Научная статья на тему 'Промышленные комплексы: состояние и прогноз развития'

Промышленные комплексы: состояние и прогноз развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пустыльник Петр Наумович

Рассмотрена эволюция системы управления региональными промышленными комплексами и представлен прогноз развития промышленности на основе теории волнового развития социумаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article is reviewed the evolution of the system management of regional industrial complexes, and is given the forecast of the development of industry based on wave theory of social development

Текст научной работы на тему «Промышленные комплексы: состояние и прогноз развития»

УДК 330.147:338.45

П.Н. Пустыльник

ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ: СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ

Национальная экономика России как сложно-структурированная система состоит из подсистем разного уровня - макро-, мезо- и микро, в каждой из которых можно выделить промышленную и социальную сферы. На мезоуровне можно выделить региональные промышленные комплексы - группы промышленных кластеров, расположенных на территории конкретного региона и объединенных деятельностью, которая направлена на повышение конкурентоспособности региональной экономики с целью развития не только промышленной сферы, но и социальной.

Постоянно возникающие в России после 1989 г. кризисные ситуации различной природы обусловили актуальность проблемы прогнозирования развития региональных промышленных комплексов. Теория волнового развития промышленности начала формироваться с исследования деятельности отдельных предприятий и отраслей в конце XVIII века. В 1886 г. в предисловии к английскому изданию «Капитала» Ф. Энгельс отметил: «Постоянно повторяющиеся с 1825 по 1867 гг. десятилетние циклы застоя, процветания, перепроизводства и кризиса, кажется, действительно прекратились, но лишь затем, чтобы повергнуть нас в трясину крайней безнадежности - перманентной и хронической депрессии» [1, с. 31].

В течение XIX-XX вв. были разработаны концепции циклов различной продолжительности: короткие - 3 и 3,5 года (Mitchell Wesley C., Burns Arthur F., Kitchin Joseph, Hansen Alvin Harvey); средние - 7-11 лет (Karl Marx, Juglar Clement, Н.Д. Кондратьев, Л.А. Мендельсон, Hansen Alvin H., Gerhard Mensch); длинные - 45-55 лет (Karl Marx, Н.Д. Кондратьев, Joseph Alois Schum-peter, Gerhard Otto Mensch) и циклы - 20-25 лет (Simon Kuznets).

Составим прогноз периодов средних экономических циклов для России на основе допуще-

ния: точность определения года окончания цикла уменьшается на один год, начиная с третьего цикла (см. табл. 1).

Таблица 1

Оценка периодов средних экономических циклов в РФ

Экономический цикл Начало, год Окончание, год

Первый 1990 1998

Второй 1998 2008

Третий 2008 2017-2018

Четвертый 2017-2018 2026-2028

Пятый 2026-2028 2035-2038

Шестой 2035-2038 2043-2047

Ввиду возможности в XXI в. новых угроз необходимо постоянно оснащать вооруженные силы новыми видами оружия, а стратегическое планирование развития региональных промышленных комплексов осуществлять с учетом повторяющихся кризисов в экономической, финансовой и политической сферах.

Сравним объемы отдельных видов промышленной продукции, производимой по федеральным округам РФ, вычисляя доли от общего производства в натуральных единицах измерения [2] (см. табл. 2).

Как видим, в большинстве случаев СЗФО занимает третье место, но, к сожалению, в публикациях Росстата нет подробных данных по судостроению, авиастроению, котлостроению, турбиностроению и т. д.

При оценке уровня развития экономики необходимо выбрать интегральный экономический индикатор. Й.А. Шумпетер сделал вывод, что для экономического цикла «существенным является волнообразное движение конъюнктуры, а не "кризис". ... Лучшим показателем

Таблица 2

Доля продукции федеральных округов в промышленном производстве РФ в 2009 г., %

Вид продукции (производство или добыча) ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДВФО

Электроэнергия, млн МВт • ч 21 10 7 4 18 16 20 4

Нефть, тыс. т 7 2 21 62 4 4

Уголь, млн т 4 2 1 84 9

Сталь, тыс. т 20 17 3 9 37 13 1

Готовый прокат черных металлов, тыс. т 22 18 10 36 13 1

Металлорежущие станки, шт. 27 11 57 4 1

Легковые автомобили, тыс. шт. 16 20 5 59

Примечание . В таблице даны сокращенные названия федеральных округов.

состояния конъюнктуры является потребление стали: то есть этот показатель, открытый и разработанный Шпитгофом, я ... считаю правильным» [3, с. 319]. Можно предположить, что в XXI в. генерация электроэнергии также является интегральным индикатором (см. рис. 1).

Электроэнергия - энергетическая основа современной экономики. Низкая доля экспорта электроэнергии (2 %) косвенно подтверждает недостаточный запас генерирующих мощностей в электроэнергетике РФ, что является сдерживающим фактором развития промышленности. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г. привела к росту цен на электроэнергию в Алтайском регионе «с 40-50 до 80-90 копеек за киловатт-час» [4], что потребовало вмешательства руководителей РФ с целью регулирования цен на рынке электроэнергии. Кроме того, катастрофа на СШ ГЭС актуализировала проблему прогнозирования техногенных аварий и обновления оборудования.

По плану ГОЭЛРО-2 в период до 2020 г. должно быть построено не менее 120 энергоблоков на ТЭС, 23 новых ГЭС с 443 энергоблоками, а также 37 ядерных реакторов (ЯР) по базовому варианту или 42 ЯР по максимальному варианту. Этот план реализовать невозможно без развития энергомашино-строения.

Атомное машиностроение развивалось одновременно со строительством АЭС, но после

аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. изготовление оборудования для АЭС приостановлено до 2002 г., из-за чего ОАО «Атоммаш» (г. Волгодонск) прекратило изготовление корпусного оборудования для АЭС. В сентябре 2010 г. в цехах ОАО «Ижорский завод» изготовлен корпус ЯР ВВЭР-1200 с периодом эксплуатации 60 лет для Ново-Воронежской АЭС-2. Однако авария на АЭС «Фукусима-1» в Японии в 2011 г. приостановила развитие атомной энергетики в мире, что обострило конкуренцию на рынке оборудования АЭС.

Если период эксплуатации технологического оборудования принять как оценочную характеристику вероятности возникновения аварии в случае превышения расчетного срока службы, то можно выявить потенциально опасные энергетические объекты.

В России на 01.01.2011 г. работало 32 энергоблока, из которых: 15 ЯР АЭС превысили паспортный срок эксплуатации; 12 ЯР израсходовали эксплуатационный ресурс на 70-100 %; два ЯР израсходовали эксплуатационный ресурс на 40-70 %; три ЯР израсходовали менее 40 % эксплуатационного ресурса; 27 ЯР нуждаются в замене.

На ОАО «Ижорский завод» запланировано изготовление шестнадцати корпусов ЯР для России и четырех - на экспорт. Так как цикл изготовления одного корпуса ЯР составляет три года,

Рис. 1. Динамика производства электроэнергии и стали 1 - производство электроэнергии, млн МВт • ч; 2 - производство стали, млн т

а в год может быть изготовлено не более двух корпусов (при одновременном запуске в производство), то до 2020 г. можно изготовить 1618 %. Для своевременной замены ЯР необходимо восстановить ОАО «Атоммаш», проектировавшееся для одновременного изготовления восьми корпусов ЯР.

Предприятия энергетического машиностроения РФ структурированы в машиностроительные корпорации: холдинг «Атомэнергомаш», ОАО «Энергомашкорпорация», ОАО «Объединенные машиностроительные заводы», ОАО «Силовые машины» и т. д.

Отметим, что частично заказы энергетического машиностроения выполняются на различных предприятиях судостроительной отрасли.

Государственная корпорация ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» структурирована в три центра судостроения и судоремонта: западный (г. Санкт-Петербург), северный (г. Северодвинск) и дальневосточный (г. Владивосток) [5].

В 2011 г. эта корпорация планирует выкупить у управляющей компании «Объединенная промышленная корпорация» ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» (г. Санкт-

Петербург). Кроме того, эта компания владеет ОАО «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург) и ОАО «КБ Айсберг».

В 2005 г. руководство РФ предприняло попытку интенсифицировать экономические преобразования в стране путем образования Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ) [6]. Данный законодательный акт должен был изменить программы стратегического развития предприятий и корпораций. В 2009 г. Федеральное агентство по управлению ОЭЗ было упразднено с передачей функций Минэкономразвитию [7].

Неэффективность современного управления машиностроительными предприятиями подтверждается данными о выплате дивидендов по привилегированным акциям (см. табл. 3). По данным годовых отчетов предприятий, перечисленных в табл. 3, выплата дивидендов по обыкновенным акциям не осуществлялась, кроме ОАО «КТЗ» в 2006 г.

Напомним, что 23 октября 2000 г. губернатор Санкт-Петербурга В.А. Яковлев подписал закон «О зоне экономического развития "Ижо-ра"», согласно которому резиденты зоны освобождались на 10 лет от уплаты налога

Таблица 3

Выплата дивидендов по привилегированным акциям ОАО, руб.

ОАО 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

СФ «Алмаз» 5,93 4,09 8,9 0,55 5,53 4,84 1,51

ЗНТ 0 0 0 0 0 0

СМ 0 0 0 0 0 0 0 0

КТЗ 6 0 0 0

АФ 0

ПСЗ 0 0

БЗ 0 0 0 0

ИЗ 8,5 0 0 0 3,8 0 0 0

О-Ю 0 0 0

ОСК 0 0

Сокращения в таблице: ЗНТ - завод «Нижегородский теплоход»; СМ - «Силовые машины»; КТЗ - «Калужский турбинный завод»; АФ - «Адмиралтейские верфи»; ПСЗ - Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»; БЗ - «Балтийский завод»; ИЗ - «Ижорский завод»; О-Ю - «ОРМЕТО-ЮУМЗ»; ОСК - «Объединенная судостроительная корпорация».

на имущество и налога с владельцев транспортных средств в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга. Подписание этого закона активизировало создание на территории ОАО «Ижорский завод» малых предприятий, но не привело к увеличению объемов выплат дивидендов.

Рассмотрим этапы эволюции системы управления предприятиями РФ:

- до 1988 г. - централизация с отраслевым управлением;

- 1988-1992 гг. - децентрализация с разрушением отраслевого управления и разрывом связей между предприятиями;

- 1992-2000 гг. - централизация с внедрением корпоративного управления предприятиями на основе формирования дивизионов (продуктовых, региональных); управляющие компании корпораций стали контролировать снабжение и сбыт предприятий как торговые дома;

- 2001-2011 гг. - централизация на основе корпоративного управления и переводом предприятий (ОАО) в ранг производственных площадок.

Юридической основой первого этапа трансформации системы управления промышленными предприятиями стало принятие в 1986 г. поста-

новления ЦК КПСС и Совмина [8], которое предоставило право производственным объединениям создавать организации для осуществления экспортно-импортных операций с применением принципа хозрасчета.

К 2011 г. крупные промышленные предприятия объединились в корпоративные структуры с иерархической системой управления. В качестве примера рассмотрим систему управления ОАО «Ижорский завод» (см. рис. 2).

В 1992 г. началась приватизация предприятия, в 1998 г. оно вошло в состав ОАО «Объединенная машиностроительная корпорация», которое создано на основе ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения», а в 2005 г. в корпорации внедрена дивизиональная схема управления из четырех дивизионов: «Атом», «Горное оборудование», «Спецсталь» и «Урал-маш-промуслуги».

Блок предприятий данной корпорации, ориентированный на судостроение, планировалось выделить в пятый дивизион, но создание ГК ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» привело к выводу судостроительных заводов из его состава. Следовательно, формирование

Рис. 2. Управление предприятиями некоторых регионов в 2010 г.

государственных корпораций в отраслях, стратегически важных для России, меняет структуру частных корпораций.

В 2007 г. сформирована машиностроительная корпорация «УралМаш» на базе ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения» и ОАО «ОРМЕТО-ЮУМЗ», разделенных на шесть дивизионов. МК «УралМаш» изготавливает оборудование для БН-800 для четвертого блока Белояр-ской АЭС (поставка в 2012 г.).

В новой схеме управления заводы превращены в производственные площадки, изготавливающие продукцию, а прибыль остается в распоряжении собственников основных фондов (управляющие компании контролируют финансовые потоки), что и объясняет отсутствие дивидендов.

Восстановление отраслевого управления машиностроительными и электрогенерирующими предприятиями - это один из путей развития регионов, уменьшения числа управленческих звень-

ев, сокращения бюрократического аппарата и ограничения бесконтрольного присвоения прибыли отдельными лицами. В противном случае, имущественное расслоение населения сформирует предпосылки для социального взрыва с целью перераспределения прав владения собственностью.

Развитие региональных промышленных комплексов должно осуществляться с учетом неизбежности кризисной ситуации с целью построения социально-ориентированной экономической системы, сочетающей как рыночные, так и нерыночные методы управления региональными промышленными комплексами.

Для развития промышленных комплексов СЗФО необходимо развивать энергомашиностроение (реализация плана ГОЭЛРО-2), судостроение (реализация планов возрождения флота), горное машиностроение и металлургию спецсталей. Развитие производства легковых автомобилей (новое направление для СЗФО) должно сопровождаться строительством дорожной сети.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии [Текст] / К. Маркс. - Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1949. - 794 с.

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru

3. Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития. 1937 [Текст] / Й.А. Шумпетер // Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2007. - 864 с. - С. 31-360.

4. В режиме экономии [Текст] // Российская газета. - Столич. вып. № 4977 (153). - 2009. - 19 авг.

5. Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация [Текст] : Указ Президента РФ № 394 от 21.03.2007 г. // Собр. Законо-

дательства РФ. - № 13, ст. 1532. - М., 2007.

6 О федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами [Текст] : Указ Президента РФ № 855 от 22.07.2005 г. // Российская газета -Федер. вып. № 3831. - 2005. - 27 июля.

7. Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации [Текст] : Указ Президента РФ № 1107 от 05.10.2009 г. // Российская газета. -Федер. вып. № 5013. - 2009. - 8 окт.

8. О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями [Текст] : Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР № 991 от 19.08.1986 г. // Свод законов СССР. - Т. 9, ст. 48-3. - М., 1990.

УДК 338.516.22

Т.Г. Батуева

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Решающую роль в структуре развития экономики играют не столько факторы экстенсивного роста экспорта сырья и иных товаров, сколько рост инновационной составляющей экономики и опережающее развитие сектора услуг. При этом традиционные отрасли производства (добыча и первичная переработка сырья, традиционная металлообработка и иные материалоемкие и энергозатратные направления) оказываются ресурсом и в то же самое время объектом технологической модернизации и инновационных схем управления. Их доля в структуре экономики постепенно снижается, оставляя на первом плане, с точки зрения темпов развития, экономику услуг и быстрый рост интеллектуалоемкого (экономика знаний) и технологического (производительность труда и связанные с ней факторы) сегментов.

Выделенные направления являются наиболее перспективными для стратегического развития Республики Бурятия. Несмотря на то, что в настоящее время Республика Бурятия по уровню научно-технического потенциала усту-

пает другим регионам Сибирского федерального округа, высокий образовательный уровень кадров может обеспечить ей возможность в средне- и долгосрочной перспективе стать инновационной площадкой по внедрению современных (опережающих) технологий в сфере жизнеобеспечения и устойчивого роста качества жизни в условиях сурового резко континентального климата.

Инновационное развитие экономики региона предполагает воспроизводство инновационной рабочей силы: подготовку кадров по новым направлениям развития техники и технологии, экономики и управления, повышение роли дополнительного профессионального образования, формирование работников, обладающих инновационными способностями, т. е. умением вырабатывать инновации самостоятельно в процессе трудовой деятельности, находить новое в опыте других и использовать его в своей организации. Истоком инновационного развития рабочей силы в организации является творческое отношение сотрудников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.