Научная статья на тему 'Промышленный франчайзинг как фактор развития воспроизводственного потенциала экономических систем'

Промышленный франчайзинг как фактор развития воспроизводственного потенциала экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1533
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
промышленный франчайзинг / организация производства / бизнес – модель / воспроизводственный потенциал / организационно-управленческие отношения / управление / industrial franchising / production organization / business model / reproduction potential / organizational and managerial relations / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т. А. Головина, А. В. Полянин, И. Л. Авдеева

В статье исследуется рынок промышленного франчайзинга в России. Выделяются его возможности и преимущества для развития производственных систем в регионах. Авторами сделан вывод о том, что современные тенденции развития экономического пространства реализуются в создании дочерних предприятий, торговле патентами и ноу-хау, а также формировании франчайзинговых сетей. Рынок франчайзинга стимулирует добросовестную конкуренцию, увеличение потребительского спроса на качественную продукцию и дает возможность прогнозировать потребительское поведение населения. С экономической точки зрения франчайзинг является очень эффективной формой организации бизнеса, способствует кооперации крупных и мелких предприятий. В отношениях между сторонами по договору франчайзинга присутствует глубокая экономическая заинтересованность друг в друге. Промышленный франчайзинг предполагает передачу технологий производства сырья и изготовления готового продукта, т.е. выпуск изделий под торговой маркой франчайзера. Одним из основных достоинств такого рода франчайзинга являются проверенные технологии, которые будут обеспечивать качественное производства продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL FRANCHISING AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE REPRODUCTIVE POTENTIAL OF ECONOMIC SYSTEMS

The article examines the market of industrial franchising in Russia. Its capabilities and advantages for the development of production systems in the regions are highlighted. The authors conclude that modern trends in the development of the economic space are implemented in the creation of subsidiaries, trade in patents and know-how, as well as the formation of franchise networks. The franchising market encourages fair competition, increases consumer demand for quality products and makes it possible to predict consumer behavior of the population. From an economic point of view, franchising is a very effective form of business organization that promotes cooperation between large and small enterprises. In the relationship between the parties to the franchise agreement there is a deep economic interest in each other. Industrial franchising involves the transfer of technologies for the production of raw materials and manufacturing of the finished product, i.e. the production of products under the franchisor's trademark. One of the main advantages of this kind of franchising are proven technologies that will ensure high-quality production.

Текст научной работы на тему «Промышленный франчайзинг как фактор развития воспроизводственного потенциала экономических систем»

Sources:

1. An analytical report on the results of monitoring the status and development of the competitive environment in the spa and tourist market of the Krasnodar Territory // https://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii/files/2.3-trebov4-2018.pdf

2. Murashko N.A. (Marina Lepina - interviewer) On the strategic directions of development of the sanatorium complex of Russia // Who is who in medicine, 2018. No. 2 (91).

3. The development strategy of the sanatorium and resort complex of the Russian Federation, approved by order of the Government of the Russian Federation dated November 26, 2018 No. 2581-r // http://static.government.ru/media/files/KetnqpARr0nt6bA2F3wZe1dHjsA5aWDb.pdf

4. The state register of the resort fund of the Russian Federation // https://kurort.rosminzdrav.ru/

5. Kolpakov A.S. The current state and prospects for the development of the spa industry // Who is who in medicine, 2017. No. 2 (85).

6. The resort and tourist complex of the Krasnodar Territory 2014-2018. [Text]: Stat.sb. - Krasnodar: Krasnodarstat, 2019 .-

- 88 p.

7. Order of the Government of the Russian Federation of September 5, 2015 No. 1738-r (as amended on September 17, 2016) "On the approval of the standard for the development of competition in the constituent entities of the Russian Federation" // http://static.government.ru/media/files/EPhsiaffQIT8bK1Eov94GawSO179HxFI. pdf

8. Rating of the development level of the sanatorium-resort and tourist complex, (Association of Health Tourism and Corporate Health) // https://aotrf.ru/projects/rating/

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00010

Т.А. Головина - заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления, д.э.н, профессор Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, golovina_t78@mail.ru,

T.A. Golovina - Head of the department of management and public administration, professor central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

А.В. Полянин - профессор кафедры менеджмента и государственного управления, д.э.н, профессор Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, polyanin.andrei@yandex.ru,

A.V. Polyanin - Professor of the department of management and public administration, professor central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

И.Л. Авдеева - доцент кафедры менеджмента и государственного управления, к.э.н., доцент Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, i-avdeeva-i@yandex.ru,

I.L. Avdeeva - Assistant professor of the department of management and public administration, аs-sistant professor Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ INDUSTRIAL FRANCHISING AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE REPRODUCTIVE POTENTIAL OF ECONOMIC SYSTEMS

Аннотация. В статье исследуется рынок промышленного франчайзинга в России. Выделяются его возможности и преимущества для развития производственных систем в регионах. Авторами сделан вывод о том, что современные тенденции развития экономического пространства реализуются в создании дочерних предприятий, торговле патентами и ноу-хау, а также формировании франчайзинговых сетей. Рынок франчайзинга стимулирует добросовестную конкуренцию, увеличение потребительского спроса на качественную продукцию и дает возможность прогнозировать потребительское поведение населения. С экономической точки зрения франчайзинг является очень эффективной формой организации бизнеса, способствует кооперации крупных и мелких предприятий. В отношениях между сторонами по договору франчайзинга присутствует глубокая экономическая заинтересованность друг в друге.

Промышленный франчайзинг предполагает передачу технологий производства сырья и изготовления готового продукта, т.е. выпуск изделий под торговой маркой франчайзера. Одним из основных достоинств такого рода франчайзинга являются проверенные технологии, которые будут обеспечивать качественное производства продукции.

Annotation. The article examines the market of industrial franchising in Russia. Its capabilities and advantages for the development of production systems in the regions are highlighted. The authors conclude that modern trends in the development of the economic space are implemented in the creation of subsidiaries, trade in patents and know-how, as well as the formation of franchise networks. The franchising market encourages fair competition, increases consumer demand for quality products and makes it possible to predict consumer behavior of the population. From an economic point of view, franchising is a very effective form of business organization that promotes cooperation between large and small enterprises. In the relationship between the parties to the franchise agreement there is a deep economic interest in each other.

Industrial franchising involves the transfer of technologies for the production of raw materials and manufacturing of the finished product, i.e. the production of products under the franchisor's trademark. One of the main advantages of this kind of franchising are proven technologies that will ensure high-quality production.

Ключевые слова: промышленный франчайзинг, организация производства, бизнес - модель, воспроизводственный потенциал, организационно-управленческие отношения, управление.

Keywords: industrial franchising, production organization, business model, reproduction potential, organizational and managerial relations, management.

Процесс воспроизводства, постоянно повторяющийся цикл созидательной деятельности, при которой создается и периодически воспроизводится экономический продукт с его последующим потреблением в масштабе отдельного взятого предприятия или производства страны в целом. Одним из способов повышения экономической стабильности национальной промышленности является развитие воспроизводственного процесса.

Ключевой детерминантой обеспечения экономической безопасности промышленных предприятий должно быть решение проблемы поиска финансовых ресурсов, необходимых для осуществления научно-технической и инновационной деятельности. Для решения этого вопроса необходимо привлекать различные источники финансирования, такие как кредитование банков и небанковских финансово-кредитных учреждений, а также франчайзинг. В направлении более масштабного использования новых финансовых источников необходимо видеть мощные резервы повышения эффективности функционирования финансового механизма, например, использовать промышленный франчайзинг.

Франшиза в сфере производства на современном этапе развития считается весьма интересным и перспективным направлением, суть которого заключается в следующем. Если бизнесмена заинтересовала франшиза в производстве, и он ее приобрел, он обязуется не только использовать соответствующий бренд для реализации продукции под данной торговой маркой, но также придерживаться технологий франчайзера, производя продукцию.

Франшиза в сфере производства способна принести выгоду и прибыль не только сторонам франчайзин-гового договора, но также и определенному региону и, соответственно, государству, поскольку развитие экономики напрямую зависит от стабильного роста производства.

Сотрудничество между компаниями в рамках производственной франшизы предполагает максимально тесное сотрудничество и строгое соблюдение технологического цикла, для чего каждый задействованный сотрудник франчайзера обязан пройти подготовку и в дальнейшем выполнять инструкции по производству уникальных товаров.

По данным исследования Franshiza.ru, рынок франчайзинга в России за последний год вырос рекордно -на 19% (в 2018 году - на 5%, ранее - стабильно на 10-12% год к году). В начале 2018 года насчитывалось 1900 продавцов франшиз, в начале 2019-го уже 2250. В тоже время активно продают свои франшизы только 1000 компаний. Структура франчайзинга в России приведена на рисунке 1. Кроме того, за последние десять лет изменилась география происхождения франчайзеров (компаний — владельцев бренда): в 2008 году 80% продавцов франшиз было из Москвы, в 2019-м доля региональных проектов составляет уже 72% [9,11].

33%

■ Услуги бизнесу и

населению

■ Розничная торговля (непродовольственн

ые товары)

■ Общественное

питание

■ Розничная торговля (продовольственные

товары)

■ Производство, строительство

Рисунок 1 - Структура франчайзинга в России, 2019 год [11]

Одной из основных тенденций последних нескольких лет является использование пищевыми производствами (молочным, мясным, кондитерским и др.) франшизы для развития собственной розничной сети. В 2019 году этот тренд заметно усилился, собственная розничная сеть для производителей - один из основных каналов продвижения. Однако ее развитие, особенно в других регионах, требует оперативного управления. Развитие

сети магазинов по франшизе позволяет увеличивать количество торговых точек под собственной торговой маркой в максимально короткие сроки, и оперативно наращивать обороты продукции». При этом ведение бухгалтерии, наем сотрудников, заказ продукции, проведение инвентаризации и прочие вопросы оперативного управления производитель, по ее словам, делит с франчайзи.

Росту пищевых производств способствовали импортозамещение и продовольственное эмбарго. На этом фоне растет спрос на франшизы этой категории, и интерес потребителей к продукции российского производства.

В крупных городах России уже достигнут определенный предел насыщения рынка франшиз. В структуре малого и среднего бизнеса доля франшиз, выросла примерно до 20%, и рост ее связан с упрощением условий покупки франшиз, гибкости компаний — владельцев бренда.

Интерес франчайзеров к небольшим городам России с населением около 150 тыс. человек действительно растет: они оптимизируют условия коммерческой концессии и предлагают облегченные форматы сотрудничества. Наибольшей популярностью со стороны франчайзи пользуются проекты с инвестициями до 1,5-2 млн руб. Инвестиции в проекты стоимостью менее 700 тыс. руб., рассматриваются хозяйствующими субъектами как альтернатива наемному труду, и по сути являются развитием самозанятости [11].

В последние десятилетия наметилась тенденция появления сложных франчайзинговых предложений, которые хорошо представлены с точки зрения рекламы франшизы, но не имеющее обоснования по развитию бизнес - модели в условиях высококонкурентного рынка, а в противоположность этому продаваемые фран-чайзинговые предложения основаны на предположении о гарантированном спросе и завышенных ценах для конечного покупателя. Встречается также огромное число франшиз, программа развития которой не имеет правовой основы для деятельности - товарные знаки и промышленные образцы не зарегистрированы и не имеют охранного режима, предложение франшизы строится не на коммерциализации патента или полезной модели, принадлежащей франчайзеру, а на сервисе продаже сырьевых материалов по заведомо завышенным ценам, ассортиментной матрицей франчайзер вынуждает франчайзи к прямым поставкам, но при оценке конъюнктуры рынка существующие предложения по сырью и материалам чаще удобны и обладают большей ценностью, что нивелирует идею франчайзинга, как возможности снижения риска при выходе на рынок.

Что касается зарубежной истории развития франчайзинга, то в каждой стране свои правила взаимодействия франчайзи и франчайзера. В целом можно выделить основные элементы, присущие практически всем системам. Во - первых это наличие продукта или услуги, который завоевал популярность среди потребителей. Во - вторых это наличие имени (торговой марки), завоевавшего лояльность потребителя, в- третьих, способность к тиражированию, то есть возможность заинтересовать использованием отработанной системы потенциальных франчайзи.

Франчайзинг развивается в большинстве крупных стран мира. Одними из самых развитых стран в данной отрасли являются США, Франция, Тайвань и др. Развитие франчайзингого бизнеса в данных странах не только расширяет национальные границы, но и делает определенный вклад в ВВП страны [1].

В настоящее время независимо от отрасли, почти каждое второе европейское предприятие - это франшиза. Франчайзинг охватил даже такие сферы, как страхование и бухгалтерия, а также оптика и фармацевтика.

Италия, страна с высоким уровнем жизни и покупательской способностью - это одна из первых европейских стран, оценившая преимущества франчайзинга. Данная система была полностью адаптирована к местному рынку уже в конце 70 х годов. В частности, в 1978 году на итальянском рынке работали 15 франчайзинго-вых сетей, а в 1989 году уже около 200 франчайзеров предлагали своим потенциальным партнерам приобрести франшизы на разных условиях. На тот же период в других странах Европы франчайзинговые предприятия только начали появляться. Все же, наиболее интенсивное развитие пришлось на 90 годы 20 века [8]. В настоящее время итальянский рынок становится одним из самых привлекательных для развития международного франчайзинга, поскольку обладает огромным и нерастраченным еще потенциалом для развития. Самые предпочтительные направления деятельности - детские товары, франшиза итальянской одежды, продукты питания и туризм. здесь есть бренды из США, Великобритании, Канады, Франции, Германии, Португалии. Но особенно много торговых марок из Испании. Затем, по популярности идут португальские и французские бренды.

Регулирует франчайзинговые отношения, содействует в решении споров, оказывает поддержку Assofranchising Italiana - Итальянская Ассоциация Франчайзинга. Организация была создана в 1971 году и в числе других 17 международных ассоциаций входит в состав EFF - Европейской федерации франчайзинга [8].

Существует три категории членства в Ассоциации:

- действующий член (эффективные франчайзеры, которые представляют на рынке лучшие франшизы.);

- временный член (франчайзер с хорошими перспективами);

- почетный член.

Assofranchising представляет, защищает и продвигает экономические, социальные и профессиональные интересы участников франчайзинговых систем. При этом все действия совершаются строго в рамках Этического кодекса Ассоциации.

Итальянский франчайзинг, по определению Assofranchising, является системой взаимодействия между компаниями, которые остаются экономически и юридически независимыми друг от друга. Франчайзи, присоединяясь к сети, сохраняют свою управленческую и организационную автономность, но берут на себя обяза-

тельства использовать ноу-хау франчайзера, его торговую марку и имидж. Этот инновационный метод охватывает самые разные секторы итальянского рынка, а его значимость в экономике страны возрастает. С момента своего основания Итальянская Ассоциация франчайзинга тесно сотрудничает с учреждениями и организациями со схожими интересами. Поэтому Assofranchising предоставляет своим членам консультации и поддержку в разных сферах: юридической, финансовой и т.п. Периодически организуются дебаты, круглые столы, конференции, на которых обсуждаются проблемы франчайзинга.

Великобритания является лидером среди других стран Европы по количеству франчайзи и франчайзеров. Особенно динамично стали развиваться сети ресторанов национальной кухни и тематические рестораны. В топе 20 самых крупных франшиз: Макдоналдс, Burger King, Body Shop и др.

Уже в 1999 году оборот франчайзинга Великобритании с годовым приростом в 17% составил 8,9 млрд. фунтов стерлингов. Было зарегистрировано 642 франчайзера и 35 200 франчайзи, 90% франшиз оказались прибыльными [1].

Особенности подбора франчайзи в Великобритании - самая главная помеха в подборе франчайзи - это отсутствие стартового капитала, в стране трудно купить франшизу недорого. Самый полезный инструмент для привлечения франчайзи - Интернет, 78% франчайзеров имеют собственный веб-сайт, далее по эффективности идет такое средство коммуникации, как «из уст в уста». Работает сайт-партнер БАФ - Whichfranchise.com, он выпускает справочники и руководства, помогающие потенциальным партнерам в мире франчайзинга найти друг друга. В среднем каждый франчайзер проводит собеседование с 7,2 потенциальными франчайзи, прежде чем подберет подходящего кандидата. Основные причины отказа: «недостаточный капитал», «отсутствие энтузиазма», «отсутствие деловой хватки» [2].

К основным направлениям развития франчайзинга в России необходимо отнести увеличение доли малобюджетных франшиз с вложениями до одного миллиона рублей. Одна из причин востребованности малобюджетных франшиз с минимальными вложениями - интерес со стороны молодого поколения потенциальных инвесторов.

Одной из положительных тенденций рынка франчайзинга является усиления конкуренции, которая связана с ростом числа региональных франшиз. Для рынка франчайзинга РФ с учетом региональной специфики характерно неравномерное распределение бизнеса, которая в основном сосредоточена в городах Москва и Санкт-Петербург [11]. В основном после внедрения своих проектов на столичных рынках предприниматели начинают продвигать его и в регионах.

Вышесказанные причины привели к снижению доли франшизам иностранных брендов, связанная со следующими обстоятельствами. Во-первых, копированию концепций иностранных брендов. Во-вторых, рост количества российских франшиз. В настоящее время на местах малые и средние предприятия франчайзинг рассматривают не только как способ развития собственного бизнеса, но и как инструмент вывода своей продукции в другие регионы.

Главной целью стартапов является получение как можно большего объема прибыли, чего можно добиться посредством производства продукции и услуг высокого качества, рационально сформированной организационной структуры, квалифицированного персонала и др. Однако главным аспектом привлечения большей клиентуры, а, соответственно, и дохода, является узнаваемость бренда. Для того что бы достичь высоких результатов и сохранить их требуется осуществление вложений в деятельность организации, подходящее образование, наработанный опыт в данной сфере, позволяющий руководству принимать грамотные решения, направленные на снижение различного рода рисков, возникающих в ходе функционирования организации. Однако, зачастую, бизнесмены, которые только начинают свое дело не имеют опыта в ведении производственного бизнеса, занимаются продвижением организации неэффективно и терпят неудачи.

Для того, чтобы оградить себя от существенных убытков, начинающим предпринимателям следует обратить свое внимание на возможность приобретения франшизы, так как вероятность получения убытков по результатам деятельности у организаций, созданных в рамках франчайзинга значительно ниже, чем у отдельных вновь образованных предприятий [5].

Рост количества проектов с использованием ресурсосберегающих и экологических технологий характеризует востребованность производственного франчайзинга в России.

В настоящее время наибольшим интересом пользуются франшизы по следующим направлениям производства: автохимия; продукты питания, резиновая плитка, стройматериалы, мебель [6,7]. Промышленный франчайзинг считается наиболее сложным видом такого формата бизнеса, потому занимает на рынке франшиз не более 1% [11].

Принцип данных отношений следующий: предприятие, которое владеет технологией производства какого-либо продукта, продает свое сырье региональным или местным предприятиям. Если следовать строгим критериям, то производственным франчайзингом может именоваться только компания, которая производит уникальный товар и как минимум располагает технологиями франчайзи и ноу-хау.

Небольшая организация в таких отношениях не только работает под брендом франчайзера и занимается реализацией его товаров и услуг, но и включена в цикл деятельности этого крупного предприятия. Ею выполняются все требования, предъявляемые к технологическому процессу, качеству, обучению сотрудников, выполнению плана, отчетности и прочим производственным вопросам.

К субъектам франчайзинговых отношений относятся: финансовые организации, консалтинговые и юридические компании, факторинговые и трастовые компании, страховые и лизинговые компании, арбитражные суды и бизнес- школы и т.д. Финансовые организации служат для предоставления финансовых ресурсов. Банки разрабатывают специальные проекты для поддержания франчайзинговых систем. Следующий элемент -трастовые компании, они осуществляют доверительное управление имуществом франчайзера.

В лизинговые компании часто обращаются франчайзи, так как он, в большинстве случаев должен переоборудовать помещение под формат франчайзера, но свободных денежных средств на приобретение оборудования у них нет.

Данной формой франчайзинга предусматривается близкий контакт франчайзи и франчайзера, детальная регламентация деятельности и высокая степень ответственности со стороны малого предприятия [3]. Пример таких отношений - завод, который разливает безалкогольные напитки. В данной сфере этот вид франчайзинга представлен наиболее широко. Каждый региональный или местный разливочный и упаковочный завод, это франчайзи основной организации. Всем известным представителем производственного франчайзинга является компания «Coca-Cola», которая выпускает фирменные напитки на своих заводах по всей России. «Coca-Cola» в данном случае, только передает вновь открытым предприятиям концентраты и технологию изготовления, а управлением занимаются ее партнеры [7].

Выделим принципы взаимодействия субъектов промышленного франчайзинга:

- ответственность с обеих сторон франчайзинговых отношений;

- отлаженная система поставок;

- регулярность и своевременность выплат;

- соблюдение правил конфиденциальности информации;

- поддержание контроля;

- поддержание репутации компании;

- обеспечение конкурентных преимуществ;

- ориентация на долгосрочные партнерские взаимоотношения.

Говоря о преимуществах такого франчайзинга, следует отметить, что здесь используются проверенные технологии, современное производство, надёжные поставщики сырья и оборудования, но большим минусом является то, что на первоначальном этапе требуются большие затраты на закупку дорогостоящего оборудования и поиске подходящего промышленного помещения.

Схема отношений при промышленном франчайзинге приведена на рисунке 2.

.'. I ' . j Производитель сырья

Производители готовой продукции

или

■Ц ■] Обладатель прав

Производитель сырья

Производители готовой продукции

или

; ■ ÜII ■ J Обладатель прав

Производитель сырья

Производители готовой продукции

£

Рисунок 2 - Схема отношений при промышленном франчайзинге

В варианте I франчайзером выступает производитель сырья. Однако на практике чаще всего обладателем прав выступает предприятие, не являющееся производителем сырья или готовой продукции, и схема отношений реализуется по варианту II или III. Необходимо отметить, что первоначальные затраты и паушальные взносы в системе фрайчайзинговых отношений довольно велики, ведь франчайзи предоставляет уникальную технологию, на разработку которой он потратил немало ресурсов. В связи с этим окупаемость производственных франшиз составляет полтора- два года.

Возможности и преимущества промышленного франчайзинга для российских производителей приведены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Возможности и преи^щества промышленного франчайзинга

Система франишЗзонгооых отношеаиоидэаст Поаьнптороль в обеопеченоч кооперации между крупными о малыши фщ)мaми,oсрбeонoвиpoизвoдотоeниоЧ сфере, йто интепмрюошпшя форма крупного и малого предпринимательства, н которой учитывается неоТходимый Tтeанс ркономичепких иннерепон обеих сторон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание производственный франшиз, предлагаемый на территории Российской Федерации приведено в таблице 1 [6,11].

Производство по франшизе в настоящее время может быть реализовано по одному из следующих способов [4]:

1. Франчайзи способствуют узнаваемости и продвижению бренда в регионах, работают на прием заказов, которые передают в головной офис. При ртом последний является владельцем всех производственные мощностей. Пример - компании Saros Design, «Двери гранит», «Карельский монумент», Card Zavod. В данном варианте франчайзи получает возможность пользоваться оригинальной продукцией, не зависит от импорта и поставок продукцииа, свободен от организации производственного процесса. Франчайзеру же не нужно тратиться на организацию дочернего производства.

Стоит отметить, что при формировании набора услуг франчайзер руководствуется основным принципом - рто предоставление такой услуги или набора услуг, которая действительно необходима франчайзи, а не заставлять покупать его ненужные ему услуги.

2. Франчайзи открывает полноценный цех по производству продукции со всеми его преимуществами и рисками. Стоит отметить, что такой способ подходит для небольших производств, которые работают на конечного потребителя.

Промышленный франчайзинг является многосоставным и пракннчеoкФ не отличается от самостоятельного открытия стартат по степени сложности. Современные условия российской экономики, характеризующиеся кризисными явлениями и стагнацией, не являются препятствием для развития промышленного франчайзинга, так как быстрый старт, готовая ниша, доступ к разработанным и апробированным методам организации и реализации производства, наработанная клиентура минимизируют риски и определяют достаточно продолжительный жизненный цикл организаций, работающих на условиях франчайзинга.

В тоже время, проблемой является закрытость франчайзеров, которые не торопятся предоставлять соответствующую информацию о том, на каких условиях будет выстроено сотрудничество. Еще одним ограничением сдержанного роста франчайзингового рынка является низкое качество сопровождения проектов в области производственного франчайзинга. Однако консалтинг в ртой сфере в перспективе будет улучшаться с применением IT- технологий при сопровождении производственные проектов.

Таблица 1 - Основные производственные франшизы, предлагаемые на территории Российской Федерации

Область производственной деятельности Название бренда Содержание организационно-управленческих отношений Сфера франчайзи Примечание

Франшиза производства автохимии ХИМ-RUSSIA, прогнозная прибыль -5 000 000 рублей в год. Период окупаемости -12 месяцев. Всего предлагается 7 различных укомплектованных пакетов производства. В одном регионе может открыться только одно представительство компании. Право на использование товарного бренда Cobra, пакета химического производства. Документация, маркированная упаковка, оборудование, консультирование и лабораторные исследования. Франчайзи сам выбирает нишу, в которой ему комфортнее работать -химия для авто, бытовые средства, аэрозоли, антифриз

Производство текстиля TOLSTOYWEAR Производство форменной одежды, корпоративной или для сообществ. Оборудование для пошива. Индивидуальные лекала. Расходники. Сертификаты. Консультации.

Производство плитки АртПрайм Ведение бизнеса под узнаваемым брендом. Производственные «фишки». Договора сбыта продукции.

Производство мебели АЖО, прогнозная прибыль до 2 000 000 рублей. Период окупаемости -18 месяцев.

Таким образом, промышленный франчайзинг является перспективной бизнес - моделью для развития различных видов производств в России, способной приносить прибыль. В тоже время для его устойчивого развития необходимо формирование прозрачной схемы взаимодействия субъектов франчайзинговой системы с учетом региональной и муниципальной поддержки по внедрению франчайзинговой модели организации бизнеса.

Источники:

1. Walker B.J, Etzel M.J The Internationalization of US Franchise Systems// Journal of Marketing. -2016. -№ 37. - рр.

529-540.

2. Алиев О.М. Анализ развития франчайзинга в зарубежных странах // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 9. - С. 143-147.

3. Балахонцев А.А. Формирование инфраструктуры франчайзингового бизнеса в России // Вопросы гуманитарных наук. - 2016. - №3. - С. 63 - 67.

4. Безуглова М.Н., Еременко И.А., Марков И.Р. Франчайзинг как форма организации бизнеса//Вектор экономики. - 2017. - № 8 (14). - С. 25.

5. Величко В.В. Франчайзинг как форма взаимодействия крупного и малого бизнеса в России // Проблемы развития современного предпринимательства. - 2018. - № 2. - С. 50-54

6. Дынжанская М.В., Лукша И.М. Современная ситуация на рынке франчайзинга в России: тенденции и перспективы // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 10. - С. 96-101

7. Кибирева, А.А. Франчайзинг как способ организации и ведения бизнеса / А.А. Кибирева // Вестник магистратуры. - 2016. - №5-3(32). - С. 57 - 59.

8. Международная Ассоциация франчайзинга [Электронный ресурс]. - URL http://worldfranchiseassociates.ru/ (дата обращения: 04.01.2020).

9. Мусин У.Р. Роль франчайзинга в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. №3. С. 221-225.

10. Панюкова В.В. Преимущества и недостатки применения франчайзинга для российских предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. -№ 6. - С. 88-93

11. Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) [Электронный ресурс]. - URL: http://rusfranch.ru/ (дата обращения: 04.01.2020).

Sources:

1. Walker B. J, Etzel M. J The Internationalization of US Franchise Systems// Journal of Marketing. -2016. - No. 37. - PP.

529-540.

2. Aliyev O. M. Analysis of franchising development in foreign countries / / international journal of applied and fundamental research. - 2017. - No. 9. - Pp. 143-147.

3. Balakhontsev A. A. Formation of franchising business infrastructure in Russia / / Questions of Humanities. - 2016. -No. 3. - P. 63 - 67.

4. Bezuglova M. N., Eremenko I. A., Markov I. R. Franchising as a form of business organization / / Vector of economy. -2017. - No. 8 (14). - P. 25.

5. Velichko V. V. Franchising as a form of interaction between large and small businesses in Russia / / Problems of development of modern entrepreneurship. - 2018. - No. 2. - Pp. 50-54

6. Danzansky M. V., Luksha I. M. the current situation on the market of franchising in Russia: trends and prospects // Fundamental research. - 2017. - No. 10. - Pp. 9б-101

7. Kibireva, A. A. Franchising as a way to organize and conduct business / A. A. Kibireva / / Bulletin of the magistracy. -201б. - No. 5-3(32). - P. 57 - 59.

8. International Association of franchising [Electronic resource]. - URL http://worldfranchiseassociates.ru/ (accessed: 04.01.2020).

9. Musin U. R. the Role of franchising in the development of small and medium-sized businesses in the region. Series "Economics and environmental management". 2015. No. 3. Pp. 221-225.

10. Panyukova V. V. Advantages and disadvantages of franchising for Russian enterprises / / Marketing in Russia and abroad. - 2014. - No. б. - Pp. 88-93

11. Russian Association of franchising (RAF) [Electronic resource]. - URL: http://rusfranch.ru/ (accessed: 04.01.2020).

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00011

Д.М. Горлов - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, kovalenko0801@yandex.ru,

D.M. Gorlov - Candidate of Economics, Associate Professor of Management, Kuban State Agrarian UniversitynamedafterI.T. Trubilina;

Л.В. Коваленко - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, kovalen-ko0801@yandex.ru,

L.V. Kovalenko - Candidate of Philosophy, Senior Lecturer, Department of Management, Kuban State Agrarian Universitynamed after I.T. Trubilina.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ USE OF TIME MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF THE MODERN HEAD

Аннотация. в статье рассмотрен механизм использования в деятельности руководителя инструментов, механизмов и приемом тайм-менеджмента. При использовании современных технологий тайм-менеджмента учитывается необходимость для руководителя осуществлять свою профессиональную деятельность в режиме многозадачности. Необходимо учитывать ориентацию управленческого воздействия как на самого руководителя, так и на трудовой коллектив, в том числе и каждого отдельного работника. Применение технологий тайм -менеджмента позволяет не только экономить рабочее время руководителя и сотрудников организации, но и увеличивать индивидуальную и общую производительность труда, формировать корпоративную культуру, а также развивать самодисциплину. Необходимо адаптировать инструменты тайм-менеджмента под особенности управления организацией, учитывать ее экономическую и организационную специфику.

Annotation. The article discusses the mechanism of using tools, mechanisms and methods of time management in the head's activities. When using modern time management technologies, the need for the leader to carry out his professional activities in multitasking mode is taken into account. It is necessary to take into account the orientation of the managerial impact on both the manager himself and the work collective, including each individual employee. The use of time management technologies allows not only to save the working time of the head and employees of the organization, but also to increase individual and overall productivity, form a corporate culture, as well as develop self-discipline. It is necessary to adapt the time management tools to the particularities of managing the organization, taking into account its economic and organizational specifics.

Ключевые слова: руководитель, тайм-менеджмент, технология, механизм, инструмент, метод, подход, управление

Keywords: leader, time management, technology, mechanism, tool, method, approach, management

Управление временем, или тайм-менеджмент, представляет собой основную составляющую системы личной эффективности для любого человека. Осуществления как профессиональной, так и творческой деятельности невозможно без навыков самоорганизации. Тайм-менеджмент является практическим руководством к действию, благодаря которому можно определить профессиональные и личностные приоритеты, создать видение успеха.

Разработка действенных мотиваций позволяет не просто беречь время, а развиваться как личности. Самодисциплину можно определить как жизнь по строгим правилам, которые человек устанавливает для себя, в своих собственных интересах. Такие жесткие рамки, как ни странно, не ограничивают личность. Напротив, использование технологий тайм-менеджмента олицетворяет приобретение свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.