельском хозяйстве, сфере туризма, промышленности строительных материалов, объектах рыбохозяйствен-ной отрасли.

В рамках новой модели развития установлен режим порто-франко, распространяющийся на территории 15 муниципальных образований Приморского края, включая их морские акватории с портами: Владивосток, Большой Камень, Находка и т.д. Общая площадь свободной зоны составит 28,4 тыс. км2, с проживающим населением 1,4 млн человек, 972,2 % от населения Приморского края).

Приморский край сегодня представляет широкие льготы для российских и иностранных инвесторов. С 1 января 2014 г. в Приморском крае работает закон о налоговых льготах для предприятий-гринфилдов. Первые пять лет ставка налога на прибыль и имущество составит 0%, а в последующие пять лет - 0,5% на имущество и 10% на прибыль. В приоритетных сферах услуг (в том числе в гостиничном бизнесе, сферах транспорта и связи) налог на прибыль составляет 13,5% в течение 10 лет с момента получения первых доходов. Меры государственной поддержки гарантированы в равной степени как российским, так и иностранным инвесторам. Каждому инвестору обеспечивается адресное сопровождение на всех этапах инвестиционного проекта.

Привлекательность Приморья для международного бизнеса подтверждается наличием в крае таких крупных российских и иностранных инвесторов, как Роснефть, Транснефть, Газпром, Соллерс, SIEMENS (Германия), Hyundai, Ssang Young (Республика Корея), Mazda, Komatsu Corporation (Япония), Эрнст энд Янг (Великобритания). На территории Приморского края уже осуществляется ряд проектов с участием китайских инвесторов из провинций Китая, в частности, Хэйлунцзян.

Учитывая складывающиеся реалии, дадим авторскую оценку перспективам активизации взаимодействия провинции Хэйлунцзян и Приморского края с учетом преследуемых ими целей, в том числе возлагаемых федеральным правительством (табл. 4).

Таблица 4

Основные цели развития и потенциал их реализации в провинции Хэйлунцзян и Приморском крае

Провинция Хэйлунцзян Приморский край

Цели Сбалансированное развитие экономики, повышение уровня благосостояния населения, самообеспечение сельхозпродуктами, диверсификация производства, рост ВРП/на душу населения до уровня развитых стран. Закрепление населения с повышением его уровня благосостояния, сбалансированное развитие экономики, развитие обрабатывающей промышленности, рост ВРП на душу населения до уровня развитых стран.

Методы достижения 1. Диверсификация экономики на путях внутренней и особенно внешней интеграции. 2. Выход к морским портам Приморского края; аренда сельскохозяйственных земель; участие в разработке дальневосточных и сибирских природных ресурсов с привлечением китайской рабочей силы. 3. Ограниченное минимальное участие провинции в создании производственных мощностей наукоёмкой продукции на территории Приморского края. 1. Диверсификация экономики с упором на внутреннюю интеграцию в пределах РДВ, внешняя производственная интеграция в рамках ограниченной необходимости. 2. Привлечение китайских инвестиций, рабочей силы. 3. Наращивание экспорта через морские порты, в основном путем обеспечения его транзита из-за пределов РДВ.

Возможности: Первичный сектор (сельское, лесное хозяйство и рыболовство) Крупная сельскохозяйственная база Китая. В 2014 г. урожай зерновых составил 70 млн т (114 % к 2013 г.) -первое место в Китае. Площадь пахотных земель 13 млн га, более 50 % черноземов СВА. Основные культуры: соевые бобы, пшеница, кукуруза, рис, картофель, лен. Запасы древесины на корню - 1,5 млрд куб м, лесопокрытая площадь -около 42 %. По лесным запасам и объемам лесозаготовок провинция занимает первое место в стране. Перерабатывается около 30 видов древесины почти из 100 её разновидностей. Цель - рационально развивать деревообрабатывающую промышленность путём комплексного использования имеющегося ограниченного лесного фонда. Сельскохозяйственные угодья края на 01.01.2014 г. составили 1,18 тыс. га, из них пашни - 0,69 тыс. га, кормовые угодья - 0,42 тыс. га. Удельный вес продукция растениеводства - 62,5 %, животноводства -37,5 %. Основные культуры: пшеница, овёс, рис, кукуруза на зерно, соя, картофель. Текущий импорт продукции, %: картофеля - 5,6; овощей - 16,0; фруктов и ягод - 78,7; мяса и мясопродуктов - 71,9; молока и молоко-продуктов - 7,7. Лесное хозяйство: 78 % земель края занимают леса. Основная продукция - древесина необработанная, 3 около 4 тыс. м /год. Продукция экспорта. Леса экономически труднодоступны.

Окончание табл. 4

Провинция Хэйлунцзян Приморский край

Рыбное хозяйство ограничено: лов рыбы на реках Уссури, Амур. Проводится политика защиты экологии, определены зоны по охране среды и зоны запрета лова рыбы, ведется разведение и выпуск мальков в реки. Потребность в импорте рыбопродукции. Рыбное хозяйство: добыча рыбы и морепродуктов широкого видового состава около 820 тыс. т/год. Продукты экспорта.

Вторичный сектор (промышленность и строительство) Центр тяжелой промышленности Китая. На территории около 160 тыс. промышленных предприятий, из них более 600 относятся к числу крупных и средних. Основу экономики провинции составляют четыре отрасли: машиностроение, нефтехимия, энергетика, пищевая промышленность. Крупнейшие предприятия провинции - Харбинский завод по производству энергетического оборудования, котельный завод, завод измерительных приборов и металлорежущих станков, 1-й и 2-й приборостроительные заводы, подшипниковый завод, авиастроительное предприятие «Хафэй». В промышленности ведущие позиции занимает обрабатывающая промышленность - 65,5 % (без пищевой промышленности - 46,0 %); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (27,1 %), добыча полезных ископаемых (7,4 %). Основные промышленные предприятия края: ОАО «Спасскцемент», Уссурийский ЛРЗ ОАО «Желдор-реммаш», ОАО «Дальприбор», ОАО «Дальневосточный завод "Звезда"», ОАО «Аскольд» и др.

Третичный сектор (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др. услуги) Рост доли услуг в ВРП (более 42%) -целевая установка. Политика расширения внутреннего спроса привела к росту товарооборота. В целом, с учетом смежных эффектов, это дало рост услуг до 40 %. Развивается внутренний и внешний туризм. Развита транспортная сеть. В провинции работают: Харбинский политехнический университет, Харбинский инженерный университет, 78 университетов других профилей с контингентом более 700 тыс. студентов; более 700 научно-исследовательских институтов, в которых трудятся 800 тыс. сотрудников и т.п. [15]. Сфера услуг развивается динамично. В 2014 г. услуги транспорта и связи более 20% от ВРП, оптовая и розничная торговля около 19 %, операции с недвижимым имуществом -менее 10 %. Растут туристические услуги и услуги в сфере гостиничного бизнеса. В крае находится дальневосточное отделение РАН, дальневосточный федеральный университет, ряд отраслевых университетов (Морской государственный университет, Дальрыбвтуз, Владивостокский государственный медицинский университет и др.).

Как уже отмечалось, считается, что развитие торгово-экономических отношений между соседними трансграничными регионами обусловлено

взаимной выгодой и взаимодополняющими экономиками. Проведенный анализ показывает, что с позиции накопленного научно-технического, экономического и демографического потенциалов форма и содержание взаимовыгодного сотрудничества должны пониматься по-разному трансграничными регионами. Базой такого понимания является современная концепция устойчивого развития, представляющая собой синтез трех составляющих: экономической, социальной и экологической. Экономическая составляющая предполагает максимизацию прибыли, социальная - получение прибыли на своей территории за счет переработки импортируемого сырья (снимается социальная напряженность, в т.ч. и за счет создания новых рабочих мест в обрабатывающей промышленности). И, наконец, по мере накопления доходов решаются проблемы экологии. Собственно, в этом русле китайская сторона и реализует свою экономическую политику и свои целевые установки.

Обобщим их. В области сельского хозяйства Китай решает проблему продовольственной безопасности. Метод решения в регионах России: аренда земли, рабочая сила Китая, урожай в Китай и частично на экспорт. Выгоды принимающей стороны: продукция сомнительного качества, плохая экология с возможным разрывом арендных отношений, небольшие доходы бюджета в связи с льготными условиями аренды и слабым контролем.

Лесное хозяйство: аренда лесных участков, рабочая сила Китая, древесина в Китай на переработку, экспорт готовой продукции из древесины, в т.ч. и в Россию. Выгоды принимающей стороны минимальны. Попытки переломить ситуацию встречают сопротивление как китайской стороны, так и российского прокитайского лобби. Особенно это ярко проявилось в ходе заседания российско-китайского инвестиционного форума (Владивосток, 19-20.11.2014). Представители провинции Хэйлунцзян, в т.ч. начальник главного управления лесной промышленности провинции Хэйлунцзян Дяньцзюнь Ли выразили готовность на новые поставки древесины для переработки её на своих заводах, мотивируя тем, что в провинции уже созданы все необходимые высокотехнологичные предприятия по переработке древесины. Позиция департамента лесного хозяйства Приморского края -привлечение инвестиции из Китая на модернизацию мощностей по переработке леса в регионе [16]. Но насколько данная позиция устойчива и будет реализовываться, учитывая соседние лесные регионы, включая Восточную и Западную Сибирь, которые имеют сходные экономические трудности, вот в чем вопрос?

Аналогичные взгляды Китая и на участие его провинций в зоне свободного порта Владивосток. На первом Восточном экономическом форуме (Приморье, 3-5.09.2015) вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян заявил, что Китай готов активно инвестировать в Свободный порт Владивосток и территории опережающего развития в Приморье и создать несколько исклю-

чительных образцово-показательных районов сотрудничества [17]. Однако реализация намерений на уровне провинции Хэйлунцзян более прагматична. По мнению председателя комитета по содействию международной торговле провинции Эчжунци, один из вариантов участия в рамках проекта «Открытый порт Владивосток» состоит в открытии логистического хаба, на котором «будет осуществляться обработка, переупаковка и адресация товаров российских клиентов, приобретенных в Китае» [18].

Таким образом, сформулированные в табл. 4 методы достижения основных целей развития провинции Хэйлунцзян находят свое отражение в предлагаемых формах сотрудничества. Отсюда следует, что Приморский край как равноправный партнер интересует Китай в малой доле, уж слишком большой разрыв в потенциалах, за исключением природных ресурсов, включая земельные, и выхода к незамерзающим морским портам Приморья. Поэтому СВП Китая, включая Хэйлунцзян, не заинтересованы в инвестировании развития производительных сил Приморского края. Пока продолжается отток населения из региона, трудно надеяться на изменение такой политики даже в условиях реализации проектов ТОР и проекта «Свободный порт Владивосток», гарантирующих определенные льготы. Проводимая Центром и на местах региональная политика фактически содействует «выдавливанию» населения за пределы региона. Китаю просто невыгодно изменять такую тенденцию с его избытком рабочей силы и огромной потребностью в сырьевых ресурсах.

С прекращением оттока населения из региона следует ожидать и изменение в инвестиционной политике Китая по отношению к Приморскому краю и другим приграничным регионам. Но тогда могут появиться риски, связанные с управляемостью инвестиционного процесса, обусловленные:

- отрицательным сальдо инвестиционного баланса, так по итогам 2013 г. российские инвестиции в Китай составили около 1,6 % от китайских инвестиций в экономику России;

- ростом крупных прямых инвестиций и их направленностью в сырьевые отрасли, что чревато потерей контроля над базовыми природными ресурсами.

Если китайская политика по отношению к РДВ и, в частности, Приморскому краю выглядит вполне закономерной и прагматичной, то как развивать производительные силы РДВ - вопрос насущный. И главное, где взять ресурсы для его решения? Не идти же, в конце концов, на крайние варианты, «разбазаривание» национального богатства.

Стратегия понятна: прекращение оттока населения - использование имеющихся преимуществ - инновационная экономика - интеграция в экономику АТР. А вот пути ее реализации при существующих в настоящее время в России правовых, экономических и социальных отношениях вызывают огромное сомнение, ибо такая задача без четкого учета и контроля

неразрешима, что показали имевшие место довольно продолжительные временные промежутки, которые были более всего благоприятны для экономического развития. И второе, задача успешного социально-экономического развития районов РДВ должна решаться на путях их внутренней интеграции. Выживание каждого из них по отдельности за счет реализации проектов ТОР и им подобных малоэффективно, т.к. такая политика не является объединяющей. В научной литературе, в том числе на страницах данного журнала, такие предложения обсуждались не раз: обоснование инновационного развития РДВ [19], направления создания дальневосточного хозяйственного комплекса на базе южных районов РДВ с замыканием на него Сахалинской области и северных районов[13].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 10 ответов на самые актуальные вопросы о Свободном порте Владивосток [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primgazeta.ru/news/ 10answers-to-the-most-pressing-issues-on-the-free-port-of-vladivostok-15-07-17.

2. Ляонин тунцзи няньцзянь, 2012 [Статистический сборник провинции Ляонин за 2012] [Электронный ресурс]. - Пекин : Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2012. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Кит.

3. Хэйлунцзян тунцзи няньцзянь, 2012 [Статистический ежегодник провинции Хэйлунцзян за 2012] [Электронный ресурс]. - Пекин : Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2012. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Кит.

4. Цзилинь тунцзи няньцзянь, 2012 [Статистический ежегодник провинции Цзилинь за 2012] [Электронный ресурс]. - Пекин : Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2012. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Кит.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/Main.htm.

6. Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primstat.gks.ru/.

7. Внешнеэкономическая деятельность Хабаровского края в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://habstat.gks.ru/.

8. Внешнеэкономическая деятельность Амурской области за 2005-2014 годы : сб. / Амурстат. - Благовещенск, 2015. - 39 с.

9. Провинции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rcsy.org>Provi ncii.html.

10. Китайская провинция Цзилинь намерена импортировать через Ма-халино 600 млн тонн угля в год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1982758.

11. Новые шансы экономического сотрудничества провинции Ляонин со странами Северо-Восточной Азии и России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: russian.cri.cn>1143/2015/05/26/1s549286.htm.

12. О сотрудничестве Хабаровского края с КНР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruchina.org/china-article/china/597.html.

13. Жариков, Е. П. Проблемы развития промышленности окраинного региона / Е. П. Жариков, В. Е. Жариков // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - 2012. - № 1. - С. 55-62.

14. Чжан Сюцзе. Проблемы строительства торгово-экономической зоны освоения Северо-Восточной Азии провинцией Хэйлунцзян // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. - 2012. -№ 6. - С. 67-74.

15. Провинция Хэйлунцзян открывает двери для сотрудничества // Тихоокеанская звезда. - Хабаровск, 2015. - 30 июля.

16. Предприятия приграничного Китая проявили большой интерес к приморской древесине [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primamedia.ru/news/402472/.

17.Через две недели порт Владивосток станет Свободным [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primorsky.ru/news/main/95052/.

18. Китай планирует открыть логистический центр во Владивостоке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.swissinfo.ch/rus/41620080.

19. Быстрицкий, С. П. Оценка влияния инвестиций и труда на развитие экономики Дальнего Востока / С. П. Быстрицкий, В. К. Заусаев, В. А. Го-ряинов // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. -2008. - № 1. - С. 54-68.

REFERENCES

1. 10 answers to the most pressing issues on the free Port of Vladivostok. Available at: http://primgazeta.ru/news/10-answers-to-the-most-pressing-issues-on-the-free- port-of-vladivostok-15-07-17 (accessed 17 September 2015). (In Russian).

2. Statistical Book of Liaoning Province - 2012 [Electronic resource]. Beijing, 2012. 1 CD-ROM. (In Chinese).

3. Statistical Yearbook of Heilongjiang Province - 2012 [Electronic resource]. Beijing, 2012. 1 CD-ROM. (In Chinese).

4. Statistical Yearbook of Jilin Province - 2012 [Electronic resource]. Beijing, 2012. 1 CD-ROM. (In Chinese).

5. Regions of Russia. Socio-Economic Indicators, 2014. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl4_14p/Main.htm (accessed 17 September 2015). (In Russian).

6. Foreign Economic Activity of Primorsky Region in 2014. Available at: http://primstat.gks.ru/ (accessed 17 September 2015). (In Russian).

7. Foreign Economic Activity of Khabarovsk Region in 2014. Available at: http://habstat.gks.ru/ (accessed 17 September 2015). (In Russian).

8. Foreign Economic Activity of Amur Territory in 2005-2014. Blagoveshchensk, 2015. 39 p. (In Russian).

9. Provinces. Available at: //rcsy.org>Provincii.html (accessed 17 September 2015). (In Russian).

10. China Jilin Province intends importirovat Makhalino over 600 million tons of coal per year. Available at: http://tass.ru/ekonomika/1982758 (accessed 17 September 2015). (In Russian).

11. New opportunities of economic cooperation between Liaoning Province and the countries of North-East Asia and Russia. Available at: rus-sian.cri.cn>1143/2015/05/26/1s549286.htm (accessed 17 September 2015). (In Russian).

12. On cooperation between Khabarovsk Region and China. Available at: ruchina.org>china-Article/china/597.html (accessed 17 September 2015). (In Russian).

13. Zharikov E.P., Zharikov V.E. Problems of industrial development in an outlying region. Pacific RIM: economy, politics, law, 2012, no. 1, pp. 55-62. (In Russian).

14. Zhang Xiujie. Problems of building the trade and economic zone to develop the North-East Asia by Heilongjiang Province. Vestnik Khabarovskoi gosudarstvennoi akademii ekonomiki i prava [Journal of Khabarovsk State Academy of Economics and Law], 2012, no. 6, pp. 67-74. (In Russian).

15. Heilongjiang Province opens the doors for cooperation. Tikhookeanskaya zvezda, Khabarovsk, 2015, Jule 30. (In Russian).

16. Enterprises of border China took the interest in the Primorsky regional wood. Available at: http://primamedia.ru/news/402472 (accessed 17 September 2015). (In Russian).

17. Vladivostok port shall be free in two weeks. Available at: https://news.mail.ru/politics/23456181/ (accessed 17 September 2015). (In Russian).

18. China plans to open the logistics center in Vladivostok. Available at: //www.swissinfo.ch/rus/41620080 (accessed 17 September 2015). (In Russian).

19. Bystritskii S.P., Zausaev V.K., Goryainov V.A. Evaluation of investment and labour influence on the economy development in Far East. Pacific RIM: economy, politics, law, 2008, no. 1, pp. 54-68. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.