Научная статья на тему 'Франчайзинг как вид экономических отношений между субъектами управления'

Франчайзинг как вид экономических отношений между субъектами управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / FRANCHISE / ФРАНЧАЙЗИ / FRANCHISEE / ФРАНЧАЙЗЕР / FRANCHISOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников Андрей Викторович

В работе уточнено понятие франчайзинга; определены этапы становления франчайзинга и взаимосвязь между франчайзером, франчайзи, субфранчайзи; дана авторская классификация франчайзинга; представлены модели франчайзинга с дифференцированным и интегрированным видом франчайзера, схема мультибрендового франчайзинга; представлены варианты развития франчайзинга: 1) без динамического развития, посредством динамики; 2) посредством статики; 3) посредством динамики и самофинансирования (трансфертных цен). Работа носит теоретический характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Franchising as a Form of Economic Relations between the Control Subjects

This theoretical work clarified the concept of franchising; stages of a franchise defined the relationship between the franchisor and franchisee and the establishment of sub-franchisee; author's franchise classification is proposed in the work; franchising model with a differentiated and integrated view of the franchisor as well as multi-brand franchising scheme are described in the work. There are variants of franchising development: 1) with and without dynamic development; 2) static; 3) dynamics and self-financing (transfer pricing).

Текст научной работы на тему «Франчайзинг как вид экономических отношений между субъектами управления»

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ

Плотников Андрей Викторович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», 614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, 29 plotnikov-av@mail.ru

В работе уточнено понятие франчайзинга; определены этапы становления франчайзинга и взаимосвязь между франчайзером, франчайзи, субфранчайзи; дана авторская классификация франчайзинга; представлены модели франчайзинга с дифференцированным и интегрированным видом франчайзера, схема мультибрендового франчайзинга; представлены варианты развития франчайзинга: 1) без динамического развития, посредством динамики; 2) посредством статики; 3) посредством динамики и самофинансирования (трансфертных цен). Работа носит теоретический характер.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзи, франчайзер.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из эффективных интегрированных корпоративных форм взаимодействия торговых компаний является «франчайзинг». Само понятие «франчайзинг» в Российской Федерации законодательно не регулируется, его смысловая нагрузка отражена в понятии «коммерческая концессия», регулируемом Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) в главе 54 (Коммерческая концессия)*. Понятие франчайзинга заключается в предоставлении права или лицензии компанией-правообладателем в пользу получателя лицензии по обоюдному согласию на определенных обеими сторонами условиях.

В качестве методов исследования выступили изучение ГК РФ, изучение отечественной и зарубежной литературы, графический метод, метод классификаций.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

А.Е. Кисленко [1] определил франчайзинг как форму хозяйственной интеграции малых и круп-

ных компаний, основанную на долгосрочном сотрудничестве двух или нескольких независимых хозяйствующих субъектов, при которой крупная компания предоставляет на возмездной основе индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав в течение срока действия договора — франшизы. Д.А. Малахов [2] дал более широкое понятие франчайзинга как формы договорного обслуживания между юридическими лицами. С.В. Тейванов [3] определил франчайзинг как интегрированную систему объекта институциональной экономики с наличием хозяйственных связей между франчайзером и франчай-зи. Франчайзингом является реализация маркетинговой стратегии компании, когда компания (франчайзер) передает независимому лицу или компании (франчайзи) исключительное право (франшиза) на реализацию своего продукта или услуги. Франчайзер имеет

право на осуществление контроля над качеством бизнеса и обязан предоставлять для франчайзи необходимую маркетинговую стратегию, обучение персонала, организацию продаж за выплату единовременных стартовых платежей (паушальный взнос) и роялти. На основе франчайзинга происходит децентрализация управления объектами и сокращение издержек на реализацию функции контроля [4]. На основе снижения контроля в системе франчайзинга могут возникать отклонения от единых стандартов и правил обслуживания потребителей [5].

В данной интегрированной форме передающая права компания называется франчайзер (имеется также вариант написания как «франчайзор»**), компания, принимающая права — франчайзи. Как правило, франчайзер крупнее франчайзи. Суть франчайзинга в распределении коммерческих рисков между участниками отношений, где первоначальные риски несет франчайзер на организацию собственного бизнеса.

* Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016), глава 54 (Ст. 1027-1040).

** Этический кодекс Ассоциации Франчайзинга [Электронный ресурс] http://www.rarf.ru.

Франчайзинг является демократичной интегрированной формой, где поставщик и реализатор несут риск. С другой стороны, совершенствование стандартов требует добросовестного исполнения своих обязанностей.

Постоянная выплата франчайзеру за использование торговой марки называется роялти. Необходимо отметить, что в системе франчайзинга не всегда присутствует выплата единовременных стартовых платежей и роялти (например: сеть «Спортмастер»). Ввиду этого, данное определение не может полностью охватывать систему франчайзинга с отсутствием различного рода выплат. В результате предлагается дополнить концевую трактовку в определении: «...за выплату единовременных стартовых платежей и (или) роялти или с отсутствием различного рода выплат».

М.Л. Коршунова [6] характеризует роялти как плату за преимущества, получаемые от использования объектом, не находящимся в собственности франчайзи, и компенсация франчайзеру за потерянную долю рынка. Под объектом автор понимает интеллектуальную собственность франчайзера, в которую входит: разработка маркетингового плана, сбытовой политики, мерчандайзинга, кадрового плана, стратегия и тактика компании. Из вышеотмечен-ного выявляется отсутствие продаваемых товаров в сумме роялти. Это означает отличие роялти от первоначального взноса.

Существует два вида платежей: первым является первоначальный взнос, направленный на покрытие первоначальных расходов и организацию бизнеса;вторым — текущие отчисления от части прибыли.

В некоторых компаниях используют сразу два вида платежей.

При отсутствии первоначального взноса увеличивается временной период окупаемости вложенных средств франчайзера. Динамика переходит в статику бизнеса из-за отсутствия дополнительных средств.

При отсутствии постоянных роялти франчайзер лишается стабильного дохода. В результате при изменении маркетинговой политики компании, франчайзер не получает доходов, а только тратит свои средства на поддержание и развитие бизнеса франчайзи.

Преднамеренные отказы от первоначального взноса и роялти могут быть уместны при массовой сбытовой политике одной или многих компаний.

Франчайзи выплачивает роялти франчайзеру с прибыли:

Пф = П - Р,

фи '

где

Пфи - это чистая прибыль франчайзи;

П — прибыль компании без вычета роялти; Р — роялти.

В интегрированной форме франчайзинга вступительный взнос со стороны франчайзи является

фильтром от ненадежных и неперспективных потенциальных фран-чайзи.

В российской экономике постепенно развиваются интегрированные формы франчайзинга. Интегрированные формы бизнеса, образуемые с помощью сотрудничества крупной и малых компаний дают преимущества, где влияние малых компаний повышают положительный эффект в виде гибкости бизнеса, оперативности при принятии решений, а крупная компания является оптимальным средством для привлечения заемных средств. Особенностью становления франчай-зинговых интегрированных форм в России являются: неразвитость франчайзи, отсутствие начального капитала.

А.Е. Кисленко [7] разработал три этапа становления оптимальной модели франчайзинга в российских компаниях (рис. 1):

1-й этап: организация материнской и дочерней компаний, установление между ними хозяйственной связи по договору — франшизы. Суть этапа в пробной реализации модели франчайзинга. На данном этапе возникают первые трудности, вносятся изменения в действия общей модели.

Рис. 1. [рафическое изображение этапов становления франчайзинга по А.Е. Кисленко

2-й этап: происходит четкое обособление франчайзера, начинается поиск потенциальных франчайзи и заключение договоров с ними. Формирование модели франчайзинга в режиме реального времени указывает на сильные и слабые стороны функционирования франчайзи.

3-й этап: в прогрессивном развитии модели франчайзинга возникает потребность создания новых координационных центров, отвечающих за реализацию субфраншиз для субфранчайзи. Франчайзи становится посредником между франчайзером и суб-франчайзи (рис. 2).

Модель франчайзинга является оптимальным вариантом для начального уровня бизнеса.

Преимущества развития фран-чайзинговой интегрированной формы:

♦ эффективное распределение товаров и услуг;

♦ снижение затрат на управленческую деятельность;

♦ динамика бизнеса; известность торговой марки;

♦ упрощение процессов доставки и закупки товаров.

Vishag Badrinarayanan, Taewon Suh и Kyung-Min Kim [8] в своей работе определили, что основное значение для успеха франчайзин-говой деятельности и улучшения репутации бренда оказывает формирование взаимоотношений между франчайзером и франчай-зи. Недостатки развития франчай-зинговой интегрированной формы являются жесткость стандартов для франчайзи и потеря контроля со стороны франчайзера. Нарушение стандартов на локальном рынке также приводит к искажению репутации бренда.

В мировой практике существует различная классификация франчайзинга (рис. 3).

От классификации франчайзинга зависит область деятельности и комплекс прав для оснований деятельности. Производственный франчайзинг направлен на создание определенного продукта путем распределения труда по специализации, увеличения объемов и снижение издержек на производство, специфике и интересам сегментных групп рынка. Предпосылками развития производственного франчайзинга послужили:

♦ снижение жизненного цикла товаров;

♦ отсутствие знаний о спросе на локальных территориальных подразделениях;

♦ увеличение конкурентов на рынках сбыта.

Торговый франчайзинг направлен на розничную реализацию товаров конечным потребителям. Предпосылками развития торгового франчайзинга послужили:

♦ отсутствие схем сбыта на автономных локальных территориальных подразделениях;

♦ переход к массовой реализации товаров;

♦ выявление спроса населения на автономных локальных территориальных подразделениях;

♦ требования потребителей к идентификации продукции.

Рис. 2. Функционирование модели франчайзинга X - роялти по договору франашизы между франчайзи и франчайзером; Y - роялти по договору субфраншизы между франчайзи и субфранчайзи; Z - не изымаемая часть роялти (Y) по договору франшизы между франчайзи и франчайзером.

Классификация франчайзинга

По постоянным отчислениям

По

первоначальному взносу

с постоянным отчислением

без постоянного отчисления

По видам деятельности

первоначальным взносом

торговый _

без

первоначального взноса

сервисный _

производственный -1

По форме организации

По

функционированию

распределение _

_ прямой

Бизнес-формат _

_ субфранчайзинг

По развитию и географии

последовательный

международный

национальный

Рис. 3. Классификация франчайзинга

с

Сервисный франчайзинг направлен на реализацию услуг в зависимости от стандартов, требований и специфики. Предпосылками в данном случае являются:

♦ появление спроса на сопровождающие услуги;

♦ выявление потребности в комфорте;

♦ разделение населения по классовым признакам. Распределительный франчайзинг направлен на реализацию товаров произведенных франчайзером.

Франчайзинг бизнес-формата направлен на более сложное взаимодействие франчайзи с потребителем, так как кроме сбыта франчайзи может заниматься производством, маркетингом, реализацией сервисных услуг.

В практике функционирования франчайзинга выделяют следующие формы:

♦ прямой франчайзинг предполагает развитие бизнеса и передачу прав франчайзи функционирующему на определенной территории для реализации общей стратегии;

♦ последовательный франчайзинг в котором франчайзи может модернизировать систему франчайзинга и открывать новые предприятия — франчайзи;

♦ субфранчайзинг основывается на отношениях трех хозяйствующих субъектов: франчайзер — франчайзи — субфранчайзи;

♦ мастерфранчайзинг является уникальной формой франчайзинга в которой франчайзер заключает договор коммерческой концессии с субфранчайзером на обособленной территории, и в дальнейшем субфранчайзер реализует право на заключение договоров с множеством фран-чайзи.

Наряду с франчайзингом существуют следующие формы сотрудничества: филиалы и дилеры. Для выявлений преимуществ системы франчайзинга перед другими формами сотрудничества с головной компанией необходимо провести описательные характеристики филиалов и дилеров. Филиалы лояльно относятся к рекламе общего бренда, но на нее не тратят собственных средств. Филиал по своей сути является монопредставителем головной компании. Дилеры пренебрегают рекламой для одного бренда, являются самостоятельными компаниями и, в случае необходимости рекламы конкретной торговой марки, используют собственные средства. Их независимость от головной компании может сказаться на внезапном прекращении сотрудничества. Франчайзи более заинтересован в рентабельности бизнеса, так как несет личный риск, соответственно не может нанести риск франчайзеру (исключения составляет репутация, имидж). Франчайзинг является венчурным бизнесом, вследствие чего банковские структуры редко идут навстречу франчайзи для поддержки малого бизнеса. И в то же время, на основе принципа информативности модели «принципал-агент», Manuel Gonzalez-Diaz, Vanesa

Solis-Rodriguez [9] утверждают, что франчайзинг является дешевым и эффективным финансовым инструментом в отличие от привлечения пассивных инвесторов, не участвующих в хозяйственной деятельности объекта.

Достижение цели в бизнесе, основанном на франчайзинге, происходит гораздо чаще, чем в организации собственного бизнеса. На практике доказана актуальность развития районного и территориального вида франчайзинга, где франчайзи за свой счет открывает несколько торговых точек и ведет с франчайзером одну маркетинговую стратегию. В данном виде франчайзинга отсутствует внутрибрендовая конкуренция и целью франчайзера является поиск оптимального фран-чайзи.

На рисунке 4 изображена модель франчайзинга, в которой франчайзер является производителем и реализатором, подписывающим франшизу без первоначального взноса о совместной деятельности с франчайзи для оперативной продажи товара. Франчайзи выступают розничными торговыми компаниями — связующими звеньями между франчайзером и потребителями товаров одной торговой марки. Данная модель бизнеса эффективнее

Рис. 4. Модель франчайзинга с интегрированным видом франчайзера

обычных дистрибуторов, так как они реализуют товары различных производителей, а франчайзи — товары одного бренда. Преимущество данной модели для франчайзи заключается в бесплатном получении маркетингового, сбытового и других планов компании-франчайзера, также франчайзи получает бесплатные консультации специалистов и помощь в организации бизнеса.

На рисунке 5 показана модель франчайзинга, в которой франчайзер является автономной оптовой торговой компанией, берущей на себя обязанности логистики и поставки товаров от различных производителей. Производители товаров, в данной модели, заинтересованы в реализации собственной продукции по крупному каналу сбыта, которым является франчайзер. С помощью франчайзера производственные компании экономят средства на содержание управленческого аппарата подразделения сбыта. Франчайзер и франчайзи являются приоритетными каналами сбыта товаров предприятий A, B, C, D.

В двух вышерассмотренных моделях интегрированной формы франчайзинга, в основном, нет четкой проработанной маркетинговой политики. Франчайзи в будущем времени для развития бизнеса реализуют не только рекомендованные франчайзером методы сбыта, но и собственные, ориентированные на опыт фран-чайзи и особенности локального территориального рынка.

Данные модели развития франчайзинга рекомендованы компаниям — франчайзи, для которых свобода выбора и возможность принятия управленческого решения при ведении бизнеса является приоритетом в построении деловых отношений.

В начале организации интегрированной формы франчайзинга необходимо воспользоваться простой, но эффективной моделью (рис. 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модель франчайзинга в сфере торговли раскрывает основные

операции функционирования франчайзера и франчайзи.

Для совершенствования сетевого франчайзинга рекомендуется создать несколько брендов под эгидой одной компании — общей торговой марки. Положительный

Рис. 5. Модель франчайзинга с дифференцированным видом франчайзера

Рис. 6. Простая модель франчайзинга в сфере торговли

где

Т - товарная продукция;

Фр - франшиза - франчайзинговый договор, технологии; Дфр - Денежные средства франчайзера; Дфи - Денежные средства франчайзи.

Рыночная ниша по географическому признаку

Рис. 7. Модель мультибрендового франчайзинга

эффект заключается в создании разноплановой продукции — муль-тибрендовой структуры. Суть изображена на рисунке 7. На первом этапе функционирования мо-нобрендового франчайзинга рыночная ниша по географическому признаку занята франчайзи и конкурентами. У каждой конкурентоспособной компании свои условия выхода на рынок: условия аренды, перевозки товаров и др. При формировании второго этапа — мультибрендового франчайзинга — происходит монополизация рыночной географической ниши. Данное явление происходит с помощью комплексного размещения товарных категорий всех рыночных сегментов. Формируется единая маркетинговая политика и льготы для вступления на рыночную нишу.

С помощью модели мультибрен-дового франчайзинга происходит экономия средств на стартап и маркетинг, снижается стоимость аренды торговых, складских и подсобных площадей на основе интеграции.

Для формирования данной модели необходимо затратить большое количество средств и сил. С другой стороны, реализацией франшиз каждого бренда или торговой марки товара могут заниматься отдельные компании и специализированные компании по продажам готового бизнеса. Для потенциальных франчайзи место сбыта определяется маркетинговым планом франчайзера.

При формировании эффективной модели франчайзинга в сфере торговли необходимо учесть специфику данной интегрированной формы: договорные отношения, использование общих стандартов, маркетинговое планирование. Для оптимизации и организации работы франчайзи необходимо

совершенствовать законодательную базу и кредитные условия для малого бизнеса.

Предполагается взаимодействие франчайзера с банком для получения кредитов на открытие торговых точек — франчайзи (рис. 8). После получения кредита имущество, требуемое для организации бизнеса, принадлежит франчайзеру до полного покрытия расходов. Иными словами, вся модель франчайзинга, имущество всех торговых компаний принадлежит франчайзеру до времени, когда франчайзи выкупит бизнес у франчайзера. При отсутствии заявленной суммы у потенциального франчайзи собственность остается во владении у франчайзера — головной компании.

Далее рассмотрим варианты развития франчайзинга без динамического развития (рис. 9).

Данная схема развития франчайзинга имеет место, так как франчайзи со временем и опытом осознает значимость создания собственного пути развития. Создание системы франчайзинга по образцу, где в первом ( I ) периоде функционирует одна система франчайзинга. Во втором ( II ) периоде, посредством времени, может произойти два варианта развития событий. В первом случае к системе франчайзинга подключится субфранчайзи, тем самым произойдет развитие бизнеса. Либо второй случай, в котором франчайзер во втором периоде потеряет франчайзи, а вышеот-меченный франчайзи путем приобретения опыта организует собственную систему франчайзинга, в которой появится новый фран-чайзи, не участвующий в первом периоде.

БАНК

Рис. 8. Взаимодействие модели франчайзинга с банком I II

О

время

О

о

Рис. 9. Вариант развития франчайзинга без динамического развития

Из вышеотмеченного формируются две схемы развития франчайзинга с различными показателями влияния. Первая схема характеризует развитие франчайзинга посредством динамики, вторая — развитие франчайзинга посредством статики.

На рисунке 10 показано развитие франчайзера и франчайзи в системе франчайзинга, в которой посредством развития и динамики возникают новые договорные отношения с субфранчайзи.

Рисунок 11 характеризует статичную эволюцию системы франчайзинга при которой не возникают новые отношения с субфранчайзи. В будущем времени франчайзи от франчайзера отделяется и становится независимым франчайзером посредством полученного опыта организации бизнеса. У франчайзера в прошедшем времени возникают новые отношения с новым франчайзи посредством опыта реализации франшиз. Из двух схем оптимальной является развитие франчайзинга посредством динамики. Необходимо также отметить, что развитие франчайзинга посредством статики возникает из-за отсутствия материальных и управленческих ресурсов, способствующих развивать компанию.

Вданной модели франчайзинга франчайзи (II уровень) может создать собственную франшизу и выступать в роли франчайзера (I уровень) для других франчайзи (II уровень), а также может реали-зовывать право на организацию бизнеса для субфранчайзи (III уровень) (рис. 12).

При системном самофинансировании возникает цикличная финансово-хозяйственная деятельность, в которой все расходы покрываются из собственных средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По анализу литературы определили несколько видов франчайзинга: торговый (передача торговой франшизы); производственный (стандартизированное производство); деловой (передача франшизы в сфере услуг); районный (передача франшизы для хозяйственной деятельности на определенной территории); конверсионный (расширение сети с прямым контролем со стороны франчайзера); субфранчайзинго-вый (организация франчайзи с правом продажи субфраншиз).

Каждый из видов франчайзинга объединяет наличие франчайзера, франчайзи и взаимовыгодных отношений между ними.

На основе системы франчайзинга происходит динамичное развитие компании, увеличивается лояльность хозяйствующих субъектов в рамках системы франчайзинга, появляется независимость совокупности элементов от воздействия внешней среды и их факторов. Появление новых направлений бизнеса способствует развитию самостоятельности и автономности.

франча йзер

франчайзи

развитие динамика

франча йзер

франч айзи

субфранчайзи

Рис. 10. Развитие франчайзинга посредством динамики

франча йзер

франчайзи

■____

стабильность статика

франча йзер

франчайзи

О

Франчайзер* (бывший франчайзи)

франчайзи

Рис. 11. Развитие франчайзинга посредством статики | I | | франчайзер ^

I

II франчайзи

ресурсы для функционирования франчайзера

II франчайзи

субфранчайзи

1

франчайзи

субфранчайзи

субфранчайзи

франчайзер

франчайзер

субсубфранчайзи

франчайзи

франчайзи

Рис. 12. Модель франчайзинга посредством динамики и самофинансирования (трансфертных цен) I, II, III, IV - уровни хозяйствующих субъектов в системе франчайзинга.

+

+

I

ЛИТЕРАТУРА

1. Кисленко А.Е. Совершенствование процесса управления крупными и малыми промышленными предприятиями на основе франчайзинга. — Самара: Самарский гос. Ун-т, 2008.

2. МалаховД.А. Франчайзинговая стратегия развития малого предпринимательства. — СПб.: Санкт-Петербургская академия управления и экономики, 2008.

3. Тейванов С.В. Региональная диверсификация бизнеса на основе стратегии развития франчайзинга. — Краснодар: Кубанский гос. Технологич. Ун-т, 2008. — 153 с.

4. Mariz-Perez Rosa Maria. Growth and survival: Evidence from Spanish franchising // Procedia — Social and Behavioral Sciences, Volume 65, 3 December 2012, pp. 58-63, http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.11.091.

5. Utgard J., NygaardA., Dahlstrom R. Franchising, local market characteristics and alcohol sales to minors // Journal of Business Research, Volume 68, Issue 10, October 2015, pp. 2117-2124, http://dx.doi.org/10.1016/j.jbusres.2015.03.010.

6. КоршуноваМ.Л. Повышение уровня развития франчайзинга на предприятиях сферы услуг. — Новосибирск: Новосиб. Гос. Ун-т эк. И упр-я «НИНХ», 2009. — 125 с.

7. Кисленко А.Е. Указ. соч.

8. Badrinarayanan V., Suh T., Kyung-Min Kim, Brand resonance in franchising relationships: A franchisee-based perspective // Journal of Business Research, Volume 69, Issue 10, October 2016, pp. 3943—3950, http://dx.doi.org/10.1016/ j.jbusres.2016.06.005.

9. Gonzalez-Diaz M., Solis-Rodriguez V. Why do entrepreneurs use franchising as a financial tool? An agency explanation / / Journal of Business Venturing, Volume 27, Issue 3, May 2012, pp. 325—341, http://dx.doi.org/10.1016/ j.jbusvent.2011.03.001.

Franchising as a Form of Economic Relations between the Control Subjects Plotnikov Andrei Viktorovich,

Associate Professor, Ph.D. in Economics, Department of Management and Marketing, Perm National Research Polytechnic University, Komsomolsky Avenue 29, Perm, 614990, Russia (plotnikov-av@mail.ru)

This theoretical work clarified the concept of franchising; stages of a franchise defined the relationship between the franchisor and franchisee and the establishment of sub-franchisee; author's franchise classification is proposed in the work; franchising model with a differentiated and integrated view of the franchisor as well as multi-brand franchising scheme are described in the work. There are variants of franchising development: 1) with and without dynamic development; 2) static; 3) dynamics and self-financing (transfer pricing).

Keywords: franchise, franchisee, franchisor.

REFERENCES

1. Kislenko, A.E. (2008) Improved large and small industrial enterprises management process on the basis of franchising. Samara, Samara State. Univ. Publ., 2008.

2. Malakhov, D.A. (2008) Franchise Strategy of development of small entrepreneurship. Saint Petersburg, Saint-Petersburg Academy of Management and Economics Publ., 2008.

3. Teyvanov, S.V. (2008) Regional business diversification based on franchise development strategy. Krasnodar, Kuban State Technological Un-t Publ., 2008, 153 p.

4. Mariz-Perez, Rosa Maria (2012) Growth and survival: Evidence from Spanish franchising. Procedia — Social and Behavioral Sciences, Volume 65, 3 December 2012, pp. 58-63. Available at: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.11.091.

5. Utgard, J.; Nygaard, A.; Dahlstrom, R. (2015) Franchising, local market characteristics and alcohol sales to minors. Journal of Business Research, Volume 68, Issue 10, October 2015, pp. 2117-2124. Available at: http://dx.doi.org/10.1016/ j.jbusres.2015.03.010.

6. Korshunova, M.L. (2009) Increasing the level of development of franchising in the service industries. Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management Publ., 2009, 125 p.

7. Kislenko, A.E. (2008) Op. cit.

8. Badrinarayanan, V.; Suh, T.; Kyung-Min, Kim. Brand resonance in franchising relationships: A franchisee-based perspective. Journal of Business Research, Volume 69, Issue 10, October 2016, pp. 3943—3950. Available at: http://dx.doi.org/ 10.1016/j.jbusres.2016.06.005.

9. Gonzalez-Diaz, M.; Solis-Rodriguez, V. (2012) Why do entrepreneurs use franchising as a financial tool? An agency explanation. Journal of Business Venturing, Volume 27, Issue 3, May 2012, pp. 325-341. Available at: http://dx.doi.org/ 10.1016/j.jbusvent.2011.03.001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.