Научная статья на тему 'Промышленность Республики Узбекистан: концепция развития и структурные пребразования'

Промышленность Республики Узбекистан: концепция развития и структурные пребразования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1199
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / INDUSTRIAL POLICY / STRUCTURAL TRANSFORMATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухамедов Джасур Давранович, Шипкова Ольга Тарасовна

Конкурентоспособность на мировом рынке и успешное развитие страны в современных условиях с обновленной системой вызовов мирового экономического пространства требуют обновленных подходов к формированию и реализации промышленной политики государства. В статье проведен анализ внешних угроз и внутренних проблем в сложившейся структуре промышленного производства Узбекистана. Рассмотрены основные направления дальнейшего развития и изменения структурного облика промышленности в направлении формирования инновационно-ориентированной структуры промышленного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: DEVELOPMENT CONCEPT AND STRUCTURAL TRANSFORMATIONS

Competitiveness in the world market and successful development of the country in modern conditions with an updated system of challenges of the world economy require renewed approaches to the formation and implementation of industrial policy of the state. The article analyzes external threats and internal problems in the existing structure of industrial production in Uzbekistan. The main directions of further development and changes in the structural appearance of industry, including forming an innovation-oriented structure of industrial production, are considered.

Текст научной работы на тему «Промышленность Республики Узбекистан: концепция развития и структурные пребразования»

УДК 338.45.01

Мухамедов Д.Д., Шипкова О.Т.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И СТРУКТУРНЫЕ ПРЕБРАЗОВАНИЯ

Мухамедов Джасур Давранович, аспирант первого года обучения кафедры экономической теории; Шипкова Ольга Тарасовна,к.э.н., доцент кафедры экономической теории, e-mail: jasurmukhamedov@yandex.ru; Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047 Москва, Миусская пл., д. 9

Конкурентоспособность на мировом рынке и успешное развитие страны в современных условиях с обновленной системой вызовов мирового экономического пространства требуют обновленных подходов к формированию и реализации промышленной политики государства. В статье проведен анализ внешних угроз и внутренних проблем в сложившейся структуре промышленного производства Узбекистана. Рассмотрены основные направления дальнейшего развития и изменения структурного облика промышленности в направлении формирования инновационно-ориентированной структуры промышленного производства.

Ключевые слова: промышленная политика, структурные преобразования, модернизация.

INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: DEVELOPMENT CONCEPT AND STRUCTURAL TRANSFORMATIONS

Mukhamedov J.D., Shipkova O.T.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

Competitiveness in the world market and successful development of the country in modern conditions with an updated system of challenges of the world economy require renewed approaches to the formation and implementation of industrial policy of the state. The article analyzes external threats and internal problems in the existing structure of industrial production in Uzbekistan. The main directions of further development and changes in the structural appearance of industry, including forming an innovation-oriented structure of industrial production, are considered.

Keywords: industrial policy, structural transformation, modernization.

Конкурентоспособность на мировом рынке и успешное развитие страны в современных условиях с обновленной системой вызовов мирового экономического пространства требуют

принципиально новых подходов к формированию и реализации промышленной политики государства. Современный этап развития глобализационных процессов и рыночных преобразований в промышленном секторе национальной экономики обуславливают необходимость разработки качественных подходов к управлению. Решение проблем институциональной организации

функционирования промышленной системы является актуальным для промышленной политики любого государства.

Теоретическое обоснование экономического развития отдельных стран включает принятие во внимание следующих моментов:

1) новые условия принятия решений, создавшиеся для всех экономических субъектов любой страны вне зависимости от уровня ее развития;

2)институциональные условия принятия решений конкретной страны;

3) обусловленность результативности осуществления политики сложившимися институциональными условиями [1].

В связи с этим представляется целесообразным проанализировать экономическую политику Республики Узбекистан с целью определения структурных особенностей промышленной политики страны для выявления ее основных достижений и провалов. Все это позволит в дальнейшем

спроектировать основные направления

совершенствования промышленной политики страны, нацеленной на преодоление структурных основ дисфункций сложившейся промышленной системы.

С момента обретения независимости Узбекистан проводит активную промышленную политику, направленную на смещение фокуса с производства сырьевых товаров с относительно низкой добавленной стоимостью в пользу готовой продукции с более высокой добавленной стоимостью. В основном принимаемые меры связаны с определением приоритетных товаров и отраслей, и соответствующим перераспределением ресурсов.

В целом такой подход способствует структурной перестройке и росту экономики страны. Однако темпы и долгосрочные результаты промышленной политики во многом зависят от того, насколько правильно выбраны целевые товары и товарные группы исходя из существующего потенциала страны.

Основными результатами реализации принятых мер явились: стабильный рост производства промышленной продукции, рост вклада промышленности в прирост ВВП, положительные тенденции в росте инновационного фактора развития промышленности, рост уровня производства высокотехнологичной продукции, повышение эффективности использования ресурсов, а также рост уровня локализации продукции. Объём производства промышленной продукции за этот период возрос более чем в 2,2 раза, среднегодовые темпы прироста продукции составили 9,2%, что на 6,2 п.п. выше

достигнутого уровня промышленного прироста в среднем по странам СНГ [2].

На этапе развития мирового финансово-экономического кризиса (2008-2009 гг.) промышленный сектор Узбекистана

продемонстрировал большую устойчивость развития: если в ведущих странах СНГ был отмечен спад промышленного производства (от 10% и более), то темпы роста промышленности Узбекистана составили 109,0%. Это позволило Узбекистану сохранить лидирующие позиции по темпам промышленного роста среди стран СНГ. Доля добавленной стоимости промышленности

увеличилось в структуре ВВП с 14,2% до 23,6%. Поддержка базовых отраслей позволила сохранить устойчивую динамику роста производства продукции ТЭК, металлургии, химического комплекса и промышленности строительных материалов. Объём производства в этих отраслях возрос более чем 1,6 раза, что позволило сохранить высокий уровень сырьевой обеспеченности страны.положительные сдвиги в структуре промышленного производства.

Среднегодовые темпы прироста отраслей, ориентированных на производство конечной продукции с высокой степенью переработки и готовности на 14,1 п.п. превысили темпы прироста продукции топливно-сырьевых отраслей. Наиболее высокие темпы роста обеспечены в машиностроении

- 124,0%, легкой и пищевой промышленности -114,4%, химико-фармацевтической промышленности

- 126,9%. В результате, только за последние пять лет доля перерабатывающих отраслей в структуре промышленного производства увеличилась с 34,7% до 40,4%, в том числе доля машиностроения увеличилась с 9,8% до 16,3%.Доля инновационной продукции в объеме промышленного производства увеличилась за последние два года с 4,5% до 5,4%. Увеличилась доля инновационной продукции в топливной промышленности с 0,07% до 10,5% промышленности строительных материалов с 3,6% до 9,2%, пищевой и легкой промышленности с 1,1% до 2,6%.

Основным источником финансирования инноваций практически во всех отраслях являются собственные средства, доля которых в среднем по промышленности за последние два года увеличилась с 74,9% до 89,9%. Доля продукции высокотехнологичного сектора в структуре промышленной продукции увеличилась за анализируемый период с 6,1% до 12,8%. Положительное влияние на динамику роста оказали наукоемкие отрасли машиностроения, в том числе промышленность средств связи и

радиоизмерительных приборов, электронная промышленности и производство

электроизмерительных приборов, доля которых увеличилась за этот период с 0,2% до 0,7%. Сохранены позиции химико-фармацевтической отрасли в производственных объёмах высокотехнологичного сектора, на долю которой приходится 0,35%.Доля затрат на топливо и энергию в общей структуре затрат на производство промышленной продукции снизилась с 15,5% до 11,8%.

Наиболее высокий уровень локализации продукции обеспечен в отраслях, ориентированных на производство конечной продукции: по производству автомобилей уровень локализации возрос до 54%, хлопкоуборочных машин до 56%, телевизоров до 47%, холодильников до 40%, сеялок хлопковых до 60%.

Объем производства локализуемой продукции только за последний год увеличился в 2,3 раза, что составило около 16% от объема промышленного производства. В результате реализации свыше 840 проектов в рамках Программы локализации налажено производство более 120 новых видов продукции, в том числе по производству нефтегазового оборудования, компонентов и материалов на базе местного сырья для химической, пищевой и легкой отраслей, промышленности строительных материалов

[3], [4].

Однако достигнутые позитивные результаты находятся под перманентным давлением факторов внешней и внутренней среды, которые могут ослабить или даже нивелировать полученные результаты. Внешние факторы связаны с вызовами и рисками, обусловленными влиянием мирового финансово-экономического кризиса, а также углублением процессов глобализации мировой экономики. Среди них, усиление глобальной конкуренции; ожидание новой волны технологических изменений, усиливающей роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающей влияние многих традиционных факторов роста;а также исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели промышленного развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии [3].

Состоянием мирового финансового сектора и цены на сырьевые товары, экспортируемые республикой являются двумя основными факторами внешней среды, которые вынуждают правительство принимать антикризисные меры. Реализация антикризисных мер по поддержке отраслей реального сектора позволила в целом сохранить положительную тенденцию функционирования промышленности страны. Узбекистан сохраняет свои передовые позиции на международных рынках природного газа, цветных металлов, урана, хлопка, шелка и др.

Внутренние факторы, тормозящие реализацию намеченных целей, связаны с объективной необходимостью крупномасштабной модернизации, продиктованной такими причинами, как наличие значительного парка устаревшего оборудования и сравнительно низкий коэффициент обновления основных производственных фондов.

Несмотря на то, что уровень износа основных производственных фондов в промышленности Узбекистана сократился, эта проблема остается актуальной для экономики. Сравнительный отраслевой анализ степени износа основных фондов показал, что в некоторых отраслях прослеживается положительная динамика сокращения этого показателя (черная металлургия, химическая и

нефтехимическая, машиностроение и

металлообработка, ПСМ, легкая и пищевая). Важнейшими проблемами крупных предприятий остаются вопросы поставки сырья и материалов, сбыта продукции, внедрения инноваций, подготовки кадров, решение которых во многом определяет уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции. Правительством Республики Узбекистан были приняты конкретные финансово-экономические меры по поддержке предприятий реального сектора экономики.

Ряд научных исследований подтвердил, что в долгосрочном плане экспортоориентированная политика имеет преимущество над

импортозамещающей. Как показал анализ, проведенный специалистами Всемирного банка на основе данных по 41 стране за 1963-1985 гг., страны, которые проводили сильную импортозамещающую политику, в долгосрочном плане имели среднегодовой экономический рост не более 1,6%, тогда как страны с сильной экспортоориентацией 67%. Причем эффективность инвестиций в странах с импортозамещающей политикой была в 2 раза меньше, чем в странах, стимулировавших экспорт. А средние темпы роста промышленного экспорта в странах с сильной экспортной ориентацией составляли 14,5-15%, т. е. намного выше по сравнению со странами с сильным импортозамещением, где они равны 3-5 % [5].

За последние 20 лет доля экспорта в общем объеме промышленного производства Узбекистана увеличилась в два раза. Происходят позитивные сдвиги, проявляющиеся в повышении удельного веса высокотехнологичной продукции в товарной структуре экспорта. Наиболее высокая доля экспорта в объеме производства продукции наблюдается в цветной металлургии, легкой промышленности, ТЭК, химической и нефтехимической отраслях. Снижение этого показателя отмечается в машиностроении и металлообработке, что объясняется негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса, который привел к снижению спроса на продукцию автомобилестроения на внешнем рынке.

Важной задачей государственной экономической политики в модернизации промышленной структуры страны является создание благоприятных условий для динамичного инвестиционного процесса. Обновление технологической структуры промышленности возможно лишь в условиях динамичного инвестиционного процесса, что в решающей степени зависит от налоговой, бюджетной и кредитно-денежной политики государства.

Разработка механизмов управления и развития территорий в современной экономике включают решение ключевых проблем, связанных с преобразованием сфер деятельности, развитием бизнес-процессов, решением экологических и социально-экономических вопросов. Разработка механизмов управления социально-экономическим развитием промышленно-развитых территорий

включает проблемы реформирования системы государственных институтов [6].

Поэтому, в контексте обозначенных важнейших задач, с учетом достигнутого уровня развития промышленности Узбекистана в системе мировых координат с использованием индикаторов и критериев безопасного развития, а также, учитывая внешние факторы и имеющиеся проблемы в сложившейся структуре промышленного

производства можно сделать вывод о том, что дальнейшее развитие и изменение структурного облика промышленности Узбекистана должны быть ориентированы на формирование инновационно-ориентированной структуры промышленного производства на основе обеспечения непрерывной модернизации и технологичного обновления предприятий, внедрения инноваций.

Кроме того, создание знаниеёмкого производства обеспечит возможность узбекским производителям успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках в долгосрочной перспективе. Однако, также необходимо понимание со стороны власти объективного выбора приоритетов стратегического развития страны на основе взвешенного подхода с учетом реально располагаемых ею ресурсов и возможностей.

Список литературы

1. Шипкова О.Т., Елизарьев В.Е. Институциональная и поведенческая экономическая теория как научная основа инновационной политики государства // Успехи в химии и химической технологии. - 2015. - Т. 29. -№ 5 (164). - С. 101-104.

2. Официальные данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике URL: stat.uz/ru/opendata (дата обращения - 27.02.2017).

3. Концепция развития и дальнейшего углубления структурных преобразований промышленности Республики Узбекистан на период до 2015 года. URL:http://ifmr.uz/publications/publications-ifmr/ (дата обращения - 27.12.2016).

4. О Программе мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015-2019 годы. URL:

http://special.uzkimyosanoat.uz/ru/documents/preside nts/o-programme-mer-po-obespecheniyu-strukturnyh-preobrazovaniy-modernizacii-i-diversifikacii-proizvodstva-na-2015-2019-gody (дата обращения - 18.04.2017).

5. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ. Руководство / Подред. Дэвида. Г. Тарра. - М. Издательство «Весь Мир», 2006 — 588 с.

6. Вдовенко З.В., Лукьянов О.В., Федоренко А.В. Особенности эффективного управления в промышленном секторе экономики // Транспортное дело России. 2010. № 3. С. 119-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.