22
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 332.1:338.1 И.В. Гребёнкин
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ВТО
Рассмотрены актуальные вопросы устойчивого экономического развития региона в условиях глобализации мировой экономики и усиления конкуренции. Выделены особенности регионального промышленного комплекса и перспективы развития в ВТО.
Ключевые слова: развитие промышленности, региональная экономика, ВТО.
Деятельность в рамках ВТО предполагает принятие определенной долгосрочной стратегии развития, подразумевающей в своей основе выбор модели, существующей по определенным правилам. Тем не менее ввиду малой эмпирической базы сложно оценить с достаточной надежностью влияние различных видов торговых соглашений ВТО на развитие промышленности стран и регионов [6].
Либерализация международной торговли оказывает существенное влияние на региональную экономику. Изменяя привлекательность региона в качестве производственной базы, соглашения потенциально могут способствовать или сдерживать развитие. С одной стороны, либерализация торговли приводит к увеличению конкуренции на национальном рынке со стороны иностранных фирм, уменьшая потенциальную доходность местных производителей. Прежде всего это связано с проблемой сокращения рабочих мест, поскольку становится выгоднее ввозить готовую продукцию из развивающихся стран с более низкими затратами на оплату труда. С другой - снижение импортных таможенных пошлин означает, что некоторые виды современного оборудования, промежуточных товаров и комплектующих могут быть импортированы дешевле, что потенциально повышает рентабельность, способствуя дальнейшему развитию промышленного комплекса. В странах с формирующимся рынком снижаются сравнительные средние издержки в большинстве отраслей. В отраслях, ориентированных на экспорт, снижение издержек происходит в основном за счет снижения стоимости промежуточных полуфабрикатов и оборудования [5]. В зависимых от импорта отраслях указанный эффект снижения затрат дополняется сравнительным ростом производительности [7; 8]. При этом следует учесть, что многие виды современного высокопроизводительного оборудования в России уже не выпускаются, и возобновления их производства на конкурентоспособном уровне в ближайшие годы ожидать не следует. Этому во многом препятствует отсутствие технологических заделов и разорванные межотраслевые и пространственные связи. Если обратить внимание на состояние основных фондов, то это представляется скорее позитивным, а не негативным моментом для машиностроения.
Данные тенденции и взаимодействия определяют устойчивость развития и глобальную структуру расположения промышленного производства. Теоретическая сложность на уровне стратегического корпоративного и государственного управления заключается в определении того, какие силы имеют большее влияние. Эмпирический опыт показывает, что при слабых институтах промышленность развивается по первому пути - вытеснения локальных производителей с внутреннего рынка. В этой связи изменения, связанные с действием торговых соглашений, могут вызывать разнонаправленные эффекты, обусловленные исторически сложившейся концентрацией отраслей в отдельных регионах, и региональными институциональными особенностями.
Возможность дальнейшего успешного развития промышленности региона в глобальной экономике зависит, прежде всего, от стартовых компетенций: региональной структуры экономики, активности внешнеторговых связей, инвестиционной привлекательности, возможностей реализации инновационных сценариев, определяемой способностью к их восприятию (рис. 1). Потенциал развития региона сосредоточен в тех конкурентоспособных направлениях и отраслях, которые эффективно участвуют или потенциально могут участвовать в международном разделении труда, прежде всего посредством осуществления внешнеэкономической деятельности, либо обеспечивают импортозамещение.
Наибольшее влияние от вступления в ВТО испытают те предприятия, которые сильнее вовлечены в мировую экономику (прямо - посредством ВЭД, или косвенно - посредством усиления международной конкуренции в смежных отраслях). Помимо общеэкономической конъюнктуры, оно в значительной мере будет определяться региональной структурой экономики и концентрацией отраслей, вовлеченных в мировые цепочки создания добавленной стоимости, а также их зависимостью от
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2013. Вып. 4
тенденций на мировых товарных и сырьевых рынках. Существенную роль при этом приобретает текущая структура внешнеэкономической деятельности региональных предприятий. Номенклатура экспорта товаров Удмуртской Республики представлена в основном товарами, для которых нормы и правила регулирования ВТО не имеют решающего значения. Экспортные ограничения и барьеры для большинства видов минеральных продуктов, продукции металлургической и машиностроения до вступления в ВТО либо отсутствовали, либо были минимальны, а размер ввозных пошлин на ряд товарных позиций не оказывал серьезного сдерживающего влияния на импорт [4].
-
•Диверсифицированная структура экономики •Наличие квалифицированной рабочей силы •Экспортная ориентация природно-ресурсной базы
J
..............................................................................................."Ч
• Относительно слабые связи между промышленными предприятиями •Высокая концентрация предприятий, относящихся к ОПК
• Невысокие показатели инновационной и инвестиционной активности
•Высокий уровень износа основных производственных фондов в промышленности и устаревшая технологическая база
•Негативные тенденции в динамике и структуре ВЭД -—-<
Рис. 1. Особенности промышленного комплекса региона
Следует отметить ряд тенденций в структуре ВЭД. Если в докризисные годы значительную долю экспорта Удмуртской Республики составляла машиностроительная продукция, то в 2012 г. стоимостная структура экспорта существенно изменилась. Основу экспорта составили минеральные продукты (680,5 млн долл.), сократился экспорт машин и оборудования до 53 млн долл. (43,5% от уровня 2008 г.), а также металлов и изделий из них до 51,6 млн долл. (70% от уровня 2008 г.), их доли 6,0% и 5,8% соответственно. Восстановления объемов экспорта по группе товаров, включающей продукцию ОПК, на докризисном уровне в 2012 г. не произошло.
Тем не менее анализ внешнеэкономической активности региональных предприятий не дает оснований для позитивной или негативной оценки прямого влияния новых условий торговали на состояние и развитие промышлености. Активность промышленных предприятий Удмуртии продолжает оставаться низкой на фоне других регионов.
Таблица 1
Динамика доли инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте, %
Территория 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Средняя доля в посткризисный период 2011 г. к 2008 г.
Российская Федерация 21,3 20,6 19,8 19,8 19,8 -1,5
Приволжский Федеральный Округ 27,9 26,0 25,2 24,4 24,8 -3,5
Удмуртская Республика 22,0 17,5 18,6 18,6 18,6 -3,4
Примечание. Источник: Росстат, расчеты автора.
Доля Удмуртской Республики во внешнеторговом обороте Приволжского Федерального Округа в период с 2000 по 2012 г. варьировалась от 0,8 до 2,2% (10-8-е место). При переходе к показателю, отражающему отношение объема внешнеторговых связей к ВВП региона, ситуация принципиально не меняется [2].
Несмотря на восстановление валового объема инвестиций в основной капитал, их доля в ВРП сократилась, причем снижение в регионах ПФО происходило опережающими темпами по сравнению со средним показателем по России (табл. 1). Это обусловлено концентрацией обрабатывающих отраслей с низкой рентабельностью, наиболее пострадавших от кризиса, и предприятий, принадлежащих к ОПК в рассмотренных регионах. Бизнес с большей оборачиваемостью средств является более привлекательным для инвестирования ввиду большей рентабельности. Поэтому большей рентабельностью обладают первичные сырьевые отрасли, металлургия, торговый и финансовый сектор. Машиностроение, в отличие от отраслей первичной переработки ресурсов, имеет иную структуру оборачиваемости, что обусловливается значительным объемом незавершенного производства, количеством различных технологических операций и их временем. В таких условиях банковскому сектору выгоднее кредитовать торговлю и другие отрасли с высокой оборачиваемостью средств. Таким образом, проблема недостатка инвестиционных ресурсов в машиностроении по-прежнему сохранится.
В целом экономика Удмуртии после кризиса восстанавливалась медленнее, по сравнению с другими регионами. Это свидетельствует об относительно низкой привлекательности региона для иностранных инвесторов. В период кризиса объемы иностранных инвестиций снижались быстрее, чем промышленное производство, но сопоставимо со спадом внешнеэкономической активности региона: -59 % по обороту в 2009 г. (рис. 2).
Примечание. Удмуртстат, расчеты автора.
Рис. 2. Динамика структуры иностранных инвестиций в экономику Удмуртии, тыс. долл.
Благодаря инвестиционной привлекательности возникают дополнительные возможности трудоустройства, увеличивается число вакансий, что способствует повышению производительности труда и приводит к увеличению уровня занятости и заработной платы. Увеличение потенциальной рентабельности влияет на баланс сравнительных экономических условий и усиливает миграцию рабочей силы, которая, в свою очередь, будет изменять приоритеты инвестиционного поведения секторов промышленности.
Иностранные инвестиции играют ключевую роль в процессах перемещения технологий и знаний технологического характера. Но возможность их привлечения во многом зависит от политики властей: условий ведения бизнеса, параметров инвестиционного климата, состояния инфраструктуры. При этом необходимо, чтобы иностранные инвестиции сопровождались не только передачей передовых технологий, способствующих модернизации технологической базы, но и способностью ориентироваться на косвенные выгоды, связанные с развитием человеческого капитала [1]. В период экономического спада государство не компенсировало снижение инвестиционной активности, как отечественных, так и зарубежных инвесторов: в 2011 г. общий объем иностранных инвестиций составил 52,3% от показателя 2008 г. В 2012 г. произошел резкий спад - снижение общего объема поступлений составило 8,2 раза по сравнению с 2011 г. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций Удмуртии значительно снизилась, а возможности дальнейшего роста невелики. Исходя из этого нет оснований считать их серьезным источником финансирования для промышленности региона.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2013. Вып. 4
Показатели инновационной активности организаций также не внушают особого оптимизма. Региональный срез показывает, что инновационная активность организации Приволжского Федерального Округа превышает средний российский показатель по РФ (табл. 2). По всей видимости, это обусловлено концентрацией машиностроения, наукоемких производств и предприятий ОПК, основу конкурентоспособности которых во всем мире обеспечивают технологические инновации.
Инновационная активность предприятий Удмуртии, хотя и превосходит среднее значение по России, но по сравнению с зарубежными странами число активных организаций остается низким. В Германии аналогичный показатель составляет 65 %, во Франции - 59 %, в Японии - 33 %, Великобритании - 39 %, то есть российские предприятия проигрывают в 3-7 раз. При этом исследования и разработки играют меньшую роль в валовой добавленной стоимости промышленности [3].
Таблица 2
Динамика инновационной активности организаций, %
Территория 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Средняя доля
Российская Федерация 9,9 10 9,4 9,3 9,5
Приволжский Федеральный Округ 11,4 12,8 12,5 12,8 12,3
Удмуртская Республика 14,3 11,9 11,6 15,1 13,2
Примечание. Источник: Росстат. Расчеты автора.
Для региона характерны относительно слабые связи между промышленными предприятиями.
С одной стороны, это сдерживает развитие на основе моделей сетевой и пространственной кооперации, диверсифицирующей окружающие сети фирм. С другой - уменьшает зависимость региональных компаний от негативных изменений конъюнктуры мировых рынков и агрессивных стратегий ТНК. Наличие только одного предприятия лидера (либо предприятий лидеров одной отрасли), опосредованно определяющего экономическую, продуктовую и инновационную стратегию региона в целом, может негативно сказываться на экономике. Связано это прежде всего с возможностью переноса производств в другие регионы с более высокой привлекательностью, как по величине издержек, так и по институциональным параметрам.
При этом сохраняется высокая концентрация предприятий, относящихся к военно-промышленному комплексу. Их конкурентные преимущества, связи и компетенции, как существующие, так и потенциальные, сложно поддаются анализу, а перспективы развития зависят в большей степени от реализации государственного заказа, что в контексте устойчивости их развития в новых условиях является, скорее, позитивным фактором. Потенциальные проблемы отраслей ОПК региона, связанные с ВТО, могут быть обусловлены прежде всего ослаблением позиций предприятий поставщиков промежуточных продуктов и полуфабрикатов. Кроме того, рынок продукции ВПК характеризуется монополистическими чертами, принимающими в отдельных случаях форму двойной монополии, а конкурентоспособность на международном уровне часто определяется военно-политическими и стратегическими факторами. В этой связи ориентация прежде всего на внутренний спрос будет определять базовые стратегии развития отдельных предприятий и, соответственно, сети связанных фирм. Об этом свидетельствуют недавние меры, направленные на структуризацию отрасли.
Таким образом, эффективные структуры в промышленности могут возникнуть преимущественно в цепочках, формирующих импортозамещение, так или иначе контролируемых зарубежными фирмами. Кроме того, многие из них не соответствуют сложившимся моделям и структуре разделения труда, и их нельзя замкнуть в рамках региона. При этом конкуренция может стимулировать региональные промышленные предприятия, если они располагают современными технологиями производства и управления, а возможность устойчивого развития тем меньше, чем больше технологическое отставание отрасли от мировых лидеров. В этой связи возможно сокращение ряда производств, ориентированных преимущественно на внутренний спрос. Исходя из этого можно говорить о закреплении позиций региона в мировом разделении труда в качестве поставщика природных ресурсов и товаров с низкой степенью переработки и добавленной стоимостью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голиченко О. Модели развития, основанного на диффузии технологий // Вопр. экономики. 2012. № 4. С. 117-131.
2. Гребёнкин И.В. Внешнеторговый потенциал промышленности региона в конкурентной среде ВТО // Проблемы региональной экономики. 2013. № 1-2. С. 210-217.
3. Гребёнкин И.В. Высокотехнологичные инновационные кластеры в российской экономике: есть ли перспективы? // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2013. Вып. 1. С. 29-33.
4. Региональная экономика в условиях ВТО / под общ. ред. д.э.н., проф. О.И. Боткина. Екатеринбург; Ижевск: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2013. 158 с.
5. Резерфорд Т., Тарр. Д. Вступление России в ВТО: Влияние на макроэкономику, отрасли, рынок труда и домохозяйства. URL: http://siteresources.worldbank.org/Resources/Topics/Accession/RussiaWTOAccession
6. Baldwin R. E. Regional economic integration. Handbook of International Economics, 3. Amsterdam: North-Holland. P. 1597-1644.
7. Krugman P.R., Venables A.J. Globalization and the inequality of nations // Quarterly Journal of Economics. 1995. № 110. P. 857-880.
8. Tybout J.R., Westbrook M.D. Trade liberalization and the dimensions of efficiency change in Mexican manufacturing industries // Journal of International Economics. 1994. N 39. P. 53-78.
Поступила в редакцию 01.10.13
I.V. Grebenkin
Regional industrial development and WTO
The article considers current questions of a regional economic development in the conditions of the world economy globalization and aggravation of competition. The basic peculiarities of the regional industry system and prospects of development in WTO are revealed in the present paper.
Keywords: Industrial growth, regional economy, WTO.
Гребёнкин Игорь Владимирович,
кандидат экономических наук, научный сотрудник
Удмуртский филиал Института экономики УрО РАН 426000, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: [email protected]
Grebenkin I.V., candidate of economics research officer
Udmurt branch of Institute of economy UB RAS 462000, Russia, Izhevsk, Lomonosova st., 4 E-mail: [email protected]